археологических памятников, таких, как церковь на о-ве Файлака близ побережья Кувейта и монастырские комплексы на о-ве Сир-Бани-Яс, в Абу-Даби, на городище Эль-Хаур. Христианство в этом регионе А. сохранялось и после прихода ислама. По крайней мере, в 70-х гг. VII в. несторианская митрополия Бет-Катрайе продолжала существовать и насчитывала в своем составе неск. епархий. О дальнейшей ее истории почти ничего не известно. Возможно, сохранение несторианства в Йемене IX-XIII вв. связано с продолжением религ. и торговой деятельности несториан в Персидском зал. О распространении христианства в Юж. А. см. ст. « Йемен ». Лит.: Jamme A. Le panthéon sud-arabe préislamique//Le Muséon. 1947. T. 60. Р. 57-147; Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951. С. 219-335; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964; Ryckmans G. Les religions arabes préislamiques. Louvain, 1951; idem. Le christianisme en Arabie du Sud préislamique//L " Oriente cristiano nella storia della civiltà. R.; Firenze, 1963. P. 413-453; Лундин А. Г. Южная Аравия в VI в.//ППС. 1961. Вып. 8 (71). С. 118-124; он же. «Дочери Бога» в южноарабских надписях и в Коране//ВДИ. 1975. 2. С. 124-131; Fahd T. Le panthéon de l " Arabie centrale à la veille de l " Hégire. P., 1968; Fiey J. Diocèses syriens orientaux du Golfe Persique//Mémorial Mgr Gabriel Khouri-Sarkis. Louvain, 1968. P. 177-219; Höfner M. Die vorislamischen Religionen Arabiens//Die Religionen Altsyriens, Altarabiens und der Mandäer/Hrsg. von H. Gese, M. Höfner, K. Rudolph. Stuttg., 1970. S. 233-402; Геродот. История. Л., 1972; Trimingham J. S. Christianity among the Arabs in Pre-Islamic Times. L., 1979; Beaucamp J. , Robin Chr. J. Le christianisme dans la péninsule Arabique d " après l " épigraphie et l " archéologie//Hommages à P. Lemerle. P., 1981. P. 45-61; idem. L " évêché nestorien de Mašma  hig dans l " archipel d " al-Bahrayn//Dilmun: New Studies in the Archaeology and Early History of Bahrain/Ed. D. Potts. B., 1983. P.

http://pravenc.ru/text/75810.html

В «Малые сочинения», изданные Ф. Аристоклисом после смерти К. ( Αριστοκλς Θ. Κωνσταντου Α το π Συναου οιδμου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως το Βυζαντου βιογραφα κα συγγραφα λσσονες κκλησιαστικα κα φιλολογικα. Κωνσταντινουπλις, 1866), были включены его работы «О разностях в вере между православными и армянами», «О патриаршествовавших в Антиохии до сего дня», «О клириках, подвизавшихся в добродетели и воспитании после завоевания Константинополя», «Ответ на изданное под псевдонимом немецкое сочинение, обвиняющее российских богословов как допускающих второе крещение», «Об ангелах», «Синоптический трактат о том, когда, как и каким образом в разные эпохи папы посылали миссионеров на Восток для распространения папистского заблуждения» и др. Перу К. принадлежит текст «Окружного послания единой святой кафолической и апостольской Церкви ко всем православным христианам», к-рый был подписан К-польским патриархом Анфимом VI и др. Восточными патриархами и их Синодами и издан в К-поле в мае 1848 г. в ответ на энциклику папы Римского Пия IX «In Suprema Petri Apostoli sede» (6 янв. 1848), призывавшую правосл. Церкви к объединению с Римом. Неизданными остаются такие сочинения К., как «Священный Катехизис в вопросах и ответах» (Ιερ Κατχησις κατ ρωταπκρισην), «О римских понтификах» (Περ τν ποντιφκων τς Ρμης), «О церкви Паммакаристос» (Περ το ναο τς Παμμακαρστου), а также письма. Арх.: РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30 [письма К. к А. Н. Муравьеву]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 18 [письма А. Н. Муравьева к К.]; Ф. 188. Картон 3. Ед. хр. 10 [письма А. Н. Муравьева к Александрийскому патр. Иерофею II]; АВП РИ. Ф. 161. Оп. 46. Ед. хр. 14. Л. 1 об.- 2 об. [Дело о награждении К., архиеп. Синайского, орденом св. Александра Невского]. Ист.: [Mouravieff A. N.]. Question religieuse d " Orient et d " Occident. Moscou, 1856. [T. 1]; St.-Pb., 1858. T. 2; он же (Муравьев А. Н.). Мои воспоминания. М., 1913; он же. Записка о состоянии Правосл. Церкви на Востоке. М., 1914; он же. Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о святых местах//ППС. 2005. Вып. 40(103). С. 109-133; К. З. Воспоминания очевидца о великом Патриархе Константине//Странник. 1860. 6. С. 246-255; Филарет (Дроздов), свт. Письма к А. Н. М[уравьеву]. К., 1869; он же. Собр. мнений. 1886. Т. 4; Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего: Дневники и автобиогр. зап. СПб., 1894-1902. Т. 1-8.

http://pravenc.ru/text/2057130.html

Лит.: [Каминский В. К.] Неск. летописных данных из первых дней существования Рус. подворий в Иерусалиме//СИППО. 1901. Т. 12. 1. С. 64-75; Дмитриевский А. А. Имп. ППО и его деятельность за истекшую четверть века, 1882-1907. СПб., 1907; он же. Памяти Б. П. Мансурова//СИППО. 1910. Т. 21. 3. С. 446-457; он же. Деятели рус. Палестины/Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2010; он же. Палестинское об-во и рус. школы на Востоке: Статьи, очерки, отчеты//Сост.: Н. Н. Лисовой. СПб., 2014; Иловайский С. И. Ист. очерк 50-летия Рус. об-ва пароходства и торговли. Од., 1907; Аничков Н. М. Учебные и врачебные заведения ИППО в Сирии и Палестине. СПб., 1910. Ч. 2: Учеб. заведения Галилеи; Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine, 1882-1914. Thessal., 1963; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914. Oxf., 1969; Баталден С. К. Судьба рус. землевладения в Иерусалиме во время Палестинского мандата//ППС. 1992. Вып. 31(94). С. 25-31; Грушевой А. Г. Имп. Правосл. Палестинское об-во: (По петербургским архивам)//Архивы рус. византинистов в С.-Петербурге. СПб., 1995. С. 134-156; Юзбашян К. Н. Палестинское обво: Страницы истории//Ист. вестн. 2000. 2(6). С. 102-140; 3/4(7/8). С. 132-154; Лисовой Н. Н., Платонова З. И., Савушкин В. А. Сводный кат. рус. недвижимостей в Св. Земле//Россия в Св. земле. М., 2000. Т. 1. С. 691-719; Лисовой Н. Н. В. Н. Хитрово - основатель ИППО// Хитрово В. Н. К Животворящему Гробу Господню: Рассказ старого паломника. М., 2003. С. 5-59; он же. Рус. присутствие в Св. Земле: Учреждения, люди, наследие//ОИ. 2003. 2. С. 19-37; 3. С. 84-103; он же. Из истории руководства ИППО: 4 секретаря (М. П. Степанов - В. Н. Хитрово - А. П. Беляев - А. А. Дмитриевский)//ППС. 2005. Вып. 102. С. 6-35; он же. Рус. духовное и полит. присутствие в Св. Земле и на Ближ. Востоке в XIX - нач. XX в. М., 2006; он же. Св. Земля: История и наследие: Правосл. путев. М.; СПб., 2015. Н. Н. Лисовой Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор " Китайского благовестника "

http://pravenc.ru/text/Палестинскому ...

араб. писателя Усамы ибн Мункыза). Полное издание трудов К., связанных с изучением христ. Востока, вышло в свет лишь в 2015 г. Преследования ленинградских ученых в кон. 40-х - нач. 50-х гг., разгром и без того малочисленного араб. кабинета Ленинградского отд-ния ИВ АН СССР, конфликт с директором ин-та С. П. Толстовым тяжело сказались на здоровье К., и в ночь на 24 янв. 1951 г. он скоропостижно скончался от паралича сердца. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в С.-Петербурге. В 2010 г. ИВ РАН учредил медаль И. Ю. Крачковского, к-рой награждаются отечественные и зарубежные ученые, внесшие выдающийся вклад в востоковедные исследования, а также зарубежные общественные деятели за усилия по установлению связей между РФ и странами Востока. Соч.: Избр. соч. М.; Л., 1955-1960. 6 т.; Б. А. Тураев и христианский Восток. Пг., 1921; В. Ф. Гиргас: (К 40-летию со дня его смерти)//Зап. Коллегии востоковедов. Л., 1928. Т. 3. Вып. 1. С. 63-90; Введение в эфиопскую филологию. Л., 1955; Записки о деятельности Российского Палестинского Общества/Публ., вступ. ст., коммент.: А. О. Тамазишвили//Неизвестные страницы отеч. востоковедения. М., 1997. [Вып. 1.] С. 137-154; Воспоминания ученика о бароне В. Р. Розене/Предисл.: А. А. Долинина//Очерки по истории С.-Петербургского ун-та. СПб., 2000. Т. 8. С. 252-280; Труды по истории и филологии христ. Востока/Сост.: А. А. Долинина, С. А. Французов, В. В. Полосин, Л. И. Николаева. М., 2015. Лит.: Якубовский А. Ю. И. Ю. Крачковский как историк//ИАН. Сер. истории и филологии. 1945. Т. 2. 1. С. 40-46; Винников И. Н. И. Ю. Крачковский: Мат-лы к библиографии. М.; Л., 1949; он же. Дополнения к библиографии трудов акад. И. Ю. Крачковского//ППС. 1954. Вып. 1(63). С. 125-129; Беляев В. И., Винников И. Н. Памяти акад. И. Ю. Крачковского//Там же. С. 91-105; Крачковская В. А. И. Ю. Крачковский на Ливане и в Палестине//Там же. С. 106-124; она же. Первые шаги в науке магистранта И. Ю. Крачковского//Памяти акад. И. Ю. Крачковского: Сб. ст. [Л.], 1958. С. 3-20; Кононов А. Н. Акад. И. Ю. Крачковский: К 100-летию со дня рожд.//ИАН. Сер. лит-ры и языка. 1983. Т. 42. 4. С. 374-387; Халидов А. Б. Акад. И. Ю. Крачковский (к 100-летию со дня рожд.)//Народы Азии и Африки. М., 1983. 4. С. 83-89; Долинина А. А. И. Ю. Крачковский как исследователь арабской литературы//Там же. 1985. 2. С. 107-117; она же. Невольник долга. СПб., 1994; она же. И. Ю. Крачковский и ИППО//Указ. трудов ИППО: 1881-2007. СПб., 2009. С. 344-360; И. Ю. Крачковский (1883-1951): Библиогр. указ./Отв. ред.: Н. В. Колпакова. СПб., 2007.

http://pravenc.ru/text/2458991.html

1695 . Медведев И. П. Очерки византийской дипломатики (частноправовой акт). – Л.: Наука, 1988. – 263 с. 1696 . Медведев И. П. Петербургское византиноведение. Страницы истории. – СПб.: Алетейя, 2006. – 334, 16 с. 1697 . Медведев И. П. Политическая экономия Георгия Гемиста Плифона//ВВ. – 1973. – Т 31. – С. 88–96. 1698 . Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. – СПб.: Алетейя, 2001. – 576 с. 1699 . Медведев И. П. Правовое образование в Византии как компонент городской культуры//Городская культура. Средневековье и начало нового времени. – Л.: Наука, 1986. – С. 8–26. 1700 . Медведев И. П. Проблема мануфактуры в трудах классиков марксизма-ленинизма и вопросы о так называемой византийской мануфактуре//В. И. Ленин и проблемы истории. – Л.: Наука, 1970. – С. 391–408. 1701 . Медведев И. П. Роль Византии в средневековом христианском мире вообще и в христианизации Руси в частности//Рим, Константинополь, Москва: сравнит. ист. исследование центров идеологии и культуры до XVII в.: VI Междунар. семинар ист. исследований «От Рима к Третьему Риму», Москва, 28–30 мая 1986 г/Отв. ред. А. Н. Сахаров. – М., 1997. – С. 124–134. 1702 . Медведев И. П. Смертная казнь в толковании Феодора Вальсамона//ВВ. – 1992. – Т 53. – С. 53–61. 1703 . Медведев И. П. Феномен трансурбанизации и его роль в становлении феодального византийского города//АДСВ. – 1969. – Вып. 6. – С. 79–90. 1704 . Медведев И. П. Юридический скрипторий Константина Арменопула//Вспомогательные исторические дисциплины. – 1985. – Т 17. 1705 . Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по рарбским источникам. Приложения II (1)/ППС. – Спб., 1897. – Вып. 50. – Т 17. – Вып. 2. – 816 с. 1706 . Медовиков П. Латинские императоры в Константинополе и их отношения к независимым владельцам греческим и туземному народонаселению вообще. – М., 1849. 1707 . Мейендорф И. Введение в святоотеческое богословие. – Вильнюс; М.: Весть, 1992. – 359 с. 1708 . Мейендорф И. Византийское богословие. Исторические направления и вероучение/Пер. с англ. А. Кавтаскина. – М.: Когелет, 2001. – 432 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1032 Херсонские святители. Святого священномученика Ефрема, епископа Херсонского, сказание о совершившемся над отроком чуде священномученика и апостола Климента. Греч, текст рукописи XII в. с рус. пер. Зикфоса//ЗООИД. – 1875. – Т. 9. – С. 137. 1033 Пуцко В. Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого//Byzantino-bulgarica. – Sofia, 1986. – T. 8. – C.301 сл.; ср.: Jastrzebowska E. Der Sarkophag des Jaroslav in Kiev//Akten des Symposiums «Fruhchristliche Sarkophage», Marburg, 30.6–4.7. 1999. – Mainz, 2002. – S. 129–135; Jastrzebowska E. II culto di S. Clemente a Chersoneso alla luce della ricerca archeologica//Studi su Clemento Romano. – Roma, 2003. – P. 136–137, fig. 16. 1034 Dujcev I. Une miniature byzantine meconnue avec les images de Cyrille et Methode? 11 Byzantion. – 1966. – Vol.36. – P.51–73; Hofmann J. Op. cit. – S.56, Abb.2; Jastrzebowska E. II culto... – P.128, fig. 2. 1036 Франко I. Сьвятий Климент у Kopcyhi//Записки наукового товариства im. Шевченка. – Льbib, 1902. – Т. 48. – Кн. 4. – С. 139–142. 1039 См.: Сомов Л. Камни ... преткновения?//Слава Севастополя. – 2001. – 1 декабря 225). – С. 3. 1040 Отчет о раскопках в Херсонесе (главная площадь, «базилика в базилике», у западных стен, на северном берегу, за южной оборонительной стеной, в Стрелецкой и Казачьей бухте). 1888–1890 годы//Архив НЗХТ. – Д. 1. – Л. 28, 42, 44. 1042 Производство археологических раскопок... – С. 36–37; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 60–61. 1043 Феодосий. О местоположении Святой Земли начала VI века/По рецензии Гильдмейстера издал, перевел и объяснил И. Помяловский//ППС. – СПб., 1891. – Т. 10. – Вып. 1. – C. II–III, 5, 17–18, § 54. 1044 См.: Золотарев М. И. Портовые сооружения Херсонеса Таврического в Карантинной бухте//X. сб. – 2004. – Вып. 13. – С. 62–63, рис. 5. 1045 Подр. см.: Duchesne L. Origines du culte chretien. – Paris, 1903. – P. 327–330; Saxer V. Les rites de l’initiation chretienne. – Spoleto, 1988; Арранц М. Чин оглашения и крещения... – C. 74–94.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1075 Лисовой H. Н. «Президенты Палестины». Памяти первых председателей ИППО Вел. Кн. Сергея Александровича и Вел. Кн. Прмц. Елизаветы Федоровны//ППС. Вып. 100. М., 2003. С. 127 (Приложение 1083 Записка товарища министра иностранных дел А. Е. Влангали к послу в Константинополе А. И. Нелидову. Октябрь, 1886//Там же. С. 562. 1084 Ряжский П. И. Доклад вице-председателю ИППО князю А. А. Ширинскому-Шихматову. Петроград, 9 июня 1915 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 733. Л. 1–13. 1089 В цитированном послужном списке указана дата приезда 1844 г. и, соответственно, время служения Вениамина в Иерусалиме до Крымской войны 10 лет. 1090 Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. 1846–1884//Библиотека ИППО, инв. номер: И. П. П. О. Б. IV. 888. С. 1–2. 1093 Письма [разных лиц] к игумену Вениамину. См. письма от 1 и 17 мая 1877 г. (С. 143 – 144, 144 –145) и от 24 мая 1878 г. (С. 146). 1094 Документы по истории подворья составляют отдельную папку в Архиве внешней политики Российской Империи (АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 273. Л. 1–176, 1891 – 1914 гг. См. также: Д. 733, Л. 1–13, 1915 г.). Важнейшие из них опубликованы в сборнике: Россия в Святой Земле. Документы и материалы/Сост., подг. текста, вступ. Статья и комм. H. Н. Лисового . T. I. М., 2000. С. 591–606. 1095 Хомутова К. Описание Вениаминовского приюта, как достался Палестинскому обществу//Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 601–604. 1096 Прошение соборного иеромонаха Вениамина в Совет ИППО от 29 октября 1891 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 273. 1097 Прошение соборного иеромонаха Вениамина на имя консула Максимова от 17 июня 1891 г.//Там же. Л. 6–8. 1101 Список лиц, живущих в Вениаминовском приюте ИППО, на 1 декабря 1900 г.//Россия в Святой Земле. Т. 1. С. 599–601. 1107 Из донесения контр-адмирала Н. И. Скрыдлова. Бухта Фалеро, 7 июля 1899 г.//АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 5. Л. 51–54. 1108 Горбунов Г. Несколько дней в Палестине. Впечатления туриста//СИППО. 1913. T. XXIV. Вып. 1.С. 49–60. 1112 Дмитриевский А. А. Современное русское паломничество в Святую Землю//ТКДА. 1903. С. 281–282.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

62       Эделби предлагает производить вторую часть топонима не от несуществующего греческого γρ, а от персидского girda (круг) или gird (вокруг), получая в итоге значение «округ ромеев». 65       Последним дошедшим до нас свидетельством о сосуществовании двух католикосатов является указание Notitia patriarchatuum, составленной в первой пол. XII в. (Parthey. Op. cit. Р. 271). 66       Впоследствии аутентичность сведений Жития по этому вопросу подверг критике Ж.-М. Фие (Fiey J.-M. «Rum» a Test de l’Euphrate//Le Mu- s£on. Louvain, 1977. Vol. 90. P. 365–420), но его доводы в целом опровергли Ж. Насралла (Nasrallah J. R6ponse a quelques critiques recentes au sujet des catholicosats melchites de Bagdad et de Romagyris//РОС. 1983. Vol. 33. P. 160– 170) и В. Клайн (Klein W. Das orthodoxe Katholikat von Romagyris in Zentralasien 11 PdO. 1999. Vol. 24. P. 235–265). 67       Fragmenta historicorum arabicorum. Lugduni Batavorum, 1871. T. 1. Отд. изд.: The Tajarib al-Umam or History of Ibn Miskawayh (Abu Ali Ahmad b. Muhammad) ob. A. H. 421/Reproduced in facsimile from the MS. at Constantinople in the Aya §ufiyya library with a summary and index by L. Caetani. L., [S. a.]. (E. J. W. Gibb Memorial Series). 68       Ibn-el-Athiri Chronicon quod perfectissimum inscribitur/Ed. C. J. Tornberg. Lugduni Batavorum, 1862. Vol. 8. 69       Kamal al-DTn ‘Umar ibn Ahmad Ibn al-Adim. Zubdat al-halab ft ta’rlkh Halab. Dimashk, 1951. Pt.l. 70        al-Dn ibn Saddad. Description de la Syrie du Nord/Trad, annotee: A.-M. Edd6-Terrasse. Damas, 1984. Арабский текст главы, посвященной пограничным областям, в число которых входит Антиохия, опубликован в: Mashrik. Bayrut, 1935. Vol. 33. P. 161–223, 586–608. 71       См. о нем: Graf. Op. cit. S. 49–51; Nasrallah. Histoire... P. 167–172. Издание летописи Яхьи с французским переводом: Histoire de Yahya-ibn-Sa " id dAntioche... Pt. 1–2; русский перевод отрывков см.: Розен В. Р. Император Василий II Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. СПб., 1883; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам//ППС. 1903. Т. 17. Вып. 2(1). С. 328–390; Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 1. Ч. 2. С. 58–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Wiesbaden, 1997/1998. Bd. 15. S. 173-180; Кычанов Е. И. Сирийское несторианство в Китае и Центр. Азии//ППС. 1978. Вып. 26(89). С. 76-85; Исаева М. В. Основные моменты христианского вероучения в несторианском памятнике Китая VIII в.//Общество и гос-во в Китае: Мат-лы 12-й науч. конф. М., 1981. Ч. 2. С. 49-58; Pelliot P. Recherches sur les chrétiens d " Asie Centrale et d " Extrême Orient. P., 1984. Pt. 2/1: La Stèle de Si-ngan-fu/Ed. J. Dauvillier; idem. L " inscription nestorienne de Si-ngan-fou/Éd., suppl. A. Forte. Kyoto; P., 1996; Klimkeit H.-J. Die Seidenstrasse: Handelsweg und Kulturbrucke zwischen Morgen- und Abendland. Köln, 19902; Bell é r-Hann I. A History of Cathay: A Translation and Linguistic Analysis of a 15th-Century Turkic Manuscript. Bloomington (Ind.), 1995; Tubach J. Der Apostel Thomas in China: Die Herkunfteiner Tradition//The Harp. Kerala, 1995/1996. Vol. 8/9. P. 397-430; Gillman I., Klimkeit H.-J. Christians in Asia before 1500. Ann Arbor, 1999; Lieu S. N. C. Byzantium, Persia and China: Interstate Relations on the Eve of the Islamic Conquest//Realms of the Silk Roads: Ancient and Modern/Ed. D. Christian, C. Benjamin. Turnhout, 2000. P. 47-65; Handbook of Christianity in China. Leiden, 2001. Vol. 1: 635-1800/Ed. N. Standaert; Ломанов А. В. Христианство и кит. культура. М., 2002; Barat K. Aluoben, a Nestorian Missionary in 7th-Century China//J. of Asian History. 2002. Vol. 36. P. 184-198; Charbonnier J.-P. Histoire des chrétiens de Chine. P., 20022; Deeg M. Digging out God from the Rubbish Heap - The Chinese Nestorian Documents and the Ideology of Research//Chu  goku-shu  kyo  -bunken-kenkyu  -kokusai-shinpojiumu/Ed. T. Takata. Ho  kokusho, 2004. P. 151-168; idem. Verfremdungseffekt beim Übersetzen und «Wieder»-übersetzen der chinesischen Nestorianica//Das Christentum aus der Sicht der Anderen: Religionswissenschaftliche und missionswissenschaftliche Beiträge/Hrsg. U. Berner et al. Fr./M., 2005. S. 75-104; idem. The «Brilliant Teaching»: The Rise and Fall of «Nestorianism» (Jingjiao) in Tang China//Japanese Religions.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

Ист.: ActaSS Orient.; Auszüge aus syrischen Akten persischer Märtyrer/Hrsg. G. Hoffmann. Lpz., 1880. Nendeln (Liechtenstein), 1966r; Bedjan. Acta; Select Narratives of Holy Women/Ed., transl. A. S. Lewis. L., 1900; Jean Rufus, é v ê que de Maiouma. Plérophories/Éd., trad. F. Nau. P., 1911. (PO; T. 8. Fasc. 1); Ausgewählte Akten persischer Märtyrer: Mit einem Anhang: Ostsyrisches Mönchsleben/Übers. O. Braun. Kempten, 1915. (BKV; 22). Лит.: Duval. Littératures. P. 113-153; Nau F. Hagiographie syriaque//ROC. Ser. 2. 1910. Vol. 15. P. 53-72, 173-197; Baumstark. Geschichte. S. 28-29, 55-57, 136-137; Moss C. Catalogue of Syriac Printed Books and Related Literature. L., 1962 [основная библиогр. по персоналиям]; Ortiz de Urbina. PS. P. 193-205 [основная библиогр. до 1965]; Wiessner G. Untersuchungen zur syrischen Literaturgeschichte. Gött., 1967. Tl. 1: Zur Märtyrerüberlieferung aus der Christenverfolgung Schapurs II.; Ashbrook S. Syriac Hagiography: An Emporium of Cultural Influences//Horizons in Semitic Stud./Ed. J. H. Eaton. Birmingham, 1980. P. 59-68; Пайкова А. В. Легенды и сказания в памятниках сирийской агиографии//ППС. 1990. Вып. 30(93); Zanetti U. Projet d " une Bibliotheca Hagiographica Syriaca//Aram. Oxf., 1993. Vol. 5. N 1/2. P. 657-670; Fiey J.-M. À travers l " hagiographie syriaque//Mélanges/Inst. Dominicain d " Études Orientales. Le Caire, 1997. Vol. 23. P. 453-463; idem. Saints syriaques. Princeton (N. J.), 2004; Ignatius Aphram I Barsoum. The Scattered Pearls: A History of Syriac Literature and Sciences/Ed., transl. M. Mousa. Pueblo (Colorado), 2000. Piscataway (N. J.), 20032, 20063; Jabre-Mouawad R. Les sources de l " hagiographie syriaque//Nos sources: Arts et littérature syriaques. Antélias, 2005. P. 363-375. (Sources syriaques; 1). А. В. Муравьёв Коптская Первые образцы Ж. л. на копт. языке датируются IV в., а их прототипы можно отнести к III в. Одним из главных импульсов к их созданию послужили копт. апокрифы, в частности Деяния апостолов Петра, Павла и Марка. Эти и некоторые др. тексты можно отнести к копт. протоагиографии, хотя они, как правило, представляют собой лишь локальные версии иноязычных текстов. С IV в. на коптский периодически переводились различные житийные тексты гл. обр. с греч. и сир. языков. Развитие копт. Ж. л. тесно связано с влиянием греко-рим. традиции, к-рая с IV в. обогатилась монашескими биографиями и апофтегмами (см. ст. «Apophthegmata Ратгит» ), а также культа мучеников, отчасти заместившего локальные языческие культы Египта ( O " Leary De Lacy. 1937. P. 13). В результате коптская Ж. л. сформировалась преимущественно как комплекс мученичеств и иноческих житий. Кроме того, агиография в копт. культуре оказалась тесно связанной с развитием фольклора.

http://pravenc.ru/text/182317.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010