1938. С. 322-328). Н. И. Прокофьев не исключал возможности авторства И. С. «Канона радостна Пресвятой Богородице», читающегося в рукописях XV-XVII вв. Изд.: Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849 3. Т. 2. Кн. 8. С. 95-107; Варлаам (Денисов), архим. Описание сб. XV ст. Кирилло-Белозерского мон-ря//УЗ II Отд-ния имп. АН. 1859. Кн. 5. Отд. 3. С. 61-64; Барсов Е. В. Древнерус. памятники священного венчания царей на царство в связи с греч. их оригиналами//ЧОИДР. 1883. Кн. 1. С. 19-24; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 98-99. 82; Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//ППС. 1887. Т. 4. Вып. 3(12); ПСРЛ. Т. 11. С. 95-108; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 165-172; Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина//Литература Др. Руси: Сб. науч. тр. М., 1978. Вып. 2. С. 123-149; Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI-XV вв. М., 1984. С. 99-119, 276-297, 403-406; Majeska G. P. Russian Travellers to Constantinople in the 14th and 15th Centuries. Wash., 1984. P. 48-113 (с пер. на англ. яз.); Рукописные книги собр. М. П. Погодина: Кат. Л., 1988. С. 223-224; Гapahih С. Л. Шляxaмi Гicmapычha-mэapэmычhы нарыс paзbiцця беларускай naлoмhiцkaй лimapamypы XII-XVI ст. Mihck, 1999. С. 172-191; Малето Е. И. Антология хожений рус. путешественников, XII-XV вв.: Исслед. Тексты. Коммент. М., 2005. С. 278-292. Лит.: Попов А. Н. Обзор хронографов рус. редакции. М., 1869. Вып. 2. С. 50-51; Арсеньев С. В. Предпринятое исследование по поводу Хождения чернеца Игнатия Смолянина в Царьград и Иерусалим//Сб. имп. АН. СПб., 1880. 3. С. 42-44; Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима//ЧОИДР. 1901. Кн. 2. С. 7-14; Шахматов А. А. Обозрение летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 322-328; Антонова В. И. Неизвестный художник Московской Руси Игнатий Грек по письменным источникам//ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 569-572; Данилов В. В. О жанровых особенностях древнерусских «хождений»//ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 28-29; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со слав.

http://pravenc.ru/text/Игнатия ...

421 . – Путешествие в Иерусалим Троицко-Сергиевой Лавры иеродиакона Зосимы. – ЧОИДР, 1871, кн. I, отд. 2, с. 16–30. В статье: Иерусалим, Палестина и Афон по русским паломникам XIV–XVII вв. ... 422 . – Путешествие Святого Саввы, архиепископа Сербского, 1225–1237 гг. Под ред. архимандрита Леонида. СПб., 1884. IV, 80 с. (ППС, вып. 5). 423 . – Рассказ о святогорских монастырях архимандрита Феофана (Сербина), 1663–1666 гг. Сообщил архимандрит Леонид. СПб., ОЛДП. 1883. 15 с. (ПДПИ, вып. 40). 424 . – Рукописи сербского письма XII–XVIII веков, находящиеся в библиотеках Московской губернии. – ЧОИДР, 1891, кн. 2, отд. 2, с. 1–8 Описана 91 рукопись, в том числе афонского происхождения. 425 . – Русский монастырь святого Пантелеимона – Русик. – ХЕВ, 1867, 6, 7, 17, 22. Отд. изд. Одесса, 1867. 127 с· 426 . – Сведения о славянских и русских переводах Патериков различных наименований и обзор редакций оных. – ЧОИДР, 1890, кн. 4, отд. 3, с. 1–3. 427 . – Сказание о Святой Афонской Горе игумена Русского Пантелеимонова монастыря Иоакима и иных святогорских старцев (Из сборника Синодальной библиотеки, 272, конца XVII в.). СПб., ОЛДП, 1882. 31 с. (ПДПИ, вып. 30). Ср. изд. 1846 г. (по другой рукописи): Ундольский В. М. Сказание о Святой Горе Афонской... 854). 428 . – Славяносербские книгохранилища на Святой Афонской Горе, в монастырях Хилендаре и Святого Павла. – ЧОИДР, 1875, кн. 1. отд. 5, с. 1–80. Отд. изд. М., ОИДР, 1875. 88 с. Описано 83 рукописи Хилендаря, 55 – Святого Павла, 10 – Зографа. 429 . – Спорный вопрос о месте нахождения первоначальной копии с афонской иконы Иверской Богоматери. – ВОДРИ, 1875, 6/10, отд. 4, с. 75–80. 430 . – Стара Српска писма из Руског манастира св. Пантелеимона у Светой Гори. Прилог. арх. Леонид. – «Гласник Српског ученог друштва», 1868, кн. 7, свеска 24, с. 231–295. Отд. изд. Белград, 1868. 65 с. Сербские акты из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. 431 . – Три древних сказания о Святой Горе Афонской и краткое описание Святой Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725–1726 гг.). М., 1882. 50 с. Авт. в кн. не указан. Изд. 2-е. Μ., ΡΠΜΑ, 1895. 50 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Ист.: НПЛ (по указ.); Описание о российских святых. С. 35; Лопарев Х. М. Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония архиеп. Новгородского в 1200 г.//ППС. 1899. Вып. 51. С. 1-39; Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X-XV вв. М., 1970. Т. 1, 62; Макарий. Кн. 3. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 46-47; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 39; Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//НИС. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 87-96; он же. Печать Смоленского епископа Лазаря//Russia Mediaevalis. 1984. Т. 5/1. С. 40-51; Seemann K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Münch., 1976. S. 213-221; Белоброва О. А. Антоний//СККДР. Л., 1987. Вып. 1. С. 39-40 [Библиогр.]; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988-1237). СПб., 1996. С. 326-328 [Библиогр.]; Царевская Т. Ю. О Царьградских реликвиях Антония Новгородского//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 69-70. А. В. Назаренко Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/115862.html

СПб., 1883) и стихотворном цикле: «Иерусалим» (1850), «Палестина» (1850) и др. По-своему замечательны «Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь» проф. Московского ун-та С. П. Шевырёва (М., 1850. 2 ч.) и «Воспоминания о поездке на Афон» (СПб., 1889) др. ученого (с 1889 член-корреспондент АН) и философа, друга Достоевского и Толстого Н. Н. Страхова. Путешествия на Восток, в т. ч. «во Святую Землю» И. А. Бунина в 1903, 1907 гг. (цикл «путевых поэм» «Тень птицы» и др.), П. на Афон (1927) и Валаам (1935) Б. К. Зайцева (книги «Афон», 1928; «Валаам», 1936) стали заметными событиями русской лит. жизни XX в. Традиция писательских поездок в Иерусалим, на Афон, Синай и др. сохраняется и совр. литераторами (В. Н. Крупиным, Ю. М. Лощицем и др.). Ист.: Breydenbach B., von. Sanctarum peregrinationum in montem Syon ad venerandum Christi sepulcrum in Jerusalem… Moguntiae, 1486; Chateaubriand F.-R., de. Itinéraire de Paris à Jérusalem et de Jérusalem à Paris, en allant par la Grèce et revenant par l " Égypte, la Barbarie et l " Espagne. P., 1813. 3 vol.; Die Pilgerfahrt des Ritters Arnold von Harff.../Hrsg. E. von Groote. Köln, 1860; Бессонов П. А. Калеки перехожие: Сб. стихов и исслед. М., 1861-1864. 2 ч. 6 вып.; Descriptiones Terrae Sanctae ex saeculo VIII, IX, XII et XV/Ed. T. Tobler. Lpz., 1874; Burchardus de Monte Sion. Liber de descriptione terrae sanctae/Hrsg. W. A. Neumann. Genf, 1880; Житье и хоженье Даниила, Русьскыя земли игумена 1106-1108 гг./Ред.: М. А. Веневитинов//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3(9). С. 1-141; Путешествие Зевульфа в Св. Землю 1102-1103 гг.//Там же. Прил. 5. С. 259-291; Майков Л. Н. Мат-лы и исслед. по старинной рус. лит-ре. СПб., 1890. Т. 1: Беседа о святынях и других достопримечательностях Цареграда. (СбОРЯС; Т. 51. 4); Itinera Hierosolymitana saec. IV-VIII/Rec. P. Geyer. Pragae, 1898. (CSEL; 39); Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г./Под ред. Хр. М. Лопарева. СПб., 1899. (ППС; Т. 17. Вып. 3(51)); Horna K. Das Hodoiporikon des Konstantin Manasses//BZ.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

С. 178–179, прим. 5). Сам прп. Савва, согласно житию, придя еще безбородым юношей в лавру прп. Евфимия, был отослан им к авве Феоктисту, так как «юноше неприлично быть между omшeльhukaмu» (Kyrillos 1929. Р. 91.9–10; рус. пер.: ПП. Вып. 1. С. 9). Также был отослан им позднее прп. Кириак Отшельник к авве Герасиму. Так и сам прп. Савва поступал впоследствии, «ибо спасался соблазнов лукавого ( δι τ σκνδαλα  το πονηρο)» (Kyrillos 1929. P. 113.26; рус. пер.: ПП. Вып. 7. С. 38). 4 . ...постриг ( π& ριξε) его и одел в монашеский образ ( σχμα) – И уставы прп. Иоанна Кассиана , и пространные правила свт. Василия Великого , и тексты житий свидетельствуют о том, что ко времени написания данного жития (нач. VII в.) существовали уже все элементы таинства пострижения: собственно пострижение, обеты ( αποταγη) и облечение в монашескую одежду ( σχμα). О перемене имени есть свидетельство и в «Изречениях отцов»: «Сказал авва Анувий: с того времени, как имя Божие наречено на мне, ложь не исходила из уст мoux» (Apophmhegmama, col. sys. 11.7; PG 65,129D). Что касается пострижения, то одним из первых упоминает о нем Иоанн Мосх в «Луге Духовном» (102). Согласно уставу прп. Иоанна Кассиана  (Об установлениях киновитян 4.3–5) пострижение и облечение в монашескую одежду совершалось руками аввы перед всей братией. Свидетельство об облечении в схиму содержится также в греч. житии прп. Пахомия: когда он приходит к человеку Божию Паламону, желая, чтобы тот принял его, Паламон после некоторого испытания его принял и облек в монашескую схиму (Pahomius 1932. Р. 6). Также и о прп. Кириаке Отшельнике сообщается в его житии, что он, придя в обитель Великого Евфимия, был облечен в монашеский образ «святыми его руками» (Kyrillos 1929. Р. 224.22–23), хотя ему и не было разрешено остаться в лавре по молодости. В житии прп. Анастасия Персского эту функцию выполняет hacmabhuk (Flusin 1992. Т. I. Р. 11–13). Совлекаться же эта одежда могла уже только с позором, в случае изгнания из обители. Главным назначением монашеской одежды было служить облеченному в нее зримым напоминанием о принятых обетах. Так, 22-е пространное правило свт. Василия Великого гласит: «Посему распространение обета и на одежду служит как бы вразумлением каким для немощных, невольно удерживая их от худого» (PG 31, 980С). О символическом значении монашеского пострижения свидетельствует житие прп. Герасима Отшельника: «...и обрезав волосы, а с ними, так сказать, всякое мирское и земное помышление, он весь предался добродетели» (ППС. Вып. 57. С. 132).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Е. принадлежит неск. очерков и энциклопедических статей по истории копт. языка и лит-ры, а также единственный в отечественной научной лит-ре очерк о развитии коптологии в России (1972) и фундаментальная статья о копт. рукописной традиции (1987). В последние годы Е. активно занималась переводами, в частности гностических текстов из егип. собрания Наг-Хаммади (напр., «Происхождение мира» (NHC II 5), «Премудрость Иисуса Христа» (NHC III 4), «Апокриф Иоанна» (BG 8502, NHC II 1)) и ряда христ. сочинений («Апокалипсис Илии», «Апокриф пророка Иеремии», «Мученичество Павла» и др.). Е. внимательно следила за работой зарубежных коллег, регулярно публикуя пространные критические рецензии. На III Международном конгрессе коптологов в 1984 г. в Варшаве она была избрана почетным президентом Международной ассоциации коптологов (IAC). В письме к Е., подписанном президентом ассоциации Р. Кассером, было признано исключительное значение ее работ в области коптологии. В 1990 г. к 65-летию Е. был издан юбилейный сборник статей (J. of Coptic Studies. 1990. Vol. 1). Соч.: Коптский язык. М., 1964; Коптология//Азиатский музей - Ленинградское отд-е Ин-та востоковедения АН СССР. М., 1972. С. 516-526; Коптская рукописная книга//Рукописная книга в культуре народов Востока: (Очерки). М., 1987. Кн. 1. С. 20-103. Изд. и пер.: Неизданная копт. рукопись из собр. ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (копт. нов. сер. 15-21)//ППС. 1962. Вып. 9(72). С. 43-66; Коптские рукописи ГПБ им. М. Е. Салтыкова-Щедрина//Там же. 1969. Вып. 20(83) (франц. пер. введения: Description des manuscrits coptes de la Biblioth. Nat. Publique «Saltykoff-Chtchédrine» de St.-Pétersbourg/Trad. A. Rosenstiehl//Études coptes. P., Louvain, [Т.] 4. P. 1-39. (Cah. de la Biblioth. Copte; 8)); Coptic Literary Texts of the Pushkin State Fine Arts Museum in Moscow. Bdpst., 1991. (Studia Aegyptiaca; 13). Leiden, 19942; Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. яз. СПб., 1993, 20012; Премудрость Иисуса Христа: Апокрифические беседы Иисуса Христа с учениками: Пер. СПб., 2004.

http://pravenc.ru/text/189671.html

1386 Возле изображения Эдикулы, саркофага, «мавзолея» или пещеры, в виде которых изображали гробницу, на полях рукописи или на иконе принято было подписывать: о[α]γιοσ ταφοσ, то есть «Святой Гроб», напр., в Константинопольском лекционарии и на иконе «Жены-мироносицы» из монастыря Ставроникита (Weitzmann К. The Constantinopolitan Lectionary, Morgan 639//Idem. Byzantine Liturgical Psalters and Gospels. London, 1980, ill. 296; Chatzidakis M. Recherches sur le Peintre Theophane le Cretos//DOP 23/24 (1969–1970), ill. 77). 1387 Анализом сюжетов специально занимались, однако первоначально сцены Анастасиса рассматривались суммарно с Гробом Господним как сюжет Вознесения, что иконографически не оправдано. См.: Порфиридов Н. Г. Древнерусская мелкая каменная пластика и ее сюжеты//СА. 1972, с. 164. В своде Т. В. Николаевой учтено 48 иконок, включающих сюжет Гроб Господень и/или Жены-мироносицы. В последующие годы их число увеличилось: Пуцко удалось обнаружить экземпляр в Иркутском музее (опубликованная фотография неудовлетворительна: Пуцко В. Г. «Гроб Господень» в каменной пластике средневекового Новгорода//ППС. Вып. 98. СПб, 1998, табл. 1:4), еще два найдены при археологических раскопках в древнем Плесе и на посаде в Москве (маленький фрагмент: Векслер А. Г. Находка каменной иконки на Старом Гостином дворе в Москве//РА. М., 2001. 1, с. 115–116; кроме того, в Москве же был обнаружен образок новгородского типа со сценой «Сошествия во ад», Николой и Стефаном: Векслер А. Г., Медынцева А. А. Новая находка каменного образка при раскопках на Великом Посаде Москвы//КСИА. Вып. 211. М., 2001, с. 108–113). Таким образом, их теперь более 50, то есть сюжет представлен примерно на 12% всех известных каменных образков Руси (в своде Николаевой 380 номеров и 3 ненумерованные описания, но за прошедшие годы число находок увеличилось на 10–20 экз. Если пользоваться сводкой Пуцко, из которого убрана часть иконок как «неновгородских», цифра окажется сопоставимой, ок. 10%). Это очень много, так как ни один другой сюжет, включая Распятие (36–37 экз.), не достигает этого порога. Сопоставимы только «Семь отроков Эфесских», но и их вдвое меньше (21), далее следует «Сошествие во ад» (14), «Благовещение» (10). Прочие сюжеты не выходят из десятки.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

885 Кудрявцев М. П. Москва – Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994; Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. М., 2010. 886 Баталов А., Вятчанина Т. Образ Иерусалимского храма в архитектуре московского государства XVI-XVII вв.//Архитектура и строительство Москвы. 1988. 6. С. 20–23. См. также: Баталов А. Л. Гроб Господень в замысле «Святая Святых» Бориса Годунова//Иерусалим в русской культуре. М., 1994. С. 154–171. 890 Арсений (Суханов) , иеромонах. Проскинитарий хождение старца Арсения Суханова в 7157 году во Иерусалим и в прочие святые места для описания святых мест и греческих церковных чинов//ППС. СПб., 1889. Т. 7. Вып. 3 (21); Записки русских путешественников XVI-XVII вв.//Сост. и коммент. Н. И. Прокофьева, Л. И. Алёхиной. М., 1988. 892 Каган М. Д. Арсений//Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1992. Вып. 3 (XVII в. ). Ч. 1. С. 98–103. 894 Noradounghian G., effendi. Recueil d’Actes Internationaux de l’Empire Ottoman. Paris-Leipzig-Neuchatel. T. 1. 1300–1789. 1897; T. 2. 1789–1856. 1900; T. 3. 1856–1878. 1902; T. 4.1878–1902. 1903. 902 Там же. С. 518. – Аналогично, в письме к самому Петру Никитин призывал царя: «Вали неприятеля на оборону Креста Христова, чтоб, заслужив себе на свете несмертельной (бессмертной) славы Старого Иерусалима, Земли Святой, кровию Христовой за нас окропленной, доступивши, добился и вечного венца и Нового Иерусалима (т. е. царствия небесного)» (там же, С. 622). 905 См., например: Stavrou Th. G. Russian Interests in Palestine. 1882–1914. Thessaloniki, 1963. P. 14–15. 907 Каптерев Η. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. М., 1885; Изд. 2. Сергиев Посад, 1914. С. 369. – Подробнее о дипломатической борьбе за святые места при заключении Карловицкого трактата см. в книге греческого историка Никифора Мосхопулоса «Святая Земля» (Moschopoulos N. La Terre Sainte. Athens, 1957. P. 188–193). 911 Понырко Н. В. Сочинение старца Леонтия и школа протопопа Аввакума//ТОДРЛ.Л., 1976. T. XXXIII. С. 156–163.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Петра Афонского и др. и подвизавшихся в них старцев (Хождение Игнатия Смолянина//ППС. 1887. Вып. 12. (Т. 4, вып. 3). С. 26). Несмотря на материальное неблагополучие, в кон. XIV в. В. Л. содержала трапезную для бедных и больницу для прокаженных недалеко от храма св. Бессребреников (Там же. С. 25-26). В 1-й пол. XV в. В. Л. не получала значительных новых дарений; прежние владения и привилегии мон-ря подтверждали имп. Иоанн VII (хрисовул 1404 г.), имп. Иоанн VIII (простагма 1428 или 1443 г.), деспот Димитрий II Палеолог (1429) (Actes de Lavra. Pt. 3. N 155, 166). Игум. В. Л. Моисей в числе 3 представителей Афона присутствовал на Ферраро-Флорентийском Соборе , где обсуждалась церковная уния (1438-1439). Он и представитель Ватопеда Дорофей подписали буллу папы Евгения IV , утверждавшую унию Церквей, однако большинство афонских мон-рей не признали ее и остались верными Православию. Монахи В. Л. и Ватопеда также вскоре отвергли определения Ферраро-Флорентийского Собора и примат папы. В XV в. в карейской келлии св. Архангелов (Ягари) подвизались прп. Филофей, старец Дионисий Ягарис и их ученик прп. Нектарий Битольский († 1500) (Афонский Патерик. Ч. 2. С. 401-406). Великая Лавры. Фотография. 70-е гг. XIX в. Во время тур. владычества на Афоне В. Л. и др. мон-ри платили туркам налоги как со своих доходов, так и с прибыли от всех подворий. При этом В. Л. вместе с Ватопедом и Иверским мон-рем платила налоги не только за себя, но и за др. небольшие афонские обители. Эти суммы выплачивались благодаря поддержке молдав. и валашских правителей. Валашский господарь Нягое Басараб (1512-1521) предоставил В. Л. ежегодную денежную помощь в размере 200 талеров, подарил церковную утварь и облачения, на его средства был отремонтирован кафоликон и построена усыпальница ( Μαμαλκης. Σ. 235). Валашский господарь Влад Винтилэ определил сумму пожертвований В. Л. в размере 2 тыс. аспр ежегодно (1535), молдав. господари Петру Хромой - в 6 тыс. аспр (1579), Иеремия Могила (Мовилэ) - в 5 тыс. аспр ежегодно (1598), а Гавриил Могила увеличил сумму до 15 тыс.

http://pravenc.ru/text/150059.html

И. В., сокрушаясь, что «даже если язык молчит о нем, то чудеса говорят» (Ibid. 39), бежал ок. 365 г. на Кипр. Сначала он подвизался близ Пафоса, но и здесь многочисленные посетители досаждали ему. Спустя 2 года Исихий нашел ему труднодоступное место в горах, где росли фруктовые деревья (плодов к-рых он, однако, не ел) и был источник. Также здесь были руины старинного храма, в к-ром обитали демоны, оглашавшие окрестности криками днем и ночью. Местность понравилась И. В., и он провел там последние 5 лет жизни (Ibid. 43). Здесь в 367 г. его навестил Епифаний, с которым тот познакомился еще в монастыре св. Илариона близ Газы. И. В. предсказал ему избрание архиепископом Кипрским (Vita S. Epiphanii. 33//PG. 41. Col. 66). Перед смертью И. В. распорядился о немедленном погребении, чтобы местные жители не смогли сделать его мощи предметом поклонения. В момент смерти И. В. Исихий находился в Палестине, однако, узнав о смерти наставника, вернулся на Кипр и, обманув бдительность местных жителей, охранявших могилу, увез тело И. В. в Палестину, в мон-рь св. Илариона, где оно и было похоронено. Однако и на месте первоначального погребения преподобного на Кипре продолжали совершаться чудеса ( Hieron. Vita Hilar. 47). Ист.: BHG, N 751-756n; BHO, N 380-382; BHL, N 3880; PL. 23. Col. 29-64; PG. 65. Col. 164, 241; ActaSS. Oct. T. 9. P. 43-59; Rossi F. Vita di St. Ilarione e Martirio di St. Ignazio vescovo d " Antiocha: Transcritti e tradotti dai Papiri Copti del Museo di Torino//Memorie della Reale Accad. delle Scienze di Torino. Torino, 1888. Ser. 2. Pt. 38. P. 7-52, 75-94; Житие прп. отца нашего Иллариона Великого/Пер.: И. Помяловский//Палестинский патерик. СПб., 1893. Вып. 4; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 5. Σ. 82-136; Apopht. Patr. (Guy). Т. 1. P. 192-193; Т. 3. P. 12-13. Лит.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 16-43; Феодосий (Олтаржевский), иером. Палестинское монашество с IV до VI в.//ППС. 1896. Т. 15. Вып. 2(44). С. 4-23; Nau F. St. Jérôme hagiographe//ROC. 1900. Vol. 5. P. 654-659; Winter P. Der literarische Character der «Vita beati Hilarionis des Hieronymus». Zittau, 1904; Labriolle P., de. Vie de Paul de Thèbes et vie d " Hilarion. P., 1907; Strout R. F. The Greek Versions of Jerome " s Vita Sancti Hilarionis//Studies in the Text Traditions of St. Jerome " s Vitae Patrum/Ed. W. A. Oldfather et al. Urbana, 1943. P. 312-332; Gordini G. D. Ilarione//BiblSS. Vol. 7. Col. 731-733; Camelot P.-Th. Hilarion de Gaza//DHGE. T. 24. Col. 471-472.

http://pravenc.ru/text/389213.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010