2) В целях приближения нашего церковного богослужения к пониманию простого народа признаются принципиально права русского и украинского языка для богослужебного употребления. Изложенный в редакции Н.И. Знамировского 366 и А.В. Новосельского 367 , этот тезис опирался на выступления сторонников перевода. Среди них, кроме уже упоминавшихся, следует назвать протоиерея Николая Брянцева 368 , священников Павла Ильинского 369 , Михаила Елабужского 370 , Михаила Марина 371 , семинарских преподавателей Н.И. Кедрова 372 , М.Н. Котельникова 373 . «Народные массы не понимают богослужения, – говорил владыка Евлогий. Как же сделать, чтобы великие, священные слова в полноте вливались в душу народную? (...) Простые люди шепчут в церкви под пение и чтение церковных молитв, песнопений свои молитвы, не слушая того, что читается и поется. (...) Прошу подумать об этом темном народе, для которого пропадает просветительная сила нашего богослужения, для которого является поэтому соблазнительным сектантство с его простыми, понятными молитвами (34 ОБ.–35). Самаркандский священник Петр Ратьковский 374 красочно обрисовал в своем докладе состояние простого человека, молящегося в храме за непонятным ему славянским богослужением: Только обрывки фраз, неясные образы, туманные мысли остаются в голове, образуя какой-то хаос. Человек быстро утомляется от умственного напряжения. Непонятные слова и выражения (...) вызывают рассеянность, невнимание и скуку. (...) Мысль невольно перескакивает на посторонние, житейские предметы. Человек (...) как бы в забытьи... При каком-либо особо дошедшем до слуха возгласе или громком пении он очнется на минуту, вспомнит, где он, с большим усилием попытается вернуть мысль к богослужению, к молитве, но бедной мысли опять не за что ухватиться, и человек снова забылся. (...) А поскучав так за богослужением несколько, а может быть и много раз, он уже больше не хочет идти в храм. (...) И на будущий раз он старается найти какой-либо предлог, чтобы во время богослужения остаться дома (44 ов.–45).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

344) только что переходит к событиям 42 года после Р. Х., т. е. 2-го года Клавдия. 288 Проф. В. В. Болотов . Лекции… II, 47. Knabenbauer (Chronologia… Lexicon Bibl. I, 915) считает «довольно верным» для собора 51 год, срв. Дюшен, История… I, 31. Мышцын. Устройство христианской церкви… стр. 38 – 52 год. 289 Срв. проф. В. В. Болотов . День и год мученической кончины св. Евангелиста Марка. Христ. Чт. 1893. Ч. II. Стр. 431; Богдашевский. Послание к Ефесянам. Стр. 247. 249; Reithmayr, Einleitung, S. 719, vgl. 385. 585; Fromondus in epistolam catholicam I B. Petri Apostoli commentaria in Migne Scripturae Sacrae cursus completus, t. 25 (Parisiis, 1842), col. 733; Wouters in epistolas catholicas dilucidatio, ibid, col. 1009 против Ф. В. Фаррара, римско-католиков Валезия, Пагия, Балуца, Гуга, Клее, Дöлингера, Вотерворда, Альнатта (Фаррар, Первые дни христианства, I, 161 и прим. 131); Гэрике, Введение, I, 24; Wiesinger’a Der erste Brief des A. Petrus, S. 11 f.; Hilgenfeld’a, Einleitung, S. 624; Брянцева, Был ли ап. Пётр в Риме? Стр. 46–47. Thiersch считает возможным, что ап. Пётр в первый раз был в Риме при Клавдие, Versuch zur Herstellung des historischen Standpuncts, S. 109; Die Kirche… S. 96 ff., срв. автора статьи «Roma, Romani» в Lexic. Bibl. III, 739: Пётр «мог быть в Риме между 39–44 и снова между 44–51 гг.». А такой осторожны йучёный, как Дюшен, замечает: «Предположение, что ап. Пётр был в Риме уже в первые годы царствования Клавдия (42 г.) или даже при Калигуле (39 г.) слишком слабо обосновано, чтобы историк мог под ним подписаться… Это возможно, но доказать этого нельзя. Не уцелело никакого свидетельства об его апостольской деятельности в этой среде». История древней церкви… I, 37. 40. 290 De mortibus persecutorum, c. 2. Lactantii opera omnia, ed. Walchius, Petropoli. 1817. p. 1183–1184. 291 См. у иеромонаха Григория. Третье великое благовестничевское путешествие св. ап. Павла. Сергиев Посад. 1892. Стр. 210–215, срв. 79: срв. Ф. И. Мищенко. Речи св. ап. Петра… Стр. 314–316. 293 Haer. XXVII, 6: «Апостолы часто для проповеди Христовой предринимали путешествия в другие страны» (из Рима). Migne, P. G., 41, 373. Творения… Ч. I, Стр. 187.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

А для этого нам нужно строго и неуклонно исполнять всё то, что требуется от нас нашей православною Церковью; между тем, к прискорбию, не скрою от вас, что есть между вами – православными немало и таких, которые, хотя и называются православными, но выражают свои религиозные чувства более по-католически, нежели по православному. От чего же это? От недостатка ревности в нас к святой православной вере нашей, от холодности и равнодушия к её уставам и предписаниям.. Посмотрите, как строго держатся своих религиозных верований окружающие вас иноверцы, как ревностно исполняют свои религиозные обязанности. Не более ли их мы – православные должны исполнять свои религиозные обязанности, налагаемые на нас святой православной Церковью, хотя бы они относились ко внешнему обнаружению нами нашего религиозного чувства, каковы: крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, лобызание святых икон, возжжение пред ними свечей и проч.?... В-третьих, воспоминаемые ныне святой православной Церковью события представляют нам трогательные и поучительные примеры того единодушия, той истинно-христианской любви, которая должна существовать между пастырями и пасомыми и вообще между истинно – верующими христианами. Вы слышали, какую трогательную и полную божественной любви молитву возносил Спаситель наш к Отцу Своему Небесному о Своих апостолах и о всех верующих в Него, да вси едино будут, и да имутъ любовь между собой; вы видели, какой трогательный образец взаимной сердечной любви между пастырями и пасомыми представляет для нас прощальная беседа св. апостола Павла с епископами, пресвитерами и прочими христианами Церкви Ефесской! Таких примеров взаимной любви христиан между собой не только в жизни христиан времён апостольских, но и в последующие века христианства можно указать весьма много; воистину у них было как бы одно сердце и одна душа, по выражению Дееписателя! Не та же ли взаимная христианская любовь пастырей Церкви Христовой между собой и ко всем верующим во Христа, обуреваемым еретическим учением Ария, собрала сих пастырей на вселенский собор при Константине Великом и соединила их вместе против сего нечестивого лжеучителя? Будьте же и вы тверды в вере и ревностны к святой православной Церкви Христовой, поддерживайте и укрепляйте взаимную братскую любовь между собою и между пастырями вашими духовными; особенно же усердно и непрестанно молитесь Господу, да сохранит и утвердит Он вас в святой православной вере, завещанной Его апостолами и утверждённой св. отцами, да познают чрез это всё, что вы – истинные Его последователи, и Господь мира и любви да будет со всеми вами. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Арсений, афонский иеромонах — Арсений (Минин Александр Иванович) (1823–1879) — иеромонах Пантелеймоновского монастыря на Афоне; противосектантский миссионер; автор душеспасительных «бесед» и «Путеводителя во Святый град Иерусалим» (Киев, 1872) (см.: Воинов Н. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. М., 1881) — 81, 84, 88, 90, 193, 248 Арсений, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — 309 Арсений, иподьякон Александро–Невской лавры — 234 Арсений, митрополит Киевский — Арсений (Москвин Федор Павлович) (1797–1876) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); ректор Могилянской (с 1826 г.), Орловской (с 1827 г.), Рязанской (с 1829 г.) и Тверской (с 1831 г.) Духовных семинарий; епископ Том–бовский (с 1832 г.), архиепископ Подольский (с 1841 г.), Варшавский (с 1848 г.), управляющий Волынской епархией (1848–1860), митрополит Киевский и Галицкий (с 1860 г.); председатель Комиссии по преобразованию высших духовных заведений (с 1866 г.); автор богословских противосектантских сочинений — 72 Арсений, настоятель Новоезерского монастыря — возможно, Арсений (Усинен Александр Андреевич) — архимандрит, позже — викарий Новгородской епархии; духовный писатель — 85, 94, 106 Арсений, цензор–архимандрит — Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич) (1839–1914) — выпускник Киевской Духовной академии (1867), магистр (1868); священник (с 1868 г.), протоиерей (с 1873 г.); ректор Таврической Духовной семинарии (с 1873 г.); архимандрит (с 1875 г.), глава епархиального Комитета Духовной цензуры (1877–1882); ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1883 г.); епископ Выборгский и Ладожский (с 1882 г.), Рижский (с 1887 г.); архиепископ Рижский и Литовский (с 1893 г.), Харьковский (с 1903 г.) — 82, 155 Арсеньев, мичман, знакомый отца Николая — 159 Арсеньев Дмитрий Сергеевич (1832–1915) — попечитель при комнатах великих князей Сергея и Павла Александровичей (1864–1883); директор Морского Кадетского корпуса (с 1882 г.), вице–адмирал (с 1886 г.), позже — член Государственного совета — 255

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Брянцев всюду вводит в область исследования собственное и при том глубокое, основательное размышление и рассуждение, при чем обнаруживает замечательную по силе и зрелости суждения критическую способность (напр. стр. 142 и дал. – разбор мнения проф. Ф.И. Успенского об Иоанне Итале; стр. 174 и дал. – разбор суждений Анны Комнин и Акомината о том же И. Итале, и др.), а по местам высказывает даже и особые, не безынтересные для ученой любознательности, взгляды (как напр. стр. 278 о культурном влиянии востока на запад). Особенно много труда положено автором и много им сделано в научном отношении для выяснения довольно темной в истории личности Иоанна Итала, о котором в литературе и мало в общем имеется сведений и имеющиеся сведения являются довольно сбивчивыми. Ясность представления автором предмета исследования имела своим прямым последствием и ясность изложения, а потому труд его читается легко, что также составляет приятную и похвальную сторону в нём. Принимая во внимание всё это, мы признаем труд г. Брянцева, даже и при теперешней незаконченности его, заслуживающим не только степени кандидата богословия, но и особенной похвалы. 2 . О сочинении студента Димитрия Розанова: «О древнегреческих общественных играх в виду 1Кор.9:24 – —194— 27; Флп.2:16; 3:12–14 ; 1Тим.4:8; 6:11–12 ; 2Тим.4:7–8 и др.». Сочинение г. Розанова после краткого введения (стран. 1–8), раскрывающего значение предмета исследования, распадается на две главные части, из которых первая (стр. 8–140) сообщает сведения о древнегреческих общественных играх, а вторая (141–235) занимается рассмотрением и объяснением имеющих то или другое отношение к тем играм мест из посланий св. апостола Павла, указанных в заглавии сочинения, и других, близких к ним, каковы: Еф.6:11–17 ; 1Сол.5:8 ; Кол.1:10 и иных. В заключении указывается различие жизни истинно-христианской и языческой и неудовлетворительность последней по сравнению с первой. В первой части сочинитель сперва излагает «общие замечания об играх» (стр. 8–32); за тем указывает место совершения главнейших, Олимпийских, игр (32–48), время происхождения и постепенное развитие их (48–54); говорит о том, в каком порядке они совершались и в чём состояли происходившие на них состязания (54–82), повествует о других также весьма известных в древней Греции и сопровождавшихся таковыми же состязаниями играх: Пифийских (83–100), Немейских (100–112) и Истмийских (113–134); наконец сообщает краткие сведения и о второстепенных или малых греческих играх, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

веры... Прекрасным пособием при изучении Церковной Истории должны быть изображения священных памятников христианской древности начиная с катакомб и кончая знаменитейшими русскими храмами, географические карты и предполагаемое Св. Синодом издание церковно-исторической хрестоматии. И я широко пользовался в законоучительстве этими пособиями, у меня ученики далее чертили на доске карту путешествий св. ап. Павла. Каждый усердный законоучитель и теперь может, пользуясь обширной святоотеческой литературой, ознакомлять учащихся с выдающимися творениями Свв. отцов и учителей Церкви и знаменитейших Российских иерархов. Что же теперь сказать о 7 и 8 классах женских гимназий? Затрудняюсь. В этих классах повторять нужно все пройденные пять наук и еще остаются непройденными веро- и нравоучение, методика Закона Божия и примеры из жития Свв. жен. Теперь в 7 и 8 классах мужских гимназий преподается вероучение (в 7) и нравоучение (в 8). А в Реальных училищах в 7 классе и та и другая науки. Знаю я, что эти науки нередко проходятся здесь основательно. Здесь изучаются основные истины вообще религии: о бытии Божием, о духовности и бессмертия души человеческой, о будущей жизни, об основах собственно христианства с добавлениями из основного и обличительного Богословия. И я уже говорил, насколько важен этот курс для религиозно-нравственного сознания учащихся и для их жизни. Я здесь считаю полезным для вас указать на то, что нет нужды в особом классе специально для повторения всего пройденного. Повторять же преподанное всегда нужно на протяжении всего курса Закона Божия. Надобно вести свои занятия по Закону Божию на каждом уроке так, чтобы не только разучивать на этот раз задаваемое, но и вспоминать уже пройденное, связывая его с данным уроком. Имея дело с отвечающим учеником, надобно втягивать в обсуждение предмета весь класс, всех учеников, чтобы все усвояли предмет, осмысливая его при помощи всех тех знаний по Закону Божию, кои уже у них имеются. Если так вести дело, то не будет надобности к концу учебного года уделять месяцы или больше исключительно на повторение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

На этих днях Господь судил мне присоединить двух раскольников-половцев, так называемого австрийского священства. Я молил их поддержать, сколько от них зависит, дело Братства св. Петра митрополита, и один из воссоединенных доставил мне на сей предмет у сего прилагаемые пятьдесят рублей (50 р.). С сердечной радостью принял я на себя отправить в Москву этот начаток, и несу его к Вам, так как никого из братчиков Ваших не знаю и не уверен, что другим путем жертва дойдет по назначению с аккуратностью; ибо в «Душеполезном Чтении», где помещен устав Братства, не указаны места и лица, куда адресовать приношения до формального открытия Братства. Имя жертвователя Михаил; Фамилию его я не уполномочен объявлять. Всепокорнейше прошу помолиться об его здоровье и твердом стоянии в правой вере. – Постараюсь расположить и других к посильным даяниям на святое дело, Вами ведомое. Примите и лично от моего усердия три рубля, и не оставьте Вашими св. молитвами. Преизлиха немощствует тело, а за ним и душа моя. Изволите видеть, пишу письмо не в один прием. Здешние австрийские попы-самозванцы, слышно, между собою перессорились, и тем, косвенно, способствуют разумным чадам своим взглянуть на свет истинный. Царство раздельшееся на ся запустеет! По Еврейскому вопросу у меня есть также утешительные вести, напр. присоединился к православию ученейший раввин, и вообще переходить стали в православную Церковь – лучшие, хотя и не в большом количестве. Из римских католиков в сем году вступили в нашу Церковь два надежных сына. Так, мало по малу собираются расточенная чада во едино! Всепокорнейше прошу Вас уведомить меня о получении денег. Если не в труд, я бы просил написать особое письмецо новоприсоединенному Михаилу, через меня. Господь посреде нас отныне и до века. Душевно уважающий Вас Протоиерей Никандр Брянцев. 2. Письма протоиерея С. Каменского. а) От 25-го июня 1869 г. Возлюбленный о Господе брат мой отец Павел! Согласно представлению нашего преосвященного, сегодня получен им из Святейшего Синода указ, которым я утвержден в должности главного миссионера по Вятской епархии, в качестве руководителя прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

О упокоении: Архиеписк. Николая, Еписк. Петра, Архиеп. Феодосия, Еп. [незазб.], протоиереев: Иоанна (Лебедева), прот. Иоанна (Кузнецова), прот. Иоанна (Кострова), прот. Феодора (Соболева), прот. Василия (Карпова), прот. Василия (Смелкова), прот. Константина (Садокова), прот. Федора (Ремова), прот. Николая (Малиновского). Раб. Бож[иих].: Алексея (Хергозерского), Алексея (Попова), Флавия (Скабовского), Николая (Суворова), Евгафа (Прозоровского), Матфея (Орнатского), Георния (Можарова), Василия (Покровского), Николая (Богословского), Иакова (Левитского), Василия (Копылова), Виктора (Лаговского), Василия (Рейпольского), Владимира (Никольского), Константина (Заболотского), Александра (Макарьина), Павла (Хвалынского, Аркадия (Брянцева), Евлампия (Спасского), Иринарха (Попова), Петра (Орнатского), Виктора (Попова), Владимира (Пестерева). Протоиереев: Василия (Полякова), Александра (Суровцева), Прокопия (Попова), Василия (Углицкого), Димитрия (Люцернова), Алексия (Беляева), Алексия (Чижова), Николая (Панцырева), иереев: Николая (Павлова), Владимира (Малевинского), Александра (Малевинского), Димитрия (Баркова), Алфея (Турова), Викторина (Кулакова), Дия (Турова), Григория (Коржавина), Владимира (Попова), Николая (Доброумова), Николая (Шутова), Аркадия (Дмитриевского), Александра (Жаворонкова), Александра (Юшкова), Димитрия (Кулакова), Александра (Пахолкова), Владимира (Шейбухова), диак. Стефана (Богословского), иерея Алфея (Патокова), иерея Николая (Павлова). Л. Об. Раб. Бож[иих]: Николая (Озеркова), Иамвлиха (Попова), Николая (Правдина), Разумника (Попова), Николая (Кедровского), Митрофана (Преображенского), Александра (Славина), Матфея (Попова), Николая (Юлина), Иоанна ([Еводова?]), [Коприя?] (Воронцова), Петра (Прокошева).   Борису Ильинскому – сыну Никифора Александровича. Внучка Никифора Александровича – дочь сына Леонида. Алевтина Ильинская – жена Леонида Ильинского. Возможно прот. Николай Александрович Рукин (1860-24.07.1931). Окончил Вологодскую духовную семинарию (1881), Казанскую духовную академию (1885). С 05.09.1885 учитель Иркутского духовного училище, с 19.11.1885 учитель Никольского духовного училища, с 04.11.1888 помощник смотрителя того же училища. С 07.04.1891 священник Покровской Козленской церкви г. Вологды. С 12.05.1892 сверхштатный, с 09.1894 штатный член Вологодской духовной консистории. С 1903 г. уволен за штат с причислением к Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды. С 1903 г. преподаватель Вологодского духовного училища. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 6 об. – 7 об.; Подстаницкий. С. 62.

http://bogoslov.ru/article/6192457

Отзыв о сочинении на степень магистра богословия Д.П.Брянцева. Иоанн Итал и его богословско-философские взгляды, осуждённые Византийской церковью. Харьков, 1905//Извлечение из Журналов собраний Совета Московской Духовной академии за 1907 г. Сергиев Посад, 1908. С. 363–364. Отзыв о сочинении на степень магистра богословия А.П.Орлова. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . Историко-догматическое исследование. Сергиев Посад, 1908//Извлечение из Журналов собраний Совета Московской Духовной академии за 1908 г. Сергиев Посад, 1909. С. 57–61. Отзыв о сочинении на степень магистра богословия Π.Н.Соколова. Агапы или вечери любви в древнехристианском мире. Сергиев Посад, 1906//Журналы собраний Совета Московской Духовной академии за 1910 г. Сергиев Посад, 1911. С. 344–348. Отзыв о сочинении на степень магистра богословия Η.Ф.Чернявского. Император Феодосий Великий и его царствование в церковно-историческом отношении. Опыт церковно-исторического исследования. Сергиев Посад, 1913 (читано в рукописи)//Журналы собраний Совета Московской Духовной академии за 1912г. Сергиев Посад, 1913. С. 28–32. Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия студента 50-го курса Московской Духовной академии Павла Громы. История римских пап от Сильвестра I до Льва I//Журналы Совета Московской Духовной академии за 1895 г. Сергиев Посад, 1897. С. 241–242. 67–69. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 51-го курса Московской Духовной академии в «Журналах Совета Московской Духовной академии» за 1896 г. Сергиев Посад, 1897: а) Сергея Арановича. Святый Амвросий Медиоланский и его век в церковно-историческом отношении. С. 96–97. б) Михаила Кузнецова. Разбор сведений историков Евсевия Кесарийского и Зосимы об императоре Константине Великом . С. 132–134. в) Панаиота Мутавчиева. Святый Иван Рильский, его жизнь, деятельность и значение для Болгарской церкви. С. 143–145. 70–75. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 52-го курса Московской Духовной академии в «Журналах Совета Московской Духовной академии» за 1897 г. Сергиев Посад, 1898:

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

С этою целью лютеране делали несколько попыток к соединению с собою восточной церкви. Первые сношения лютеран с восточными христианами открылись при патриархе константинопольском Иоасафе II. В 1558 году прибыл в Виртемберг диакон константинопольской церкви Димитрий, посланный в Германию патриархом сколько для собрания милостыни, столько же и для того, чтобы узнать – желают ли лютеране присоединиться к восточной церкви. 98 Димитрий пробыл в Виртемберге около полутора года, беседовал с протестантскими учеными и особенно с Меланхтоном. Когда он отправился в Константинополь, Меланхтон вручил ему для передачи патриарху письмо и, переведенное им на греческий язык, аугсбургское исповедание веры (считающееся символическою книгою лютеран). В письме своем ревностный протестант высказывает свою радость; что на востоке, среди злейших врагов христианства, Бог хранит еще свою церковь , и потом объявляет, что протестанты твердо держатся священного писания – как пророческих, так и апостольских книг, догматических канонов св. соборов и учения греческих отцов – Афанасия, Василия, Григория, Епифания, Иринея, Феодорита и единомысленных с ними, и отвергают древние заблуждения Павла самосатского, манихеев и все отвергнутые церковью учения, а также все изобретенные невежественными латинянами суеверия. Почему, пусть не верит патриарх, распространенной врагами протестантов, клевете на них. Но благочестивый Иоасаф не обратил внимания на исповедание протестантов, и послание Меланхтона, содержание которого рассказал ему Димитрий, оставил без ответа. 99 Чрез 14 лет, при патриархе Иеремии II, сношения протестантов с востоком открылись снова. Два тюбингенские профессора Мартин Крузий и Яков Андреэ воспользовались к тому случаем, когда Стефан Герлах, воспитанник тюбингенской академии, с посланником Максимилиана II, Давидом Унгнатом, отправлялся в Константинополь в должности проповедника при посольстве. Ученый Крузий вручил своему прежнему воспитаннику – Герлаху послание к патриарху, и переведенную на греческий язык одну проповедь Якова Андреэ, который приложил при этом и свое послание к патриарху, высказав в нем свое намерение преобразовать восток – основанием унии с ним, на тех условиях, чтобы греки и протестанты, как члены одного тела Христова, крещаемы были во Христа и веровали в одного Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010