В это время совершилось в Константинополе неправильное поставление царевича Феофилакта, сына императора Романа, на кафедру святительскую, при жизни патриарха Трифона; но папа Иоанн немедленно согласился на это избрание, не только чрез своих легатов, но и соборною грамотою. Он умер после двухлетнего правления, и несколько мало известных его преемников, один за другим, на краткое время избираемы были по воле маркиза Алберика, который в качестве патриция римского более двадцати лет властвовал в Риме. После его смерти восемнадцатилетний его сын был избран, вопреки канонов, папою, под именем Uoahha XII , и таким образом власть светская соединилась с духовною в одном лице владетеля Тосканского. II. Династия императоров немецких. Оттон Великий и суд его над папою Иоанном XII Со времени папы Uoahha XII начинается опять влияние императоров римских, уже не Каролингов, но династии Саксонской, на епископов древней столицы, против чего, сто лет спустя, с такою силою вооружился папа Григорий VII Гильдебрант. 17 Иоанн сам накликал могущественного короля германского, будучи притесняем властителями Италии, Беренгарием и сыном его Адалбертом. Он отправил своих легатов к великому Оттону, просить его помощи, и король, спустившись в Италию, встречен был с большими почестями в Риме (960 г).. Папа венчал его императором и поклялся, над гробом святого Петра, со всеми властями римскими, никогда не выходить из его повиновения и не давать никакой помощи Беренгарию и его сыну. Оттон же, с своей стороны, возвратил римской церкви все, что было у нее отнято в Италии и подтвердил дарственные грамоты Пипина, Карла Великого и Людовика, со включением Рима и его герцогства, многих городов Тосканы, экзархата Равенского, Пентаполии, двух герцогств Сполетто и Беневента, и нескольких мест, в Кампании и Ломбардии, острова Корсики и самой Сицилии, если Бог возвратит ее из рук сарацинских, как сказано в грамоте. Это было самое щедрое и обширное из всех императорских даяний римской церкви и папа Иоанн XII, еще как наследственный владетель Тосканский, мог почитать себя одним из сильнейших государей в Италии, однако, на конце дарственной грамоты, приписано было такое условие: «все сие, с соблюдением владычества нашего и моих преемников».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Он не пожелал идти на Восток, где имя его было окружено ореолом славы, которой он избегал, но остался среди латинян, где он был меньше известен. Он удалился в Капую. Капуанский герцог Пандульф († 981) с почетом принял Нила и его учеников. Он послал монтекассинским монахам, которых он принял в свои владения, приказание дать греческим пришельцам один из малых монастырей, зависящих от аббатства. Нилу и его ученикам, которых было до 60 человек, был уступлен Валле-Луцийский монастырь св. архистратига Михаила. Греческие монахи были торжественно встречены мон- текассинцами, которые видели в св. Ниле второго Антония Великого или св. Бенедикта, основателя их ордена. В этом монастыре Нил прожил 15 лет, увеличив и братство, и имущество его. Около 995 г. он удалился в пределы порта Гаеты, в сухое и безлюдное место, называемое Серпе- рис. Здесь скоро устроился новый монастырь. В 999 г. Нила посетил в этом монастыре германский император Оттон III. Он нашел греческих монахов в большой бедности; они жили в жалких хижинах. Тщетно Оттон предлагал Нилу построить новый богатый монастырь, обещав щедро одарить его. «Проси у меня, – заметил в заключение император, – все, что тебе нужно: я с радостью исполню всякое твое желание». Нил положил ему на грудь руку и сказал: «Я прошу тебя об одном – заботиться о спасении своей души; хотя ты и император, но умрешь и будешь отвечать перед Богом за свои дела, как обыкновенный человек». После десятилетнего пребывания в Серперисе Нил удалился в пределы города Тускулана и поселился в монастырьке св. Агафии, который он получил от тускулан- ского графа Григория. Здесь великий подвижник и скончался в 1005 г., 95 лет от роду. Через некоторое время после его смерти его ученики перешли в местечко Крипто-Феррату, или Гротто-Феррату, на Тускуланском поле и образовали здесь новый греческий монастырь, названный Крипто-Ферратским. 576 Сюда были перенесены и мощи основателя этой греческой общины монахов – св. Нила. 577 Таким образом, преподобным Нилом были основаны три новых монастыря – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Паписты и сами это сознавали, и прежде всячески старались истребить у всех славян следы проповеди св. Кирилла и Мефодия и самую память о ней. Впоследствии уже, когда они заметили, что эти имена слишком дороги и незабвенны для славян, что на них так-сказать держится будущая судьба славянского мира, они всячески стали стараться присвоить себе эти святые имена, дабы чрез них удобнее привлечь к себе и всех славян. III. Судьба христианства у западных славян после св. Мефодия. Насильственное распространение латинства у славян прибалтийских. Во второй половине IX века миссионерскими трудами свв. Кирилла и Мефодия почти у всех южных и западных славян распространена была православная вера с славянским богослужением и обрядами восточной церкви. Только одной отрасли западного славянства, по её отдаленности от других православных племен, совершенно не коснулась православная славянская проповедь и влияние восточной церкви – это славян прибалтийских. По берегам Балтийского моря в нынешней Пруссии все пространство между Вислою и Лабою (Эльбою) занимали славянские племена венды, лютичи, бодричи, поморяне, стодоряне и др. Это были в свое время едва ли не самые сильные, богатые и развитые из всех славянских племен. У них были богатые города (Юлин, Щетин, Колобрег, Гданск, Аркона, Радогощ и др.), великолепный во всем славянском языческом мире храм на острове Ране (Рюгене), обширная торговля. Но отдаленный от всех других племен славянских и раздробленные на множество мелких владений, нередко находящихся в междоусобной вражде между собою эти племена ранее и более всех других славянских племен подверглись влиянию немцев. С IX века начинаются усиленные старание немцев подчинить прибалтийских славян своей власти, и утвердить между ними латинское христианство. Западные государи – Карл Великий, Людовик Благочестивый, Лотарь, Генрих I, Оттон I, Оттон III, Генрих III посылали к ним вместе с вооруженными войсками латинских миссионеров. К ним приходили проповедывать христианство монахи Корбейского монастыря (с Везера), и знаменитые миссионеры запада – св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

После завершения формальных процедур Оттон покинул Италию, но тут же папа переметнулся на сторону его противника. В качестве повода для отзыва ранее данных обещаний Иоанн XII использовал то обстоятельство, что Оттон Великий принял некоторых клириков, изменивших понтифику, а также обязал население территорий, обещанных папе, присягнуть себе. Император возразил: «Как мы можем вернуть папе эти земли, если они все еще заняты разбойниками Беренгария? И как мы можем заставить ее жителей присягать апостолику, прежде чем сами не захватим ее и не приведем население к покорности?» Но эти вопросы остались без ответа – политика зачастую обходится без нравственных принципов и не знает совести. Видимо, деяния папы всерьез задели Оттона Великого, всегда чрезвычайно щепетильного в вопросах чести. Поэтому он направил в Рим своих послов, дав им поручение устроить в случае необходимости даже «Божий поединок», наглядно доказав любому заинтересованному или сомневающемуся лицу, что правда находится на его стороне 243 . Отпраздновав Рождество, император взял штурмом замок, в котором располагался Беренгарий II, и отправил поверженного врага в Баварию, где тот вскоре и отдал Богу душу. Сложнее обстояли дела с самим Римом, многие горожане которого не хотели признавать власть саксонца. 3 января 964 г. они даже организовали заговор, по счастливой случайности не увенчавшийся успехом. Как следствие, император взял 100 знатных жителей и, желая низложить Uoahha XII , организовал над ним судебный процесс, причем Собор был созван им по просьбе самих жителей Рима 244 . Римское духовенство единогласно высказалось за осуждение понтифика, а тот даже не явился для защиты, чем вызвал большое удивление у Оттона I Великого. Император потребовал конкретных обвинений в адрес папы и узнал много нового. Жители Рима, пребывавшие на Соборе в большом количестве, рассказали, что апостолик состоит в преступной связи с вдовой женщиной, бывшей наложницей своего отца папы Сергия III. Кроме нее, у него есть любовница Анна, племянница которой также сожительствует с папой. Апостолику вменялось в вину, что он ездит на охоту (мало привлекательное, согласимся, для Римского епископа занятие), творит самосуд и приказал кастрировать клирика Иоанна, который от такой «операции» скончался. Горожане даже поведали, будто папа брезгует осенять себя крестным знамением и не служит утреню 245 . В общем, все дружно просили императора, дабы «это чудовище, коего ни единая добродетель не умаляет пороков, было изгнано из святой Римской церкви и чтобы иной был назначен на его место, который посредством доброго собеседования доказал бы что он способен быть благодеятелем, праведно живя сам и устанавливая пример подобного же поведения» 246 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, сами германцы упорно распространяли слух, будто их посольство, отправленное с благородной миссией в Константинополь, было умерщвлено коварными византийцами. В любом случае, чтобы немного отрезвить своего царственного соседа, Оттон перешел границу и в марте 968 г. уже стоял с войском под стенами города Бари. Город ему взять не удалось – как выяснилось по прибытии на место, без флота правильная осада становилась принципиально невозможной. Все же полководцы Оттона Великого Зигфрид и Гунтер разбили византийские отряды в Калабрии и взыскали с греков дань 470 . И вновь в дело вступили дипломаты: для урегулирования спорных вопросов и заключения соглашения о брачном союзе в Константинополь был срочно отправлен посол Лиутпранд, епископ Кремонский. Но его миссия оказалась малоуспешной. Он никак не мог договориться с императором по существу спора, а высокомерие западного гостя неприятно поразило царский двор. 7 июня 969 г., в день Святой Троицы, посла принял император, и начался в буквальном смысле слова «слепой» разговор: оба собеседника никак не могли понять друг друга. Святой Никифор пояснил, почему так долго не принимал посла: «Мы должны были принять тебя более достойно, но не сделали этого из-за нечестия твоего государя. Он вторгся и захватил Рим, нарушая наши права, и отобрал у наших вассалов их земли». Лиутпранд возразил: «Мой государь вступил в Рим не как тиран или разбойник. Твои предшественники были Римскими императорами лишь по имени, и спокойно взирали, как блудницы и их дети правили Римом. Вы пренебрегли своими обязанностями, а мой государь вернул наместникам святых апостолов их владения, власть и почести» 471 . Постепенно спорящие стороны перешли к основной цели посольства. Лиутпранд напомнил, что император Оттон Великий предлагает сочетать браком своего сына Оттона II с дочерью Романа II Феофано. Для обдумывания взяли 4 дня, но ни к чему не пришли. Во время следующей встречи обсуждение основной задачи посольства вновь оттеснилось на второй план в угоду вопросу о том, чья империя является единственно возможной – греков или германцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2008. Vol. 2. P. 39-89; Benedictus XVI, papa. Epistula apostolica «Laetare, Colonia urbs»//Antonianum. 2009. Vol. 84. N 1. P. 5-8; Habets M. On Getting First Things First: Assessing Claims for the Primacy of Christ//New Blackfriars. Oxf., 2009. Vol. 90. N 1027. P. 343-364; John Duns Scotus, Philosopher: Proc. of «The Quadruple Congress» on John Duns Scotus: Pt. 1/Ed. M. B. Ingham, O. V. Bychkov. Münster; St. Bonaventure (N. Y.), 2010. Д. В. Смирнов Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ПАДУАНСКИЙ (ок. 1195-1231), монах-францисканец, проповедник и богослов, учитель католич. Церкви св. католич. Церкви (пам. 13 июня) ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИЙ (ок. 347- 419/20), пресвитер, библеист, экзегет, переводчик Свящ. Писания, один из 4 великих учителей Зап. Церкви, блж. , прп. (пам. 15 июня, пам. зап. 30 сент.) ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли] (ок. 1208 - 1289), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ (кон. IV в. - 461), папа Римский (440-461), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 18 февр.; пам. зап. 11 апр. и 10 нояб.) МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке ОТТОН ФРАЙЗИНГСКИЙ [Отто Фрайзингенский] (ок. 1112 - 1158), блж. Римско-католической Церкви (пам. 22 сент.), епископ Фрайзинга (c 1138), средневек. историк АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (ок. 1200 (1193?) - 1280), св. католич. Церкви (пам. зап. 15 нояб.), учитель католич. Церкви, доминиканец, видный богослов-схоласт, философ

http://pravenc.ru/text/Иоанн Дунс ...

3). Людовик уже отказался от власти, во всяком случае, уступил Лотарю. И все же главную роль на этом съезде играли епископы. Именно они своей духовной властью, как «наместники Христовы и ключари Царства Небесного» освятили и санкционировали совершившееся. Почему же? Потому что Карл Великий объединил в своем лице мирскую и духовную власть, стал светским защитником церковного мира, и все это приняли. Все привыкли, что эти власти в одних руках. Когда же его незадачливый преемник не сумел сохранить мира, логично было забрать у него обе власти. Епископы сочли, что именно они смогут исправить дело. Они не свергли Людовика, но одобрили отречение. К этому привело смешение светского и духовного в тогдашнем обществе. События эти предвосхищают действия средневековых пап, которые свергли государей, чтобы сохранить церковное единство. Германские Императоры и папство Папа Адриан III издал в 884 году постановление о том, что в будущем император должен явиться с Итальянского полуострова. По-видимому, он имел в виду такого защитника, который заботился бы об обороне Рима, ноне был бы столь могущественным, чтобы серьезно угрожать высокому положению папы. Однако это предложение только ухудшило дело. В Италии не было ни одного государя, обладающего достаточной властью для того, чтобы гарантировать материальную и моральную целость Святейшего Престола. Римские и итальянские фамилии только и старались о том, чтобы всячески унизить папство. Оно стало объектом насилия и интриг. Через полвека средняя продолжительность понтификата не превышала трех лет. Некоторые папы погрязли в разврате. Нужна была сильная рука, не только для того, чтобы снабдить папство светским могуществом, но и для того, чтобы защитить его от самого себя, а также от римского окружения, которое едва ли представляло собою здоровую обстановку для деятельности Христова наместника. Именно при таких обстоятельствах саксонец Оттон Великий прибыл в Рим в 962 году и был коронован в базилике св. Петра. В отличие от франков, германские императоры покажут себя достаточно сильными, чтобы сохранить свою империю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

Свою лепту в развенчании всемогущества Рима внес известный Данте Алигьери, написавший в 1313 г. сочинение «Монархия». Без особого почтения к особе понтификов он без большого труда опроверг «Константинов дар» простыми, но оттого не менее убедительными рассуждениями. Даже не оспаривая факт передачи папе Сильвестру (314–335) в собственность Рима и Италии со стороны императора св. Константина Равноапостольного, Данте утверждает: «Константин не мог отчуждать права и владения Империи, а Церковь принимать их. Никому не дозволено, основываясь на вверенной ему должности, делать то, что этой должности противоречит. А рассекать Римскую империю противно должности, вверенной императору, ибо долг его – подчинять человеческий род единому хотению. Следовательно, рассекать Римскую империю императору не дозволено». Не был обойден вниманием Данте и тот факт, что некогда папа Адриан (772–795) призвал Карла Великого защитить Рим от лангобардов и вручил ему императорскую корону. На это великий писатель не без сарказма напомнил, что в свое время император Оттон Великий (962–973) восстановил папу Льва VIII (963–965) на кафедре, а папу Бенедикта V (964) низложил 420 . И совершенно убийственный вывод: «Если бы Церковь имела полномочия санкционировать власть Римского императора, она имела бы их либо от Бога, либо от себя, либо от какого-нибудь монарха, либо по всеобщему согласию. Но ни один из перечисленных источников Церкви подобных прав не давал; следовательно, она вышеупомянутых полномочий не имеет» 421 . В это же время другой английский автор выразил в своем произведении общую для многих точку зрения: «Римская церковь навлекала на себя гнев Божий, потому что ее правители заботятся не о духовном благе народов, а только о накоплении своего собственного кошелька». В борьбе папы с королем Фридрихом II Гогенштауфеном даже многие германские епископы говорили: «Пусть папа стрижет сколь угодно своих овец в Италии, а мы защитим своих от волка, скрытого под одеждой пастыря» 422 . А канцлер знаменитого Парижского университета Жерсон, поддерживаемый епископом Салисберийским, написал трактат «О духе и средствах объединения и реформирования Церкви на Вселенском Соборе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

73 Тогда же б присплъ день... воеводы... Леонтиа... – Битва с литовцами состоялась 18 июня 1266 г., в день памяти святого Леонтия. 74 Всеволод – князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха , был псковским князем в 1137–1138 гг., псковичи пригласили его на княжение вопреки воле Новгорода. Считается основателем Троицкого храма, куда в 1129 г. были перенесены его мощи. С этого времени он почитается как местный святой (общерусское почитание установлено после собора 1547 г.), защитник и покровитель города Пскова. 75 ...великий князь Дмитрий Олександровичь съ зятемъ своимъ с Домонтомъ... – Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, был великим князем с 1276 по 1294 г. Довмонт был женат на дочери Дмитрия Александровича Марии. Но женитьба состоялась, по-видимому, позже, уже после Раковорского похода. 76 Раковор (Везенберг) – крепость на территории, населенной эстами, современный г. Раквере в Эстонии. 77 ...и бысть сча велика... – Раковорская битва с ливонскими рыцарями («с погаными немцами») состоялась 18 февраля 1268 г. 78 ...и помощию святыа Софиа... – Собор святой Софии в новгородском кремле, патрональная святыня Новгорода (XI в.). 82 ...поганое латины... – Латинянами называли сторонников католицизма, в данном случае – ливонских рыцарей. Термин «поганый» в древнерусских текстах не имел современного эмоционального оттенка, а означал – «иноверец», человек не православного вероисповедания. 85 Георгий – христианский мученик (IV в.), особо почитаемый на Русн, считающийся покровителем русских воинов. День памяти – 23 апреля. 86 ...местеръ земля Ризскиа... – Магистр Ливонского ордена Оттон фон Луттерберг (1267–1271 гг.), возглавлял поход ливонцев на Псков весной-летом 1269 г. 88 ...игуменъ Сидоръ... – Β некоторых редакциях «Сказания» уточняется, что Исидор был игуменом Спасо-Мирожского монастыря, основанного в XIII в. близ Пскова, на левом берегу реки Великой, при впадении в нее реки Мирожи. 91 ...Иасаф, игуменъ святй Богородици Снятной гор... – Снетогорский монастырь Рождества Богородицы, основанный в XIII в., находится на берегу реки Великой в трех километрах от Пскова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр I, знавший масонство не понаслышке, видел в греческом восстании, как и в революциях в Испании и Италии, " руку парижского центрального комитета " . Его политика на Балканах, в продолжение бабушкиной линии, сводилась главным образом к двум вещам: 1) сдерживанию любых освободительных движений и 2) покровительству православной религии. Если первый пункт прямо предписывал, что делать, то относительно второго следует сказать, что высшее духовенство (в отличие от нижнего клира, более близкого к простому народу) также осудило восстание. И, разумеется, нелепо видеть в этом отсутствие естественного патриотизма – кто, как не духовенство, одним фактом своего бытия протестовало против мусульманского ига? – просто отцам Церкви было очевидно, что восстание, как противобожеский акт, приведет к еще худшей зависимости. Данные обстоятельства и обусловили тот факт, что император Александр так и не решился на оказание помощи " мятежникам " . " Мятежниками " , и даже вдвойне, представлялись греческие повстанцы следующему русскому Государю, начало царствования которого было отмечено бунтом декабристов. Тем не менее именно война, объявленная Николаем I Турции в 1828 г., и армия русского генерала Дибича привели к окончательному освобождению Греции. Отношение Николая I к событиям на Балканах было двойственным. При всех очевидных положительных сторонах независимой Греции для России великий князь Константин Павлович, отрекшийся, в согласии с " греческим проектом " , 14 декабря 1825 г. от русского трона, не мог рассчитывать на греческий престол. Восставшие, вдохновленные масонскими идеями, разумеется, стремились к " республике " . Они и получили ее в результате – для этого понадобилось только несколько десятилетий прозападного развития. Все усилия России в данном вопросе привели лишь к тому, что (ценой жизни Каподистирии) была восстановлена монархия. Однако какая? Императором стал баварский король Оттон, " набитый дурак " , по характеристике Ф. Энгельса. Сменил его на престоле (после еще двух небольших революций 1844 и 1862 г.г.) " принц датский " – Георг I. К тому времени монархия, в соответствии с европейскими нормами, уже успела стать конституционной. Проводя последовательную прозападную политику, король Георг отдал дань и традиционным связям с Россией, женившись на великой княжне Ольге Константиновне – дочери несостоявшегося православного монарха новой Византии.

http://religare.ru/2_34100_1_21.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010