Известны и др. чудеса Г., к-рым посвящены греч. тексты: «О быке Феописта» (BHG, N 689-689d), «О видении сарацина» (автор Григорий Декаполит, BHG, N 690-690с), «О пронзенном образе» (BHG, N 690i), «Об убитом воине» (BHG, N 691e), «О пироге» (BHG, N 691g), «О поясе святого» (BHG, N 691i), «О пафлагонском юноше» (BHG, N 691m - 691n) и др. (BHG, N 691u - 691x). Ист.: Cod. Laurent. Plut. X. 31. Fol. 186-189, XV в. [об обращении сарацина]; Cod. Athen. 278. Fol. 283-286, XV в. [о спасении от разбойников]; ActaSS. Apr. T. 3. P. XXXV-XXXIX, XLI, XLV, 143; Веселовский А. Н. Разыскания в области рус. духовных стихов//СбОРЯС. 1880. Т. 21. Ч. 2. С. 200-216; Рыстенко А. В. Легенда о св. Георгии и драконе в визант. и славяно-рус. лит-рах. Од., 1909; Aufhauser J. B. Das Drachenwunder des hl. Georg//Byzantinisches Archiv. Lpz., 1911. Hf. 5. S. 52-69, 96-98, 108-110, 119-121; idem. Miracula sancti Georgii. Lipsiae, 1913. P. 2-8 [о колонне вдовы]; idem. Ibid. S. 100-103 [об избавлении из сарацинского плена]; idem. Ibid. S. 18-44 [об избавлении из болг. плена]; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1. (Вып. 49). С. 110-116; Arras V. Miraculorum S. Georgrii megalomartyris collectio altera. Louvain, 1953. (CSCO. Aethiop.; 31-32); Сказание о чудесах св. Георгия инока Христодула//Старата българска, руска и сърбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 80-81 [об избавлении отрока из плена]; ЖСв. Апр. Стб. 376-393; Жития визант. святых/Пер., вступ. ст., прим.: С. В. Полякова. СПб., 1995. С. 391-419. Лит.: Кирпичников А. И. Св. Георгий и Егорий Храбрый: Исслед. лит. истории христ. легенды. СПб., 1879; Walter Ch. The Origins of the Cult of St. George//REB. 1995. T. 53. P. 320-322; Бугаевский А. В. , Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия и св. мц. царицы Александры. М., 1998. C. 28-57. О. Н. А. Славяно-русская агиографическая традиция У юж. славян и на Руси были известны переводы как канонических, так и апокрифических житий Г. дометафрастово «Мученичество» (BHG, N 671-672, нормальный текст) представлено в 2 переводах. 1-й (нач.: «Превечное убо царство Господа нашего Иисуса Христа ни начала дьни имать, ни житию коньца имать») приводится в ряде рус. сборников (ГИМ. Чуд. 20, кон. XIV в.) и в Четьях-Минеях митр. Макария (ВМЧ. Апр. Дни 22-30. Стб. 908-924). 2-й перевод (нач.: «Спаса убо нашего превечное царство ниже начело жизни ниже конць имать»), выполненный во 2-й пол. XIV в. в Болгарии в составе «Студийской коллекции» ( Hannick. S. 207), в рус. списках неизвестен.

http://pravenc.ru/text/162188.html

Подытоживая настоящее исследование, нужно еще раз отметить, что при митрополите Киприане в русском богослужебном чине происходят существенные преобразования, обязанные своим происхождением тринитарной традиции афонского исихазма. Так, в эпиклезис вошел тропарь третьего часа, который был призван акцентировать особую роль Святого Духа, равно как и участие всей Святой Троицы в таинстве освящения Св. Даров. Главенство Святого Духа в таинстве Евхаристии подчеркивают слова священнического благословения в начале анафоры: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». В богословском сочинении свт. Филарета (Дроздова) «Рассуждение о времени преложения Св. Даров» (1847 г.) прямо указано, что «призывается Дух Святый, как совершитель пресуществления ». Эти литургические нововведения митрополита Киприана во многом предопределили все дальнейшее развитие иконографии Святой Троицы, неразрывно сопряженной с евхаристическим таинством. Хожение инока Зосимы/Под ред. Х.М. Лопарева.//ППС. Т. 8. Вып. 3. Кн. 24. СПб, 1889. Никольский Н.К. Послание архимандрита Печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила//ИОРЯС. Т. 8. Кн. 2. СПб, 1903. Сс. 65-68. Подробнее см.: Ульянов О.Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В.Т. Пашуто и IV А.А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. БАН. 31.7.30. Л. 587. Рис. 1175. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1993. Т. V. С. 315. Прим. 249. Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//Православный Палестинский сборник. Спб., 1887. Вып. 3. Т. 4. С. 33. Григорович-Барский В. Первое посещение Святой Афонской Горы. СПб., 1884. Сс. 92-93. АИ. Т. 1. 253. Сс. 474-482; РИБ. Т. 6. Спб., 1880. 32. Стб. 243-270. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Сс. 266-270. Об Иоанне-Иоасафе Кантакузине см.: Максимович Л.

http://pravoslavie.ru/2577.html

искусства и образования: Мат-лы VIII Междунар. науч. конф. («Никитские чтения»). Вел. Новг., 2008. С. 104-111; он же. Создание и развитие Орловского отделения ИППО//ППС. 2012. Вып. 108. С. 187-193; он же. Апостол Вятичей: К 900-летию мученической кончины св. Иоанна Кукши//Родина. М., 2013. 11. C. 126-128; он же. Влияние самодержавных традиций на развитие православия в Орловском крае//Православие и самодержавие в ист. судьбе России и Орловского края: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Орёл, 2014. С. 11-17; он же. Репрессивная политика советской власти в отношении РПЦ на территории Орловской губ. в годы гражданской войны и после ее окончания//Совр. проблемы регионалистики: II Мерцаловские чт. Орёл, 2017. Т. 1. С. 244-248; Неделин В. М., Ромашов В. М. Архит. древности Орловщины. Орёл, 1998; Ермаков В. П. Орловское церковное ист.-археол. об-во//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. 1999. Вып. 1(4). С. 8-17; Краюхин Д. А. Новомученики Орловские: (Епископы Орловской епархии, пострадавшие в годы советской власти)//Там же. С. 150-179; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; он же. Нацистская Германия и правосл. Церковь: Нацистская политика в отношении к правосл. Церкви и религ. возрождение на оккупированной территории СССР. М., 2002; он же. Еп. Алексий (Буй) и движение истинно-православных в Воронежской епархии//Ист.-религиоведческие исслед. Воронеж, 2014. 1. С. 98-123; Ерёмин В. П. Православные церкви и мон-ри г. Орла//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. 2001. 2(5). С. 229-294; Неделин В. М. Орёл изначальный, XVI-XVIII вв. Орёл, 2001; он же. Древние города земли Орловской XII-XVIII в.: История, архитектура, жизнь и быт. Орёл, 2012; «Обновленческий» раскол; Усов Н. Н. Источник Воды Живой: Священноисп. прот. Георгий Коссов. М., 2004; Болхов - город церквей: Очерки истории и святыни. СПб., 2005; Власов В. А. Духовные пастыри. Орёл, 2005; Мищенко А. К. Вечный круг календаря земли Орловской.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

57 Троицкий И. Е. «Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима и пр.» Иоанна Фоки (XII в.) // ППС. 1889. Т. 8, вып. 2. 58        В фонде И. С. Бердникова , хранящемся в архиве Казанского университета (Ф. 10 (Казанская Духовная академия). Оп. 5. Д. 1104) находится 4 письма И. Е. Троицкого (от 20 декабря 1889 г. (л. 198–199), 2 декабря 1889 г. (л. 200–201), 24 октября 1891 г. (л. 202–203), 12 декабря 1891 г. (л. 204–205)). В последнем письме содержится ответ Троицкого на вопрос о восприемниках в Гре­ческой церкви, со слов архим. Неофита Пагидаса, настоятеля Греческой церкви в Петербурге (справ­ка Т. А. Богдановой). 59        Полемика между двумя канонистами, проводившаяся в весьма резких словах, нашла свое вы­ражение в ряде их статей по поводу книги А. С. Павлова «50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права» (М., 1887): Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензии на исследование А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. М., 1887 (2-е изд.: Ка­зань, 1891); Павлов А. С. По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права//ЧОЛДП. 1891. T. 1. С. 640–667; Бердников И. С. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку//Православный собеседник. 1892. Ч. 1. С. 252–254; Павлов А. С. Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве//ЧОЛДП. 1893. T. 1. С. 354–408, 483–519; Бердников И. С. 1) Ответ проф. Павлову на его «Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве»//Православный собеседник. 1893. Ч. 1. С. 3–72 (в этой статье Бердников использует сведения, сообщенные ему Троицким); 2) По поводу второго издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. М., 1897 (Учен. зап. Казанского университета. 1899. Т. 4. С. 1–72). 61 Павлов А. С. Историко-юридическое значение 50-й главы Кормчей//ХЧ. 1882. Ч. 1. С. 367– 404; 1883. Ч. 1. С. 358–406; 1884. Ч. 1. С. 370–419. Памятники византийского брачного права изданы Павловым в 1898 г.: Павлов А. С. Сборник неизданных памятников византийского церковного права. СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

282 . Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека . Характеристика, атрибуции, библиография. Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1969. 248 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. Пушкинский дом). Приводятся сведения о рукописях преподобного Максима Грека об Афоне, в том числе – о неизданных: «Об Афонской горе и тамошних монастырях», с. 195. – «Воспоминания отчасти Святыя Горы Афонския, како наречена бысть Святая Гора и коих дел ради тако прозвася», с. 195–196. – «Сказание о чудотворной иконе Пресвятые Богородицы Иверской», с. 196–197. – «Сказание о монастыре Ватопеде», с. 197. 283 . Иванов Н. Положение Русского монашества на Святой Афонской Горе после Балканской войны. Одесса, 1913. 29 с. 284 . Ивановский Н. И. Проскинитарий Арсения Суханова 1649–1653 гг. Под ред. Н. И. Ивановск ого . СПб., 1889. XIII, 390 с. (ППС, т. 7, вып. 3). Из содерж.: Проскинитарий, с. 1–300. – Статейный список Арсения Суханова , с. 301–326. –Прения с греками, с. 327–359. 285 . Игнатий, инок. Историческое описание Русского святого Славного Пророка Илии скита, что на Афоне. М., 1860. 68 с. 285а. Игнатий, отец. Описание путешествия... в Царьград... – См.: Хитрово В. Н. 2856 . Игнатий Смольнянин, иеродиакон. Хождение... – См.: Арсеньев С. В. 70). 286 . Иероним, иеросхимонах – духовник Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (Иван Павлович Соломенцев). – Русский биографический словарь. (Т. 8). СПб., 1897, с. 169. В конце текста: 3др. 287 . Из Греческого Афонского Евангелия. – ХДА, 1865, 2, рис. 288 . Из истории Афона. – ЦВ, 1913, 32, с. 977–983. 289 . Из келейных записок русского Афонского старца. Изд. 2-е. М., РПМА, 1888. Изд. 5-е. М., РПМА, 1907. 290 . Избрание настоятеля монастыря Святого Пантелеимона. – ЦБ. 1875, 32, с. 14–15. 291 . Избрание нового игумена Русского монастыря на Афоне. – ЖМП, 1975, 10, с. 5. Приведены тексты поздравительных телеграмм от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от митрополита Тульского и Белевского Ювеналия, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, игумену Русского монастыря архимандриту Авелю (Македонову) по поводу возведения его Священным Кинотом Афона на игуменскую кафедру 13 июля (30 июня ст. ст.) 1975 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

678 . Путеводитель по Святой Земле. Одесса, АРОССПИ, 1886. 2, X, с.; 20 илл., карт. 679 . Путеводитель по Святой Земле. Под ред. А. В. Елисеева. СПб., изд. ж. «Русский паломник», 1888. 680 . Путеводитель по святым местам Востока. Руководство для русских паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Царьград и Рим, с приложением карты Палестины. СПб., ППО. 1910. 115 с. 681 . Путевые очерки. СПб., 1878. В конце текста: Н. Об Афонской Горе: с. 1–46. 682 . Ρадченко П., священник. Житие и деяния преподобного и богоносного отца нашего Саввы Нового, на Афонской Горе подвизавшегося. (Произведение Святейшего Патриарха Константинопольского Кир Филофея, 1354–1355 и 1362–1376). Пер. с греч., введ. и примеч. свящ. П. Радченко. М., РПМА, 1915. 683 . Различные виды афонского монашества. – ВЧ, 1870, 46, с. 548–553. В конце текста: А. 3. 684 . Редин Е. К. Ученые экспедиции на Афон. – ВВ, 1898, 5, с. 816–818. Резолюция Комиссии по докладам о положении Святой Горы Афонской. – В кн.: Деяния совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года. Т. 2. М., 1949, с. 358–359. 685 . Рейхельт Η. Η. Константинополь, Афон, Македония и уголки России. Очерки и картины. С рис. худож. А. В. Ганзена. СПб., 1905. VI, 344 с.; 14 л. илл. Перед загл. псевд.: Путник (Н. Лендер) Об Афоне: с. 88–110. 686 . Ржига В. Ф. Неизданные сочинения Максима Грека . – Byzantinoslavica, Прага, 1935/36, т. 6, с. 84–109. Послание об Афонской Горе: с. 95–99. Опубликовано по рукописи XVI в. ГБЛ. Рук. 264, лл. 195 об.–199 об. 687 . Рисунки Василия Барского. – ЗООИД, 1844, т. 1, с. 649–651. Описано 50 рис. В. Г. Григоровича-Барского, подаренных Одес. О-ву ист. и древностей архиепископом Гавриилом Херсонским и Таврическим в 1841 году. Приложена литография Русского Пантелеимонова монастыря с факс. В. Г. Григоровича-Барского. 688 . Розанов С. П. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707–1709 гг.). Под ред. С. П. Розанова. СПб., 1914. LIV, 196 с.; 4 л. карт., табл. (ППС, вып. 61.)

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В XII в., хотя общежитие продолжало считаться идеальной формой монашества, фактически начинает преобладать келлиотство. Феодор IV Вальсамон , патриарх Антиохийский, приводя отрывок из 123-й новеллы имп. Юстиниана о киновиях, замечает, что в его время эта форма монастырского устройства почти не сохранилась: монахи муж. обителей не живут совместно, и только в жен. общежительных монастырях удержались совместные трапеза и проживание ( Theod. Balsam. Comm. in Carth.//PG. 138. Col. 176CD). По свидетельству Жития прп. Мелетия Нового (Миупольского), вокруг его мон-ря возникло 22 «паралаврия», в каждом из к-рых было 8-12 монахов ( Васильевский В. Г., ред. Николая, еп. Мефонского, и Феодора Продрома, писателей XII ст., жития Мелетия Нового//ППС. 1886. Т. 6. Вып. 2(17). С. 19). Келлиотская организация, вероятно, преобладала в мон-ре прп. Неофита Затворника на Кипре ( Janin R. Le monachisme byzantin au Moyen Âge: Commende et typica (Xe-XIVe siècle)//REB. 1964. T. 22. P. 31). C кон. XIV в. в Византии разворачивается движение за идиоритм, т. е. за официальную индивидуализацию монашеской жизни ( Dumont P. Vie cénobitique ou vie hésychaste dans quelques «typica» byzantines//L " Église et les Églises. Chevetogne, 1955. Vol. 2. P. 3-13). Хотя внешне келлиотская форма монашества похожа на древние палестинские Л., большинство келлиотских поселений в Византии не являлись Л. в строгом смысле, т. к. в них отсутствовали важные элементы, присущие Л. Палестины: наличие у всех лавриотов одного общего духовного руководителя, размещение келий на значительном расстоянии друг от друга, строгое соблюдение принципа stabilitas loci (постоянство местопребывания), наличие центральной администрации Л., отличной от администрации киновии. Визант. келлиотские поселения были гораздо менее централизованными и организованными структурами, чем палестинские Л., элементы общежития в них либо отсутствовали, либо были минимальными. Великая Лавра прп. Афанасия Афонского Великая Лавра прп. Афанасия Афонского В наст.

http://pravenc.ru/text/2462411.html

В описаниях гробницы И. П. в Севастии, оставленных паломниками Теодорихом (ок. 1170) и Иоанном Фокой (1185), упоминается левая рука святого ( Theodoricus. De locis sanctis. 43//Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. Jerusalem, 1980. Vol. 2. P. 374; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 39-40). По-видимому, после 1187 г. эта реликвия была перенесена из Севастии в Иоанна Предтечи монастырь на Иордане . К 1335 г. относится 1-е упоминание о находящейся там левой руке И. П., заключенной в кипарисовый ковчег (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335)//Revue de l " Orient latin. 1895. Vol. 3. Р. 211). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349) при описании святынь К-поля сообщал, что левая рука И. П. хранилась в этом монастыре ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45. (DOS; 19)). Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо писал, что видел левую руку святого в монастыре св. Иоанна Предтечи в Петре ( Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. СПб., 1881. С. 52), однако он ошибся, вероятно спутав руку И. П. с другой святыней - рукой Иоанна Ктитора, основателя монастыря. О ней упоминал Стефан Новгородец, специально обращая внимание на то, что это не рука И. П. Очевидно, такое ложное мнение было распространено уже в его время, подобные указания встречаются и в позднейших работах, например у греческого автора архим. Герасима (Смирнакиса) при описании монастыря Дионисиат на Афоне (см. Дионисия преподобного монастырь ) ( Σμυρνκης . 1988. Σ. 511). Существует документ 1602 г., где сообщается, что ок. 1323 г. некий паломник принес левую руку И. П. в Перпиньян (город на юге Франции, недалеко от испан. границы, в то время находился в испан. владении). В 1407 г. был созван совет епископов, на котором была подтверждена подлинность этой реликвии. На ковчеге сохранилось несколько греческих надписей, стихов, прославляющих И. П. У святыни совершалось множество чудес, прежде всего исцелений от различных болезней (ActaSS. Iun. Т. 4. Р. 773-776). Эта реликвия хранится в кафедральном соборе Перпиньяна. Десницу И. П.,

http://pravenc.ru/text/471450.html

местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 58-59). Маловероятно предложенное некоторыми историками отождествление этого подвижника с католич. св. Бертольдом, предшественником католич. св. Брокарда, считающегося формальным основателем ордена кармелитов, поскольку кармелитский монастырь был расположен не у моря, а в Вади-эс-Сия. Монастырь св. Маргариты (видимо, посвященный вмц. Марине) впервые упоминается магистром Титмаром в 1217 г., к-рый называет его киновией и сообщает, что в нем вместе жили греки и сирийцы ( Mag[isrti] Thietmari Peregrinatio/Ed. J. C. M. Laurent. Hamburg, 1857. P. 21). Др. паломники XIII в. указывают его точное местоположение - на уступе горы над пещерой прор. Илии, севернее мон-ря кармелитов (Les Pelerinaiges por aler en Hierusalem//Itinéraires à Jérusalem et Descriptions de la Terre Sainte. Gen., 1882. P. 89-90; Les Sains Pelerinages que l " en doit requerre en la Terre Sainte//Ibid. P. 104; Les Chemins et les pelerinages de la Terre Sainte//Ibid. P. 180, 189). По сведениям этих источников, в мон-ре хранились мощи св. Маргариты и другие реликвии. Средневек. церковь находилась рядом с высеченной в скальной породе маленькой пещерой, к-рая, как и Эль-Хидр, именовалась пещерой прор. Илии. На самом деле она является древней цистерной, к-рая использовалась в визант. время как гробница. О судьбе мон-ря после захвата мамлюками Акры в 1291 г. ничего не известно. Но с посл. четв. XV в. появляются сведения о храме прор. Илии на вершине горы, над посвященной ему пещерой: Франческо Суриано (1485) и Вилхелм из Харлема (1498) упоминают, что церковь была украшена фресками и мозаиками ( Suriano F. Trattato di Terra Santa e dell " Oriente. Mil., 1900. P. 163; I dem. Treatise on the Holy Land. Jerusalem, 1949. P. 175; Friedman. The Medieval Abbey of St. Margaret. 1971. P. 307). Ок. 1598 г. храм был заброшен, в 1639 г. кармелит Филипп Пресв. Троицы описывал полуразрушенную квадратную в плане церковь (сохр. 2 из 4 арок, поддерживавших купол), но с устроенным кармелитами алтарем в пещере прор. Илии ( Friedman. The Medieval Abbey of St. Margaret. 1971. P. 307). На карте Хайфы, составленной Проспером Св. Духа (ок. 1631-1653), эта церковь обозначена как посвященная не прор. Илии, а Пресв. Деве. Известно, что в 1660 г. кармелиты использовали руины церкви для захоронений. Остатки строений были уничтожены при сооружении в 1831-1836 гг. на этом месте новой церкви кармелитского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1681107.html

Осн. ист.: Theoph. Chron.; Иоанн Фока. Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима... кон. XII в./Изд. и пер. И. Троицкого//ППС. 1889. Вып. 23. Т. 8/2; Eutychii Annales//CSCO. Ser. 3. T. 6. Beryti; P., 1906; Yahia Ibn Said Antiochensis. Annales//CSCO. Ser. 3. T. 7. Beryti; P., 1909; Histoire de Yahya-ibn-Sa " id d " Antioche, continuateur de Sa " id ibn-Bitriq/Ed. et trad. I. Kratchkovsky et A. Vasiliev//PO. 1957. T. 18. Fasc. 5. P., 701-833; 1932. T. 23. Fasc. 3. P. 349-520; Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца. Извлеч. из летописи Яхъи антиохийского. СПб., 1883; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2. C. 255-294, 329-371 [рус. пер. отрывков из Евтихия и Яхьи]; Араб. версия жития св. Иоанна Дамаскина/Изд. А. А. Васильев//Полн. собр. творений св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1913. Т. 1; Michel le Syrien. Chronique. T. 1-4. P., 1904; Тарих мухтасар ад-Дуваль. Ли-ль- " аллятихи Григуриус Аби аль-Фарадж... Ибн аль-‘Ибри. Бейрут, 1890; Zayat H. Vie du patriarche melkite d " Antioche Christophore (m. 967) par le protospathaire Ibrahom b. Yuhanna: Document inédit du Xe siècle//Proche-Orient Chrétien. 1952. T. 2. P. 11-38, 333-366. Лит.: Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897-1902. Т. 1-4; Потулова С. Маронитская Церковь в V-IX вв.//СИППО. 1910. С. 32-52; Бартольд В. В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях//ХВ. 1914. Т. 3. С. 263-296; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Cahen A. La Syrie du nord à l " époque des crousades et la principate franque d " Antioche. P., 1940; Graf. Geschichte; Hitty Ph. History of Syria. N. Y., 1951; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αντιοχ.; Atiya A. A history of Eastern Christianity. L., 1968; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1975. 3 vol.; Nasrallah J. Chronologie des patriarches melchites d " Antioche de 1250 à 1500. Jérusalem, 1968; idem. Histoire du mouvement littéraire dans l " Église melchite du Ve au XXe siècles.

http://pravenc.ru/text/115764.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010