Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Терумот. 46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли ( Klein. 1928. S. 49). Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Евсевий Кесарийский говорит о городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса ( Euseb. Onomast. 589). Евсевий при этом допускает неточность и помещает 2-ю Кану также на территории колена Асира, тогда как в действительности она была в пределах колена Завулона . Блж. Иероним ( Hieron. Ep. 46; Idem. Ep. 108) говорил о К. Г. как о деревне недалеко от Назарета ( Wilkinson. 1977. P. 153). Свт. Епифаний Кипрский сообщал о чуде в Герасе (Иордания), которое каждый год происходило в христ. храме, построенном на месте святилища Диониса: в день памяти чуда в К. Г. вода в фонтане атриума превращалась в вино ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LI 30. 1-2). Паломник Феодосий (нач. VI в.) указывает, что расстояние от Диокесарии (т. е. Сепфориса ) до К. Г. 5 рим. миль (ок. 8 км). Такое же расстояние, по его подсчетам, отделяет К. Г. от Назарета. Сообщения паломника из Пьяченцы (ок. 570) несколько отличаются, хотя он двигался по Галилее тем же маршрутом, что и Феодосий (со стороны Кесарии Приморской). По его наблюдениям, от Диокесарии до К. Г. было 3 рим. мили (ок. 5 км), что соответствует расстоянию до Кафр-Каны. В К. Г. он вместе с группой паломников поклонился св. сосудам. Из 6 сосудов на тот момент сохранилось только 2. Один из них паломник наполнил вином и возложил на алтарь в качестве приношения. На каменном ложе он написал имена своих родителей и совершил омовение в источнике, водой из которого, как считалось, были наполнены когда-то сосуды, упомянутые евангелистом ( Wilkinson. 1977. P. 79). Св. Виллибальд приблизительно в 724 г. посетил К. Г., где, по его описанию, находилась большая церковь, а в ее алтаре был один из сосудов. Из него паломники пили вино (Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//ActaSS. Iul. Vol. 2. P. 505). Согласно датированной 808 г. «Памятной записке о домах Божиих, или монастырях» (Commemoratorium de casis Die vel monasteriis), в К. Г. был мон-рь (число монахов неизв., т. к. запись повреждена). Англ. паломник Зевульф, совершивший в 1102-1103 гг. путешествие на Св. землю, писал, что К. Г. расположена на горе, приблизительно в 6 рим. милях (ок. 9 км) к северо-востоку от Назарета. Кроме мон-ря Архитриклиний к тому времени, по словам паломника, там ничего не сохранилось (Путешествие Зевульфа в Святую Землю/Пер.: П. В. Безобразов//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 287).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

В 326 г., по словам историка Секста Аврелия Виктора, «Константин... приказал,- как полагают,- по настоянию жены своей, Фаусты, убить сына своего, Криспа. А затем, когда мать его, Елена, сильно тоскуя по внуку, стала его жестоко упрекать, он убил и жену свою, Фаусту, столкнув ее в горячую воду в бане» ( Секст Аврелий Виктор. Извлечения о жизни и нравах рим. императоров//Рим. историки IV в. М., 1997. С. 153). Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея) Равноапостольные Константин и Елен6а. Стеатитовая икона. XII в. (Полоцкая художественная галерея) В конце жизни, наиболее вероятно в 327-328 гг. (традиц. дата 326 менее вероятна, т. к. в момент убийства Фаусты (326) Е. находилась в Риме), она совершила путешествие в Палестину, посетив места земной жизни Спасителя и предприняв разыскания Его священных реликвий; с этой паломнической поездки начинается новый период в истории Св. земли. С именем Е. связано сооружение еще 3 базилик: в Вифлееме, на Елеоне и на месте обретения Креста Господня (храм Гроба Господня). О паломничестве Е. сообщают Евсевий ( Euseb. Vita Const. III 41-43) и последующие церковные историки (Руфин, Сократ, Созомен, Феодорит). Первые упоминания об обретении Креста Господня содержатся в «Слове на смерть имп. Феодосия Великого» свт. Амвросия Медиоланского ( Ambros. Mediol. De obitu Theodos. 41-48) и в «Церковной истории» Руфина Аквилейского ( Rufin. Hist. eccl. X 7-8). Сказание об обретении Честного Креста Господня в 3 основных версиях (при участии Верусалимского еп. Макария († 333), при помощи Иуды-Кириака и Протоникой, женой имп. Клавдия I) известно в греч., сир., копт., груз., лат. традициях (см. подробнее в ст. Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня ). Начиная с англ. историка Э. Гиббона (1737-1794), ученые высказывают сомнения в реальности этого события из-за отсутствия упоминания об обретении Честного Креста у Евсевия Кесарийского. Поздние источники приписывают Е. сооружение большого числа церквей, в т. ч. не только в Палестине (напр., на Синае). Так, в Житии Константина и Е. (Vat. gr. 974, XI в.) говорится о 28 храмах, построенных Е. на Св. земле, в т. ч. на Сионе, в Гефсимании, на Фаворе, в Поле Пастушков (ныне Бейт-Сахур ), в Назарете (Из неизданного Жития Константина и Елены список церквей, построение которых приписывается Елене/Изд., пер.: В. Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). С. 253-262).

http://pravenc.ru/text/189737.html

Крипта с гробницей (мраморным кенотафом) вмч. Георгия расположена в вост. части храма, туда из центрального нефа ведут 2 лестницы. В храме возле одной из колонн находится цепь, к-рой был скован великомученик. В алтаре хранится ковчег с частью мощей вмч. Георгия. Строения совр. греч. мон-ря находятся напротив храма, через дорогу. Ист.: Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест 1-й пол. IX в.//ППС. 1886. Т. 4, вып. 2. (Вып. 11). С. 25; Иоанна Фоки сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//Там же. 1889. Т. 8, вып. 2. (Вып. 23). С. 57-58; Феодосий. О местоположении Св. земли нач. VI в.//Там же. Т. 10, вып. 1. (Вып. 28). 1891. С. 14; Путник Антонина из Плаценции кон. VI в.//Там же. Т. 13, вып. 3. (Вып. 39). 1895. С. 39; Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г.//Там же. 1898. Т. 17, вып. 1. (Вып. 49). С. 100-114; Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. P. 116, 142. (CCSL; 175); Sawirus Ibn al-Muqaffa. History of the Patriarchs of the Egyptian Church, Known as the History of the Holy Church. Cairo, 1970. Vol. 2. III 358; William of Tyre. Chronicon. Turnhout, 1986. P. 372, 797, 988-989. (CCCM; 63). Лит.: Vog üé M. , de. Les églises de la Terre Sainte. Р., 1860. P. 363-367; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. P. 130-131; Ανανας (Ρεβελκης), ρχιμ. Βος Αγου Γεωργου κα στορα τς πλεως Λδδης. Ιερουσαλμ, 1993; Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1998. Vol. 2. P. 9-27. О. В. Лосева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых)

http://pravenc.ru/text/164497.html

Рус. паломники Стефан Новгородец (ок. 1350), Игнатий Смольнянин (1389-1393), диак. Зосима (1419-1421) и аноним (1424-1434) оставили упоминания об О. и краткие описания церемонии, к-рая по-прежнему проводилась по вторникам перед иконой «Одигитрия» (Хождение Стефана Новгородца/Ред.: Л. А. Дмитриев//БЛДР. 1999. Т. 6. С. 34; Хождение Игнатия Смолнянина/Ред.: С. В. Арсеньев//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3. С. 8; Хождение инока Зосимы/Ред.: Х. М. Лопарев//ППС. 1889. Т. 8. Вып. 3. С. 4; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the XIVth and XVth Cent. Wash., 1984. P. 289-295). Десятилетия междоусобиц негативно повлияли на образ жизни монахов в О. Ок. 1358 г. К-польский патриарх Каллист I жаловался в письме патриарху Антиохийскому Пахомию на недостойное поведение монахов-сирийцев и требовал сменить настоятеля мон-ря ( Miklosich, Muller. Vol. 1. P. 379-380). В 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Филофей Коккин отлучил от Церкви свящ. Константина из О. (Ibid. Vol. 2. P. 55). В 1371 г. др. монах из мон-ря был отлучен за колдовство и связь с монахиней из мон-ря св. Андрея в Криси (Ibid. Vol. 1. P. 548). Вероятно, в кон. XIV в. О. был возвращен под управление К-польской Патриархии; после серии скандалов предыдущих лет Антиохийский епископат потерял над ним контроль. В XV в. О. во многом сохранял свое значение. В период подготовки унии с Римско-католической Церковью община О. активно поддерживала политику имп. Иоанна VIII Палеолога . В 1438 г., перед отъездом имп. Иоанна на Ферраро-Флорентийский Собор, в соборе Св. Софии и в О. возносились торжественные молитвы за единство Церкви. О. и традиция почитания иконы «Одигитрия» сохранялись до падения К-поля. По сообщению визант. историка Дуки, во время осады 1453 г. икона была перенесена в мон-рь Хора , где перед ней продолжались службы. Там в момент захвата К-поля икона попала в руки янычар, к-рые сняли с нее драгоценный оклад и разбили ее топором на 4 части ( Ducas. Historia Byzantina/Ed. I. Bekker. Bonnae, 1834. P. 272, 288). Мон-рь О. существовал еще неск. лет после падения Византии. Вероятно, в 1467 г. постройки уже закрытого мон-ря были включены в комплекс нового дворца Мехмеда II (ныне дворец Топкапы).

http://pravenc.ru/text/2578201.html

Лебедева (ум. 8 дек. 1891 г.): [Некр.]//ЧОИДР. 1892. Кн. 2. Отд. 3. С. 1-8; Памяти гр. Н. П. Румянцева//Торжественное заседание в память графа Н. П. Румянцева 3 апр. 1897 г. М., 1897. С. 12-15; Ведомость о Китайской земле и о глубокой Индеи//Отчет о заседании 5-го марта 1899 г./ОЛДрП. СПб., 1899. С. 14-35; Стих о чудной царице//Юбил. сб. в честь В. Ф. Миллера. М., 1900; Памяти проф. А. И. Кирпичникова//Сб. Харьковского Ист.-филол. об-ва при Харьковском ун-те. Х., 1905. Т. 14. С. 105-108; Отд-ние доисторич. христианских и рус. древностей//50-летие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Ист. очерк. М., 1913. С. 183-194. Изд.: Рус. перевод лат. описания Иерусалима//Древности: Тр. МАО. 1888. Т. 12. Вып. 2. С. 31-49, 50-66 [текст]; Повесть о святых и богопроходных местах св. града Иерусалима, приписываемая Гавриилу, Назаретскому архиепископу, 1351 г.//ППС. М., 1900. Т. 18. Вып. 1(52); Из переписки Н. И. Стороженко с Н. С. Тихонравовым. М., 1908; Записка иером. Ионы о пребывании французов в Москве в 1812 г.//Старина и новизна. М., 1905. Кн. 10. С. 268-273. Ист.: Отчет МПиРМ, 1883-1885 гг. М., 1885. С. 78-79 [описание рукописей, подаренных Д.]; Белокуров С. А. Указатель ко всем периодическим изданиям ОИДР по 1915 г.//ЧОИДР. 1916. Кн. 2; Луначарский А. В. Герои труда//Изв. ВЦИК. 1923. 12 мая; Майкова К. А. и др. Собрание С. О. Долгова//Рукописные собр. ГБЛ: Указ./Отв. ред. вып.: Ю. Д. Рыков. М., 1986. Т. 1. Вып. 2. С. 266-271. Лит.: Словарь членов ОЛРС. [М., 1911]. С. 103; 50-летие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912: Имп. Моск. Археол. об-во в 1-е 50-летие его существования (1864-1914). М., 1915. Ч. 2. С. 109 1-й паг. и 62-63 2-й паг.; Друганов И. А. Б-ки ведомственные, обществ. и частные и судьба их в сов. эпоху//Сов. библиогр. 1934. 2. С. 55; Зимина В. Г. ОР за 100 лет//История ГБЛ за 100 лет, 1862-1962. М., 1962. С. 246-247; Корецкий В. И. Безднинский летописец кон. XVI в. из собр. С. О. Долгова//Зап. ОР ГБЛ. М., 1977. Вып. 38. С. 191-208; он же. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 73-106; Коваль Л. М. Не славы ради...: О частных дарениях и обществ. почине в пользу МПиРМ, ГБЛ, РГБ. М.; СПб., 2000. С. 77-78, 153-154; Федоров Н. Ф. Собр. соч.: В 4 т. М., 2000. Доп.: Коммент. к т. 4. Ю. Д. Рыков Рубрики: Ключевые слова: БАРСОВ Елпидифор Васильевич (1836-1917), исследователь древнерус. и старообр. лит-ры, археограф, собиратель ДРУЖИНИН Василий Григорьевич (1859 - 1936), историк, исследователь старообрядчества, археограф, палеограф, собиратель древнерус. и старообрядческих рукописей и икон МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НИКОЛЬСКИЙ Николай Константинович (1863-1936), историк древнерус. лит-ры, историк Церкви, археограф, библиограф, статский советник (1897), академик Петербургской АН АМУСИН Иосиф Давидович (1910 - 1984), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России

http://pravenc.ru/text/178771.html

1938. С. 322-328). Н. И. Прокофьев не исключал возможности авторства И. С. «Канона радостна Пресвятой Богородице», читающегося в рукописях XV-XVII вв. Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849 3. Т. 2. Кн. 8. С. 95-107; Варлаам (Денисов), архим. Описание сб. XV ст. Кирилло-Белозерского мон-ря//УЗ II Отд-ния имп. АН. 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 61-64; Барсов Е. В. Древнерус. памятники священного венчания царей на царство в связи с греч. их оригиналами//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. С. 19-24; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 98-99. 82; Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3(12); ПСРЛ. Т. 11. С. 95-108; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 165-172; Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина//Литература Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1978. Вып. 2. С. 123-149; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 99-119, 276-297, 403-406; Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 48-113 (с пер. на англ. яз.); Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. Л., 1988. С. 223-224; Гapahih С. Л. Шляxaмi Гicmapычha-mэapэmычhы нарыс paзbiцця беларускай naлoмhiцkaй лimapamypы XII-XVI ст. Mihck, 1999. С. 172-191; Малето Е. И. Антология хожений рус. путешественников, XII-XV вв.: Исслед. Тексты. Коммент. М., 2005. С. 278-292. Лит.: Попов А. Н. Обзор хронографов рус. редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 50-51; Арсеньев С. В. Предпринятое исследование по поводу Хождения чернеца Игнатия Смолянина в Царьград и Иерусалим//Сб. имп. АН. СПб., 1880. 3. С. 42-44; Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима//ЧОИДР. 1901. Кн. 2. С. 7-14; Шахматов А. А. Обозрение летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 322-328; Антонова В. И. Неизвестный художник Московской Руси Игнатий Грек по письменным источникам//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 569-572; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 28-29; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со слав.

http://pravenc.ru/text/293501.html

К. В. Неклюдов Почитание И. В христианской традиции Древнейшее упоминание о месте захоронения И. содержится в Бурдигальском итинерарии 333 г., согласно которому гробница пророка находилась в Иосафатовой (Кедронской) долине: «Невдалеке отсюда, как бы на вержение камня, находятся два памятника дивной красоты, в одном, который действительно вытесан из одного камня, положен Исаия пророк, в другом же Езекия, царь Иудеев» (Itinerarium Burdigalense//CCSL. 175. P. 17-18 (рус. пер.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 30)). В настоящее время эти гробницы связывают с именами прор. Захарии и Авессалома. Данное известие дополняют сведения, содержащиеся в сочинениях о ветхозаветных пророках, которые приписываются свт. Епифанию Кипрскому и сщмч. Дорофею Тирскому,- «О жизни и смерти пророков» (De prophetarum vita et obitu - CPG, N 3777-3778; в 2 редакциях) и «Жития пророков» (Prophetarum vitae - BHG, N 1586), где говорится, что И., распиленный на 2 части царем Манассией, был погребен под дубом у источника Ен-Рогел (на юго-вост. окраине Иерусалима, немного южнее соединения Енномовой долины с Кедроном), а затем его тело было перезахоронено в благодарность за чудо изведения пророком воды в Силоаме недалеко от этого источника, близ царских гробниц и позади могил священнослужителей (к югу от Иерусалима) (Vitae prophetarum. Lpz., 1907. Р. 8-9, 40-43, 60-61). Эти сведения были включены в «Пасхальную хронику» (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 290-292), в визант. Синаксари (Синаксарь К-польской ц., кон. Х в.- SynCP. Col. 665-667; Минологий имп. Василия II, кон. Х - нач. XI в.- PG. 117. Col. 444) и во вторичную версию «Греческой легенды» И. (Paris. gr. 1534, XI-XII вв.), где они следуют за основной частью, которая представляет собой сокращенную переработку апокрифического «Вознесения пророка Исаии» (BHG, N 958). Арм. автор VII - нач. VIII в. Анастас Вардапет упоминает о монастыре Нораванк, который «находится около могилы пророка Исайи, в той же стороне, где Масличная гора» ( Тер-Мкртичян Л. Х. Армянские источники о Палестине V-XVIII вв. М., 1991. С. 94).

http://pravenc.ru/text/674804.html

Впервые память М. встречается в Палестинском грузинском Синаксаре под 13 февр. ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 158). Под тем же числом он упоминается и в К-польском Синаксаре (SynCP. Col. 825), где уточняется, что его синаксис в Константинополе совершался в храме ап. Петра при Св. Софии. Частицы мощей М. хранятся в храме Воскресения Христова в Иерусалиме ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 213). Ист.: Rabbow P. Die Legende des Martinians//WSt. 1895. Bd. 17. S. 253-293; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 85-103; ActaSS. Febr. T. 2. Col. 666-671; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 256-259. Лит.: ЖСв. Февр. С. 256-273; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 71; Janin R. Martiniano//BiblSS. Vol. 8. Col. 1226-1228; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 305; Бугаевский А. В. Святые преподобные Мартиниан, Зоя и Фотиния (Светлана). М., 2002. А. Ю. Виноградов Иконография Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Прп. Мартиниан. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино. 1317–1318 гг. Единоличный образ М. входит в программу росписей монастырских храмов, занимая свое место в чине преподобных. Наиболее ранний вариант храмового декора, включающий сонм монашеских изображений, представлен мозаиками кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-40-е гг. XI в.). Полуфигура М. помещена в медальоне в юго-зап. части наоса в числе 13 преподобных, среди к-рых - Пахомий Великий, Иоанн Лествичник, Макарий Великий; он изображен фронтально, в правой руке держит крест, ладонь левой раскрыта перед грудью; волосы с сильной проседью расчесаны на прямой пробор, борода клиновидная, чуть короче средней длины, облачен в темно-коричневую полумантию (из-под нее видны охристые поручи подрясника и схима), голова не покрыта. В храмах Св. Горы Афон единоличное изображение М. в чине преподобных встречается в росписи неоднократно начиная с XIV в.: в великой паперти (лити) кафоликона монастыря Хиландар (1321/22) - на сев.

http://pravenc.ru/text/2562432.html

Лит.: Райт. Очерк. С. 32-33; Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 87-99; Tisserant E. Marouta de Maypherkat//DTC. T. 10. Col. 142-149; Baumstark. Geschichte. S. 53-54; Marcus R. The Armenian Life of Marouta of Maipherkat//HarvTR. 1932. Vol. 25. P. 47-71; Vosté J. M. Marouta de Maïpherqat et le «Liber ad baptizandos» de Théodore de Mopsueste//OCP. 1946. Vol. 12. P. 201-205; Ortiz de Urbina. PS. P. 48-51; Sauget J.-M. Maruta//BiblSS. 1966. Vol. 8. Col. 1305-1309; Тер-Петросян Л. А. Два сирийских агиогр. памятника, известных по арм. переводу//ППС. 1974. Вып. 25(88). С. 144-151; он же. О значении предисловия к сборнику Маруты Майферкатского//Древний Восток. Ер., 1976. Вып. 2. С. 238-250; idem (Ter-Petrossian L.). L " attribution du recueil des Passions des martyrs perses à Maroutha de Maypherqat//AnBoll. 1979. Vol. 97. N 1/2. P. 129-130; Fiey J.-M. Martyropolis syriaque: Après Ma  ru  ta  //Le Muséon. 1976. Vol. 89. N 1/2. P. 5-38; idem. Maruta de Martyropolis d " après Ibn al-Azraq (1181)//AnBoll. 1976. Vol. 94. P. 35-45; Sanspeur C. L. La préhistorie de la plus ancienne vie grecque de S. Marouthas//OLP. 1978. Vol. 9. P. 159-165; Пигулевская Н. В. Культура сирийцев в ср. века. М., 1979. С. 197-198; Drijvers J. W. Marutha of Maipherqat on Helena Augusta, Jerusalem and the Council of Nicaea//StPatr. 2001. Vol. 34. P. 51-64; Dupont V. L. À propos de l " hémine de vin: une source inexplorée?: Les canons de Maruta//Collectanea Cisterciensia. Chimay, 2005. Vol. 67. N 4. P. 322-325; Смелова Н. С. Правила Первого Вселенского Никейского собора по ркп. Сир. 34 из собр. ИВР РАН///Письменные памятники Востока. СПб., 2009. Вып. 2(11). С. 42-65; Munt H. Ibn al-Azraq, Saint Marutha, and the Foundation of Mayyafariqin (Martyropolis)//Writing «True Stories»: Historians and Hagiographers in the Late Antique and Medieval Near East/Ed. A. Papaconstantinou et al. Turnhout, 2010. P. 149-174; Stevenson W. John Chrysostom, Maruthas and Christian Evangelism in Sasanian Iran//StPatr. 2010. Vol. 47. P. 301-306; Brock S. Marutha of Maypherqat//GEDSH. 2011. P. 273; Calzolari V. Figures de l " hagiographie syriaque dans la tradition arménienne ancienne (Šalita, Jacques de Nisibe, Maruta de Mayperqat)//L " hagiographie syriaque/Éd. A. Binggeli. P., 2012. P. 141-170. (Études syr.; 9).

http://pravenc.ru/text/2562488.html

IV. Сир. Житие Е. С. (сер. VI в.) сохранилось как минимум в 3 различных редакциях: Прп. Ефрем Сирин. Гравюра на титульном листе собрания сочинений прп. Ефрема Сирина. Кёльн, 1603 Прп. Ефрем Сирин. Гравюра на титульном листе собрания сочинений прп. Ефрема Сирина. Кёльн, 1603 1. Рукопись Vat. Syr. 117 (ок. 1100; BHO, N 270), обозначается буквой «V». Издана полностью в Assemani. 1737. T. 4. P. XXIII-LXIII и с некоторыми сокращениями в Assemani. BO. T. 1. P. 26-55. В этих 2 изданиях разная разбивка на разделы, более удачная - в 1-м. 2. Рукопись Paris. Syr. 235 (XIII в.; BHO, N 269), обозначается буквой «P». Издания: Lamy. 1886. Т. 2. Col. 3-89; Bedjan. Acta. T. 3. P. 621-665. Находящаяся в Дамаске рукопись XII в. Ms. 12/17, принадлежащая сир. ортодоксальному Патриархату, судя по начальным словам, содержит тот же текст (Fol. 220-226). 3. Хранящиеся в Брит. б-ке неопубликованные рукописи Lond. Brit. Lib. Or. 4404 и Or. 9384 (обе - XIX в.) обозначаются буквой «L». В предисловии, имеющемся во 2-й рукописи, говорится, что ее автор получил большую часть сведений от ученика Е. С. Шемуна (Симеона) Самосатского. Это утверждение, по-видимому, безосновательно, поскольку Житие на основании внутренних свидетельств самого текста не может быть датировано ранее сер. VI в. Груз. перевод Жития в основном следует P. Издание и лат. пер.: CSCO. Vol. 171-172. Iber. T. 7-8. Арм. пер., сделанный с сир. в 1101 г., также ближе к тексту P, чем к V, однако в нек-рых местах он следует L. Издание: CSCO. Vol. 473-474. Armen. T. 15-16. Тексты 3 рукописей Vat. Syr. 117, Paris. Syr. 235 и Lond. Brit. Lib. Or. 9384 представлены в виде синопсиса в неопубликованной диссертации: Amar J. P. The Syriac «Vita» tradition of Ephrem the Syrian: Diss. Wash., 1988 (текст: P. 65-191; англ. пер.: P. 195-336). Небольшой, но важный фрагмент Жития принадлежит Екатерины вмц. мон-рю на Синае: Sinait. Sparagma 53. Эта рукопись X в. и, т. о., является древнейшим свидетельством Жития Е. С. Имеется также рукопись XVII-XVIII вв. в Рос. Национальной б-ке в С.-Петербурге ( Пигулевская Н. В. Каталог сирийских рукописей Ленинграда//ППС. 1960. Вып. 6(69). С. 146-147).

http://pravenc.ru/text/376984.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010