794 Упоминается в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 3). Вторая дата повторного пребывания на кафедре – дата кончины; дана По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 13) 795 Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 20). В 1382 г. Константинопольский Патриарх возвел Св. Дионисия в сан архиепископа (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. С. 471–472). Возможно, имел полномочия Патриаршего Экзарха, поскольку посетил Новгород и Псков и др. города как архиерей, имеющий властные полномочия в делах архипастырского попечения и церковного управления вне пределов собственной епархии. В 1384 г. поставлен в Константинополе Патриархом Нилом в митрополиты Киевские. Скончался в заточении в Киеве 15.10.1385 (ПСРЛ. Т. 8. С. 49). См. Всероссийская. Память – 26.06. 796 Архиепископ. По Воскресенской лет. в 1386 г. отбыл в Царьград для поставления во епископы Суздальские (ПСРЛ. Т. 8. С. 50). По Воскресенской лет. прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном в 1390 г. в сане архиепископа (ПСРЛ. Т. 8. С. 60). Под 1406 г. в Воскресенской лет. содержится сообщение о поставлении в Суздаль нового епископа еще во время правления старого, что было совершенно невозможно (ПСРЛ. Т. 8. С. 78). Вероятно, епископ Евфросин в это время пребывал на покое. По Воскресенской лет. скончался 25.03.1407 (ПСРЛ. Т. 8. С. 81). 798 Упоминается в 1437 г. как сопровождающий митрополита Исидора на Флорентийский собор (ПСРЛ. Т. 8. С. 101). Упоминается под 1449 г. в числе членов собора, избравшего митрополитом Св. Иону (ПСРЛ. Т. 8. С. 121). 799 Вторая дата – дата поставления в митрополиты собором епископов по Софийской II лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Преставился 5.04.1473 (ПСРЛ. Т. 8. С. 177). Память – в воскресенье перед 26.08 в Соборе Московских святых. 800 Бежал с Брянско-Черниговской кафедры от литовцев, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 186): «...прибеже на Москву Еуфимей, епископ Брянскый и Черниговскый, покиня свою епископью. И даша емоу Соуждаль и Колугу и Торусоу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473). 2992 Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01. 2993 По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474). 2994 По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовщение на Михаилов улиц». (ПСРЛ. Т. 3. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память в Соборе Ростово-Ярославских святых – 23 мая (современные святцы). 5329 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 195). Типографская лет. помещает сообщение о поставлении под 1328 г., в связи с кончиной предыдущего архиерея (ПСРЛ. Т. 24. С. 116). Сведения о поставлении Ростовского архиерея в «Актах о поставлении епископов Руси» сообщают, что выборы последующего епископа Антония происходили в 1329 г. (Бибиков М.В. BYZANTINOROSSIKA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 576). Вторая дата – дата кончины, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 207). По A. А. Титову , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв. С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых. 5330 Первая дата – дата поставления по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 207). Вторая дата – уход на покой (в опале у князя Ивана Калиты)· Пребывал на покое в Тверской епархии (Титов A. А. Летопись о Ростовских архиереях. СПб., 1891. С. 11). Скончался 09.09.1356 по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 532) 5331 Архимандрит Спасского монастыря. Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 217). Вторая дата – дата кончины, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 532). У A. А. Титова упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв. С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»), 5332 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 228). Вторая дата – дата кончины, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 533) 5333 Первая дата – дата поставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 533). По кн. Иерархи Ростово-Ярославской паствы... (С. 66–67 со ссылкой на житие св. Стефана Пермского), Петр и Парфений представляются как два различных лица, преемствовавших одно другому. В пользу этого предположения говорит список Ростовских архиереев (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5138 Упоминается только в Никоновской лет. (см. прим. Отметим упоминание еп. Евфимия Феотоки не по имени, а по прозванию. 5139 Первый раз упоминается в Лаврентьевской лет. под 1159 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 348), затем – под 1168 г. в связи со спором о праздничных днях, попадающих на среду или пяток. Епископ Антоний настаивал на соблюдении поста, а князь Мстислав Андреевич полагал иначе. Князь изгнал несогласного с ним епископа (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 354–355). 5141 Упоминается в списке архиереев в Никоновской лет. (см. прим. 1). Одно и то же лицо с Захарией, приведенным в списке ниже? 5142 Упоминается в Лаврентьевской лет. под 1230 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 455), а также в 1231 г. при поставлении епископа Ростовского Кирилла (Там же. Стб. 456–457). В 1239 г. после разгрома Чернигова татары отпустили епископа Порфирия в Глухов (Там же. Стб. 469). Древние синодики отмечают в Смоленской епархии примерно в это же время тезоименитого епископа. Возможно, это Черниговский Порфирий, временно управлявший Смоленской епархией (см. Смоленская). 5143 См. Записи о поставлении Русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике//Журнал Министерства Народного Просвещения. 1888. 13. С. 452; 8. С. 451. Новейшие сведения см. Бибиков Μ. В. BYZANTINOROSSICA. Свод византийских свидетельств о Руси. Вып. 1. M., 2004. С. 584. 5144 Даты – по Н.Д. Девятисотлетие... С. 25. Упоминается в списке епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием под 1377 г. В Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 27) именуется Дебрянским, в Никоновской (ПСРЛ. Т. 11. С. 33) – Брянским. 5145 Даты – по Н.Д. Девятисотлетие... С. 25. Помещен в Воскресенской и Никоновской лет. под 1377 г. в числе епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием, но после Нафанаила Брянского(ПСРЛ. Т. 8. С. 27; Т. 11. С. 33). В обоих источниках он именуется Черниговским. 5146 Упоминается под 1389 г. в Никоновской лет. как один из епископов, сопровождавших митрополита Пимена при его поездке в Константинополь (ПСРЛ. Т. 11. С. 95). Под 1390 г. в Воскресенской лет. сказано: «Въ лто 1390. на Москву митрополить. Тогда же съ нимъ епископи на свою ... на Чернигов и на Брянеск епископъ...»(ПСРЛ. Т. 8. С. 60). («В год 1390. Прибыл в Москву митрополит Киприан. Тогда же прибыли с ним епископы Русские, каждый в свою епархию: на Чернигов и Брянск – Епископ Исаакий».) Последний раз упоминается в Никоновской лет. под 1416 г. в числе членов Собора, избравшего митрополитом Киевским и Литовским Григория Цамблака. (ПСРЛ Т. 11. С. 226–227).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1859 г. в связи со смертью П. С. Савельева прекратилась работа над ЗРАО, а ИРАО стали основным изданием об-ва, их объем увеличился, качество статей повысилось. В издании публиковались архим. Макарий (Миролюбов ; впосл. архиепископ Донской) («Древние кресты в Новгороде, поставленные на поклонение» (1861. Т. 2. Вып. 2. Стб. 84-102), «Вклады Годуновых в Ипатьевский монастырь» (1861. Т. 3. Вып. 3. Стб. 231-237), «Надписи на церквях по г. Ярославлю» (1868. Т. 6. Вып. 1. Стб. 17-24), «Указания на церковные древности в некоторых епархиях» (Там же. Стб. 24-30)), архим. Антонин (Капустин) («О разрытиях внутри российско-посольской церкви в Афинах» (1861. Т. 2. Вып. 3. Стб. 129-145)), архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев ; впосл. епископ Угличский) («Выписка из подробной описи имуществу Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, 1680 г.» (1863. Т. 4. Вып. 1. Стб. 25-60), «О греческих миниатюрах, находящихся на 14-ти листах из Евангельских чтений в Императорской Публичной библиотеке под 20, X в.» (1872. Т. 7. Вып. 3. Стб. 241-249)), Чигиринский еп. Порфирий (Успенский) («Известие о глаголической Псалтири, хранящейся в библиотеке Синайского монастыря» (1865. Т. 5. Вып. 1. Стб. 19-20)), архим. Леонид (Кавелин) («Церковный устав XVI ст.» (Там же. Вып. 3. Стб. 137-143), «Замечательная припись к Евангелию, напечатанному в Вильне в 1575 г.» (1884. Т. 10. Вып. 3/6. Стб. 266-269), «Два акта XV в. с объяснительными к оным примечаниями» (Там же. Стб. 269-274), «Записка, как служил Феофан патриарх Иерусалимский литургию с русскими митрополиты с Казанским Матвеем и со архиепископы (1619 г.)» (Там же. Стб. 274-278) и др.). Многочисленными были работы по визант. и древнерус. церковному искусству и быту: «Изображение прп. Ильи Муромца, чудотворца Печерского, на гравюре XVII в.» (1861. Т. 3. Вып. 2. Стб. 122-126), «Голосники в древних новгородских и псковских церквях» (Там же. Стб. 126-142) и «Замечания о миниатюрах Остромирова Евангелия» (1863. Т. 4. Вып. 4. Стб. 324-334) Стасова; «Надпись в Нередицкой церкви близ Новгорода до 1200 г.» (Там же.

http://pravenc.ru/text/293864.html

5319 Из игуменов монастыря «святого Спаса на Берестовом». Первая дата – дата поставления, вторая дата – дата преставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 390, 407–408). Память в Соборе Ростово-Ярославских святых – 23 мая. 5320 Духовник Великого князя Всеволода Юрьевича «Большое Гнездо». Первая дата – дата поставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 408). «...Блаженный Иоанн ... отказался от епархии и удалился в Боголюбовский монастырь, где, приняв схиму, скончался...» 15.10.1214 (Иерархи Ростово-Ярославской паствы... С. 40–41). Последняя дата – и в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 10. С. 66) В Воскресенской лет. под 1213 г. говорится об отречении от кафедры епископа Иоанна, причем он именуется Владимирским и Ростовским (ПСРЛ. Т. 7. С. 119). Память – 23.06 в Соборе Владимирских святых. 5321 «В лто 1214 Того же лта Кнзь Гюрги сынъ Всеволожь изведь Симона игумена блаженаго Рождества свтьу Богородица и посла и в Къуевъ къ митрополиту и постави и епископомъ Суждалю и Володимерю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). («В год 1214. В этот же год князь Юрий, сын Всеволода, вывел блаженного игумена Симона от Рождества Святой Богородицы (Богородицерождественского монастыря. – Авт.) и отправил его в Киев к митрополиту и поставили его епископом Суздалю и Владимиру».) Преставился 22.05.1226 (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 449). См. Владимирская (Владимиро-Суздальская). Память – 23.05 в составе Собора Ростово-Ярославских святых. 5322 Первая дата – дата поставления, вторая дата – дата преставления, по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438, 439). Духовник Великого князя Константина Всеволодовича. По его воле основал «первое на севере» дух. училище в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре. Погребен в Ростовском соборе (Титов A. А. Летопись о Ростовских архиереях. СПб., 1891. С. 7). 5323 Первая дата – год поставления по Лаврентьевской лет. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439). Уточненная дата – см. Титов A. А. Ростовская иерархия... С. 26. «В лто 1228 Того же лта Кирилъ Ростовьскьуи и ставивъ епископью приде в Суждаль к святому Дмитрию .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заложена в 1225 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 447). Правильно: 1234 г. (дата окончания строительства) (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 460). Возможно, летописный термин «щетициници» (так!), «щетиници» (Новгородская первая летопись. С. 31, 219) обозначает жителей Щитной улицы в Новгороде. Правильно: Доманежич (Новгородская первая летопись. С. 35) — отчество от славянского личного имени Доманег. В летописи (Новгородская первая летопись. С. 37, 227) ктитор церкви назван «Радъко» — очевидно, от славянского имени Радослав или т. п.; формы «Родка» (от имени Иродион) ни в одном списке нет. Правильно: 1172 г. (Новгородская первая летопись. С. 34, 222). Дата освящения (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634). Дата освящения: 1 января 6705, т. е. 1198 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707). И в том, и в другом случае даны даты освящения (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 652, 706). 1180 г.— это год смерти Романа Ростиславича, в Похвале которому летописец упоминает о создании князем храма св. Иоанна Богослова (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 617), вероятно, в загородной резиденции князя. Следовательно, датировать построение храма приходится в целом периодом княжения Романа в Смоленске, т. е. 1159–1180 гг., возможно — 1173 г. (Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска XII–XIII вв. Л., 1979. С. 135). Равным образом и 1197 г.— всего лишь дата, под которой по случаю кончины Давыда Ростиславича смоленского в летописи помещена похвала этому князю (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 703). Итак, и здесь датировка широка — 1180–1197 гг. Попытки уточнить ее недостаточно обоснованы (Каргер М. К. Зодчество древнего Смоленска. Л., 1964. С. 77–78). Имеется в виду Волжская Булгария. Археологические данные, особенно берестяные грамоты, вносят много нового в наши знания об этом новгородском иконописце, в крещении Елисее (Колчин Б. А., Хорошев А. С., Янин В. Л. Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981). О белокаменной резьбе владимирских и боголюбских храмов с подробной трактовкой ее сюжетов см.: Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси XII в.: Владимир, Боголюбово. М., 1969. Речь идет о феврале 6677, т. е. 1170 г. (Новгородская первая летопись. С. 33).

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Т. 1. Стб. 356; Т. 2. Стб. 552). Некий митр. упомянут среди присутствовавших на Константинопольском Соборе 24 марта 1171 г. Это, как и некоторые другие соображения, дает основание полагать, что после митр. Константина II и до Никифора II следует поместить предстоятельство в Киеве митр. Михаила II, в летописях, однако, не упоминаемого: митрополит, встречавший в Киеве в 1174 г. (надо, вероятно,— в 1171 г.) кн. Романа Ростиславича, не назван по имени (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568) (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 199–200); см. также коммент. По январь 1198 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707). Неясно, почему А. Поппэ приписывает Никифору II рукоположение Новгородского архиеп. Митрофана 3 июля 1201 г. (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 45) (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 201). Избранный на кафедру вскоре после 26 августа 1199 г., Митрофан был «посажен» новгородцами «донележе будеть от митрополита позвание» (Новгородская первая летопись. С. 44). «Позвание» случилось только через два года, и это показывает, что в конце лета 1199 г. митрополичий стол, скорее всего, пустовал. Следовательно, прибытие митр. Матфея на Русь с большой вероятностью можно отнести к 1200 г. Правильнее: 1236 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 270). На недавно обнаруженной печати Ростовского еп. Леонта, современника первого Новгородского архиеп. Ильи (Иоанна), он титулуется также архиепископом: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского архиепископа Леонтия//Вспомогательные исторические дисциплины. 1994. Т. 25. С. 5–18. Правильнее: 1184 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 391; Бережков Н. Г. Хронология. С. 82). Речь идет, надо думать, о монастыре св. Петра в Ростове, так как Пахомий был духовником Константина Всеволодовича, тогда еще князя ростовского (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Правильнее: 1214 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Говоря о «князьях литовско-новгородских», автор имеет в виду, разумеется, не Новгород Великий, а Новогородок Литовский (Новогрудок) в верховьях Немана, который уже в сер. XIII в., когда он появляется на страницах летописей (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 816), выступает как находящийся в сфере влияния Литвы. Приводимая митр. Макарием генеалогия и хронология литовских князей Новогрудка — позднейшего происхождения и не заслуживает доверия. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

ПСРЛ. Т. 2. Стб. 706—707; Т. 15. Стб. 230. Там же. Т. 1. Стб. 706, 707; см. также: Тихомиров ?. ?.Указ. соч. С. 303. Воронин ?. ?.Житие Леонтия ростовского и византийско-русские отношения второй половины XII в.//ВВ. М., 1963. Т. 23. С. 30. Голубинскии Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 334. Патерик. С. 76. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 457. Воронин ?. ?.К вопросу о начале ростово-суздальского летописания//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 22. Приселков М. Д.Очерки. . . С. 139. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 180—181. Великие минеи четьи. Октябрь, 19—31. СПб., 1880. 29 октября. Стб. 2026—2027. Приселков М. Д.Очерки. С. 291, 309. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445 (припоминание под 1222 г.); Т. 2. Стб. 228 (1096 г.). Приселков М. Д.Очерки. . . С. 309—310, 324. О принадлежности Смоленска Владимиру Мономаху в это время см.: Алексеев Л. В.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 196—197. Срезневский И. И.Древние памятники русского языка и письма. СПб., 1882. Стб. 39. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 347. Последнее комментированное издание грамот Смоленской епископии: Российское законодательство X—XX вв., М., 1984. Т. I. С. 212—223. Исследование документов: Щапов Я. Н.Смоленский устав князя Ростислава Мстйславича//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 37—47; Он же.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. С. 136—150; Поппэ А.Учредительная грамота Смоленской епископии//АЕ за 1965 г. М., 1966. С. 59—71; Рорре A.Fundacja biskupstwa smolenskiego//Przeglad historyczny. 1966. Т. 57, ?. 4. S. 538—557; Рорре А. D.Dziedzicena Rusi//Kwartalnik historyczny. 1967. Z. 1. S. 4—15; Алексеев Л. В.Устав Ростислава Смоленского 1136 г. и процесс феодализации Смоленской земли//Slowianie w dziejach Europy. Poznan, 1974. С. 85—113; Он же.Смоленская земля в IX—XIII вв. М., 1980. С. 20—25. «Том же лете поставлен бысть епископ Василиць Переяславлю, а другого Кузму поставиша епископом в Галич» (ПСРЛ. Т. 25. С. 63; см. также: СПб 1856. Т. 7. С. 66).

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

165 (1071 г.), 199 (1089 г.), 257 (1106 г.); Иван Войтишич – стб. 284 (1116 г.), 292 (1128 г.) – он служил Мономаху и его сыновьям; заняв Киев, Игорь Ольгович сказал Улебу и Ивану: «како еста была у брата моего, така же будете у мене», – стб. 324 (1146 г.), однако они предпочли служить Изяславу; Шварн – стб. 335 (1146 г.), 425 (1151 г.), 518 (1162 г.), 527 (1167 г.); польский выходец Володислав – стб. 526 (1167 г.), 549 (1172 г.), 562 (1173 г.), 570 (1174 г.); на основе этих известий можно составить любопытные биографии служилых бояр XI – XII bb. 347 ПСРЛ, т. II, стб. 408 – 409 (1150 г.); ср. стб. 528 – 529 (1168 г.); в уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1150 г.) – ПРП, вып. 2, стр. 39 – 40. 357 ПСРЛ, т. II, стб. 603 – 604; Мстислав Владимирович лишил столов полоцких князей, которые «не слушаху его, коли е зовяшеть» – там же, стб. 303. 361 Епископ Федор (ЛПС, стр. 78, 1169 г.); грек Никола, поставленный за взятку митрополитом, не был допущен в епископию Всеволодом (ЛПСГ стр. 94, 1185 г.; ср. любопытное дополнение – т. XX, ч. 1, стр. 135); епископа Ивана прогнал Юрий Всеволодович (ЛПС, стр. 112, 1214 г.); епископа Кирилла – Ярослав Всеволодович (ПСРЛ, т. I, вып. 1, стб. 452, 1228 г.). Черниговского епископа Антония изгнал свой князь (ЛПС, стр. 76, 1168 г.; ср. т. XX, ч. 1, стр. 124) за связь с ересью печерского игумена Поликарпа; черниговского епископа Перфурия хотел «яти» князь Всеволод Юрьевич (ЛПС, стр. 100, 1187 г.). Подобное происходило и в Галицко-Волынской земле (В. Т. Пашуто. Очерки истории СССР (XII – XIII bb.), стр. 15); смоленский епископ Лазарь оставил свое место в 1224 г. «за много обидение своих церквей, иже обидят волостели, отнимающие имение и злая без Правды творяще» (А. С.  Павлов. Исторический очерк секуляризации церковных земель в России, т. I. Одесса, 1871, стр. 6). Изучение «борьбы за инвеституру» на Руси – назревшая задача науки. 366 ПСРЛ, т. I, вып. 2, стб. 321 (1148 г.); ПВЛ, ч. 1, стр. 132 (1078 г.); НПЛ, стр. 53 (1214 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010