Примечательно также, но ни у папы, ни у Оттона не возникло никакой неловкости по поводу того, что перечисленные в договоре владения папы, которые за ним закрепил император Запада, с юридической точки зрения по-прежнему являются землями Византийского императора. Оттон Великий обещал также передать Римскому епископу доходы от Тосканы и Сполетто, но сами эти земли оставил за собой. В качестве своих прерогатив Оттон I указал преимущественные права над Римом и Папским государством. В частности, он сохранил контроль проведения выборов понтификов – ни один из них не мог считаться избранным без утверждения императором результатов голосования. От папы требовалось также принести после выборов клятву верности императору. Помимо этого, были возобновлены торжественные императорские ритуалы. Очевидно, что великий саксонец действовал, как Византийский император, копируя систему императорской власти, сложившуюся на Востоке, и формы ее отношения с властью духовной. Собственно говоря, и он, и ранее Карл Великий пытались создать у себя то, что уже веками выковалось на Востоке в устойчивую политическую традицию. Как справедливо замечают, так была восстановлена Западная империя, впоследствии получившая название Священной Римской империи германской нации. Впрочем, это событие не имело широкого резонанса по вполне понятным причинам. Западно-Франкские Каролинги искренне полагали, что Римским императором может быть лишь прямой потомок Карла Великого. Английские короли к тому времени также включили в свою титулатуру слово «император», хотя и не рисковали называть себя Римскими императорами. В Италии на Оттона смотрели как на захватчика, в Константинополе – как на очередного узурпатора. Кроме того, и в территориальном отношении империя Оттона Великого уступала империи Карла Великого, включая в свой состав только Германию и часть Италии. Франция (Западная Франкония) в нее не входила, и «недостаток массы» в некоторой степени покрывали лишь недавно завоеванные земли славян – слабое утешение для тех, кто грезил о Всемирной Римской державе 242 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На время этого раскрытия византийской мощи приходится обновление западной империи. Вновь пробудилось соперничество двух держав, которое с точки зрения истории идей коренилось в исключительности имперской идеи и обоюдных притязаниях на наследие Рима, а с политической – в столкновении интересов двух государств на южноитальянской почве. Оттон Великий, который за год до восшествия на престол Никифора Фоки получил в Риме императорскую корону и подчинил себе почти всю Италию, отправил в 968 г. в Константинополь посольство, чтобы достичь полюбовной договоренности относительно еще не попавшей под его власть части Италии. Его посланник, епископ Луитпранд Кремонский, который уже в 949 г. при Константине VII побывал в византийской столице по поручению Беренгария II, изложил византийскому правительству план брачного союза между сыном Оттона I и одной из сестер малолетних порфирородных императоров, приданым за которую должны были стать южноитальянские владения Византийской империи. Это предложение было воспринято в Византии как насмешка и, соответственно, с насмешкой и отвергнуто. Византийские правители считали, что интересы и достоинство Империи были во многих отношениях затронуты недавними событиями на Западе. То, что Оттон принял императорскую корону, объявил себя господином Рима и Римской Церкви, то, что он наложил руку практически на всю Италию, вступив в союз с владетелями Капуи и Беневента, вассалов Византийской империи, и даже совершил, пусть и неудачное, нападение на византийский Бари, – все это крайне разгневало византийского императора, ощущение собственного могущества у которого после невероятных успехов недавних восточных походов чрезвычайно возросло. Усердный посланник Отгона Великого, с которым в Константинополе обходились почти как с пленником, должен был выслушать назидания в том смысле, что его владыка был никаким не императором и никаким не римлянином, но всего лишь варварским королем и что о браке между сыном варварского вождя и порфирородной дочерью императора не может быть и речи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттон Великий был призван в Италии почти единогласным призванием. Её утомила беспрестанная смута, папу утомил его мятежный Рим; всем нужен был покой под охраной сильной руки и тяжёлого меча. Но местное самолюбие спасало себя, присвоив себе чужестранца посредством брачного союза с какой-то сомнительной наследницей сомнительного владетеля туземного. Оттон с радостью принял предлагаемую власть и предлагаемый титул, который передавал ему преемство Карла Великого. Это преемство досталось человеку, который был достоин его. Смуты Италии улеглись под железной рукой победителя Мадьяров. В Германии были люди, которые предчувствовали, как бедственен будет союз её с Италией, и желали бы отклонить его: но большинство сочувствовало великому своему вождю и великой идее Империи и славы, которая в Оттоне венчала всю Германию. Можно смело сказать, что без союза с Италией Германия подверглась бы тем же смутам и распалась бы ещё скорее. Вражда и зависть племён к ней самой были так сильны, что внутренний мир был невозможен, и германец мог более уступить из своих местных требований высокой идее империи, чем сравнительно мелкому понятию королевства. В ней находил он поэтическое настроение, которое более сообразно с его духовной сущностью, чем сухие расчёты простого государственного быта. До нашего времени ещё геройский образ Барбароссы находит отзывы в душе его и место в преданиях; а этот государь был далеко не благодеянием для своей родины. Титул императора возвысил короля германского и возвысил ещё более папу, возложившего императорский венец на него. Германия возгордилась тем, что её вождь стал выше всех владык Запада; Италия тем, что это возвышение получил он от неё. Из этого двойственная отношения должны были со временем возникнуть недоразумения, раздоры и глубокая вражда; но эти чувства не могли проявиться при Оттоне и его ближайших преемниках. Власть их была так сильна, что смуты народные были невозможны. К тому же самое значение народа или племени было менее важно в это время, чем в эпоху позднейшую. Правда, что Птицелов был королём по избранию и что избрание составляло всё право его рода; но в то же время, очевидно, что идея наследственности взяла вполне верх над идеей избрания, которое сохранялось более как древняя форма, чем настоящее право. Это явно из всех памятников тогдашнего времени и доказывается выбором Гейнриха II помимо сильнейших и достойнейших соперников 269 . Наиболее самостоятельная и сильная часть Германии, Саксония, была сама средоточием и корнем государства и давала королям огромный перевес над всеми их вассалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

д. Известная маккиавелевская политическая система находить себе самое широкое приложение преимущественно в папском государстве. У многих из пап (каковы например были в начале XVI-ro столетия Александр VI, Юлий II, Лев Х и др.) заботы государственные совершенно закрывают деятельность первосвященническую. Гениальнейшие умы и сильнейшие характеры наиболее замечательных пап XVI и XVII столетия, каковы например были Юлий II, Григорий XIII, Сикст V, Григорий XV, которые в наиболее благоприятное время готовы были бы, подобно Григорию VII или Иннокентию III, распространять свое влияние на весь мир, теперь полагают свою деятельность на то, чтобы получше устроить и украсит город Рим, водворить порядок в римской области, поставить свое государство в благоприятные отношения к другим государствам, обезопасить свою власть от внутренних и внешних врагов, и т. д. Государство римское входит в свои определенные границы; высшие духовные сановники папского двора получают в свое заведывание различные отрасли государственного управления, и это клерикально-монархическое управление церкевною область продолжает твердо держаться в ней до конца XVIII столетия. Замечательно то, что хотя светская власть уже несколько веков фактически существовала в римской области, католическим богословам не приходило на мысль предавать ей особенное религиозное значение и делать из нее особенный догмат для католической церкви до тех пор, пока в обстоятельствах времени не открылись для светской власти пап некоторые опасные признаки. Это начало обнаруживаться преимущественно с конца XVIII-ro века. Французская революция, поставившая себе целию ниспровержение монархического принципа не только во Франции, но по возможности и в других странах, не остановилась пред авторитетом папской власти. Республиканские войска заняли Рим, и об явили в нем республику (1798 г.). Папа Пий VI умер пленником во Франции. Его преемника Пия VII Наполеон возвратил в Рим, но он предоставил ему управление римскою областию на тех началах, на каких предоставляли правительственную власть древним папам сильные императоры: Карл великий и Оттон великий, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Учение о двух мечах В Средние века любили символы и потому называли «мечами» две власти − мирскую и духовную. Меч духовный был в руке папы, меч мирской – в руке светского правителя. Постепенно стали считать, что главное дело мирского меча – служение Церкви. Рассуждали так: в христианском обществе все должно служить спасению, а делом спасения превыше всех ведает папа. Уже в VII веке испанский святой Исидор Севильский писал: «Власть светских князей не была бы нужна, если бы она не должна была утверждать силой то, чего пастыри не могут сделать словом». Таким образом, возникло учение о том, что оба меча должны быть в руке папы. Первым сформулировал его св. Бернард в XII веке, но догмой оно никогда не было. «Оба меча, – говорит св. Бернард, – принадлежат Петру. Один (духовный) – в его руке, другой (мирской) – в его распоряжении всякий раз, когда он ему понадобится. О нем и сказано было Петру «вложи твой меч в ножны. Это значит, что меч принадлежал ему, но сам он, своею рукой, недолжен был им пользоваться». Такая теория означает полное исчезновение древнего представления о государстве, столь прочно разработанного римлянами. Согласно этому представлению, государство необходимо, т.к. иначе людям грозят беспорядок и анархия. Это называется естественным правом государства. Его признавал апостол Павел, призывая повиноваться власти, хотя у власти тогда был Нерон. Христианин должен повиноваться существующей при нем власти, пока она не велит ничего противного его совести. В средние века, что особенно для них характерно, учение это было поглощено представлением о религиозной миссии государства. Это не значит, что папы хотели вместо правителей собирать налоги, подавлять мятежных вассалов, вести войны и т.п. Но на территории двух мечей они могли посылать правителей в поход и вообще приказывать им. Они могли судить королей, смещать их, отлучать. Христианский мир того и ждал от них он считал, что наместник Божий вправе защитить от мирского зла. Точка зрения императоров Германские императоры тоже создали понемногу учение, утверждающее их первенство и власть над папами. Оттон великий (912−973гг.) мечтал о том, что он, как Карл Великий, обратит варваров и будет править полновластно всем христианским миром. Генрих IV (1050−1106гг.), враждовавший с Григорием VII, ссылался на права императоров. В XI веке были отысканы старые рукописи по римскому праву. Императоры XII–XIII вв. стали ссылаться на это право. Фридрих Барбаросса (1152−1190гг.) считал себя преемником римских императоров. Его преемники (например, Фридрих II, 1218−1250 гг.) претендовали на верховную власть над всеми западными правителями. Папу они тоже считали своим подданным. По их мнению, он владеет своим государством с их разрешения («ех permissione nostra», – как сказал Фридрих II, 1440−1471 гг.). Именно себя они считают высшими представителями воли Божьей на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

—25— эти новые короли приняли на себя титул западных римских императоров и открыли ряд походов в Италию, обладание которою им казалось необходимо связанным с императорским титулом, то их здесь стали называть немецкими (или тевтонскими) королями и их королевство – королевством тевтонским. Введенное в обращение сначала со стороны итальянцев, это имя скоро было усвоено себе и германцами, вошедшими в состав восточной половины франкской монархии. Оттон Великий уже в официальных документах называл себя rex teutonicorum, т. е. король немцев. Это было в конце Χ-го века. Несколько позднее тевтонская империя получила имя Германии; в ΧΙ-м веке это слово употреблялось еще в смысле более географическом, чем национальном или политическом: им хотели обозначить страну, а не народ или государство; иногда же оно применялось только к древне-франкской области, центром которой был Франкфурт на Майне – для того, чтобы отличить её от владений других племен. Но с течением времени старое название франков было забыто и слово Германия получило одинаковое значение с именем тевтонов. Regnum teutonicum и regnum Germaniae стали употребляться безразлично для обозначения одного и того же государства подобно тому, как и слова: германец или тевтон – безразлично применялись к каждому, принадлежавшему к этому государству и говорившему его языком. В противоположность этой восточной половине франкского государства, занятой однородным населением и скоро составившей из себя одну германскую народность, западная его половина, из которой с течением времени возникла современная Франция, представляла собой сложное разнообразие. Не принимая в расчет множества местных, областных оттенков, романское население этой половины ко времени Вердюнского договора образовывало из себя две заметно отличавшиеся между собой группы, одна группа занимала южную половину страны, другая северную. На юге римский элемент был чрезвычайно силен; поселившиеся там вестготы и бургунды из всех германских племен были наиболее доступны римскому влиянию и скоро подчинились окружающей их среде: франки здесь были

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вообще должно сказать, что греческий двор, несмотря на национальный театральный костюм короля и нескольких приближенных, весьма напоминал собою небольшие германские дворы с их этикетом, сухим формализмом, вечными мундирами, претензиями на воинственность и старыми обычаями, которые несколько странны в XIX веке, особенно когда мы видели двор императора Наполеона и короля Сардинского, где отсутствие военных форм и меньшая степень этикета нисколько не уменьшает политического и военного значения этих государей. Король Оттон, человек добрый, но весьма ограниченный, в сущности ничего не сделал для Греции. Все государственные доходы этого края, которые состоят большею частью из налогов весьма тягостных для нации, он употреблял на войско, совершенно бесполезное для внешней войны в случае отсутствия союзников и которое между тем не прекращало внутренних беспорядков и разбоев, и на расходы двора, еще менее полезные для столь бедной страны, каковой является Греция после долговременного рабства. Между тем правительство ничего не сделало для устройства внутри края путей сообщения, полиции, судов, для развития торговли и промышленности, для народного просвещения, для призрения бедных и наконец для Православной Церкви, которая имеет столь огромное значение в жизни греков. Религия и горячая привязанность к своей народности всего более подкрепляли греков в те тяжелые века, когда они находились под властью турок, и в настоящее время служат неразрывною связью между ними и теми из их братьев, которые живут в других государствах, и теми, которые до сего времени находятся под властью турок в Эпире, Фессалии, на островах Архипелага и под управлением англичан на островах Ионических. До сего времени богатые греки, поселившиеся в Германии, Франции, России, с любовью обращаются мысленно к своему отечеству и посылают ему большие суммы для устройства и содержания школ и разных благотворительных заведений. Вообще должно сказать, что частные люди сделали в Греции весьма много для народного образования и что всеобщая жажда учиться, стремление к образованию в греках всех состояний весьма замечательны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Деятельность Кассиодора не осталась без влияния на состояние просвещения в Средние Века и в значительной степени содействовала возбуждению сочувствия к науке и классической литературе в обществе и в особенности среди монахов. Благодаря главным образом Кассиодору и Бенедикту Нурсийскому (480–543 г.), монастыри мало по малу сделались центрами просвещения: в них развился обычай читать, собирать и списывать сочинения как богословского, так светского характера, и стали учреждаться при монастырях школы, что тем более было важно, что все почти школы постепенно перешли в руки духовенства. Монастырям преимущественно обязаны мы сохранением дошедших до нас произведении древних классиков. Но особенно много развито просвещения и в частности распространению классического образования на Западе содействовал Карл Великий. Он привлекал к себе наиболее выдающихся по своему образованию людей из разных стран и повсюду старался распространять литературное и научное образование. В епископах и настоятелях монастырей он видел лиц, наиболее могущих способствовать оживлению древней культуры на почве христианства, и поэтому делал многочисленные распоряжения об учреждении школ при епископских кафедрах и монастырях. В том же духе действовали впоследствии (в X веке) германский император Оттон I и его брат Брунон 77 . С XII в. появляются городские школы, частью связанные с приходскими церквами и находившиеся под руководством священников, частью устраивавшиеся по распоряжению городских магистратов и состоявшие в их ведении. По учебной части все школы были одинаковы, и все учителя были духовного звания, потому что только в Италии, по падении империи, некоторое время существовали вполне светские школы, в которых продолжалась практика риторских школ 78 . „Собственно для богословской науки, для систематического и возможно полного ее изучения не было правильных и регулярных школ. В епископских школах учили больше богослужебной практике, правильному совершению обрядов, чем научному познанию религии. Не столько знание христианства, сколько умение выполнять прежде всего внешние обязанности священства было главной целью. Школа Григория Двоеслова , давшая ему великое значение в последующей истории просвещения, нам должна представляться школой образцовой. А между тем эта школа, находившаяся под непосредственным управлением Григория Великого , была не столько школой науки и учености, сколько школой пения, приготовлявшей приличных исполнителей церковно-религиозной обрядности 79 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

захватили Лиссабон. Многие из этих крестоносцев навсегда остались в Испании, и только очень незначительная часть направилась в Святую Землю, где принимала участие в неудачном походе против Дамаска. Раймунд Антиохийский (1099-1149) — Раймунд де Пуатье, князь Антиохии с 1136 г., дядя Алиеноры Аквитанской. Нуреддин (Нур ад-Дин) — Нур ад-Дин Махмуд, " светоч веры " (1118-1174), сын мосульского атабека Имад ад-Дина Зенги I (см. прим. 61 к гл. II), которому наследовал в 1146 г. Владел Алеппо и Эдессой. Успешно вел борьбу с крестоносцами, разгромив короля Иерусалимского Амальрика (Амори) I. Генрих Лев — герцог Баварии и Саксонии из рода Вельфов (1129-1195), сын Генриха Х Гордого, наследовал своему дяде Вельфу VII в 1142 г. Расширил на восток свои владения за счет славян, присоединил Мекленбург и Померанию, став одним из самых сильных феодалов Германии. За отказ предоставить военную помощь императору Фридриху I Барбароссе против ломбардцев был по решению рейхстага изгнан из своих владений и в 1181 г. бежал к английскому королю Генриху II, на дочери которого Матильде был женат. Вернулся в Германию в 1188 г., но, отказавшись отправиться в третий крестовый поход под началом императора, был вновь изгнан. Вернувшись через несколько месяцев, попытался отвоевать свои владения силой. Его сын Оттон, герцог Люнебург-Брауншвейгский, сумел добиться императорской короны в 1198 г., но не смог закрепить ее за Вельфами. Альбрехт Медведь — маркграф Бранденбургский (ок. 1100-1170), сын Оттона Богатого, графа Балленштедтского и Аршелебенского, которому наследовал в 1123 г. Безуспешно боролся с Генрихом Львом за обладание Саксонией, добился успеха в войне с вендами (см. прим. 21), населявшими Бранденбургскую марку. В 1157 г. завершил покорение вендов, способствуя заселению своих новых владений немцами и голландцами. Венды (полабские славяне) — племена бодричей и лютичей, жившие с 40-х гг. XI в. на побережье Балтийского моря между устьями Лабы и Одры. Карл I Великий (ок. 742-814) — король франков с 768 г., император с 800 г., сын Пипина Короткого и Берты Большеногой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

Иллюстрий – vir illustris, ранневизантийское почетное звание (дословно с лат. «сиятельный»). Так обычно величали синклитика или кого-либо из высших официалов гражданской и военной администрации. Ср.: магнифик, глориос, спектабиль. Илопол – стеклодув. Иматий – гиматий (в рейхлиновом произношении). Имврос – остров в Эгейском море, близ северо-западного побережья Малой Азии. Имилохит – командир византийского «полулоха» (имилоха). См.: лох, лохаг. Император (лат) – титул главы государства у древних римлян, заимствованный государем Византии (см.: август, автократор, василевс, симвасилевс, деспот, монархия, корона, кампагии, порфира, трон, консистория, синклит, проскипсис, проскинисис), а также некоторыми европейскими правителями эпохи средневековья. Так, Карл Великий (768814 гг), король франков, завоевавший северную и среднюю Италию, северо-восток Пиренейского полуострова и заселенные германскими племенами саксов земли к востоку от реки Рейн, в 800 г. принял титул И. Его держава, как и Византия, стала именоваться империей (см.: Каролингская империя). Нестойкое государственное образование, оно распалось в 843 г Императорский титул тем не менее сохранялся за династией Каролингов и переходил к различным ее представителям до конца столетия. В 962 г титул И. принял Оттон I (936–973 гг.), германский король Саксонской династии, добившийся также короны Италии (951 г.). Его государство получило название Священная Римская империя (с конца XIII в., после отделения Италии, – Священная Римская империя германской нации). Титул И., как и название полиэтничного, территориально раздробленного государства, сохранялись до 1806 г. Императорская Археологическая комиссия – официальный научный и организационный центр археологии в России с 1859 по 1919 гг. Вела работу по охране памятников и обладала исключительным правом выдавать разрешения на раскопки археологических памятников (кроме расположенных на помещичьих землях). Импост – см.: капитель. Инвентарь (погребальный) – предметы, положенные в могилу с телом усопшего. В христианской традиции от погребального инвентаря отказались не сразу. Обычай класть в могилы личные вещи сохранялся долгое время, в некоторых районах – на всем протяжении Средних веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010