XXVIII. Слово в день святых апостолов Петра и Павла 43 О значении храма в жизни христианина и почитании Святых, имени которых он посвящён Память святых, славных, всехвальных и первоверховных апостолов Петра и Павла совершаем, братья! Для вас, возлюбленные прихожане сего храма, ныне особенно великий и важный праздник, ибо это праздник вашего храма, храмовый приходской ваш праздник. Великое значение для христианина имеет храм и, особенно, великое значение для христианина имеет приходской храм: храм есть дом Божий, место особенного присутствия Божья, общественного богослужения, общественной молитвы; храм есть наружное выражение нашей православной христианской веры, видимое свидетельство о господстве и торжестве её в нашем отечестве. А приходской храм для прихожанина, кроме того, есть место, где он получил духовное своё возрождение в таинстве крещения, и неоднократно получал и получает духовное обновление во время присутствия в оном при богослужении в молитвенном возношении ума и сердца к Богу, в исповедании своих грехов в таинстве покаяния, в тесном соединении с Господом нашим Иисусом Христом в таинстве причащения тела и крови Его. В приходском своём храме прихожанин освящает и воспоминает важные события и дни в своей жизни в своей семье: вступление в брак, дни именин и дни кончины своих родных и др., в приходском же храме он совершает и провождение человека после смерти в жизнь загробную. Как же после всего этого не сказать, что великое значение для христиан имеет храм, и что храмовый праздник есть великий праздник для прихожан!... На таком значении храма основывается важная обязанность прихожан – почитать свой храм, возможно чаще посещать его во время богослужения, не только в праздники, но, по возможности, и в будние дни, отправлять в нём все христианские обязанности, совершаемые в храме: подвиги покаяния, обряды погребения и поминовения умерших, водосвятия, чтение акафистов, благодарственные и просительные молебны и проч., и заботиться о его благолепии. И как приятно видеть храм благоукрашенный и благоустроенный, как отрадно для верующего сердца видеть храм, усердно посещаемый прихожанами, и полный молящимися!.,. Но по благоустройству и благолепию храма и по усердию к нему прихожан можно судить о вере их в Бога, развитии религиозного чувства, почитании своего храма, любви к нему и попечении о нём прихожан. Честь и слава от людей и награда от Господа Бога строителям, благотворителям и попечителям сего благоустроенного и благоукрашенного храма, ещё живущим в сей временной жизни и подвизающимся в сем храме, и вечная память и Царство Небесное скончавшимся строителям и благотворителям его!...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXXVIII. Слово при первом служении в академической церкви при вступлении в должность ректора академии 56 Об изучении наук на почве веры и благочестия Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся ( 1Кор. 16:19 ). Эти слова апостола Павла относятся к заключительным словам его первого послания к коринфянам. Вам известно, братья, что между коринфянами были различные религиозные споры и настроения, вредившие их вере и нравственности. Эти настроения появились в Коринфской церкви скоро по насаждению между коринфянами Христовой веры и по отшествии от них апостола Павла. Узнавши об этих нестроениях, апостол Павел немедленно написал коринфянам первое послание, в котором, опровергши их споры, приглашает их к миру и согласию, и к единству веры во Иисуса Христа, и просит их, в заключении своего послания, быть твёрдыми в проповеданной от него им вере, мужественными и непоколебимыми перед другими проповедниками, и не увлекаться их учениями. Стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся, – говорит апостол Павел. Я нашёл приличным обратиться с этими словами апостола Павла к вам, питомцы сего высшего святилища православной богословской науки, при первом своём служении в сем храме; нашёл приличными обратиться к вам с этими словами не потому, что я знал, или даже слышал о слабости вашей веры, или о каких-либо ваших религиозно-нравственных недостатках. В святилище духовной науки, где приготовляются будущие деятели веры и благочестия, и пастыри церкви, этого не должно и предполагать. Но, можно предположить, что и сюда проникают современные взгляды на движение науки вперёд, стремящейся к опровержению истин богооткровенных – на прогресс в жизни, идущий вразрез с требованиями религии и церкви. Вместе с этим, можно предположить, что и здесь известны нарекания на мнимый застой в церкви христианской и, вследствие этого, нежелание многих подчиняться требованиями её, называя их несовременными, устарелыми и несогласными со свободой совести. Отсюда обычные явления в нынешнее время – религиозно-нравственная свобода, понимаемая в современном смысле, безрелигиозность и нравственная распущенность в жизни. Принимая во внимания всё это, зная, как это заманчиво, увлекательно и даже соблазнительно для молодых пытливых умов, в предостережение нельзя не сказать вместе с апостолом Павлом: стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LVII. Слово в 7-ю неделю по Пасхе 58 . Связь и глубокий назидательный смысл священных событий, воспоминаемых в 7-ю неделю по Пасхе Вчерашний день, в виду краткости времени, остававшаяся до начала всенощная бдения, я не мог долго беседовать с вами о религиозных предметах, и потому отложил свою беседу до сего дня. В настоящий же день я побеседую с вами о тех священных событиях, какие св. православная Церковь наша воспоминает и предлагает для нашего назидания в сей воскресный день. В настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, ничем, по-видимому, не отличающийся от прочих воскресных дней, святая православная Церковь воспоминает и предлагает для нашего назидания, – как вы слышали из читанных сегодня апостола и евангелия, а также из церковно – богослужебных песней, – трогательные и глубоко поучительные священные события, которые и по времени происходили именно в настоящие дни. События эти следующие: а) прощальная беседа св. апостола Павла с предстоятелями Церкви Ефесской – епископами, пресвитерами и прочими духовными детьми своими в Милете, слышанная вами сегодня в чтении апостольском; б) молитва Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа к Отцу Своему Небесному о Себе Самом, о Своих ближайших учениках, как преемниках и продолжателях Его дела спасения рода человеческого, и о всех верующих в Него, – слышанная в сегодня читанном Евангелии и в) воспоминание в священных песнопениях о св. отцах Церкви Христовой, присутствовавших на первом вселенском соборе и утвердивших торжество святой веры Христовой на земле. Эти три, по-видимому, совершенно различные, священно-исторические события имеют, не смотря на видимое своё различие, не только тесную внутреннюю связь между собой, но они даже и по времени, в которое происходили, совпадают, как я сказал, именно с настоящим воскресным днём, а потому и воспоминаются св. православной Церковью именно в настоящий, седьмой после Пасхи, воскресный день, как и вообще в нашей православной Церкви – во всём круге воспоминаемых ей священных событий и праздников – нет ничего такого, что не имело бы священно – исторического основания и глубокого нравственно назидательного для православного христианина значения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере ноября 2017 Священник советского времени. Воспоминания протоиерея Александра Муравлева «Я дожил уже до 86 лет, но душой я все еще молод. Да, жизнь — это мгновение. И все же в ней, в моей жизни, было столько удивительного. И люди, и события, и чудеса». Такими словами начал свой автобиографический рассказ протоиерей Александр Муравлёв, почетный настоятель Свято-Троицкого храм в Киришах. ЗЕМЛЯ НОВОМУЧЕНИКОВ Кириши — в прошлом город всесоюзной комсомольско-молодежной ударной стройки. В 1963 году сюда приехали молодые строители со всех концов страны. В то время не могло быть никакого намека на строительство храма. Некоторые даже заявляли, что в комсомольско-молодежном городе храма не будет никогда. В мае 1993 года я был назначен настоятелем Свято-Троицкого прихода . Когда пришел сюда — увидел пятиэтажный жилой дом и помещение, часть мебельного магазина, выделенное администрацией города для временного пользования, которое силами верующих было переоборудовано под храм. У нас есть икона наших киришских святых, иеромонаха Макария Смирнова и иерея Павла Брянцева, которые служили здесь, на киришской земле, и были за веру расстреляны. Знаменательно, что этот образ не список, он написан впервые. Лик священномученика Павла писался по фотографии, а вот фотоснимка преподобномученника Макария в архивах не сохранились… Святые новомученики… А ведь некоторых из них я знал лично. ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР РОДИЛСЯ В КАЗАХСТАНЕ В 1931 ГОДУ. ДЕТСКИЕ ГОДЫ ПРОШЛИ В ДЖАМБУЛЕ. ПОСЛЕ СЕМИЛЕТКИ ПОСТУПИЛ В ШКОЛУ РЕЧНОГО ПАРОХОДСТВА, ХОДИЛ ПО ВОЛГЕ. В 17 ЛЕТ ДОБРОВОЛЬЦЕМ ПОШЕЛ В АРМИЮ. СЛУЖИЛ В МОРСКОЙ АВИАЦИИ В ПОСЕЛКЕ ЛЕБЯЖЬЕ. В 1957 ГОДУ ПОСТУПИЛ В СТАВРОПОЛЬСКУЮ ДУХОВНУЮ СЕМИНАРИЮ, КОТОРАЯ В 1960 ГОДУ ЗАКРЫЛАСЬ, 4-Й КУРС ЗАКАНЧИВАЛ УЖЕ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ. В 1965-М, В ДЕНЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИМ ОНИСИМОМ, АРХИЕПИСКОПОМ ВЛАДИМИРСКИМ И СУЗДАЛЬСКИМ РУКОПОЛОЖЕН В СВЯЩЕННИКИ. СЛУЖИЛ В МУРОМЕ, КОВРОВЕ, КИНЕШМЕ, В ТАДЖИКИСТАНЕ, КИРГИЗИИ, УЗБЕКИСТАНЕ. В КИРИШИ БЫЛ НАЗНАЧЕН В 1993 ГОДУ, НАЧАЛ СТРОИТЕЛЬСТВО ХРАМА. С 2011 ГОДА — ПОЧЕТНЫЙ НАСТОЯТЕЛЬ.

http://aquaviva.ru/journal/svyashchennik...

Так писал апостол Павел в своём послании к жителям города Эфеса, желая предостеречь их от опасности, угрожающей со стороны неверующих в Господа нашего Иисуса Христа – язычников и иудеев, со стороны лжеучителей и еретиков, и со стороны нравственных недостатков, замеченных апостолом у самих христиан ефесских. Приняв во внимание все эти обстоятельства, апостол Павел называет тогдашнее время для Ефессеян опасным: блюдите убо како опасно ходите, говорит он, и живите не якоже немудра, но якоже премудри, т. к. не будьте слишком просты и доверчивы ко всякому, не будьте рассеяны и невнимательны к своим нравственным недостаткам, но живите искупующе время, строго относитесь ко всему окружающему, твёрдо держитесь благовествования Христова; по Евангелию Христову располагайте жизнь свою и воздерживайтесь от всех пороков; иначе, время опасное, жизнь лукава и обманчива, и вы, расставшись неожиданно с этой жизнью, можете впасть в вечную погибель. Это наставление апостола Павла, сказанное Ефессеянам, относится и ко всем христианам, относится оно весьма близко к нашему времени и к нам, братья. Но особенно его можно отнести к тем лицам, которые должны следить за духом времени, подмечать его вредное, заражающее влияние и предостерегать от заразы духом времени других. Кто же эти лица? Пастыри церкви. Они призваны к тому, чтобы сами, живя не яко немудры но якоже премудры, искупая, время, следили за нравственностью своих пасомых, подмечали ложные направления духа времени и предостерегали от влияния оного своих пасомых. Но если это наставление относится к пастырям церкви, то не менее того его можно отнести и к тем лицам, которые готовятся к пастырскому служению, дабы они наперёд приготовили себя к тому, чтобы быть добрыми пастырями, могли отличать дух истины от духа времени, духа лжи и заблуждения, и могли искусно предостерегать своих будущих пасомых. Как видите, воспитанники сего училища, к вам слово моё. Наше время – время лукавое, блюдите убо, како опасно ходите, не якоже немудры, но якоже премудры: искупующе время, яко дние лукавы суть ( Еф. 5:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БРЯНЦЕВ НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свящ. Николай Васильевич Брянцев. Фото с краеведческого блога " Елецкая земля " Являлся законоучителем Александровского технического железнодорожного училища, проводил занятия с законоучителями всех учебных заведений Ельца. Он избирался председателем исполнительного совета Елецких пастырских собраний, активно участвовал в работе Елецкого отделения Орловского церковного историко-археологического общества . Возведён в сан протоиерея . Был благочинным . В 1911 году по его инициативе к 50-летию отмены крепостного права был установлен памятник императору Александру II . Активно участвовал в работе Орловского епархиального съезда духовенства и мирян в мае 1917 г. и даже был избран на нём первым товарищем председателя съезда. В этом качестве о. Николай неоднократно вёл его заседания, рассматривавшие и обсуждавшие в это смутное время пути дальнейшего развития церковной жизни в Орловской губернии. На съезде не раз звучали призывы к удалению из Ельца епископа Павла (Вильковского) за противодействие «начавшемуся переустройству церковно-общественной жизни» и даже упразднению самого викариатства в Ельце . На это о. Николаем была подготовлена телеграмма от духовенства и мирян Ельца в адрес делегатов съезда в защиту как епископа Павла, так и самого института викарных епископов в Ельце. В результате протоиерей Николай Васильевич Брянцев был избран от Елецкого уезда в качестве делегата на Всероссийский съезд духовенства и мирян . После Октябрьской революции 1917 года популярность о. Николая среди простого народа не давала покоя новой власти, которая старалась любыми способами оскорбить и ущемить в правах священника. Участник Поместного собора 1917-1918 , по избранию, клирик от Орловской епархии. В своем рапорте Собору преосв. Серафим (Остроумов) так описывает события, происходящие в Ельце :

http://drevo-info.ru/articles/27595.html

Память преподобного Иоанна, епископа Готфского 267 . Память священномученика Виктора Каракулина, пресвитера (1937), священномучеников Антония (Панкеева), епископа Белгородского, и с ним Митрофана Вильгельмского, Александра Ерошова, Михаила Дейнеки, Матфия Вознесенского, Ипполита Красновского, Николая Кулакова, Василия Иванова, Николая Садовского, Максима Богданова, Александра Саульского, Павла Брянцева и Павла Попова, пресвитеров, и мучеников Михаила Вознесенского и Георгия Богоявленского (1938). Память священномученика Онуфрия, архиепископа Курского Память священномученика Онуфрия, архиепископа Курского Св. Онуфрий (Гагалюк) родился 2 апреля 1889 в гор. Пулавы близ Люблина и был шестым ребенком в бедной семье лесника. В крещении он получил имя Антоний. Когда мальчику шел пятый год, браконьеры убили отца семейства. Мать горько оплакивала беду, а дети ее утешали. Антоний, обняв ее, сказал: «Мама, не плачь, когда я буду епископом, я возьму тебя к себе». Удивленная мать спросила: «Что ты сказал? Где ты слышал это слово?» Но Антоний вновь уверенно и серьезно повторил те же слова. Детей поместили в приют в Люблине, куда мать поступила на работу поваром. Антоний хорошо учился и, окончив церковно-приходскую школу, был отправлен на средства приюта в духовное училище гор. Холм (ныне Хелм в Польше). Затем его приняли в семинарию. В годы обучения в Холмской семинарии юноша тяжело заболел. Ему явился св. Онуфрий и сказал, что Антоний выздоровеет, если принесет обет посвятить себя служению Церкви. После окончания учебы в Санкт-Петербургской академии Антоний был назначен преподавателем в школу, находившуюся при монастыре Святого Онуфрия в Яблечне. Там он вновь заболел, и опять ему явился св. Онуфрий, упрекая, что он не сдержал обещания. Тогда Антоний вернулся в Санкт-Петербург, принял монашеский постриг и священный сан. Затем он был посвящен в епископа и почти сразу после завершения богословского образования (1923) поставлен на Криворожскую кафедру в Херсонской епархии. Лицо Онуфрия было измождено постом и долгими ночными молитвами в келье. Казалось, что он принадлежит иному миру. Святой совершал Божественную литургию так усердно, что народ от мала до велика, не считаясь с атеистической пропагандой комсомольцев, приходил в церковь и с жадностью слушал его проповеди, возжигавшие в сердцах огонь веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕРА И РАЗУМ» журнал, издававшийся в 1884–1917 гг. при Харьковской ДС; с 2000 г. журнал Харьковской епархии. В 1884 г. по инициативе Харьковского архиеп. Амвросия (Ключарёва) вместо «Харьковских епархиальных ведомостей» началось издание богословско-философского ж. «В. и р.». В 1884–1915 гг. он издавался 2 раза в месяц, в 1916–1917 гг.— ежемесячно. Состоял из 3 отделов: церковного, философского и епархиального. Каждый из отделов имел собственную пагинацию (1-й и 2-й отделы —полугодовую, 3-й отдел — годовую). В 1907 г. церковный и философский отделы были объединены, епархиальный был расширен, а в окт. 1915 г. преобразован в отдельный ж. «Пастырь и паства». Редакторами «В. и р.» обычно являлись ректоры Харьковской ДС: в 1884–1893 гг.— прот. И. А. Кратиров, в 1893–1894 гг.— прот. А. В. Мартынов, в 1894–1899 гг.— прот. И. П. Знаменский, в 1899–1906 гг.—прот. И. П. Знаменский совместно с инспектором Харьковской ДС К. Е. Истоминым, в 1906–1916 гг.—прот. А. М. Юшков совместно с Истоминым, в 1916–1917 гг.— прот. А. М. Юшков совместно с П. М. Красиным. Основной задачей издания являлось изучение святоотеческого наследия и истории Церкви, знакомство с развитием богословской и философской мысли. Особенное внимание уделялось осмыслению естественнонаучных открытий, правильное истолкование к-рых, по мнению издателей, должно было привести к подтверждению христ. истин. В церковном отделе журнала, согласно замыслу архиеп. Амвросия, публиковались статьи, в к-рых излагались правосл. догматика, принципы христ. нравственности, разъяснялись церковные каноны и богослужение. В этом отделе также публиковались исследования по истории Церкви, работы о значительных событиях церковной и общественной жизни. В церковном отделе печатались статьи, проповеди и поучения архиеп. Амвросия, затем Харьковского архиеп. Арсения (Брянцева) . Среди исследований по апологетическому, нравственному, догматическому и сравнительному богословию следует отметить работы «Православная догматика и религиозно-философское умозрение» П. В. Тихомирова (1897. Т. 2. Ч. 2), «Исторические очерки развития апологетического, или основного, богословия» прот. Т. И. Буткевича (1898. 22–24), «Опыт нравственного православного богословия в апологетическом освещении» прот. Н. С. Стеллецкого (1913. 8–16. 1914. 9–16, 17–19, 21–23. 1915. 1–3, 24. 1916. 1–24) и др. Большое место среди публикаций церковного отдела занимали статьи по истории ВЗ и НЗ. В журнале увидели свет, в частности, исследования «Обращение Савла и «Евангелие» св. ап. Павла» Н. Н. Глубоковского (1896. Т. 1. Ч. 1), «Откровение во пророках и откровение во Христе» Е. А. Воронцова (1908. 1).

http://pravenc.ru/text/426527.html

Нарва-Йыэсуу. Церковь Владимира равноапостольного. Карта и ближайшие объекты 28 марта 2012 года состоялось подписание договора о передаче части помещений в здании Усть-Наровской метеорологической станции (по адресу Koidu 6) под обустройство домового храма во имя свт. кн. Владимира. Место, выбранное для храма, не случайно. Именно на этом месте до 1944 года находилась красивейшая Владимирская церковь, считавшаяся духовным центром курортного города. Владимирская церковь имеет удивительную и давнюю историю. Торжественная закладка храма была совершена 5 августа 1890 года епископом Рижским и Митавским Арсением (Брянцевым) в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Федоровны, а также других членов императорской фамилии. Освящена церковь была 17 августа 1893 года во имя святого Равноапостольного Князя Владимира. Пятиглавый храм возвышался на левом берегу реки Нарова и был сооружен по проекту архитектора А.В. Иванова в русском стиле, с каменной звонницей и внутренними галереями для крестных ходов при плохой погоде. Внутреннее убранство храма соответствовало внешней красоте. Приход в Нарва-Йыэсуу был открыт Указом Святейшего Синода от 7 октября 1893 года. Церковь была взорвана при отступлении немецких войск в 1944 году, и перед местными прихожанами встала непростая проблема восстановления старого или строительства нового храма. С августа 1945 года богослужения стали совершать в доме, который принадлежал лютеранской церкви. Службы совершались редко приезжавшими из Нарвской Воскресенской церкви священниками. В декабре 1945 года состоялось общее собрание православного прихода. После выбора правления и членов ревизионной комиссии было решено просить разрешение на перевозку Казанской церкви из деревни Мерекюла на место разрушенного храма. В начале 1946 года было получено благословение архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского), но власти разрешили разместить церковь на другом месте — у нового городского рынка, где она находится и по сей день. В 1947 году на подводах и катках, в основном женщинами, церковь была перевезена на новое место. К сожалению, все полностью перевезти не удалось, был утрачен резной деревянный купол, частично резное украшение крыши, и храм стал несколько ниже.

http://sobory.ru/article/?object=26413

Павел Васильевич Флоренский: Издание соловецких писем – это сочетание чудес. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Репортажи Павел Васильевич Флоренский: Издание соловецких писем – это сочетание чудес Внук священника и ученого Павла Флоренского издал его письма из Соловецкого лагеря 19.06.2017 12:24 Версия для печати Москва, 19 июня, Благовест-инфо. Презентация четырехтомника писем П.А. Флоренского из Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) состоялась 15 июня в Садовом павильоне Государственного музея А.С. Пушкина в Москве. Четырехтомное издание под общим названием «Пребывает вечно…» подготовил внук священника Павел Васильевич Флоренский – профессор, академик РАЕН, член Союза писателей России, а выпустили в свет два издательства: «Международный центр Рерихов» и «Серебро слов» (последний том). Тираж каждого тома – всего 100 экземпляров. Как сообщил, представляя издание, его составитель, речь идет не только о письмах о. Павла Флоренского (1882-1937) – священника, богослова, философа, искусствоведа, теоретика культуры, математика, физика, но и об эпистолярном наследии трех его собеседников и сокамерников, заключенных СЛОНа, расстрелянных в октябре-декабре 1937 года. По словам П.В. Флоренского, все они – люди «отнюдь не рядовые»: это профессор, химик Роман Николаевич Литвинов; инженер, один из создателей Урало-Кузбасского комбината Николай Яковлевич Брянцев; один из создателей Единой гидрометеослужбы СССР Алексей Феодосьевич Вангенгейм.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010