2401 Памят. Киев. Ком., т. I, стр. 184 и 273, (отд. I). См. отказ в пользу Луцкого братства и больницы – Екатерины Гораиновой в 1657 году, Арх. ю.-з. Рос. ч. 1, т IV, 6. также 65, 66, 162. 2402 Арх. ю.-з. России, т. IV (часть первая), предислов. стр. 57–64; Чистович, Оч. ист. запад. Рус. церк., т. II, стр. 292. 2403 См. стихи, изд. в память Кирилла Шумлянского, где год его кончины обозначен 1736 г., Свод. галиц. рус. лет. Петрушевича (с 1700 по 1772 г.), стр. 134–136. 2408 Вил. Арх. Сб. XI, пред. XVII и 18 и 20. Вилен. Акты, III, 62, стр. 93, VI, 26, стр. 275 (упоминается о двух русских госпиталях), 134 (стр. 445), 136 (стр. 448), 151 (стр. 475). 2415 Вилен. Арх. Сб., т. XI, 130, 133, 134, см. интересные документы, относящиеся до этого проекта, в том же томе за 125, 126, 127, 128, 139. 2418 Чистович, Очер. ист. зап. рус. цер. т. II, стр. 296, 297. Некоторые потребности об истории Люблинского братства можно найти в брошюре Лонгинова, Памят. древ. правосл. в Люблине. О переходе Спасо-Преобр. церкви из рук русских в руки поляков и наоборот сведения помещены там же на стр. 33 и послед. В 1659 г эта церковь была снабжена богослужебными книгами Львовским братством. О борьбе католичества с православием в Холме см. документ от 1672 г.: Вилен. Акт. XXIII, 334. О совращении Дрогичинских граждан в унию см. Вилен. Арх. Сб., т. XI, 83. 2419 Будилович, Русская православная старина в Замостье, Варшава, 1885 г. стр. 75–78; См. также «Киев. Стар.» июль 1882 г. «Документы братства в г. Замостье, дополнительные пункты митрополита Сильвестра Коссова». 2425 Белорусский Архив, 38: «А школе, сиреч училищам, указали мы Великий Государь быти в Могилеве православной христианской веры Греческаго закона, против Киевских училищ». Тот же акт помещен в Акт. Истор. т. IV, 88. 2426 Витеб. Стар. Сапунова, т. 1, 125, стр. 255 и послед. Об отношении патриарха Никона к православным Могилёвцам см. также Вилен. Арх. Сб. т. II, 53 и 54. О роли Богоявленского Полоцкого монастыря в это время см. Витеб. Стар. т. V, стр. 263. Здесь кстати заметим, что близ г. Витебска, в тридцатых годах XVII стол. учрежден был православный Марковский монастырь, а в Полоцке укрепился, как центр православия, Богоявленский монастырь. Первый снабжен был средствами и земельными участками князьями Огинскими, а последний – Мирским: см. Витеб. Стар. т. I, стр. 217. О Полоцком братстве сведения помещены ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

931 Климент. Александр. strom. lib. р. 428. Евсев. Церковн. истор., кн. III, 31, 39. Никифор. кн. II, гл. 44, и кн. III, гл. 20. 963 Dictionnaire de theologie Bergier – Thomas Apotre. Manuel des fetes et solennimes be l’eglise par Philbert. Москвитян. 2. 1845 г. Индийская Церковь . В Древ. рус. летоп. ч. 2. стр. 170 говорится: «Земля Индийская похваляет ап. Фому». 976 Евсев. кн. III. гл. 11. 32. Catalogus scriptorum ecclesiasticorum Hyeronimi. Память его 27 апреля (10 мая). 981 См. житие св. ап. Андрея Первозванного, месяц ноябрь, в сочинении: Жития св. Рос. Церкви. Грузия и Армения, чаеть III, Абхазия. 990 Кратк. обозрение Священ. Писания Ветх. и Нов. Завета св. Афанасия Вел. Златоуст. слово 21, том VI, Augustin, de consensu Evangelistarum. 991 Древле, согласно с Иринеем (adversus haereses, III, II, 17), иногда писали св. Марка с орлом, а Иоанна со львом, но Собором, бывшим в Москве в 1667 году, предписано изображать так, как ныне изображается. 995 Напр., евангелия от Фомы, от Петра, от Евреев, Маркионово и другие. Евсев. III, 27; VI, 12. Сокр. I, 22. Codex apocriphus Nov. Testam. 1001 См. предислов. к богослужебн. книге Апостол. См. также обозрение книг Ветх. и Нов. Завета у св. Афанасия Вел. 1011 Евсев. кн. II, гл. 15. Кн. V, 8. Кн. VI, 14. III, 39. См. в предисловии к богослужебн. Еванг. от Марка. Под именем ев. Марка известна литургия коптская. 1017 См., напр. послание Александр. патр. Иоакпма великому князю Василию Иоанновичу, около 1533 года писанное, в собран. истор. актов, том I, 133. 1031 Ориген . de recta in Deum fide, tom. 1. Никиф. кн. II, гл. 43. Пролог 18 октября. В Греции говорят, что Лукою 7 икон сделаны нз воскомастики и 70 написаны. Журнал. Μин. нар. просв. 1854 г. март, Христианские древности. Также см. выше дни Владимирской иконы Богоматери. 1034 Филосторгий в сказании о св. великомученике Артемии говорит, что мощн св. Лукп погребены в Ахаии и почивают в Фивах. 16–17. 1048 Под обителью в полугоре находнтся пещера, где великий Богослов имел свои таинственные видения и изрек: в начале бе Слово. В этой обители хранится часть цепи, в узах которой привезен был Иоанн на остров. Воспомин. поклонника Св. града. СПб. 1857 г., стр. 292–293.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

«И в день страдания Господа, как говорит св. Ефрем Сирин , возрыдала вся тварь о Нем, как о первенце: распались камни, поколебалась земля, солнце померкло на тверди, восстенал самый ад, оставляемый, исходящими из него мертвецами» 272 . В тот день поднимется большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской (12:11) 273 , когда умирал любимый царь иудейский, благочестивый Иосия, смертельно раненый стрелками египетского фараона Нехо (см. 4Цар. 23:29–30 ; сравн. 2Пар. 35:24 ) 274 . И будет рыдать земля, каждое племя особо, племя дому Давидова особо, и жены их особо; племя дому Нафанова особо, и жены их особо, племя дому Левиина особо, и жены их особо, племя Симеитов особо, и жены их особо; все остальные племена, каждое племя особо, и жены их особо ( Зах. 12:12–14 ); потому что каждый будет плакать по различным побуждениям: уверовавшие во Христа будут плакать о тяжести грехов своих, ради которых нужно было Самому Богу пострадать, – а неуверовавшие должны будут плакать ради тех бедствий, какие имели постигнуть их за нераскаянность их 275 . б) Пророчество о даровании людям ради крестной смерти Христовой очищающей и освящающей благодати Божией (Гл. 13) Итак, в тот день, когда Спаситель мира принесет Себя в жертву искупления за грехи мира, будет родник открыт дому Давидову и жителям Иерусалима, – родник благодати для очищения грехов и омытия скверн (13:1) 276 через таинства св. Церкви 277 , или источник спасения (сравн. Ин. 7:37; 4:14 ), под которым, как говорит св. Ефрем Сирин , разумеем излияние пречистой крови и святых вод, истекших на святом кресте из ребр Господа нашего, в окропление и очищение, – в окропление, для омовения от скверн, и в очищение, для изглаждения грехов 278 . «Сей источник, как говорит блаж. Феодорит, стал отверст дому Давидову, – потому что от родства Давидова восприял Господь естество человеческое; стал отверст и живущим в Иерусалиме в предвижение, совершившееся от завета ветхого в завет новый, и в окропление святым крещением, с которым прияли мы отпущение грехов» 279 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Камир, слуга 166, 506 Камица, см. Евстафий Камица Камицы 12 Кантакузин, см. Иоанн Кантакузин Кантакузин 268, 313, 316, 317, 321, 352–355, 585, 600 Кантакузины 12 Канц 221 Кара 351 Карай 582 Каратекин, Харатик 190, 191, 196, 523 Караца, см. Аргир Караца Карик 24, 248, 547 Карл Великий, король французский 560 Карпов 47 Каспак 303, 304 Кастамонит, см. Никита Кастамонит Катакалон 64, 66, 448 Катакалон, см. Александр Евфорвин Катакалон Катакалон, см. Кекавмен Катакалон Катакалон, см. Константин Евфорвин Катака-лон Катакалон, см. Никифор Катакалон Катакалон, см. Тарханиот Катакалон Катананк 187, 521 Катародон 388 Катичич Р. 48 Катран 221 Кафаро 580, 585 Каэн К. 526, 579, 584, 586 Кедрин, см. Георгий Кедрин Кекавмен 451, 507, 554 Кекавмен Катакалон 260, 262, 550 Кекавмен Катакалон, сподвижник Исаака I Комнина 550 Кекавмен. см. Михаил Кекавмен Кербога 300–302, 305, 307, 574–576 Кефала, см. Лев Кефала Килич-Арслан I (султан 1092– 1107 гг.) 199, 250, 251, 300, 527, 561, 562, 570, 571, 573, 582, 609, 615 Килич-Арслан, см. Мелик-Шах II Кир 271, 588 Кирил Филист 487 Кица 272 Клемент III, см. Виберт Клеопатра 19 Козьма, пресвитер 623 Колер 558 Коломан Арпадович, Коломан, король венгер-ский 560, 605 Комискорт 156, 499 Комнено Ласкарис 521 Комнин, см. Адриан Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Адриан Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Алексей I Комнин Комнин, см. Алексей Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Андроник Комнин Комнин, см. Иоанн Комнин, отец Алексея I Комнина Комнин, см. Иоанн Комнин, племянник Алек-сея I Комнина Комнин, см. Иоанн II Комнин Комнин, см. Исаак I Комнин, брат Алексея I Комнина Комнин, см. Исаак Комнин, сын Алексея I Ком-нина Комнин, см. Константин Комнин Комнин, см. Мануил Комнин Комнин, см. Никифор Комнин Комнина, см. Анна Комнина Комнина, см. Евдокия Комнина Комнина, см, Мария Комнина, дочь Алексея I Комнина Комнина, см. Мария Комнина, сестра Алексея I Комнина Комнины passim Конрад, коннетабль 578 Конрад, крестоносец 582 Конрад, сын Роберта Гвискара 460

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но материализм Маркса есть крайняя форма объективации. 71 См. Amiel. Fragments d’un journal intime. 72 См. Chevalier. Bergson. 73 См. «Journal intime de Maine de Biran». 74 См. La Lavelle. La conscience de soi. 75 См. Henri Bremond. Prière et poésie. 76 См. его «Fragments d’un journal intime». 77 См. цитированную книгу Зиммеля. 78 См. Martin Buber. Ich und Du. 79 См. мою книгу «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы». 80 См. Bernoulli. Die Psychologie von Karl Gustav Carus. 81 См. N. Evreinoff. Le théâtre dans la vie. 82 Карлейль в «Sartor Resartus» дает замечательную философию одежды. 83 См. G. Tarde. Les lois de l’iminitation. 84 См. Martin Buber. Ich und Du. 85 См. Freud Essais de psychanalyse. III. Le Moi et Soi. 86 См. цитированную книгу Гейдеггера. 87 См. цитированную книгу Ясперса «Philosophie». 88 См. книгу С. Франка «Духовные основы общества». 89 См. интересную книгу Max Picard. Das Menschengesicht. 90 Эту проблему ставит Ясперс во II т. «Existenzerhellung» своей «Philosophie». 91 См. выше цитированный том Ясперса «Existenzerhellung». 92 См. цитированную книгу Фрейда. 93 Много верного об этом можно найти у социологов, у Дюркгейма и Леви-Брюля. 94 Гундольф очень хорошо говорит о магии, заключенной в имени Цезаря. См. его книгу «Caesar». 95 Гениальное определение Бога у Николая Кузанского. 96 Это видит К. Барт, и это положительное у него. Особенно ценно его «Der Römerbrief», а не его догматика. 97 См. цитированную книгу Бергсона, в которой высказывается мысль, близкая к главной мысли моей книги «О назначении человека». 98 См. мою книгу «Философия свободного духа». 99 См. Bergson. Essais sur les données immédiates de la conscience; и Heidegger. Sein und Zeit. 100 См. Bertrand Russell. Introduction à la philosophie des mathématique; и Brunschvicg. Les étapes de la philosophie mathématique. 101 См. мою книгу «Смысл истории». 102 См. «Les Confessions» de Saint Augustin. Livre onzième. 103 См. книгу Eberhard Grisebach. Gegenwart. Eine kritische Ethik. Гризбах, находящийся под влиянием Киркегарда и диалектической теологии, ставит проблему о «настоящем», но иначе, чем я.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Папамихаил (см. ниже). О научной деятельности преосв. Порфирия написано довольно много (последняя работа, где приводится более ранняя библиограф.: Л. А. Герд. Еп. Порфирий Успенский: из эпистолярного наследия//Архивы русских византинистов в Санкт–Петербурге/Под ред. И. П. Медведева. СПб. 1995. 8–21), но, к сожалению, все еще нет целостного портрета этой в высшей степени своеобразной личности. За отсутствием такового, можно пока рекомендовать воспоминания близкого ученика святителя Филарета Московского и известного палеографа: Савва [Тихомиров], архиеп. Тверской и Кашинский. Хроника моей жизни. Автобиографические записки. Тома IV, V, VI. Свято–Троицкая Сергиева Лавра 1902, 1904, 1906 (по указателям), а также Мелочи архиерейской жизни Н. С. Лескова (глава «Архиерейские запоры»). Отзыв иеросхим. Антония Булатовича, еще в бытность его на Афоне, имеет особенный интерес (см. ниже о роли о. Антония в изучении исихазма): «…В этих объемистых, толстых книгах покойный Епископ Порфирий (не тем будь помянут он на том свете) шаг за шагом осмеивает и отрицает путем научных данных чуть не каждое афонское предание о том или ином чуде, проявляет очень мало благоговения к афонским святыням, осмеивает святогорцев в их подвигах и т. д. …Может ли ослабнуть любовь Руси к Афону… от ничтожных писаний либерального Богослова Епископа Порфирия?!» (Предисловие//Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского/Пер. с греч. рукописи [и предислов. иеросхим. Антония]. Редактировал… архим. Александр. Изд. Келлии Благовещенской старца Парфения на Афоне 1912 [репринт: СПб. 1996]. С. XXI). 314 Игумен Модест. Святый Григорий Палама, митрополит Солунский, поборник православного учения о фаворском свете и действиях божиих. Киев 1860. Гораздо позднее, в книге, которая и по нынешним временам считается основным справочным изданием для русских клириков, помещается любопытная заметка «Исихасты» в алфавитном списке ересей и сект, которая заканчивается словами: «Вздорное мнение исихастов об условиях восприятия несозданного света вскоре само собою предано было забвению»; заметка написана с некоторым знанием истории, и вождем «еретиков» назван Григорий Палама (С.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=712...

В таком виде изданы все каноны, составляющие содержание книги правил синодального издания 1839 г., т. е. правила апостольские, правила соборные и св. отцов, в том самом порядке, в котором они содержатся в книге правил. 1016 Знаменский, Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства (Правосл. Собеседн. 1863, ч.2 и 3). Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. Латкин, Лекции, стр. 240 и сл. 1019 Напр. о поминании на ектениях святейшего правительствующего синода, о формах письменных сношений сената с синодом, о представлении императору кандидатов на вакантную архиерейскую кафедру. См. п. с. п. и р. но нед. пр. исн. I, 5 и еще ibid. 285 и 286. 1020 Относительно «прибавления к правилам причта церковного и чина монашеского» сохранилось любопытное историческое известие. Когда кончен был печатанием духовный регламент 1721 г., члены синода сделали к нему означенное «прибавление», которое и было припечатано, а затем пущено в продажу. Император, узнав об этом случайно, «изволил синодальным членам выговор учинить, и скоро оное прибавление от регламента отменено быти стало и совсем уничтожено, и в том же 721 г. изволил Его Величество из С.-Петербурга для мирного торжества отъехать в Москву, и будучи там в 22 году сие прибавление от синода Его Величеству на аппробацию предложено было, и Его Величество аппробовал, повелел сей регламент, купно с прибавлением, вновь напечатать в Москве церковными литерами». Пекарский, Наука и литература в век Петра В. II, 522–523. 1021 Так напр. комиссия воспользовалась сборником епископа Августина оренбургского: «Полное собрание духовных законов апостольские, греко-восточные, православные всероссийские святые церкви Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа», оконченным в 1836 г., – сборником профессора Куницына, также в 1836 г., составленным под заглавием: «Полное собрание духовных узаконений в России со времени учреждения св. синода», – также «предметным указателем определений св. Синода» Волобуева. Надобно вообще заметить, что потребность в извлечении законов, относящихся к церкви, из общей массы законов, для церковного собственно употребления, с начала нынешнего столетия чувствовалась у нас так же, как некогда в Византии, когда в последней составлялись разные сборники: coll. 87 cap., coll. 25 cap., collectio constitutionum ecclesiasticarum и т. д. Кроме упомянутых сборников, которыми комиссия воспользовалась для выполнения своего издания, были составляемы и даже издаваемы в печати разные оглавления и указатели церковных законов, как напр. оглавление законов греко-российской церкви Гиновского, указатель законов Колоколова и др., пользование которыми комиссия не считала для себя необходимым в виду того, что они, как составлявшиеся для особой цели, не обладали надлежащей полнотой. См. предислов. к I т. полн. собр. пост. и распор. по ведом. прав. исповед. Спб. 1869.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Так возражают нам старообрядцы на беседах. – Но так ли на самом деле? Прежде всего, скажем несколько слов по поводу книги старца Иоанна Грешного. Руководствуется ли Прав. Церковь – книжкой Ивана Грешного? Не только книжка эта не закон для церкви, но и большинству пастырей Церкви (исключая миссионеров) она и неизвестна. – Правосл. Церковь руководится евангельским и апостольским законами, постановлениями вселенских и поместных соборов, учением Св. отец и распоряжениями, исходящими от собора Российских Архипастырей (Синода), а не мнениями Грешного Иоанна. Иван Грешный высказал свое мнение, как знал, как разумел, но церковь не приняла его, а осталась при своем мнении о двоеперстном сложении, как спасительном для тех, кои употребляют его с благословения ее. В учебном Псалтири и часослове, издаваемых от лица всей нашей правосл. церкви, прямо сказано, что «прав. церковь двоеперстно знаменоваться не возбраняет, и что, знаменующие двоеперстно, православные и обратившиеся от раскола с двоеперстным сложением никоего не православного мудрования не соединяют, но единомудренне с Прав. Церковью славят Пресвят. Троицу и Господа Иисуса Христа во двух естествах» (см. предислов. к псалтири издан. 1898 г. л. 9 об.; часослов. изд. 1897 г. 3 л.). Вот на это учение и следовало бы старообрядцам обратить внимание, – а не ссылаться на какого-то Иоанна Грешного. При этом, выбирая у Ивана Грешного то, что им угодно, старообрядцы не обращают внимания на следующие слова его же: «погрешность состоит, пишет старец, как я и прежде, сказал, не в пальцах, но в сопротивлении церковному постановлению» (стр. 15–16 по изд. 1853 г.), соединенному с страшной хулой на троеперстие, «якобы в троеперстном сложении заключается треглавный змий», что, «акобы, как клевещут раскольники, молящиеся троеперсто спастися не могут, но предадятся на бесконечное мучение» (см. 82 стр. и предисл. 2 стр. по изд. 1853 г.) и друг. хулы, – их же жалеть и глаголати. – Как видите, смысл порицаний у Ивана Грешного, при сопоставлении пропускаемых раскольниками мест, получает другое значение; отсюда и «плевелами» он называет не двуперстие само по себе, а то учение, те хулы, которые возносили на троеперстие молящиеся двуперстники, конечно не православные.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

Бориса и Глеба и о чудесах при их мощах (Востоков, Описание, стр. 453). В древне-русском «Иконописном Подлиннике» дается также описание их изображений: «Борис с подобием рус, власы мало с ушей, брада не велика, аки Космина, на главе шапка, опушка черная соболья, ризы на нем княжеския, шуба бархатная, выворот черной соболей, исподняя риза зеленая камчатая, в руке крест, в другой меч в ножнах. Глеб подобием млад, лицом бел, власы с ушей кратки малы, очень кудреваты, на главе шапка, опушка соболья, ризы княжеския, шуба камчатая, выворот соболей, исподняя риза лазоревая камчатая, в руке крест, в другой меч в ножнах; у обоих на ногах сапоги» (Филимонов, Икон. Подл., стр. 334, 397, 398). См. кроме истор. трудов Карамзина (т. 2), Преосв. Макария (т. 2 и 3), Голубинского (т. 1 пол. 2), Филарета (Жит. свят., июль), Сергия (Мест. Вост., т. II), – Н. Барсукова, Источн. рус. агиографии, Спб. 1882 г., стр. 70 и сл.; В. Васильева, Истор. канонизац. рус. святых. М. 1893 г. стр. 64–66. 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) сконч. в 1515 г., всецерковное празднование его памяти установлено собором 1591 г.; мощи его покоятся в его обители (Волоколамской), под спудом. Житие его описано Саввою, епископом Крутицким в 1546 г., другое, в виде надгробного слова, иноком Досифеем, племянником преподобного, и третье неизвестным между 1540–1560 г. (Ключевский, 292 и 312; Сергий, II, 232; Барсуков, 279; Васильев, 209). Сочинения Саввы и этого неизвестного, по словам проф. Ключевского, принадлежат, по содержанию своему, к числу лучших житий в древне-русской литературе и притом хорошо дополняют и даже поправляют одно другое. Оба биографа хорошо знали жизнь Иосифа: первый был его постриженником и учеником, второй сообщает такие подробности, которые могли быть почерпнуты из очень близкого к Иосифу источника. Издатель этих житий, покойный Невоструев, также относил эти жития к числу важных в историческом отношении и замечательных – в литературном (см. в Прилож. к Чтениям в Общ. люб. духов. просвещ. 1865 г., предислов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

136 «Ярослав книгам прилежа, и почитая часто во дни и в нощи, и собра писцы многи и прилагаше от Грек на словенское письмо, и списаша книги многи имиж поучаешесь верние людие… Ярослав же сей… любим бе книгам, и многи исписав и положи во святей Софии» (Кенигсберг. Летоп. стр. 104, 106 и 113). 137 Слова эти и изложение веры напечатаны в II части прибавл. к творениям св. Отцев в Русском переводе. Москва 1844. 143 Оборона Летописи Русской Нестеровой,. Буткова. С. II. Б. 1840, стр. 188–194, и Нестор, первый писатель Российск. Истории, Кубарева, Москва, 1842. 144 Лучшее издание его принадлежит Г. Сахарову. См. Путешествия Русск. Людей по святой земле, част. I. С. II. Б. 1839. 148 Три эти статьи и двенадцать слов напечатаны в Памятн. Рос. словесности XII века, а молитвы остаются еще неизданными. В древних рукописных сборниках встречаются и еще некоторые слова, которые будто бы могут быть приписаны св. Кириллу. См. Москвит. 1843. 6, стр. 551. 151 «Великий был охотник к читанию книг, и научен был многим наукам; того ради имел при себе и людей ученых, многие древние книги Греческие ценою высокою купил и велел переводить на Русский язык»… Татищ. III, стр. 416. Имена некоторых других наших ученых и писателей того времени смотр. в Словаре М. Евгения. 179 Плолн. Собран. Русск. Летоп. I. стр. 63, 65, 69, 89, 117, 149, 15, и 195; II. стр. 12, 88, 111, 151, 285 и др. Касательно устройства наших древнейших церквей приведем несколько слов нашего почтенного археолога: «Церкви были вообще малы и тесны, а во внутренности темны, потому что освещались узкими, щелевидными, выше роста человеческого, окнами со слюдяными оконницами и с железными решетками. Крыты они были гонтом, редко свинцом, еще реже медью… В России вообще с XI века были церкви о двух верхах в ознаменование двойственной природы И. Христа, о трех – Троицы, о пяти – И. Христа, яко главы, и четырех Евангелистов, или пяти язв Христовых, о семи верхах, – в знак семи таинств, семи даров Св. Духа и семи Вселенских Соборов, о девяти – девяти чинов Ангельских, о тринадцати – И. Христа и двенадцати апостолов… (Памятн. Московск. Древност. Предислов. стр. IX, Москва 1842). Со времени Владимира великого до Андрея Боголюбского известнейшие наши церкви были построены и украшаемы преимущественно иностранцами, Греками и Немцами; но, без всякого сомнения, при содействии Руских, которые мало по малу навыкали от них строительному искусству, так что в 1194 году Ростовский Епископ Иоанн нашел уже между одними Русскими способных плотников и кузнецов. Которые искусно поправили древний Суздальский собор и покрыли его оловом, и к концу того же века летопись превозносит Русского зодчего Петра Минолега, воздвигшего дивные здания (Полн. Собран. Русск. Летоп. I. стр. 173; II. стр. 152–155).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010