мире в целом (см.: Baldovin J. F. The Urban Character of Christian Worship: The Origins, Development, and Meaning of Stational Liturgy. R., 1987. P. 45-104. (OCA; 228)). Наконец, Эгерия, говоря о чтениях, постоянно упоминает и о том, что их сопровождали те или иные песнопения. В иерусалимском Лекционарии также упоминается большое количество различных песнопений. Не позднее VI в. они выделились в отдельную книгу - Тропологий («Сборник песнопений»), к-рая в VII-VIII вв. стала прообразом для т. н. Нового Тропология (подробнее об этих сборниках см. в ст. Иадгари ), а тот в свою очередь в IX в. трансформируется в Триодь, Минею и Октоих, т. е. те гимнографические книги, к-рые лежат в основе правосл. богослужения до наших дней. Т. о., не будет преувеличением считать, что труд К. стоит у истоков правосл. гимнографии . Известный исследователь ранней палестинской гимнографии бенедиктинец Афанасий (Шарль) Рену указывает на несомненное сходство между, напр., воскресными гимнами Тропология и проповедями К., вплоть до предположения о его непосредственном авторстве нек-рых из них ( Renoux Ch., ed. Les hymnes de la Résurection: Hymnographie liturgique géorgienne: Textes du Sinaï 18. P., 2000. P. 42-44). Цикл огласительных поучений К., будучи первым письменным памятником такого рода, содержит сведения о предкрещальной катехизации, отличавшейся в Иерусалиме IV в. подчеркнутой серьезностью - это видно из свидетельства Эгерии, которая описывает иерусалимский порядок оглашения как нечто необычное (Паломничество по св. местам//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 167-169; описание в ее «Паломничестве» отличается в деталях от сведений, имеющихся в огласительных беседах самого К., что объясняется некоторой эволюцией практики за 30 лет, разделяющих эти памятники). Оглашаемые делились на 2 разряда - тех, кто еще не определился со временем крещения, и тех, кто уже решился креститься на ближайшую Пасху. Последние записывали свои имена за 8 недель до Пасхи, и, испытав свидетельства о них, епископ включал их в число просвещаемых (Там же.

http://pravenc.ru/text/1840257.html

Павлом Алеппским/Подгот. к изд., исслед., коммент.: Н. Ш. Асатиани. Тб., 1973 (на груз. яз.); Полосин Вл. В. Записка Павла Алеппского о поставлении митрополитов Антиохийским патр. Макарием//ХВ. 2001. Т. 2(8). С. 329-342. Лит.: Рождественский Н. В. Макарий, патр. Антиохийский, в России в 1654-1656 гг.: Док-ты Посольского приказа: (К 250-летию записок о России Павла Алеппского). М., 1906 (отт. из: ЧОИДР. 1906. Кн. 4. Отд. 1. С. I-VI, 1-120); Патр. Антиохийский Макарий XVII в. и старейший список его путешествия на Русь архидиак. Павла Алеппского: Мат-лы. М., 1913; Голосов А., прот. Церк. жизнь на Руси в пол. XVII в. и изображение ее в записках Павла Алеппского. Житомир, 1916. Ч. 1: Записки архидиак. Павла, как церк.-ист. док-т; Voyage du Patriarche Macaire d " Antioche: Étude préliminaire: Valeur des manuscrits et des traductions. P., 1927. Vol. 1: Voyage en Orient, en Moldavie et en Valachie/Éd. B. Radu; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 110-112; Крачковский И. Ю. Описание путешествия Макария Антиохийского как памятник араб. геогр. лит-ры и как источник для истории России в XVII в.// Он же. Избр. соч. М.; Л., 1955. Т. 1. С. 259-272 (То же// Он же. Труды по истории и филологии христ. Востока. М., 2015. С. 237-254); Михайлова А. И. Лицевая араб. рукопись перевода греч. хронографа XVII в.//ППС. 1966. Вып. 15(78). С. 201-207; Полотнюк Я. Е. Питання джерелознавчого дocлiджehhя твору Павла Халебського «Подорож nampiapxa Makapiя»//Icmopuчhi джерела та ïх використання. К., 1971. Вип. 6. С. 68-82; Nasrallah. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 219-224; Walbiner C.-M. Vom «Elend der Fremde»: Die Reise des Patriarchen Makarius nach Georgien (1664/65)//Georgica. Aahen, 1992. Bd. 15. S. 61-66; Kilpatrick H. Journeying towards Modernity: The «Safrat al-Batrak Makâriyûs» of Bûlus Ibn al-Za‘îm al-Halabî//Die Welt des Islams. Leiden, 1997. Bd. 37. N 2. S. 156-177; eadem. Maka  riyu  s Ibn al-Za‘m (ca. 1600-1672) and Bu  lus Ibn al-Za‘m (1627-1669)//Essays in Arabic Literary Biography/Ed. J. E. Lowry, D.

http://pravenc.ru/text/2578541.html

Именно этому сообщению мы не склонны доверять. Комплексный анализ источников приводит нас к выводу о появлении почитания св. Климента в Херсонесе лишь в середине IX в. (подробнее см. Уханова Е. В. Обретение мощей св. Климента, папы Римского, в контексте внешней и внутренней политики Византии середины IX в.//Византийский временник. 59 (84), М., 2000, с. 116–128). Единственный текст, который как будто противоречит этому, – сочинение Феодосия «О местоположении Святой земли» нач. VI в.). В нем после описания Иерусалима, без всякой связи с предыдущим и последующим, говорится: «Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучение св. Климент; гробница его в море, где было брошено его тело. Этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь, в день его памяти, все, народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает 6 миль, и на месте, где находится, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение 8 дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес; там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность прикоснуться к якорю, и прикоснется, то тотчас исцеляется» (Феодосий. О местоположении Святой Земли/Изд. и пер. И. Помяловского//ППС. Вып. 28. СПб., 1891, с. 5–6, 17–18). Однако исследователи отмечают, что сочинение Феодосия дошло в списках, изобилующих позднейшими интерполяциями, поэтому в подлинности этого свидетельства уверенными быть нельзя (Бертъе-Делагард А. Л. Древности Южной России. Раскопки Херсонеса... с. 59; Диатроптов П. Д. Распространение христианства в Северном Причерноморье. Дис. ... канд. истор. наук. М., 1987, с. 135). Эти же исследователи справедливо отмечают, что Григорий Турский (2-я пол. VI в.), знакомый с сочинением Феодосия, тем не менее ничего не знает о локализации мучения св. Климента. Кроме того, массовая христианизация Херсонеса началась лишь в VI в., поэтому вероятность существования уже в начале этого столетия паломничества к мощам св. Климента, с нашей точки зрения, крайне мала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вероятно, после уничтожения мощей И. П. сохранившиеся фрагменты были перенесены не только в Александрию, но и в другие места. Так, в 377 г. некий Флавий Рааман, римский офицер (ordinarius), основал мартирий И. П. близ современного сел. Эр-Рамтания на Голанских высотах. По мнению ряда исследователей, в мартирии хранились останки И. П., доставленные сюда после осквернения гробницы в Севастии ( Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxf.; N. Y., 2008. P. 102-103; Fowden E. K. The Barbarian Plain: St. Sergius between Rome and Iran. Berkeley; Los Ang., 1999. P. 146-149). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Рельеф алтаря. 1515-1553 гг. Мастер Ч. Бонгарт (?) (ГЭ) Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Рельеф алтаря. 1515-1553 гг. Мастер Ч. Бонгарт (?) (ГЭ) Вскоре после уничтожения мощей И. П. его гробница в Севастии была восстановлена, к ней совершались паломничества. Ок. 404 г. блж. Иероним, описывая паломничество св. Павлы к святыням Палестины в 385-386 гг., рассказывает о мартирии И. П., пророков Елисея и Авдия в Севастии, где совершалось множество исцелений, в т. ч. бесноватых ( Hieron. Ep. 108. 13//PL. 22. Col. 889). В послании 386 г. Иероним упоминает о том, что в Севастии почитаются останки (cineres - возможно, имеется в виду прах от сожженных мощей) И. П., пророков Елисея и Авдия (Ibid. 46. 12//PL. 22. Col. 491). В лат. переводе «Ономастикона» Евсевия Кесарийского, осуществленном блж. Иеронимом, появилось добавление о том, что в Севастии «погребены мощи св. Иоанна Крестителя», хотя в оригинальном греч. тексте эта фраза отсутствует ( Euseb. Onomast. S. 154-155). С V в. церковная традиция связывала Севастию с местом кончины святого (BHG, N 834; Theodos. De situ Terrae Sanctae. 2//CCSL. 175. P. 115). Считалось, что здесь же находились дворец Ирода Антипы и темница, в к-рую был заключен И. П. Сведения паломников о хранящейся в Севастии реликвии противоречивы. Мн. путешественники говорят о теле И. П. (напр., Петр Диакон из мон-ря Монте-Кассино (XI в.), заимствовавший сведения из несохранившихся частей паломничества Эгерии 381-383 гг. ( Petr. Diac. De loc. sanct.//PL. 173. Col. 1128; рус. пер.: ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(20). С. 195)), другие - о прахе И. П. ( Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 39-40), нек-рые - только о пустом гробе (напр., рус. игум. Даниил («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 97).

http://pravenc.ru/text/471450.html

556-561, 648; Le Calendrier d " Abou " l-Baraka  t/Éd., trad. E. Tisserant//PO. 1913. T. 10. Fasc. 3. P. 258, 273; Discourse on St. Michael the Archangel by Timothy, Archbishop of Alexandria//Miscellaneous Coptic Texts in the Dialect of Upper Egypt/Ed., transl. E. A. W. Budge. L., 1915. P. 512-525 [копт. текст], 1021-1033 [англ. пер.]; The Encomium of Theodosius, Archbishop of Alexandria, on St. Archangel Michael//Ibid. P. 321-431 [копт. текст], 893-947 [англ. пер.]; Homélie copte inédite sur S. Michel et le Bon Larron, attribuée à S. Jean Chrysostome/Ed., transl. J. Simon//Orientalia. N. S. R., 1934. Vol. 3. P. 217-242; Еланская А. И. Неизданная коптская рукопись из собр. ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (копт. нов. сер. 15-21)// ППС. 1962. Вып. 9(72). С. 43-66; Die Bücher der Einsetzung der Erzengel Michael und Gabriel/Hrsg. C. D. G. Müller. Louvain, 1962. 2 Bde. (CSCO; 225-226. Copt.; 31-32); Lafontaine G. Un éloge copte de Saint Michel attribué à Macaire de Tkow//Le Muséon. Louvain, 1979. Vol. 92. P. 301-320; Homiletica from the Pierpont Morgan Library: Seven Coptic Homilies, Attributed to Basil the Great, John Chrysostom and Euodius of Rome/Ed., transl. D. Brakke e. a. Louvain, 1991. 2 vol. (CSCO; 524-525. Copt.; 43-44); Крачковский И. Ю. Труды по истории и филологии христ. Востока/Сост.: А. А. Долинина и др. М., 2015. С. 66-81. Лит.: Amélineau E. Le christianisme chez les anciens Coptes//RHR. 1886. Vol. 14. P. 308-345; 1887. Vol. 15. P. 52-87; Болотов В. В. Михайлов день: Почему собор св. архистратига Михаила совершается 8 ноября?//ХЧ. 1892. 11/12. С. 593-644; Lefebvre G. Recueil des inscriptions grecques-chrétiennes d " Égypte. Le Caire, 1907. P. 11; Müller C. D. G. Die Engellehre der koptischen Kirche: Untersuch. zur Geschichte der christlichen Frömmigkeit in Ägypten. Wiesbaden, 1959; Esbroeck M., van. Michael the Archangel, Saint//CoptE. Vol. 5. Р. 1616-1620; Zanetti U. Fêtes des anges dans les calendriers et synaxaires orientaux//Culto e insediamenti micaelici nell " Italia meridionale fra tarda antichità e medioevo: Atti del conv. intern., Monte Sant " Angelo 18-21 nov. 1992. Bari, 1994. P. 323-349; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. Р. 154-159, 261; Youssef Y. N. The Archangel Michael and the Patriarchs in Exile in the Coptic Tradition//Actes du 8ème congrès intern. d " études coptes, 2004. P., 2007. P. 645-656; Moawad S. Exegese des Makarios von Tko  ou über den Erzengel Michael//Le Muséon. 2009. Vol. 122. P. 11-26; idem. Untersuchungen zum Panegyrikos auf Makarios von Tko  ou und zu seiner Überlieferung. Wiesbaden, 2010. Л. Р. Франгулян Базилика Сан-Микеле-Маджоре в Павии. XI-XII вв.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

873 . Фрески Афонской Горы. – ХДА, 1864, 1, с. 8–11 с илл. 874 . Харламов П. Преподобный Афанасий Афонский и его великая лавра. – ЖМП. 1959, 9, с. 64–66. 875 . Хаханов А. Афонский список грузинской Библии 987 года и значение его для исправления печатного текста. – БВ, 1903, т. 3, с. 418–426. 876 . – Баграт, епископ Тавроменский. Грузинский текст по рукописям XI века. С предисл. и пер. М., 1904. XVII, 111 с. (Лазарев, ин-т вост. яз. Труды. Вып. 9). 877 . – Как уладить греко-грузинский спор на старом Афоне. – СПВед. 1902, 217. 878 . Хвостова К. В. Взаимоотношения Хилендарского монастыря и некоторых его метохов в XIV веке. – ВВ, 1961, т. 18, с. 30–53. 879 . Хибарин И. Преподобный Никодим Святогорец . – ЖМП, 1956, 5, с. 37–43, портр. К годовщине (май 1955 г.) причисления Константинопольской Церковью к лику святых подвижника Святой Горы Афон Никодима Святогорца . 880 . Хитрово В. Н. Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, на Афонскую Гору, Святую Землю и Египет (1766–1776 гг.). Под ред. В. Н. Хитрово . СПб., 1891. IV. 33 с. [ППС, т. 12, вып. 3 (вып. 36)]. 880а. Ходзас С. И. (соавт.) – См. 364. 881 . Ходоровский И., священник. Великий подвижник Горы Афонской схимонах Хаджи Георгий и ученик его схимонах Парфений. Н. Новгород, 1909. 46 с. См. также: Жизнь отца Хаджи Георгия... 254). 882 . Хождение по святым местам инока Глинской пустыни, впоследствии архимандрита Арсения. – ДЧ, 1884, т. 2, 3, с. 291–314. 883 . Χрисанф, афонский инок. Отзыв о статье Святогорца «О почитании имени Божия». – РИ. 1912, 17, с. 54–61. 884 . Христов П., протоиерей. Икона Божией Матери, именуемая «Троеручица». У святынь Болгарского подворья в Москве. – ЖМП, 1975, 10, с. 50–51. Наряду с описанием истории чтимой иконы приводятся, в частности, данные о списках иконы «Троеручицы», сделанных с афонской иконы и привезенных с Афона в Россию. 885 . Цагарели А. А. Сведения о памятниках грузинской письменности. Вып. 1–3. СПб. Вып. 1. 1886. LIV, 96, 58 с; 1 л. факс. Вып. 2. 1889. XXXIV, 119 с; 4 л. факс. Вып. 3. 1894. 6, CII, 320 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Ист.: Сказание о Св. Афонской Горе игумена рус. Пантелеймонова мон-ря Иоакима и иных святогорских старцев/Сообщ. архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1882. (ПДП; Т. 30); Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Вып. 12. (Т. 4, вып. 3); Три древних сказания о Св. Горе Афонской и краткое описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725-1726). М., 18952; Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 116-136; Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам моск. архива коллегии иностр. дел. М., 2001; Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1. Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1; 1860. Ч. 2; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος π τν ι ς τν ιζ ανα. Θεσσαλονκη, 2002; Талалай М. Г. Рус. Афон: Путев. в ист. очерках. М., 2003; он же. Рус. монашество на Афоне 1913-1918 гг.//Россия и христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 595-617. Э. П. А. Монастырский комплекс План Великой Лавры: 1 — главный вход; 1а — малый вход; 2 — архондарик; 3 — кафоликон; 4 — трапезная; 5 — фиал; 6 — колокольня; 7 — поварня; 8 — ризница; 9 — б-ка; 10 — параклис Пресв. Богородицы Кукузелиссы; 11 — параклис св. Михаила Синадского; 12 — параклис св. Иоанна Предтечи; 13 — школа; 14 — гробницы патриархов; 15 — синодикон, резиденция игумена, келлии; 16 — кладовые, винный погреб; 17 — просфорня; 18 — башня Цимисхия План Великой Лавры: 1 — главный вход; 1а — малый вход; 2 — архондарик; 3 — кафоликон; 4 — трапезная; 5 — фиал; 6 — колокольня; 7 — поварня; 8 — ризница; 9 — б-ка; 10 — параклис Пресв. Богородицы Кукузелиссы; 11 — параклис св. Михаила Синадского; 12 — параклис св. Иоанна Предтечи; 13 — школа; 14 — гробницы патриархов; 15 — синодикон, резиденция игумена, келлии; 16 — кладовые, винный погреб; 17 — просфорня; 18 — башня Цимисхия в плане представляет продолговатый, неправильной формы прямоугольник (80 ´ 200 м), повторенный в очертаниях крепостных стен с 15 башнями, среди к-рых самая высокая (24 м) - квадратная в плане башня Цимисхия (Х в., перестроена в 1522), расположенная на юго-зап. углу. На верхнем этаже башни находится параклис во имя первомч. Стефана и помещение, в к-ром в период тур. господства находилась монастырская б-ка.

http://pravenc.ru/text/Великую ...

621 . Сборник палестинской и сирийской агиологии/Изд. А. И. Пападопуло-Керамевса с рус. пер. В. В. Латышева. Вып. 1//ППС. – СПб.: Изд. Правосл. Палест. общ-ва, 1907. – Вып. 57. – Т. 19. – Вып. 3. – 224; 252 с. 622 . Свод армянских памятных записей, относящихся к Крыму и сопредельным регионам (XIV-XV вв.). Сост., рус. пер., введ. и прим. Т. Э. Саргсян. – Симферополь: СОНАТ, 2010. – 312 с. 623 . Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1/Под ред. Г Г Литаврина, Л. В. Гиндина. 2-е изд., испр. – М., 1994. – 520 с. 624 . Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 2 (VII-IX вв.)/Сост. С. А. Иванов , Г Г. Литаврин, В. К. Ронин. – М.: Изд. фирма «Вост. лит-ра» РАН, 1995. – 591 с. 625 . Свт. Григорий Богослов . О душе: Пер., вступ. ст., прим. свящ. Андрея Зуевского//Богословский вестник, 2004. – 4. – С. 69–90. 626 . Свт. Спиридон Тримифунтский, Кипрский Чудотоворец. Агиографические источники IV-IX столетий. Публикация, пер. с греч., предисл., коммент. А. Ю. Виноградова; науч. ред. Д. А. Поспелова. – Святая гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, Москва, 2008. – 296 с. 627 . Святоотеческая духовно-православная хрестоматия по истории христианской православной и русской церкви в связи с гражданской историей... Учеб. пособие. – СПб., 1891. – 264 с. 628 . Святого отца нашего Иоанна Златоустог о слова...//Христианское чтение. – 1850. – Кн. 1 Январь. – С. 1–40; Кн. 2 Февраль. – С. 41–98; Кн. 3 Март. – С. 99–154; Кн. 4 Апрель. – С. 155–202; Кн. 5 Май. – С. 203–290; Кн. 6 Июнь. – С. 291–346; Кн. 7 Июль. – С. 347–400; Кн. 8 Август. – С. 401–448; Кн. 9 Сентябрь. – С. 449–492; Кн. 10 Октябрь. – С. 511–614; Кн. 11 Ноябрь. – С. 615–674; Кн. 12 Декабрь. – С. 493–540. 629 . Святого отца нашего Нила Духовные мнения: Пер. с греч. Д. С. Вершинского//Христианское чтение. – СПб., 1827. – Т 27. 630 . Святого отца нашего Нила Краткие мысли: Пер. с греч. Д. С. Вершинского//Христианское чтение. – 1827. – Т. 27. 631 . Святого отца нашего Нила слово о различных порочных помыслах: Пер. с греч. Д. С. Вершинского//Христианское чтение. – СПб., 1827. – Т. 27.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

547 . Письмо Хасдаи Ибн Шапрута к хазарскому царю Иосифу (около 960 г. по Р. Хр.)//Гаркави А. Я. Сведения еврейских писателей о хазарах и хазарском царстве. – СПб., 1874. – С. 78–153. 548 . Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Подгот. текста и прим. К. Н. Юзбашяна. – Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1963 (М., 1968). 549 . Повесть временных лет: Подг текста Д. С. Лихачева, пер. Д. С. Лихачева, Б. А. Романова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Ч. 1: Тексты и перевод. – 406 с.; Ч. 2: Приложения/Сб. и коммент. Д. С. Лихачева. – 556 с. 550 . Повесть временных лет. – М., 1996. 551 . Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест первой половины IX века/Изд., пер. В. Г Васильевским//ППС. – СПб., 1886. – Вып. 11. – Т 4. – Вып. 2. 552 . Повесть о Варлааме и Иоасафе. Памятники древнерусской переводной литературы XI-XII вв./Подгот. текста, исслед. и коммент. И. И. Лебедевой. – Л.: Наука, 1985. 553 . Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году/Подгот. текста, пер., примеч. О. В. Творогова//Изборник. – М., 1969. – С. 280–289, 734–735. 554 . Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году/Подгот. текста, пер., примеч. О. В. Творогова//Памятники литературы древней Руси: XIII век. – М., 1981. – С. 106–113, 537–539. 555 . Повесть о взятии Царьграда турками в 1453 году//Памятники литературы древней Руси: Вторая половина XV века. – М., 1982. – С. 216–267. 556 . Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. – М.: Паломник, 1994. – 226 с. 557 . Поздняя греческая проза. Сост. С. Полякова – М.: Гослитиздат, 1961 [Ливаний, Фемистий и др. авторы IV-V вв.]. 558 . Полевой Н. А. Византийские легенды. – М., 1841. 559 . Полное собрание творений свт. Иоанна Златоуста : В 12 т. – М., 1991. – Т 1. – Кн. 1. – 400 с.; Кн. 2. – 400 с.; Т 2. – Кн. 1. – 520 с.: Кн. 2. – 439 с.; Т 3. – Кн. 1. – 472 с.; Кн. 2. – 470 с.; Т 4. – Кн. 1. – 455 с.; Кн. 2. – 451 с.; Т 5. – Кн. 1. – 412 с.; Кн. 2. – 596 с.; 1995. – Т 5. – Кн. 1. – 491 с.; Кн. 2. – 4869 с.; 1999. – Т 7. – Кн. 1. – 471 с.; Кн. 2. – 420 с.; Т. 8. – Кн. 1. – 463 с.; Кн. 2. – 524 с.; Т 9. – Кн. 1. – 484 с.; Кн. 2. – 380 с.; Т 10. – Кн. 1. – 455 с.; Кн. 2. – 537 с.; Т 11. – Кн. 1. – 469 с.; Кн. 2. – 540 с.; Т 12. – Кн. 1. – 471 с.; Кн. 2. – 486 с.; Кн. 3. – 631 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

441 . Лопарев X. М. Краткий отчет о поездке на Афон летом 1896 года. – СППО, 1897, 2, с. 22–59. Отд. изд. СПб., 1897. 38 с. Приводятся краткие сведения о некоторых афонских рукописях. 442 . – Схимонах Матфей (библиотекарь Русика. † 4.9.1911). – ВВ, 1913, т. 20, отд. 3, с. 355–358: 443 . – Хождение инока Зосимы (1419–1422). Под ред. X. Лопарева СПб., 1889. XXVI, 41 с. (ППС, т. 8, вып. 25). 444 . Маевский В. А. Афон и его судьба. Мадрид, 1968. 242 с., 2 с. с фотогр. 445 . – Афонские рассказы. Париж, 1950. 187 с. 446 . – Неугасимый светильник. Т. 1–2. Шанхай, «Слово», 1940. Т. 1. 447 с. Т. 2. 381 с. с илл. Россия и Афон: Т. 2, ч. 5, с. 312 слл. 447 . Макарий, митрополит Московский (Булгаков)· История Русской Церкви. Макария, епископа Винницкого. Т. 1–12. СПб., тип. ИАН, 1857–1883. То же. Изд. 2-е Т. 1–12. СПб., 1868–1910. Изд. 3-е. Т. 1–2 СПб., 1889. Т. 3. СПб., 1888. Т. 1. СПб., 1857. Гл. 6. Первоначальное отношение Русской Церкви с другими Церквами и обществами христианскими (в т. ч. сношения с Афоном: с. 173–174). Т. 2. СПб., 1857. Гл. 2. Киево-Печерский монастырь и другие обители (в т. ч. путешествие на Афон преподобного Антония: с. 31–43). Т. 3. СПб., 1857. О путешествиях на Афон в первой четверти XIII в.: с. 169. Т. 4. СПб., 1866. Гл. 4. Богослужебные книги и отдельные чинопоследования (в т. ч. афонские: с. 269, 277). Т. 5, кн. 2. СПб., 1866. Путешествие на Святую Землю иеродиакона Зосимы с. 240. Гл. 6. Переводная и южнославянская литература на Руси (в т. ч. афонского происхождения): с. 242–250. Гл. 8. Путешествие греков в Россию и русских в Грецию (в т. ч. на Афон и с Афона: с. 303–304). 448 . Макарий, афонский иеросхимонах (Сушкин). Воззвание Русской Пантелеимоновой обители, что на Святой Горе Афонской. – «Странник», 1862, 2, отд. 4, с. 521. 449 . – О брани в час смертный. – «Странник», 1866, 8, отд. 2, с. 59. 450 . Макарий Афонский. – «Русский архив», 1889, 8, с. 569–576. В конце текста: П. М. 451 . Максим, Святейший Патриарх Болгарский, Пимен, Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010