1882. Т. 1. Вып. 2(2). С. 31). Согласно Евсевию, «самую вершину этой горы увенчала она (Елена.- Авт.) священным домом церкви и храмом. Там, в той самой пещере, по свидетельству предания, Спаситель всех посвящал Своих учеников в неизглаголанные тайны» ( Euseb. Vita Const. III 43). Во время археологических раскопок, производившихся Л. Ю. Венсаном в 1910 г. и доминиканцами в 1918 г. ( Vincent, Abel. 1926. Vol. 2. P. 337-360), были обнаружены на территории совр. мон-ря Pater Noster (Отче наш) следы фундамента храма. Он состоял из внутреннего двора с колоннадами и базилики (30×19 м, ширина нефов 4-11,4 м, расстояние между колоннами 4 м, глубина апсиды 4 м, толщина стен до 1,5 м), построенной по общему плану базилик того времени (Рождества Христова в Вифлееме , Успения Пресв. Богородицы в Гефсимании). Елеона была разрушена при персид. нашествии (614). Никто из ранних паломников не связывал ее с местом, где Господь научил апостолов молитве «Отче наш»; эта традиция возникла в эпоху крестоносцев. Совершенно др. локализацию Елеоны - на территории рус. Вознесенского мон-ря - предложила в 1939 г. Е. С. Лукьянова (см. подробнее в ст. Елеонский Вознесенский русский монастырь ). Храм Вознесения Господня (Имвомон) был построен на месте Вознесения Спасителя между 330 и 378 гг. римлянкой Пименией. По описанию Аркульфа (ок. 670), это была «большая круглая церковь, вокруг которой идут три сводчатые портика, сверху крытые: внутреннее сооружение этой церкви без крыши и без свода и стоит под открытым небом, на чистом воздухе; в восточной части этого сооружения находится алтарь, покрытый узкой крышей» ( Аркульфа рассказ о св. местах, записанный Адамнаном ок. 670 г./Пер.: И. В. Помяловский//ППС. 1898. Т. 17. Вып. 1(49). С. 76-77). Описание Аркульфа, повторенное Бедой Достопочтенным и Петром Диаконом, подтверждается раскопками, проведенными францисканцами под рук. В. Корбо в 1959 г. Диаметр церкви составлял ок. 25 м. Терраса, открывавшая вид на Иерусалим, заканчивалась мраморной лестницей, спускавшейся к Кедрону.

http://pravenc.ru/text/189763.html

München, 1976. S. 267–270. Коваль В. Ю. Керамика средневековой Сирии в Восточной Европе//Поливная керамика Средиземноморья и Причерноморья X–XVIII вв. Киев, 2005. C. 223. Майков Л. Н. Старинные русские паломники в издании Православного Палестинского общества. СПб., 1884. С. 12. Там же. С. 13. Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв./Сост. текста, вступ. статья, коммент. Н. И. Прокофьева. М., 1984. С. 417, 418. Прокофьев Н. И. Русские хождения XII–XV вв.//Ученые записки Московского государственного пединститута. Т. 363. М., 1970. С. 212–217. Русский феодальный архив. Вып. 2. М., 1986. С. 306–307. Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 233. Книга хожений… С. 418. Хожение гостя Василья. С. 8. Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М., 1996. С. 299. Хожение гостя Василья. С. 1, 14. Голубцова М. А. К вопросу об источниках древнерусских хождений в св. землю//Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских (далее – ЧОИДР). 1911. Кн. 4. С. 1–78; Адрианова-Перетц В. П.Путешествия XVI в.//История русской литературы. Т. 2. Ч. 1. М.; Л., 1945. С. 512—514; Белоброва О. А. Позняков Василий//СККДР. Вып. 2. Ч. 2: Л–Я. Л., 1989. С. 296–297; S еетапп К. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. S. 281–288, 436, 451. Житенев С. Ю. Указ. соч. С. 309–320. См. последнее издание этого хожения: Библиотека литературы Древней Руси (далее – БЛДР). Т. 10. СПб., 2000. С. 48–93. Решетова А. А. Древнерусская паломническая литература XVI–XVII веков (история и поэтика). Рязань, 2006. БЛДР. Т. 10. С. 48. Там же. С. 88. См.: Святые места вблизи и издали. Путевые заметки русских писателей I половины XIX в./Сост. К. Ургузова. М., 1995. С. 190, 273; Берг Н. В. Иерусалим. М., 1997. С. 78. БЛДР. Т. 10. С. 70, 72. Россия и греческий мир в XVI веке. В 2 т./Отв. ред. С. М. Каштанов; Подгот. к публ. С. М. Каштанова, Л. В. Столяровой, Б. Л. Фонкича. Т. 1. М., 2004. 141 –143. С.289 –293,315. Хождение Трифона Коробейникова/Под ред. Х. М. Лопарева//Православный палестинский сборник (далее – ППС).

http://sedmitza.ru/lib/text/6251265/

309. Также см. в «Сказании о мученичестве святых отцев»: «...Производились удары в било ( κρουσμτων те  хал  σημαντηρων  γινομνων), и мы слышали удары в дерево, как бы возвещающие присутствие смерти ( ως θαντου  παρουσας το ξλου τα  κροσματα  α)» (ППС. Вып. 57. С. 8). Прп. Иоанн Кассиан сообщает о том, что в обязанности кого-либо из братьев входило будить остальную братию на ночную службу при помощи тех же ударов по дереву, причем делал он это «по рассмотрении положения зbeзд» (Jean Cassien 1965. P. 88.17.1–9). Опоздавшие на ночную службу до окончания первого псалма, а на дневную – до начала второго, не допускались на богослужение и должны по выходе братии просить прощения, кланяясь до земли (Ibid., 71.7.1–72.7.30). Так называемое «клепание», то есть «ударение в било», могло входить в обязанности канонарха, как в житии прп. Саввы, или парекклесиарха, либо «кандилапта». Со временем появляются различные била: великое – μγα, бить в него – «ударять в тяжции», малое – μικρν, и железное или медное – σιδερν, χαλκν; появляются и различные правила, регламентирующие, в каких случаях и в какие моменты службы в какое из бил ударять. С древних времен регламентировалась также внутренняя сторона данного служения. Еще устав прп. Пахомия Великого предписывает в 36-м правиле: «Кто ударяет в било перед обедом или молитвою, должен иметь назидательное размышление во время ударения (meditetur in percutiendo)» (Pachomius 1932. P. 22.3–4), а «Житие прп. Кириака Отшельника» сообщает о том, что он «не переставал бить в било в лавре к ночному псалмопению до тех пор, пока не окончит стихогласовать «Непорочны " » (Kyrillos 1929. Р. 227.4–6; рус. пер.: ПП. Вып. 7. С. 7). 19 . ...в некоем строении –  Πιζολιον – слово, отсутствующее в старых и новых словарях и лексиконах. An. Boll., приводя это слово в списке греко-варварских слов, дает перевод «vestibulum» – «вестибюль», комнатка, преддверие, передняя в доме; Флюзен, однако, поясняет это слово не как «комнатка», а как «домик», edicule – небольшое строение между входом во двор и самим дoмoм (Flusin 1992. Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

искусства и образования: Мат-лы VIII Междунар. науч. конф. («Никитские чтения»). Вел. Новг., 2008. С. 104-111; он же. Создание и развитие Орловского отделения ИППО//ППС. 2012. Вып. 108. С. 187-193; он же. Апостол Вятичей: К 900-летию мученической кончины св. Иоанна Кукши//Родина. М., 2013. 11. C. 126-128; он же. Влияние самодержавных традиций на развитие православия в Орловском крае//Православие и самодержавие в ист. судьбе России и Орловского края: Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. Орёл, 2014. С. 11-17; он же. Репрессивная политика советской власти в отношении РПЦ на территории Орловской губ. в годы гражданской войны и после ее окончания//Совр. проблемы регионалистики: II Мерцаловские чт. Орёл, 2017. Т. 1. С. 244-248; Неделин В. М., Ромашов В. М. Архит. древности Орловщины. Орёл, 1998; Ермаков В. П. Орловское церковное ист.-археол. об-во//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. 1999. Вып. 1(4). С. 8-17; Краюхин Д. А. Новомученики Орловские: (Епископы Орловской епархии, пострадавшие в годы советской власти)//Там же. С. 150-179; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; он же. РПЦ при Сталине и Хрущеве: (Гос.-церк. отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М., 1999; он же. Нацистская Германия и правосл. Церковь: Нацистская политика в отношении к правосл. Церкви и религ. возрождение на оккупированной территории СССР. М., 2002; он же. Еп. Алексий (Буй) и движение истинно-православных в Воронежской епархии//Ист.-религиоведческие исслед. Воронеж, 2014. 1. С. 98-123; Ерёмин В. П. Православные церкви и мон-ри г. Орла//Сб. Орловского церк. ист.-археол. об-ва. 2001. 2(5). С. 229-294; Неделин В. М. Орёл изначальный, XVI-XVIII вв. Орёл, 2001; он же. Древние города земли Орловской XII-XVIII в.: История, архитектура, жизнь и быт. Орёл, 2012; «Обновленческий» раскол; Усов Н. Н. Источник Воды Живой: Священноисп. прот. Георгий Коссов. М., 2004; Болхов - город церквей: Очерки истории и святыни. СПб., 2005; Власов В. А. Духовные пастыри. Орёл, 2005; Мищенко А. К. Вечный круг календаря земли Орловской.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУРДИГАЛЬСКИЙ ИТИНЕРАРИЙ [лат. Itinerarium Burdigalense; Бордоский путник - название, закрепившееся в рус. научной лит-ре], древнейшее сохранившееся описание паломничества в Св. землю, датируемое 333 г. Считается, что его анонимный составитель был жителем Бурдигалы (совр. Бордо), поскольку он начал свой путь из этого города. В основу этого памятника положен рим. итинерарий (дорожник), в начале автор Б. и. дает лишь краткие сообщения о пройденных милях, перечень станций и гостиниц. Достигнув Св. земли, он описывает увиденные им в пути святыни, ставшие впосл. основными центрами паломничества: Птолемаиду (Акко) , гору Кармил, Кесарию Палестинскую, Скифополь (Беф-Сан) , Неаполь (Сихем, совр. Наблус), гору Гаризим, Иерусалим, Вифанию, Иерихон, Мёртвое м., Иордан (место Крещения), Вифлеем, Мамврийский дуб около Хеврона, Хеврон, Иерусалим, Никополь (Амуас) , Лидду, Антипатриду, вновь Кесарию Палестинскую. Описание святых мест в Б. и. содержит ряд уникальных сведений, не встречающихся в др. источниках. Часто в этом памятнике отражены древние традиции, напр. предание, согласно к-рому Преображение Господне произошло на Елеоне, а не на горе Фавор. Автор описывает 4 существовавшие в тот момент постройки имп. Константина Великого : храм Гроба Господня в Иерусалиме (завершенный, но еще не освященный), базилики Рождества Христова в Вифлееме, на Елеоне и на месте явления Св. Троицы Аврааму близ Хеврона. Текст Б. и. дошел до нас в ранних списках, относящихся к VIII-IX вв. (Veronensis LII VIII-IX вв.; Sangallensis 732, IX в.; Paris. BNF. Lat. 4808, IX в., и др.). Изд.: Бордосский путник 333 г.//ППС. 1882. Т. 1. Вып. 2. (Вып. 2); Itinerarium Burdigalense//Itineraria et alia Geographica. Turnholti, 1965. P. 1-26. (CCSL; 175). Лит.: Leclercq H. Itinéraires//DACL. T. 7. Col. 1853-1858; K ö tting B. Peregrinatio religiosa. Münster; Regensburg, 1950. S. 89-110, 345-353; Gelsomino R. L " Itinerarium Burdigalense//Vetera Christianorum. 1966. T. 3. P. 161-208; Williamson J. Egeria " s Travels. L., 1971. P. 153-163; EEC. Vol. 1/5. P. 427. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства

http://pravenc.ru/text/Бурдигальский ...

Особенностью почитания И. О. в большинстве древних вост. Церквей является наличие особого праздника Благовещения И. О. (явления ему ангела - Мф 1. 20-21). Эфиопская Церковь отмечает его в 16-й день месяца сане (10 июня), Халдейская - в 1-е, а Сирийская яковитская и Маронитская - во 2-е воскресенье перед Рождеством. Армянская Апостольская Церковь отмечает память И. О. в 6-й понедельник после Воздвижения Креста. Сохранилась сирийская поэма V в., входившая в состав вечерних богослужений церквей, расположенных в районе Юго-Вост. Турции, Сирии и Сев. Ирака. Поэма представляет собой обширный эмоциональный диалог между Пресв. Богородицей и И. О., обвиняющим Ее в супружеской неверности, но в конце поверившим в Ее целомудрие ( Brock S. P., transl. Bride of Light: Hymns on Mary from the Syriac Churches. Kottayam, 1994. P. 146-160). В том же веке похожий диалог был введен свт. Проклом К-польским в проповедь, посвященную Пресв. Богородице ( Proclus CP. Or. VI 9//PG. 65. Col. 736-737). Храмы, построенные во имя Иосифа Обручника Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в. Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в. Сооружение известного древнейшего храма во имя Иосифа Обручника церковное Предание относит к 20-м гг. IV в. В одном из Житий равноапостольных Константина и Елены (VIII в.; BHG, N 364) говорится, что на Поле Пастушков ( Бейт-Сахур ) эта святая построила ц. во имя Пресв. Богородицы и И. О. (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест/Пер.: В. Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2. (Вып. 11). С. 261). В нач. XII в. игум. Даниил описал руины базилики св. Иосифа Обручника на Поле Пастушков («Хожение» игум. Даниила. 2007. C. 70). К визант. периоду относится сооружение приделов И. О. в базилике Рождества Христова в Вифлееме и в ц. Благовещения в Назарете. В это же время начинают возникать храмы, отмечающие места пребывания Св. Семейства в Египте - в особенности в Гермополе и Гелиополе ( Filas. 1944. P. 94). О существовании храмов или часовен И. О. в К-поле ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

XV в. ( Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима//ЧОИДР. 1901. Кн. 2. Смесь. С. 7-14). Одновременно с Игнатием Смольнянином К-поль по торговым делам («куплею») посетил диакон (дьяк?) Александр; его лапидарный перечень цареградских святынь включен в Новгородскую IV летопись в конце статьи 1395 г. (ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1. С. 376-378). Конечно, далеко не все паломники оставляли записки, и в действительности их круг шире; так, к их числу в посл. четв. XIV - нач. XV в. следует отнести и прп. Епифания Премудрого, к-рый в своем Житии прп. Сергия Радонежского в заключительной похвале святому замечает, что Сергий «не взыска Царьствующаго града, ни Святыа горы или Иерусалима, якоже аз, окаанный… полъзаа семо и овамо, и преплаваа суду и овуду» (БЛДР. 1999. Т. 6. С. 404), из чего можно заключить, что прп. Сергий, как и мн. отцы Церкви, не одобрял монашеских П. Проблематична принадлежность прп. Епифанию сказания о пути к Иерусалиму через К-поль и Афон рубежа XIV и XV вв., которое надписано именем некоего Епифания «мниха» (ППС. 1887. Т. 5. Вып. 3(15)) и выказывает текстуальную зависимость от «Хождения» архим. Агрефения. Последним известным рус. П. до падения К-поля в 1453 г. стало путешествие иеродиакона Троице-Сергиева мон-ря Зосимы, посетившего кроме К-поля также Афон и Иерусалим (1419-1422). Из сочинения Зосимы под названием «Книга, глаголемая Ксенос, сиречь Странник», видно, что его паломнический замысел разрастался постепенно: после молитв у мощей преподобных Антония и Феодосия Печерских в Киеве Зосима задумал двинуться в Царьград, по дороге завернув на Св. Гору и в Солунь к св. Димитрию; в Царьграде же у него рождается мысль о П. на Св. землю. Все это характеризует Зосиму скорее как не стесненного в средствах паломника, чем как церковного посла: с предположением, будто Зосиме было поручено провести переговоры с патриархом о готовившемся прославлении прп. Сергия Радонежского ( Ченцова В. Г. О причинах путешествия рус. паломника XV в. Зосимы на христ. Восток//Иностранцы в Византии.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

столетий утратили государственность и смогли сохраниться как этнос во многом благодаря Армянской Апостольской Церкви . Лит.: Тер-Саакян К. Армянские императоры Византии. Венеция, 1905. 2 т. (на арм. яз.); Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908. Ереван, 19712; он же. О происхождении армян-цатов//HAms. 1912. N 5; idem. Études arméno-byzantines. Lisbonne, 1965; Laurent J. L " Arménie entre Byzance et l " Islam depuis la conquête arabe jusqu " en 886. P., 1919. Lisbonne, 1980; idem. Études d " histoire arménienne. Louvain, 1971; Бартикян Р. М. Два послания Григория Магистра Пахлавуни (XI в.) относительно еретиков-тондракитов//ППС. 1962. Вып. 9 (72). С. 133-140; он же. 101-е и 139-е письма К-польского Патриарха Николая Мистика, адресованные Ованесу Драсханакертци и царю Смбату I//ИФЖ. 1966. 4 (35). С. 251-256; он же. Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для армяноведения. Ереван, 1970; Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa, 1963; Кучма В. В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии в кон. IX-X в.//Визант. очерки. М., 1971. С. 86-97; Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Визант. империи в XI-XII вв. Ереван, 1975; Vryonis Sp. Patterns of Population Movement in Byzantine Asia Minor 1071-1261//XV Congr. Intern. des études byzantines: Rapports. Athènes, 1976; Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977; Кавказ и Византия: Сб. ст. Ереван, 1978-1988. Вып. 1-6; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи (XI в.). Ереван, 1980; она же. Армяно-визант. контактная зона (X-XI вв.). М., 1994 [Библиогр.]; она же. Повествования о делах армянских, VII век:. Источник и время. М., 2004; Μπαρτικιν Χρ. Βυζντιον κα Αρμενα//Βυζαντιν. 1983. Τ. 12. Σ. 431-462 [Библиогр.]; Юзбашян К. Н. Армянские гос-ва эпохи Багратидов и Византия, IX-XI вв. М., 1988 [Библиогр.]; Исканян В. К. Армяно-визант. отношения в IV-VII вв. Ереван, 1991 (на арм. яз.); L " Arménie et Byzance: Histoire et culture. P., 1995; Bartikian Hr. Studia Armeno-Byzantina. Yerevan, 2002. 2 vol. Е. Д. Джагацпанян Византия и Грузия

http://pravenc.ru/text/372678.html

1758 Герстелъ Ш. Чудотворный Мандилион. Образ Спаса Нерукотворного в византийских иконографических программах//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси, с. 76–77. 1760 Лазарев В. Н. Новый памятник станковой живописи XII века и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве//Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 68. 1761 Riant R. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Vol. 1–2. Genevae, 1887; Лопарев X. M. Книга Паломник. Сказание мест Святых во Царьграде Антония, Архиепископа Новгородского в 1200 году//ППС. Т. XVII, вып. 3. СПб., 1899, с. LXXXV–CIII. 1762 Пятницкий Ю. А. Обзор поствизантийских памятников в России (по данным архивных и печатных источников)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXIII. Л., 1991, с. 60. 1763 Маковский М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996, с. 197. 1764 Grabar A. Le thème du gisant dans Part byzantin//Cahiers archéologiques 29 (1980–1981), р. 143–156. Это наблюдение, высказанное А. Грабаром, приводится в статье: Соколова И. М. О резных раках соловецких чудотворцев//Древнерусская скульптура. Проблемы и атрибуции/Ред.-сост. А. В. Рындина. М., 1991, с. 69–70. 1765 Памятник имеет значительную библиографию: Государственная Третьяковская галерея. Древнерусское искусство X – начала XV века. Каталог собрания. Т. I. М., 1995, 92. Среди научных исследований скульптуры необходимо отметить: А. В. Рындина. Балканские аспекты в исследовании статуи «Никола Можайский»//Искусство Византии и древней Руси. К столетию со дня рождения А. Н. Грабара. Международный симпозиум. 24–26 сентября 1996 г., Москва/Тез. докл. СПб., 1996, с. 53–55; она же. Скульптурная икона «Никола Можайский» XIV века. О месте образа в символическом пространстве храма//Иконостас, происхождение, символика. Ме- ждунар. симпозиум. 4–6 июня 1996 г., Москва/Тез. докл. М., 1996, с. 44–47. 1766 Это, прежде всего, иконы в собрании Третьяковской Галереи. Икона «Никола Можайский, с житием», первой четверти XVI в. (атрибуция Н. В. Розановой ) из церкви села Воинова Владимирской области; 105x79; инв. ДР 387 – Ростово-Суздальская школа живописи. Каталог выставки. М., 1967, 91, ил. 74. Икона «Никола Можайский» середины XVI в. (атрибуция Л. В. Ковтыревой) из Троице-Сергиевой лавры, которая до последнего времени связывалась с именем князя Ивана Андреевича Можайского; 29x20; инв. 17295 – Антонова В. И., Мнева Н. Е. Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи XI–XVIII века. Опыт историко-художественной классификации. М., 1963. Т. I. 259. Икона «Никола Можайский» XVI в. в собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника, по преданию, благословение преподобного Сергия Радонежского при крещении родоначальника семьи Воейко Войтеговича; 33,3x26; инв. 5025 – Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977, 198.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подытоживая настоящее исследование, нужно еще раз отметить, что при митрополите Киприане в русском богослужебном чине происходят существенные преобразования, обязанные своим происхождением тринитарной традиции афонского исихазма. Так, в эпиклезис вошел тропарь третьего часа, который был призван акцентировать особую роль Святого Духа, равно как и участие всей Святой Троицы в таинстве освящения Св. Даров. Главенство Святого Духа в таинстве Евхаристии подчеркивают слова священнического благословения в начале анафоры: « Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами ». В богословском сочинении свт. Филарета (Дроздова) «Рассуждение о времени преложения Св. Даров» (1847 г.) прямо указано, что « призывается Дух Святый , как совершитель пресуществления ». Эти литургические нововведения митрополита Киприана во многом предопределили все дальнейшее развитие иконографии Святой Троицы, неразрывно сопряженной с евхаристическим таинством. Хожение инока Зосимы/Под ред. Х.М. Лопарева.//ППС. Т. 8. Вып. 3. Кн. 24. СПб, 1889. Никольский Н.К. Послание архимандрита Печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила//ИОРЯС. Т. 8. Кн. 2. СПб, 1903. Сс. 65-68. Подробнее см.: Ульянов О.Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В.Т. Пашуто и IV А.А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. БАН. 31.7.30. Л. 587. Рис. 1175. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1993. Т. V. С. 315. Прим. 249. Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//Православный Палестинский сборник. Спб., 1887. Вып. 3. Т. 4. С. 33. Григорович-Барский В. Первое посещение Святой Афонской Горы. СПб., 1884. Сс. 92-93. АИ. Т. 1. 253. Сс. 474-482; РИБ. Т. 6. Спб., 1880. 32. Стб. 243-270. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Сс. 266-270. Об Иоанне-Иоасафе Кантакузине см.: Максимович Л.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010