232 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 2; Дело в СПбДЦК .(а 1884 г. [Издания акафиста свт. Моисею, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 233 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дела об акафисте в СПбДЦК за 1878, 1884,1888 гг. [Издания акафиста прп. Варлааму, игумену Хутынскому, Новгородскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 235 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 65; Дела в СПбДЦК на 1865,1884 гг., а также в МДЦК – за 1883 г. [Издания акафиста Пресвятой богородице ради чудотворной Ее иконы Феодоровская см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 236 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 75; Дело в МДЦК на 1884 г. [Издания акафиста прп. Петру царевичу, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 237 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 10; Дело в МДЦК за 1885 г. [Издания акафиста прп. Мефодию, Пешношскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 238 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 12; Дело в СПбДЦК ля 1885 г. [Издания акафиста свт. Леонтию, Ростовскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 239 См.: АСС. Дела об акафисте: 1884. II отд. 1 стол. 18; 1885. II отд. 1 стол. 14; Дела в СПбДЦК за 1884,1885 гг. [Издания акафиста свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 240 См.: АСС. Дело об акафисте. 1884. II отд. 1 стол. 15; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста св. Иакову, Боровичскому чудотворцу, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 241 См.: АСС. Дело об акафисте. 1885. II отд. 1 стол. 32; Дело в СПбДЦК за 1885 г. [Издания акафиста свв. благоверным князьям Феодору, Давиду и Константину, Ярославским чудотворцам, см. в «Списке акафистов, разрешенных к изданию».] 245 Алексей Павлович Храповицкий по окончании в 1885 году курса в Санкт-Петербургской духовной академии и пострижении в монашество с именем Антония был назначен в сане иеромонаха на должность помощника инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Шелудяк Гридя [см. Гридя], холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шелудяковы , крестьяне, 1624 г., Курмыш; 1638 г., Москва Шелутков Первуша [см. Первуша], посадский человек Шелуха см. Шалуха Шелухина Марья, холопка, 1603 г., Новгород Шелыга, Шелыгин : Иван Шелыга, земский целовальник на Белоозере, 1559 г.; Дмитрий Шелыгин, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Шелыгин Белка [см. Белка], 1550 г., Пошехонье Шелыга, шалыга, шолога – плешь, темя, маковка, вершина горы, посох с загнутым концом (Даль) [Ср. Шелога] Шелябуга Алексей Васильев, крестьянин, 1612 г., Арзамас Шеляко Григорий, крестьянин, 1627 г., Белев Шеляпин Герасим, крестьянин, 1640 г., Устюг Шемарин Стеня [см. Стеня], крестьянин, 1628 г., Белев Шемаук Лев Михайлович Темирязев [см. Темирязев], 1577 г., Коломна Шемела ( Шепела ) Васильев, царский конюх, 1573 г. [Ср. Шепела] Шемерденов Кузьма, холоп боярина Тучка Морозова, 1481 г. Шемет Григорьевич Мотякин [см. Мотякин, Шеремет], 1551 г.; Шемет Юрьевич Воейков [см. Воейковы], 1550 г., Ржева; у него сын Нелюб [см. Нелюб] Шеметов; Шемет, слуга Терехова Рязанского монастыря, 1583 г. [см. Игошкин] Шемяка кн. Дмитрий Юрьевич, умер в 1453 г.; кн. Александр Андреевич Шаховской [см. Шаховские], вторая половина XV в.; кн. Дмитрий Давыдович Гагарин [см. Гагара], 1550 г.; кн. Иван Васильевич Пронский, боярин, умер в 1550 г. [см. Бохов, Горюн, Долгово-Сабуров, Огорелка] Шенур см. Шонур Шеншин Беляй [см. Беляй], посадский человек, 1585 г., Псков; Шеншины, помещики, XVI в. и позже Мценск [см. Умай] Шепела Осипович Овинов [см. Овин], боярин, XV в., Новгород Ср. чепела – сковородник (Даль) [Ср. Шемела] Шепель, Шепелев : Шепель, крестьянин, 1499 г., Владимир; Петр Юрьевич Шепель, по родословным преданиям жил в конце XIV в.; от него – Шепелевы; Ошурок [см. Ошурок] Иванович Шепелев, 1538 г., Кострома; Степан Григорьев Шепелев, 1566 г. Шепель, чепель – железная лопатка для очистки пеньки от кострыки (Даль) [Ср. Чепель] Шеплин Яков, москвич из Кадашевской слободы, 1638 г. Шептяк Карабанов, начало XVI в., Белоозеро

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Голодный кн. Андрей Александрович Тростенский-Оболенский, 1520 г. [см. Кочет, Тростенский] Голодуша Андрей Васильевич Аничков [см. Аничковы], 1498 г. Голозуб Иван, крестьянин, 1495 г., Новгород Гололобовы Иван и Меньшик Мословы [см. Мосол], 1597 г., Рязань; позже Гололобовы в Рязани и Дедилове Голоперовы , помещики, 1537 г., Кострома Голопятовы Голосов Тимофей, подьячий, позже дьяк, 1627 г., Москва Голостеневы : Кубас [см. Кубас], 1538 г., Московский уезд; Федор и Фупик [см. Фуник] Афанасьевичи, середина XVI в., Ржева Владимирова Голохвастов Александр Борисович, гонец с грамотами в Турцию, 1499 г. [см. Дербыш, Казарин, Недужный] Голочел, Голочеловы : Иван Дмитриевич Голочел Морозов [см. Мороз], 1522 г.; от него – Голочеловы Голощаповы : Мартин, крестьянин, 1495 г., Новгород; Семен Пятово, помещик, 1596 г., Владимир; Ворошило [см. Воротило] Михайлович, 1594 г., Рязань [см. Бакуня] Голтяй, Голтяевы : Федор Федорович Голтяй Кошкин-Кобылин [см. Кошка, Кобыла], боярин, первая половина XV в.; от него – Голтяевы; в Рязани в XVI в. и позже другой род Голтяевых Голтяй – голяк, босяк, голытьба Голуба, Голубины : Голуба Игошина [см. Игоша], хо лопка, 1564 г., Суздаль; Евдокия Голуба, холопка, 1594 г., Новгород; Голубины, землевладельцы, 1540 г. и позже, Тверь Голубинин Никифор, 1638 г., Москва Голубой кн. Федор Александрович Касаткин-Ростовский [см. Касатка], 1500 г. Голубок кн. Борис Васильевич Пожарский [см. Пожарские], XVI в.; Григорий Голубок, крестьянин, 1630 г., Курмыш Голубь, Голубевы , в XV–XVII вв. много лиц и несколько фамилий в Новгороде Голубятников Матвей Михайлов, посадский человек, 1623 г., Гороховец [см. Линяй] Голуза : Александр Данилович Зайцев [см. Заяц], середина XV в.; Иван, крестьянин, 1560 г., Новгород Голуза – повеса, шалун (Даль) Голутвин Василий, подьячий, 1660 г., Москва Голутва – голытьба. Ср. голтяй Голча Студеникин Кожин [см. Студеника, Кожа], 1610 г., Арзамас Голчины : Богдан Голчин сын Куроедов [см. Куроед], 1613 г., Юрьев; Баим [см. Баим] Голчин, стрелецкий голова, 1615 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ковеза, Ковезин : Петр и Афанасий Ковезины, 1433 г., Дмитров; Иван Гаврилович Ковеза Кишинский [см. Кишинские], 1526 г., Кострома; Ляпун [см. Ляпун] Ковезин, дьяк, 1549 г.; Истома [см. Истома] Спиридонович Ковезин, 1550 г., Нижний Новгород [см. Спел] Ковелин ( Кавелин ) Иван, подьячий, 1620 г., дьяк, 1637 г. Ковер кн. Василий Андреевич Кривоборский [см. Кривоборский], умер в 1551 г.; от него – князья Ковровы [см. Лайко] Ковердяй Ульянов, новгородский своеземец, 1551 г. Коверзин, Коверзнев см. Каверзин Ковернев Верига [см. Верига], подьячий, 1600 г., Вологда; дьяк, 1609 г., Арзамас Коверница , холопка кн. Юрия Дмитриевича, первая половина XV в. Коверя, Коверин : Коверя Григорьев, крестьянин, начало XVI в., Рязань; Коверя Юрьевич Бортенев [см. Бортень], 1571 г.; Феодосий Арсеньевич Коверя Муравьев [см. Муравей], 1596 г.; Иван и Дмитрий Яковлевичи Коверины, 1556 г., Кашира [см. Алеевы, Зендиков, Орех] Уменьшительное – Коверька Ковешников Добрыня [см. Добрыня], кабацкий целовальник, 1611 г., Переяславль Ковригин Осман Иванович, 1536 г., Кашин; Андрей Иванович, середина XVI в., Кашин Ковшинский Тихон Андреевич, 1625 г., Дедилов Ковыла Семен Федорович, конец XIV в.; из его рода – Иван Степанович Ковыла Ивашкин [см. Ивашкин], 1625 г., Тула [см. Тутыха] Ковыла, ковыль – степная трава Ковырза Яков Михайлов, крестьянин, 1624 г., Курмыш [Ср. Каверзин] Ковырин Михаил, 1430 г., Переяславль Когуев Еська (Елка) [см. Елка], крестьянин, 1495 г., Новгород Кожа, Кожин : Федор Тимофеевич Кожа Замыцкий, конец XV в.; Макарий Кожин, основатель Калязина монастыря, из местных вотчинников, середина XV в. [см. Голча] Кожан кн. Григорий Иванович Щетинин [см. Щетина], начало XVI в. Кожан – кафтан или охабень из мягкой кожи, без шерсти Кожар Тимофей Григорьевич, 1568 г. Кожариков Асташ Тимофеевич, 1579 г., Ряжск Кожева Федор, крестьянин, 1585 г., Арзамас Кожевин Алексей Захарович, 1568 г., Ярославль Кожевник Холопищев [см. Холопище], середина XV в., Суздаль Кожеедов Фома, крестьянин, 1599 г., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Аданаш Семенович Ходырев [см. Ходырь], убит в 1578 г. под Кесью Адаш, Адашевы : кн. Афанасий Семенович Адаш Шехонский, середина XV в.; Григорий Иванович Адаш Ольгов, 1510 г., Кострома; от него – Адашевы; ср. также в роде костромских вотчинников Зубатого-Федчищевых [см. Зубатый] – Федор Баташ [см. Батат], у него сын Степан Адат и внук Иван Степанович Кудат (1566 г.) [см. Барат, Бастановы, Кунаков, Недаш, Хрущ] Адат – тезка, однофамилец (узбек.) [Ср. Одат] Адучевы (Ядучевы) Гридя [см. Гридя] и Дементий Суровец [см. Суровец], холопы кн. Ромодановских, 1522 г. Азанчей, Азанчеевы Азан – у магометан призыв на молитву с минарета Азей Семенович Заболоцкий [см. Заболоцкий], середина XVI в. [см. Опухта] Аиповы 14 Аип – собственное имя Аисины , XVI–XVII вв., Переяславль и Великий Новгород; Василий Андреевич, 1525 г. [см. Инюта] Айгустовы : Русин [см. Русин] Иванович, 1504 г., Алексей, старец Кириллова монастыря, 1531 г.; позже Айгустовы в Переяславском и Московском уездах [см. Злыдарь, Карандей, Недобрый, Самосадский, Смышляй, Улан, Урмень, Чужой] Айда Григорьевич Судаков-Сатин [см. Судак, Сатины], 1604 г. Айда – окрик: Живей! Скорей! Пошел! (тюрк.) Айдар, Айдаровы : Айдар, золотоордынский князь, 1430 г.; Иван Ильич Айдаров, 1578 г., Москва; Ураз Айдаров, служилый татарин, 1578 г., Коломна; Мина Салтанов [см. Салтан], 1579 г., Ряжск [см. Ганюков] Айдар – казачья стрижка волос вкруг, под чуб, под верховку, а не в скобку (Даль); Айдар – собственное имя (татар.) Ср. Айдар – приток Донца, селение на р. Воронеж в Воронежском уезде Айса – Иисус Айсе, или Айша – имя жены Магомета Айтамирев Иван, московский подьячий, 1660 г. Айтаров Савва, конюх, 1638 г., Москва Акат см. Окат Акишев Грязной [см. Грязной], подьячий, 1637 г.; дьяк, 1648 г. Акиш –может быть, от имени Акинф (? – С. В.) Аксак, Аксаковы : Иван Федорович Аксак Вельяминов, родоначальник фамилии Аксаковых, жил в середине XV в., ему принадлежало село Аксаково на р. Клязьме Московского уезда; кн. Дмитрий Григорьевич Аксак Морткин [см. Мортка], 1600 г. Летописи так объясняют прозвище хана Темир Аксака – Железного хромца: «Темир бо зовется железо, аксак зовется хромой, половецким языком» 15 [см. Бауш, Любим, Низенький, Темир]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ты сказал еще, что святые мироносицы почитали день субботний, так как на другой день после смерти Спасителя остались в покое по заповеди ( Лк.23:56 ). В самом деле, воспитанные в законе Моисеевом, мироносицы, как и апостолы, исполняли все его заповеди, ибо тогда еще в силе был Ветхий Завет. Ведь суббота, когда они остались в покое, предшествовала дню восстания Господа из мертвых, который с тех пор занял ее место. Внимательно исследуя Новый Завет, мы увидим, что в Евангелиях и Посланиях воспроизведены все заповеди Десятословия Моисеева, кроме той, что посвящена субботе (а именно четвертой). Так, заповедь первую находим у Матфея (см.: Мф.12:31–32 ) и у Марка (см.: Мк.3:29 ); заповедь вторую у апостолов Павла (см.: 1Кор.10:14 ) и Иоанна (см.: 1Ин.5:21 ); заповедь третью у апостола Иакова (см.: Иак.4:12; 5:12 ); заповедь пятую у Матфея (см.: Мф.15:4; 19:19 ), Марка (см.: Мк.7:10 ) и апостола Павла (см.: Еф.6:2 ); заповедь шестую у Матфея (см.: Мф.19:18 ) и Марка (см.: Мк.10:19 ); заповеди седьмую, восьмую и девятую у Матфея (см.: Мф.19:18 ), Марка (см.: Мк.10:19 ) и апостола Павла (см.: Рим.13:9 ); заповедь десятую у апостола Павла (см.: Рим.13:9 ). Но ни в Евангелии, ни в Посланиях нет и намека на то, что соблюдение субботы обязательно для христиан. Сектант : Апостолы и первые христиане праздновали субботу, и лишь император Константин Великий постановил праздновать вместо нее воскресенье. Священник : Нет никаких свидетельств о почитании субботы апостолами и первыми христианами. Великий Павел если и посещал синагогу в субботу, то не ради празднования ее, а ради проповеди собиравшимся там иудеям (см.: Деян.17:2 ). Он проповедовал, однако, не только в синагогах, но и на рыночных площадях, в частных домах и даже за городскими воротами (см.: Деян.16:13 ), и не только по субботам, но и в иное время, где бы ни находился (см.: Деян.17:17; 20:31 ). И если вы почитаете субботу за то, что апостол приходил в этот день в синагогу для проповеди, отчего бы не почитать и все другие дни, в которые он поступал так же? Да и мог ли он, если бы даже захотел, почтить субботу покоем при непрестанном служении слову Божию (см.: Деян.6:2 )? И будь он ее почитателем, то не учил бы противоположному, говоря: никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу ( Кол.2:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

См. выше Трегорский. Трифонов Успенский монастырь Вятской Епархии 2 класса мужской, находящийся при губернском городе Вятке, между небольшими горами на берегу реки Вятки, построен в 7088 (1580) году Пыскорского монастыря пострижеником монахом Преп. Трифоном 93 во владении пустоши Семёновской Филимоновой, по желанию и просьбе граждан собственным их иждивением. Соборная церковь сооружена во имя Успения Божьей Матери, по которой монастырь наименован Успенским, а по имени основателя Трифона – Григорьевым. Настоятельство Архимандрическое учреждено из давних лет и первым Архимандритом был оный Строитель обители Трифон. До Штатов 1764 года крестьян было за этим монастырём 23.859 душ и Настоятельство Архимандричье. А по Штатам положен во 2 классе степенью 34 с Настоятельством также Архимандричьим, которое и доныне продолжается. Троицкая Белопесоцкая Каширская пустынь См. Белопесоцкий Каширский. Троицкая Ветлужская Черноезерская пустынь См. Ветлужская Троицкая Черноезерская. Троицкая Дорофеева Югская пустынь См. Югская Троицкая Дорофеева. Троицкая Дедовская пустынь См. Дедовская Троицкая. Троицкая Колесникова пустынь Упразднённая мужская, находилась в Костромском уезде и принадлежала к Синодальной области. Пустыни этой чернец Капитон был начальником раскола, именуемого Капитоновщина. Троицкая Крапивенская пустынь См. Крапивенская Троицкая. Троицкая Кривоезерская пустынь См. Кривоезерская Троицкая. Троицкая Лысогорская пустынь См. Лысогорская Троицкая. Троицкая Никодимова пустынь См. Никодимова Троицкая. Троицкая Печерская пустынь См. Печерская Троицкая. Троицкая Рабежская пустынь См. Рабежская Троицкая. Троицкая Рекомская пустынь См. Рекомская Троицкая. Троицкая Рубежская пустынь См. Рубежская Троицкая. Троицкая Ругойская пустынь См. Ругойская Троицкая. Троицкая Сарожская пустынь См. Сарожская Троицкая. Троицкая Семёновская пустынь См. Семёновская Троицкая. Троицкая Сергиева пустынь См. Сергиева Троицкая, что на Петергофской дороге. Троицкая Соезерская пустынь См. Соезерская Троицкая. Троицкий Авнежский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

319. К монахам. 34 (Творения... С. 131). – Курсив схиарх. Г. (Б.) 320. Увещание к девственнице. 45 (Творения... С.140). – Курсив схиарх. Г.(Б.). 321. Разумеется, монашеский устав разрешает по скоромным дням вкушать яйца и рыбу. 322. Гностики (от др.-греч. gnostikos – познающий) – представите­ли раннехристианских ересей (П-Ш вв.), извратившие основные положения христианского учения путем введения языческих (как эллинских, так и восточных) мотивов. – Примеч. пер. 323. Мф 19:8. 324. Еф 5:21–33. 325. Мф 19:6. 326. Мф 5: 21 и след. 327. См.: Быт 4:6 и след. 328. Мф 5: 22. 329. 1Ин 4: 8. 330. Мф 5:48. 331. См.: Прем 11: 24. 332. См.: Быт 1:26в. 333. См.: Быт 1: 26а. 334. Быт 1,29. 335. См.: Быт 2:19 и след. 336. См.: Быт 2:15. 337. См.: Лев 1: 5 и след. 338. См.: Быт 9: 6. 339. Глубокие размышление о смысле ветхозаветного жертвоприноше­ния см. у митрополита Сурожского Антония (Митрополит Сурожаский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М.) 1991. О Божественной литургии. С. 217 и след.). – Примеч. пер. 340. Быт 8: 21. 341. Быт 9:2–6. 342. См.: Рим 8: 19 и след. 343. 2Кор 5:17. 344. См.: Послание к Мелании. 60. 345. Еф 4: 22. 346. Кол 3:10. 347. См.: Кол 2: 20 и след. 348. «Благоговение перед жизнью» – главный принцип этического учения Альберта Швейцера (1875–965), немецко-французского богослова, философа, музыканта и врача. Согласно этому принципу, добро -- то, что служит сохранению и развитию жизни, зло – то, что уничтожает жизнь или препятствует ей. – Примеч. пер. 349. См.: Быт 2: 15 и след. 350. Ср.: Ин 10: 3. 351. Лк 16:16. 352. Лк 3: 22–38. 353. KG V, 1. 354. Мф 11: 19. 355. В Евангелии от Луки не упоминаются и Ангелы. 356. См.: Ис 11:6–8; Иез 34:25; Ос 2: 18. 357. См.: Дан 6: 17–25. 358. Иов 5: 22–23. 359. См:. З Цар 17: 1–6. 360. См.: 3Цар 19: 5–7. 361. Пс 77:25 и Пс 104:40. 362. Евр 1: 14. 363. Мф 3: 2 и 4: 17. 364. См.: Лк 17:21. 365. Ср.: KG VI, 3. 366. Франциск Ассизский (1182–1226) – итальянский монах-подвиж¬ник, основатель ордена нищенствующих монахов (Orden Fratrum Minorum – «минориты», «меньшие братья»), известного также как орден францисканцев. – Примеч. пер.

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

См.: Ефрем Сирин, преподобный. О том, как приобретается человеком смиренномудрие. 56. Цит. по: Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2001. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Письма к родным и друзьям. 570. См.: Иоанн Златоуст , святитель. Против иудеев. 1. 7. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 217–218. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 517. Петр Дамаскин , преподобный. О том, что не должно отчаиваться//См.: Петр Дамаскин , преподобный. Творения. I. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 165. См.: Иоанн Кронштадтский , святой. Моя жизнь во Христе. II. 8. Цит. по: Жития святых святителя Димитрия Ростовского. Декабрь. М., 1906. C. 636. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Письма к мирянам. 225. См.: Григорий Богослов , святитель. Молитва в болезни. 1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. C. 174. См.: Макарий Оптинский , преподобный. Письма. 543. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского. М., 1858. Т. 2. С. 236. См.: Арсений (Жадановский) , епископ. Духовный дневник. М., 1998. См.: Варсонофий Великий и Иоанн Пророк , преподобные. Руководство к духовной жизни. 505. См.: Макарий Великий , преподобный. Духовные беседы. 48. 4–6. См.: Игнатий (Брянчанинов) , святитель. О чудесах и знамениях. II. 3. См.: Феофан Затворник , святитель. Письма. VI. 1018. См.: Иоанн Тобольский , святитель. Илиотропион. М., 2003. См.: Иоанн Златоуст , святитель. Слово о болезни и врачах. См.: Он же . Против иудеев. 1. 7. Рейтинг: 8.5 Голосов: 301 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/5729.html

24 Об этом старец Иосиф говорит в слове «Вера и дела», см. настоящее издание, с. 353—355. 25 Там же, с. 355. 26 Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. 27 См.: «Познай себя», наст. изд., с. 196. 28 Выражение принадлежит св. Григорию Паламе (Возражения против Акиндина), см. ссылку: наст, изд., с.398. 29 См. об этом: «Христианство и гуманизм», наст, изд., с. 374—376. 30 См. наст, изд., с. 197, 295. 31 «Познай себя», наст, над., с. 196. 32 О трех состояниях природы человека подробнее см. «Слово о монашестве», наст, изд., с. 91—100; «Богочеловечество и обожение», наст, изд., с. 345—348. 33 См. наст. изд., с. 252—253. 34 См. об этом: «Смысл церковных таинств», наст, изд., с. 401. 35 Триады I, 3, 43. 36 См. об этом: Ватопедские Оглашения, Беседа 1, с. 21—22. См. также: «Смысл церковных таинств», наст. изд., с.396—397. 37 Подробно об этом см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 12, с. 108—115; A­ σκηση . Μητρα τον Αγιασμο , σ . 54—58. 38 В наст. изд. слово «злострадание» иногда переводится как «любострадание», чтобы подчеркнуть второй аспект значения. 39 Ср.: прп. Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 54. TLG 2892 001. Рус.: Творения, кн. II, с. 190. 40 О степенях совершенствования в добродетельной жизни, согласно заповедям блаженства, старец Иосиф говорит во многих книгах. Подр. см.: Ватопедские Оглашения, Беседа 14, с. 125—132. См. также: «Познай себя», наст. изд., с. 203—204. 41 Гомилия 33. PG 151, 416—417. См. наст. изд., с. 97. 42 «Учение о телесном делании и послушании», наст. изд., с. 229. 43 Старец Иосиф Исихаст, с. 196. 44 Подробнее об этом см.: Мандзаридис Г. Обожение человека по учению святителя Григория Паламы. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2003, с. 110—111. 45 В изложении этапов духовной жизни, состояний человеческой природы и образа действия Благодати старец Иосиф в целом опирается на учение прп. Исаака Сирина (см. Слова Подвижнические, 4, с. 19—25; 66, с. 345—346; а также passim), авторов Добротолюбия (см. напр. Филофей Синайский, Феодор Эдесский, прп. Феодор и др.) и прп. Максима Исповедника. Однако у последнего эти вопросы рассматриваются в несколько ином плане. Так, он объединяет первую и вторую ступени подвига, называя их «практической философией», а третью ступень разделяет на две основных (которые также делятся им еще на несколько): «естественное созерцание» и «таинственное богословие». Учение прп. Максима является, пожалуй, самой развернутой и глубокой системой, обобщающей весь опыт аскетического делания, однако наша цель состояла в описании исключительно тех моментов духовного восхождения, которые в том или ином виде встречаются у старца Иосифа, поэтому мы не касались тех возвышенных состояний, описание которых так характерно для богословия прп. Максима. В качестве краткого введения в его богословие см.: Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996, с. 111—137.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3418...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010