«Духовенство и новый строй» 7. Стб. 109-113), заметке Н. П. «Русский язык за богослужением Православной Церкви» 13. Стб. 209-210)). Активно велась полемика с социалистическими идеями: «Взгляд марксизма на происхождение религии и критический разбор его» А. Советова 14. Стб. 131-133; 30. Стб. 425-426, публикация не завершена), «Партии социалистов и христианская Церковь» С. Л. 19. Стб. 228-230), «Социализм и христианство» А. С. Глинки-Волжского 32. Стб. 459-464), «Отношение социализма к христианству» 24. Стб. 313-314) и «Отношение «Красного знамени» к вере православной» (1918. 2. Стб. 19-22) прот. Н. Спасского. Церковно-исторический интерес представляют заметка члена Всероссийского церковного Собора свящ. К. В. Веселитского «С церковного Собора» (1917. 31. Стб. 452-453) и статья В. Демидова «Кровавая неделя в Москве и участие Всероссийского церковного Собора в народном умиротворении» (1917. 34. Стб. 492-496). В 1917 г. были напечатаны послания Собора 27. Стб. 359-361; 29. Стб. 399-401), воззвания Союза христианского единения 29-32), а в 1918 г.- послание патриарха Тихона от 19 янв. 2. Стб. 28-29) и «Устав христ. единения за Веру и Родину» 2. Стб. 33-36), что, вероятно, и послужило поводом к прекращению издания. В качестве приложений к «Н. е. в.» и «Н. ц. о. в.» издавались: разрядные списки учеников нижегородских ДС и духовных уч-щ, списки лиц, служивших в духовно-учебных заведениях епархии, отчеты о состоянии церковных школ, ежегодные отчеты о деятельности братства Св. Креста, ведомости епархиального училищного совета, отчеты благотворительных учреждений, журналы съездов духовенства, книготорговые каталоги и т. п.; также были опубликованы воззвание еп. Макария (Миролюбова) к жителям Н. Новгорода «по случаю бывшего убиения евреев и разорения их жилищ» (1884), воспоминания еп. Иеремии (Соловьёва) об архиеп. Иннокентии (Борисове) (1885), опись книг и рукописей, поступивших в церковное древлехранилище при семинарии (1886), отчет епархиальной церковно-археологической комиссии (1890), «Беседы» свт.

http://pravenc.ru/text/2565208.html

Юрием Долгоруким в 1155 г. См. Новгородская. Упоминается в Никоновской лет. с 1156 г., где говорится, что по клевете был запрещен митрополитом. В 1157 г. был оправдан, а клеветники были митрополитом наказаны. В том же году был изгнан с кафедры, т. к. запрещал вкушение мяса в Господские праздники, попадающие на постные дни. Под 1160 г. сообщается о споре по поводу неканоничности поставления Ростовского епископа Леона (ПСРЛ. Т. 9. С. 207, 209–211, 221). Неканоничность заключалась в том, что до кончины, запрещения в служении или добровольного ухода, на кафедру не может быть поставлен другой епископ. Окончательное разрешение спор получил только в 1164 г. в Константинополе, о чем говорит Лаврентьевская лет. Константинопольский патриарх отдал кафедру Нестору, как канонично поставленному епископу (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 352). 5316 Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 348) «В лто 1159 Тогоже лта въугнаша Ростовци и Суздальци Лена епископа . зане оумножилъ бше цероквь граби попъу. («В год 1159. В этот же год выгнали ростовцы и суздальцы Леонтия епископа, так как он умножил попов, грабящих Церковь ».) (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 349). В 1160 г. по сообщению Никоновской лет. князем возвращен на кафедру (ПСРЛ. Т. 9. С. 221). По Воскресенской лет. в 1162 г. был опять изгнан князем с кафедры, но почти сразу возвращен, только на Ростов, а не в Суздаль (ПСРЛ. Т. 7. С. 76). В 1164 г. был окончательно лишен кафедры на суде у Вселенского Патриарха (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 352). Скончался по сообщению Ипатьевской лет. в 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634.) 5317 Суздальский игумен, «...предназначался Андреем Боголюбским на отдельную от Киевской митрополию во Владимире...», но был хиротонисан 16.07.1170 в Константинополе на Ростовскую кафедру, не признавал власти Киевского митрополита, был осужден на Киевском Соборе и казнен (утоплен) (Н.Д. Иерархия... С. 48). «...Патриарх, «польстяся дарам, постави его в Россию». Это было в 1169 году... Феодор, гордясь тем, что сан епископа он принял не от рук митрополита, а от Патриарха, не считал для себя нужным подчиняться власти первого ... вооружив против себя духовенство и мирян своей епархии, оставленный самим князем Андреем, имея в своем главном Судии митрополита Константина личного врага, Феодор не мог найти зашиты и пощады ни от кого и на четвертом Киевском Соборе (1169) был судим и осужден как преступник, но, может быть, далеко не такой, каким признан на суде...» (Иерархи Ростово-Ярославской паствы... С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

532 Е. А. Рыдзевская. Легенда о князе Владимире в саге об Олафе Трюггвасоне. – ТОДРЛ, т. II. М. – Л., 1935, стр. 5 – 20. 539 Н. Оглоблин. Письмо архиепископа Брунона к германскому императору Генриху II. Киев, 1873; лучшее немецк. изд.: W. Giesebrecht. Geschichte der deutschen Kaiserzeit, Bd. II. Braunschweig, 1885, S. 689 – 692. 540 ПВЛ, ч. 1, стр. 114, 121, 132; ПРП, вып. 1, стр. 79. Любопытно, что послом Ольги, жившей в Вышгороде, был человек, носивший эстонское имя Искусеви. 544 К. В. Кудряшов. Половецкая степь. – «Записки ВГО», т. 2 М., 1948 (Карта: Русские походные пути в Половецкую землю XII b.) 570 См. И. И. Малышевский . Евреи в Южной (России и Киеве в X – XIV bb. Киев, 1878, стр. 68 – 69; Г. М. Барац. Собрание трудов (по вопросу об еврейском элементе в памятниках древнерусской письменности, т. I, отдел второй. Париж, 1927, стр. 455 – 456. 585 НПЛ, стр. 40 – 41 (1193 г.); ср. ПСРЛ, т. II, стб. 370 (1148 г.) о решении веча привлечь часть духовных лиц к походу против Долгорукого. 588 ПСРЛ, т. XXV, стр. 73; т. I, вып. 2, стб. 352 – 353. Не случайно в сказании поход Андрея сопоставляется с мнимым доходом Мануила на арабов. Ср. Н. Н. Воронин. Сказание о победе «ад болгарами 1164 г. и праздник спаса. – «Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сборник статей к 70-летию академика М. Н. Тихомирова». М., 1963, стр. 88 – 92. 592 ГЛ, XVI, 2; XXVIII, 4; ср. E. Donnerm. Heinrich von Lettland und die Anfänge der Deutschherrschaft in Livland. – «Изв. АН Латв. ССР», 1959, (143), стр. 29. 593 Половецкая «Глебова чадь» и половчин Глеб (ПВЛ, ч. 2, стр. 447); «Василь половцин» (ПСРЛ, т. II, стб. 341 – 1147 г., ср. стб. 325 «полочанин»); ханы Глеб Тирьевич, Алак и Толгый Давыдовичи (ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 395 – 396 – 1185 г.); хан Роман Кзичь (ПСРЛ, т. II, стб. 644 – 1185 г.); половчин Лавор помог бежать Игорю (там же, стб. 650); хан Данило Кобякович (ПСРЛ, т. XXV, стр. 119 – 1223 г.) и т. п. 599 И. У. Будовниц. Борьба крестьян с монастырями на Руси в XIV – XVI bb. (по материалам «житий святых»). Рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

в след. прим.). 981 ПСРЛ. Т.1. Стб. 13–16 (с выдержками из Хроники Георгия Амартола о древних язычниках, нравы которых рисуются столь же амбивалентными). 988 См. последний комментарий (с англ, переводом): Mango С. The Homilies of Photius (прим. 48). P. 74–110. 990 Он упоминается в описании похода князя Олега на Константинополь, неизвестного византийским источникам: ПСРЛ. Т.1. Стб. 30 (под 907 г.); о почитании св. Димитрия см.: Lemerle Р. Les plus anciens recueils de S. Demetrius et la penetration des Slaves dans les Balkans. Paris, 1979–1981. T.l–2. 991 ПСРЛ. T.l. Стб. 32–37 (под 912 г.), 46–53 (под 945 г.), 72 и сл. (под 971 г.). См. выше, прим. 70 и сл. 992 Там же. Стб.32 (под 907 г.). После 988 г. чин крестоцелования постоянно упоминается в Повести временных лет: Стб.52 (под 945 г.), 162 (под 1059 г.), 167 (под 1067 г.), 245 (под 1096 г.), 257, 265, 270 (под 1097 г.) и особ. 172 и сл. (под 1068 г.). 994 Там же. Стб.48 и сл. (под 945 г.). О местоположении этой церкви см.: Janin R. (прим. 630). Р.256 f. (со ссылкой на Антония Новгородского); idem, (прим. 631). Р.314 (цитируемый текст происходит из договора не 911 г., а 944 г.). (См.также: Pargoire J. Le St. Mamas de Constantinople//Изв. Русск. Археологич. ин-та в Константинополе. 1904. Т. 9. Р. 261–316; idem. St. Mamas, le quartier russe de Constantinople//EchOr. 1908. T.ll. P. 203–210; Литаврин Г.Г. О юридическом статусе древних русов в Византии X столетия (Предварительные замечания)//ВО. 1991. С.60–82; он же. Условия пребывания (прим. 70).) 998 ПСРЛ. Т.1. Стб.68 и сл. (под 969 г.). См. выше, в разделе III, 2, о Памяти и похвале Иакова Мниха. 1000 Предвозвещает их богопротивное зачатие Святополка, ставшего убийцей своих братьев Бориса и Глеба. 1001 ПСРЛ. Т.1. Стб.82 и сл. (под 983 г.). Проложный текст мучения варягов-христиан (их имена в позднейшей традиции – Феодор и Иоанн) издан С. Бугославским: Отчет о занятиях в библиотеках С.-Петербурга//Унив. Изв. 1913. Октябрь. С. 31; Pontsko B.G. Les Martyrs varègues de Kiev//AnBoll.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

АФЗХ. Ч. I. 232. С. 203-204. См.: Каштанов. 10. С. 362. По С.М. Каштанову, это могло быть сделано в Переславле, куда 6 мая 1446 г. прибыл к Шемяке рязанский епископ Иона, рассчитывавший стать и митрополитом. АСЭИ. Т. I. 180. С. 130. В акте упоминается только келарь Авраамий, а что стало с самим троицким игуменом, неясно. В 1444/45 г. игуменом был еще близкий к Василию II Зиновий (АСЭИ. Т. I. 175. С. 127). АСЭИ. Т. I. 101. С. 81. АСЭИ. Т. III. 48а 44). С. 72. «Обеща ему митрополию» (ПСРЛ. Т. 26. С. 203). Дело не в том, что «враждебные великому князю силы непосредственно опирались на церковь» (Сахаров А.М. Указ. соч. С. 55). Речь шла о попытке великого князя (в данном случае Дмитрия Шемяки) использовать церковь в своих интересах. См.: Инока Фомы слово похвальное... С. 40-41. 14 августа в Угличе у Василия II родился сын Андрей (ПСРЛ. Т. 23. С. 153), или 13 августа (Т. 26. С. 204), или 8 августа (см.: Клосс Б.М. Вологодско-Пермские летописцы XV в. С. 273). ПСРЛ. Т. 26. С. 203. По Ермолинской летописи. Иона взял детей Василия II «ис пелены во соборной церкве на свои руки, на всем добре, что не учинити им никакова зла» (ПСРЛ. Т. 23. С. 152). По Софийской I летописи, он «взя их на свою душу» (ПСРЛ. Т. 5. С. 268). Распространены были слухи, что Дмитрий Шемяка хотел было утопить детей Василия II «в реце в Волзе, в мехи сшивши, но не даст ему владыка Иона» (ПСРЛ. Т. 20. Первая половина. С. 260). Вероятно, это одна из версий; сторонники Ионы пытались таким образом как-то обелить его неприглядное поведение. ПСРЛ. Т. 26. С. 203. Там же. С. 204. Это известие позволяет датировать и возникновение самого движения в поддержку Василия II примерно маем-июнем 1446 г., т.е. временем после «поимания» детей Василия II. ПСРЛ. Т. 26. С. 203-204. Ермолинская летопись сообщает, что Шемяка принял меры, «видя себе отвсюду обидима и от всех наругаема и поносима, зане неправедно вьземь великое княжение и великого осподаря израдив на крестномь целовании» (ПСРЛ. Т. 23. С. 153). По Л.В. Черепнину, «к середине 1446 г. слуги великокняжеского «двора» оказались отстраненными от активной политической жизни боярами и детьми боярскими, прибывшими в Москву вместе с Дмитрием Шемякой. Экономическое и политическое положение московских бояр и детей боярских значительно ухудшилось, и они решили активно действовать, защищая свои права» (Черепнин. Образование. С. 797-798). Активизацию деятельности московских бояр и детей боярских он относил к июню 1446 г., после того как были «поиманы» Шемякой дети Василия II.

http://sedmitza.ru/lib/text/438787/

12(25)09.1929 21.09(04.10)1933 Петр Руднев 16(29)10.1933 14(27)04.1934 Сергий Воскресенский II Коломенская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Коломна (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1942 г. 25.05(07.06)1924 14(27)07.1924 Сергий Озерецковский 14(27)07.1924 18(31)12.1924 Серапион Сперанцев 7.12.1935(09.01.1936) 08(21)04.1937 26.09(09.10)1941 25.04(08.05)1942 2101 В предварительных статьях Никоновской лет. представлен следующий список Коломенских архиереев: Афанасий, Филимон, Герасим, Павел, Григорий, Иларион, Амвросий, Варлаам, Геронтий, Никита, Герасим, Авраамий, Никон. Епископ Афанасий упоминается в Воскресенской и Никоновской лет. под 1353 г. как участник похорон митрополита Св. Феогноста (ПСРЛ. Т. 7. С. 217; Т. 10. С. 226). 2102 Упоминается в Воскресенской лет. под 1377 г. в списке епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием (ПСРЛ. Т. 8. С. 27). 2103 Этот епископ также упоминается в списке архиереев, поставленных митрополитом Алексием, после епископа Филимона (см. прим. 2). В 1380 г. епископ Герасим благословил Дмитрия Донского в Коломне перед походом на Куликово поле, о чем сообщают, в частности, Воскресенская и Никоновская лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 36; Т. 11. С. 54). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 52). 2104 По свидетельству Воскресенской и Никоновской лет., был поставлен митрополитом Пименом в шестую седмицу Великого поста (в «неделю Ваий») в 1389 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 52; Т. 11. С. 94). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). 2105 Был поставлен митрополитом Св. Киприаном в 1392 г. после кончины епископа Павла (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). Дата преставления по Второй Софийской и Воскресенской лет. – 13.02.1404 (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 13; Т. 8. С. 77), но верной датой должно считать 13.02.1405. 2106 Бывший архимандрит Симонова монастыря. Ставленник митрополита Св. Киприана. Даты – По Воскресенской лет.,, (ПСРЛ. Т. 8. С. 78,81). 2109 Упоминается в Софийской Первой лет. под 1438 г. в числе членов Собора, осудившего униата митрополита Исидора (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 91). Дата в летописи ошибочная, митрополит Исидор прибыл в Москву в 1441 г., и Собор произошел тогда же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Вновь открытый памятник христианской древности - Евангелие Петра (A. Lods. Ev. S. Petrum. Parisiis, 1892)//Странник. 1893. Т. 2. С. 522-538; Учение св. Иоанна Златоуста о совести//ХЧ. 1898. Ч. 1. С. 89-102; Отчет о занятиях по предмету догматич. богословия//Журналы заседаний Совета СПбДА за 1895-1896 уч. г. СПб., 1900. С. 368-433; Восточный Иллирик и его церковно-историческое значение: Речь перед защитой дис. «История Фессалоникского экзархата до времени присоединения его к Константинопольскому патриархату»//ХЧ. 1901. 7. С. 131-144 (отд. отт.: СПб., 1901); Благодать//ПБЭ. 1901. Т. 2. Стб. 637-652; Боговдохновенность//Там же. Т. 2. Стб. 729-748; Богочеловек//Там же. Т. 2. Стб. 863-878; Троица//ЭС. 1901. Т. 66. С. 866-872; Возрождение//ПБЭ. 1902. Т. 3. Стб. 683-694; Воплощение//Там же. Стб. 820-833; Христианство и совр. мировоззрение: По поводу кн. проф. А. Гарнака «Сущность христианства» (Das Wesen des Christentums)//ХЧ. 1903. Ч. 1. С. 12-31, 211-236, 408-422 (отд. изд.: СПб., 1903); Из лекций по догматич. богословию, чит. студентам СПбДА LXI курса 1903/4 акад. г. СПб., 1904. [С. 252-298]; Тридцать девять членов Церкви Английской//ХЧ. 1904. 10. С. 447-468; 11. С. 613-638 (отд. изд.: СПб., 1912); Памяти первого ректора СПбДА архим. Евграфа [Музалевского-Платонова]//ЦВ. 1909. 46. Стб. 1427-1429; 47. Стб. 1460-1462 (отд. изд.: СПб., 1909); Лекции по догматич. богословию, чит. студентам III курса СПбДА профессором прот. П. И. Лепорским в 1910/11 уч. г. СПб., 1911; Речь, сказанная при отпевании протопресвитера военного и морского духовенства о. Е. П. Аквилонова 4 апр. 1911 г.//ЦВ. 1911. 14-15. Стб. 425-427; Речь... перед панихидой по проф. В. В. Болотове, по случаю открытия и освящения его бюста в духовной академии 29 янв. 1912 г.//Там же. 1912. 6. Стб. 186-187; Речь... перед панихидой по проф. В. В. Болотове//Там же. 1913. 7. Стб. 187; Три речи по случаю войны балканских союзников с Турцией: Произнесены в храме Воскресения Христова на Екатерининском канале (на Крови). СПб., 1913; Пятидесятилетний юбилей ученой деятельности проф. А. Л. Катанского//ЦВ. 1913. 46. Стб. 1430-1436; 47. Стб. 1466-1470 (отд. изд.: СПб., 1913); Слово перед молебном о даровании победы после прочтения Высочайших манифестов об объявлении Германией и Австрией войны России (27 июля, в Храме Воскресения)//Там же. 1914. 32/33. Стб. 946-948; За свободу, за родину, за правду Божию. Пг., 1917.

http://pravenc.ru/text/2463575.html

РФА. 121. С. 408–410. РИБ. Т. 6. Стб. 475–482. РФА. 122. С. 411–413. РИБ. Т. 6. Стб. 482–488. ПСРЛ. Т. 8. С. 95; Т. 25. С. 248–249. ПСРЛ. Т. 8. С. 95; Т. 25. С. 248–249. Мощи свт. Фотия были обретены наряду с мощами других Первосвятителей после начала строительства нового Успенского собора в Московском Кремле 27 мая 1472 г. Этот день празднуется ныне как один из дней памяти свт. Фотия, второй день памяти Первосвятителя отмечается 2 июля, в день его преставления. После завершения строительства Успенского собора мощи свт. Фотия были вновь помещены под спудом в юго-западном углу собора, рядом с мощами свт. Киприана — предшественника Фотия на Киевской кафедре. Могилы обоих митрополитов ныне венчает общая рака. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. Ч. 1. М., 1900. С. 415. РФА. 90. С. 291–292. Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси. Т. 1. 1952. 108. С. 86–87. Тарасов А. Е., Маханько М. А. Иона, митрополит Киевский и всея Руси//Православная энциклопедия. Т. 25. М., 2010. С. 392–404. Акты феодального землевладения и хозяйства. Т. 1. М., 1951. 95. С. 92. Тарасов А. Е., Маханько М. А. Указ. соч. С. 392–404. ПСРЛ. Т. 35. С. 34, 57, 59. Там же. Т. 17. Стб. 417–420. РИБ. Т. 6. 49. Стб. 419–422; РФА. 21. С. 132–133; Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841. 18. Стб. 27. ОР РНБ, F. I. 476, л. 153–153 об. (опубл.: ПСРЛ. Т. 17. Стб. 419–420). Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский и всея Руси//Православная энциклопедия. Т. 11. М., 2006. С. 152–154. Там же; Иванов С. А. В поисках Константинополя. М., 2011. С. 70. ПСРЛ. Т. 35. С. 59. Там же. Т. 5. Вып. 1. С. 42; Вып. 2. С. 44. Monumenta mediiaevi historica resgestas Polonia eillustrantia. Kraków, 1891. Т. 14. Арр. 17 Ibid. T. 2. 32. S. 77. Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский… С. 152–154. Там же. 152–154. Там же. С. 152–154. ПСРЛ. Т. 35. С. 121. Любавский М. К. Очерки истории Литовско-Русского государства. М., 1915. С. 323—325. Тарасов А. Е. Герасим, митрополит Киевский… С. 152–154.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Правильнее: 1236 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 270). На недавно обнаруженной печати Ростовского еп. Леонта, современника первого Новгородского архиеп. Ильи (Иоанна), он титулуется также архиепископом: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского архиепископа Леонтия//Вспомогательные исторические дисциплины. 1994. Т. 25. С. 5–18. Правильнее: 1184 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 391; Бережков Н. Г. Хронология. С. 82). Речь идет, надо думать, о монастыре св. Петра в Ростове, так как Пахомий был духовником Константина Всеволодовича, тогда еще князя ростовского (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Правильнее: 1214 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Говоря о «князьях литовско-новгородских», автор имеет в виду, разумеется, не Новгород Великий, а Новогородок Литовский (Новогрудок) в верховьях Немана, который уже в сер. XIII в., когда он появляется на страницах летописей (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 816), выступает как находящийся в сфере влияния Литвы. Приводимая митр. Макарием генеалогия и хронология литовских князей Новогрудка — позднейшего происхождения и не заслуживает доверия. «Архимандрит печерьский игумен» Поликарп встречал вместе с митрополитом в Киеве кн. Романа Ростиславича, вокняжение которого ошибочно помещено в Ипатьевской летописи под 1174 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568); правильная дата — 1171 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 188–189). В связи с чем печерский игумен возводится в сан архимандрита? А. Поппэ (Митрополиты Киевские. С. 199–200) видит в титуле архимандрита патриаршее пожалование, которое доставил новый Киевский митр. Михаил летом 1171 г. Согласно другому мнению, учреждение архимандритии в Печерском монастыре явилось инициативой княжеской власти (Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 159–160). Митрополит «запретил бе» Поликарпа (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354), что вовсе не означает заточения, а всего лишь отрешение от богослужения (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 199. Прим. 7). По другим источникам, киево-печерский игумен с таким именем неизвестен. Возможно, эти сочинения принадлежат перу Досифея, игумена нижегородского Печерского монастыря в честь Вознесения Господня, жившего на рубеже XIV–XV вв. (Прохоров Г. М. Досифей//Словарь книжников. Вып. 1. Ч. 2. С. 198).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

5132 Упоминается под 1072 г. в Воскресенской, Софийской Первой и Типографской лет. (ПСРЛ Т. 7. С. 341; Т. 6. Вып. 1. Стб. 198; Т. 24. С. 63). 5133 В Летописце Переяславля-Суздальского, при рассказе об освящении храма в Печерском монастыре упоминается черниговский епископ Иов (Летописец Переяславля Суздальского, составленный в начале XIII века (между 1214 и 1219 годов, издан Κ. М. Оболенским. M., 1851. С. 50). Здесь допущена ошибка: все прочие летописи и Киево-Печерский патерик приводят иное имя епископа, участвовавшего в 1089 г. в освящении Печерской церкви, – Иоанн. Типографская лет. сообщает, что епископ Иоанн «лежа боленъ на своей епископьи леть 25, не могий слоужити» (Типографская лет.; ПСРЛ. Т. 24. С. 73). В Ипатьевской лет. указана дата кончины – 23.11.1111 (ПСРЛ. Т. 2 Стб. 273), в Лаврентьевской лет. – 23.03.1112. «В лто 1112 месяца марта Того же месяца въ кг преставис епископъ Черниговьскъуи (ПСРЛ Т. 1. Стб. 289). (В год 1112, в марте. В этот же месяц, 23, преставился епископ Черниговский Иоанн.) Никоновская лет. указывает эту же дату, а лет. по Воскресенскому списку согласна с Ипатьевской. В Лаврентьевской лет. месяц не указан, а сказано «того же месяца», что согласуется с предыдущими мартовскими событиями. Можно предположить, что позднейшие переписчики неправильно согласовали даты. А составитель Никоновской лет. просто повторил ошибку, содержавшуюся в его источнике. Согласно вышеизложенному первая дата выглядит предпочтительнее; она принята в большинстве работ, включающих имя этого иерарха. 5134 Даты поставления и преставления – по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 289, 293). Память – в Соборе преподобных Киево-Печерских (в Ближних пещерах) 28.09. 5135 У ААО. Т. 1. С. 151, 152 под 7 следует некий Гераклид, а под 10 – Феотекн. Первый из них – Ираклид, второй – Евфимий Феотоки из списка Никоновской лет. (см. прим. 1). 5137 Дата поставления – 1143 г. (Ипатьевская лет.; ПСРЛ. Т. 1 Стб. 313). Упоминается в числе участников Собора, избравшего митрополитом Климента Смолятича в 1147 г. (Там же. Т. 2 Стб. 341–342)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010