Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († после 1489), митр. Смирнский (1470/71-1481), Эфесский (1478 - июль 1488), церковный деятель, писатель. По поручению патриарха Максима III К-польского (1476-1481/82) совершил инспекционную поездку по Сирии, Палестине и Египту. В 1483/84 г. местоблюститель патриарха Григория V Александрийского. Д. участвовал в избрании патриарха Нифонта II К-польского (кон. 1486 - нач. 1488). Одной из отличительных черт главного произведения Д.- «Рассказ и путешествие по Св. местам» (ιϒησις κα περοδος τν ϒων τπων) - является то, что оно основано на впечатлениях и наблюдениях автора и рассказах местных жителей. Д. не использует материала из предшествующей письменной традиции хождений по св. местам. Основное внимание Д. уделяет описанию святынь Иерусалима и Синая, в меньшей степени - Каира. Кроме того, присутствует описание дохрист. памятников, таких как егип. пирамиды и недостроенный, по мнению Д., при Александре Македонском канал между Средиземным и Красным морями. При описании местных достопримечательностей автор активно использует сравнение с К-полем, обращаясь к читателю-соотечественнику. Ширину Нила он сопоставляет с размерами бухты Золотой Рог, а храм Рождества Христова в Вифлееме - с ц. св. Апостолов в К-поле. Перу Д. принадлежат канон прп. Христодула (пам. греч. 16 марта), основателя и ктитора мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (XI в.), и неск. писем. Сохранились переписанное его рукой Евангелие (Kosinitza, N 223) и грамота, подписанная Д. в качестве патриаршего экзарха о-ва Лесбос. Соч.: Mingarelli G. L. Graeci codices manuscripti apud Nanios patricios Venetos asservati. Bononiae, 1784. P. 282-297; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. T. 3. Вып. 2(8); Ελληνικς φιλολοϒικς σλλοϒος. Κωνσταντινοπολις, 1881-1882. Τ. 17. Παρρτημα . Σ. 55-56. Лит.: PLP, N 5133; Crusius M. Turcograeciae libri octo. Basileae, 1584. P. 138; Σθας Κ. Ν. Νεοελληνικ Θιλολοϒα. Αθναι, 1868. Σ. 103; Krumbacher. Geschichte. Sp. 421; Kotter B. Daniel metr. de Smyrne//LTK. Bd. 3. Sp. 155; Σολομωνδης Χρ. Σ. Η Εκκλησα τς Σμρνης. Αθναι, 1960. Σ. 165; ανιλ// ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 955; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Münch., 1976. S. 37; Laurent V. Daniel métr. de Smyrne//DHGE. T. 14. P. 72f. Р. Б. Буганов Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (ок. 1115, - после 1195), митр. Фессалоникийский (после 1178 - до 1196/97); визант. ученый, филолог, историк, писатель, свт. (пам. греч. 20 сент.) ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/171238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II патриарх Иерусалимский († 1482). Сведения о личности и времени правления И. скудны ввиду крайней ограниченности источников по истории Иерусалимской Церкви кон. XV в. И. не упоминается в списках патриархов у греч. церковных историков патриарха Досифея II Нотары, Максима Симского и др. Сообщение об И. имеется у фламандского хрониста кон. XV в. Теодориха Паули, к-рый, по всей видимости, общался с палестинскими монахами, собиравшими милостыню в Европе. Он пишет о тяжелом положении вост. христиан под мусульм. владычеством и, в частности, о непосильной дани, к-рую должен был выплачивать мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Для сбора милостыни И. послал к европ. монархам одного из синайских иноков со мн. частицами мощей святых. Летописец указывает также год смерти патриарха и сообщает о ежегодной помощи, к-рую при И. оказывал Иерусалимской Церкви Бургундский герцог Филипп, обновивший с согласия султана храм Гроба Господня. В июне 1480 г. рус. купец Григорий встречался в Египте с Иерусалимским патриархом, прибывшим ко двору султана для решения церковных вопросов. Патриарх передал с купцом грамоту св. Геронтию , митр. Московскому, «в порадование и приятельство». В рус. источниках патриарх назван Иоакимом, однако это мог быть И., чье имя неправильно воспроизвел переводчик или переписчик. В нач. 80-х гг. XV в. К-польский патриарх Максим III начал подготовку общевост. церковного Собора, к-рый должен был окончательно определить отношение правосл. Церквей к католичеству и укрепить церковно-каноническое единство православного мира в условиях новых политических реалий, сложившихся после падения К-поля. Ок. 1480/81 г. Даниил , митр. Эфесский, посетил Сирию, Палестину и Египет с целью проведения переговоров с восточными патриархами об их участии в Соборе. Хотя митр. Даниил в записках о посещении Св. земли не говорил напрямую о встрече с Иерусалимским патриархом, на К-польском Соборе 1484 г. он выступал как экзарх патриарха Св. Града - эти полномочия, вероятно, делегировал ему И. В нек-рых списках Иерусалимских патриархов (напр., у М. Лекьена ) И. фигурирует как Иаков III, т. к. позднейшие греч. церковные историки помещают в сер. XII в. патриарха Иакова II. Однако существование этого патриарха не подтверждается ни диптихами Иерусалимской Церкви (кон. XIII в.), ни к.-л. др. аутентичными источниками, в то время как на сер. XII в. приходится патриаршество Николая , достаточно надежно документированное. Ист.: Le Quien. OC. T. 3. Col. 516; АИ. Т. 1. С. 136-137; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. Т. 3. Вып. 2(8). Лит.: Пападопуло-Керамевс А. В котором году Смирнский митрополит Даниил посетил Св. Землю?//СИППО. 1893. Т. 4. Окт. С. 631-637. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200287.html

875 Смирнова И. Ю. Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьева (1839–1852)/Подг. текста и примеч. И. Ю. Смирновой//ППС. Вып. 103. М., 2005, С. 42–101; Лисовой H. H., Смирнова И. Ю. Иерофей, патриарх Антиохийский, и его деятельность по материалам российских архивов. Ч. 1//ППС. Вып. 105. М., 2007; То же. Ч. 2//ППС. Вып. 106. М., 2009. 876 Клещук С. Е. Как разоряли библиотеку: из истории современности//Научные и технические библиотеки. 1992. 8. С. 62–67. 878 В 2005 г. было осуществлено факсимильное издание рукописи в крайне ограниченном числе экземпляров, в 2006 г. – наборное переиздание с присоединением большого альбома фотоматериалов по истории Святой Земли: Дмитревский С. М. Русские раскопки на Елеонской горе/Подг. текста, сопроводит, статья и коммент. М., 2006. 77 С., 114 С. ил. 881 Так во всех практически вариантах Голубиной книги. См.: Бессонов П. Калики перехожие. Т. 1. М., 1861. 883 Кекелидзе Корнилий, протоиерей. К вопросу об Иерусалимском происхождении Грузинской Церкви//Сообщения ИППО. 1914. T. XXV. Вып. 3–4. С. 284–291. Ср. там же: «Мцхет, этот грузинский Иерусалим, расположен у слияния рек Куры и Арагвы. Здесь, на берегу реки Куры, где грузины были крещены, до сих пор осталась пещера с развалинами церкви, носящей имя Вифлеем. На правом берегу Куры, как раз против Мцхета, возвышается гора, известная под именем Фавора; на ней стояла церковь Преображения, недавно обновленная. К северу от Мцхета, на расстоянии трех верст по прямой линии, против Фавора, виднеется гора, называемая горой Вознесения (Елеон). На юго-востоке от Мцхета, на расстоянии 8–9 верст по прямой линии, находится так называемая Вифания... Мцхет имел свой «кедронский поток», это река Арагва. На левом берегу ее, против Мцхета, стоит высокая гора, склон которой, обращенный к Мцхету, называется Гефсиманиею» (указ соч., С. 284–285). 884 Переделка плиты престола Новгородской Софии до размеров, точно соответствующих “мере Гроба Господня” ок. 1207 г. См.: Штендер Г. М., Сивак С. И. Архитектура интерьера новгородского Софийского собора и некоторые вопросы богослужения//Литургия, архитектура и искусство византийского мира. СПб., 1995. С. 296.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

СПб., 1794; Путешествие к Святым местам, находящимся в Европе, Азии и Африке, совершенное в 1820 и 1821 гг. села Павлова жителем Киром Бронниковым. М., 1824; Хожение Трифона Коробейникова в Иерусалим, Египет и на Синайскую гору//Сказания рус. народа/Собр.: И. П. Сахаров. СПб., 18493. Т. 2. Кн. 8. С. 135-158; Уманец А. А. Поездка на Синай с приобщением отрывков о Египте и Святой Земле. СПб., 1850. 2 ч.; Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; он же. Второе путешествие в Синайский мон-рь в 1850 г. СПб., 1856; Каминский В. К. Воспоминания поклонника Св. Гроба. СПб., 1859; Дневные заметки во время путешествия по святым местам Востока Киево-Печерской Лавры иером. Иерофея в 1857 и 1858 гг. К., 1863; Логвинович В. И. Путешествие во Святую землю и др. места Востока. К., 1873; Паломники-писатели петровскаго и послепетровскаго времени или путники во град Иерусалим/Ред.: архим. Леонид (Кавелин)//ЧОИДР. 1873. Кн. 3. С. 27-54 (отд. паг.); Смышляев Д. Д. Синай и Палестина: Из путевых заметок 1865 г. Пермь, 1877; Норов А. С. Иерусалим и Синай: Зап. 2-го путешествия на Восток. СПб., 1878; Кондаков Н. П. Путешествие на Синай в 1881 г. Од., 1882. (ЗИНУ; 33) (рец.: Стасов В. В.//ЖМНП. 1883. Апр. отд. 2. С. 325-346); Путешествие св. Саввы, архиеп. Сербского, 1225-1237 гг.//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5); Записки Саратовского Спасо-Преображенского мон-ря иером. Паисия, путешествовавшего в Иерусалим, на Синай и Афонскую гору в 1841 г.//ЧОЛДП. 1887. 8. Отд. 3. С. 59-76; Хождение купца Василия Познякова по святым местам Востока, 1558-1561 гг.//ППС. 1887. Т. 6. Вып. 3(18); Князев А. Странствования русского слепца-паломника: Памяти слепца Г. И. Ширяева//Странник. 1889. 3. С. 482-505; 4. С. 705-727; 5. С. 96-119; Описание Турецкой империи, сост. русским, бывшим в плену у турок во 2-й пол. XVII в./Ред.: П. А. Сырку//ППС. 1890. Т. 10. Вып. 3(30). Прил. 1: Челобитная В. Полозова; Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары в 1634-1637 гг.//Там же.

http://pravenc.ru/text/189637.html

[xxxiii] См.: Назаренко А. С. Крест «Иерусалимский»? «Новгородский»? «Хильдесхаймский»? К истории одной древнерусской паломнической реликвии//Православный паломник. (13), 2003. [xxxiv] Назаренко А. С. У истоков русского паломничества... С. 67. [xxxv] См. об этом: Макарий (Булгаков), митр. Московский и Коломенский. История русской церкви. Кн. вторая. Т. 3. С. 407. [xxxvi] Добиаш-Рождественская. Эпоха крестовых походов. Запад в крестоносном движении. Общий очерк. 3-е изд. М., 2010. С.2. [xxxvii] Типология итинерариев и записок путешественников предложена в кн.: Richard J. Les Récits de Voyages et de Pèlerinages. Turnhout, 1981. [xxxviii] См.: Бордосский путник//ППС. Т. I. Вып. 2. Спб., 1882. С. 29-30. [xxxix] См.: Паломничество по Святым местам конца IV века//ППС. Т. VII. Вып. 20. СПБ., 1889. С.110, V,108. [xl] См.: Аркульфа рассказ о Святых местах, записанный Адамненом ок. 670 г.//ППС. T.XVII. Вып. 1 (49). Спб., 1898. [xli] См.: Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//Bauch A. Quellen zur Geschichte der Diözese Eichstätt. Regensburg, 1984. S. 13-122. См. также: Palestine Pilgrims.Text Society. The Hodoeporicon of Saint Willibald. Trans.by Rev.Canon Brownlow. London, 1891. [xlii] См.: Itinera Hierosolymitana edd. T.Tobler et Ang.Molinier.Genevae. 1879. I. См. также англ. перевод: Jerusalem Pilgrims before Crusades. Trans. J.Wilkinson. Warminster, 1977. На русский язык итинерарий Бернарда переведен лишь фрагментарно. Рассказ о сошествии Благодатного Огня в Великую субботу (Бернард оставил первое по времени описание этого чуда) вошел в антологию: Святой Огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой субботы в Иерусалиме, по сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887 и в кн.: Дмитриевский А. А. Благодать святого Огня на Живоносном Гробе Господнем в Великую субботу. Спб., 1908. [xliii] Из обширной литературы, посвященной западным средневековым паломничествам, ограничимся ссылкой на работы отечественных исследователей. См.: Горелов Н. С. На пороге царствия небесного//Царствие небесное. Легенды крестоносцев XII-XIV вв. Спб., 2006. С. 7-8. См. также: Добиаш-Рождественская О. А. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924. Большинство итинерариев пилигримов этой эпохи не являются авторскими произведениями в собственном смысле слова, а дошли до нас в записи современников: для Эгерии таким посредником стал бл. Иероним, рассказ епископа Аркульфа о паломничестве записал св. Адамнен, св. Виллибальд поведал о своем паломничестве родственнице (племяннице), монахине из Хайденхайма Хигебург. Исключение составляют только Антонин из Пьяченцы и монах Бернард, собственноручно записавшие свои путевые впечатления.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Δ. Γ. Τσμης. Θεσσαλονκη, 1988; Burckhardt J. L. Travels in Syria and the Holy Land. L., 1992; Пятницкий Ю. А. Жалованная грамота 1689 г. мон-рю св. Екатерины на Синае//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 448-450 [публ. текста]; Чеснокова Н. П. Описание Синайской горы 1686 г. из собр. РГАДА//Там же. С. 430-433 [публ. текста]. Лит.: Порфирий (Успенский), архим. Синайский полуостров//ЖМНП. 1848. Нояб. Отд. 2. С. 137-170; он же. Синайская обитель//Там же. Дек. Отд. 2. С. 171-210; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1; Антонин (Капустин), архим. Из записок синайского богомольца//ТКДА. 1871. 2. С. 375-407; 4. С. 68-104; 8. С. 274-332; 1872. 5. С. 272-342; 1873. 3. С. 363-434; 9. С. 324-400; Воронов А. Д. Синайское дело: Из истории синайского управления//ТКДА. 1871. 5. С. 330-401; 1872. 2. С. 273-315; 7. С. 594-668; Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 1; Монастырь на Синайской горе и значение его для христианства на Востоке. СПб., 1875; Каптерев Н. Ф. Русская благотворительность Синайской обители в XVI, XVII и XVIII ст.//ЧОЛДП. 1881. 10/11. С. 363-414; он же. Сношения Иерусалимских патриархов с рус. правительством//ППС. 1895. Т. 15. Вып. 1(43). Ч. 1: С пол. XVI до кон. XVIII ст.; Дмитриевский А. А. Путешествие по Востоку и его науч. результаты. К., 1890; История Христианской Церкви в XIX в. СПб., 1901. Т. 2; То же, изм. загл: История Православной Церкви в XIX в. Серг. П., 1998р; Васильев А. А. Поездка на Синай в 1902 г.//СИППО. 1904. Т. 15. Вып. 3. С. 173-181; он же. Заметки о нек-рых греч. рукописях житий святых на Синае//ВВ. 1907. Т. 14. Вып. 2/3. С. 276-333; Соколов И. И. Константинопольская Церковь в XIX в. СПб., 1904. Т. 1; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Правосл. Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Вып. 62; Померанцев И. Об управлении Синайского мон-ря//СИППО. 1906. Т. 17. Вып. 1. С. 94-103; Cheikho L. Les archevêques du Sinai//MFO.

http://pravenc.ru/text/189637.html

1860), уже трудно назвать П. На фоне активного паломнического движения из стран «латинской» Европы и отражающей его обильной лит-ры сведения о П. из Византии выглядят скудными и случайными. К известиям о монашеских П., нередко встречающихся в житийной лит-ре, как, напр., о П. на Св. землю свт. Григория Акрагантского ( Leontios Presbyteros von Rom. Das Leben des hl. Gregorios vom Agrigent/Ed. A. Berger. B., 1995. (BBA; 60)), из средневизантийской эпохи можно добавить только поэму Константина Манасси , побывавшего в Иерусалиме с дипломатическим поручением имп. Мануила I Комнина ( Horna. 1904. S. 325-347), и описание П. от Антиохии к Иерусалиму критского свящ. Иоанна Фоки (1177-1193) (ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23)) - пространный памятник, по характеру изложения довольно близкий к «Хожению» игум. Даниила. Многочисленные краткие проскинитарии фиксируются только для поздневизант. и поствизант. эпохи (сер. XII-XVII в.) (ППС. 1890. T. 9. Вып. 2(26); 1895. T. 14. Вып. 1(40); 1896. T. 16. Вып. 1(46); 1903. T. 19. Вып. 2(56)). Причина кроется, по-видимому, в той черте визант. имперского мировосприятия, к-рая побуждала смотреть на Новый Рим как на Новый Иерусалим, мировое средоточие не только власти и богатства, но и святости, своего рода всехрист. реликварий. Это приводило к раздвоению самого понятия Св. земли ( Patlagean. 1998) - представление, к-рое впервые засвидетельствовано не позднее VI в. в Житии прп. Даниила Столпника ( Delehaye H. Les saints stylites. Brux.; P., 1923. P. 10-12), а к концу комниновской эпохи, рубежу XII и XIII вв., носило уже ярко выраженный характер. Николай Месарит († после 1216), скевофилакс (ризничий) дворцовой ц. Пресв. Богоматери Фаросской, в эпитафии своему брату сообщает, как тот в юности тайком направился было в Иерусалим, но был перехвачен и вынужден выслушать проповедь отца: да, Гроб Господень в Иерусалиме, но погребальные покровы Спасителя здесь, в К-поле, Голгофа там, но Крест, терновый венец, губка и копие здесь, «место сие, дитя мое, и есть Иерусалим, Тивериада, Фаворская гора, Вифания и Вифлеем» в одном ( Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenunion. Münch., 1923. T. 1: Der Epitaphios des Nikolaos Mesarites auf seinen Bruder Johannes. S. 27). Интерес к Св. земле приобретал в Византии скорее форму помощи тамошним христианам, поддержания связей с мон-рями Св. земли, в т. ч. и за счет перехода в них визант. монашествующих ( Talbot. 2001), что также выводит перемещения таких монахов на Св. землю за пределы собственно П. Паломнические центры вне Святой земли

http://pravenc.ru/text/2578754.html

1 Православный Палестинский сборник (далее — ППС) . Т. 1. Вып. 2. СПб., 1881. С. 25. 8 Бартольд В. Ориентировка первых мусульманских мечетей//Еже­годник Российского института истории искусств. Т. 1 . Вып. 2 . Пг., 1922. С. 113–144. 11 Медников Н. А . Палестина от завоевания до крестовых по­ходов по арабским источникам//ППС. Т. 17. Вып. 2. С. 872. 18 Олесницкий А. А. Указ. соч. С. 121. См. также Муравьев А. Н . История святого града Иерусалима. Т. II . СПб., 1844. С. 187–188. 29 Путешествие в Святую землю священника Иоанна Лукьянова // Русский архив . М., 1863. С. 323–324. 39 Вторичное странствование во святый град Иерусалим в 1870–71 гг. игумена Гуслицкого монастыря иеромонаха Парфения//Душеполезное чтение. 1872. Июнь. С. 179. 43 Путешествия Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 г. Одесса, 1866. С. 101. 45 Медников Н. А . Палестина от завоевания до крестовых походов по арабским источникам//Православный Палестинский сборник. Т. 17. Вып. 2. СПб., 1897. С. 310. 56 Цит. по: Современное состояние Оттоманской империи/Сост. А. Убичини и П. де-Куртейль . СПб., 1877. С. 217–218 (приложение). 57 Ханбалиты — сторонники одного из четырех канонизированных суннитских богословских направлений (мазхабов), названного по имени основателя Ахмада бин Ханбала (780–855). В отличие от других суннитских мазхабов ханбалитство возникло как религиозно-политическое движение и уже потом оформилось в догматико-правовую школу. Хотя она оформилась к началу XI в., обобщающие труды по ханбалитскому праву появились гораздо позднее (Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 271–272). 85 Недумов О., Тульский М . Израиль и Палестина на грани войны//Там же. 2000. 19(66). 11 октября. С. 1. 87 Неприкосновенность святых мест иудаизма, таких как гробница Иосифа в Шхеме и синагога “Шалом аль-Исраэль” в Иерихоне, гарантирована Норвежскими соглашениями. Гробница расположена между новостройками, и при ее защите во время волнений 1996 г. израильская армия потеряла шестерых солдат убитыми. Осенью 2000 г. израильская армия еще раз убедилась в том, что при нападении гробницу не защитить: эвакуация раненого солдата оттуда заняла несколько часов.

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

23. Вып. 2. С. 145-175; Вып. 4. С. 465-502; Дмитриевский А. А. Извлечение из Исторической записки ИППО за 25 лет его существования//СИППО. 1907. Т. 18. Вып. 3/4. С. 430-451; он же. Граф Н. П. Игнатьев как церковно-полит. деятель на правосл. Востоке//Там же. 1909. Т. 20. Вып. 1. С. 84-101; Вып. 3. С. 378-398; Вып. 4. С. 522-563; он же. Памяти Б. П. Мансурова//СИППО. 1910. Т. 21. Вып. 3. С. 446-457; Померанцев И. Иерусалимский патриарх Досифей II (1669-1707)//Там же. 1908. Т. 19. Вып. 1. С. 1-32; Hopwood D. The Russian Presence in Syria and Palestine, 1843-1914: Church and Politics in the Near East. Oxf., 1969; Bakhit M. A. The Christian Population of the Province of Damascus in the 16th Cent.//Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y., 1982. T. 2. P. 19-66; Cohen A. On the Realities of the Millet System: Jerusalem in the 16th Cent.//Ibid. P. 7-18; Ma " oz M. Communal Conflicts in Ottoman Syria during the Reform Era: The Role of Political and Economic Factors//Ibid. P. 91-103; Жантиев Д. Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: Реформы в сир. провинциях Османской империи в кон. XVIII - нач. XIX в. М., 1998; Хуцишвили Н. Образование землевладения иерусалимских мон-рей в Грузии//ХВ. 2001. Т. 2(8). С. 126-136; Ченцова В. Г. Источники фонда «Сношения России с Грецией» РГАДА по истории междунар. отношений в Вост. и Юго-Вост. Европе в 50-е гг. XVII в.//Русская и украинская дипломатия в Евразии: 50-е годы XVII в. М., 2000. С. 151-179; она же. Митра Паисия Иерусалимского - не присланный русскому государю венец «царя Константина»//Патриарх Никон и его время. М., 2004. С. 11-39; Peri O. Christianity under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. Leiden, 2001; Каролид П. О современном положении Православной Церкви и Патриархии святого града Иерусалима. СПб., 2002; Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVII - 1-я треть XIX в.). М., 2003; Якушев М. И. Иерусалимский патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской империи накануне Крымской войны//ППС.

http://pravenc.ru/text/293788.html

А. Протасову//РА. 1876. 10. С. 170-174; Порыв к единению Церквей 17 лет назад: Мат-лы для буд. решения вопроса: [Переписка бар. Гаксткаузена с митр. Филаретом и А. Н. Муравьёвым]//ХЧ. 1876. 7/8. С. 153-185; Записка о состоянии Правосл. Церкви в России//РА. 1883. Кн. 1. Вып. 3. С. 175-203; Моск. Сретенский мон-рь. М., 1885; Воспоминания поклонника о Святых горах. Од., 1890; Мои воспоминания//Рус. обозрение. 1895. 5. С. 56-85; 12. С. 586-606; 1896. 2. С. 505-543 (отд. изд.: М., 1913); Письма д. с. с. камергера А. Н. Муравьёва// Львов. 1900. С. 255-306; Основные черты христ. вероучения и нравоучения. СПб., 1901; Новгородский Юрьев мон-рь. Новг., 1908; Памятная записка для будущего: Из бумаг А. Н. Муравьёва. СПб., Письмо к гр. А. Д. Блудовой. СПб., 1913; Записка о состоянии Правосл. Церкви на Востоке: (Из архива А. Н. Муравьёва). М., 1914; Из записки о преосв. Иннокентии, архиеп. Камчатском. Пг., 1915; Из письма к М. П. Погодину (23 июня 1859 г.)//Старина и новизна. Пг., 1915. Кн. 19. С. 90-93; Мои воспоминания: [Киевский период]/Подгот. текста, примеч.: Н. А. Хохлова//ППС. 2005. Вып. 103. С. 186-218; Ответ г-ну Э. Боре на вопрос о св. местах/Пер. с франц., подгот. текста: З. И. Платонова//Там же. С. 106-129; Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьёва (1839-1852)/Подгот. текста, примеч.: И. Ю. Смирнова//Там же. С. 42-101; Переписка с Иерусалимским патр. Афанасием V//Религии мира: Ежег., 2005. М., 2007. С. 199-223; Переписка Иерофея, архиеп. Фаворского, с А. Н. Муравьёвым (1833-1848)/Подгот. текста, коммент.: И. Ю. Смирнова//ППС. 2007. Вып. 105. С. 278-362; Из переписки А. Н. Муравьёва и митр. Филарета (Дроздова) с патр. Антиохийским Иерофеем//Там же. 2008. Вып. 106. С. 252-273; Записка «Заметка об униатах в Антиохийской Церкви» [май 1838 г.]»//Евразия: Духовные традиции народов. М., 2012. 3. С. 153. Ист.: Худобашев А. М. Правда беспристрастного армянина о 2-й ч. последнего соч. А. Н. Муравьёва, изд. в 1848 г. под заглавием: «Грузия и Армения». [СПб., 1849]; С. Н. О сочинениях А.

http://pravenc.ru/text/Муравьёв.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010