2:11 . Бог демонстрировал Свою славу, совершая знамения ( Исх. 16:7 ; о славе см. в коммент, к Ин. 1:14 ). Первое чудо Моисея – превращение воды в кровь ( Исх. 7:20 ; ср.: Отк. 8:8 ). Первое чудо Иисуса – превращение воды в вино. 2:12–25 Воздвижение нового храма 2:12,13. Все евреи обычно стремились по возможности посетить Иерусалим на Пасху; галилеяне, в отличие от жителей отдаленных земель, регулярно совершали паломничества в Иерусалим. 2:14. Овцы и голуби (и, в меньшей степени, крупный скот; ср.: Лев. 1:3–9; 4:2–21; 8:2; 22:21 ) предназначались для жертвоприношений; присутствие в храме меновщиков денег объяснялось необходимостью обменивать иностранную и галилейскую валюту на деньги, принимавшиеся торговцами жертвенных животных. 2:15,16. Иисус требует надлежащего порядка служения в храме; ср.: Мал. 3:1–6 . 2:17 . Ученики вспоминают Пс. 68о праведном страдальце. В Пс. 68говорится об уксусе, которым Его напоили, когда Он жаждал (ср.: Ин. 19:29 ). В контексте настоящего Евангелия ревность «снедает» Иисуса, приближая Его смерть «за жизнь мира» (ср.: 6:51). 2:18–20. Новый, или преображенный, храм был упованием многих течений иудаизма. Но старый храм был одним из самых величественных сооружений древности, символом, на который с надеждой взирали рассеянные по всему свету евреи. Для большинства из них, и особенно для религиозной верхушки, управлявшей Иерусалимским храмом, слова Иисуса звучали кощунственно. Ирод Великий начал строительство храма в 19 г. до н. э., и работы продолжались там до 64 г. н. э.; упоминаемые здесь сорок шестьлет позволяют определить, что Иисус сказал эти слова в 27 г. 2:21,22. Пророчества часто осознавались только задним числом (ретроспективно) (напр.: 4Цар. 9:36,37 ). Именно так истолковывали Писание многие еврейские комментаторы (что наиболее наглядно подтверждают Свитки Мертвого моря). 2:23–25. Считалось, что чудотворцы способны разгадать помыслы некоторых людей, но способность проникать во все человеческие сердца приписывали только Всеведущему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

В ст. За говорится о жажде богопознания, то есть единения с Богом в любви. Народ стремится вновь найти путь к Богу и обрести личную, интимную связь с Ним. Это смелая метафора, поскольку, когда говорится, что кто–то «познает» жену, обычно имеется в виду половое общение. Тем не менее Осия и другие библейские писатели использовали понятие супружества в качестве метафоры для изображения глубоко личных и исключительных отношений с Богом ( Ис. 62:5 ; Отк. 21:2 ). Бог надежен и светел, как солнце, и несет благословение, как сезонные ливни, от которых зависит сама жизнь Израиля. В Палестине больше всего осадков выпадает в период с первой декады декабря до первой декады марта. Зимние (или ранние) дожди наблюдаются в начале этого цикла – осенью, они увлажняют землю для посевных работ. Весенние дожди (другое название – «поздние») обильно орошают землю с марта по апрель, укрепляя урожай. Лето здесь совершенно сухое, поэтому дождей ожидают с нетерпением и почитают их за великое благословение. В ст. 4–6 Бог говорит, что благочестие народа не глубоко и не твердо, что любовь их как утренний туман и как роса, исчезающая с началом дня (см. коммент. к 2:21; ср.: 4:1; 10:12). Вот почему приходят посланцы Божьи с обличающим пророческим словом, дабы вывести народный грех на свет и призвать Израиль к покаянию. Если же покаяния не наступает, появляется необходимость в провозвестии судов. Когда пророк говорит «во имя Господне», провозглашенный суд исполняется (ср.: Быт. 1:3 ; Пс. 32:4–9 ; Ис. 55:10–11 ). Милость (6), то есть любовь и милосердие, для Бога ценнее всех жертв. Бог неизменен в любви, которую Он проявляет в завете с Израилем. И от Своего народа Он ждет такой же любви, неизменной и истинной. Бог желает не обрядов, жертв и всесожжении, а искренней и глубокой личной привязанности к Себе. Важное значение этого стиха подчеркивается ссылками на него в Мф. 9:13 и 12:7 (ср.: Мк. 12:33 ). 6:7–11а Израиль нарушил завет, Иуда тоже Здесь описывается ужасающее поведение народа, который заключил завет с Богом. Возможно, имя Адам указывает на первого человека и его противление ясно выраженному повелению Бога, однако слово завет впервые встречается только при описании событий, связанных с Ноем ( Быт. 6:18 ). Многие комментаторы относят слова «подобно Адаму» к географическому месту (упомянутому в Нав. 3:16 ), где воды Иордана некогда остановились и позволили народу Израиля перейти в обетованную землю. Если это толкование верно, то Адам, город в Галааде на пути в Сихем, превратился теперь в место обитания жестоких разбойников (8–9). Нам ничего не известно о каких–то особых кровопролитиях, которые совершались в этом месте, если не считать заговора Факея и пятидесяти человек галаадитян против царя Факии ( 4Цар. 15:25 ). Вероятно, в подобных делах принимали участие и священники (9; ср.: 4Цар. 11 , где священник Иодай сыграл большую роль в заговоре). В ст. 10 подводится итог сказанному в понятиях, уже знакомых нам («блудодеяние», «осквернился»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В этом интервью Ажажа рассказывает об одном 18-летнем колхознике, которому повстречались НЛОнавты. Они пригласили его к себе в аппарат, обследовали при помощи всевозможных приборов и предложили слетать на другую планету. Примерно через час полета они оказались на окутанной дымкой планете, на которой он среди прочих увидел своего умершего несколько лет назад соседа. О чем это говорит? Библия учит, что после смерти всех ждет суд. ( Евр.9:27 ). Это будет когда-то, а сейчас души умерших ждут этого события. История о богаче и Лазаре доказательство этому ( Лк.16:19–31 ). И каждый ждет на определенном месте; жившие по воле Бога и принадлежавшие Ему находятся на “лоне Авраамовом”, ожидая новой телесности, жившие же не по воле Бога — осуждения ( Отк.20:13–15 ). Мы исходим из того, что, как люди, видевшие своих умерших родных и знакомых, так и сами умершие не были христианами. Значит, умершие находятся в царствии демонов и ждут там суда. Из этого следует, что НЛОнавты являются демонами. Резюме На основании изложенных фактов можно подвести однозначный итог. В НЛОнавтах мы имеем дело с материализованными силами зла. Они переходят границу из своего измерения в наше и опять покидают его, производя этим впечатление возникновения из ничего и исчезновения. Так как они живут в другом измерении, в котором наши законы физики не действуют, то они могут свободно изменять свои формы и в мгновение ока преодолевать любые расстояния. Противоречием этому могут послужить истории крушения НЛО и особенно “Мажестик-12”. Разве могут злые духи до того материализоваться, чтобы терпеть крушения и оставлять часть своих кораблей на Земле? Разве может духовная субстанция вообще до такой степени материализоваться? Разве могут демоны погибать и оставлять свои трупы? Насчет трупов у нас есть только свидетельство “Мажестик-12”, но этот проект был долгое время засекречен, потом на очень короткое время рассекречен, но затем, чтобы избежать излишнего ажиотажа — опять засекречен. Поэтому к этому феномену нельзя отнестись серьезно. Мы уже говорили о том, что часто сведения о появлении НЛО подвергались сознательной фальсификации, чтобы избежать лишней паники среди населения. Так что насчет якобы найденных в США трупов НЛОнавтов ничего нельзя сказать конкретно и как доказательство их ни в коем случае нельзя использовать.

http://sueverie.net/okkultizm-vzglyad-po...

Обманом надела Ревекка на Иакова лучшие одежды своего старшего сына, а руки и шею обернула козлиными шкурами, чтобы гладкокожего Иакова нельзя было отличить от косматого Исава (27:15–16). А много лет спустя сыновья доставили Иакову разноцветную одежду, которую он подарил любимому сыну Иосифу в знак особого расположения, испачканную кровью заколотого козлёнка (37:31–33). В юности Иаков солгал своему отцу, а в старости сыновья его солгали ему. «И какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф.7:2 ). Зло возвращается на того, кто его сделал, так же, как пыль, брошенная против ветра. Бог знает дела каждого и «воздаст каждому по делам его» ( Рим.2:6 ). Он говорит чрез пророка: «По истине во веки не забуду ни одного из дел их!» ( Амос 8:7 ). Дела всех людей заносятся в памятные книги Божии и являются критерием оценки на суде ( Отк.20:12–13 ). «Бог правду видит, да не скоро скажет» – гласит пословица. Отсутствие наказания в данный момент не означает, что человек избежал ответственности за своё преступление, их тайна откроется в ином, потустороннем плане бытия. Вместо быстрого наказания за грехи, Божья доброта к человеку старается терпеливо вести его к покаянию. «И беззаконник, если обратится от беззакония своего, какое делал, и творит суд и правду, – к жизни возвратит душу свою» ( Иез.18:27 ). Часто беззаконник сам ищет возмездия, наказания за преступление, лишь бы утолить свою совесть – неписанный закон, вложенный в сердце человека. Она с неотвратимостью «дамоклового меча» карает своих владельцев. Совесть заставила Раскольникова (героя романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»), совершившего уголовное преступление и убившего двух человек, явиться с повинной в то самое время, когда на настоящего преступника не только ясных улик, но даже подозрений почти не имелось. Почему он предпочёл явку с повинной, совершил чистосердечное раскаяние и всенародно исповедал свой грех ? Почему с радостью идёт на каторгу, чтобы внешними страданиями успокоить внутреннюю муку? Потому что совесть – частица Божьего образа в человеке, разбивающее сердце и отгоняющее сон, производит критическую самооценку совершаемых поступков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Реплика Исайи: «Вот я, пошли меня!» – вдвойне замечательна. Во–первых, эта готовность к служению значительно отличается от первоначального состояния Исайи, объятого благоговейным страхом и мучительно сознающим, что недостоин высокого предназначения (5). Так же и Моисей или пророк Иеремия в свое время тоже не были готовы немедленно повиноваться, когда Господь призвал их возвещать Его волю людям. Во–вторых, замечателен факт призвания Исайи среди сонма небесных сил. Для сравнения можно прочесть Отк. 5: 1 – 14 и 3Цар. 22:19–23 . Следующие далее строки об ожесточении сердец израильского народа (9–10) в текстах Нового Завета встречаются по крайней мере шесть раз, где частично, а где и целиком (напр., см.: Мф. 13:14–15 ; Деян. 28:26–27 и т. д.). Надо читать их сквозь призму ст. 11–13, тогда становится ясно, что грядущий суд и великое опустошение – необходимая предпосылка возрождения. Исайя готов проповедовать народу слепому и глухому, хотя Господь здесь единодушен с Исайей в скептическом отношении к результатам его пророческой миссии. Таким образом, получается, что проповедь Исайи должна будет послужить толчком к дальнейшему ожесточению иудеев и их противлению воле Господа. Пророк осознает, что для грешного Израиля не осталось ни малейшего шанса на спасение, потому что обличительная правда не будет воспринята. Единственная фраза, в которой подается надежда на спасение (ср.: 11:1; Иов. 14:7–9 ), отсутствует в LXX (опущен ст. 13в). Однако текст кумранских рукописей Книги Пророка Исайи подтверждает нашу версию перевода. В противном же случае учение Исайи об «остатке» Израиля (напр.: 10:20–23) вошло бы в противоречие с его собственным утверждением в ст. 13а. Итак, описание видения пророка Исайи заканчивается оптимистической нотой. На смену «племени злодеев» (1:4, английская и русская Библии) придет святое семя – величайшее обетование, если воспринимать его в свете ст. 3 о святости и в контексте повторяющихся обещаний победоносного «семени» в Быт. 3:15; 22:18 ; Гал. 3:16 . 7:1 – 12:6 Буря и солнце: Ассирия и Эммануил

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Слово, из которого происходит термин священство, в Новом Завете используется не для описания христианского служения, а скорее для роли, предназначенной всем верующим христианам (ср.: Отк. 1:6 ). По всему Ветхому Завету функции царя и священника всегда были разделены, за исключением Мелхиседека и Мессии, которые совмещали в себе эти функции. Саул совершил грех, когда попытался присвоить себе эти два титула ( 1Цар. 13:5–15 ). Во Христе христиане могут быть и царями, и священниками. Род избранный, т. е. народ, призванный отражать характер Бога, Его святость (1:16). Люди, взятые в удел (т. е. особые), отделенные: здесь используется образ восточного царя, который держит при себе особую сокровищницу, отдельно от государственного казначейства. Она была предназначена исключительно для него, и эта мысль впервые звучит в Исх. 19:5 («удел») и воспринята Павлом (см.: Тит. 2:14 – слово «особенный»). Совершенства – это слово трудно перевести точно, вероятно, ближе всего к оригиналу оно передается в RV – «превосходства». Христиане сочтут естественным и будут непосредственно отвечать таким образом Богу и своим ближним, когда поймут, что все эти благословения проистекают из свободной благодати и милосердия Бога (10). В подтверждение своей мысли Петр ссылается на тексты из Ос. 1:8 – 2:1 и 2:23. 2:11 – 3:12 Являть собой образ Христа для других Поскольку христиане в особом смысле – народ Божий, их истинное обиталище – общий дом с Ним. Таким образом, проходя земной жизненный путь, они должны являть своей жизнью и своим отношением к ближним образ жителей другой, лучшей страны. Примечательно, что первые три из четырех нижеследующих разделов посвящены иллюстрации этой мысли: образа жизни, повиновения (13,18, 3:1). Использованное в оригинале слово означает поставить себя в положение ниже другого, а тем самым возвышать другого по отношению к себе (как в Флп. 2:3 ). Как показывают нам Иисус ( Ин. 18:22,23 ) и Павел ( Деян. 25:10,11 ), это не означает, что христиане должны быть «половиком», о который вытирают ноги; они должны уметь твердо отстаивать свои права.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

13 Напр., по записке эконома Академии иеромонаха Сергия от 16 июня 1824 г. за о. Сергием показано долга: золотых дел мастеру за крест [архимандритский?] 75 р., служителю за 3 1/2 месяца – 28 р. и прачке за мытье белья 9 р. 95 к. 14 См. о нем у † проф. И.А. Чистовича на стр. 446 и у А. С. Родосского, Биографический словарь студентов первых XXVII-мu курсов С.-Петербургской Духовной Академии: 1814–1869 гг. (Спб. 1907), стр. 462. 16 См. дело Спб. Дух. Академии 1824 г. 52, где в описи на листах 11–12 и 33 – 34 вещей 52 книг 111 и рукописей 12, а на листах 22 – 23 и 31 – 32 вещей тоже 52 но со вписанным остатком денег в 1 р. 54 к. медью, книг 110 и рукописей 12. 18 Между прочим, показаны пять географических карт и «река времен». Касательно последней находим у † Вас. Ст. Сопикова (Опыт российской библиографии, ч. IV, Спб. 1816, стр. 334–335 и ср. 3: 6959; новое издании В. Н. Рогожина IV, Спб. 1905, стр. 216 и ср. 2) такие сведения: 9959. Река времен, или новое эмблематическое изображение Всемирной истории от сотворения мира по XIX столетие; соч. г. Страссом перев. с Нем. Александр Варенцов, Спб. 1805 – на 2 отк. лист. 10 р.». 9960. Тоже, вновь переведена с Нем. Семеном Ушаковым; Спб. 1812 – на 3 откр. лист. 10 р.». 19 В числе оставшихся от о. Серафима книг показано под 74 (65) еще «Начертание всеобщей физиологии» (Спб. 1812, в коже) того же автора, о котором см. и у † К.С. Веселовского, Русский философ Д(аниил) М(ихайлович) Велланский в «Русской Старине» 1901 г., т. CV, стр. 1–19. Этот представитель и проповедник Шеллинговой натур-философии увлекал тогда многих (даже до экстаза), о чем см. и в издании Л. Ст. Мацкевича, Воспоминания и автобиография Одесского протоиерея Николая Ивановича Соколова (по оттиску из «Киевской Старины»), Киев 1907, стр. 134. 23 Так, в ведомости о находившихся в Минской Семинарии учениках за 1809 год Михаилу Горбачевичу показано 9 лет – в исповедных росписях Минского кафедрального собора за 1809 г. – 8 л., за 1811 г. – 9 лет, за 1815 г. – 17 лет, за 1816 г. – 18 лет, за 1817 г, – 19 лет, по ревизиям 1811 и 1816 г. – 11 и 15 лет, в списках учеников Минской Семинарии за 1820 г. – 19 лет, в аттестате из Киевской Семинарии от 16 февраля 1831 г. и в современных сему формулярах – 31 год, в «Православн. Собеседнике» 1874 г., I, стр. 117 для 19-го ноября 1873 г. отмечается 75-й год от рождения. Согласия в датах нет, но большинство их приводит к 1799 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

14… ..от сего в сие ( Пс. 143:13 ). 15. Се, стою при дверех и толку!… ( Отк. 3:20 .) 16. В чем застану, в том и сужду ( Иез. 18:24 ). 17… ..кто стерпит гнев Его и против лица Его кто станет! ( Пс. 89:11,147:6 .) 18. Бдите и молитеся, да не внидите в напасть ( Мф. 26:41 ). 19. «…когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: «Не мене ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ее!…» — и воскресил его Господь». О случае этом подробно рассказывается в житии. Известный Святогорец описал его в стихах: СИЛА ВЕРЫ Когда-то в старину была Младая девушка в Ефесе, И эта девушка жила На самом низком интересе Любви и неги подкупной, Где очи с личиком смазливым, И волос, в локон завитой, Наряд со вкусом прихотливым Имеют самый ценный торг… Забыв девический свой долг, Она весь век свой посвятила На то, что юных волокит В силок бесовский свой ловила Румянцем уст, ланит… Уж нет у них стыда во взорах! Потерян вовсе Божий страх! Последний вкус в ее уборах, Улыбка страсти на устах, И сладость в томных разговорах… Уж вся та девушка была В сетях бесов, как в клетке пташка, И знать не знала, что вела Она сама себя, бедняжка, В погибель вечную и ад! Но Божья милость — что за чудо! Она подобных этой чад, Стремглав рискующих на худо, Влечет из гибели назад И вместо мук и наказанья, Дает им чувство сладких слез И всю горячность покаянья… О Бог наш дивный, Бог чудес! Раз та ефесская блудница Куда-то в тайной думе шла И так пленительна была, Что всех умы к себе и лица Невольным образом влекла… Идет… И вдруг пред ней явилась Жена в растрепанных власах И молча в ноги повалилась С младенцем мертвым на руках. И так, рыдаючи, молилась Она в слезах блуднице той, Стоя смиренно на коленях, И в вопле жалобном и пенях На жизнь и горький жребий свой. «Отдай дитя мне! — говорила Она блуднице. — Умились Моей бедой и помолись,

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Также в Евангелии от Иоанна 17,5 записано, что Христос в Своей первосвященнической молитве сказал: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира», и в стихе 24: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были бы со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира». Эти слова дают полную уверенность в вечном существовании Христа и принуждают умолкнуть все языки, пытающиеся утверждать, что это не так. б) Его пришествие с неба В беседе с некоторыми иудеями Христос сказал: «Вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» ( Ин.8:23 ). Затем в беседе с религиозным лидером, по имени Никодим, Он сказал: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» ( Ин.3:13 ). Далее, в Откровении 22,13 Он сказал: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний». Мы обращаем внимание на то, что Иисус говорит здесь не только о Своем пришествии с небес, но также и о Своем существовании на небесах, в то время как Он был на земле. в) Его присутствие во всех местах одновременно В Евангелии от Матфея 18,20 записаны Его слова: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», и после Воскресения Он сказал Своим ученикам: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:19-20 ). г) Его неограниченная сила Он сказал апостолу Иоанну, когда явился ему на острове Патмос: «Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» ( Отк.1:8 ). Втретьих: доказательства, основанные на Его именах и Его Божественных деяниях а) Его творческая сила Следующие стихи объясняют это ясно. «Все чрез Него (Христа) начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» ( Ин.1:3.4 ). «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» ( Кол.1:16 ).

http://azbyka.ru/lichnost-xrista-v-evang...

1) Небесная прелюдия, главы 4 и 5. а) Явление Божьего престола ( Отк. 4 ). б) Явление Агнца, Который берет запечатанную книгу и раскрывает ее ( Отк. 5 ). 2) Видение семи печатей, причем шестую и седьмую печати разделяют два отступления от темы, Отк. 6:1 – 8:1 . 3) Видение семи труб мщения, Отк. 8:2 – 11:19 . 4) Видение женщины (Церкви) и трех ее врагов, Отк. 12:1 – 13:18 . Три врага – это дракон ( Отк. 12:3–17 ), зверь из моря ( Отк. 13:1 – 13:10 ) и зверь из земли, или лжепророк ( Отк. 13:11–18 ). 5) Череда видений в Отк. 14 : а) видение Агнца на горе Сион ( Отк. 14:1–5 ); б) видение трех ангелов, вестников суда ( Отк. 14:6–11 ), за которым следует отступление от темы ( Отк. 14:12–13 ); в) видение жатвы и сбора винограда на земле ( Отк. 14:14–20 ). 6) Видение семи чаш гнева, Отк. 15:1 – 16:21 . 7) Видение окончательной победы, Отк. 17:1 – 22:5 : а) падение Вавилона ( Отк. 17:1 – 19:10 ); б) низвержение сатаны ( Отк. 19:11 – 20:10 ) и промежуточное тысячелетнее царство ( Отк. 20:1–6 ); в) всеобщий суд ( Отк. 20:11–15 ); г) новое небо и новая земля, слава Небесного Иерусалима ( Отк. 21:1 – 22:5 ). III. Эпилог, Отк. 22:6–21 . Божественное подтверждение, угрозы и обетования. Авторство и каноничность Вопрос авторства уже обсуждался в связи с Евангелием от Иоанна. Апокалипсис претендует на то, что его написал некий Иоанн, стоящий во главе асийских церквей. Истории известна только одна такая личность, апостол и евангелист Иоанн, – именно его перу приписывают Откровение самые древние и наиболее надежные свидетели, в том числе многие друзья и ученики автора. Подлинность Апокалипсиса подтверждается большим количеством свидетельств, чем подлинность любой другой новозаветной книги. 1252 И все–таки эта книга, из–за своей загадочности и непонятности, является самой спорной из семи Antilegomena, и это противоречие послужило поводом для гипотезы об авторстве некоего «пресвитера Иоанна», само существование которого вызывает сомнения (гипотеза основана на невнятны намеках Папия) и который в любом случае не мог бы занимать пост главы асийских церквей при жизни великого Иоанна. Апокалипсис был камнем преткновения для духовности александрийских отцов, для реализма реформаторов (по крайней мере, Лютера и Цвингли) и для немалого числа видных современных богословов; между тем он вновь и вновь привлекал к себе пристальное внимание честных ученых и становился предметом самого всестороннего анализа, но во все века смиренные христиане на пути в Небесный Иерусалим черпали утешение в эпическом слоге и величественном завершении этой книги. Многие отрицали каноничность и апостольский авторитет Откровения, приписывая его авторство мифическому пресвитеру Иоанну, но сегодня самая суровая критическая школа признала его несомненным произведением исторического апостола Иоанна. 1253

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010