Амир – повелитель, эмир (араб.) Амуратов Борис Севастьянович, 1550 г.; позже – Муратовы [см. Мурат] Амурат, Мурад – мусульманское имя Ананский Суббота [см. Суббота], подьячий московского Судного приказа, 1584 г.; Ананские, XVI–XVII вв. Тула Анаткин Игнатьев, суздалец, в конце XV в. получил поместье в Новгороде Ангеловы Эммануил и Иван, греки, выехавшие в Рос сию в свите кн. Софьи Палеолог Ср. селение Ангелово под Москвой Ангел – вестник (греч.) Андакан Андрей Федорович Тушин-Квашнин [см. Туша, Квашня], 1570 г., его брат имел прозвище Обраслан [см. Обраслан] Анисимовы Лева и Михаил Васильевичи, помещики, 1498 г., Новгород; Анисимовы, XVI–XVII вв., Новгород и Переяславль Аничковы : Василий Иванович Борода [см. Борода], Андрей Блоха [см. Блоха] и Глеб Ивановичи, помещики, 1495 г., Новгород [см. Бушуй, Видяка, Голодуша, Дурыга, Некрас, Потана, Пустоха, Рябка, Скурат, Столб, Сундук, Хрипун] Аничка – от имени Иоаникий Анненковы Богдан и Шарап [см. Шарап] Ивановичи, 1575 г., Арзамас; Анненковы, XVI в. и позже. Тула Апраксины-Вердеревские [см. Вердеревские], конец XVI в., Рязань [см. Невер, Нехороший, Толпыга, Толыга, Улан] От женского имени Евпраксия Апрелевы : Костя, помещик, конец XV в., Новгород; позже Апреловы, там же; Тихомир Постников [см. Тихомир, Постник], XVI в., там же Апухта см. Опухта Апышка, Апышкины : Апышка, холоп, середина XV в., Дмитров; Нехороший [см. Нехороший] Кузьмич Апышкин, 1596 г., Галич; позже Апушкины, в Галиче и Костроме Аракчей, Аракчеевы : Евстафий Аракчей, крещеный татарин, дьяк вел. кн. Василия Темного, середина XV в.; Василий Фомич Аракчеев, помещик, 1619 г., Новгород Арап, Араповы : Арап Бегичев [см. Бегичевы], помещик, 1579 г., Рязань; Араповы, XVII в., Муром [см. Биревы, Хабар] Арбазуев Михалец, холоп, 1455 г., Муром Арбеневы : Иван Иванович, 1619 г.; Алексей Федорович; Арбеневы, XVI–XVII вв., Дмитровский и Московский уезды Арбуз, Арбузовы (иногда – Арбузьевы ): Иван Арбуз Дермель [см. Дермель], крестьянин, вторая четверть в., Углич; у него сын Шатей [см. Шатей] Дермелев [см. Дермель]; Арбузьевы (Арбузовы), новгородские бояре, переселенные в Москву, Нижний и Арзамас, XV в.; посадник Киприан Арбузьев, казнен за измену вел. кн. Ивану III; Дмитрий Прокофьевич, 1524 г., Москва; в 1534 г. несколько человек на поместьях в Торопце; Арбузовы, помещики, с конца в., Арзамас [см. Инта, Неугод, Трескин, Шелехмет]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2995. lnterpellare — юрид. возбуждать иск, преследовать в судебном порядке; adire — обращаться с просьбой к суду. 2996. См.: Ин. 11.25. 2997. В этом письме, написанном в конце 382 или начале 383 г., святитель говорит о смерти епископа Фессалоник Ахолия (Асхолия), известного тем, что он крестил императора Феодосия Великого (380 г.). Ахолию адресованы несколько писем свт. Василия Великого (см.: epist. 154, 164, 165: St. Basil. The Letters/With ail English transi, by R. J. Deferrari. T. 2. L.; Cambridge (Mass.): Harvard Univ. Press, Об Ахолии см.: Сократ, hist. eccl. 5. 6, 8. 2998. Ср.: Iacob 2. 8. 35. 2999. Нападение готов предотвратили с помошью мирного договора, заключенного в пятые ноны октября 382 г. (см.: Zelzer. Т. 2. Р. 60 not.). 3000. О полете души после смерти свт. Амвросий часто пишет в своих произведениях (Isaac 7. 61, 62; 8. 71, 78; bon. mort. 5. 16; uirgt. 18. 115–116). Он развивает метафору Вергилия remigium alarum Aen. 1. 301; 6. 19): remigium caritatis, remigia spiritalia. См. также: Aen. 5. 515–516: et alis/plaudentem… columbam. Ср. также у Цицерона (tusc. 1. 50–55). 3001. Перевод с небольшими изменениями по: Псалтирь Давила пророка и царя с параллельным переводом на русский язык. М.: ПСТГУ, 2003. С. 185. 3002. См.: Passio apostolorum Petri et Pauli 12 (см.: Zelzer. T. 2. P. 61, not.). 3003. Ср.: Флп. 1. 23–24. 3004. См.: Откр. 21. 2. 3005. См.: Откр. 21. 10, 18. 3006. См.: 4Цар. 6. 18. 3007. См.: 4Цар. 6. 19–23. 3008. См.: 4Цар. 6. 32: Елисей сидел в своем доме. 3009. См.: 4Цар. 7. 6. 3010. См.: 4Цар. 2. 11. 3011. Ср.: 4Цар. 2. 13. 3012. Анисию адресовано следующее письмо (см.: epist. 52). Возможно, эти два письма были отосланы вместе. 3013. Перед Римским собором 382 г. (см. у Феодорита, hist. eccl. 5. 9. 1) (см.: Zelzer. P. 65. not.). Очевидно, свт. Амвросий также приехал в Рим, чтобы участвовать в соборе, но тотчас по приезде заболел и лежал в доме своей сестры. 3014. См.: 3Цар. 10. 24. 3015. Образ жизни как плавания по морю часто встречается у свт. Амвросия, (см.: Jacob 1.6. 24.; 2. 8. 36: bon. mort. 4. 15.; 8. 31, а также: Nazznro A. V. Simbologia е poesia dell’acqua e del mare in Ambrogio di Milano. Napoli, 1977).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Асеметелим Никитич Мокшеев [см. Макшеевы], 1568 г., Ярославль Аскраметковы см. Оскрометковы Аслан Борисович Колычев [см. Колыч], первая поло вина XVI в. Ср. асламка – килевое судно; асламщик – прасол, торгаш (Даль); асламчи – офеня Асман, Асмановы : Степан Григорьевич Асман Косицкий [см. Косицкий], помещик, 1534 г., Новгород; Василий Асманов, сын боярский новгородского владыки, 1564 г. [см. Прибылой] Асман – собственное имя Осман, Усман (татар.) Аспидов Максим, подьячий, 1339 г., Москва Астрадам Варкалап (Баркалаб) [см. Варкалап] и Раф (Рафаил) Родионовичи Всеволодские [см. Всеволожский], первая четверть XVII в. Атава см. Отава Атай : Атай, крестьянин, 1578 г., Арзамас; Атай Кузьмич Саблин [см. Сабля], 1596 г. [см. Отяй] Атай – отец, дед, старик (татар.) Аталык Русинов [см. Русин] Волынский [см. Волынский], первая половина XVI в.; Иван Иванович Аталык Квашнин [см. Квашня]; Аталык Матвеевич Беликов [см. Беликовы], 1615 г. Аталык – дядька, воспитатель, опекун (татар.) Атамашев Любим [см. Любим] Григорьев, посадский человек, 1623 г., Гороховец Аулов Роман Федорович Осенний [см. Осенний], 1605 г., умер до £610 г., Арзамас Ахмат, Ахматовы : Федор Никулин Ахматов, 1554 г., Кашира; Ахмат Дмитриевич Желтухин [см. Желтухин], 1604 г. Ахмат – собственное имя Ахмед (татар.) Ахмет кн. Михаил Михайлович Троекуров [см. Троекур], 1537 г., Ярославский уезд [см. Талаев] [Ср. Ахмат] Ахметек : кн. Ахметек Иванович Сугорский (Белозерский), 1495 г., в иночестве Иоаким Ахмуров Петр, подьячий, 1646 г., Москва Ахмыл, Ахмыловы : Федор Ахмыл, посадник 17 , 1332 г., Новгород; Андрей Семенович Ахмылов, 1553 г., Рязань; позже в Рязани несколько Ахмыловых Ахмыл – собственное имя (татар.) Ачкасовы : Тимофей, дьяк вел. кн. Василия Дмитриевича, 1423 г.; Ачкасовы-Анкудиновы, холопы кн. Ивана Юрьевича Патрикеева, в конце XV в. получили поместья в Новгороде; Федор и Пятой Яковлевичи, 1505 г., Кострома [Ср. Очкасов] Ашалай , дьяк, вторая четверть XV в., Углич, писал данную грамоту Троицкому монастырю на землю в Угличе

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Веселый – скоморох Веселье Иван Окулов [см. Окул], 1472 г., Москва Весилица Василий Андреевич (род Нетши [см. Нетша]), середина XV в. [Ср. Виселица] Весна : Весна Артемьев, помещик, 1545 г., Новгород; Иван Весна, крестьянин, 1627 г., Курмыш Ветка Иванович Отраслей [см. Отрасль], помещик, 1495 г., Новгород Ветошка, Ветошкины : Ветошкин Иов, дворцовый подьячий, 1665 г. Ветряный Даниил Андреевич Нащокин [см. Нащока], 1498 г., Новгород; от него – Нащокины-Ветряные [см. Мыслок] Ветхий Яковлевич Онучин [см. Онуча], 1565 г., Казань Ветчина, Ветчинка : кн. Семен Семенович Ветчина Гагарин [см. Гагара], конец XVI в.; у него сын Иван Семенович Ветчинка, 1623–1656 гг.; Иван Семенович Ветчинка Мятлев [см. Мятель], середина XVI в. Вечесловы ( Вичесловы ): Илья Иванович, губной староста, 1608 г., Вологда [Ср. Вячесловы] Вешалов Скурат [см. Скурат], крестьянин, 1539 г., Новгород Вешков Семен, подьячий, 1657 г., Москва Вешняк, Вешняковы : Вешняк – очень распространенное прозвище; Александр Иванович Вешняк Баландин [см. Баланда], вторая половина XV в.; от него – Вешняковы [см. Дубровский, Ивков, Крекшин, Поздяк] Взворыка, Взворыкины см. Зворыка, Зворыкины Взимков Иван, дьяк Мастерской палаты, 1652–1672 гг. Взломень Даниил Протасьевич Вельяминов, середина XIV в. Взметень кн. Александр Данилович Суздальский, 1410 г. Ср. взметная, разметная грамота – о разрыве междукняжеского мирного договора, что было равно сильно объявлению войны Взовские , позже Взовские стали писаться Гзовскими [см. Гзовские] Виванов ( Виденов ) Богдан, сын боярский в Подмосковном ополчении, 1611 г. Видовы Иван и Верещага [см. Верещага] Андреевичи, 1568 г., Ярославль Видохин Гридя [см. Гридя], крестьянин, начало XVI в., Владимир Видяка Иван Глебович Аничков [см. Аничковы], начало XVI в. Видяка, видок – бывалый человек, очевидец, свидетель; см. «видок» в Русской Правде Вилян Федорович Березин [см. Береза], 1594 г. Винко, Винков : Винко Нефед Клобурников [см. Клобурников], слуга Калязина монастыря, начало XVI в.; Винков Юрий Тимофеевич, посадник в Пскове, 1424 г.; его внук Степан Афанасьев Винков, посадник, 1466–1478 гг., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

3459. Написано в декабре 388 г. Свт. Амвросий продолжает тему письма 74, которое в сохранившихся рукописях следует за письмом Марцеллине как epist. ех с. 1а. Об этом инциденте рассказывает также Павлин (см.: uita А. 22–23). 3460. На основании этих слов делают предположение о дате письма: свт. Амвросий мог находиться в Аквилее в связи с избранием нового епископа Хроматия, так как еп. Валериан умер в конце ноября 388 г. 3461. Феодосию Великому, находившемуся тогда в Медиолане. Ср.: epist. 74. 3462. М. Цельцер, а вслед за ней Либешутц, предлагает понимать эти слова как «я написал письмо императору, которое вместе с этим посылаю [тебе]». – Примеч. ред. 3463. Ср.: Иез. 37:16. Исследователи также предлагают видеть в этих словах аллюзию на Иер. 1:11. 3464. Ср.: Числ. 17:8. 3465. Ср. у Филона Александрийского (Mos. 2. 178–183). 3466. В epist. 74 (ex с. 1a) также цитируются эти слова. 3467. См.: Ис. 9:6. 3468. По мнению Либешутца, свт. Амвросий указывает на крещение Иоанна Предтечи ( Мк. 1:4); см.: Liebeschuetz. Р. 114, n. 2. 3469. То есть первородный грех. 3470. Ср.: sacr. 5. 27. 3471. См.: Мф. 18:24–34. 3472. См.: Филон, sacrit. 72–87. В отличие от Авеля, Каин сберег первые плоды урожая для себя, а Богу принес худшее. – Примеч. ред. 3473. Ср.: uirgb. 3. 3. 11. 3474. См.:1 Кор. 11:3. 3475. См.:1 Кор. 12:12. 3476. Ср.: epist. 33. 3. 3477. Крещение. 3478. Назореи не должны были стричь волосы, см.: Числ. 6:5; ср.: epist. 62. 10–31 (история Самсона). – Примеч. ред. 3479. В первые века христианства выражение osculum pacis означало поцелуй, которым приветствовали друг друга члены Церкви. – Примеч. ред. 3480. См.: Пс. 50:17. 3481. Ср.: Песн. 1:1. 3482. Ср.: Лк. 2:51. 3483. См.: Лк. 10:31–32. 3484. Ср.: hymn. 9. 30–31. 3485. Ср.: Быт. 8:11. 3486. См.: Чис. 22–24. 3487. См.: Исх. 12:36. 3488. См.: Исх. 16:4. 3489. См.: Числ. 13:24. In regionem Botryonis букв., «в область виноградной грозди» (греч. botrys). 3490. См.: Числ. 21:24. 3491. См.: Нав. 8:23–29. Свт. Амвросий здесь смешивает и контаминирует историю Сигона, царя Аморрейского ( Числ. 21:26–29), и историю царя Гайского ( Нав. 8:23–29).

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

См.: Там же. С. 6. См.: Там же. С. 7. См.: Там же. С. 14. См.: Там же. С. 6. См.: Там же. С. 12. См.: Там же. С. 32. Есть случай, когда три стихотворения посвящаются одному тропарю: тропарю ВК Пн. 4:2 «Приближáется, душé, конéц…» — «Душа! Конец уж близок твой…», «О, пробудись, душа моя…» и «Вся наша жизнь…» (см.: Там же. С. 12, 13). Там же. С. 13. См., напр., переложение тропаря ВК Чт. 1:6 на с. 55. См.: Авраамий [(Часовников)], архим. Краткая история Русской православной духовной миссии в Китае//Бэй-Гуань: краткая история Российской православной духовной миссии в Китае/сост. Б. Г. Александров. М., СПб., 2006. С. 110–111, 112. Геронтий (Левицкий)//Сайт фонда «Русское Православие». URL: http://ortho-rus.tk/articles/monahi-4205.html (дата обращения: 22.08.2021). Канон преподобного отца нашего Андрея Критского Иерусалимита, переложенный в стихи иеромонахом Геронтием Левитским, членом Пекинской духовной миссии. М., 1879. С. 7–8. См.: Канон преподобного отца нашего Андрея Критского Иерусалимита… С. 9–12. См.: Там же. С. 13–20. См.: Там же. С. 19–20. См.: Там же. С. 58–59. К примеру, переложения тропарей ВК 2:10 «Дéлаша на хребтé…» и ВК 2:11 «Погуби´х…» — Там же. С. 46. Единственный пример большого количества строк — переложение тропаря ВК 4:2 «Приближáется, душé, конéц…». См.: Там же. С. 90–91. См.: Канон преподобного отца нашего Андрея Критского Иерусалимита… С. 153. Там же. С. 80. См.: Шапошников М. Б. Апухтин Алексей Николаевич//ПЭ. Т. 3. М., 2001. С. 149. Его творчество см. в: Апухтин А. Н. Сочинения: стихотворения. Проза/[сост. и подг. текстов А. Ф. Захаркина; вступ. ст. М. В. Отрадина; прим. Р. А. Шацевой]. М., 1985. Апухтин А. Н. Стихотворения. СПб., 1886//Сайт «Rarus " s Gallery». URL: (дата обращения: 30.04.2022). См.: Маричева Л. М. Алексей Николаевич Апухтин…//Апухтин А. Н. Сочинения. Проза. М., 2018. (Забытая книга). С. 293. Текст приводится по: Апухтин А. Н. Год в монастыре (Отрывки из дневника)//Его же. Полное собрание стихотворений/[сост., подг. текстов и прим. Р. А. Шацевой; вступ. ст. М. В. Отрадина]. Л., 1991. (Библиотека поэта. Большая серия). С. 320–321.

http://bogoslov.ru/article/6176293

Приводимое в разделе священническое благословение: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! ( Числ. 6:24 – 26 ) – было общеизвестным еще в допленное время. Так, в 1979 году при раскопках Кетеф Гинном в Иерусалиме были найдены две небольшие серебряные пластины VII – VI веков до Р. X., содержавшие этот текст и бывшие, по мысли исследователей, святыней, носившейся владельцем на груди. Согласно святоотеческому истолкованию, в этих словах троекратно призывается имя Господа, что помимо полноты призываемых благ, указывает на троичность Лиц Божества. Первая часть благословения (сохранит тебя) относится к Первому Лицу Святой Троицы – Богу Отцу и Промыслителю. Вторая часть благословения (помилует тебя) призывает Второе Лицо Святой Троицы – Сына Божия как Искупителя и Судию. Третье Лицо Святой Троицы призывается в третьей части благословения, когда испрашивается мир душевный – следствие благодатных даров Духа Святого (да даст тебе мир). О том, что это место апостолами воспринималось именно таким образом, свидетельствуют слова святого апостола Павла, благословляющего учеников следующими словами: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ( 2Кор. 13:13 ). Апостол здесь явно интерпретирует рассматриваемый нами текст. В девятой главе содержится рассказ о том, как к Моисею пришли люди, не смогшие совершить Пасху в положенное время, так как были осквернены прикосновением к мертвым телам. Бог дает Моисею повеление о том, что они могут совершить Пасху через месяц – четырнадцатого числа месяца Зиф (Ияр). Некоторые из толкователей видели в этом эпизоде прообраз иудеев, осквернившихся прежде убийством Мессии, но которые обратятся в конце времен (см.: Рим. 11:25 – 32 ) и вкусят с нами Пасху Христову в будущем веке. Странствование от Синая до Земли Обетованной (Числ. 10:11 – 22:1) Этот раздел повествует о первом переходе – до пустыни Фаран (см.: Числ. 10:11 – 36 ), о возмущении в Тавере (см.: Числ. 11:1 – 15 ), об избрании семидесяти старейшин (см.: Числ. 11:16 – 30 ), о поражении народа в Киброт-Гаттааве (см.: Числ. 11:31 – 35 ), о вразумлении Мариам и Аарона (см.: Числ. 12:1 – 15 ), о соглядатаях в земле Ханаанской и обречении народа на сорокалетнее странствование в пустыне (см.: Числ. 13:1 – 14:45 ), об уточнении некоторых законов (см.: Числ. 15:1 – 41 ), о возмущении Корея, Дафанаи Авирона (см.: Числ. 16:1 – 50 ), о расцветшем жезле Аарона (см.: Числ. 17:1 – 13 ), о правах и обязанностях левитского священства (см.: Числ. 18:1 – 32 ), о жертве рыжей телицы (см.: Числ. 19:1 – 22 ), об изведении воды из скалы (см.: Числ. 20:1 – 13 ), об идумеях (см.: Числ. 20:14 – 22 ), о смерти Аарона (см.: Числ. 20:23 – 29 ), о поражении Арада (см.: Числ. 21:1 – 3 ), о медном змие (см.: Числ. 21:4 – 9 ), о поражении Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского (см.: Числ. 21:21 – 35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

Верою вселяется в сердце благодать (3:14, см. ВЕРА, 141). Верующий человек в сердце своем имеет радость и веселие о Бозе (4:165, см. ВЕРА, 141) (3:18, см. РАДОСТЬ , 785). Чтобы Евангельская вера в сердце зачалась, нужно познать немощь свою (3:11, см. ВЕРА, 156). Вера в сердце воспринимается от Евангелия (3:10, см. ВЕРА, 156). От рассуждения слова Божия возбуждается в сердце живая вера (5:152, см. ВЕРА, 156). Без молитвы и причастия Святых Таин Христовых вера быть в сердце не может (4:166, см. ВЕРА, 151). Приготовление к причащению состоит из вычитывания молитв и исправлении сердца (3:264, см. СВ. ТАЙНЫ, 832). Вера в сердце, что светильник в доме (4:165, см. ВЕРА, 133). Христианин должен заботиться, чтобы светильник веры в сердце не угас (4:165, см. ВЕРА, 57). Верное сердце должно подвизаться, чтобы сохранить веру (3:21, см. ВЕРА, 149). Просвещенное верой сердце через благодать Святаго Духа разжигается любовью ко Христу (3:148, см. ЛЮБОВЬ , 472). Сердце христианина злобу врагов побеждает любовью (5:138, см. ЛЮБОВЬ, 501). Благодать зажигает в сердце любовь (4:342, см. БЛАГОДАТЬ , 38). Сердце правое имеет истинную любовь (2:49, см. СЕРДЦЕ, 843). Сердце, согретое огнем любви Божией, издает теплоту милости (2:40, см. СЕРДЦЕ, 838) (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496). Сердце принуждать к ЛЮБВИ «Сердце-де мое от него отвращается?» – Ты сердце свое верою и любовью Христовою побеждай и убеждай, и не что сердце хощет, но что вера твоя и заповедь Христова требует от Тебе, делай. Христос велит, любитель твой велит; того вечная правда требует; то воле Его святой угодно, тебе полезно, хотя плотское сердце, мысль и разум слепый противно хощет. Следственно так должно делать, как Он хощет, а не как страстная плоть наша, когда хощем любить Его. В том бо состоит и ПОДВИГ наш христианский, чтобы нам делать не тое, что плоть наша слепая хощет, но что заповедь Божия (3:143). Любовь входит в сердце, очищенное покаянием (4:354, см. ЛЮБОВЬ, 959). Сердце становится добрым от послушания воле Божией Доброе есть сердце, которое воли Божией покорно и согласно: злое есть сердце, которое воли Божией противно и несогласно. Доброхотное сердце вера соделывает; добрыя воли родительница есть вера, глаголет Амвросий святый: убо где доброхотнаго сердца нет, тамо и веры нет. Потщись убо, христианине, внутрь себе исправить, и быть добрым, и будеши истинно добр; иначе как был, так и будеши всегда зол, что вне не будешь делать. Отсюда видишь, что ВЕРА обновляет человека, и есть корень добрых дел (5:165–166).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

3198. Ср.: Гал. 1:18. 3199. См.: Ин. 8:3 и след. Ср. также: epist. 50. 11–17. 3200. См.: Исх. 31:18. 3201. См.: Иер. 17:13. 3202. См.: Ин. 1:29. 3203. Подробнее об этом см. fid. 5. 5. 55 и след. См.: Исх. 31:18. См.: Иер. 17:13. См.: Ин. 1:29. Подробнее об этом см. fid. 5. 5. 55 и след. 3204. К Констанцию обращено также epist. 36, однако один это человек или два разных, неясно. 3205. В epist. 66. 2–5 (к Оронциану) свт. Амвросий также обсуждает вопрос обрезания. 3206. См.: Деян. 15:23–29. 3207. См.: Быт. 17:9–14. 3208. См.: Ин. 8:56. 3209. Речь идет об овне, которого явившийся ангел приказал Аврааму принести в жертву вместо его сына Исаака (ср. Быт. 22:1–14) Этот овен, по принятому типологическому толкованию, прообразует спасительные страдания на кресте Иисуса Христа, Который и есть истинный Агнец Божий. По мысли свт. Амвросия, видение Авраамом дня Господа состоит в понимании им смысла совершаемых действий в свете событий уже Нοвого Завета. 3210. Маркион и Мани отрицали необходимость иудейского закона и Бога Ветхого Завета считали низшим богом, требующим лишь правосудия и не знающим милосердия. 3211. Ср. у Тертуллиана (de corona 3). 3212. См.: Ин. 1:29. 3213. Ср.: Быт. 1:27; 2:7. 3214. См.: Рим. 8:9, 13. 3215. Ср.: Рим. 4:9–13; 2:25–29. 3216. См.: Рим. 2:29. 3217. См.: Откр. 5:5–10. 3218. Ср.: Рим. 11:25. 3219. Аквила (Акила) (II в.) – автор одного из греческих переводов Ветхого Завета; стремился к большему буквализму. Пересмотренный им греческий текст использовался в синагогах до VI в. (см.: Тов Э. Текстология Ветхого Завета. М., 2003. С. 137–139). – Примеч. ред. 3220. Ср.: Рим. 2:29. 3221. Адресат письма – Феофил, епископ Александрийский (385–412). Письмо написано в 392 г. после Капуанского синода (зима 391/92 г.), на котором обсуждалась антиохийская схизма, начавшаяся в 330 г., после того, как ариане низложили епископа Евстафия. В 360 г. епископом был избран Мелетий, сторонник никейской веры. Вскоре он был низложен и сослан императором Констанцием II, а на его место был избран арианин Эзой. В 362 г. Люцифер Кальярский поставил еще одного никейского епископа в Антиохии, Павлина. Когда при Юлиане Отступнике вернулся из изгнания Мелетий, в Антиохии оказалось три епископа: два никейских и один арианский. В поддержке никейских епископов разделились Восток и Запад: Восток (в частности, в лице свт. Василия Великого) поддерживал Мелетия. Запад (в частности, в лице папы Дамаса) Павлина. На Константинопольском соборе 381 г. преемником Мелетия был избран Флавиан. Западные епископы, в частности свт. Амвросий выступили против (см. epist ex. с 6, 8, 9). В 388 г. Павлин, умирая, рукоположил епископом Евагрия. После Капуанского синода восточные епископы, собравшись в Кесарии Палестинской в 393 г., признали единственным законным епископом Флавиана.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Мариам, сестра Моисея, на семь дней поражена была проказой за ропот (см.: Числ.12 ). Стены Иерихона пали после седмикратного обхождения их семью священниками Бога Израилева, седмикратно вострубившими напоследок в семь труб (см.: Нав.6 ). В течение семи дней совершилось освящение Аарона и сыновей его (см.: Лев.8:33–35 ). Седмикратно на дню прославлял Бога царь и пророк Давид (см.: Пс.118:164 ). После седмикратного омовения в Иордане очистился от проказы военачальник сирийцев Нееман (см.: 4Цар.5:14 ). Писание говорит о семи дарах Духа Святого, каковы: премудрость, разум, совет, крепость, ведение, благочестие, страх (см.: Ис.11:2–3 ). На семи столпах создала себе дом, то есть Церковь , Премудрость Божия ( Притч.9:1 ). И в Новом Завете Спаситель заповедует нам прощать до семижды семидесяти раз (см.: Мф.18:22 ; Лк.17:3–4 ). В основании Церкви Христовой также усматриваем число семь, ибо в ней различаются: 1) апостолы, 2) пророки, 3) учители, 4) чудотворцы, 5) имеющие дар исцелений, 6) имеющие дар языков, 7) имеющие дар толкования Священных Писаний (см.: 1Кор.12:28–30 ). Семь духов предстоят Богу и престолу Его (см.: Откр.1:4 ). Семь золотых светильников стоят пред Спасителем, и семь звезд в деснице Его (см.: Откр.2:1 ). Семи Церквам пишет, по Божию повелению, св.Иоанн Богосдов (см.: Откр.1:11 ). Семь язв наносится миру в последние времена (см.: Откр.15:6–8; 16:1–21 ). Семь печатей имеет на себе книга, которую видел св.Иоанн в руке Божией (см.: Откр.5:1–4 ). Семь духов Божиих посылает Бог во всю землю (см.: Откр.5:6 ) и Церквам (см.: Откр.1:4 ). Смертных грехов также семь: 1) гордость, 2) сребролюбие, 3) блуд, 4) зависть, 5) алчность, 6) гнев, 7) леность (нерадение о душе). Но и Агнец закланный достоин принять: 1) силу, 2) богатство, 3) премудрость, 4) крепость, 5) честь, 6) славу, 7) благословение (см.: Откр.5:12 ). Перечислив лишь некоторые из множества свидетельств об особом значении числа семь в Священном Писании, обратимся к семи таинствам Церкви Христовой. Само слово «таинство» подразумевает научение сокровенному, о чем не подобает знать внешним, по заповеди Спасителя: Не давайте святыни псам, и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они... обратившись, не растерзали вас ( Мф.7:6 ). Таинства, понимаемые в этом смысле, нередко именуются в Писании Нового Завета тайнами. Так, на вопрос учеников, почему Он говорит в притчах, Господь отвечает: вам дано знать тайны Царствия Небесного ( Мф.13:11 ; ср.: Лк.8:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010