Содержание I. Действия римских епископов до совершенного падения династии Каролингов. Обличения патриарха Николая Мистика II. Династия императоров немецких. Оттон Великий и суд его над папою Иоанном XII III. Отношения римских епископов к патриархам Царьграда. Мнение папы Сильвестра II о власти папской. Введение кесарем символа веры в литургию римскую IV. Разрыв легатов римских с патриархом Михаилом Керуларием V. Мирные отношения церквей до крестовых походов. Властолюбие папы Григория VII. Урбан II     Западные писатели, называя патриарха Фотия единственным виновником раскола и даже Церковь греческую Фотиянскою, с некоторого времени домогаются доказать, будто бы Российская Церковь , после Фотия и до Флорентинского собора, была в постоянном общении с римскою; они признают и святых её, начиная от равноапостольных Владимира и Ольги, чтобы удобнее привлечь к себе неопытных. Одна лишь история может опровергнуть такие вымыслы, которым если верят, то разве по совершенному её незнанию; посему я нахожу полезным извлечь, хотя вкратце, из западных же источников, в каком положении находилась римская собственно кафедра, в течении двух столетий, от Фотия до патриарха Михаила, и каковы были сношения её с Востоком. Здесь можно будет ясно видеть: в состоянии ли были первосвященники римские, во все это время, иметь какое-либо влияние на Восток, не от того, чтобы он их чуждался, а от того, что они сами от него устранились, будучи более заняты мирскими заботами о своей области нежели делами церковными, и непрестанно сменяясь на шатком своем престоле, волнением страстей римских. Это более история герцогства римского нежели церкви. И Церковь Русская не могла иметь прямого сношения с ними. Мы знаем, что равноапостольный князь Владимир, более нежели сто лет спустя после Фотия, отринул послов римских, приходивших к нему с предложением веры, и сказал им весьма определительно: «идите к себе, ибо отцы наши от вас сего не принимали». Мы знаем также, что при сыне его великом Ярославе, второй и третий митрополиты русские Леонтий и Иоанн, если и писали к папе, то разве одни обличительные послания против опресноков. Сын же Ярослава, великий князь Изяслав, низверженный братьями с престола, хотя и обращался к папе Григорию VII, но ради помощи мирской, а не духовной, потому и не бескорыстна была его покорность. Других сношений с римскою Церковью не представляют во все сие время летописи русские.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Оттон Великий. Преобладание Германии. Его причины За Птицеловом следовал на престоле сын его, Оттон, недаром прозванный Великим. Он исполнил в больших размерах всё, начатое отцом. Мадьяры были окончательно сломлены на Лехе в кровавой и долго сомнительной битве. Славяне поморские и при-одерские подавлены после упорной и не бесславной для них борьбы; единство государства скреплено на многие века. Нелёгкое дело досталось великому Оттону. Страсти местные и личные, уступившие временно перед общим требованием соединения, снова проснулись, когда временный отдых скрыл всегдашнюю близость внешней опасности. Оттон стал выказывать требования государя яснее, нежели Генрих, которого деятельность была обращена более на область саксонскую, чем на всю Германию. Он встретил сопротивление весьма сильное. Гордая независимость отдельных герцогов и графов и самолюбие племён, оскорбляемое первенством Саксонцев, нашли представителей могучих духом, смелых и искусных в деле военном; самая семья Оттона, его родные братья, восстала против него. Борьба была кровава и упорна. Оттонов дух был равен задаче, доставшейся ему на долю: опасность возвысила его и показывала во всём величии его внутренние силы, его неутомимую деятельность и дальновидную прозорливость. Победа его была полная, и он умел ею воспользоваться. Все значительные лены отдал он своим ближайшим родственникам; все враждебные семьи удалил или ограничил ничтожными владениями и даже самые народности, франкскую, свевскую (швабскую) и баерскую 210 (бесспорно готскую, как видно из всех ранних союзов и ещё прежде из их участия с Ост-готами в военных подвигах Восточно-славян, т. е. Гуннов Аттилы) ослабил он перемещением ленных границ во многих случаях. Разумеется, все эти средства были средства временные; народности, при рыхлом составе государства германского, легко и свободно восстановляли свои границы; родственные связи не ручались нисколько за продолжительную верность и подчинённость в будущих поколениях и мало обеспечивали даже современную покорность и любовь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Карл Великий Карл по происхождению рода своего и по началу власти был представителем дружины, но односторонность этого значения была в нём умерена новым положением, в которое стал отец, его Пипин, приобрётший уже посредством союза с римским двором право считать себя преемником клодвигова патрициата, т. е. царства на римском праве, заключающего в себе идею духовно-народной державы. Задача, доставшаяся Карлу, была не только велика, но и не исполнима, и его высокий гений истомился в бесплодных усилиях к достижению недостижимой цели. Царство Франков было на Западе единственным представителем христианства, побеждённого маврами в Испании, ничтожного в неустроенной области островных Англо-Саксов и подавленного другими стихиями и враждой с римским двором в лонгобардской Италии. Мир, заключённый Пипином и братом его с папою Захарией, погубив самостоятельность кельтской Церкви, дал на Западе римскому католицизму не только полный перевес, но и исключительное существование и право считаться единственным воплощением христианской мысли. С тем вместе этот мир, соединив Франков с Римом, породил в них и в их владыках и мало-помалу в народах, получивших через них и образование и умственную жизнь, мысль о единстве христианского мира, как державы политической. В этом смысле Карл Великий был меченосцем христианства, и борьба его с народами иноверными получила значение не только борьбы политической, решающей первенство Франков над другими германскими племенами, но и борьбы религиозной, подчиняющей побеждённых учению западного христианства. Смешение политических интересов и особенно политической идеи с идеей чисто-духовной в державстве и деятельности Карла дало характер и направление всем последующим векам, крестовым походам, стремлении императоров Германских к всемирному владычеству и т. д. Оттого-то в мысли германской Оттон связывается прямым (никогда не существовавшим преемством с Карлом Великим, и поэзия народная представляла себе всю историю Пипинова сына рядом крестовых походов, а его баронов и богатырей – крестоносными паладинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Святой равноапостольный князь Владимир и княгиня Анна Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. 28 июля, 2006 Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам. Использованы материалы сайтов www.days.ru pravoslavie.ru www.rv.ru В августе 987 года в Византии вспыхнул мятеж. Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, осенью того же года послы императора Василия были в Киеве. Через послов императоры стали просить помощи у Киева – Владимир согласился помочь в подавлении мятежа, а в награду попросил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Принцессы крови никогда не выходили замуж за «варварских» государей, даже христиан. В свое время руки той же Анны домогался для своего сына император Оттон Великий, и ему было отказано, но сейчас Константинополь вынужден был согласиться. К тому времени Владимир был женат уже много раз. Был заключен договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое Крещение и при этом условии получить руку царевны Анны. Великий князь Владимир принимает Крещение и направляет в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен, а Варда Фока убит. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопятся выполнить свою часть уговора. Возмущенный греческим лукавством, князь Владимир «вборзе собра вся своя» и двинул «на Корсунь, град греческий», древний Херсонес. Пал «неприступный» оплот византийского господства на Черном море, один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи. Удар был настолько чувствителен, что эхо его отозвалось по всем Византийским пределам.

http://pravmir.ru/svyatoj-ravnoapostolny...

Воззрения Иосифа Волоколамского, о которых мы уже говорили в связи с Собором 1503 г., всегда оставались для иосифлян и для церковной иерархии чем-то вроде догмата. Вскоре после этого Собора (примерно в 1504/05 г.), по поручению Новгородского архиепископа Геннадия, было составлено сочинение, в котором снова обсуждался вопрос о праве монастырей на земельные владения и делалась попытка обосновать это право канонически. Это довольно пространный труд, который, несмотря на свою пространность, называется «Слово кратко» . Его автором был не русский человек, а монах-доминиканец Вениамин, вероятно славянского происхождения, который по иронии судьбы оказался в конце XV в. в Новгороде, где он по поручению архиепископа выполнил переводы нескольких библейских книг с латинской Вульгаты на славянский язык; нам неизвестно, остался ли доминиканец римо-католиком или перешел в греко-православную Церковь . Основные идеи «Слова» заключаются в следующем: секуляризация и даже склонность к ней не что иное, как проявление вражды против воли Божией. Церковному епископату и монастырям следует постоянно помнить об этом. Они не должны позволять вмешиваться в дела, связанные с монастырскими владениями, а обязаны бороться с такого рода попытками или действиями. Цари и светские власти вообще не смеют каким бы то ни было образом конфисковывать, ограничивать или отнимать собственность и владения Церкви и ее учреждений. Основание для права Церкви на владение движимым и недвижимым имуществом заключено в словах Самого Христа, святые апостолы подтверждают это право; благочестивые христианские императоры, начиная с Константина (при этом упоминается «вено Константиново»), «Людовик первый, римский царь, и Карл, великий царь», императоры Оттон I и Генрих I, римские кесари, с совершенным уважением относились к правам Церкви на владение движимостью и недвижимостью. В конце «Слова» автор дополнительно подчеркивает, что духовная власть выше светской; хотя обе власти от Бога, светская власть должна покоряться духовной .

http://sedmitza.ru/lib/text/436489/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКСИМ [Лат. Maximus; греч. Μξιμος] († 250 или 251), мч. Асийский (пам. 14 мая; пам. греч. 7 мая; пам. зап. 30 апр.). В нек-рых визант. Синаксарях под 14 мая содержится краткое Житие М. (напр., в Минологии имп. Василия II - PG. 117. Col. 456), в других - житийная заметка (напр., в Синаксаре К-польской ц.- SynCP. Col. 684). М. тайно и открыто проповедовал Христа и многих обратил к истинной вере. Однажды, когда язычники готовились принести в жертву не только животных, но и людей, он смело обличил их. М. был схвачен, подвергнут оскорблениям и избиениям, а затем насмерть забит камнями. В визант. Синаксарях не уточняются время и место мученического подвига М. В греч. печатной Минее (Венеция, 1588) и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца сведения о М. находятся под 7 мая. Болландисты установили, что этому же святому посвящено краткое лат. Мученичество, к-рое, возможно, написано на основе подлинных судебных протоколов. Согласно этому Мученичеству (BHL, N 5829), М. был «плебеем, жившим торговлей». В гонения имп. Деция (249-251) он был схвачен и приведен к проконсулу Асии Оптиму. После допросов и напрасных убеждений принести жертвы идолам М. подвергли избиениям и пытке на дыбе, затем проконсул велел отвести его за городские стены и забросать камнями. В Мученичестве не указано название города, где был убит М., но поскольку столицей пров. Асия был Эфес, то, видимо, казнь М. произошла там. В Иеронимовом Мартирологе память «в Асии святого Максима» помещена под 14 мая (MartHieron. Comment. P. 253-254), в Мартирологах Флора Лионского (сер. IX в.) и Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) - под 30 апр. с пояснением: «В Асии мучение св. Максима, Деяния которого имеются» ( Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Age. P., 1908. P. 345, 425, 482). В Римском Мартирологе кард. Цезаря Барония (XVI в.) уточняется, что М. пострадал в Эфесе (MartRom. Comment. Р. 163). На кратком лат. Мученичестве (BHL, N 5829) основано более позднее и иного содержания Мученичество М. (пам. зап. 19 окт.), «левита (т. е. священнослужителя.- Авт.) и патриция» из г. Авея (ныне Фосса, Абруццо, Италия). Он пострадал при Деции от не названного по имени презида, который, пытаясь склонить святого к жертвоприношению, даже предлагал ему в жены свою дочь Кесарию (BHL, N 5834; ActaSS. Oct. T. 8. P. 417-419). Непреклонного мученика сбросили с высокого утеса. После разрушения Авеи лангобардами мощи М. были перенесены в Форкону, куда 10 июня 956 г. для поклонения святому прибыли Оттон I Великий и папа Римский Иоанн XII. Память этого события празднуется 10 июня. Мощи М. были перенесены в 1256 г. в Акуилу после учреждения в ней епископской кафедры. Святой стал покровителем этого города. Его мощи были утрачены во время землетрясения 1703 г.

http://pravenc.ru/text/2561570.html

Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской». Предыдущие фрагменты: Оттон I в «Хронике саксов и Тюрингов» (ок. 1530/1535), Веймар, изображение работы Лукаса Кранаха Старшего После смерти Папы Иоанна XII, как пишет Лиутпранд Кремонский, «все римляне, забыв о клятве, данной ими святому Императору» , не ставить Пап без его согласия, «поставили Папой кардинала-диакона Бенедикта» , по контрасту с его предшественниками, клирика безупречной нравственности и большой учености. На престоле понтификов он пробыл один месяц. Оттон Великий, узнав о самоуправстве римского духовенства и народа, поспешил в Рим, чтобы обеспечить права ранее поставленного с его одобрения Льва VIII. Город был взят им в осаду, и римляне вынуждены были подчиниться. 23 июня 964 г. в Латеранском храме Иоанна Крестителя состоялось заседание Собора под председательством возвратившегося в Рим Папы Льва в присутствии Императора Оттона. Бенедикт приведен был на Собор в статусе обвиняемого. «Кардинал-архидиакон Бенедикт обратился к нему со следующей речью: Какой властью и по какому закону, о похититель, присвоил ты это папское облачение, когда жив ещё настоящий господин наш, почтенный Папа Лев, которого ты сам, обвинив и изгнав Иоанна, возвёл вместе с нами на апостольский престол? Или сможешь ты отрицать данную тобой и прочими римлянами присутствующему здесь господину Императору клятву не избирать и не рукополагать Папу без его и сына его, короля Оттона, согласия? Бенедикт отвечал: Если я в чём-либо погрешил, пожалейте меня» . Не пытаясь оправдываться, Бенедикт пал к ногам Льва, снял с себя паллий и передал его Льву вместе с посохом, который был сломан Львом. «Затем он велел Бенедикту сесть на землю, после чего снял с него ризу, которую называют планета, вместе со столой. А затем сказал всем епископам: Мы лишаем Бенедикта, похитителя святого Римского и апостольского престола, всякого епископского и священнического достоинства; всё же ради милости господина Императора Оттона, усилиями которого мы восстановлены на принадлежащем нам престоле, мы разрешаем ему сохранить звание диакона, но не в Риме, а в ссылке» ,

http://pravoslavie.ru/159306.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 11. Священная Римская Империя германских императоров К Оглавлению Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936-973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973-983), Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039-1056), Генрих IV (1056-1106), Генрих V (1106-1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197), Фридрих II (1212-1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов — Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347-1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440-1493), Максимилиан I (1493-1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет. Последний император империи Франц II Габсбург отрекся от престола в 1806 г ., в эпоху наполеоновских войн. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441055/

Маркиз Арман, французкий генерал-лейтенант, рождение 1711 † 1749; женат на Жанете-Октавие de-Vaudray Виконт Леонор-Феликс, рождение 1713 † 1741; кавалер мальтийского ордена Барон Эрик-Дитрих, саксонский генерал от кавалер и великий сокольничий (ober-falckenmeister), рождение 1650 † 1701; женат на Анне-Вендуле Киле (Kyle) Оттон, генерал-лейтенант саксонской службы, рождение 1651 † 1715; женат: 1) на Анне-Марие Свингуфвуд; 2) на вдове баронессе Лёбён (от 1-го брака 2 сына и 4 дочери; от 2-го брака сын, на 20-ти летнем возрасте убитый на дуэли) Иоанн, шведский полковник и эстляндский ландрат, рождение 1650 † 1701; женат на графине Бригитте Стенбок Дитрих, женат на баронессе Елене-Гертруде Икскуль КОЛЕНО XI: Барон Фридрих-Густав, российский генерал-поручик, рождение 1714 † 1779; женат на Марие Тарновской Барон Карл-Оттон, лифляндский ландрат, рождение 1716 † 1777; женат на Эвве Тизенгаузен Барон Иоанн-Георг, женат на Доротее Рейц Барон Конрад, российский полковник, рождение 1720 † 1781; женат: 1) на баронессе Софие Врангель; 2) на Анне-Элеоноре Стааль (от 2 го брака сын) Барон Оттон-Рейнгольд, рождение 1726 † ....; женат на Анне-Августине Стакельберг Баронесса Августина-Елена, рождение 1712 1757; за Адамом-Фридрихом Лёвёнвольде Баронесса Христина-София, за бароном Рейнгольдом-Густавом Унгерн-Штернбергом Баронесса Анна-Гертруда, † 1779; 1) за Гилленшмидтом; 2) за Гилленшмидтом Баронесса Шарлотта-Христина, за Соломоном-Иоанном Шван Барон Оттон-Густав, российский майор, рождение 1716 † 1761; женат на баронессе Гедвиге-Елене Майдель Барон Георг-Вольдемар, рождение 1719 † ....; женат на Анне-Екатерине Розенкампф Барон Иоанн-Генрих, российский майор, рождение 1720 † 1757 Барон Карл-Рейнгольд, рождение 1723 † 1752, прусский капитан Барон Карл-Густав, голштинский каммергер Императора Петра III, потом российский полковник, рождение 1730 † 1795; женат: 1) на Анне-Юстине Буксгевден; 2) на Анне-Елисавете Барановой (от 2-го брака 2 сына и 2 дочери) Баронесса Анна-Елена, рождение 1725 † 1764; за Карлом- Адамом Розенталем

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Итак, Никифор Фока был очень способным правителем и гениальным полководцем. Но свою аскетическую жизнь он распространил на всю Империю, которую посадил на режим строгой экономии в целях финансирования новых военных походов. Более того, обеспокоенный чрезмерным ростом монастырского землевладения, он запретил давать новую землю монастырям и основывать новые монастыри (правда, запрет не распространился на отдаленные и незаселенные районы, а также на местности, только что отвоеванные у сарацин, где, наоборот, поощрялось основание монастырей и монастырское землепользование). Но главным святым делом для Никифора Фоки была война с исламом. Он даже считал, что все убитые в этой войне должны быть причислены к лику мучеников, - мнение, совершенно не характерное для византийцев. Впрочем, Церковь и не приняла этого частного мнения. Сам Никифор воевал всю жизнь. Через год после его восшествия на престол пали Тарс и Мопсуэстия. Вся Малая Азия оказалась в руках у византийцев. В том же 965 г. отвоеван Кипр. В 969 г. после годовой осады занята Антиохия - «великий град Божий». Через несколько месяцев был вновь взят Алеппо. Арабы заключили унизительный для них мир с Византией. Алеппо, правда, оставался в их руках, но должен был признать зависимость от Империи. Отвоевание Антиохии - центра древней патриархии, который просуществовал около трех веков под арабами, - великий триумф для Византии. Более того, эмир Алеппо был теперь византийским вассалом и его подданные-арабы платили налоги Империи. В это время усиления Византийской империи также началось возрождение Западной империи. Оттон Великий был коронован в Риме как император в 962 г. (за год до восшествия Никифора на престол). Большая часть Италии признала его владычество. Но Южная Италия оставалась византийской. В 968 г. Оттон послал своего посла, епископа Лиупранда Кремонского, с предложением отдать одну из византийских принцесс в жены своему сыну и в качестве приданого даровать ему владения византийцев в Южной Италии. Верительные грамоты были надписаны «императору греков» (!). Лиупранда даже не допустили ко двору, держали на положении полупленного и читали долгие принудительные лекции о том, что его господин - не император и не римлянин, а варварский царек, недостойный даже мечтать о ромейских (римских) порфирородных великих княжнах.

http://sedmitza.ru/lib/text/434799/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010