Но не смотря на эти доводы, они не добились изъятия от этих церемоний, и сам Гинкмар впоследствии вынужден был возобновить свою клятву в верности Карлу Лысому. Хотя епископы были изъяты от власти всех низших судей, но короли все еще удерживали юрисдикцию над ними. Гинкмар при всей своей величайшей ревности о преимуществах духовенства, доходит однако же только до настаивания на том, что король в своих приговорах должен руководиться законами церкви 3509 . Постановления некоторых соборов, что они не должны быть низлагаемы иначе, как только двенадцатью членами своего собственного сана 3510 , нельзя считать освобождающими епископов от суда государя, а предписывающими лишь тот способ, которым должен производиться этот суд, и в случаях измены государи низлагали их своей непосредственной властью. Когда Гуг Капет привлек Арнульфа Реймсского на суд перед собором сен-базельским, то не раздалось ни одной жалобы на то,что он уже заключил его в тюрьму; предложение председательствующего архиепископа, что прежде чем приступать к расследованию, собору должно бы обратиться с просьбой о безопасности жизни Арнульфа, служит доказательством того, что за королем признавалась власть подвергать обвиненного прелата уголовному наказанию, и только благодаря слабости Роберта и поддержке императора Оттона, папа и мог окончательно восторжествовать в этом случае. В то время, как слабые государи уступали иерархии, могущественные государи часто круто поступали с ее членами. Оттон Великий, в наказание за политические преступления, изгнал архиепископа менцского в Гамбург и заточил епископа страсбургского в монастырь корбейский 3511 , и в наказание за то, что герцог саксонский был принят с почестями, весьма похожими на те, которые оказывались императорскому величеству, он принудил архиепископа магдебургского Адальберта заплатить тяжелый штраф – по лошади за каждый колокол, в который производился при этом звон, и за каждый зажигавшийся при этом подсвечник 3512 . Конрад II, во время своей последней экспедиции в Италию, увел с собой целую партию пленных епископов 3513 , и когда Генрих III низложил Видгерса с архиепископской кафедры Равенны, действие это высоко восхвалялось величайшим ревнителем о привилегиях церкви, Петром Дамиани 3514 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О. обещал способствовать распространению влияния Папского престола на подвластных ему землях, а понтифик в свою очередь дал обещание обеспечивать поддержку императора со стороны католич. Церкви. Императору в этом «согласии» отводилась доминирующая роль, укрепившаяся после 998 г., когда Григорий V стал обязан О. своим восстановлением на Папском престоле. При избрании в 999 г. на Папский престол Герберта Орийакского союз императора и понтифика подчеркивался именем, к-рое принял новый папа Римский - Сильвестр II. Выбор имени свидетельствовал о стремлении О. символически уподобить себя рим. имп. св. Константину Великому (306-337), при котором папой Римским был св. Сильвестр I (314-335), по преданию исцеливший императора от проказы и крестивший его (см. в ст. «Константинов дар» ). Христианизация язычников являлась важной задачей понтификата Сильвестра II. Это рассматривалось в т. ч. и как борьба с силами антихриста в преддверии Страшного Суда. Эсхатологические ожидания возникли накануне 1000 г. благодаря распространению букв. толкования пророчества о «новом небе и новой земле» в Откровении Иоанна Богослова (Откр 21. 1). Представление о близости Страшного Суда побуждало О. к покаянию, паломничествам в Гаргано (999) и в Гнезно (1000), а также к принятию на себя «апостольской» миссии по распространению христианства (и власти христ. империи). Вместе с тем О. отказался признать законную силу «Константинова дара» - подложного акта, согласно к-рому имп. Константин Великий якобы передал папе Римскому Сильвестру I и всем Римским понтификам власть над землями Зап. Римской империи. Само решение О. избрать Рим в качестве резиденции противоречило идее этого документа. При участии еп. Льва Верчелльского, а также, по-видимому, самого папы Сильвестра II в 1001 г. издана имп. грамота, в к-рой оспаривалась подлинность «Константинова дара». О. утверждал, что дарует подвластные ему территории ап. Петру лишь из собственного великодушия, фактически отказываясь признавать также т. н. Оттоновскую привилегию (Privilegium Ottonianum), некогда дарованную Римским папам имп.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Отед Домбровки, Чешский князь Болеслав, был крещен лично самим Св. Мефодием в Праге в церкви св. Климента. Поэтому он очень чтил Мефодия, и возобновил в честь его храм, устроенный отцом его Братиславом. До самой кончины своей (967 г.) он придерживался обрядов Восточной Церкви. Посему несомненно в греческих обрядах воспитана была и дочь его Домбровка. Она прибыла в Польшу в 965 году. А вскоре Мечислав принял крещение со многими другими в Познани, названной так (как говорит Длугош) потому, что здесь познан был Христос (reco gnosceret fidelem). Здесь Мечислав основал первое епископство в Польше. Домбровка привезла с собою многочисленное духовенство, которое и совершало как крещение, так и все служение по обряду Восточной Церкви, и по переводам св. Кирилла и Мефодия. Им помогали священники, прибывшие раньше из Моравии, и жившие тайно в Гнезне. 402 Особенно торжественное было крещение (остальных) Поляков 7 мая 967 года, когда идолы были бросаемы в воду. 403 Понятно, что и первые храмы устроялись в Польше по греческому типу. 404 Павел Пясецкий, Епископ Перемышльский, в своей хронике говорит: «Польша не пожелала принять христианство от немцев или Западной Церкви, но от Восточной», т.е. греков. Проповедниками ее были Кирилл и Мефодий, трудившиеся при папах Николае и Адриане. Между прочим доказательством принятия Поляками христианства с греческими обрядами служат посты, сохранявшиеся до 1248 года по обряду Восточной Церкви. 405 Странский же свидетельствует, что и в это время Польше нередко приходилось брать священников и монахов (греч. чина) из Богемии, о чем свидетельствуют и другие источники. 406 Начало к отложению Польши от Восточного исповедания положил Герман – Император Оттон Великий, боявшийся греческого влияния на Западе. Достигши права учреждать епископии, он подчинил Познанскую епископию Магдебургскому Архиепископу Адальберту вместе со всеми западными славянами, которые и впредь имели сделаться христианами. Власть Оттона I была очень велика вообще, и в частности. Польша ему была как подвассальная.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

По смерти короля Мечеслава, или Меско II, в 1034 году, Польша поверглась в жалкое состояние смуты. Язычество опять подняло в ней голову, явилось много отступников от христианства, епископы и духовенство были убиваемы или изгоняемы, церкви и монастыри сожигались, и страна подверглась победоносному богемскому нашествию, о котором уже упомянуто было выше. Поляки, наконец, решились предложить корону Казимиру, сыну покойного короля, находившемуся в изгнании и после долгих расспросов, он наконец был найден в одном монастыре, или в Клунийском или в германском аббатстве Браунвейлере. Казимир уже состоял в монашестве и был рукоположен в диакона, и аббат заявил, что хотя он и скорбел о бедственности Польши, однако не мог уже освободить принца от принятых им обетов, если только не позволит этого папа. С этой целью сделано было обращение к Бенедикту IX, которым, после многих просьб, Казимир был освобожден от принятых им на себя церковных обязателъств и отдан полякам, с позволением жениться и взять в свои руки правление; но папа при этом требовал, чтобы в воспоминание, так сказать получения ими короля от церкви, все члены народа, мужеского пола, должны были принять своего рода постриг, и в то же время заявлены были и другие признаки подчинения их кафедре ап. Петра 3422 . 8 . В течение Х столетия, германские государи, особенно Генрих Птицелов и Оттон Великий старались о подавлении язычества в северной части своих владений. С этой целью учреждены были епископии в Мейссене, Мерсебурге и в других местах, и Магдебург был сделан митрополичьей кафедрой 3423 , но меры эти вообще произвели мало впечатления на жившие там славянские племена 3424 . Они чувствовали естественное предубеждение против христианства как религии, вследствие того, что оно предлагалось им германцами; кроме того, германские миссионеры не знали славянского языка, и вообще духовенство более заботилось о том, чтобы вымогать деньги от народа, чем поучать его 3425 . Время от времени происходили значительные восстания против чужеземной власти, и во время этих восстаний церкви подвергались разрушению и духовенство избиению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святой Никифор II заметил, что германцы напрасно зовут себя римлянами – они самые настоящие лангобарды. На это посол гневно возразил, что римляне на Западе – синоним разврата, трусости, алчности и лживости. Неудивительно после этих слов, что когда он наконец вспомнил, зачем его отправил Оттон Великий, посла уже резко осадили. Греки возмущенно заявили Лиутпранду: «Неслыханное дело, чтобы порфирородная принцесса, дочь порфирородного императора была выдана замуж за варвара! Если твой господин, – продолжили византийцы, – хочет этого брака, то пусть вначале вернет нашему императору Рим и Равенну со всеми прилегающими землями. А если ищет дружбы без брака, то пусть дополнительно вернет Капую и Беневент». Лиутпранд без особого стеснения заявил, что его возмутило, почему греки зовут его господина не императором, а королем, со- храняя за Византийскими царями абсолютное право именоваться этим почетным титулом. Понятно, что такой обмен колкостями вновь завел разговор в тупик 472 . После праздника пророка Илии св. Никифор Фока отправился на войну с сарацинами, едко намекнув Лиутпранду, что долг христианского государя – война с врагами веры, а не со своими единоверцами. Посол остался в Константинополе, и в это время туда прибыли папские легаты с посланием от понтифика Адриана II (867–872). К ужасу посла, всерьез опасавшегося после этого за свою безопасность, папа назвал в письме св. Никифора «Греческим императором» и просил примириться с Римским императором Оттоном Великим. У византийцев это вызвало шок – они были искренне возмущены: «Как можно было назвать Вселенского Римского императора, августа, великого, единственного, Никифора, Греческим императором, а варварского, нищего человека – Римским императором?» Византийцы были убеждены, что это послание подсказано папе Оттоном Великим, и возражений Лиутпранда они просто не приняли. Папские послы были брошены в тюрьму за оскорбление царского величества, а самому Лиутпранду после долгих мытарств только в октябре 969 г. дали разрешение покинуть Константинополь 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Хроника императоров» (ок. 1150 г.) 221–223 «Хроника св. Петра Сансского» (перв. четв. XII в.) (см. также: Клариус) 102 Хуго, кор. итальянский (926–947) I, VIII, 36, 38, 38, 40 Хуго Капет, кор. французский (987–996) II Хуго, гр. вермандуаский, с. французского кор. Генриха I, один из вождей Первого крестового похода (ум. в 1101 г.) II, 102 Хуго Великий, герц, французский (914–956) II Хуго из Флери, французский историограф (ум. в 1118/35 г.) 102 «Царств I книга» 313 Цезарий из Хайстербаха, немецкий полигистор (ум. после 1240 г.) 330 Цезарь Гай Юлий, римский диктатор, писатель (100–44 до н. э.) 221 Церингены, знатный род в Швабии (кон. X – нач. XIII в.) 190, 190 Цицерон, римский писатель и политический деятель (уб. в 43 г. до н. э.) 297 Цукерман К., см. Zuckerman С. Чичуров И. С. 27 «Чудеса св. Бенедикта», памятник, посвященный истории м-ря св. Бенедикта во Флери (Франция) (X–XI в.) 102 Чхаидзе В. Н. 198 Шайтан М. Э. 286 Шаламон (Соломон), кор. венгерский (1063–1074, ум. ок. 1087) II, V, 137, 137, 176, 176, 302, 302, 356–360, 357–359 Шамуэль (Самуил) Аба (Оттон), кор. венгерский (1041–1044) V, ПО, 118, 118, 221, 223, 223–224, 350, 351, 355 Шаскольский И. П. 19–20 Шафарик П. Й. 27 Шахматов А. А. 28 Шепард Дж., см. Shepard J. Шимад, венгерский род 368 Шимон Кезаи, венгерский хронист (посл. четв. XIII в.) 348–353, 355–356 Шмайдлер Б., см. Schmeidler В. Шмидт А., см. Schmidt А. Штадены, знатный северносаксонский род (X – перв. пол. XII в.) 189, 232, 234, 338–339, 340, 341–342 Штауфены, династия германских кор. и имп. (1138–1250) II, 188, 237, 243, 252–253, 240, 347 Шушарин В. П. 58 Щавелева Н. И. 51, 137, 166, 175–176, 204, 207, 213, 296, 298–299, 301, 304, 307, 311–312, 314–315, 324, 344 Эберхард, мгр. фриульский (ок. 828–864/6) I Эберхард (Эппон), еп. цайцский (1045–1079) 155, 155 Эбон, немецкий агиограф (сер. XII в.) 253 Эвза, венгерский гр. (кон. XI в.) 362 Эгберт I, кор. уэссексский (802–839) 18 Эгидий, св. (ум. ок. 720 г.) 166 Эгильмар I, гр. ольденбургский (нач. XII в.) 338, 338, 340

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оттон твердо решил не покидать Рима и Италии, пока не установит в ней немецкий порядок, но его ждало разочарование – затраченные средства никак не покрывались полученными политическими дивидендами. Тогда император решил слегка германизировать Италию. Подрывая только что поднятый им самим авторитет Римской церкви и лично папы, Оттон Великий организовал широкую раздачу итальянских земель германским епископам, а также назначал своих соотечественников на вакантные церковные кафедры. Для управления текущими делами Италии был создан специальный совет, куда вошел Кельнский архиепископ, префекты главных итальянских городов и императорские представители. Помимо этого, Оттон I пытался перекупить часть итальянской знати, и в некоторой степени не без успеха – его сторонником стал могущественный Тосканский герцог Гуго. Стоит ли говорить, что эта деятельность не осталась незамеченной в Константинополе, где не без возмущения следили за тем, как «варварский германец» хозяйничает на исконной родине Римских царей. А попытки урегулировать ситуацию путем династического брака первоначально успеха не принесли. Лишь впоследствии эта идея получит практическую реализацию, хотя ровным счетом ничего не решит в противостоянии Запада и Востока 255 . Проведя шесть лет в Италии, Оттон Великий вернулся в Германию, но, к своему разочарованию, обнаружил, что его власть за период отсутствия сильно ослабла. В Италии императора Запада не любили итальянцы, а в Германии – свои же соотечественники. Правда, до прямого восстания дело не дошло – авторитет Оттона был чрезвычайно высок, но это было далеко не самодержавное правление, о котором мечтал сам саксонец. Незадолго до своей смерти он созвал съезд своих вассалов в Кведлинбурге, куда прибыли магнаты Венгрии и Польши, Руси и Дании, болгары и беневетцы. Приехали даже представители Византийского императора. Весь христианский мир присутствовал на величественном мероприятии, ставшем последним утешением в жизни великого правителя. Спустя всего несколько недель, 7 мая 973 г., Оттон Великий скончался и был похоронен в соборе своего любимого Магдебурга, которым очень дорожил 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Monumenta Germaniae» I p. 624 sq.). Продолжателя Регинона буквально повторяет летописец Саксонский (Annalista Saxo, XII S. Acta SS Болланд. Junii t. 4 p. 32). Летопись Гильдезгеймская (конца X в.) под 960 г. повествует: «К королю Оттону пришли послы русского народа (Rusciae gentis) и просили его, чтобы он послал им одного из своих епископов, который показал бы им путь истины. И говорили, что хотят отстать от своего язычества и принять христианскую веру. Король внял их просьбе и послал по вере католического (fide catholicum) епископа Адальберта. Но они, как показал исход дела, во всем солгали» (Ibid. t. V. p. 60). Эту летопись буквально повторяют, с некоторыми добавлениями: летопись Кведлинбургская (XI в.) и Ламберт Ашаффенбургский (XI в.). Летопись Кведлинбургская после слов «во всем солгали» добавляет: «потому что и сам указанный епископ не избежал смертельной опасности от их коварств ((ibid. p. 60)». Летопись Корвейская пишет под 959 г.: «Король Оттон по прошению русской королевы послал к ней Адальберта инока нашей обители, который впоследствии стал первым епископом в Магдебурге». Дитмар Межиборский (Мерзебургский, † 1018 г.) об Адальберте Магдебургском сообщает, что раньше он был посвящен в предстоятеля Руси – Rusciae, но оттуда был изгнан язычниками» (Chron. lib. II, с. 14). В указе императора Оттона о поставлении Адальберта в архиепископы Магдебургские тоже упоминается, что раныше он был назначен и послан в проповедники к Ругам (Rugis olim praedicatorem destinatum et missum. Pertz, Ibid. IV, 561). Император Оттон Великий в истории западных европейских миссий представляет собой памятную фигуру по его активности. Он увлекался даже насильственным обращением Полабских славян (река Эльба по-славянски Лаба). В этой области Оттон учредил целых шесть миссионерских епископий во главе с Магдебургской митрополией, которою и был награжден вернувшийся из своей неудачной Киевской миссии Адальберт. Уже если летописцы-современники и близкие к ним панегиристы успехов западной миссии сами свидетельствуют, по свежим следам происшествия, что все это приглашение якобы самой Ольгой иерархии от Оттона есть чистая фикция и авантюра лукавых послов, то нам нет решительно никаких оснований допускать даже коварное попустительство во всем этом деле самой княгини Ольги.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

И император имел все основания быть недовольным попытками Оттона Великого присоединить к себе византийские владения на полуострове 467 . Его откровенно тревожил пример измены герцога Беневента и Капуи Пандульфа, давшего присягу верности императору Оттону Великому в 967 г., когда тот зашел в Рим, чтобы венчать императорской короной своего сына 14-летнего Оттона II (973–983). В голове Западного императора уже созрел план воссоединения двух частей некогда единой Священной Римской империи. Для этого нужно было подчинить себе Рим, что почти случилось, и папство – уже несомненный факт, изгнать из Италии греков и арабов и воссоединить все остальные герцогства и графства под своей единой властью 468 . Но на пути германцев стояли византийцы. Не желая воевать с германцами, василевс отправил к Оттону Великому посольство с предложением заключить мирный договор. Одновременно с этим, опасаясь растущего аппетита великого саксонца, он отменил поход на Восток и двинулся с войском в Македонию, где им был принят посол Оттона Великого венецианец Доминик. Получив от него заверения, что Оттон I не собирается занимать итальянские владения императора, св. Никифор отправил к германцу второе посольство, прибывшее в январе 968 г. в Капую. Прежнее пренебрежение византийцев к германской знати уже понемногу стало исчезать. И когда наследник Оттона Великого, император Оттон II, посватался к дочери императора Романа II Феофано, ему не стали сразу отказывать 469 . Для Константинополя этот возможный брак был своего рода ручательством того, что Оттон Великий не собирается претендовать на земли Византии. Для самого германца женитьба сына на венценосной девушке означала резкое возвышение статуса его собственной семьи в глазах всего мира. Если уж в годы поражений брачный союз с членом царской семьи считался вершиной дипломатического успеха, то что можно сказать о том же в ситуации, когда Византийская империя побеждала?! Но в силу невыясненных обстоятельств – возможно, условия греков были неприемлемы для германцев, брак в тот момент не состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последние Каролинги, подобно последним Меровингам, имели прозвище «ленивых королей». Вновь встал вопрос о смене династии, и в XI в. власть перешла к новой династии Капетингов, первым королем которой был Гуго Капет. 11. Священная Римская Империя германских императоров Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936–973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973–983), Оттон III (983–1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039–1056), Генрих IV (1056–1106), Генрих V (1106–1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152–1190), Генрих VI (1190–1197), Фридрих II (1212–1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов – Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347–1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440–1493), Максимилиан I (1493–1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010