5) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой золотистого цвета с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотистого цвета. В центре орденской планки расположена миниатюрная звезда ордена серебристого цвета. В центре звезды – золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом синего цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 6) Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена благоверного князя Даниила Московского 2 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.9.5. Знаки ордена третьей степени: 1) Знак ордена представляет собой серебристый четырехконечный крест с расширяющимися концами и вогнутыми внешними сторонами, покрытый белой эмалью. В центре креста – круглый медальон с золотистым рельефным поясным изображением святого на белом эмалевом фоне, держащего в руках символическую церковь . Медальон с образом обрамлен двумя широкими золотистыми лавровыми ветвями. Лавровые ветви у основания соединены небольшой четырехгранной металлической пластиной. Крест с медальоном положен на серебристый медальон большего диаметра, покрытый синей эмалью и окантованный выпуклым рантом. Между ветвями креста расположена стилизованная серебристая надпись: БЛ?ГВ (Благоверный) КН?ЗЬ (Князь) ДАНИИЛ? (Даниил) МОСК (Московский). На обратной стороне знака имеется номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и приспособление для крепления. Материалы: медь с серебрением и позолотой, холодная эмаль. Размер знака ордена: ширина 55 мм, высота 55 мм. 2) Знак ордена носится на левой стороне груди и при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 3) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой золотистого цвета, с широкими красными полосами по краям и тонкой каймой золотистого цвета. В центре орденской планки расположен миниатюрный знак ордена. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

4. Орден святителя Алексия митрополита Московского и всея Руси, трех степеней. 3) Все остальные ордена Русской Православной Церкви носятся на левой стороне груди, при этом орденские знаки располагаются последовательно, согласно рангу орденов, в один или два ряда, справа налево. 4) Медали Русской Православной Церкви располагаются на левой стороне груди, ниже орденов, последовательно, согласно рангу, справа налево. 5) При наличии у клирика или мирянина Русской Православной Церкви орденов и медалей других Церквей, они располагаются на груди ниже соответствующих наград Русской Православной Церкви. 6) При награждении двумя и более орденами, имеющими ленту, одевается лента высшего по рангу ордена. 7) При награждении одноименным орденом или медалью следующей степени носится на груди соответственно орден или медаль высшей степени. 8) Клирики, находящиеся под запрещением, не имеют права носить церковные ордена и медали. 4. Статуты и описания орденов Русской Православной Церкви. Орден Русской Православной Церкви святого апостола Андрея Первозванного . Орден учрежден определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода 28 декабря 1988 года в ознаменование 1000-летия Крещения Руси. Русская Церковь особо чтит память святого апостола Андрея Первозванного, который, согласно летописи, первым принес благовестие христианской веры в пределы нашего Отечества. Статут ордена Русской Православной Церкви Святого апостола Андрея Первозванного. 1. Орден святого апостола Андрея Первозванного является высшей наградой Русской Православной Церкви. 2. Орденом Святого апостола Андрея Первозванного награждаются Предстоятели Поместных Православных Церквей за выдающиеся заслуги по укреплению христианства. 3. Орден имеет одну степень, при награждении вручаются знак ордена, алмазная звезда, лента и грамота. 4. Знак ордена носятся на ленте с правой стороны в верхней части груди. 5. При ношении знака ордена на плечевой ленте он располагается под алмазной звездой ордена. Все остальные ордена носятся ниже.

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

Подвиги духовенства во время сражений отмечались наградами в тех случаях, когда священник в решительные минуты боя воодушевлял солдат, рискуя жизнью, вел их за собой в атаку, напутствовал и причащал раненых воинов, благословлял их на поле боя с большим риском для жизни, выполнял определенную военную задачу (напр., спасал знамя полка), помогал медицинской службе, выносил раненых из-под обстрела и т. п. В военное время необходимые по закону сроки для получения следующей награды (не менее 3 лет) отменялись. Наличие орденов давало право на служебное повышение, получение большего жалованья, на определение дочерей в жен. учебные заведения за счет капитала орденов. Со священнослужителя, лишенного сана, ордена снимались. Количество награждений духовенства, в т. ч. военного, неуклонно росло с кон. XVIII в. до 1917 г. До сер. XIX в. ордена, все степени к-рых предоставляли право на потомственное дворянское достоинство, были редкой наградой для священника. После того как орден св. Анны 2-й и 3-й степени перестал приносить названное преимущество, награждения им стали практиковаться более широко. Напр., в русско-япон. войну отдельные священнослужители были удостоены ордена св. Анны 2-й и 3-й степени и св. Владимира 4-й степени. Более редкими наградами для военных священнослужителей оставались орден св. Георгия и золотой наперсный крест на георгиевской ленте. Во время русско-япон. войны военные священники получили орденов св. Анны 2-й степени с мечами - ок. 70, без мечей - ок. 30, 3-й степени с мечами - ок. 70, без мечей - ок. 80; св. Владимира 3-й степени без мечей - ок. 10, 4-й степени с мечами - ок. 25, без мечей - ок. 25. В ходе первой мировой войны, до марта 1917 г., военные священники получили орденов св. Анны 1-й степени с мечами и без мечей - ок. 10, 2-й степени с мечами - более 300, без мечей - более 200, 3-й степени с мечами - более 300, без мечей - ок. 500; св. Владимира 3-й степени с мечами - более 20, без мечей - ок. 20, 4-й степени с мечами - более 150, без мечей - ок. 100. Орденом св. Георгия с нач. XIX в. по март 1917 г. были награждены 16 чел. Золотой наперсный крест на георгиевской ленте до 1903 г. получили не менее 170 чел., за русско-япон. войну - 82 чел., с 1914 по март 1917 г.- 244 чел. Ок. 10 священнослужителей были награждены орденом св. Георгия и солдатским Георгиевским крестом с марта 1917 по март 1918 г. Наперсным крестом на георгиевской ленте награждены не менее 13 чел. в армиях Колчака, Деникина, Врангеля. Для священнослужителей, пожалованных за отличия в первой мировой и Гражданской войнах, утверждения наград совершались Архиерейским Синодом Русской православной Церкви за границей вплоть до нач. 30-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/155073.html

2)     Звезда ордена позолоченная, восьмиконечная, с окантованными округлыми лучами. В центре звезды расположен круглый медальон с поясным изображением святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Правая рука святителя - благословляющая, в левой - Святое Евангелие. По сторонам от святого, над плечами, стилизованная надпись: у правого плеча - СВТ. ÂЛЕÍЙ (Святитель Алексий), у левого - МТР. МОСК. (Митрополит Московский). Медальон выполнен в технике художественной финифти и окаймлен выпуклым рантом. Вокруг медальона располагается пояс со стилизованным девизом: ТАКОВЪ НАМЪ ПОДОБАШЕ В нижней части пояса помещены две позолоченные лавровые ветви, скрепленные у основания золотистой точкой. Пояс покрыт зеленой эмалью, окантован выпуклым рантом и обрамлен 31 фианитом. В оглавии медальона - позолоченная митра, увенчанная крестом. У основания митры имеется зеленая эмалевая лента с 9 позолоченными точками. На обратной стороне ордена указан номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и расположено приспособление для крепления. Материалы: серебро, позолота, фианиты, холодная эмаль, финифть. Размеры звезды ордена: ширина 80 мм, высота 80 мм. 3)     Лента ордена шелковая муаровая, шириной 95 мм, золотистого цвета, носимая на шее. 4)     Звезда ордена носится на левой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 5)     Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой золотистого цвета. В центре орденской планки расположена миниатюрная звезда ордена золотистого цвета. В центре звезды - золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом зеленого цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 6)     Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена святителя Алексия 1 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

С. 14). Этот труд информативно насыщен и исключительно актуален в конце XX в., когда Православие в Эстонии оказалось в трудном положении. В монографии содержатся веские исторические доказательства того, что у Православия в Эстонии - древние корни и взращивались они Русской Церковью, причем без особого покровительства со стороны российского правительства, а часто и при прямом противодействии движению народа к Православной Церкви со стороны местных чиновников и их влиятельных покровителей в Петербурге. Патриарх Алексий является также доктором богословия (honoris causa) Богословской академии в Дебрецене (Венгрия), Богословского факультета им. Яна Коменского в Праге, Тбилисской ДА, Богословского факультета Сербской Православной Церкви и ряда др. богословских учебных заведений, почетным профессором многих университетов, в т. ч. Московского и Санкт-Петербургского, почетным членом СПбДА и МДА, Минской ДА, Критской православной академии, с 1992 г.- действительным членом Академии образования РФ, а с 1999 г. почетным профессором РАН. Святейший Патриарх удостоен высших орденов РПЦ, в т. ч. орденов св. апостола Андрея Первозванного, св. равноапостольного князя Владимира (1 и 2-й степеней), преп. Сергия Радонежского (1-й степени), св. благоверного князя Даниила Московского (1-й степени) и святителя Иннокентия (1-й степени), орденов др. Православных Церквей, а также высоких государственных наград, среди них орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов (дважды), «За заслуги перед Отечеством» (2-й степени) и Андрея Первозванного. Патриарх Алексий также удостоен государственных наград Греции, Ливана, Белоруссии, Литвы и ряда др. стран. Патриарх Алексий- почетный гражданин Санкт-Петербурга, Новгорода, Сергиева-Посада, Республики Калмыкия, Республики Мордовия. 6 сент. 2000 г. Первосвятитель избран почетным гражданином Москвы. Архивные материалы: Беседы со Святейшим Патриархом Алексием II//Архив ЦНЦ. Сочинения: Речь на вручении диплома доктора богословия гонорис кауза Богословским факультетом им.

http://patriarchia.ru/db/text/500166.htm...

17 июля 1274 г., на заключительной 6-й сессии, II Лионский Собор принял конституцию «Religionum diversitatem nimiam» (23-й канон), подтвердившую запрет IV Латеранского Собора на создание новых орденов. В тексте конституции впервые встречается термин «нищенствующие ордены» (ordines mendicantes) как общее название, но с негативным оттенком (выражение «incerta mendicitas» было заимствовано, вероятно, из Кодекса Юстиниана (VI в.), в к-ром оно означает тех, кто прикидываются нищими, а потому не заслуживают поддержки со стороны гос-ва - CJ. XI 26. 1), т. е. Собор осуждал те общины, к-рые, имея возможность прокормить своих членов, заставляли их просить подаяние и отнимали хлеб у настоящих нищих. Новые ордены, созданные после 1215 г. и не имевшие одобрения папы Римского, безусловно упразднялись. Ордены, появившиеся после указанного года и получившие папское одобрение, могли продолжать свою деятельность, но им запрещалось без специального папского разрешения приобретать и отчуждать землю или дома, принимать новициев, основывать обители, проповедовать публично, принимать исповедь у мирян и совершать погребения. Имущество этих орденов переходило в ведение Папского престола и подлежало продаже, а полученную выручку планировалось передать христианам на Св. земле и раздать беднякам. Отдельные члены подлежавших упразднению объединений (но не целые конвенты) получили право переходить в др. ордены. Исключение делалось для доминиканцев и францисканцев ввиду их несомненной полезности для католич. Церкви. Кармелиты и августинцы-еремиты, к-рые возникли (по крайней мере как отдельные общины) раньше 1215 г., также могли продолжить существование без к.-л. изменений, но окончательное решение относительно них было оставлено за Римским понтификом (первоначальный вариант конституции был менее благоприятным для этих орденов - Kuttner S. Conciliar Law in the Making: The Lyonese Constitutions (1274) of Gregory X in a Manuscript at Washington//Studi di storia ecclesiastica: Miscellanea P. Paschini. R., 1949. Vol. 2. P. 39-81). Кармелиты смогли заручиться поддержкой англ. кор. Эдуарда I Длинноногого (1239-1307), а в 1286 г. деятельность ордена одобрил папа Римский Гонорий IV (1285-1287). Августинцы-еремиты, чьи конвенты находились в основном в Италии, были сохранены в качестве ордена из уважения к их протектору кард. Риккардо Аннибальди († 1276) ( Salimbene. Cronica. [Fol. 316]//MGH. SS. T. 32. P. 254).

http://pravenc.ru/text/2577745.html

В 1799 г. представители Рогожского кладбища явились в Петербург и помимо Синода, подали Государю обширное прошение о даровании им законного священства. Они ходатайствовали о даровании им особого епископа с местопребыванием его в Москве на Рогожском кладбище, при епископе должно состоять особое правление из выбираемых самими старообрядцами лиц. Епископу и состоящему при нем правлению, по мысли Московских старообрядцев, должны быть подчинены все старообрядческие общества в России. Как можно видеть из прошения, Московские старообрядцы задались целью создать особую старообрядческую церковь , параллельную господствующей церкви, Государь указом 3 июня 1798 г. разрешил назначить только особых священников, что касается до остальных пунктов их прошения, то решение их отлагалось до последующего времени. При Павле же вошел обычай ношения духовенством орденов. Дарованием духовенству чисто мирских знаков отличия, в виде орденов, звезд, лент и т. п. или, по тогдашнему выражению, кавалерии, правительство естественно отметило в глазах общества деятельность духовенства, как служителей государства. Это видно даже из самых обстоятельств установления этого обычая, который привел в смущение очень многих. В числе смущенных оказался и московский митрополит Платон, считавший ношение духовенством орденов несоответствующим его назначению. Митрополит решился даже донести в таком духе государю и указать, что «новое архиереев кавалерами пожалование принято почти от всех с удивлением и что оно может дать случай к разным толкованиям». Платону основательно казалось, что с канонической точки зрения совершенно недопустимо, чтобы гражданские власти награждали служителей церкви. Митрополит на коленях просил, чтобы Павел не награждал его орденом Андрея Первозванного, но в конце концов д. б. его принять. Павел I выразил недовольство Платоном, но, однако стал спрашивать мнения приближенных о новом обычае. В этом отношении обращает на себя внимание очень характерное пояснение со стороны И.В. Лопухина , принятое и самим государем. И.В. Лопухин прямо ответил государю, что «Истиной Церкви христианской такие почести, самолюбие питающие, конечно, не приличны. Но приемля правление церкви ныне больше учреждаем политическим, не бесполезно, но его мнению, употребляться могут такие знаки отличия для награды и поощрения оного членов, коих весьма не можно в прямом смысле почитать истинно духовными». Платье не делает монахом) „ L " habit ne fait pas le moine“,– прибавил Лопухин. «Правда твоя», сказал государь и таким образом разделил мнение Лопухина об основаниях пожалованиях духовенству светских знаков отличия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

От орденов в римской католической церкви отличаются конгрегации тем, что члены из дают не торжественные обеты (vota solemnia), а простые (vota simplicia). Торжественными обетами называются те, которые делаются пред орденской властью, с известными торжественными обрядностями и на всю жизнь, следовательно обеты бесповоротные. Простые обеты не связаны с торжественными обрядностями и обыкновенно даются не на всю жизнь, а напр. на год, так что каждый год испрошения от папы диспенсации от обета. В евангелической церкви нет ни монашества, ни монастырей, ни орденов, ни конгрегаций, так как принесение мог бы утверждать свою уверенность в выборе им наиболее верного пути к достижению спасения. § 113. Б. Монашество в России. Русскому монашеству, как и византийскому, осталась неизвестной специализация практических целей и монашеских орденов. Хотя в древней Руси зависимость одних монастырей от других существовала, но источника ее нужно искать в землевладельческих отношениях, а не в каких-либо монашеских уставах. Именно, наряду с монастырями самостоятельными, не зависевшими от других монастырей, существовали несамостоятельные, приписные к ним, находившиеся в полном распоряжении первых, получавшие от них настоятелей и представлявшие им полный отчет во всем. После попыток стоглавого собора прекратить разные беспорядки монастырской жизни, (между прочим существование мужскоженских монастырей, перешедших в наше отечество из Византии), первое подробное целесообразное регулирование монашества и монастырей принадлежит духовному регламенту Петра Великого (т. н. прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского), отдельные постановления которого относятся 1) к условиям принятия в монашество, 2) к обязанностям, лежащим на монашестве и 3) к монастырям. Часть постановлений духовного регламента включена в IX том свода законов российской империи и следовательно, будучи церковным законом, есть вместе с тем государственный закон. Условия, требующиеся для принятия в монашество, суть: а) 30-летний возраст для мужчин и 40-летний для женщин, б) свобода от служебных и увольнение от податных обязанностей, в) свобода от брачных и семейных обязанностей, г) собственное свободное самоопределение лица, д) свобода от долгов, а также от суда и следствия по преступлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В 1797 году в число российских орденов был включен орден Св. Анны, учрежденный в Голштинии в 1735 году. Этот орден стал четвертым из высших российских орденов. Первые награждения им прошли в день коронации Павла I. Орден имел три степени, и награждали им как за военные, так и за гражданские заслуги. Знаками ордена I степени являлись красный эмалевый крест с финифтяным изображением св. Анны в центре и серебряная восьмиконечная звезда, которую в отличие от всех остальных российских орденов носили на правой стороне груди. Звездой ордена, по статуту, награждались и иностранцы, но тогда ее украшали алмазами. Крест крепился на красной ленте с желтой каймой, перекинутой через левое плечо. Орден II степени носился на узкой ленте, расположенной на шее, отсюда произошло и его обиходное название «Анна на шее». Орден III степени жаловался только за военные подвиги и носился на груди, на банте из орденской ленты. В 1815 году была введена и IV степень ордена Св. Анны, которой награждали младших офицеров за участие в сражении. Знак этой степени носился на эфесе холодного оружия с надписью «За храбрость». До 1844 г. все награжденные орденом Св. Анны становились потомственными дворянами. 26 ноября 1769 г. в Петербурге императрицей Екатериной II был учрежден орден Святого великомученика Георгия Победоносца . Эта высшая и особо почитаемая в России военная государственная награда жаловалась только офицерам, которые в военное время проявили храбрость и мужество на поле боя. Орден имел четыре степени и награждение им начиналось с IV степени. Орден состоял из золотого с белой эмалью креста с изображением св. Георгия в центре, золотой звезды с девизом ордена и черно-оранжевой ленты. Знаками ордена Св. Георгия были для IV и III степени – крест, а для II и I степени – крест и четырехконечная звезда. Звезда ордена I степени носилась на левой стороне груди, а второй степени – на правой. Крест ордена I степени (золотой, покрытый белой эмалью) носился на ленте с тремя черными и двумя желтыми полосами, надетой через правое плечо. Кресты ордена II и III степеней носились на шее на орденской ленте, а IV степени – на орденской ленточке на груди. Получившие знаки ордена любой степени становились потомственными дворянами.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

Во всех этих изменениях важную роль играло отношение новых орденов к Церкви. Рим понимал ценность существования нищенствующих орденов как носителей нового идеала в лоне Церкви. Но курия, знавшая монастырскую жизнь и понимавшая людей лучше какого-нибудь Франциска, понимала, что в ордене должно существовать единство, должна быть организация. Поэтому она сочувственно относилась к консолидации Францисканского ордена, хотя эта консолидация и не вполне соответствовала намерениям Франциска. И здесь не было злого умысла, лукавства или пренебрежительного отношения к святому. Папа Григорий IX умилялся перед бедностью и самоотречением, но, преклоняясь перед идеалом, он умел примирить его с требованиями жизни. Там, где чуткая совесть Франциска, трепеща, угадывала измену «Владычице Бедности», Папа Григорий видел только уступку необходимости, неизбежную, но устранимую чем-нибудь вроде различения собственности и владения и потому даже не нарушающую идеала. Идеею консолидации монашества, которая одна только и могла сделать возможным должный и необходимый надзор Церкви за ним, руководилась курия, осторожно, но твёрдо объединяя многочисленных тосканских еремитов, а потом, в 1256 году, слив их с джьянбонитами и католическими бедняками. Но нищенствующие ордена обладали не только показательным значением, были не только доказательством возможности апостольской жизни внутри Церкви. Доминиканцы вслед за католическими бедняками с ожесточением бросились на «хищных волков», опустошающих вертоград Господень – на еретиков, превратясь в «Божьих собак» (Dominicanes). За ними потянулись францисканцы и даже августинцы. Борьба с ересью сделалась существенной стороною апостольской деятельности новых орденов, покрываемой термином cura animarum. «Забота о душах», конечно, шире борьбы с ересью, и целью новых монахов было вообще воздействие на нравственность масс, распространение среди них правильных представлений о христианской жизни и основ христианского учения. Эта пастырская деятельность была неразрывно связана с совершением нищенствующими клириками таинства исповеди, а отсюда вытекало и совершение других таинств, приводящее нищенствующие ордена к многочисленным конфликтам с клиром. Ни сами нищенствующие ордена, ни Рим отнюдь не сводили всё к борьбе с еретиками, хотя и придавали ей важное значение: доминиканцы и францисканцы захватили в свои руки принявшую в 30-х годах XIII века окончательный свой вид инквизицию. Из всего этого ясно, как должна была относиться и относилась Церковь к развитию пастырской деятельности, образования и научной работы в нищенствующих орденах. Отношение Церкви ясно всплывает в длинном ряде привилегий новым орденам, будет ли это охрана миноритов и доминиканцев от притеснения ревнивого к своим доходам и влиянию белого духовенства, или защита монахов-профессоров парижского университета от кастовых притязаний местной ученой коллегии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010