В конце концов в 1542 году Павел III созвал в Триденте вселенский собор. Однако его открытию помешала новая французско-испанская война (1542–1544). По условиям мира, заключенного в 1544 году, испанцы вынуждены были признать позиции Франции как великой державы, а Франциск I согласился на открытие Тридентского собора. Папы времен Тридентского собора (1545–1563) Реформация вынудила папство вновь стать духовной движущей силой, подключившейся к историческому развитию. Еще до созыва Тридентского собора началась реформаторская работа в Испании и Италии, которая и определила характер собора. Реформация, которая была процессом гораздо более широким и глубоким, чем просто католическое обновление, проходила в двух направлениях: с одной стороны, она имела теологически-религиозно-нравственный характер и, с другой – организационно-церковный и дисциплинарный. Католическая реформа затрагивала те же самые теоретические и организационные проблемы, что и Реформация, только с противоположным знаком. В то время как острие Реформации было направлено против монашеских орденов и папства (она лишала монашеские ордена их сферы деятельности и отрицала папство), католическая реформа началась с монашеских орденов и вела к укреплению принципа абсолютного авторитета папства. Католическая реформа обновила идеал монашества, его организацию. Она породила новые, боевые монашеские ордена, которые приближались к церковному идеалу. Из монашеских орденов нового типа первым появился в 1527 году орден театинцев, основанный Петром Карафой, архиепископом Театы, ставшим впоследствии папой Павлом IV. Из францисканского ордена в 1526 году выделился строгий орден капуцинов. В 1530 году в Милане сформировался орден барбанитов, ставивший своей целью благородную деятельность по попечительству над бедными и уходу за больными. В это же время возник и орден святой Урсулы, в задачу которого входило воспитание девушек в новом духе. В 1540 году тоже для ухода за больными возник орден милосердия. Эти духовные ордена стали образцами и популяризаторами религиозности нового типа, наполненной социальным содержанием.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В 1847 году возобновил свою миссию в Америке орден Францисканцев, которую он начал еще в XVI столетии. В 1848 г. прибыл орден «Непорочной Марии», имеющий своим обетом попечение об угнетенных и забытых классах общества, а также обучение в духовных семинариях и коллегиях. Орден самим своим названием явился как бы олицетворителем благосклонно принятого прелатами шестого провинциального балтиморского собора учения о непорочном зачатии. 579 В 1849 году прибыл новый специальноучащий орден «Братьев Марии», и вместе с «Братьями христианских школ» ревностно отдался делу служения Римскому католицизму посредством католического воспитания, и в настоящее время имеет около двадцати пяти (25) заведений в различных городах и штатах Союз. 580 В 1853 году прибыл орден Пассионистов. «Трудом их жизни служит обращение грешников, привлечение людей к Богу посредством увещаний и убеждений. В достижении этой цели они соединяют суровость трапписта с энергией иезуита». 581 Они ведут самую суровую и аскетическую жизнь. Богослужение совершают в полночь и с восходом солнца предаются дневному труду. Орден имел большой успех в Америке, и это тем более замечательно в виду известной практичности американской натуры, по-видимому совершенно чуждой бесцельной суровости аскетизма. 582 В 1854 году прибыл орден «Ксаверианских братьев», 583 которые усилили собой состав учащих орденов. Затем следовал ряд других орденов до самого последнего времени, каковы: Общество Марии (1863), Кармелиты (1865), Alexian Brothers (1866), Servite Fathers (1870), Конгрегация св. Виатера (1865), Конгрегация св. Сердца (1874), Конгрегация Воскресения (1865), Братья св. Сердца (1874), Братья Милосердия (1874), и другие. По статистике 1876 года в Соединенных Штатах всех римско-католических орденов мужского пола числилось 27. 584 Все эти ордена шаг за шагом следовали за эмиграцией европейского населения и продолжали служить ему на почве Нового Света. Но американская жизнь предъявляла и такие требования, которые не могли быть удовлетворены пришлыми орденами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВАЛЕРСКИЕ ДНИ [кавалерские праздники, орденские дни, орденские праздники], общий праздник кавалеров того или иного ордена. Получили распространение в Российской империи в XVIII - нач. XX в. К. д. отмечались либо в день памяти святого, во имя к-рого создан орден, либо в день учреждения ордена. Понимание ордена как объединения его членов восходит к традиции средневек. европ. духовно-рыцарских орденов. Члены ордена имели определенные знаки отличия - орденскую одежду, знаковые элементы, форма к-рых в Новое время фиксировалась в соответствующих орденских документах. Со временем, по мере подчинения орденов королевской власти и в процессе формирования королевских рыцарских орденов, ношение орденских знаков положило начало наградной практике, отражавшей заслуги перед короной и гос-вом. Однако представление об ордене как объединении его кавалеров сохранилось. Начало формирования российской орденской традиции относится к рубежу XVII и XVIII вв. Одной из ее особенностей является установление К. д., даты к-рых указывались в орденских статутах. К. д. в российском церковном календаре синодального периода относились к светским (гражданским) праздникам, включавшим дни рождения, именин, вступления на престол российских императоров и императриц, дни рождения и именин их ближайших родственников, викториальные дни . Гражданские праздники назывались «табельными днями», т. к. их состав определялся «Табелью». При учреждении первого ордена - ап. Андрея Первозванного (1698) в качестве К. д. был установлен день памяти ап. Андрея Первозванного 30 нояб. Согласно статуту ордена от 1720 г., в качестве дополнительного К. д. был объявлен день памяти апостолов Петра и Павла (29 июня) как день тезоименитства учредителя ордена, однако впоследствии этот день в качестве К. д. не праздновался. При жизни Петра I в 1714 г. был учрежден орден вмц. Екатерины, К. д. был назначен день памяти вмц. Екатерины 24 нояб. Петр I имел намерение учредить орден блгв. кн. Александра Невского, однако официально этот орден был создан лишь после его смерти, 21 мая 1725 г. Тем не менее в источниках 1724-1725 гг. фигурирует день памяти блгв. кн. Александра Невского среди светских (табельных) праздников (23 нояб. или после перенесения мощей в 1724 г.- 30 авг.). В 1735 г. герцогом Голштинским Карлом Фридрихом был учрежден орден св. Анны. В России этот орден получил распространение с 40-х гг. XVIII в. К. д. этого ордена - 3 февр. (память прав. Анны) отмечается в календарях 2-й пол. XVIII в., хотя офиц. причисление этого ордена к российским произошло лишь в 1797 г. В 1769 г. Екатерина II учредила орден вмч. Георгия; датой К. д. было назначено 26 нояб.- день учреждения ордена и один из дней памяти вмч. Георгия. В 1782 г. был учрежден орден равноап. кн. Владимира; К. д. было назначено 22 сент.- день учреждения ордена, не связанный с памятью святого.

http://pravenc.ru/text/1319746.html

Во время Французской революции (1789-1799) Национальное собрание декретом от 13 февр. 1790 г. запретило деятельность всех созерцательных монашеских орденов, в т. ч. К. 138 кармелитских мон-рей во Франции были закрыты и разорены. В XIX в. К. претерпели гонения и в других странах Европы (Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Российская империя). Конкордат, подписанный в 1801 г. Наполеоном I Бонапартом и папой Римским Пием VII , способствовал улучшению положения Римско-католической Церкви; возобновилась деятельность орденов, занимавшихся социальной и благотворительной работой, но не К. и других созерцательных орденов. Заняв Папскую область, 3 мая 1810 г. Наполеон издал декрет о ликвидации мон-рей в завоеванных странах. Несмотря на это, в Италии сохранилось неск. муж. и жен. обителей К., что позволило ордену возродиться во 2-й пол. XIX в. После возвращения К. монастырей в Нидерландах, Германии, Италии и Испании были восстановлены провинции ордена: Немецко-Голландская, Баварская, Римская, Тосканская, Сицилийская, Неаполитанская, Мальтийская и Испанская. Ирл. К. вели пастырскую деятельность в Сев. Америке и Австралии. Из-за антикатолич. политики О. фон Бисмарка (см. Культуркампф ) баварские К. в 70-х гг. XIX в. были вынуждены уехать в Нидерланды, где основали мон-рь в г. Гелен. В 1901 г. К. открыли Международную коллегию св. Альберта в Риме, в к-рой в наст. время проживают К.-студенты рим. институтов и факультетов папских ; в 1909 г. учреждено офиц. периодическое изд. ордена - «Analecta Ordinis Carmelitarum». В 1904 г. генеральный приор пресв. П. Майер подготовил новую конституцию ордена. К. подверглись преследованиям в годы второй мировой войны; несколько монахов-К. погибли в концлагерях Аушвиц (Освенцим) и Дахау (в т. ч. католич. блж. Иларий Янушевский). После войны ряд обителей К. в Вост. Европе были закрыты коммунистическими властями. С 1954 г. в Риме издается ж. «Carmelus», в к-ром печатаются материалы по истории ордена. В 1964 г. была учреждена Польская пров. св. Иосифа (в 2012 насчитывала 12 монастырей). Генеральный капитул К. в 1972 г. принял решение отказаться от традиц. орденского обряда и совершать богослужение по книгам рим. обряда, измененным в ходе литургической реформы Ватиканского II Собора (см. ст. Novus ordo ). В 1995 г. был утвержден новый текст конституции ордена, а в 2000 г.- «Установления жизни кармелитов» (Ratio institutionis vitae carmelitanae), в к-рых отражены требования к обновлению монашеской жизни II Ватиканского Собора и изменена адм. система ордена в соответствии с Кодексом канонического права 1983 г. В 2011 г. в ордене насчитывалось 1914 чел. (из них 1316 пресвитеров) в 329 мон-рях, объединенных в 19 провинций в 29 странах мира (An. Pont. 2011. P. 1432), а также 68 жен. мон-рей, в к-рых подвизалось 725 монахинь (An. Pont. 2011. P. 1490). Босые К.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

Участники этого движения, прелаты церкви и низшее духовенство, представители университетов, богословы, доктора канонического и римского права, стремились не только ликвидировать «Великий раскол» (13781417), но и очистить церковь от «порчи во главе и членах». Осознавая необходимость реформирования церкви, они предприняли попытку умалить властные полномочия римского понтифика и обосновывали необходимость подчинения папы государству в делах светских и авторитету собора в делах церковных. Это дало бы возможность усилить роль национальных церквей и ограничить имущественные и политические притязания римской курии, укрепить моральный авторитет духовенства. Соборная реформа способствовала возникновению в церкви двух теорий власти. Согласно одной из них («концилиаризм), верховный доктринальный авторитет должен был принадлежать Вселенскому собору. Другая («куриализм») сохраняла верховную власть папы. Концилиаризм, ставивший целью реформирование церкви изнутри, в XV в. успеха не достиг 74 . Но идея вселенского реформационного собора сохранила свою актуальность в XVI столетии, в эпоху Реформации. На вв. приходится вторая волна 75 монашеского реформаторства, связанная с широко распространившимися в Западной Европе в то время мистическими и эсхатологическими настроениями. В знак протеста против роскоши церкви и светского образа жизни высшего духовенства (епископата) в вв. образовалось значительное количество нищенствующих монашеских орденов, к которым принадлежали доминиканцы, кармелиты, августинцы-эремиты, бернардинцы (цистерцианцы) 76 , францисканцы, тринитарии и др. С появлением нищенствующих орденов в средневековой Европе распространилась новая форма монашеской аскезы. Члены этих орденов, как и в традиционных монашеских общинах, были связаны обетами, предписывающими им вести определенный образ жизни, но они не были прикреплены к тому или иному монастырю, к капитулу собора или семинарии. Новое монашеское движение стало более приближенным к миру и приспособленным к воспитательному служению.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

1. К концу XII и началу XIII века сложилось в главных чертах своих монашество старого типа, заняв определённое место в миру и Церкви и определив свою физиономию. Единства и даже единообразия в нём не было. Рядом с клюнизмом стояло затмевавшее его цистерцианство, особое место принадлежало еремитизму; наконец, прежние бенедиктинцы представляли большое разнообразие форм жизни. Разнообразие типов монашества было неоспоримым и не подлежащим, не могущим подлежать изменению фактом. Сам святой Бернард, одушевлённый и часто нетерпимый защитник цистерцианства, не отвергал и других монашеских орденов. «Мир, – писал он, – полон монахами». Монастырь – высшая форма христианской жизни, «град прибежища» одинаков и для слабых, и для избранных душ. Для первых он необходим, чтобы они могли избежать рассеянных в миру искушений, для вторых – чтобы выполнить возложенную на них свыше миссию. В монастыре только и возможно полное развитие заложенных в человека Богом талантов. «Царственная жизнь» ожидает за стенами его «рыцарей Христовых», которые уже самим актом вступления в него – «вторым крещением», почти обеспечивают себе Царство Небесное. Но какая форма монашества, какой орден лучше? – Все необходимы, но не все качественно одинаковы. Анахоретство (vita eremitica), конечно, высоко и достойно, но оно, повторяет Бернард мысль Бенедикта, опасно; опасно особенно для женщин. «В лесу живёт волк. И если ты, овечка, одинокою проникаешь в тень леса, значит, ты хочешь стать добычею волка». «Есть изобилие в пустыне, тень в лесу и молчание в уединении. Но беда в том, что никто там тебя не видит, никто не упрекает. Когда же не страшны упрёки, уверенно приближается искуситель и грех совершается свободнее». Но трудна пустынная жизнь и для мужчины. Сколько опасностей! Какая нечеловеческая осмотрительность необходима, чтобы не попасть в разбросанные везде сети хитрого врага! «Чтобы жить, исполняя своё призвание, каждый должен идти туда, куда ему укажет Господь», но в общем предпочтительнее жизнь монастырская, устраняющая опасности анахоретства, обеспечивающая спасение. Однако среди орденов есть известная иерархия, соответствующая строгости их жизни, и для аббата Клерво цистерцианцы выше клюнийцев, так как строже и буквальнее последних соблюдают общий бенедиктинский устав. Но и клюнийцы, и картузианцы, и другие ордена имеют право на существование. Более лёгкие требования соответствуют более слабым людям, и лучше хорошо соблюдать клюнийский устав, чем плохо – цистерцианский. Бернард не щадил своими нападками клюнийцев, но указывал при этом не на несовершенства их устава, а на несоблюдение его ими, па отступления их от собственного же идеала. Установив и приняв иерархию орденов, следовало признать, что переход в более строгий орден должен быть допущен. В этом случае покинуть свой монастырь – то же самое, что ещё раз покинуть мир, и, препятствуя этому, отнимают у монаха возможность дальнейшего усовершенствования.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

На рубеже XVI и XVII вв. много новых женских конгрегаций начали действовать во Франции, в Савойе и Лотарингии. Члены конгрегации Пресв. Богородицы, основанной Аликс Ле Клерк в 1597 г. в Лотарингии, занимались религ. образованием девочек, работали в школах, организованных при жен. конвентах. К 1640 г. в Германии, Лотарингии, Савойе и во Франции насчитывалось 49 конвентов этой конгрегации. Сестры из конгрегации Дочерей Богородицы, организованной в 1606 г. Жанной де Лестоннак в Бордо, также посвятили себя образовательной деятельности; устав, по которому они жили, опирался на орденские конституции иезуитов. В 1640 г. конгрегации Дочерей Богородицы принадлежало ок. 30 конвентов во Франции. Конгрегация Дочерей милосердия, основанная в 1629 г. во Франции католич. святыми герц. Луизой де Марийак и Венсаном де Полем, объединяла женщин, взявших на себя уход за больными, заботу о бедных, а также помощь священникам-миссионерам, действовавшим в сельских приходах. Дочери милосердия подчинялись конгрегации лазаристов, однако, не будучи орденом, они не соблюдали правило затвора. К 1700 г. в конгрегации Дочерей милосердия насчитывалось ок. тысячи сестер. В целом деятельность монашеских и др. религ. орденов и конгрегаций в эпоху К. существенно изменила представления о монашеском служении: созерцательный образ жизни был дополнен активной миссионерской моделью поведения, предполагавшей пастырскую, социальную, каритативную и образовательную работу в миру. В XVII в. это привело к столкновениям с приходским духовенством, которое рассматривало членов орденов и конгрегаций как конкурентов. В миссионерскую деятельность, как в Европе, так и в Азии, Африке, Лат. Америке, на Дальн. Востоке, были вовлечены традиц. монашеские и новые ордены. Часто между орденами возникали острые конфликты, в т. ч. по вопросу о принципах миссионерского служения. Тем не менее появление новых орденов и их активность среди мирян способствовали распространению новых типов благочестивой деятельности и индивидуальных религ. практик среди мирян. Тридентский Собор

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Из остальных монашеских орденов Римской церкви 11–15 веков следует упомянуть разве об августинском ордене , появившемся в середиине 13 века и получившем привилегии нищенского ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер. Духовно-рыцарские ордена Кроме монашеских орденов, в строгом значении этого слова, в западной церкви в средние века появились еще ордена полумонашеские-полумирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. Это было выражением общего направления западной средневековой жизни, когда церковь привлекала к служению себе все классы общества, в том числе и рыцарства. Непосредственным поводом к появлению этих орденов были крестовые походы. Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры. Еще задолго до первого крестового похода граждане Амальфы основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу Св. Иоанна Крестителя, для призрения бедных и больных пилигримов. При ней было устроено и братство. В 1099 г., когда в Иерусалиме крестоносцы основали христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и стали называться братьями странноприимницы св. Иоанна Крестителя, или просто иоаннитами . Их главную обязанность составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 г. к ним присоединилась обязанность защищать оружием пилигримов. Эта обязанность вскоре сделалась главной, и иоанниты исключительно посвятили себя борьбе с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий III утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными было встречено в Европе с сочувствием и в пользу иоаннитов стали делать большие пожертвования, так что они вскоре сделались богатыми собственниками почти во всех христианских странах. Но вместе с тем они ушли от прежней строгости нравов. После завоевания Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Родос (1309 г.), почему стали и называться родосскими рыцарями. В 1522 г. турки отняли у них Родос, и с тех пор родосцы скитались по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– общественные объединения (consociatio publica): таковыми являются, согласно кан. 301, объединения, ставящие перед собой задачу передачи христианского вероучения от имени Церкви или содействия общенародному богопочитанию, либо преследующие иные цели, осуществление которых по природе своей остаётся за церковной властью; их может учредить только церковная власть; – частные объединения (consociatio privata): они создаются, согласно кан. 299, самими верующими по частному соглашению между ними, чтобы преследовать цели, о которых записано в кан. 298 (рассмотренном выше); Церковь признаёт их лишь в том случае, если их уставы были утверждены полномочной церковной властью (кан. 299, § 3). Отдельные типы этих объединений таковы: – объединения духовенства (consociatio clericalis): они управляются клириками, предполагают священнослужение и признаются в этом качестве полномочной властью (кан. 302); – третьи ордены (ordo tertius; иногда их членов называют терциариями (tertiarius) или используют иные названия). Это объединения, члены которых, согласно кан. 303, ведут апостольскую жизнь и стремятся к христианскому совершенству, живя в миру и, сопричаствуя духу одного из монашеских орденов, и находясь под опекой этого ордена. По традиции «первый орден» состоит из мужчин-монахов (как священников, так и лиц, не принявших рукоположения), соблюдающих евангельские советы, принося обеты и ведя совместную жизнь по уставу, утверждённому основателем ордена. «Второй орден» состоит из женщин-монахинь, стремящихся к аналогичным целям и следующих в основном тому же уставу – как правило, под духовным водительством одного из членов первого ордена. Миряне могут присоединиться к тому или другому виду орденов, ведя жизнь в духе монашеской общины, но не будучи связаны обетами и оставаясь «в миру». «Третьи ордены» были первоначально учреждены св. Франциском Ассизским, хотя существовала и более ранняя Бенедиктинская традиция «преподнесённых [Богу]» (oblati). В настоящее время существует около девяти основных «третьих орденов», признанных Церковью в качестве юридического лица. Это Бенедиктинский, Францисканский, «Норбертинский», Доминиканский, Кармелитский, Августинианский, Сервитский и Тринитарианский ордены, а также орден св. Франциска из Паоло. (Это секулярные третьи ордены. Существуют и «уставные» (regularis), т.е. монашеские, третьи ордены, члены которых приносят обеты и ведут совместную жизнь; практически они становятся ответвлениями «первого ордена»).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Церковь не испытала потрясений. Национальная конституционная ассамблея под председательством епископа Рио-де-Жанейро в 1823 г. приняла конституцию. В ней гарантировалась свобода всех христ. религий. В отношении нехрист. религий объявлялась терпимость, но все исповедующие их лишались политических прав. Римско-католич. исповедание объявлялось гос., и ему оказывалась поддержка. Право патроната передавалось императору Б. В 1824 г. была принята новая «имперская конституция», к-рая действовала до провозглашения республики в 1889 г. В части, касавшейся религии, в нее были внесены нек-рые изменения. Исповедание нехрист. религий разрешалось при условии, что их представители будут совершать богослужения в частных домах либо в специально сооруженных для этого зданиях, не имеющих вида церкви. Конституция даровала гражданские и политические права браз. граждан всем натурализованным иностранцам независимо от их вероисповедания. Урегулирование отношений между Ватиканом и браз. монархией завершилось в 1828 г., когда папа объявил, что согласен «терпеть», но не признавать право патроната браз. правительства. Браз. католич. иерархия поддержала главенство гос-ва над Церковью, в т. ч. прерогативы гос-ва в отношении к.-л. возможных претензий со стороны Ватикана. В 1828 г. Палата представителей национальной ассамблеи, куда входили 22 прелата и председателем к-рой был католич. епископ, приняла закон, запрещавший въезд и пребывание в стране монахов-иностранцев, а также деятельность монашеских орденов, подчиняющихся кому-либо вне Б. (т. е. Папскому престолу), создание новых монашеских орденов. Монахов запрещенных орденов высылали, а их имущество подлежало конфискации. В 1830 г. в Б. был назначен первый в Лат. Америке папский нунций, полномочия к-рого простирались на весь континент. В 1889 г. была провозглашена республика, что повлекло отделение Церкви от гос-ва. Новое положение предполагало введение гражданской регистрации брака, секуляризацию образования, прекращение выплаты содержания духовенству.

http://pravenc.ru/text/153311.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010