Архиепископ бременский и гамбургский Унни предпринимал миссионерский труд в Дании 3441 . Его старания обратить самого Горма были безуспешны, но он крестил одного из мелких корольков по имени Фрода, и нашел себе поддержку в сыне Горма, Гарольде Блаатанде («зеленом зубе»), который получил некоторое знакомство с Евангелием из наставлений своей христианской матери. Этот принц, однако был все еще не крещен; он продолжал по прежнему отличаться жестокостью, хищничеством и другими обычными пороками северных грабителей, и в течение многих лет его религиозное верование было смешанного рода. В 966 году один миссионер по имени Поппо, пользуясь гостеприимством Гарольда, вступил в спор с некоторыми из гостей, которые, хотя и признавая Христа Богом, утверждали, что есть и другие боги, более высокого достоинства и могущества. В доказательство исключительной истинности своей религии, Поппо будто бы решился подвергнуть себя испытанию, именно надел на себя раскаленную до красна железную перчатку, и носил ее без вреда для своей руки, пока король не объявил себя удовлетворенным этим испытанием». С этого времени Гарольд исключительно привязался к христианству, хотя и не принимал крещения, пока Оттон Великий, после нанесения ему поражения в 972 году, не настоял на его крещении, как условии мира. Неумеренная ревность, с которой этот король теперь старался принуждать своих подданных к принятию Евангелия, повела к двум восстаниям, предводимым его собственным сыном Свейном, и после пятидесятилетнего царствования Гарольд был низведен с престола и умер от полученной в одной битве раны. Хотя Свейн был воспитан в качестве христианина и крещен был в одно время со своим отцом, однако же он преследовал христианскую веру в течение многих лет, пока к концу своей жизни, когда его оружие не восторжествовало в Англии, он не возвратился к религии своих прежних дней. В 1014 году ему наследовал Канут, который как в Англии, так и в своих северных владениях старался щедрым патронатством церкви загладить грехи своего отца и свои собственные.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брак, эта основа семьи, у славяно-руссов слагался под преобладающим влиянием необузданной похоти и физической силы. Славяно-русские племена: древляне, радимичи, вятичи, северяне, кривичи и пр. браков не имели, а заводили разные игры на местах между селами и сходились сюда, плясали, забавлялись и тут каждый похищал себе жену, с которою прежде сговорился. Так свидетельствует наш летописец преп. Нестор. Также и о других племенах славянских свидетельствуют Козьма пражский о чехах, св. Оттон – о поморянах и пр. 19 И вообще, похищение женщин, это – общий обычай полудиких племен. Но если мужчина имел право похищать женщину, то он мог похитить и не одну, а двух и трех. Отсюда, с похищением обыкновенно совмещается многоженство. Так это было и в языческой Руси. Многоженство, потворствуя половым страстям, расслабляет общественную энергию. Если человек не находит себе ограничения в единобрачии, то естественно он разрушает семейные узы. А при этом обыкновенно страдает право и достоинство жены и уничтожается основа правильного воспитания. Женщина «похищенная» становилась полною и бесправною собственностию своего похитителя – властелина. Преобладание силы над волей, вот характер семейных отношений славяно-русса язычника. Христианство , ограничивая страстные влечения и управляя инстинктами плоти, воспрещает многоженство, строго относится даже ко второбрачным и воспитывает целомудрие – самое дорогое звено в семейном союзе, самое крепкое основание истинно человеческого воспитания, а вместе с тем и возвышает личное достоинство и право женщины – матери. Не только нарушение супружеской верности, не только многоженство, но и многобрачие св. Василий Великий называет «делом скотским и совершенно чуждым человеческому роду». 20 Отцы церкви постыждают страстных людей даже указанием на то, что и в языческом мире лучшие люди высоко ценили добродетель целомудрия. Блаженный Иероним, ссылаясь на «физиолога Плиния» (кн. 10, гл. 34) поучает, что даже бессловесные, но чистые птицы живут в единобрачии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

В 880 году Святополк, князь Моравский, послал вельможу Замойслава защитить Мефодия, который и сам отправился к папе. «И он провел свою защиту с таким блеском, что был прозван учителем правой веры», и вполне восстановлен в своем достоинстве. Служение на славянском языке опять было дозволено, но выражено желание, чтобы Евангелие читалось по латыни. 397 Из послания, написанного к папе Иоанну IX Майнцким Архиеп. Гаттоном в 900 году, видно, что в то время во всех епископствах, подведомых Велеградской митрополии, богослужение совершалось по обряду Греческой Церкви. Потом дошло дело до того, что Императоры стали бояться, как бы греческая вера не привлекла за собой неприятных политических осложнений. И вот, Император Оттон Великий с 936 года стал усердно заботиться о распространении веры Христовой по учению Западной Церкви, и уничтожать следы Греческой Церкви. При этом Император и папа обратили особливое внимание на то, что польский король хотел жениться на чешской княжне Домбровке, воспитанной в греческой вере, что могло и всей Польше посодействовать укрепиться в Восточной обрядности. О Чехах же их писатель Павел Странский говорит: «Кирилл придерживался обряда Греческой Церкви, и насадил в Чехии прекрасную и благоустроенную паству не по обычаям папским, а по уставу Греков, у которых в те времена он вернее сохранялся, и был несравненно чище латинского» (30). В 869 году Мефодий в Мельнике крестил супругу князя Борцивота – св. Людмилу с детьми и многими придворными. Из Чехии христианская вера потекла в Силезию и Польшу. По сообщению Плодского Епископа Станислава Лубенского, уже король Пясет имел понятие о Христианстве. Епископ Нарушевич во 2 части своей истории Польши на стр. 22 говорит, что исповедники Христианской веры были в Польше даже во времена Зимовита. И в этом нет ничего невероятного, если вспомнить, что Кирил и Мефодий послали в Польшу, Венгрию и даже Червонорусь своих учеников в 862 году, а в 863 году и сами побывали в Польше. 398 Хотя князья Польские Зимовит и Лешко относились к христианству недружелюбно, однако они приняли в Польшу югославянских христиан, которые убегли от Гуннов в Польшу, и содействовали здесь распространению христианства. Земиславу же около 913 года достались во владение христианские части Моравии, что еще больше содействовало распространению христианства, тем более, что и он сам относился к христианам благоволительно. 399 Когда же Моравия досталась Гуннам, то великое множество христиан переселилось в Польшу, куда стекалось и тамошнее духовенство, особенно после крещения Мечислава. Поэтому граница Велеградского архиепископства простиралась и на часть Польши. Известная Мариинская древняя церковь в Кракове была построена греческим духовенством. 400 Сами польские историки признают, что дружина и бояре князя Мечислава советовали ему бросить языческих жен и жениться на дочери Чешского князя Болеслава – Домбровке. Из всего этого явствует, что еще задолго христианская вера была известна в Польше по обряду Восточной Церкви. 401

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

В августе 986 года, когда войско Византии было разгромлено болгарами, положение греческих императоров-соправителей Bacuлuя II и Константина было очень тяжелым. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник — Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока осадил Ваидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя. И вот тут-то император Василий и обратился к могущественному князю Владимиру с просьбой вспомнить греко-русский договор 954 года князя Игоря с Византией, где был пункт о взаимопомощи. «И истощились богатства его (Василия), и побудила его нужда вступить в переписку с царем руссов. Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет о событиях 980-х гг. авторитетный арабский историк Яхья Антиохийский. Князь после долгого совещания решил оказать помощь грекам, но в награду потребовал руки царевны Анны, сестры императоров. Это было для византийцев неслыханной дерзостью! Ибо греки имели всегда твердое намерение не родниться с варварскими народами. Еще Константин Багрянородный постановил законом: «С сими северными народами — хазарами, турками, руссами — не прилично дому императорскому обязываться браками». И когда в свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, то ему было отказано. Но сейчас Константинополь вынужден был согласиться, но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие. Был заключен договор, согласно которому в 987 или начале 988 года русское шеститысячное войско прибыло в Константинополь. Но императоры не спешили выполнять условия договора. Тогда возмущенный греческим лукавством князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул на Корсунь, «град греческий», древний Херсонес. При осаде Херсонеса «не можаше взяти: бе бо крепок град, и воинство в нем греческое мужественно». «Божие же смотрение, — говорит одно из житий кн. Владимира, — недоведомыми судьбами полезнейшее не токмо греком, но и всему российскому роду усмотряя, устрой то, да Херсон град покорится Владимиру». И благодаря помощи некоего «протопопа» Анастаса корсунянина, давшего Владимиру совет, как перекрыть водопровод, снабжавший водой осажденных, Херсонес был взят. Пал неприступный оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Возникшую ситуацию Цимисхий использовал с максимальной для себя выгодой. Он призвал патриарха на судебное разбирательство, прекрасно понимая, чем все завершится. Надо было хорошо знать Василия Скамандира, чтобы уверенно предположить ответ патриарха, – не задумываясь, тот категорично отказался признать над собой суд царя. Патриарх заочно заявил василевсу, что судить его может только Вселенский Собор. Конечно, это была лишь «игра воображения» – никакого канона или канонического обычая на этот счет Кафолическая Церковь не знала и не знает. Воспользовавшись столь очевидной для всех, кроме Скамандира, ошибкой, император без долгих слов лишил его кафедры и сослал в монастырь, где ранее Василий подвязался в монашеской жизни. А на освободившееся место поставил Антония III Студита (974–979) – монаха Студийского монастыря 529 . После этой «тихой» победы над папистской партией, потребовавшей многих лет тонких маневров со стороны Цимисхия, положение царя в Церкви многократно укрепилось. Однако оставались еще и общегосударственные проблемы, требующие принятия немедленных решений. Уже несколько лет свирепствовал неурожай, и цены на хлеб в столице достигли астрономических цифр. Цимисхий не стал повторять ошибок св. Никифора и решительно пресек спекуляции зерном – ситуация понемногу нормализовалась. Но это были дела мирные; еще оставались военные проблемы. Со всех сторон поступали тревожные сообщения о вражеских нашествиях. Арабы горели желанием взять реванш за потерю Сирии, а рядом появился еще более грозный враг. Им был росский князь Святослав, сын святой и равноапостольной княгини Ольги. Наконец, вследствие неудачных переговоров св. Никифора Фоки с императором Оттоном I Великим очень нестабильными оставались отношения с Западом. По счастью для Римской империи, Цимисхий являлся трезвым и могучим прагматиком, который никогда специально не умножал ряды врагов, но и не прощал тех, кто осмелился угрожать порученному ему Богом народу. Арабские атаки были нейтрализованы на удивление быстро и успешно. Император поставил во главе войск Месопотамской фемы патрикия Николая, преданного ему евнуха, который в считанные недели сумел отбить нападение сарацин на Антиохию 530 . Затем, отставив в сторону гордыню, Цимисхий примирился с Западом. По его приказу герцога Беневента Пандульфа освободили из тюрьмы и направили к Оттону I для переговоров о браке его сына Оттона II с Феофано, дочерью императора Романа II. Единственным условием брака со стороны Цимисхия было немедленное освобождение германцами Апулии и Калабрии. В конце лета 970 г. Пандульф прибыл к городу Бовино, где со своим войском стоял Оттон Великий, и пересказал предложение Цимисхия. Западный император тут же дал свое согласие и снял осаду 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Восточный император, церковная власть которого признавалась и папами во времена неразделенной церкви, после разрыва остался в стороне от латинского христианского мира. Восстановленная же на западе римско-императорская власть в лице лишь немногих императоров (как Карл Великий, Оттон I, Генрих III) в состоянии была поддержать свой авторитет в делах церковных. Императорская власть была устранена от участия в замещении римско-епископской кафедры и в созвании вселенских соборов. Кафедра римского епископа стала замещаться путем избрания в конклаве кардиналами. После собора 869 г. до XV в. состоялось семь соборов, признаваемых западной церковью за вселенские: четыре латеранских (1123, 1139, 1179 и 1215 гг.), два лионский (1245 и 1274 гг.) и собор венский (1311 г.). Соборы эти созывались папами, и санкцию соборным постановлениям давали папы; за именами пап публиковались эти постановления и под их именами заносились в канонические сборники (напр. Innocentius in concilio Lateranensi). 2) Законы, имеющие общецерковное действие, издаются только папами; папские законы получили такое же название, какое имели законы императорские – constitutiones, различаясь по форме, как буллы и бреве. 3) Все важнейшие дела, входившие некогда в круг ведения национальных и провинциальных соборов (в особенности дела, касающиеся епископов, как, например, замещение епископской кафедры, суд над епископом, спорные дела епископов между собой), централизовались в руках папы. 4) Вся церковно-правительственная иерархия заимствует свои полномочия от папы. Митрополиты еще в VI веке стали получать от папы паллиум (принадлежность облачения, соответствующая православному епископскому омофору), но в позднейшие средние века с дарованием pallium " а связано было принесение клятвы верности и повиновения преемнику св. Петра. Таковую же клятву обязаны были давать новопосвященные епископы, которые в XI веке стали титуловаться: «Dei et apostolicae sedis gratia», и всем вообще епископам вменено было в обязанность лично являться в Рим с докладом о положении церковных дел (visitare limina apostolorum).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Карла Великого : О. проник туда с небольшой группой приближенных и забрал, по разным свидетельствам, частицу облачений или зуб покойного императора (об этом упоминают, в частности, Титмар Мерзебургский, Адемар Шабанский и автор Новалезской хроники; подробнее см. в ст. Карл Великий ). Этот полулегендарный акт до наст. времени не имеет однозначного объяснения. По-видимому, смысл этого поступка был не вполне ясен уже современникам О.: так, автор Хильдесхаймских анналов рассматривал это как кощунственное деяние, разорение гробницы, Господней карой за к-рое стала последовавшая вскоре смерть юного императора (Annales Hildesheimenses. 1878. P. 28). Вероятно, гробница была открыта в рамках подготовки к задуманной О. канонизации Карла Великого и, возможно, к созданию в Ахене епископской кафедры. О. или историографы, описавшие это событие, могли ориентироваться на свидетельства античных авторов Лукана и Светония о проникновении рим. императоров Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) и Августа Октавиана (31 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.) в гробницу царя Александра Великого (336-327 гг. до Р. Х.), а также на сообщение Светония о том, что рим. имп. Калигула (37-41 гг. по Р. Х.) носил панцирь Александра, добытый в его гробнице ( G ö rich. 1998. S. 381-430). Летом 1000 г. из Ахена О. вновь отправился в Рим. В правление О. продолжалось распространение христианства и влияния католич. Церкви на восток. Благодаря деятельности еп. Адальберта Пражского, способствовавшего христианизации венг. земель, а также при посредничестве кн. Болеслава I упрочились отношения О. с венг. кн. св. Стефаном I (997-1038, король с 1000/01). В 1000 г. папа Римский Сильвестр II одобрил создание архиеп-ства с кафедрой в венг. г. Гране (ныне Эстергом) и королевскую коронацию Стефана I. Коронационную церемонию провел Астрик - 1-й архиеп. Грана († 1037), который лично доставил из Рима коронационный венец (впосл. стал именоваться короной св. Стефана). В 1001 г. против императора выступили жители г. Тиволи (близ Рима). Этот мятеж был подавлен, но спустя неск.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

«Коль чудны и странны Твои, Христе, дела!» Именно в то время, когда назревало разделение Церквей, в состав Восточной Православной Церкви вошли новые народы – славянские, в том числе и русский народ. Не имели успеха среди русского народа ни ислам , ни ревностные усилия лютеранских проповедников, ни домогательства римских пап. Народ русский полюбил всем своим сердцем веру Православную, именно к Православной вере прилепился и, с благоговением приняв Святое Православие, охраняет эту Святыню и сохранил свою Православную веру до сего времени. Богу было угодно, чтобы именно в то время, как только возникло Русское государство, были заложены основы Святого Православия на Руси. Первые христиане – Аскольд и Дир, потом святые равноапостольные княгиня Ольга и великий князь Владимир, со всеми, кто после него крестились – детьми и подданными, приняли именно Православную веру, которая затем распространилась по всем селам и городам Руси, образовав таким образом Русскую Православную Церковь . Чистота и правильность учения Русской Православной Церкви всегда были дороги русскому народу, и мы видим, что все старания обернуть его в другую веру, особенно латинскую, встречали всегда дружный отпор. Первую попытку ввести латинство на Руси сделал германский император Оттон. Он прислал к святой Ольге монаха Адальберта, назначив его «епископом Русским», но он не был принят и вернулся восвояси. Неудачны были попытки папских легатов при князьях Прополке, Владимире, Ярославе и Изяславе I. Напрасно папа Климент III писал митрополиту Иоанну II, без успеха было и посольство папы Иннокентия III к Галицкому князю Роману. В 1201 году папа Иннокентий IV прислал на Русь послание: всем архипастырям, пастырям и верующим, призывая их к единению с Римской Церковью, но напрасно. Папа Гонорий III в 1207 году безуспешно призывал отказаться от «ошибок», в которые «впали» православные. Известно также послание папы Григория IX князю Юрию Всеволодовичу, в котором он искушал князя принять римскую веру. Православие было дорого русскому человеку. Князь Владимир Рюрикович даже выгнал доминиканцев из Киева в 1233 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Надо сказать, что сын покойного Альберта не унаследовал его дарований, зато щедро демонстрировал самые худшие качества, заимствованные у двух самых омерзительных персон этой эпохи – своей бабки Марозии и Гуго Прованского. Рассказывали, что папа охотно продавал священнические должности и как-то раз посвятил своего любимого конюха 10-летнего мальчика в епископы. На пирах папа охотно поднимал бокал за здоровье сатаны (!) и за Венеру. Дошло до того, что многие благочестивые женщины опасались появляться в Риме близ Латеранского дворца. Их тревога была небезосновательной: в народе ходили упорные слухи, что некоторые девушки-паломницы были изнасилованы (!) этим полным дурной энергии папой у могил святых апостолов 232 . К этому времени папство настолько дискредитировало себя, что для всех стало очевидным – без императорской власти Папское государство существовать не может. Понимая, что власть его вот-вот рухнет, Иоанн XII в 960 г. обратился к Германскому королю и герцогу Саксонии Оттону I Великому (936–973) за помощью. Надо сказать, это был воистину замечательный правитель и великий полководец. Сын главы Восточно-Франкского королевства Генриха I Птицелова (919–936), скончавшегося в 936 г., этнический саксонец, он в течение многих лет был вынужден оспаривать завещанный отцом королевский титул у собственных братьев. Коронация 24-летнего Оттона состоялась в Ахене, из чего все сделали верный вывод о том, что сын Генриха I стремится возродить традиции Каролингов. Майнцский архиепископ, обратившись к толпе народа, густо заполонившего пространство возле храма, величал нового правителя словами: «Вот я привожу к вам Оттона, избранного Богом и некогда назначенного государем Генрихом, а ныне возведенного в короли всеми князьями». И весь народ восторженно приветствовал его. Примечательно, что во время коронации Оттон был облачен в обычные франкские одежды, и последующая церемония происходила так, как это было еще при Карле Великом. Хотя считалось, что Оттона выбрали князья, сам саксонец не собирался признавать себя «первым среди равных», но только самодержцем 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открываться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь 23 . И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду» ( 2Фес.2:3–12 ). В связи с этой характеристикой интересно проследить в истории отношение народов к своим правителям. Когда духовная тьма господствовала в языческих народах мира до принятия христианства, тогда правители часто обоготворялись. Так было, например, у римлян, императоры которых требовали поклонения себе и своим статуям, как божествам. Христианство просветило народы, вскрыло всю глубину падения и низость невоздержанной человеческой души. Христианские императоры, короли и князья по отношению к Богу стали в равное положение со своими подданными. Лучшие из них проявляли полноту смирения и подчиняли себя Церкви и ее правителям. Так, император Феодосий Великий смирялся перед святым Амвросием Медиоланским , не допускавшим его в церковь в течение шести месяцев. За свои грехи (побоище в Фессалониках) он принес затем тяжкое публичное покаяние: он был допущен Амвросием до причастия лишь после того, как публично терзал свои волосы, ударяя челом в землю, и плакал на церковном помосте. Вот еще несколько исторических фактов. Генрих III Черный, король немецкий, подвергался бичеванию за грехи от своего духовного отца. Генрих II, король английский, чтобы выпросить себе прощение за убийство Фомы Бекета, должен был подвергнуться публичному бичеванию на гроте Фомы. Император Оттон IV подвергал себя бичеванию, будучи уже на смертном ложе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010