И святой праведный Авраам услышал его! Почему же к моей мольбе Авраам останется глух? Почему же через пропасть между раем и адом докричаться можно, а через пропасть между этим миром и загробным нельзя? Во всяком случае, богач обращался к Аврааму с просьбой: прецедент молитвы к святым, перешагнувшим грань телесной смерти, в Библии все же есть. Все-таки автор [книги " Православие-Протестантизм " ] лукавит - православные христиане молятся не только со святыми, не только о ходатайстве их просят, но и ублажают, просят о защите, духовной помощи и т.п. Причем у многих святых своя специализация, не мне тебе об этом говорить. Я не раз слышал от православных священников, что, например, Николаю Угоднику дана благодать для помощи верующим, т. е. помогает он, Никола, и не молитвою, а непосредственно. Поэтому и получается, что народ молится Николаю и другим святым, а не Иисусу Христу. Дмитрий, а разве ублажать святых это не по библейски? Зачем автору лукавить, ведь он пишет для христиан, которые знают Библию. " Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа " (Иак. 5:11). Первые христиане ублажали давно умершего Иова! (Кстати, в современных русских переводах вместо " ублажать " написано " называть счастливыми " . Но этим переводам доверять особо не стоит, как меня учили еще в МБИ Союза ЕХБ. В добротном издании " Нового Завета на греческом языке с подстрочным переводом на русский язык " выпущенном РБО, говорится так: " прославляем, как блаженных " ). О специализации. Дмитрий, ведь ты же не против того, что подаваемые с выше " дары различны " ? Само Писание учит нас тому, что каждому члену Церкви Христовой дается свой особый дар, предназначена своя специализация: " и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех " (см. 1 Кор. 12:4-11). Святые угодники имеют разную " специализацию " еще и потому, что преодолевали разные искушения и скорби, изживаливсеберазныепороки. " Благословен Боги Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих! " (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2326...

Geschichte und Gegenwart. Bd. I. Wurzburg, 1951. — SS. 637–720. 16 Критику “Лувенской школы” со стороны некоторых западных исследователей см. в работах: Helmer S. Der Neuchalkedonismus. Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962. — SS. 75–82; Gray P. T. R. The Defense of Chalcedon in the East (451–553). Leiden, 1979. — Pp. 1–6. 17 Епифанович С. Л. Указ. соч. — С. 47. Особо хотелось бы акцентировать важность в этом плане богословских трактатов Юстиниана, тем более что христологические воззрения преподобного Максима во многом сформировались, среди прочего, и под их непосредственным влиянием. Очерк христологии Юстиниана см. в предисловии к английскому переводу этих трактатов: On the Person of Christ. The Christology of Emperor Justinian/Translated and introduced by K. P. Wesche. N. Y., 1991. — Рр. 11–22. 18 См. об этом в книге: Урс фон Бальтазар Г. Размышления над Священным Писанием. М., 1992. — С. 20. © А. И. Сидоров, 1997 Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 июня, 2020 24 июля, 2019 29 июля, 2016 30 марта, 2016 29 марта, 2016 12 апреля, 2015 8 июля, 2013 4 мая, 2013 4 мая, 2013 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/prepodobnyiy-maksim-is...

Услышав это, царь и патриарх сослали епископа вместе с его монахами, слугами и всем имуществом в заточение, во глубину Сибири, за 1500 верст, на берега моря, называемого океаном, омывающего земной шар. Тут с древних времен находятся монастыри, сооруженные для ссыльных. Епископа привезли в один из этих монастырей влачить жизнь, которой предпочтительнее смерть,— так мрачно положение монастыря и невыносима жизнь среди постоянного мрака и голода» (в т. 2. С. 318 Первый список этой грамоты, совершенно полный, сохранился в Москов. Синод. библиотеке и недавно напечатан в книге «Деяние Московского Собора, бывшего в лето 1654». Прил. 1. Москв., 1873 Второй список, без нескольких начальных строк и всей последней половины, где перечислены означенные новины, сохранился в Москов. главн. архиве Мин. инос. дел. Дела греч. Связка 32. 23 Москов. главн. архив. Минист. иност. дел. Дела греч. Связк. 32. 7 А вопросы, с какими обратился Никон к патр. Паисию, узнаем из ответной грамоты последнего. Предислов. к печатн. москов. Служебнику 1655 г. А о прежней поездке Арсения на Восток и прениях с греками о вере см. нашей «Истор. Р. Ц.», в т. 11 В отписке Арсений писал: «По твоему государеву указу отпущен я во Афонскую гору, и февраля, государь, в 4 день, приехал я, богомолец твой, в Яссы, и был с твоею государевою грамотою у молдавского у Стефана воеводы». Отписка эта — в Москов. главн. архиве Мин. инос. дел. Дела греч. Связк. 32. 9 А означенное письмо патр. Паисия к царю — там же. Связк. 33. 3 Письмо Никона к Цареград. патр. Дионисию — в Записк. русск. и славян. археол. 2. 519 предислов. к печатн. москов. Служебн. 1655 г. Архидиакон Павел Алеппский также пишет: «Патриарх и царь по совещании отправили Арсения на Св. гору с щедрою милостынею для монастырей и с грамотами к настоятелям о присылке древних греческих церковно-богослужебных книг, какие у них найдутся. Нужно заметить, что настоящий патриарх и царь очень расположены к греческим церковным церемониям и обрядности, заметив, что в их собственные церковные богослужебные книги с течением времени вкрались различные изменения и ошибки...

http://sedmitza.ru/lib/text/436200/

Услышав это, царь и патриарх сослали епископа, вместе с его монахами, слугами и всем имуществом, в заточение, во глубину Сибири, за 1.500 верст, на берега моря, называемаго океаном, омывающаго земной шар. Тут с древних времен находятся монастыри, сооруженные для ссыльных. Епископа привезли в один из этих монастырей влачить жизнь, которой предпочтительнее смерть: так мрачно положение монастыря и невыносима жизнь среди постояннаго мрака и голода» (в т. II, ст. 318). 28 Первый список этой граматы, совершенно полный, сохранился в москов. Синод. библиотеке и недавно напечатан в кнеге: «Деяние московскаго собора, бывшаго в лето 1654», приложен., 1, москв. 1873. Второй список, без нескольких начальных строк и всей последней половины, где перечислены означенные новины, сохранился в москов. Главн. архиве Мин. Иностр. Дел, дела Греч., связка 32, 23. 29 Москов. главн. архив, минист. иност. Дел, дела греч., связк. 32, А вопросы, с какими обратился Никон к патр. Паисию, узнаем из ответной граматы последнего. 30 Предислов. к печатн. москов. Служебнику 1655 года. А о прежней поездке Арсения на восток и прениях с греками о вере см. нашей Истор. Р. Ц. в т. XI. 31 В отписке Арсений писал: «по твоему государеву указу отпущен я во афонскую гору, и февраля, государь, в 4 день приехал я, богомолец твой, в Яссы и был с твоею государевою граматою у молдавскаго у Стефана воеводы». Отписка эта – в москов. главн. архиве мин. иностр. дед, дела Греч., связк. 32, А означенное письмо патр. Паисия к царю – там же связк. 33, 32 Письмо Никона к цареград. патр. Дионисию – в записк, русск. и славян. археол. II, 519; Предислов. к печатн. Москов. Служебн. 1655 года. Архидиакон Павел алеппский также пишет: «Патриарх и царь, по совещании, отправили Арсения на св. гору с щедрою милостынею для монастырей и с граматами к настоятелям о присылке древних греческих церковно – богослужебных книг, какие у них найдутся. Нужно заметить, что настоящий патриарх и царь очень расположены к греческим церковным церемониям и обрядности, заметив, что в их собственные церковные богослужебнае книги, с течением времени, вкрались различнае изменения и ошибки...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

95. См.: Ин. 14:10. 96. См.: Ин. 16:13. 97. См.: Ин. 11:41–44. 98. См.: Рим. 1:20; Прем. 13:5. 99. См.: Деян. 16:7. 100. См.: Евр. 1:1. 101. См.: Деян. 9:15. 102. См.: 1Тим. 2:7. 103. См.: spir. s. 2. 143. 104. См.: 1Кор. 12:29–30. 105. Цицерон в своем трактате «Лелий, или О дружбе» (21. 80) (см.: More–schini. Р. 259, not. 23). 106. См. у свт. Афанасия Александрийского: с. arian. 1. 22; у свт. Василия Великого: adu. Eun. 1. 23; у свт. Григория Богослова: hom. 23. 4; or. 6. 13. 107. См.: 2Тим. 1:12; 4:8. 108. См.: 1 Фес. 5:8; Еф. 6:10–17. Cp.: exp. ps. 118, 9. 17; 10. 34; 14. 16; expl. ps. 36, 52–57; 37, 43; 38, 32; 43, 1; Abr. 1. 2. 6; Iacob 1. 36; exp. Luc. 2. 29. 109. См.: Мф. 16:18. 110. См.: 1 Kop. 3:10. 111. Пунктуация в цитате дана в соответствии с латинским текстом «О Святом Духе» и текстом Септуагинты. — Примеч. ред. 112. См.: Ин. 1:32, 34. 113. См.: Мк. 1:10. 114. Ср.: sacr. 6. 2. 5. 115. Ср. у Оригена: com. in Ioh. 2. 11. 85; у Тертуллиана: adu. Marcion. 3. 17. 3; 4.18.4. 116. См.: Ин. 16:28; 1Тим. 1:15. 117. См.:Ин. 15:26; 16:7. 118. Подробнее об этом см.: fid. 5. 94–99. 119. См.: Ис. 48:6. 120. См. у Дидима Слепца: spir. s. 20. 121. Cp.: exp. Luc. 7: 92. 122. См.: Исх. 31:18. 123. См.: Ин. 10:30. 124. Cp.: exp. Luc. 7. 92, а также у Дидима Слепца: spir. s. 20. 125. Animalis (греч. ψυχικς) — душевный. Этот термин характерен для антропологии ап. Павла, подробнее см.: Moreschini. Р. 273, not. 2. 126. См.: 1Кор. 2:13–14. 127. См.: Пс. 117:16. 128. См.: 1 Kop. 1:24. 129. См.: Исх. 15:8. 130. См.: Исх. 14: 21–28. 131. См.: Исх. 13:21–22. 132. Cp.: sacr. 1. 6. 22; myst. 3. 13. 133. Дидим Слепец приводит тот же ряд цитат из Священного Писания (см.: spir. s. 53). 134. Ср.: Ис. 66:2. 135. Морескини вслед за Фаллером видит здесь цитату из Исх. 33:22 (см.: Moreschini. Р. 281, not. 1). 136. См.: Лк. 11:20; Мф. 12:28. 137. См.: Пс. 8:4. 138. Ср.: Иов. 10:8. 139. См.: 3Цар. 3:16–27. 140. См.: Гал. 5:22. 141. См.: Быт. 12:4–20. 142. См.: Числ. 11:25. 143. См.: Евр. 3:7–11.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

2401 Памят. Киев. Ком., т. I, стр. 184 и 273, (отд. I). См. отказ в пользу Луцкого братства и больницы – Екатерины Гораиновой в 1657 году, Арх. ю.-з. Рос. ч. 1, т IV, 6. также 65, 66, 162. 2402 Арх. ю.-з. России, т. IV (часть первая), предислов. стр. 57–64; Чистович, Оч. ист. запад. Рус. церк., т. II, стр. 292. 2403 См. стихи, изд. в память Кирилла Шумлянского, где год его кончины обозначен 1736 г., Свод. галиц. рус. лет. Петрушевича (с 1700 по 1772 г.), стр. 134–136. 2408 Вил. Арх. Сб. XI, пред. XVII и 18 и 20. Вилен. Акты, III, 62, стр. 93, VI, 26, стр. 275 (упоминается о двух русских госпиталях), 134 (стр. 445), 136 (стр. 448), 151 (стр. 475). 2415 Вилен. Арх. Сб., т. XI, 130, 133, 134, см. интересные документы, относящиеся до этого проекта, в том же томе за 125, 126, 127, 128, 139. 2418 Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер. т. II, стр. 296, 297. Некоторые потребности об истории Люблинского братства можно найти в брошюре Лонгинова, Памят. древ. правосл. в Люблине. О переходе Спасо-Преобр. церкви из рук русских в руки поляков и наоборот сведения помещены там же на стр. 33 и послед. В 1659 г эта церковь была снабжена богослужебными книгами Львовским братством. О борьбе католичества с православием в Холме см. документ от 1672 г.: Вилен. Акт. XXIII, 334. О совращении Дрогичинских граждан в унию см. Вилен. Арх. Сб., т. XI, 83. 2419 Будилович, Русская православная старина в Замостье, Варшава, 1885 г. стр. 75–78; См. также «Киев. Стар.» июль 1882 г. «Документы братства в г. Замостье, дополнительные пункты митрополита Сильвестра Коссова». 2425 Белорусский Архив, 38: «А школе, сиреч училищам, указали мы Великий Государь быти в Могилеве православной христианской веры Греческаго закона, против Киевских училищ». Тот же акт помещен в Акт. Истор. т. IV, 88. 2426 Витеб. Стар. Сапунова, т. 1, 125, стр. 255 и послед. Об отношении патриарха Никона к православным Могилёвцам см. также Вилен. Арх. Сб. т. II, 53 и 54. О роли Богоявленского Полоцкого монастыря в это время см. Витеб. Стар. т. V, стр. 263. Здесь кстати заметим, что близ г. Витебска, в тридцатых годах XVII стол. учрежден был православный Марковский монастырь, а в Полоцке укрепился, как центр православия, Богоявленский монастырь. Первый снабжен был средствами и земельными участками князьями Огинскими, а последний – Мирским: см. Витеб. Стар. т. I, стр. 217. О Полоцком братстве сведения помещены ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

144. См.: Числ. 21:8–9. 145. Имеется в виду Пятикнижие. 146. См.: Числ. 21:4–6. 147. О манне небесной свт. Амвросий подробно пишет в epist. 54 (рус. пер.: Амвросий Медиоланский, свт. Собр. творений. Т. 4. Ч. 2. M., 2015. С. 23– 27). — Примеч. ред. 148. См.: Исх. 16:4–15. 149. См.: Исх. 33:14. 150. См.: Числ. 14:23; Втор. 1:35; Иез. 20:15. 151. Латинский термин inseparabilis соответствует греческому χριστος, являвшемуся неотъемлемым элементом тринитарного богословия в IV в. (см.: Moreschini. Р. 293, not. 1). 152. См.: Откр. 3:5; 22:19; 13:8; 17:8; Пс. 68:29. 153. См.: Еф. 4:23. 154. См.: Ин. 3:5. 155. См.: Мф. 1:20; Лк. 1:35. 156. См.: Рим. 8:15–16. 157. См.:Ин. 4:23. 158. См.:Ин. 4:23. 159. См.: Ин. 20:16–18. 160. То есть первородный грех. Cp.: exp. ps. 118, 6. 22. 161. См.: Рим. 5:20. 162. См.: Мф. 28:17–18. 163. Ср.: Пс. 96:7. 164. См.: spir. s. 2. 47. 165. Ср.: Деян. 22:3. 166. См.: 1 Kop. 1:13. 167. См.: spir. s. 3. 71–72. 168. Ср.: Ин. 14:10–11. 169. Cp.: symb. Nic. 170. См.: spir. s. 2. 85. 171. Свт. Амвросий проводит различие между Богом, Который озарил, то есть Духом, и Богом, Чья слава воссияла, то есть Отцом. 172. Ср. у Дидима Слепца: spir. s. 25. 173. Термин dispar natura является эквивалентом греческого τεροοσιον, встречающегося у свт. Афанасия Александрийского (epist. ad Ser. 1. 2), см.: Moreschini. P. 313. 174. Пневматомахи (духоборцы) признавали божественную сущность Сына. 175. См.: Лк. 3:22. 176. Cp.: sacr. 1. 5. 17–19; myst. 4. 24–25. 177. См.: 2Кор. 3:16. 178. См.: Втор. 6:4. 179. Ср. у свт. Василия Великого: spir. s. 16. 38; у свт. Григория Богослова: orat. 38. 8. 180. См.: Откр. 4:8. 181. Ср.: Мф. 28:12. См.: sacr. 2. 14; myst. 4. 20. 182. См.: Рим. 8:9, 11; 1 Kop. 3:16; 2Тим. 1:14. 183. См.: 2Тим. 3:16. 184. Ср.: Мал. 4:2. 185. См.: spir. s. 3. 32–34. 186. См.: Ин. 5:21. 187. См.: fid. 2. 68–70. 188. См.: Мф. 5:1–3. 189. См.: Мф. 12:1. 190. См.: Ин. 4:35–38. 191. См.: Мф. 26:30–36. 192. Ср.: Пс. 127:3; 91:14, 13. 193. См.: Ин. 10:22. 194. См.: Isaac 5. 45; Exp. Luc. 3. 38; 7. 85, 96.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

931 Климент. Александр. strom. lib. р. 428. Евсев. Церковн. истор., кн. III, 31, 39. Никифор. кн. II, гл. 44, и кн. III, гл. 20. 963 Dictionnaire de theologie Bergier – Thomas Apotre. Manuel des fetes et solennimes be l’eglise par Philbert. Москвитян. 2. 1845 г. Индийская Церковь . В Древ. рус. летоп. ч. 2. стр. 170 говорится: «Земля Индийская похваляет ап. Фому». 976 Евсев. кн. III. гл. 11. 32. Catalogus scriptorum ecclesiasticorum Hyeronimi. Память его 27 апреля (10 мая). 981 См. житие св. ап. Андрея Первозванного, месяц ноябрь, в сочинении: Жития св. Рос. Церкви. Грузия и Армения, чаеть III, Абхазия. 990 Кратк. обозрение Священ. Писания Ветх. и Нов. Завета св. Афанасия Вел. Златоуст. слово 21, том VI, Augustin, de consensu Evangelistarum. 991 Древле, согласно с Иринеем (adversus haereses, III, II, 17), иногда писали св. Марка с орлом, а Иоанна со львом, но Собором, бывшим в Москве в 1667 году, предписано изображать так, как ныне изображается. 995 Напр., евангелия от Фомы, от Петра, от Евреев, Маркионово и другие. Евсев. III, 27; VI, 12. Сокр. I, 22. Codex apocriphus Nov. Testam. 1001 См. предислов. к богослужебн. книге Апостол. См. также обозрение книг Ветх. и Нов. Завета у св. Афанасия Вел. 1011 Евсев. кн. II, гл. 15. Кн. V, 8. Кн. VI, 14. III, 39. См. в предисловии к богослужебн. Еванг. от Марка. Под именем ев. Марка известна литургия коптская. 1017 См., напр. послание Александр. патр. Иоакпма великому князю Василию Иоанновичу, около 1533 года писанное, в собран. истор. актов, том I, 133. 1031 Ориген . de recta in Deum fide, tom. 1. Никиф. кн. II, гл. 43. Пролог 18 октября. В Греции говорят, что Лукою 7 икон сделаны нз воскомастики и 70 написаны. Журнал. Μин. нар. просв. 1854 г. март, Христианские древности. Также см. выше дни Владимирской иконы Богоматери. 1034 Филосторгий в сказании о св. великомученике Артемии говорит, что мощн св. Лукп погребены в Ахаии и почивают в Фивах. 16–17. 1048 Под обителью в полугоре находнтся пещера, где великий Богослов имел свои таинственные видения и изрек: в начале бе Слово. В этой обители хранится часть цепи, в узах которой привезен был Иоанн на остров. Воспомин. поклонника Св. града. СПб. 1857 г., стр. 292–293.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Папамихаил (см. ниже). О научной деятельности преосв. Порфирия написано довольно много (последняя работа, где приводится более ранняя библиограф.: Л. А. Герд. Еп. Порфирий Успенский: из эпистолярного наследия//Архивы русских византинистов в Санкт–Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб. 1995. 8–21), но, к сожалению, все еще нет целостного портрета этой в высшей степени своеобразной личности. За отсутствием такового, можно пока рекомендовать воспоминания близкого ученика святителя Филарета Московского и известного палеографа: Савва [Тихомиров], архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Автобиографические записки. Тома IV, V, VI. Свято–Троицкая Сергиева Лавра 1902, 1904, 1906 (по указателям), а также Мелочи архиерейской жизни Н. С. Лескова (глава «Архиерейские запоры»). Отзыв иеросхим. Антония Булатовича, еще в бытность его на Афоне, имеет особенный интерес (см. ниже о роли о. Антония в изучении исихазма): «…В этих объемистых, толстых книгах покойный Епископ Порфирий (не тем будь помянут он на том свете) шаг за шагом осмеивает и отрицает путем научных данных чуть не каждое афонское предание о том или ином чуде, проявляет очень мало благоговения к афонским святыням, осмеивает святогорцев в их подвигах и т. д. …Может ли ослабнуть любовь Руси к Афону… от ничтожных писаний либерального Богослова Епископа Порфирия?!» (Предисловие//Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского/Пер. с греч. рукописи [и предислов. иеросхим. Антония]. Редактировал… архим. Александр. Изд. Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне 1912 [репринт: СПб. 1996]. С. XXI). 314 Игумен Модест. Святый Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и действиях божиих. Киев 1860. Гораздо позднее, в книге, которая и по нынешним временам считается основным справочным изданием для русских клириков, помещается любопытная заметка «Исихасты» в алфавитном списке ересей и сект, которая заканчивается словами: «Вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре само собою предано было забвению»; заметка написана с некоторым знанием истории, и вождем «еретиков» назван Григорий Палама (С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010