Высокое мнение о Деяниях Павла господствует и среди зарубежных учёных. Ещё первый издатель на основании полемики блаженного Августина с Фавстом утверждал историческую достоверность Деяний Павла 23 . К этой аргументации примкнули Фабрициус, Бароний и Тишендорф 24 . Достоинство Деяний защищал Рамсей 25 . В XIX столетии протестант Р. Липсиус попытался обосновать гипотезу И. Тило, предположившего гностическое происхождение апокрифа. Основательной критике его аргументов посвятил несколько страниц И. Артоболевский 26 . После работ К. Шмидта, опубликовавшего Гейдельбергский папирус, эта гипотеза была окончательно отвергнута. Под влиянием аргументации Шмидта изменил свои взгляды и А. Гарнак. Среди католических ученых начала XX века господствовало представление о Деяниях Павла как о добротном церковном произведении 27 . Во второй половине XX века А. Хамман стал рассматривать Деяния Павла как ортодоксальное произведение, вышедшее из среды сирийского монашества и использовавшееся для катехитических целей 28 . Даже либеральные теологи отмечают, что в апокрифических Деяниях Павла собраны устные предания, восходящие к апостольскому веку 29 . Наконец, современные зарубежные учебники, посвящённые новозаветной литературе, прямо называют Деяния Павла произведением “кафоли­чес­ким, назидательным и антигностическим” 30 . Всё сказанное о Деяниях Павла следует отнести и к Мученичеству святого апостола Павла. Это произведение использовали историки Церкви и святые Отцы, на него ссылается Евсевий Кесарийский 31 , его использует для толкования Посланий апостола Павла святитель Иоанн Златоуст 32 . Мученичество является частью апокрифа, но насколько значителен церковный и научный авторитет Деяний Павла, настолько же, если не больше, значим и авторитет Мученичества святого апостола Павла. Важнейшие рукописи 33 Греческий текст Мученичества сохранился в двух рукописях. Первая, Р, происходит из монастыря святого Иоанна Богослова на о. Патмос, 48, in quatro, 412 листов. Она датируется IX в. Рукопись написана плохо, но имеет большое значение как свидетель текста.

http://pravmir.ru/muchenichestvo-svyatog...

Глава 2. Хронология жизни Павла Хронология жизни Павла восстанавливается на основании данных книги Деяний и указаний, содержащихся в Павловых посланиях, сопоставляемых с известными по другим источникам историческими фактами. Наименьшую уверенность ученые обнаруживают в датировке рождения и смерти Павла. Высказывалось мнение о том, что Павел родился около 1 года до P.X., 22 однако в настоящее время ученые склонны сдвигать эту дату ко второй половине 10-х годов no P.X. 23 Анонсируя открытие года, посвященного 2000-летию со дня рождения апостола Павла, Папа Римский Бенедикт XVI ссылался на мнение историков, 24 согласно которому Павел родился между 7 и 10 годами I века. 25 Главным основанием такой датировки рождения Павла служит упоминание о нем как о «юноше» в Деян. 7:58 (об этом мы скажем несколько подробнее). Если данная датировка верна, это означает, что Павел был моложе Иисуса Христа лет на 12–16. Соответственно, он был моложе и большинства апостолов. 26 Дальнейшие события жизни Павла датируются на основании совокупности имеющихся данных. Целый ряд ученых датируют время обращения Павла на пути в Дамаск 34 годом; 27 первое миссионерское путешествие – второй половиной 40-х годов; участие в Апостольском Соборе – рубежом 40-х и 50-х годов; дальнейшие миссионерские путешествия – 50-ми – началом 60-x годов. Эта хронология, однако, приблизительна, и отдельные ее вехи постоянно становятся предметом споров между учеными, то вспыхивающих, то снова затухающих. 28 Относительно даты смерти Павла мнения ученых варьируются между 64 и 67 годами, склоняясь в сторону последнего. Современные церковные календари, как православные, так и католические, указывают на 67 год 29 как на дату смерти Петра и Павла. На этом основании 2017 год в Римско-Католической и Русской Православной Церквах объявлен годом 1950-летия мученической кончины апостолов Петра и Павла. В книге Деяний, а также в Павловых посланиях есть несколько опорных пунктов, помогающих датировать события из жизни Павла с большей или меньшей степенью точности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Благовестническая деятельность св. Апостола Павла в Ефесе. Восточное предградие Ефеса. – Дом Акилы и Прискиллы и первый ефесский храм. – Прибытие Ап. Павла в Ефес. – Двенадцать учеников Иоанна Крестителя и первый вопрос к ним Ап. Павла о принятии Св. Духа. – Их отрицательный ответ. – Они были крещены только крещением Иоанна. – Оглашение их христианской проповедью Ап. Павлом. – Крещение их христианским крещением. – Злоупотребление некоторых толкователей мыслью 5-го стиха в пользу повторяемости крещения. – Опровержение мнения, что 5-й стих составляет продолжение речи самого св. Апостола. – В 5-м стихе говорится о новом крещении Иоанновых учеников, а не о припоминании ими, что они еще ранее получили крещение. – Опровержение мнения, что Иоанновы ученики крестились лишь только потому, что полученное ими Иоанново крещение было неправильно. – После первой Пятидесятницы свв. Апостолы крестили новым христианским крещением всех без исключения, веровавших во Христа Иисуса. – Сообщение новокрещенным через руковозложение даров Св. Духа. – Впечатление, произведенное крещением и получением даров Св. Духа на присутствовавших и через них – на ефесян. – Как могло случиться, что эти Иоанновы ученики ничего не знали об Иисусе Христе? – Когда они прибыли в Ефес? – Проповедь св. Ап. Павла ефесским иудеям в синагоге. – Ожесточение против него иудеев. – Ап. Павел покидает иудейскую синагогу. – Проповедь св. Ап. Павла в школе Тиранна. – Благоприятные последствия благовестнической деятельности св. Ап. Павла. – Сообщение св. Дееписателя о внутренней силе проповеди св. Ап. Павла. – Нужда в видимых знамениях истинности проповеди св. Апостола. – Чудеса, совершавшиеся св. Апостолом. –  Исцеление от платков и опоясаний его. – Подражание св. Павлу со стороны иудейских заклинателей. – Сыновья Скевы. – Их неудачная попытка изгнать беса именем Иисуса Христа. – Влияние этой неудачи на ефесское население. – Исповедь уверовавших. – Ефесские чародеи. – Сожжение ими своих книг. – Ефес, как центр благовестнической деятельности Ап. Павла в Асии. – Указания на нее в Деяниях и Посланиях св. Павла. – Несомненность посещения св. Павлом из Ефеса окрестных городов. – Забота его о ранее основанных церквах. – Путешествие его в Коринф. – Написание Послания к Галатам. – Написание 1-го Послания к Коринфянам. – План дальнейшего путешествия св. Павла. – Отправление им некоторых своих сотрудников в Македонию. – Почему возник бунт Дмитрия Среброковача? – Подстрекательная речь Димитрия. – Возбуждение толпы ремесленников. – Толпа схватывает Гаия и Аристарха. – Предупреждение св. Павла азиархами. – Александр-медник. – Речь γραμματεσ " а.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Блаженный Иероним, завершая свое повествование о Павле, говорит о его смерти следующее: «В четырнадцатый год правления Нерона в один день с казнью Петра Павел был обезглавлен в Риме во имя Христа и похоронен у города Остии через тридцать семь лет после Страстей Господних». 679 Если согласиться с этой датировкой, 680 то Павел прибыл в Рим в 56 году, 681 а казнен был в конце 67 или в 68 году, но не позднее 9 июня, когда Нерон покончил с собой. Евсевий относит смерть Павла к предпоследнему году правления Нерона. 682 Римский поэт Пруденций (348 – после 405) посвятил мученическому подвигу двух апостолов стихотворение «Страсти апостолов Петра и Павла». Начав с упоминания о том, что память апостолов празднуется в один день, поэт затем переходит к повествованию об их смерти. Согласно его описанию, отражающему Предание Римской Церкви, Петр был приговорен к распятию, но, не желая состязаться в чести с Христом, просил, чтобы его распяли вниз головой. Павлу же по приказу Нерона отсекли голову. Оба апостола, согласно Пруденцию, были погребены по разные стороны Тибра. Могила Павла расположена у Остийской дороги. 683 История смерти и погребения Павла нашла отражение в памятниках раннехристианской апокрифической литературы, включая самый древний из них – «Деяния Павла», датируемые 3-й четвертью II века. 684 В этом сочинении детали биографии Павла, известные по его посланиям и книге Деяний, перемежаются с легендами, являющимися, по-видимому, плодом фантазии автора. Несмотря на свой легендарный характер, «Деяния Павла» оказали определенное влияние на представление о страданиях и смерти .Павла в творениях отцов Церкви. 685 Гробница Павла Место захоронения апостола Павла было известно римским христианам с древних времен. Говоря о казни Петра и Павла, Евсевий пишет: Рассказ этот подтверждается именами Петра и Павла, уцелевшими на кладбищах этого города... Это же утверждает и клирик, именем Гай, живший при Римском епископе Зефирине... Он так говорил о тех местах, где положены священные останки упомянутых апостолов: «Я могу показать тебе победный трофей апостолов. Если ты пойдешь в Ватикан или по Остийской дороге, ты найдешь трофей тех, кто основал эту Церковь . 686

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1894. 7-8. С. 3-26. 10. Лопухин А. П. «Кораблекрушение ап. Павла на Средиземном море при свете новейших археологических открытий» Христианское чтение. 1893. 11-12. С. 478-504. 11. Лопухин А. П. «Св. Апостол Павел в центрах классического мира» Христианское чтение. 1896. 9-10. С. 209-237. 12. Лопухин А. П. «Св. Апостол Павел в центрах классического мира» Христианское чтение. 1896. 11-12. С. 417-443. 13. Лопухин А. П. «Св. Апостол Павел в центрах классического мира» Христианское чтение, 1896, ч. 2. C. 209-237. 14. Михаил (Лузин), архим. «Деяния и Послания святых апостолов». Кн. 1. - М., 1876. 15. Мышцын В. «Учение святого апостола Павла о законе дел и законе веры». – Сергиев Посад, 1894. 16. Назарьевский И. «Послание святого Ап. Павла к Филиппийцам». - Сергиев Посад, 1893 17. Некрасов А. «Чтение греческого текста Деяний и Посланий апостольских». - Казань, 1892 18. Никанор (Каменский), еп. «Экзегетико-критическое исследование послания св. ап. Павла к евреям». - Казань, 1903. 19. Петр (Полянский), митр. «Первое послание св. ап. Павла к Тимофею». - Сергиев Посад. 1897 20. Розанов Н. «Обозрение посланий св. апостолов». Т. 3. - М., 1886. 21. Святитель Феофан Затворник. «Толкование послания апостола Павла к Римлянам». Гл. 1-8. – М.: «Правило веры», 2006 (Первая публикация – М., 1879) 22. Святитель Феофан Затворник. «Толкование послания апостола Павла к Римлянам». Гл. 9-16. – М.: «Правило веры», 2006 (Первая публикация – М., 1879). 23. Симон Ф. «Психология апостола Павла». - М., 1907. 24. Страхов В. «Второе послание св. апостола Павла к Фессалоникийцам». Исагогико-экзегетическое исследование – Сергиев Посад, 1911. 25. Тиров Ф., свящ. «Первое послание святого апостола Павла к Фессалоникийцам». - М., 1892. 26. Троицкий М., свящ. «Послания св. апостола Павла к Тимофею и Титу». - Казань, 1884. 27. Херасков М., прот. «Писания апостольские и апокалипсис». - Владимир на Клязьме, 1907. Текст приводится по изданию: Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого архиепископа Константинопольского избранные творения.

http://bogoslov.ru/article/2432905

Иудеи прерывают его слово с яростными криками. Начальник воинов повелевает предать его бичеванию, но узнав, что он римский гражданин, отменяет казнь и, созвав весь синедрион, выводит Павла на суд. Глава XXIII. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня... Я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят (Деян. 23: 1, 6) Ожесточенная распря между фарисеями и саддукеями. Начальник воинов опасается, чтобы саддукеи не растерзали Павла. Павла уводят обратно в крепость. Видение Павла. В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме ( Деян. 23: 11 ). Тайный заговор иудеев убить Павла на пути из крепости в синедрион. Ночью под сильной охраной конных и пеших воинов Павла ведут в Кесарию к правителю Феликсу. Глава XXIV. Обвинители Павла также спешат в Кесарию Павел на суде перед правителем Феликсом. Оправдательная речь Павла производит видимо глубокое впечатление на правителя Феликса. Он откладывает решение дела. Однако в угоду иудеям содержит Павла в узах еще два года. Глава XXV. Преемник Феликса, правитель Фест Снова первосвященники иудейские требуют суда над Павлом с тем, чтобы его привели из Кесарии в Иерусалим. Павел сказал: я стою перед судом кесаревым, где мне и следует быть судиму. Иудеев я ничем не обидел ( Деян. 25: 10 ). Тогда Фест решает отправить его в Рим: ты потребовал суда кесарева, к кесарю и отправишься ( Деян. 25: 12 ). Торжественный прием царя Агриппы и царицы Вереники. Фест сообщает им о деле Павла. На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату... по приказанию Феста приведен был Павел ( Деян. 25: 23 ). Глава XXVI. Речь Павла к царю Агриппе. Он выясняет причины гонения на него иудеев: И ныне я стою перед судом за надежду на обетование, данное от Бога нашим отцам (Деян. 26: 6), указывает на видения и откровения, которыми был призван на великое служение свое: «...Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными» (Деян. 26: 17, 18)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Глава 12. Гонение, воздвигнутое на Церковь Иродом, убиение Иакова, заключение в темницу Петра и чудесное освобождение его (1–18). Ирод в Кесарии и смерть его (19–23). Возвращение Варнавы и Савла в Антиохию (24–25). Глава 13. Путешествие Варнавы и Савла на Кипр и обращение проконсула Сергия Павла (1–12). Путешествие их в Пергию и Антиохию и речь Павла в синагоге антиохийской (13–41), влияние ее на язычников и иудеев, гонение на Варнаву и Павла и отшествие их в Иконию (42–52). Глава 14. Проповедь Павла и Варнавы в Иконии, потом в Листре и Дервии (1–7). Исцеление хромого в Листре и попытка тамошних язычников принести им жертву (8–18). Гонение там на апостолов, обратное путешествие по новоучрежденным обществам и возвращение в Антиохию сирскую (19–28). Глава 15. Смущение в Церкви Антиохойской (1–4). Апостольский собор, рассуждения на нем, определения его и письмо в Антиохию (5–35). Путешествие Варнавы с Марком и Павла с Силой (начало второго апостольского путешествию Павла (З6–41). Глава 16. Павел в Листре и Дервии (1–3). Путешествие до Троады (4–8). Видение мужа македонянина и путешествие в Македонию (9–11). Павел в Филиппах: обращение Лидии (12-–15), изгнание прорицательного духа (16–18), заключение в темницу, чудо и обращение стража, освобождение из темницы (19–40). Глава 17. Павел в Фессалонике (1–9) и Верии (10–14). Павел в Афинах и речь его в ареопаге (15–34). Глава 18. Павел в Коринфе (1–17). Отплытие его через Эфес в Иерусалим (18–23). Начало третьего апостольского путешествия Павла (22–23). Аполлос александрианин (24–28). Глава 19. Павел в Эфесе: крещение учеников Иоанновых (1–7); отделение христиан от иудеев (8–10); чудеса Павла и их влияние (11–20); предположения Павла о дальнейшем путешествии (21–22). Мятеж в Эфесе против христиан и укрощение его (23–40). Глава 20. Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Троады (1–6). Воскрешение Павлом Евтиха в Троаде (7–12). Дальнейшее путешествие до Милита (13–17). Прощальная речь Павла к пресвитерам Эфесским (18–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Предисловие Послания апостола Павла составляют существенную часть Нового Завета – не менее трети от общего объема. В этих посланиях, адресованных различным церковным общинам, Павел поднимает важнейшие вопросы, касающиеся основ христианской веры, устройства Церкви, 1 личной, семейной и социальной этики. Многие современные верующие не читают послания Павла, ссылаясь на их трудность для понимания. Эта трудность была обнаружена уже в первом поколении христиан: она отражена, в частности, в словах из Второго Послания апостола Петра о том, что в посланиях Павла «есть нечто неудобовразумительное (δυσνητ τινα), что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают 2 , как и прочие Писания» ( 2Пет.3:16 ). На сложность посланий Павла указывали и последующие комментаторы. По мнению святого Ефрема Сирина (IV в.), сам Павел сознавал, что «читателям трудно понять разнообразное сочетание его слов». 3 Послания Павла можно изучать по-разному. Довольно часто ученые систематизируют взгляды Павла на основные вопросы веры и нравственности путем вычленения конкретных пассажей из корпуса его посланий или из некоторой его части. Таким образом складывается цельная картина богословского мышления Павла, однако она неизбежно окрашена собственным восприятием систематизатора. Данный подход не совсем соответствует поставленной нами задаче. Во многих случаях исследователь пытается проследить эволюцию богословских взглядов Павла на основе рассмотрения его посланий в предполагаемом хронологическом порядке. Такой подход сам по себе интересен и абсолютно легитимен, однако порядок написания Павлом посланий можно установить лишь гипотетически. Современный читатель Нового Завета всегда имеет дело с корпусом посланий Павла, выстроенных в определенном порядке. И для того, чтобы облегчить понимание посланий, самый удобный способ – читать их в том порядке, в каком они размещены в изданиях Нового Завета. Вот почему мы решили данную книгу посвятить Посланию к Римлянам, стоящему в корпусе посланий Павла на первом месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

5. Проповедь ап. Павла в Коринфе (см. Словарь) а) встреча с Акилой и Прискиллой б) противодействие большинства коринфских иудеев проповеди апостола о мессианском достоинстве Иисуса и решение апостола отвергнуть своих соплеменников и обратиться со словом веры к язычникам в) суд у проконсула римской провинции Ахайи Галлиона (см. Словарь). Галлион отказывается быть судьей ап. Павла, так как, по его мнению, речь идет не об угрозе для римского правопорядка, а лишь о внутренних религиозных распрях в среде иудеев г) выводы по второму путешествию ап. Павла Апостольская проповедь впервые распространяется на европейский континент. Нарастает сопротивление иудеев проповеди ап. Павла, и одновременно закладывается основание для значительного роста христианских общин, составленных преимущественно из язычников. Апостолы впервые входят в прямое столкновение c языческими властями. Семинар 5. Третье путешествие ап. Павла, узы и путь в Рим. (Деян. 18:23 – 28, 31) Домашнее задание 1. Проследите по карте в библейском атласе маршрут путешествий ап. Павла. 2. в книге Деяний и в каких контекстах упоминается крещение Иоанново? 3. Сравните мотивы бунта Димитрия сребреника с мотивами доноса на ап. Павла в Филиппах. 4. сообщение о культе Артемиды в Ефесе (Приложение 16). 5. Заполните таблицу сопоставлений между речью ап. Павла в Милете и посланиями ап. Павла. Сделайте вывод. Неутомимость проповедника Бескорыстие Поддержка слабых 6. С чем в Евангелии можно сравнить просьбы учеников ап. Павлу, чтобы он не шел в Иерусалим? 7. Агав в книге Деяний (гл. 1 и 21). Сопоставьте поведение прор. Агава в 21 гл. с символическими действиями древних пророков ( 3Цар. 11:29 – 32 ; Иер 13:1 – 11 ; Иез. 4:5, 12 –я гл. и др.). 8. Защитительные речи ап. Павла перед иудеями и перед языческими правителями. Основные мысли. Словарь . Ефес, Крит. Феликс, Фест, Ирод Агриппа II. План семинара I. Третье путешествие ап. Павла 1. План третьего путешествия. Оканчивая второе миссионерское путешествие, ап. Павел, вероятно, уже готовился к проповедническим трудам в Малой Азии, поэтому взял с собой в Ефес Акилу и Прискиллу с целью оставить их в Ефесе и подготовить таким образом почву для благовестнической деятельности. Уговоры остаться в Ефесе ( Деян. 18:20 ) в конце второго путешествия – знак, что Господь благословляет проповедь в Асии (ср. Деян. 16:6 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Об исцелении апостолами в Листре хромого от рождения; вследствие чего они приняты были жителями за сошедших к ним богов; Павла побивают камнями. О том, что не должно обрезывать обращавшихся язычников; рассуждения и постановление апостолов. О наставлении Тимофея и об откровении Павлу отправиться в Македонию. 7 О возмущении, происшедшем в Фессалонике вследствие евангельской проповеди , и о бегстве Павла в Берию и оттуда – в Афины. О надписи на жертвеннике в Афинах и о мудрой проповеди Павла. Об Акиле и Прискилле, о скором уверовании коринфян и о бывшем по предведению благоволении Божием к ним, что сообщено было Павлу чрез откровение. О крещении уверовавших в Ефесе, о сообщении им дара Духа Святаго по молитве Павла и о совершенных Павлом исцелениях. О смерти и воззвании к жизни Евтиха молитвой Павла в Троаде; пастырское увещание пресвитерам ефесским. Пророчество Агава о том, что имеет случиться с Павлом в Иерусалиме. Иаков увещевает Павла не запрещать евреям обрезываться. О возбужденном в Иерусалиме возмущении против Павла и о том, как тысяченачальник отнял его из рук толпы. О том, что перенес Павел, явившись в синедрион, что говорил и что сделал. О злодеяниях, какие замышляли иудеи против Павла, и об их доносе на него Лисию. Об обвинении Павла Тертиллом перед игемоном и об его оправдании. О преемнике Феликса Фисте и образе действий последнего. Прибытие Агриппы и Вереники и сообщение им сведений о Павле. Исполненное весьма многих и весьма великих опасностей морское путешествие Павла в Рим. О том, как Павел прибыл в Рим из Мелита. О беседе Павла с иудеями, бывшими в Риме. Святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустого, предуведомление к Деяниям святых апостолов Многим, а не одному кому-нибудь, не были известны ни сама книга, ни тот, кто составил и написал ее. Посему я признал необходимым приняться за это толкование с целью и научить незнающих, и не допустить, чтобы такое сокровище было неизвестно и скрывалось под спудом, потому что не меньше, чем сами Евангелия, может доставить нам пользы проникновение таким любомудрием и таким правым учением и особенно тем, что совершено Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010