Во избежание недоразумений поясним словами прп. Максима Исповедника, что «соединениями» называются «непостижимые знания о том, что относится к божественной сущности», а «разделениями» — «воипостазированные покланяемые существования» (Максим Исповедник, Схолии к «О божественных именах», 2, 4). Иными словами «божественные соединения» — суть признаки и свойства сущности, объединяющей собой ипостаси; а «божественные разделения» — различные тропосы существования ипостасей, а также многие созерцаемые различно энергии Божества или содержащиеся в Нем многообразные логосы, соответствующие многообразию тварного мира и Божию о нем промыслу и суду: «Итак, когда исключим то высшее и апофатическое богословие Логоса, согласно которому Он ни называется, ни помышляется, ни есть совокупность того, что относится к признакам чего–либо другого, как сверхсущностный, а также никем и никоим образом не причаствуется, то будет, что многие логосы являются Одним Логосом, а Один — многими: по благолепному творческому и содержительному [т. е. удерживающему в бытии] исхождению Один — многими; а по возведению и промыслу, возвращающему и направляющему к Вседержительному Началу или Центру, содержащему в себе начала всех [исходящих] из него прямых и всех их собирающему [воедино], многие — Одним» (Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, 2. PG 91 1081ВС (р. п.: Преподобный Максим Исповедник. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия ( Амбигвы). Пер. с греческого и примечания архимандрита Нектария. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. С. 68). 3  Т. е. от Святого Духа (ср. Деян. 2, 3). 4  2 Тим. 2, 15. 5  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 4//Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя; Издательство Олега Абышко, 2002. С. 250–252 (р. п.: Там же. С. 251–253). 6  Там же, 2, 5. С. 258–260 (р. п.: С. 259–261). 7  Это произведение Ареопагита не сохранилось. 8  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 2, 7. С. 262 (р. п.: С. 263).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г.М. Прохорова. СПб., 2002. С. 429. 14 Быт. 1, 31 . 15 Афинагор. Прошение о христианах 13; Григорий Палама. Сто пятьдесят глав 22 и др. 16 Тертуллиан . Против Гермия 29. 17 Святитель Ириней Лионский. Против ересей 2.25. 18 См.: Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав 22, 23. 19 Святитель Григорий Палама. Сто пятьдесят глав 23, пер. А. И. Сидорова , цит. по изд.: Богословские труды. Вып. 38, 2003. С. 27. 20 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 125 к «О Божественных именах», цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г.М. Прохорова. СПб., 2002. С. 367. 21 Преподобный Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии 2.3, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 29. 22 Преподобный Дионисий Ареопагит. О Божественных именах 4.7, цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер. Г. М. Прохорова. СПб., 2002. С. 315. 23 Быт. 2, 8–14 . 24 Быт. 2, 9 . 25 Преподобный Максим Исповедник. Вопросы и недоумения 44, цит. по изд.: Прп. Максим Исповедник. Вопросы и недоумения/Пер. с древнегреч. Д. А. Черноглазова; науч. ред. Г. И. Беневич; отв. ред. Д. А. Поспелов. М., 2010. С. 102–103. 26 Краткое житие Ефросина-повара, 370–371, перевод С. Поляковой, цит. по изд.: Жития византийских святых. СПб.: Corvus, Terra Fantastica, 1995. С. 370. 27 1Кор. 2, 9 . 28 Имеется в виду – переводится с еврейского языка. 29 Преподобный Никита Стифат. Трактат о Рае 3, цит. по изд.: Священник Николай Ким. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб., 2003. С. 91. 30 Быт.1:27 . 31 Святитель Григорий Нисский. Большое огласительное слово 6, цит. по изд.: Григорий Нисский, святитель. Догматические сочинения: в 2 т. Краснодар: Текст, 2006. Т. 1. С. 19. 32 Преподобный Максим Исповедник. Схолия 138 к «О Божественных именах», цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Сочинения. Максим Исповедник. Толкования/Пер.

http://azbyka.ru/krasota-soglasno-pravos...

Гонорий III (Ченчио Савелли), 1216.VII.18 – 1227.III.18 Григорий IX (Уголино, граф Сеньи), 1227.III.19 – 1241.VIII.22 Целестин IV (Гоффредо Кастильоне), 1241.Х.25 – 1241.XI.10 Иннокентий IV (Синибальдо Фиески), 1243.VI.25 – 1254.XII.7 Александр IV (Ренальдо, граф Сеньи), 1254.XII.12 – 1261.V.25 Урбан IV (Жак Панталеон), 126l.VIII.29 – 1264.Х.2 Климент IV (Ги Фулькоди), 1265.II.5 – 1268.XI.29 Св. Григорий Х (Тебальдо Висконти), 1271.IX.1 – 1276.I.10 Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа), 1276.I.21 – 1276.VI.22 Адриан V (Оттобоно Фиески), 1276.VII.11 – 1276.VIII.18 Иоанн XXI (Пьетро Юлиани), 1276.IX.8 – 1277.V.20 Николай III (Джованни Гаэтано Орсини), 1277.XI.25 – 1280.VIII.22 Мартин IV (Симон де Брион), 1281.II.22 – 1285.III.28 Гонорий IV (Джакомо Савелли), 1285. IV.2 – 1287.IV.111 Николай IV (Джироламо Маши), 1288.II.22 – 1292.IV.4 Св. Целестин V (Пьетро дель Мурроне), 1294.VII.5 – 1294. XII.13 Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани), 1294.XII.24 – 1303.X.ll Бенедикт XI (Никколо Боккасини), 1303.X.22 – 1304.VII.7 Климент V (Бертран де Го), 1305.VI.5 – 1314.IV.20 Иоанн XXII (Жак Дюэз), 1316.VIII.7 – 1334.XII.4 Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа), (1328.V.12 – 1330. VIII.25) Бенедикт XII (Жак Фурнье), 1334.XII.20 – 1342.IV.25 Климент VI (Пьер Роже), 1342.V.7 – 1352.XII.6 Иннокентий VI (Этьен Обер), 1352.XII.18 – 1362.IX.12 Урбан V (Гильом де Гримор), 1362.IX.28 – 1370.XII.19 Григорий XI (Пьер Роже де Бофор), 1370.XII.30 – 1378.III.27 Урбан VI (Бартоломео Приньяно), 1378.IV.8 – 1389.Х.15 Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа), (1378.IX.20 – 1394.IX.16) Бонифаций IX (Пьетро Томачелли), 1389.XI.2 – 1404.Х.1 Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа), (1394.IX.28 –1417.VII.26) Иннокентий VII (Козимо Мильорати), 1404.Х.17 – 1406.XI.6 Григорий XII (Анджело Коррер), 1406.XI.30 – 1415.VII.4 Александр V (Петр Филарго) (антипапа), (1409.VI.26 – 1410.V.3) Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа), (1410.V.17 – 1415.V.29) Мартин V (Оддо Колонна), 1417.XI.11 – 1431.II.20 Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа), (1423.VI.10– 1429.VII.26)

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Древнее Житие М. Е. («Жизнь и подвиг и покаяние преподобной Марии Египетской, которая была блудницей») сохранилось в 2 рукописях XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 613-621; Bodl. 1. Fol. 448-456) и 4 рукописях XVI-XIX вв. Оно относится к серии аскетических пересказов св. отцов об отшельниках, что явствует из его начала: «Рассказывали нам святые отцы о святой Марии, о том, что Зосиме сердце подсказало войти в пустыню...» Очевидно, эта версия стала источником для более пространной редакции свт. Софрония «Жизнь святой и блаженной Марии Египетской, которая обитала в пустынях Иордана» (нач.: «Скрытие тайн царя есть добро, а проповедь Божиих дел полезно и славно...»). Она была переведена на грузинский язык прп. Евфимием Святогорцем (Мтацмидели) в XI в. и с небольшими расхождениями представлена более чем в 50 рукописях, хранящихся в коллекциях Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. А 1104. Л. 26-97. XI в.; Н 1907. Л. 119 об.- 151 об. XI в.; Н 282. Л. 69-106 об. 1180 г.; Н 2258. Л. 128 об.- 146. XII-XIII вв.; А 613. Л. 45 об.- 48 об. XII-XV вв.; S 1246. Л. 26-56. XVI в., и др.), Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 2. Fol. 142-156. XI в.; 96. Fol. 69-71. XI в.; 23. Fol. 261-272r. XII-XIII вв.; 36. Fol. 69-77. XIII-XIV вв.; 39. Fol. 74v - 88. XIII-XIV вв.; 210. Fol. 74v - 84. XIV-XV вв.), Кутаисского историко-этнографического музея (Кут. 8. Л. 184-199. XVI в.; 38. Л. 807 об.- 814 об. 1579-1612 гг.; 6 рукописей XVII-XVIII вв.) и Зугдидского историко-этнографического музея (Зугд. 3. Л. 43-50 об. 1822-1825 гг.). Синаксарное Житие М. Е. было переведено в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) и в составе Великого Синаксаря дошло в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. iver. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211). К XIX в. относится текст «Кончина прп. Марии Египетской» (нач.: «И вот в некоем монастыре в Палестине жил некий старец, именем Зосима») (НЦРГ. S 449. Л. 167-171). Служба М. Е., написанная Феофаном, была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем и сохранилась под 1 апр. в рукописи XI в. (НЦРГ. Н 2336. Л. 4 об.). Она содержит стихиру на «Господи, воззвах» и 3 песнопения ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 272-274; 2011. Т. 5. С. 408).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

Внутри города жили: Молодые городчане в Нетяглые – поп и дьяк Пищальники Воротники Дворники в своеземц. двор. 7 дворников Всего внутри города жило в 20 дв. 21 человек Но там же переписаны и пустые дворы, и пустые места. Пустых дворов – 6: среди них двор наместника и двор Андрея Федоровича. Пустых мест внутри города – 2. Здесь же находилась Спасская церковь . «Поп Спасский Александр, дьяк Спасский Палка Кузмин сын – живут внутри города (XI, 114). Деревни «церковные Спасские из Орешка изнутри города» (XI. 198), Церковные Спасские деревни из городка из Орешка, что внутри города» (XI, 255) названы в погостах Куйвошском и Келтушском. Деревня «Спасская из города из Орешка» (XI. 286), в Лопском погосте, деревня «Спасских попов из городка из Орешка» (XI. 234) в Корбосельском погосте. На посаде население конечно было обильнее. Так – на Корельской стороне посада в Писцовой книге описаны: Лучших своеземцев в » городск. людей Молодых городчан Нетяглых – поп Пищальников 96 чел. Всего на посаде на Корельской стороне жило в 66 дворах 96 человек. Кроме того на Корельской стороне было 2 пустых двора, и 1 дворовое место, уже отданное. На 256 стр. XI тома, в Келтушском погосте, описаны деревни церковные «Иоанна Святого Предтечи... из городка из Орешка с посада с Корельской стороны»; – ясное указание на то, что на Корельской стороне посада находилась церковь Иоанна Предчечи и – «поп Микула Иванов», живший на Корельской стороне, не был ли попом именно этой церкви. На Лопской стороне посада описаны: Лучшие своеземцы » городчане Молодые » Дворники в своеземн. двор. Поземщики Гр. П. » Т. Гр. Нетяглых Всего на Лопской стороне посада жило в 104 чел. Кроме того, на Лопской стороне было 3 пустых двора, 1 пустой поземный двор. В Теребужском погосте описана деревня (XI. 85) «Пречистыя монастыря из Орешка с Лопской стороны»; в Куйвошском (XI. 196) – «Ореховских монастырей: волостка Пречистыя монастыря, что на Лопской стороне»; в Корбосельском (XI. 234) – «Рождества Пречистые с Лопской стороны»; в Ровдушском погосте – деревни «Пречистые из города из Орешка с Лопские стороны» (XII.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Корни этого различия следует искать у Григория Назианзина ( " Возв., 38.7). Его развитие ведет к богословию св. Григория Паламы. Сравн. В. Лосский, " Мистическое богословие восточной Церкви " , 1957. Цель этого различия заключалась в том, чтобы обеспечить различие между Творцом и творением; смотри П. Шервуд, цит. соч., стр.32 и И. Мейендорф, " Византийское наследие в Православной Церкви " , 1982, стр.191 и далее. 146 Отождествление " апофатического " с " отрицательным " может привести к заблуждению. Смотри неоднократно повторяемое Дионисием выражения " оЩ kat " " (О божеств. именах " , 3.2, ПГ3.869А) " kat¦ " (Посл.. ПГ3.1065А) и т. д., с помощью которых он пытается указать на положительное содержание богословия, которое есть богословие " kaq " " ( " О божеств. именах " , 312). Это — богословие, которое превосходит противопоставление " позитивного " против " негативного " или " знание против невежества " и т. д.. 147 Отметьте важность префикса — sun — в использовании Дионисием " экстасис " ( " О божест. именах " , 3.1–2, ПГ3.681, 684). Это означает общение, в рамках которого сохраняется отличительность каждого партнера. Сравн. Р. Рокэ, " Созерцание " , (прим.68 выше), кол.1899 и далее. 148 Например, Афанасий, " Против ариан " , I.9, 46–48, III.40; Василий, " Против Евн. " 2. 22. Сравни А. Хузау, " Воплощение и общение… " в " Ипеникон " , 45, 1972, стр.457–468. 149 Сравн. Х. Чадвик, " Евхаристия и христология в несторианских спорах " в " Журнале богословских исследований " , 2, 1951, стр.145–164. А также у А. Хуссиу, цит. соч., стр.463 и дал.. 150 Сравн. различие, проводимое св. Кириллом Александрийским между " общением ката фисин (общение Христа с Богом) " и " общением ката метаксин " (наше участие в воплощении). Об этих текстах смотри у Хуссиу, цит. соч., стр.477. 151 Когда идея истории стала переходить (со времен св. Августина) из онтологии в психологию, был подготовлен путь для современного конфликта истории и природы; первая стала исключительной характеристикой человеческого бытия. 152

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

14. Св. Григорий Богослов. Песнопения таинственные. Слово 4-е, о мире//Творения. Ч. 4. С. 188. 15. Св. Иоанн Дамаскин. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения//Творения. СПб, 1913. Т. 1. С. 351. 16. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение С. 176. 17. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… С. 188. 18. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича); прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 23. 19. Прот. Г. Флоровский. Тварь и тварность. С. 24. 20. Св. Василий Великий. Шестоднев//Творения. М., 1900. 4.1. С. 26. 21. Св. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию/Предисл.  С. Л. Епифановича//Творения. М., 1993. Кн. 2. 22. В. Лосский. Мистическое богословие. С. 54. 23. С. Епифанович. Преп. Цит. соч. С. 49-50. 24. Τρποσ — греч. образ, способ, вид. 25. Св. Максим Исповедник. Цит. соч. Вопр. 13. С. 47. 26. Прот. Г. Флоровский. Византийские отцы V-VIII вв. Париж, 1933. С. 205, 224. 27. Св. Григорий Богослов. Слово 43, п.5; Ср.: Ориген. О началах. Кн.2. Гл. 9, п. 6; (цит. по: еп. Сильвестр. Указ. соч. Т. 3. С. 130). 28. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение… Кн. 2. Гл. II. С. 188. 29. Митр. Московский Филарет. Слова и речи. М., 1874. Т. 2. С. 36-37. 30. Цит. по: прот. М. Помазанский. Православное догматическое богословие. Переизд. Новосибирск; Рига, 1993. С. 64. 31. Цит. по: В. Лосский. Мистическое богословие … С. 56. 32. Там же. С. 150. 33. Цит. по: Г. Флоренский, прот. Тварь и тварность. С. 3. 34. Цит. по: Еп. Указ. соч. Т. 3. 35. Цит. по: Г. Флоренский Указ. соч. С. 4. 36. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. игум. Геннадия (Эйкаловича). Гл. X. С. 132. 37. Цит. по: Л. А. Зандер.Бог и мир. Париж, 1948. Т. 1. С. 236. 38. Св. Григорий Богослов. Слово 38//Творения. Т. 3. С. 197. 39. Св. Дионисий Ареопагит. О Божественных именах/Пер. шум. Геннадия (Эйкаловича). Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

 Рим. 11, 33. 446  Григорий Нисский. Против Евномия, 3. PG 45, 604B. 447  Василий Великий. О Святом Духе, 19. PG 32,156D (р. п.: С. 306). 448  Дан. 13, 42. 449  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 11, 6. С. 540 (р. п.: С. 541). 450  Он же. Послание 2. С. 768–770 (р. п.: С. 769–771). 451  Там же. С. 768 (р. п.: С. 769). 452  Максим Исповедник. Главы о богословии, 2, 86. PG 90, 1165ΑΒ (р. п.: Кн. 1, С. 252). 453  Вероятно, здесь имеется в виду Дионисий Ареопагит. См.: Послание 2. С. 770 (р. п.: С. 771). 454  Максим Исповедник. О недоумениях к Иоанну, 79 (17). PG 91, 1253D (р. п.: С. 229). 455  См.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 9, 6. С. 506 (р. п.: С. 507). Г. Прохоров переводит у Дионисия «ποσττης» как «субстанция», но словарь Liddell–Scott дает значение «one that gives substance», «creator», в каковом значении это слово употребляется у неоплатоников, в частности у Прокла в Theologica Platonica, 3, 7. 456  Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 11, 6. С. 538 (р. п.: С. 539). 457  Иов. 38, 28. 458  Василий Великий. Против Евномия, 2, 23. PG 29, 624А (р. п.: С. 102). В изданиях Василия Великого читаем не «осуществил» (υπεστσατο), а «родил» (τεκνσατο). На основании такого прочтения Никифор Григора обвинял Паламу в фальсификации цитаты, поскольку, как мы видели, антипаламиты полагали, что наименование Бога " υποσττης " ом благодати обожения указывает на тварность этой благодати. Но Палама исследовал хранившиеся в Фессалониках рукописи «Против Евномия» и нашел, что в них содержатся оба варианта. Доказательству их равнозначности он посвятил специальное «Послание к вопросившему о содержащемся в Соборном Томосе изречении великого Василия, оклеветанном Григорой, будто бы оно не подлинно» (ΓΠΣ, τ. 4, σ. 384–385). См. Бернацкий M. Μ.: Григорий Палама, разделы " Жизнь " , " Сочинения "http://Православная энциклопедия. Μ., 2007. Т. 13. С. 21. 459  Пс. 32, 6. 460  Василий Великий. Беседа на псалом 32, 4. PG 29, 333Β. (р. п.: С. 271). 461  Он же. Послание 38, 4. PG 32, 329С. (р. п. С. 56). 462

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Из православной литературы против имябожников отметим: Свящ. X. Григорович. Имя Божие (по поводу современных Афонских споров). Издание В. М. Скворцова. Спб. 1913. Ц. 15 к. Оттиск из «Миссионерского Обозрения». Г. Чиннов. По поводу современных споров об имени Божием. Одесса, 1913. Ц. 5 коп. Прот. С. Петровский . Имя Божие есть ли Сам Бог ? Одесса. 1913. Ц. 5 коп. Беседа о том, кто бунтует и против кого бунтуют. Константинополь. 1913. (ап. брош.). Кроме того, на Афоне архиеп. Никоном и автором сей статьи были изданы три листка: 1) «Как учит св. Церковь об именах Божиих»; 2) «Что означает слово веровать» и 3) «Мое доброе слово имяславцам». Листки эти были перепечатаны в Одессе настоятелем Андреевского подворья иером. Питиримом. Для полноты упомянем еще раскольничью брошюрку: Ф. Е. Мельникова. В тенетах ересей и проклятий. (К современным спорам об именах Божиих). Москва, 1913 г. 270 Имя и предмет, им обозначаемый не одно и то же. 1) Иное – предмет по своей природе, подлежащий названию, и иное – название, обозначающее предмет. Бытие – не одно и то же с именованием. (Св. Григорий Нисский . Опровержение Евномия, кн. 12. ч. VI, стр. 373; 328). 2) Всякое имя есть некоторый признак или знак какой-либо сущности. (Там же стр. 495). 3) Слова суть как бы тени предметов. (То же стр. 325). 4) Наименования не из самого естества проистекают, но прилагаются к предметам. (Там же стр. 315; 323). 5) Употребление слов и имен придумано после сотворения людей. (Там же 329). 6) Бог есть Создатель вещей, а не имен, не имеющих существенности и составленных из звуков голоса и языка. (Там же стр. 373). Имена означают только сущности, а сами не суть сущности. (Св. Василий Великий . Опровержение на защитительную речь нечест. Евномия. М. 1857, ч. 3, стр. 153). 8) У Бога нет ни голоса, ни вида, но он выше образов и звуков. (Св. Иоанн Златоуст . Толкован. на Евангелие от Иоанна, т. VIII, стр. 268). 9) Выражение: рече (Бог) нисколько не указывает на голос и речь Божию, но на волю Божию. (Св. Григорий Нисский , ч. VI, стр. 356). 10) «глаголы, яже глаголю вам, дух суть» … сказал: дух вместо того, чтобы сказать – духовные. (Св. Иоанн Златоуст , VIII, 310). 11) Слова Христовы, телесно произнесенные, не есть сущность Духа Святаго. (Св. Григорий Палама . 2 слова против латинян. У игумена Модеста, стр. 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Случайное, или акцидентальное, незнание (букв. «незнание по расположению») называется так в отличие от существенного, неустранимого человеческого незнания о таких вещах, как смерть, будущее и др. 98 О божественных именах IV 5: PG 3, 700D. 99 Там же I 5: PG 3, 593 В; Евагрий Понтийский. О молитве: PG 79, 1192D. 100 Св. Дионисий Ареопагит. О таинственном богословии I, 1: PG 3, 997А; О божественных именах 14; 15; II 4: PG 3, 592В; 593В; 640D. Сверхнепознаваемость Бога, о которой здесь говорит Дионисий Ареопагит, иногда понимают просто как полную непознаваемость. Но Палама толкует это выражение Ареопагита в неожиданном утвердительном смысле: Бог выше непознаваемости и, значит, Он перестает быть даже непознаваемым, хотя сама открывающаяся таким образом познаваемость Его таинственна. 101 Св. Нил Анкирский. Письмо 2: PG 79, 233A. 102 Это выражения св. Дионисия Ареопагита, см. О церковной иерархии I 4: PG 3, 376В. 103 Св. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, I 3: PG 3, 124A; VII 2: PG 3, 208ВС и сл.; О божественных именах I 4; PG 3, 592ВС. 104 Беседа 12, 14; PG 34, 565В. 105 Св. Андрей Критский. Беседа 7, на Преображение: PG 3 97, 933С. 106 Св. Нил Анкирский. О дурных помыслах 18: PG 79, 1221В. Существует предположение, что это сочинение в действительности принадлежит Евагрию — ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 70: PG 40, 1244A. 107 Св. Исаак Сирин. Беседы 23: Σπετσιερη, 140 =Θεοτοκις, 206. 108 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на 2–е Послание к коринфянам 8, 3: PG 61, 457. 109 Беседа 5, II: PG 34, 516С; О терпении и рассудительности 4: PG 34, 868CD. 110 Беседа 5, 10: PG 34, 516АС; О возвышении ума I: PG 34, 889С; О свободе ума 21: PG 34, 956ВС. 111 Главы 40: des Places, 108. 112 Св. Максим Исповедник. Главы богословские и икономические 1, 31: PG 90, 1096А (ср. Творения преп. Максима Исповедника, кн. 1, М.: Мартис, 1993, с. 220). 113 См. отрывок из сочинения Евагрия «Гностик», приведенный у Сократа (Церковная история IV 23: PG 67, 520В). 114 Ср. Евагрий. Главы практические к Анатолию 1, 93: PG 40, 1249В. Как и отрывки из «Гностика» Евагрия, это сочинение тоже приписывалось во времена Паламы св. Нилу Анкирскому. 115

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010