н. Reichskrone, нач. Х в.) в Ахенской капелле - месте погребения имп. Карла Великого. В 1356 г. статус А. как коронационного центра был официально подтвержден в Золотой булле имп. Карла IV. В 936-1531 гг. в А. короновалось 30 королей (от Оттона I до Фердинанда I Габсбурга, а также 12 королев), трое коронованных в др. местах позже проводили церемонию и в А. Не меньшее значение, чем коронация, имело возведение (интронизация) нового герм. короля на «трон Карла Великого» (отсюда одно из обозначений А. как престола империи - Stuhl des Reiches). Считалось, что только интронизированный в А. герм. король имеет право затем получить в Риме имп. корону из рук папы. Важной составной частью коронационных торжеств в А. являлась королевская трапеза, на к-рой курфюрсты исполняли символические придворные должности при новом короле. Она проходила в королевском зале каролингского дворца, с нач. XIV в.- в коронационном зале городской ратуши А. Т. н. имперская корона. 2-я пол. X–XI в. (Исторический музей в Вене) Герм. имп. Оттон III, стремившийся возродить на Западе Римскую империю, в 1000 г. приказал найти утерянную после нападения норманнов на А. в 881 г. могилу (сейчас также неизвестна) имп. Карла Великого в Ахенской капелле и вскрыть ее. Как сообщают Титмар Мерзебургский и др. хронисты, Карл Великий был обнаружен сидящим на троне перед своим саркофагом (мраморный, с изображением похищения Прозерпины, II в. по Р. Х.), тела его почти не коснулось тление. В его могиле было найдено много дорогих вещей, в т. ч. т. н. кошель св. Стефана и меч Карла Великого, к-рые стали вместе с «имперским» Евангелием коронационными инсигниями, хранившимися в А. (др. инсигнии хранились в имперском замке Трифельс; при Карле IV были перевезены в замок Карлштайн под Прагой, а позднее в Нюрнберг). Тело имп. Оттона III, умершего в 1002 г. в Италии, было переправлено в А. и похоронено в капелле «у ног Карла Великого». В 1165 г. по инициативе герм. имп. Фридриха I Барбароссы Карл Великий был канонизирован, его останки извлечены из могилы и помещены в реликварий в капелле.

http://pravenc.ru/text/77174.html

Но в то время Германия в сравнении с другими западными областями имела и огромный перевес силы и жизненные начала, дающие ей неоспоримое первенство. Всех слабее и несчастнее была Италия. Разорванная на части преемниками Карловингов, остатками независимых Ломбардцев, Византийцами, отчасти Сарацинами и полуреспубликанской вольницей римского народа, она не имела в себе ни цельности народной, ни сильной и вполне преобладающей дружины, ни общих учреждений, ни общего языка (ибо разница наречий была почти так же велика, как во Франции), ни общих вещественных интересов. Города и области, давно уже привыкшие к жизни отдельной, питали друг к другу взаимную ненависть, племена – взаимное презрение. Все эти чувства перешли, как бедственное наследство, от сгнившего Рима до наших дней, разрушая и губя все начала добра и жизни разумной. За всем тем в Италии сохранялась память о единстве римского мира более чем где-либо, и с Италией была связана идея этого единства. Значение папы было сознано во всём его величии несколькими римскими епископами (по преимуществу Николаем I-м), и такое сознание, основанное на общем, хотя ещё и не ясном убеждении Запада, не могло пропасть без следа, не развившись вполне. По-видимому, папство должно было пасть навсегда; ибо едва ли найдётся в летописях человеческих другой пример того глубокого уничижения, до которого дошло это учреждение, высокое само по себе и изъявлявшее притязание на всемирное духовное владычество. Развратники, люди заклеймённые всеми пороками и преступлениями, мальчишки без имени, без просвещения и без заслуг, сменяли друг друга на престоле вселенского епископства; их возводила сила вооружённой толпы, которой правили или отъявленный разбойник или непотребная женщина, гордящаяся своею продажной красотой; их низводила обыкновенно насильственная смерть. Во время Оттона это унижение дошло до крайности, так же как и все бедствия Италии. Две знаменитые развратницы, мать и дочь (Феодора и Маруцция), управляли выбором пап; их мужья или любовники и родственники владели вечным городом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Бенедикт VI В мае 973 г. конклав избрал преемником Иоанна Бенедикта VI. Но вскоре после восшествия Бенедикта на престол понтификов Оттон Великий умер, а его сын, находившийся в Германии, не внушал фрондирующей римской знати особых опасений – и по своей неопытности, и потому, что погружен был в германские дела. В Риме организован был новый заговор во главе с кликой из аристократического рода Кресценциев. Папа Бенедикт был свергнут и заключен в замок Ангела, а на его место поставили с именем Бонифация VIII диакона Франко Ферруци, который, по некоторым сведениям, приказал задушить своего свергнутого предшественника, чья земная жизнь пресеклась чрез несколько дней после его заточения. По словам Ф. Грегоровиуса, «за сообщением о провозглашении Бонифация Папой следует немедленно сообщение о его низвержении. Через месяц и 12 дней новый Папа поспешно забрал церковные сокровища и бежал» , но не в Константинополь, как считал историк Рима, а во владения ромеев на юге Италии. Новым Папой поставлен был епископ города Сутри, назвавший себя именем свергнутого Папы – Бенедиктом. Беглого Бонифация Бенедикт VII отлучил от Церкви. Его понтификат продолжался 9 лет, с октября 974 по 983 г. Правда, в 980-м г., когда Бенедикт праздновал Рождество в Равенне, где тогда находился Император Оттон II, Бонифаций при поддержке своих клевретов ворвался в Рим и попытался вновь овладеть папским престолом, но авантюра эта провалилась, и на этот раз антипапа Бонифаций бежал уже в Константинополь. Бенедикт VII был редким среди Пап X столетия благочестивым христианином, имя которого не замарано скандалами, подобными тем, которые украшают биографии других понттфиков, включая и его двоюродного брата Иоанна XII. Они оба происходили из рода графов Тускулумских, и Бенедикт был племянником Альбериха II – отца Иоанна XII. Бенедикт пользовался поддержкой как Императора Оттона II, так и части римского патрициата, но не самого влиятельного в Риме рода Кресценциев, которые интриговали против него. Папа поддерживал Клюнийскую реформу в монастырях Запада, противодействовал симонии, созвав с этой целью в марте 981 г. Собор, на котором в очередной раз была запрещена продажа церковных должностей. Бенедикт VII скончался 10 июля 983 г.

http://pravoslavie.ru/159306.html

Иже братия! предлежит нам живот и смерть. Братия мужи Псковичи! потягните за Святую Троицу и за Святыя Церкви и за свое отечество! Сие восклицание Домантово живо тронуло всех и затвержено Псковичами так, что часто даже по смерти его при подобных случаях повторяемо бывало в войсках предводителями. К сему прибавляет Псковская Летопись:,,тогда уже приспе день великого и славного Воеводы, Мученика Христова Леонтия месяца июля 18, и рече Князь Тимофей:,,Святая Троице и Святый великий Воевода Леонтий и Благоверный Князь Всеволод! помозите нам в час сей на супротивные враги. И ехав Князь Домант с мужи Псковичи, Божиею силою и Св. Леонтия одним девяностом седм сот победи. Тогда убиен бысть Князь Великий Литовский Готрот (или Гедроиц) и иных Князей много избиша; а иная Литва в Двине истопоша, а иных Двина изверже 70 на остров Гойдов, а инии на прочие острова извержени быша, а инии вниз по Двине поплыша. Тогда же у6иен бысть Антон, един Псковитин, сын Лочков, брат Смолигов. А инии все без вреда сохранены быша и проч;” 2) второй Домантов поход на Литву того же года зимой, в коем убил он и Великого Князя Литовского Герденя; 3) совокупно с Новгородцами в Естляндию к городу Ракобору, или Везенбергу в 1268 году; 4) от Ракобора Домант один со Псковичами ходил к Вируяну т. е. по Вирландской или Везенбергской округе и везде разорял капища языческие даже до моря; 5) в следующую зиму Лифляндцы во множестве приходили ко Пскову, но Домантом прогнаны; б) через два года, а по сказанию Домантова жизнеописателя, через несколько дней после возвращения Доманта из Естляндии опять Лифляндцы напали на Псковскую Область и заняли несколько сел; но Домант сев на 5 лодок с 60 человеками, нагнал их на реке Мироповне и разбил 800 человек, а скрывшихся в сухую траву на одном острове выгнал зажжением оной; 7) в 127З, а по другим известиям в 1269 году Лифляндский Орденмейстер Оттон фон Роденштеин сам с войском около 18,000 на судах и сухим путем, имея при себе многие стенобитные орудия, напал на Псковскую Область, сжег Изборск и подступил под Псков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

PL90–94: Беда Достопочтенный , в т. 94 также вошли две анонимные хроники 8 и середины 9 в. PL95: Беда Достопочтенный ; Павел Диакон; Ландульф Хитроумный; анонимные гомилии 8 в. «О времени» и «О святых» PL96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа Римский); Бенедикт II (папа Римский); Иоанн V (папа Римский); Юлиан Толедский; Лулл (епископ Майнцский); Элипанд (епископ Толедский); Феликс (епископ Уржельский); анонимное «Житие испанских аббатов» (8 в.); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангельрам (епископ Мецский); Адриан I (папа Римский); Викбод; «Исидор из Бехи», «Хроника 754 года» (анонимная, ранее ложно приписывалась Исидору из Бехи); Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения 8 в.: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742–778) PL97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт (диакон), «Собрание капитуляриев» PL98: Карл Великий; Лев III (папа Римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа Римский); Парижский собор по иконам (824); монах из Санкт–Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2–х кн., ок. 830); «Старые франкские анналы» (670–813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (ок. 867) PL99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Лудгер (епископ Мюнстерский); Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен–Дени; Ангильберт (аббат Сен–Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат (архиепископ Трирский); Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо PL100–101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии PL102: Смарагд из Св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Сансский); Лев III (папа Римский); Пасхалий I (папа Римский); Ремигий (епископ Кура) PL103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов 4 в.: Антония, Исаии, Серапиона, Макария из Нитрии, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсисия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского , а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа Римский); Бенедикт Анианский

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Скан Patrologia Latina 95     PL 96: Ильдефонс Толедский; Леодегарий (епископ Отёнский); Лев II (папа римский); Бенедикт II (папа римский); Иоанн V (папа римский); Юлиан Толедский; Лулл Майнцский; Элипанд Толедский; Феликс Урхельский; анонимное «Житие испанских аббатов» (VIII век); Гетерий из Осмы; Рахио (епископ Страсбургский); Ангильрамн Мецский; Адриан I (папа римский); Викбод; «Исидор Бежский»,     Скан Patrologia Latina 96 «Хроника 754 года»; Пётр (архидиакон); Катульф; Констант (священник); анонимные сочинения VIII века: переписка, «Деяния франкских королей», «Хроника епископов Мецских»; пожалования франкских королей (742—778)     PL 97: Карл Великий, капитулярии; Людовик I Благочестивый, капитулярии; Лотарь I; Бенедикт Левит, «Собрание капитуляриев»     Скан Patrologia Latina 97     PL 98: Карл Великий; Лев III (папа римский); Людовик I Благочестивый; император Оттон I; император Генрих I Фландрский; графиня Матильда Тосканская; император Рудольф I; материалы Франкфуртского синода (794); Адриан I (папа римский); Парижский съезд по иконам (824); монах из Санкт-Галлена «О деяниях блаженного Карла Великого» (в 2 кн., около 830); «Старые франкские анналы» (670—813); анонимная «Генеалогия Карла Великого» (около 867)     Скан Patrologia Latina 98     PL 99: Павлин Аквилейский; Саксонский поэт «О деяниях Карла Великого»; Симперт (аббат Мурбахский); Людгер Мюнстерский; Фарнульф из Сен-Дени; Дагульф из Сен-Дени; Ангильберт (аббат Сен-Рикье); Лейдрад (епископ Лионский); Амаларий Фортунат; Теодор Кентерберийский; Иоанн де Део; Аскарий Тусаредо     Скан Patrologia Latina 99     PL 100—101: Алкуин, в т. 101 также письма испанских епископов к епископам Галлии, Аквитании и Австрии     Скан Patrologia Latina 100     PL 102: Смарагд из св. Михиэля; Людовик I Благочестивый; Магн (архиепископ Санса); Лев III (папа римский); Пасхалий I (папа римский); Ремигий (епископ Кура)     Скан Patrologia Latina 102     PL 103: Седулий Скот; переводные сочинения авторов IV века: Антония, Исайи, Серапиона, Макария из Нитры, Пафнутия, Махария, Пахомия, Орсиесия, Василия Великого (с предисловием Руфина), пресвитера Гримлаика, Афанасия Александрийского, а также анонимные монашеские правила; Вигилий (папа римский); Бенедикт Анианский

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Те же в свою очередь не отвечали никакими оскорблениями, а вместо оскорблений кидали им в глаза нечистоты от внутренностей и отбросы. Когда же русь все больше и больше осыпала их бранью и, распалясь еще сильнее, стала даже беспокоить стрелами, войско Болеславовой челяди, бросив собакам и птицам то, что было у них в руках, с оружием воинов (milites), предававшихся полуденному сну, переплыло через реку [и] одержало победу над столь великим множеством руси. И вот король Болеслав и все войско, разбуженные криками и лязгом оружия, разузнали, в чем дело, [а] узнав причину, заподозрили, не нарочно ли это подстроено, выстроились боевым порядком и напали на отовсюду бегущих врагов. Вот почему не одной только челяди досталась и слава победы, и вина [за пролитие] крови 814 . Множество же воинов, переходивших реку, было таково, что находившимся внизу она казалась не водой, а сухой дорогой. Этого немногого, сказанного о его войнах, полагаю, довольно, чтобы слушатель извлек пользу из воспоминаний о его жизни и подражал [ей]. (Gall. 1952. Р. 28–29) 4. I, 19. [После государственной смуты Казимир I возвращается в Польшу 815 .] Потом он взял в жены знатную [девицу] из Руси 816 , со многим богатством, от которой он родил четырех сыновей и одну дочь, которой предстояло выйти за короля Чехии 817 . Имена же его сыновей следующие: Болеслав 818 , Владислав (Wladislauus) 819 , Мешко (Mescho) 820 и Оттон 821 . [Покорение Казимиром Мазовии с ее князем Моиславом, отложившимся во время смуты? 822 .] (Gall. 1952. Р. 44) 5. [I, 22. Несмотря на некоторые недостатки характера, сын Казимира Болеслав II был хорошим правителем.]       I, 23. Оттого-то было бы недостойным обойти молчанием многообразные доблести и щедрость Болеслава Второго, но поведать кое о чем из многого в пример правителям королевства. Болеслав Второй был воином отважным и решительным, гостеприимным хозяином и наищедрейшим из щедрых дарителем. И он так же, как первый Болеслав Великий, врагом вошел в столицу королевства Руси – великолепный город Киев (Kygow) – и ударом своего меча оставил памятный знак на Золотых воротах 823 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К тому времени Италия все еще продолжала биться в конвульсиях анархии. Коронованный ее королем Беренгарий II (950–964), внук по матери короля Беренгария I, решил укрепить положение своего сына Адальберта путем его женитьбы на Адельгейде – красивой и еще совсем молодой вдове покойного короля Италии Лотаря II. К слову сказать, эта выдающаяся женщина отличалась не только благородством происхождения и красотой, но и глубоким религиозным чувством – не случайно в 1097 г. она была канонизирована Римской церковью. Конечно же, Адельгейда решительно воспротивилась домогательствам Беренгария II и его сына, за что и была препровождена под домашний арест, вызволить из которого и явился Оттон Великий. Король Италии решил сопротивляться, но был разбит сыном Оттона Людольфом (950–957), герцогом Швабским, основателем Штутгарта, попутно завоевавшим Павию и Ломбардию для саксонцев. Более того, освободив королеву Адельгейду, Оттон Великий, к тому времени также успевший стать вдовцом, сам предложил ей свою руку и сердце. На этот раз предложение было принято, и таким образом Оттон приобрел права на Италию 237 . Набожный и честолюбивый, Оттон Великий всегда, как мы видели, стремился заручиться поддержкой Церкви. Кроме того, как человек сугубо практичный, Оттон понимал, что бороться с сепаратизмом собственных герцогов можно лишь при наличии союзника, каковым мог выступить исключительно Римский папа и епископат. Король и ранее активно и широко наделял своих архиереев земельными наделами, попутно лишая герцогов права утверждать священников на принадлежащих им землях. В частности, он передал Вестфалию и Лотарингию под управление Кельнского архиепископа. Имея высший авторитет в церковных кругах, Оттон I без труда присоединял к своим владениям французские территории, для подстраховки передав герцогские функции Вюрцбургскому епископу. В свою очередь отсутствие по естественным причинам наследственных прав на имущество у прелатов и епископов обеспечивало Оттону Великому контроль за теми территориями, которые он передавал духовным лицам, и позволило сформировать своеобразную форму отношений Церкви и Западной империи, до сих пор не имевшую аналогов 238 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прекрасно понимая, что борьба вокруг папской кафедры не утихнет сама собой, особой грамотой папа Лев VIII признал за Западным императором право назначать папу. «Государю Оттону I и его преемникам жалуем навсегда полномочие поставлять первосвященника верховного Апостольского престола», – написал он в своем акте 252 . Папство, предоставленное самому себе, морально разложилось. Последующими папами, равно как и прекращением смуты в Риме, Запад был обязан почти исключительно императорской семье. Начиналась новая страница в истории Западной Европы. Хотя Оттон Великий и восстановил в 962 г. Западную Римскую империю, его императорская власть при всем внешнем сходстве существенно отличалась от власти Карла Великого. Тот являлся верховным и единовластным повелителем, самодержцем, а Оттон в действительности, несмотря на все успехи, фактически оставался только главой конфедерации государств. Примечательно, что, в отличие от Карла Великого, Оттон I не осмелился назвать себя Imperator August, а ограничился титулом Imperator Romanorum et Francorum («император римлян и франков»). Но это не спасло его от конфронтации с Византией, где по-прежнему считали, что единственным императором может быть только тот, кто резидентирует в Константинополе. В ответ Оттон Великий добился принятия вассальной клятвы себе со стороны Лангобардских князей Беневента и Капуи, земли которых греки считали своими. Конфликт удалось уладить только помолвкой сына Оттона Великого от брака с королевой Адельгейдой, Оттона II Младшего, на девушке из близкой родни Византийского императора 253 . Не ладились дела и в Италии. В 965 г. скончался папа Лев VIII, и новым понтификом с согласия императора был избран епископ Нарни Иоанн XIII (965–972). Однако тот настолько жестко вступил в свои права, что вскоре жители Вечного города составили ему мощную фронду. В самое ближайшее время новый понтифик был схвачен и посажен в темницу. Хотелось или нет, но в 966 г. Оттону Великому пришлось в третий раз брать штурмом Рим, где верховная власть принадлежала уже даже не папе, а специально назначенному префекту. На тот раз король был менее расположен прощать врагов. По его приказу германцы повесили 13 начальников римских военных отрядов на главной площади города, а часть аристократов подверглась высылке в Германию с конфискаций имущества. Желая сгладить эффект от этой расправы и поддержать шатавшуюся власть Римского епископа, Оттон Великий созвал в 967 г. Собор из итальянских епископов, на котором объявил о своем решении передать в собственность папы Равенну, а также другие области, на которые тот претендовал. Попутно император призвал в Италию своего сына Оттона II, который должен был за ранней и неожиданной смертью Людольфа стать наследником престола 254 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассказывали, что у Иоанны, забеременевшей от любовника, во время поездки верхом начались родовые схватки и она, упав с коня на землю, тут же родила. Германия на троне В Х веке на политическую арену вместо ослабевших франков выступили германские князья. Самый крупный из них, Оттон Великий, сумел объединить под своей властью все земли Восточнофранкского королевства, как тогда называли Германию, и присоединить к ним Лотарингию и север Италии. Честолюбивый, умный, неутомимо деятельный и почти не вылезавший из седла, этот могучий полководец одержал победу в междоусобной войне, где против него восстала почти вся его родня, и разгромил огромные армии чехов, венгров и славян. Красавица Адельхейда, вдова итальянского короля Лотаря II, отдала ему свою руку и сердце, заодно подарив и корону Италии. В 962 году во главе своей армии Оттон вошел в Рим и был коронован как император «Римской империи» папой Иоанном XII. Однако до мира и порядка в Римской церкви было далеко. Почти сразу после того, как Оттон покинул Рим, папа Иоанн был свергнут и изгнан. Оттону пришлось вернуться и поставить нового папу Льва VIII, но стоило Оттону уехать, его тоже свергли. На место Льва снова встал Иоанн XII, ставший к этому времени противником Оттона. Позже его сменил Бенедикт V, но Оттон вновь явился в Рим и опять поставил папой Льва VIII, а Бенедикта сослал в Гамбург. Такая же чехарда продолжалась при Оттоне II: германские императоры ставили своих пап, после чего их свергали местные аристократы и ставили своих. После прихода к власти Оттона III анархия на римской кафедре временно закончилась. Совсем еще юный Оттон, сын византийской принцессы, в совершенстве знавший греческий язык и разбиравшийся в тонкостях философии, был одержим двумя идеями: христианского служения Господу и возрождения Римской империи. Вторгшись в Италию, он разгромил итальянскую аристократию и навязал Риму германских пап. Главу аристократов Кресценция обезглавили, а папу Uoahha XVI изувечили (вырвали глаза, отрезали нос, уши и язык), посадили задом наперед на осла и отправили из Вечного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010