Об участии М. в конфликте, связанном с еп. Папой, сообщают многие сир. источники, напр. акты Собора 424 г. ( Chabot. Synod. orient. P. 46, 289-290), апокрифические послания Папы ( Braun O. Der Briefwechsel des Katholikos Papa//ZKTh. 1894. Bd. 18. S. 163, 346), т. н. Арбельская хроника и др. (см.: Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l " Église en Iraq. Louvain, 1970. P. 72-75. (CSCO; 310. Subs.; 36); Schwaigert. 1990). По мнению Г. Вестфаля, суд над Папой произошел в 313/4 г. ( Westphal G. Untersuchungen über die Quellen und die Glaubwürdigkeit der Patriarchenchroniken. B., 1901. S. 60-62, 82-84). Согласно большинству исследователей, М. пострадал в 1-й год гонений на христиан персид. шаха Шапура II (309-379; см. ст.: Гонения на христиан в доисламском Иране ), т. е. в 341 г. Однако Ж. Лабур , ссылаясь на то, что в списке персид. мучеников (без дат памяти), к-рым свт. Маруф Мартиропольский дополнил Сирийский мартиролог (411), М. и 2 его ученика названы в числе первых мучеников (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 23), предположил, что их казнь произошла до начала гонений ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 72 (not.)). В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что в Мученичестве М. нет к.-л. указаний на преследования христиан. В т. н. Хронике Сеерта (сост. до 1023) М. и его ученик Абурсам названы в числе пострадавших вместе с Селевкийским митр. Сахдостом, их казнь датирована мартом (Hist. Nestor. Pt. 1(1). P. 310-311). В «Каталоге писателей» Авдишо бар Брихи ( 1318) говорится, что М. сочинял послания и речи на разные темы ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 51). В сир. Житии Мар Авгина (см. Евгений, прп. ) рассказывается о том, как М., возвращаясь из Иерусалима в Персию и прибыв в Нисибин, пожертвовал на строительство церкви 300 динариев, к-рые занял у местных купцов. Затем он посетил на горе Изла Мар Авгина, и оба подвижника явили друг другу дар провидения, причем Мар Авгин предсказал, что М. обличит еп. Папу и примет мученическую кончину, о чем далее повествует автор Жития в подтверждение исполнения пророчества ( Bedjan. Acta. T. 3. P. 431-435 (рус. пер.: Житие блж. Мар Евгена, начальника иноков, в стране Низибийской на горе Изла/Пер.: архим. Пимен (Белоликов)// Феодорит . История боголюбцев. М., 1996р. С. 417-419)). В арм. версии Мученичества М., переведенной с греческого, также присутствует подробный рассказ об отношениях М. и Мар Авгина, который в армянской традиции частично отождествляется с Иаковом Нисибинским (см.: Мелконян Г. Г. Армянский перевод «Жития Мар-Авгена» (Из источников Фавста Бузанда)//ППС. 1967. Вып. 17(80). С. 121-126).

http://pravenc.ru/text/2563206.html

Ближнем и Среднем Востоке. Ташкент, 1967. С. 98-101, 158-159; Sezgin F. Geschichte des arabischen Schrifttums. Leiden, 1970. Bd. 3. S. 270-274; 1971. Bd. 4. S. 344-345; 1974. Bd. 5. S. 285-286; 1978. Bd. 6. S. 180-182; Harvey L. R. Qusta   ibn Lu  qa   al-Ba‘labakk//Complete Dictionary of Scientific Biography/Ed. Ch. C. Gillispie. N. Y., 1975. Vol. 11. P. 244-246; Wilcox J. The Transmission and Influence of Qusta   ibn Lu  qa   " s «On the Difference between Spirit and the Soul»: Diss. N. Y., 1985; eadem. Our Continuing Discovery of the Greek Science of the Arabs: The Example of Qusta   ibn Lu  qa  //Annals of Scholarship. N. Y., 1987. Vol. 4. N 3. Р. 57-74; Hill D. Kusta   b. Lu  ka   al-Ba‘labakk//EI. 19862. Vol. 5. P. 529-530; Nasrallah. Histoire. 1988. Vol. 2. T. 2. P. 52, 57-64, 67-70; Siraisi N. G. Medicine and the Italian Universities, 1250-1600. Leiden, 2001. P. 134; Панченко К. А. Коста ибн Лука (830-912) и его место в арабо-христианской историографии//ППС. 2003. Вып. 100. С. 153-163; Gutas D. Pensée grecque, culture arabe. P., 2005. P. 125, 132, 136-140; Kheirandish E. Qusta ibn Luqa al-Ba‘labakki//Biographical Encyclopedia of Astronomers/Ed. Th. Hockey et al. N. Y., 2007. Vol. 2. P. 948-949; Griffith S. H. The Church in the Shadow of the Mosque: Christians and Muslims in the World of Islam. Princeton, 2008. P. 86-88, 120-121; Swanson M. N. Qusta   ibn Lu  qa  //Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History/Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2010. Vol. 2. P. 147-153. Т. К. Кораев Рубрики: Ключевые слова: БУЛЕВ католик, врач вел. кн. московского Василия III Иоанновича, переводчик, адепт астрологии, участник богословской полемики ИБН ЭЗРА (1089 или 1092 - 1164 или 1167), иудейский философ, богослов, толкователь ВЗ, поэт, грамматик, астроном, математик и врач АВРААМ сирийский священник, представитель семейства византийских переводчиков и дипломатов, отстаивавших интересы империи на Востоке в 1-й пол. VI в. АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ [Генрих Корнелий] (1486-1535), нем. гуманист, врач, теолог и натурфилософ, увлекавшийся магией и мистикой АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), один из 48 лионских мучеников; врач, по происхождению фригиец, мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня) АССЕМАНИ семья маронитов, из кот. вышли ученые и богословы Иосиф Симон А. (1687-1768), Стефан Эводий А., еп. Апамеи (1707-1782), Иосиф Алоизий А., проф. (1710-1782)

http://pravenc.ru/text/2462331.html

Последние годы патриаршества провел в К-поле, оставив на Александрийской кафедре местоблюстителя. В К-поле К. участвовал в обсуждении важных церковно-политических проблем. В 1860, 1863 и 1871 гг. был одним из 3 кандидатов на К-польский Патриарший престол. В 1860 г. К. принимал участие в обсуждении 4 патриархами просьбы сирийских униатов о воссоединении с Антиохийской Православной Церковью. При К. активно обсуждался вопрос о союзе правосл. и копт. Церквей. Еп. Порфирий (Успенский) , с которым К. встречался в К-поле, свидетельствовал о его намерении уступить Александрийский престол копт. патриарху Кириллу IV при условии принятия копт. духовенством всех чинопоследований и канонических постановлений Грекоправославной Церкви. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, т. к. в 1861 г. Кирилл IV скончался. В том же году К. отрекся от престола по состоянию здоровья. Последние годы жизни провел в Митилини, где получил звание почетного гражданина. К. был одним из инициаторов строительства храма сщмч. Ферапонта, занимался вопросами образования и здравоохранения. Совершил паломничество в Иерусалим, бывал на родине. Во время землетрясений 1867 г. на Лесбосе и 1881 г. на Хиосе принимал активное участие в организации помощи пострадавшим. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. 1898. Т. 1. С. CXV-CXVI; Соколов И. И. Избрание Александрийских патриархов в XVIII-XIX вв. Пг., 1916. С. 189-202; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Православной Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Т. 21. Вып. 2(62). С. 1-86. Лит.: Κλεμβροτος Ε. Γ. Καλλνικος Μητροπολτης Μυτιλνης μετπειτα Πατριρχης Αλεξανδρεας (1800-1889): Μελτη στορικ. Μυτιλνη, 1934; Τσαροχας Α. Ι. Ο Πατριρχης Αλεξανδρεας Καλλνικος Κυπαρσσης (1800-1889): Συμβολ στον βο και στο ργο του. Σκοτνα, 2011. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/1320031.html

678 . Путеводитель по Святой Земле. Одесса, АРОССПИ, 1886. 2, X, с.; 20 илл., карт. 679 . Путеводитель по Святой Земле. Под ред. А. В. Елисеева. СПб., изд. ж. «Русский паломник», 1888. 680 . Путеводитель по святым местам Востока. Руководство для русских паломников, отправляющихся в Иерусалим, на Афон, Синай, в Царьград и Рим, с приложением карты Палестины. СПб., ППО. 1910. 115 с. 681 . Путевые очерки. СПб., 1878. В конце текста: Н. Об Афонской Горе: с. 1–46. 682 . Ρадченко П., священник. Житие и деяния преподобного и богоносного отца нашего Саввы Нового, на Афонской Горе подвизавшегося. (Произведение Святейшего Патриарха Константинопольского Кир Филофея, 1354–1355 и 1362–1376). Пер. с греч., введ. и примеч. свящ. П. Радченко. М., РПМА, 1915. 683 . Различные виды афонского монашества. – ВЧ, 1870, 46, с. 548–553. В конце текста: А. 3. 684 . Редин Е. К. Ученые экспедиции на Афон. – ВВ, 1898, 5, с. 816–818. Резолюция Комиссии по докладам о положении Святой Горы Афонской. – В кн.: Деяния совещания Глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви 8–18 июля 1948 года. Т. 2. М., 1949, с. 358–359. 685 . Рейхельт Η. Η. Константинополь, Афон, Македония и уголки России. Очерки и картины. С рис. худож. А. В. Ганзена. СПб., 1905. VI, 344 с.; 14 л. илл. Перед загл. псевд.: Путник (Н. Лендер) Об Афоне: с. 88–110. 686 . Ржига В. Ф. Неизданные сочинения Максима Грека . – Byzantinoslavica, Прага, 1935/36, т. 6, с. 84–109. Послание об Афонской Горе: с. 95–99. Опубликовано по рукописи XVI в. ГБЛ. Рук. 264, лл. 195 об.–199 об. 687 . Рисунки Василия Барского. – ЗООИД, 1844, т. 1, с. 649–651. Описано 50 рис. В. Г. Григоровича-Барского, подаренных Одес. О-ву ист. и древностей архиепископом Гавриилом Херсонским и Таврическим в 1841 году. Приложена литография Русского Пантелеимонова монастыря с факс. В. Г. Григоровича-Барского. 688 . Розанов С. П. Путешествие иеромонаха Ипполита Вишенского в Иерусалим, на Синай и Афон (1707–1709 гг.). Под ред. С. П. Розанова. СПб., 1914. LIV, 196 с.; 4 л. карт., табл. (ППС, вып. 61.)

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В 875 г. З. Д. созвал Собор, в котором приняли участие как епископы, так и арм. нахарары. Собор принял решение о провозглашении независимости Армении и обратился к араб. халифу аль-Мутамиду с просьбой признать Ашота Багратуни царем Армении. Стремление Армении к независимости вызвало очередной кризис в отношениях с Халифатом, однако попытки мусульман подавить арм. сопротивление закончились провалом, и в 885 г. Ашот I Багратуни был признан царем Армении. З. Д. был похоронен в Двине рядом с др. патриархами. Лит. наследие З. Д. включает 25 гомилий, большинство из к-рых не опубликовано. Проповеди в основном предназначались для чтения во время праздников и были написаны высоким стилем с употреблением многочисленных риторических фигур. Из этих произведений полностью опубликованы лишь «Энкомий на воскресение Христа» и отрывки из гомилии «К великому дню погребения Господа Иисуса Христа». Источниками для нек-рых произведений З. Д. (напр., «О муках Христа», «К великому дню субботы погребения Господня», «К воскресению Христа») послужили апокрифическое «Евангелие от Никодима», а также речи Феофила (ученика свт. Иоанна Златоуста) и Елише. Соч.: «Энкомий на воскресение Христа», произнесенный армянским католикосом Закарией. Арарат, 1888. С. 461-475 (на арм. яз.); Речи Егише и католикоса Закарии о погребении Христа и Евангелие от Никодима/Изд.: Б. Саргисян. Венеция, 1910. С. 550-556 (на арм. яз.). Ист.: Galanus Cl. Conciliationis Ecclesiae Armenae cum Romana ex ipsis Armenorum Patrum et doctorum testimoniis. R., 1690. T. 1. Pars 2. P. 124-138; Фотий, патр. О гробе Господа нашего Иисуса Христа и другие малые его творения на греч. и арм. языках//ППС. 1892. T. 11. Вып. 31. C. 196-261; Phot. Ep. Vol. 1. P. 39-53; Vol. 3. P. 4-112 (N 2, 284, 298); Correspondance épistolaire du Catholicos arménien Zacharie et du Prince Achot avec le Patriarche Photius et le Pape Nicolas Ier. Venezia, 1992 (на арм. яз.). Лит.: Зарбаналян Г. Древнеармянская литература, IV-XIII вв. Венеция, 1897. С. 500-506 (на арм.

http://pravenc.ru/text/182495.html

518 Некрасов А. А. Откуда ведет свое начало и что собой знаменует круг ежедневных богослужений наших. – ПС. 1898. Т. II. С. 392–405. 519 Царевский А. Освященной поэзии православного христианского богослужения. – ПС. 1902. Т. 1. С. 393–411, 655–674. 520 Попов А. Православные акафисты за синодальный период русского песнотворчества. – ПС. 1902–1903. Отд.: Казань, 1903. 521 О нем: Сове Б. И. Русский Гоар и его школа. – «Богословские труды». Сб. 4. М., 1970. С. 39–84; Успенский Н. Д. Из личных воспоминаний об А. А. Дмитриевском . – Там же. С. 85– 89; Священник Л. Махно. Список трудов профессора А. А. Дмитриевского в порядке их публикации. – Там же. С. 95–107. – Список включает 219 печатных работ ученого подвижника – по литургике, церковной истории, церковной археологии; книги, брошюры, статьи, публичные лекции, персоналии, отзывы, рецензии, путевые заметки. См. также публикации последних лет: О. Михаил Арранц. А. А. Дмитриевский : из рукописного наследия//Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995. С. 120–133; Медведев И. П. Материалы к истории рукописных собраний С.-Петербурга//ППС. Вып. 98. СПб., 1998. С. 132–138; Лисовой Н. Н. Россия в Святой Земле: документы и материалы. Т. 2. М., 2000. С. 379–395 и др. 522 Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. 4.1. Службы круга седмичного и годичного и чинопоследования таинств. Историко-археологическое исследование с приложениями. Казань, 1884. В приложениях автор издал 10 чинов по греческим рукописям из русских библиотек. 524 Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в первые пять веков. – «Православный собеседник». 1882–1883. 525 Смирнов Ф. А. Богослужение апостольского времени. – «Труды Киевской Духовной Академии». 1873. 4; Апокалипсис как литургический памятник апостольской эпохи. – Там же. 1874. 10; Происхождение и литургический характер таинств. – Там же. 1874. 12; 1875. I; Богослужение христианское со времени апостолов до IV века. Киев, 1876. 472 с. 526 Архимандрит Христофор (Смирнов) . Описание коллекции древних русских икон, приобретенной Церковно-археологическим обществом для Церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии в 1875 г. Киев, 1883. 170 с.; Древнехристианская иконография как выражение древнецерковного веросознания. М., 1887; Образы Иисуса Христа. М., 1887; Жизнь Иисуса Христа в памятниках древнехристианской иконографии. М., 1887. – В связи с этими работами стоит и догматическое исследование архимандрита Христофора: Учение Древней Церкви о Лице Господа нашего Иисуса Христа. Тамбов, 1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В описаниях гробницы И. П. в Севастии, оставленных паломниками Теодорихом (ок. 1170) и Иоанном Фокой (1185), упоминается левая рука святого ( Theodoricus. De locis sanctis. 43//Itinera Hierosolymitana Crucesignatorum. Jerusalem, 1980. Vol. 2. P. 374; Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в.//ППС. 1889. T. 8. Вып. 2(23). С. 39-40). По-видимому, после 1187 г. эта реликвия была перенесена из Севастии в Иоанна Предтечи монастырь на Иордане . К 1335 г. относится 1-е упоминание о находящейся там левой руке И. П., заключенной в кипарисовый ковчег (Le pèlerinage du moine augustin Jacques de Vérone (1335)//Revue de l " Orient latin. 1895. Vol. 3. Р. 211). Примерно в это же время Стефан Новгородец (1348 или 1349) при описании святынь К-поля сообщал, что левая рука И. П. хранилась в этом монастыре ( Majeska G. P. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 45. (DOS; 19)). Испанский посол Руй Гонсалес де Клавихо писал, что видел левую руку святого в монастыре св. Иоанна Предтечи в Петре ( Клавихо Р. Г., де. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403-1406 гг. СПб., 1881. С. 52), однако он ошибся, вероятно спутав руку И. П. с другой святыней - рукой Иоанна Ктитора, основателя монастыря. О ней упоминал Стефан Новгородец, специально обращая внимание на то, что это не рука И. П. Очевидно, такое ложное мнение было распространено уже в его время, подобные указания встречаются и в позднейших работах, например у греческого автора архим. Герасима (Смирнакиса) при описании монастыря Дионисиат на Афоне (см. Дионисия преподобного монастырь ) ( Σμυρνκης . 1988. Σ. 511). Существует документ 1602 г., где сообщается, что ок. 1323 г. некий паломник принес левую руку И. П. в Перпиньян (город на юге Франции, недалеко от испан. границы, в то время находился в испан. владении). В 1407 г. был созван совет епископов, на котором была подтверждена подлинность этой реликвии. На ковчеге сохранилось несколько греческих надписей, стихов, прославляющих И. П. У святыни совершалось множество чудес, прежде всего исцелений от различных болезней (ActaSS. Iun. Т. 4. Р. 773-776). Эта реликвия хранится в кафедральном соборе Перпиньяна. Десницу И. П.,

http://pravenc.ru/text/471450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ II патриарх Иерусалимский († 1482). Сведения о личности и времени правления И. скудны ввиду крайней ограниченности источников по истории Иерусалимской Церкви кон. XV в. И. не упоминается в списках патриархов у греч. церковных историков патриарха Досифея II Нотары, Максима Симского и др. Сообщение об И. имеется у фламандского хрониста кон. XV в. Теодориха Паули, к-рый, по всей видимости, общался с палестинскими монахами, собиравшими милостыню в Европе. Он пишет о тяжелом положении вост. христиан под мусульм. владычеством и, в частности, о непосильной дани, к-рую должен был выплачивать мон-рь вмц. Екатерины на Синае. Для сбора милостыни И. послал к европ. монархам одного из синайских иноков со мн. частицами мощей святых. Летописец указывает также год смерти патриарха и сообщает о ежегодной помощи, к-рую при И. оказывал Иерусалимской Церкви Бургундский герцог Филипп, обновивший с согласия султана храм Гроба Господня. В июне 1480 г. рус. купец Григорий встречался в Египте с Иерусалимским патриархом, прибывшим ко двору султана для решения церковных вопросов. Патриарх передал с купцом грамоту св. Геронтию , митр. Московскому, «в порадование и приятельство». В рус. источниках патриарх назван Иоакимом, однако это мог быть И., чье имя неправильно воспроизвел переводчик или переписчик. В нач. 80-х гг. XV в. К-польский патриарх Максим III начал подготовку общевост. церковного Собора, к-рый должен был окончательно определить отношение правосл. Церквей к католичеству и укрепить церковно-каноническое единство православного мира в условиях новых политических реалий, сложившихся после падения К-поля. Ок. 1480/81 г. Даниил , митр. Эфесский, посетил Сирию, Палестину и Египет с целью проведения переговоров с восточными патриархами об их участии в Соборе. Хотя митр. Даниил в записках о посещении Св. земли не говорил напрямую о встрече с Иерусалимским патриархом, на К-польском Соборе 1484 г. он выступал как экзарх патриарха Св. Града - эти полномочия, вероятно, делегировал ему И. В нек-рых списках Иерусалимских патриархов (напр., у М. Лекьена ) И. фигурирует как Иаков III, т. к. позднейшие греч. церковные историки помещают в сер. XII в. патриарха Иакова II. Однако существование этого патриарха не подтверждается ни диптихами Иерусалимской Церкви (кон. XIII в.), ни к.-л. др. аутентичными источниками, в то время как на сер. XII в. приходится патриаршество Николая , достаточно надежно документированное. Ист.: Le Quien. OC. T. 3. Col. 516; АИ. Т. 1. С. 136-137; Рассказ и путешествие по Св. местам Даниила, митр. Эфесского/Пер.: Г. С. Дестунис//ППС. 1884. Т. 3. Вып. 2(8). Лит.: Пападопуло-Керамевс А. В котором году Смирнский митрополит Даниил посетил Св. Землю?//СИППО. 1893. Т. 4. Окт. С. 631-637. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/200287.html

Псалтири (РНБ. Груз. Новая сер. 10; Порфирий (Успенский). 1856). А. А. Цагарели, побывавший в Е. в. м. зимой 1883/84 г., нашел церкви ап. Иоанна Богослова и вмч. Георгия закрытыми. По его сведениям, в 30-х гг. XIX в. в одном из этих храмов араб убил монаха, и богослужения в церкви, согласно правосл. канонам, прекратились; 2-й храм обветшал от древности. Ученый составил «Каталог грузинских рукописей Синайского монастыря», давший представление о размере и составе фонда ( Цагарели. 1888. С. 159-163; Он же. 1889). Н. Я. Марр и И. А. Джавахишвили, посетившие Синай в 1902 г., произвели сверку каталога Цагарели с рукописями Е. в. м. и обнаружили исчезновение нек-рых рукописей ( Марр. 1940; Джавахишвили. 1947). В 1950 г. Ж. Гаритт в рамках Синайской экспедиции Б-ки Конгресса США исследовал и заснял рукописи Синая; микрофильмы груз. рукописей были переданы АН Грузинской ССР ( Garritte. 1956). Среди найденных в 1975 г., после пожара в Е. в. м., рукописей оказалось 150 груз. манускриптов (Sinai. 1990. Р. 359, 394-395; The Monastery of St. Catherine. 1991. Р. 85-89; Alexidze. 1996. Р. 409-421). С 1989 г. специалистами Института рукописей Корнелия Кекелидзе Грузинской АН (ныне Национальный центр рукописей в Грузии) было осуществлено неск. экспедиций в Е. в. м., изданы каталоги в 1978, 1980, 2005 гг. (см. также в ст. Грузинская Православная Церковь , разд. «Монастырские школы»). Ист.: Иона (Гедеванов), митр. Посещение Новороссийского края Ионою, митр. Руисским (в Грузии). Тифлис, 1852 (на груз. яз.); Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Синайский мон-рь в 1845 г. СПб., 1856; Иоселиани П. Описание древностей города Тифлиса. Тифлис, 1866. С. 67-68; Цагарели А. А. Находки на Синае//ЦВ. 1883. 22. С. 15-16; [ он же.] Груз. памятники в Св. земле и на Синае//Отчет ИППО за 1883-1884 гг. СПб., 1884. С. 57-82; он же. Обзор груз. древностей на Синае//ЖМНП. 1884. Июль. Отд. 4. С. 11-16; он же. Памятники груз. старины в Св. Земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1. С. 51-60, 159-163; он же.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2(11). Прил. 3. С. 259) или «дом и великую стену… в которых жил Заведей и его сыновья Иоанн и Иаков» (Vitae Willibaldi et Wynnebaldi auctore sanctimoniali heidenheimensi/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. 1887. Bd. 15. Tl. 1. S. 96). Возможно, позднее в К. была построена базилика (ей могли принадлежать золотые тессеры, найденные на участке построек рядом с греч. церковью), и именно ее, как считает Тейлор, показывали паломникам ( Taylor. 1993. P. 273). Нельзя, однако, исключить и того, что сведения о посвящении октогонального храма в течение веков были забыты. Территория с синагогой и домом Петра в наст. время находится в ведении Францисканской библейской школы (Studium Biblicum Franciscanum). Синагога отреставрирована и музеифицирована, а над домом Петра в 80-х гг. XX в. была построена новая католич. церковь ап. Петра (железобетонное сооружение в виде октагонального навеса на мощных опорах, не затрагивающих древний фундамент; освящена в 1990 г.). Навес защищает визант. храм от влияния окружающей среды и дает возможность осмотра его сверху, со 2-го яруса (полы сделаны из прозрачного пластика). Мозаики демонтированы и демонстрируются рядом с октагоном. П. А. Коротков, С. В. Тарханова Археологические раскопки на участке Иерусалимского Патриархата проводились в 1978-1982 гг. по инициативе Израильского департамента древностей и музеев (под рук. В. Дзафериса). Было исследовано 4 участка общей площадью 2 га. ( Tzaferis. 1993). На северо-западе, недалеко от озера, была раскопана массивная структура, состоящая из 2 бассейнов, между ними возвышалась оштукатуренная платформа. Судя по всему, бассейны использовались для хранения свежей рыбы, которую затем выкладывали на платформу между бассейнами для продажи. Вода из бассейнов стекала в озеро по глиняным трубам. С юго-вост. стороны от бассейнов раскрыто большое квадратное здание (13×13 м), в к-ром выделяют 5 стратиграфических слоев VII-X вв. по Р. Х. Планировка здания и его архитектура дают основание предположить, что сначала оно было общественным, затем стало частным; эти выводы подтверждают и находки археологов.

http://pravenc.ru/text/1470315.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010