Проповедь его сопровождалась могуществом чудес: по слову его ослеп волшебник ( Деян.13:11 ), исцелялись больные, даже платки и полотенца, бывшие на теле Павла, подавали исцеления, силой Божьей он воскресил мёртвого ( Деян. 20:2–12 ). За свои беспримерные труды ап. Павел перенёс неисчислимые скорби: был я, – говорит он, – в ранах, в темницах, и многократно при смерти; пять раз мне дано было по сорок без одного ударов, три раза били меня палками, три раза я терпел кораблекрушение, много раз я был в опасности от разбойников и других народов, терпел голод и жажду, стужу и наготу ( 2Кор. 11:23–29 ). Верующие чрезвычайно любили и уважали ап. Павла и даже некоторые называли себя Павловыми: прощаясь и ним, христиане проливали слезы, молились о нём, повергались перед ним на колени, целовали его и так провожали его ( Деян. 22:37–38 ). Великий проповедник претерпел мученическую кончину в Риме от жестокого врага христианства Нерона на 67 году по Р. Хр. 29 июня он был обезглавлен мечом. Таковы были святые первоверховные апостолы Пётр и Павел, имени которых посвящён сей храм. Таковы были их подвиги и труды на пользу распространения веры Христовой. Мы вспомянули о них с той целью, чтобы лучше помнить, каковы были покровители сего храма, чтобы усерднее была наша молитва к ним, и чтобы мы подражали их вере, трудам и подвигам. Но в жизни и деятельности празднуемых ныне святых апостолов Петра и Павла, как в жизни и деятельности других апостолов, есть особенные свойства, достойные подражания: это взаимная любовь между апостолами и христианами – их духовными детьми. Об этой взаимной любви ныне весьма кстати сказать несколько слов. Если сами апостолы, их подвиги и труды служат особенным примером преемникам их – пастырям церкви, то и та любовь и уважение, со стороны первых христиан по отношению к апостолам, служит примерами для пасомых, духовных детей пастырей церкви, для христиан во все времена. В Церкви Христовой и в христианской жизни, в деле устроения спасения ничего так не желательно, как единение духа между пастырями и пасомыми, взаимного мира, любви и уважения, как таких отношений, какие существуют между родителями и детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Нечестие видимо растёт, и пороки умножаются. Многие тяжёлые грехи людьми просвещёнными ныне не признаются за преступления. А нравственное усовершенствование собственно и важно; все прочие усовершенствования ведут только к временному благополучию, и то не всегда, а нравственное – к вечному блаженству. Для сего-то и учреждена на земле церковь Христова или Христианство , которое есть совокупность всех средств для нравственного преуспеяния человека – для его спасения. Будучи неизменно, Христианство может изменять и усовершать нас. Оно кажется устарелым и несовременным потому, что не поблажает современными требованиям, страстями и порокам, и неизменно требует от нас того, чего требовало от начала своего существования. А потому и здесь, вопреки современным людям, жалующимся на неподвижность или, вернее, твёрдость и непоколебимость веры и церкви Христовой, желающим изменения в ней по духу времени, следует ещё повторить слова апостола Павла: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Не о том мы должны заботиться, чтобы изменить, развивать и усовершать нашу веру, а о том, чтобы вам самим, при помощи её, постоянно усовешаться в нравственном отношении, и такое усовершенствование возможно только в Христианстве, в недрах православной церкви. Если кому, то особенно вам, труженики на ниве высшей богословской науки, будущие учителя веры и благочестия, приложимо наше наставление. Не увлекайтесь современным прогрессом, не соблазняйтесь новыми открытиями науки, идущими вразрез с божественными откровением, и не подчиняйтесь требованиям прихотливого и развращённого нынешнего духа времени. Но изучайте ваши науки на почве веры и благочестия; созидайте вашу нравственную и религиозную жизнь, как требует того ваше звание, религия и церковь и, при всех встречаемых вами вопросах, возражениях и нареκаниях на веру и церковь Христову, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Я оставляю вас, говорит апостол, – навсегда, но проживу духом, что по отшествии моём явятся к вам волки хищные, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить вам превратно, дабы увлечь учеников за собой. Посему, – обращается апостол к епископам и пресвитерам Церкви Ефесской, – внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он стяжал Себе кровью Своей; бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братья, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более... ( Деян. 20:28–31 ). Сказавши это, св. апостол Павел вместе со всеми присутствовавшими преклонил колена свои и помолился с ними. Немалый плач были при прощании с апостолом духовных детей его, которые, падая на выю апостола, целовали его; особенно скорбели о том, что они, по слову апостола, не увидят его уже более, и все провожали его до корабля ( Деян. 20:36–38 ). Какой трогательный и глубоко поучительный пример представляет для нас эта святая ревность ап. Павла к делу своего служения Господу и взаимная любовь его к духовным чадам своим и духовных чад к нему, как духовному отцу своему! Сколько отрады и утешения вливают в душу эти сердечные отношения между пастырем и пасомыми, эта взаимная любовь их между собой, – любовь, которую ничто не могло ослабить: – ни разлука, ни дальность расстояния, ни другие препятствия в жизни!.. Не менее тесную связь и значение имеет и третье событие, воспоминаемое ныне святой православной Церковью, и невидимому, не имеющее никакой связи с двумя первыми вышеуказанными событиями, – воспоминание о св. отцах Церкви Христовой, утвердивших и теми самым засвидетельствовавших торжество св. веры Христовой, после почти трёхвекового гонения её от врагов, на первом вселенском соборе. Уясним эту связь. Когда ученики Христовы, рассеявшиеся после сошествия на них Св. Духа по воскресении Христовом в разные страны с проповедью учения Христова, обратили ко Христу множество уверовавших в Него, на Церковь Христову воздвигается целый ряд самых жестоких гонений, сначала от иудеев, а затем – главным образом – от язычников; и эти гонения на христиан почти без перерыва продолжались около 300 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Святой апостол Павел до апостольского служения своего назывался Савлом, родом был еврей из города Тарса, имел право римского гражданина; был человек весьма образованный; воспитания своё он получил у знаменитого в то время учёного Гамалиила, по вероучению был фарисей; сильно привержен был своим отеческим законам и был страшный враг христианства. Он преследовал апостолов и первых христиан в Иерусалиме и принимал участие в убиении первого христианского мученика архидиакона Стефана. Но на пути из Иерусалима в Дамаск, куда он шёл для преследования христиан, совершилось чудесное его обращение: он услышал с неба голос Господа Иисуса Христа, призывавший его к принятию Христовой веры; при этом блеск света ослепил его. Это необычайное событие мгновенно переродило Павла – он решил принять христианство . Апостол Анания крестил его с наречением ему имени Павла; он вдруг прозрел и сделался, по выражению св. Иоанна Златоуста , из волка – овчицей, из терния – виноградом, из плевел – пшеницей, из врага – другом, из богохульного – Богословом. Вместо гонения имени Христова, ап. Павел стал проповедовать повсюду, что Иисус Христос есть Сын Божий, к величайшему удивлению всех, кои знали Савла – гонителя христиан. Вследствие проповедования Слова Божия, преимущественно язычникам, он назван апостолом языков. Во время своих непрестанных странствований ап. Павел написал четырнадцать посланий к своим духовным чадам, к целым обществам и отдельным лицам; Он предпринял, подобно ап. Петру, шесть путешествий: был в Иерусалиме, Дамаске, Тарсе, в Аравии и Антиохии, в Селевкии, Пафе, Верии, Иконии, Листре и Дервии, Сирии и Киликии, Троаде, в Македонии и Филиппах, Фессалониках, Родосе, Эфесе, Коринфе, Галатии и Фригии, на островах Мальте и Крите, в Афинах и Риме, и мн. др. Непрестанные путешествия ап. Павла, в разные страны языческие, для распространения Евангелия, сопровождаемы были необычайным могуществом проповеди, непрестанными трудами, неистощимым терпением. Слово Божие, проповедью ап. Павла, быстро распространялось повсюду и обезоруживало всех, даже знатных и учёных.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

диакона Павла Любимова (1870 – март 1931), священника Василия Горбачева (1885 – 26 февраля 1938), священника Павла Филицина (1894 – 17 января 1941), диакона Сергия Астахова (1877 – 31 декабря 1942), монаха Алексия (Гаврина; 1883 – 10 декабря 1937), Николая Копнинского (1876 – 15 марта 1938), Иоанна Емельянова (1876 – 10 декабря 1937), Бориса Успенского (1895 – 15 декабря 1942); от Орловской епархии: архиепископа Смоленского Серафима (Остроумова; 1880 – 8 декабря 1937); от Самарской епархии: священника Константина Сухова (1867 – 1918); от Тульской епархии: епископа Тульского Онисима (Пылаева; 1876 – 27 февраля 1937), епископа Белевского Никиты (Прибыткова; 1859 – 3 января 1938), протоиерея Петра Павлушкова (1865 –23 ноября 1937); от Чебоксарский епархии: епископа Алатырского Германа (Кокеля; 1883 – 2 ноября 1937); от Ярославской епархии: иеромонаха Иосифа (Баранова; 1861 – 21 августа 1918), иеромонаха Никандра (Прусака; 1865 – 30 июня 1918), протоиерея Николая Виноградова (1870 – 1 декабря 1948), протоиерея Димитрия Смирнова (1870 – 26 июня 1940), протоиерея Флегонта Понгильского (1871 – 23 апреля 1938), протоиерея Михаила Борисова (1876 (66) – 4 июня 1942), священника Павла Успенского (1874 – 30 января 1938), священника Николая Брянцева (1867 – 8 июля 1918), священника Феодора Богоявленского (1881 – 10 февраля 1933). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. СЛУШАЛИ: Рапорт митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о замене настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина монастыря в городе Коломна Московской области. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Кирилла (Федотова) от должности настоятеля Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря в городе Коломна Московской области и назначить на эту должность насельника этой обители иеромонаха Григория (Щелкунова) с возведением в сан игумена. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей, о поправках к Уставу ОВЦС МП, внесенных в соответствии с требованиями Устава Русской Православной Церкви, принятого Архиерейским Собором в 2000 году, и представлении его (Устава ОВЦС) для государственной регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации.

http://sedmitza.ru/lib/text/429487/

25 февр. 1935 г. А. был арестован вместе с неск. клириками Белгородской епархии. Лжесвидетелями против А. выступили деятели обновленчества и григорианского раскола . На допросах А. держался мужественно, недвусмысленно изложил свою церковную позицию. На вопрос следователя, с кем из правосл. архиереев А. общался в Харькове, он ответил, что хорошо знал и встречался со сщмч. Константином (Дьяковым) , архиепископами Борисом (Шипулиным) и Онуфрием (Гагалюком), епископами Стефаном (Андриашенко), сщмч. Макарием (Кармазиным) , сщмч. Павлом (Кратировым) и сщмч. Дамаскином (Цедриком) . Все они служили в одном храме и часто в дни церковных праздников собирались вместе у кого-нибудь в доме, обсуждали церковные вопросы, в т. ч. о расколах - григорианском и лубенском. 11 сент. 1935 г. специальная коллегия областного суда приговорила А. и благочинного свящ. сщмч. Митрофана Вильгельмского к 10 годам лишения свободы, свящ. сщмч. Александра Ерошова и псаломщика мч. Михаила Вознесенского - к 5 годам, свящ. сщмч. Михаила Дейнеку - к 3 годам лишения свободы. Все они были отправлены на Дальн. Восток в тот же лагерь, где находились архиеп. Курский Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священники священномученики Виктор Каракулин и Ипполит Красновский . В февр. 1938 г. против А., архиеп. Онуфрия, священников священномучеников Ипполита Красновского, Николая Садовского , Митрофана Вильгельмского, Василия Иванова , Николая Кулакова , Максима Богданова , Михаила Дейнеки, Александра Ерошова, Александра Саульского , Павла Попова , Павла Брянцева и псаломщиков мучеников Григория Богоявленского и Михаила Вознесенского было начато новое дело. Никто из них не признал себя виновным и отказался подписать лжесвидетельства. В нач. марта 1938 г. все обвиняемые были перевезены из лагеря в Благовещенскую тюрьму. А. был расстрелян вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), священниками Ипполитом Красновским, Николаем Садовским, Митрофаном Вильгельмским, Василием Ивановым, Николаем Кулаковым, Максимом Богдановым, Михаилом Дейнекой, Александром Ерошовым, Александром Саульским, Павлом Поповым и псаломщиками Григорием Богоявленским и Михаилом Вознесенским по приговору тройки НКВД от 17 марта 1938 г. А. прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г .

http://pravenc.ru/text/115876.html

7 июня 1882 г. М. был рукоположен во иерея и назначен настоятелем Троицкой ц. при дирекции имп. театров и Театральном уч-ще и законоучителем. В 1884 г., отработав обязательные 6 лет по духовно-учебному ведомству, М. был уволен из семинарии и епархиального уч-ща и утвержден в должности штатного преподавателя педагогики в петербургской Александровской жен. гимназии Ведомства учреждений имп. Марии. Также он преподавал педагогику в Мариинской и Екатерининской гимназиях и частных гимназиях М. П. Спешневой и Е. Н. Стеблин-Каменской. Перевел с английского «Психологию» А. Бэна и с французского 5-томные «Беседы» реформатского проповедника Е. Берсье. Служение в Германии 23 авг. 1886 г. М. по предложению митр. С.-Петербургского Исидора (Никольского) был определен настоятелем посольской домовой ц. во имя равноап. кн. Владимира в Берлине. До начала первой мировой войны она располагалась в посольском здании, приобретенном в 1837 г. имп. Николаем I Павловичем . М. запомнился митрополиту как знаток новых языков, когда, будучи студентом, выполнил для него по поручению проф. М. О. Кояловича перевод с англ. языка публикаций по случаю трагической кончины благочинного прот. Павла Кедроливанского. 22 сент. 1886 г. ректор СПбДА Ладожский еп. Арсений (Брянцев) за литургией в Князь-Владимирском соборе возвел М. в сан протоиерея и напутствовал его на труды за границей (С.-Петербургский листок. 1886. 259. С. 2). Домовая посольская церковь на 150 чел. располагалась в надворном флигеле на Унтер-ден-Линден, 7 и первоначально была рассчитана исключительно на служащих посольства. М. отремонтировал храм, ввел ежедневные богослужения в течение всего года с чтениями на нем. языке, и превратил его в приходский. После богослужения по благословению М. детям преподавали Закон Божий, Свящ. историю, изъяснение богослужения и (по желанию) рус. язык, историю, географию. Когда богослужения стали совершаться и на нем. языке, число прихожан значительно увеличилось и достигало 5 тыс. чел., включая православных сербов, румын, болгар и греков. Мн. немцы благодаря настоятелю серьезно заинтересовались Православием. Антон Фердинанд Гёкен (1845-1915), католик евр. происхождения, отставной офицер, в 1890 г. принял Православие с именем Василий, а затем стал 1-м в Германии нем. правосл. священником и ближайшим помощником М. в деле перевода (хорошо владел древнеевр. и древнегреч. языками).

http://pravenc.ru/text/2561766.html

Амвросия покинул Москву, в июне 1882 г. получил отпуск и отправился в Раифский монастырь, где в декабре того же года был принят в число братии, 24 апр. 1883 г. рукоположен во иерея. Утверждения архим. Симеона, что в Раифском монастыре Гавриил был официальным братским духовником, документами не подтверждаются. Конфликтовал с архим. Вениамином (Аверкиевым), 7 окт. 1883 г. был назначен экономом Казанского архиерейского дома, через месяц переведен в Седмиезерную пустынь, 3 марта 1889 г. указом архиеп. Казанского Павла (Лебедева) был награжден набедренником, 4 марта назначен духовником и благочинным обители. Участвовал в крестных ходах с главной святыней монастыря - Седмиезерной Смоленской иконой Божией Матери, от которой происходило множество чудотворений. Осенью 1892 г. надорвался, вытягивая монастырский воз из оврага, в тот же день получил тяжелый ожог пищевода и желудка уксусной эссенцией. В ожидании кончины 5 окт. 1892 г. по благословению архиеп. Казанского Владимира (Петрова) принял постриг в великую схиму с именем в честь арх. Гавриила. 5 лет Гавриил не вставал с постели, часто причащался Св. Таин. «Чем более страдал, тем легче себя чувствовал», - писал он впоследствии. За годы болезни он стяжал дары старчества, прозорливости. На пожертвования светских посетителей, которые приходили к нему за советами (ок. 10 тыс. р.), в 1899-1900 гг. в Седмиезерной пустыни была построена церковь во имя прп. Евфимия Великого и Тихона Задонского, предназначенная для чтения неусыпаемой Псалтири по усопшим и служения ранних литургий. Благоволивший к Гавриилу архиеп. Казанский Арсений (Брянцев) 16 окт. 1900 г. освятил этот храм, а 8 августа 1901 г. назначил преподобного и. о., а затем наместником Седмиезерной пустыни, с 9 июня 1902 г. - в сане архимандрита. Гавриил наладил хозяйство в обители, расширил скотный и молочный дворы, кирпичный завод, организовал кузнечную, столярную, сапожную мастерские, маслобойню, пасеку. Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

В те годы Господь наградил Смоленскую паству высокими руководителями! Чудная была двоица – Епископ Антоний и Архимандрит Павел, объединенные взаимной любовью, доверием, уважением и добродетельною жизнью. Я уже был учеником семинарии, когда она ожидала – с великим нетерпением и с наилучшими надеждами – вновь назначенного молодого ректора Павла. Надежды эти основывались на добрых слухах о нем из Петербурга. Но действительность превзошла надежды. Не только семинария, но и весь Смоленск спешил туда, где ожидал, слышать его слово, а мы ученики с замиранием сердца ожидали его входа в класс, с его плавной речью, с его мудрыми разъяснениями нравственного богословия. Я пользовался его особым расположением во время своего обучения в семинарии, а по окончании ее получал от него, как и от своего Архипастыря, помощь для поступления в академию и продолжения в ней курса. Когда Преосвященный Павел отправлялся на Кишиневскую паству, то я с нетерпением ожидал его проезда чрез Киев и, как сейчас помню, насколько был обрадован возможностью присутствовать при служении его во святой Лавре Киевской на всенощной под Рождество Богородицы! Отечески беседовал он со мной в этот праздничный день и удостоил своим посещением мое жилище. Прошло 15 лет, и вот Господь сподобил меня принять его снова в свое жилище гостем, но уже на целый год; я тогда был ректором Петербургской академии и викарным епископом, а он присутствовал в Святейшем Синоде. Жил я с ним под одной кровлей, питался одной трапезой, но больше питался духовною трапезой его мудрых бесед, утешался вместе с ним воспоминаниями о днях прежних. Из-под этой академической кровли Владыка Павел и выехал на сию Казанскую паству, а я еще несколько раньше был послан для управления паствой Рижской. Там я нередко получал дорогие мне письма от усопшего святителя; последнее из этих писем было составлено им за 12 дней до его кончины. Никогда не забуду я этого духовного руководителя своего и друга. Кто не ценил его светлый ум, кто не уважал его за его открытый, благородный характер, за трудолюбие, за твердую волю, за неустрашимое мужество? Можно ли было не любоваться его благолепным служением, не увлекаться его вдохновенным, красноречивым словом?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Св. апостол Пётр прежде назывался Симоном, Петром он назван Иисусом Христом за твёрдость веры, самое имя Пётр значит камень. К апостольскому служению он призван вместе со старшим братом своим Андреем из рыбаков; был человек, – по выражению св. Иоанна Златоуста , – пламенный, не книжный, простой, бедный, богобоязненный. Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, он не раз показывал крепкую веру в Него и пламенную любовь к Нему, и о минутном, под влиянием страха, отречении от Господа горько плакал и глубоко раскаивался. И Господь Иисус Христос, во время земной Своей жизни, за твёрдую веру и крепкую любовь не раз отличал апостола Петра, между другими апостолами, приближал его в Себе. По вознесении Иисуса Христа на небо и по сошествии Св. Духа на апостолов, ревность Петра к Иисусу Христу освятилась, возвысилась и сделалась непоколебимой. Благодать Божья обнаружилась в могущественном учении его, в чудесах, знамениях и постоянной готовности претерпеть всё за имя Христово. Сила слова ап. Петра была столь могущественна, что вдруг обращал он ко Христу по три и пяти тысячи человек, сопровождалась чудесными знамениями. По слову ап. Петра, обличаемые в преступлении падали мёртвыми, мёртвые воскресали, больные исцелялись даже от прикосновения к ним одной тени проходившего Петра. Апостол Пётр, по преимуществу, был апостолом для иудеев ( Гал. 2:7 ). Кроме трудов своих в Иерусалиме и его окрестностях, он предпринимал пять путешествий для распространения веры Христовой, во время этих путешествий ап. Пётр обошёл Иудею, Галилею, Самарию; был в Лидде, Иопии, Кесарии-Каппадокии, Финикии Палестинской, Галатии, Понте, Вифинии, Антиохии, Египте, Британии, Греции и Риме. Во время своих апостольских трудов он писал два послания к христианам, рассеянным в Малой Азии, и запечатлел своё учение многими знамениями и чудесами, и претерпел со стороны врагов христианства многократные гонения и страдания. В Риме первоверховный ап. Пётр предвозвещён был Господом об отложении телесе своего ( 2Петр.1:14 ) и это скоро исполнилось. По повелению Нерона, Римского Императора, жестокого врага христианства, он был распят на кресте 29 июня 67 г. по рождестве Христова. Мученик Христов упросил мучителей распять его вниз головой, желая этим показать отличия своей крестной смерти от крестной смерти своего Божественного Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010