Равным образом, важный исторический интерес представляют акты, записи разных монашеских западных орденов. Особенно много такого материала находится в бенедиктинских и иезуитских монастырях, но он мало разработан. Во всяком случае, средневековая западная письменность представляет лишь материал для истории, более или менее ценный; обработка же этого материала в Средние Века совершенно не встречается. Западная церковная историография XVI-XVII века Собственно разработка церковно-исторического материала началась на западе лишь в XVI веке. XVI век представляет новую эпоху в развитии нашей науки. Новое научное движение (гуманистическое) коснулось и церковной истории. Уже в конце XV в. начал пробуждаться интерес к церковно-историческим памятникам. С изобретением книгопечатания стали издаваться тексты Св. Писания, Творения Отцов Церкви; появились некоторые слабые, ещё очень нерешительные попытки церковно-исторической критики. Больший толчок всё это получило в XVI в., с возникновения протестантства. Когда начались споры между протестантами и католиками, то те и другие стали искать для себя опоры на исторической почве. Протестанты упрекали католиков в искажении древнего церковного предания средневековыми вымыслами. Католики, напротив, упрекали протестантов в отступлении от древнего предания. Те и другие указывали на идеалы древней церкви, древнецерковные предания. Необходимо, поэтому, было стать на историческую почву. Но эта необходимость не была создана сразу. Первые споры мало обращали внимания на исторические факты; они вращались на отвлечённой, догматической почве. Впрочем, уже и тогда указывались иногда исторические факты. Но цельного изложения христианской истории ещё не было в первой половине XVI века. Магдебургские центурии Подобная попытка является лишь во вторую половину XVI века. Сперва выступают протестантские учёные. В 1552 г. магдебургский учёный Матвей Флаций Иллирик, протестант, собрал целое общество учёных для исследования церковной истории. Это общество пользовалось покровительством протестантских немецких князей. Учёные отправились по различным странам для осмотра архивов, библиотек, в которых находились важные церковные памятники. Затем эти учёные решились свести и обработать этот собранный материал, но постепенно, шаг за шагом объясняя эти памятники. Работа началась по векам. А затем, чтобы работа шла скорее, успешнее, они разделили этот материал по рубрикам, на которые можно было разложить церковно-исторические факты. Напр., первая рубрика указывала географическое положение церкви в известном веке; вторая – распространение церкви в новых местах; третья – препятствия, встреченные при распространении христианства; далее – внутреннее состояние церкви: обряды, учители церкви, соборы и т. д. Всех рубрик было 16. Последняя заключала расколы, ереси, которые рассматривались как нечто стоящее вне церкви, как дополнение церковной жизни; потому и помещались в последней рубрике.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Таков устав св. Бенедикта, еще более отягченный Мартином Верга. Эти монахини не веселы, не свежи, не румяны, какими часто бывают монахини других орденов. Они бледны и суровы. Между 1825 и 1830 годом три из них сошли с ума. Глава 3 Строгости В этом монастыре надо по крайней мере два года, а иногда даже четыре, пробыть в белицах и четыре года послушницей. Очень редко кто принимает большой постриг ранее двадцати трех – двадцати четырех лет. Бернардинки-бенедиктинки из конгрегации Мартина Верга не допускают в свой орден вдов. В своих кельях они разнообразными, неведомыми способами предаются умерщвлению плоти, о чем никогда не должны говорить. В тот день, когда послушница принимает схиму, она облачается в свой лучший наряд, голову ей убирают белыми розами, помадят волосы, завивают их; затем она простирается ниц; на нее набрасывают большое черное покрывало и поют над ней отходную. После этого монахини разделяются на два ряда: один, проходя мимо нее, печально поет: «Наша сестра умерла», а другой отвечает ликующе: «Жива во Иисусе Христе!» В описываемую нами эпоху при монастыре существовал закрытый пансион. Воспитанницы этого пансиона были в большинстве девушки благородного происхождения и почти все богатые; среди них находились девицы Сент-Олер, Белиссен и одна англичанка, носившая знатную католическую фамилию Тальбот. Этим молодым девушкам, воспитываемым монахинями в четырех стенах, прививалось отвращение к миру и к светским интересам. Одна из них как-то сказала нам: «При виде мостовой я содрогалась с головы до ног». Они носили голубые платья и белые чепчики, на груди у них приколото было изображение святого духа из золоченого серебра или меди. По большим праздникам, в особенности в день св. Марты, им разрешали в знак высокой милости величайшее счастье – облачаться в монашескую одежду и в продолжение целого дня выстаивать церковные службы и совершать обряды по уставу св. Бенедикта. Вначале монахини ссужали их своими черными рясами. Но это показалось нечестивым и было настоятельницей запрещено. Такое заимствование одеяния разрешали только послушницам. Интересно отметить, что исполнение роли монахинь, допускаемое и поощряемое в монастыре, несомненно, с тайной целью вербовать новообращенных и вызывать в этих детях некое влечение к монашеской жизни, доставляло воспитанницам настоящее удовольствие и душевный отдых. Они просто-напросто забавлялись. Это было ново, это развлекало их. Наивная детская забава бессильна, однако, убедить нас, мирян, в том, что держать в руках кропильницу и часами стоять перед налоем, самозабвенно распевая псалмы, – высочайшее блаженство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

388 (Орден святой Анны 1-й степени – орден святой Анны учрежден в немецком княжестве Голштейн в 1735 г., в России – в 1742 г. как частная награда. В 1797 г. введен Императором Павлом I в иерархию государственных наград Российской Империи для отличия широкого круга государственных чиновникови военных, имел три степени, с 1815 г. – четыре степени. С 1796 г. имел Знак отличия. Орден святой Анны 1-й степени украшался бриллиантами или Алмазами.) 389 (Письмо митрополита: «Ваше Преосвященство! митрополит Московский. 4 апреля. 1903 год». – ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 257. Л. 32–33. Автограф. Письмо митрополита Московского и Коломенского Владимира (Богоявленского) от 04.04.1903 г.) 390 (Капитул орденов – капитул (позднелат. capitulum) – совет, коллегия.В XVIII в. каждый из российских орденов имел свою администрацию, ведавшую орденскими делами. По «Установлению о российских орденах»от 05.04.1797 г. все орденские корпорации были объединены в «Кавалерское общество Всероссийской Империи» с учреждением канцелярии (с 1798 г. – Капитул орденов), которое возглавлял канцлер из числа кавалеров орденасв. Андрея Первозванного. Была введена официальная иерархия государственных наград России. Для каждого ордена устанавливались дни орденских праздников, особые храмы и специальная парадная одежда. Капитул орденов отвечал за изготовление орденских знаков, медалей, наградного офицерского оружия, за вручение самих наград и удостоверений к ним. При Капитуле числились Кавалерские думы, советы из наиболее уважаемых кавалеров определенных орденов, занимавшихся на своих собраниях рассмотрением дел о награждении низшими степенями соответствующих орденов. Капитул распоряжался значительными денежными суммами из казенных ассигнований и разовых взносов. Взносы платили все награждаемые орденом, за исключением кавалеров военного ордена св. Георгия. Средства шли на пенсии ограниченному статутом количеству кавалеров по каждому ордену икаждой степени. В 1832 г. Капитул орденов переименовали в «Капитул Российских Императорских и Царских орденов». В 1842 г. Капитул орденов былприсоединен к Министерству Императорского двора, должность канцлера Капитула приравнивалась к министру Двора. Функции Капитула орденов значительно расширились с учреждением в 1892 г. под его председательством Комитета для рассмотрения представлений к высочайшим наградам, который в 1894 г. был преобразован в Комитет о службе чинов гражданского ведомстваи о наградах. С 06.05.1897 г. по 28.03.1917 г. канцлером Капитула Российских Императорских и Царских орденов был министр Императорского двора и уделов Владимир Борисович Фредерикс.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Ряд церковных орденов дублирует существующие или существовавшие государственные и церковные ордена. В начале 1990х гг. Православная церковь в Америке уже учредила орден св. Иннокентия трех степеней. Не признанный Вселенским Православием Киевский патриархат также использует орден св.кн. Владимира того же дизайна. Упразднение советской властью Капитула российских орденов 9 января 1918 г. положило конец существованию российской орденской системы. Однако в 1958 и 1988 гг. РПЦ по сути дела воссоздала три из девяти государственных орденов России: ордена ап. Андрея Первозванного (1698), св. кн. Владимира (1782) и св. кн. Ольги (1915). Более того, Россия 1 июля 1998 г. восстанавливает орден св. апостола Андрея Первозванного как свою высшую награду – складывается непростая ситуация существования двух одноименных орденов, один из которых государственный, а второй церковный. Вообще же, во всех государствах право учреждения орденов и на-граждения ими принадлежит высшим органам государственной власти. Возникает вопрос не только о праве Церкви возрождать государственные награды, но и о правовом статусе церковных орденов вообще, который необходимо согласовать с Управлением государственных наград при Президенте РФ. Результатом такого согласования должен быть не только статус церковных наград в государстве, но и нормы их расположения при совместном ношении с государственными наградами. Множественность и дробность наградных функций орденов и медалей РПЦ находятся в разительном противоречии с лаконичностью и универсальностью системы государственных наград РФ, дополненной системой ведомственных наград. Наиболее существенной проблемой является устоявшаяся практика ношения орденов. Все они носятся на левой стороне груди, куда их и прикрепляет представитель РПЦ, награждающий орденского кавалера. Однако в отношении звезды ордена ап. Андрея и орденов кн. Даниила и кн. Ольги четко зафиксировано обратное: звезда ордена св.ап. Андрея носится «на правой стороне в верхней части груди», а в отношении двух остальных сообщается, что их следует носить «с правой стороны». Несмотря на неизвестность Положений об остальных орденах, орденский статус ордена св.ап. Андрея фиксирует, что «все остальные ордена РПЦ, если награждаемое лицо имеет таковые, располагаются ниже звезды ордена» 13 . Поскольку звезда носится справа, то справа должны носиться и все остальные ордена РПЦ, если в их статутах не прописано иное. Таким образом, практика ношения орденов не соответствует Положениям о них, поскольку церковные ордена должны носиться с правой стороны груди. При этом в некоторых известных нам Положениях способ ношения ордена вообще не оговаривается.

http://azbyka.ru/sovremennaya-sistema-na...

14) В случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний лишение общецерковных наград производится указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или определением Священного Синода. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются общецерковных наград. 15) Межнаградные сроки для орденов Русской Православной Церкви составляют три года, для медалей — два года. 16) Ордена Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 17) Медали Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 18) Самоуправляемые Церкви и Экзархаты могут иметь свои ордена, медали и грамоты. 19) Епархиальные архиереи могут с благословения Святейшего Патриарха учреждать епархиальные медали и иметь архиерейские грамоты. 20) Положения о епархиальных медалях и их описания епархиальные архиереи направляют на утверждение Святейшему Патриарху. 21) Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и епархии не могут учреждать награды одноименные общецерковным.   3. Правила ношения орденов и медалей Русской Православной Церкви. 1) Ордена и медали Русской Православной Церкви располагаются по рангу в соответствии с перечнем в параграфе 1. При этом первая степень каждого ордена выше по рангу второй степени всех остальных орденов, а вторая степень — выше третьей степени. Например, вторая степень ордена святого благоверного князя Даниила Московского, высшего из орденов, носимых на левой стороне груди, следует за первой степенью самого младшего ордена — преподобного Андрея Рублева. 2) На правой стороне груди носятся высшие ордена Русской Православной Церкви: 3) Все остальные ордена Русской Православной Церкви носятся на левой стороне груди, при этом орденские знаки располагаются последовательно, согласно рангу орденов, в один или два ряда, справа налево. 4) Медали Русской Православной Церкви располагаются на левой стороне груди, ниже орденов, последовательно, согласно рангу, справа налево. 5) Патриаршие знаки носятся на левой стороне груди ниже медалей. 6) При наличии у клирика или мирянина Русской Православной Церкви орденов и медалей других Церквей, они располагаются на груди ниже соответствующих наград Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/551935.htm...

11) С согласия наследников, ордена и медали Русской Православной Церкви, а также грамоты к ним, после смерти награжденного могут быть переданы в церковные музеи. Передача орденов и медалей Русской Православной Церкви и грамот к ним в государственные или частные музеи разрешается только с благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или епархиального архиерея. 12) Святейший Патриарх Московский и всея Руси может отменить решение о награждении, если выявится недостоверность или необоснованность представления к награждению. 13) Лишение орденов и медалей Русской Православной Церкви может быть произведено указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или определением Священного Синода в случае совершения награжденным тяжких антицерковных и антихристианских деяний. Клирики, лишенные сана, одновременно лишаются церковных орденов и медалей. 14) Канонические церковные учреждения не могут самостоятельно учреждать свои одноименные общим церковным орденам и медалям памятные знаки. 15) Межнаградные сроки для орденов Русской Православной Церкви составляют три года, а для медалей два года. 16) Ордена Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 17) Медали Русской Православной Церкви имеют номер, указываемый в грамоте. 3. Правила ношения орденов и медалей Русской Православной Церкви. 1) Ордена и медали Русской Православной Церкви располагаются по рангу в соответствии с перечнем в параграфе 1-ом. При этом первая степень любого из орденов выше по рангу второй степени другого ордена, а вторая степень выше, соответственно, третьей степени. Например, вторая степень ордена святого благоверного князя Даниила Московского, высшего из орденов, носимых на левой стороне груди, следует за первой степенью самого младшего ордена - преподобного Андрея Рублева. 2) На правой стороне груди носятся высшие ордена Русской Православной Церкви: 1. Орден святого апостола Андрея Первозванного с алмазной звездой; 2. Орден «Славы и Чести»; 3. Орден святого равноапостольного великого князя Владимира, трех степеней;

http://sedmitza.ru/lib/text/429637/

В итоге папа не замедлил с признанием горстки последователей Франциска орденом, увидев в них средство для решения насущных городских проблем, с которыми столкнулась в то время Латинская церковь 136 . В связи с апостольским служением обоих орденов в массе европейских горожан стоит отметить и то, что и францисканцы, и доминиканцы обратились также к науке, влившись в схоластическую среду европейских университетов. Почти с самого начала и те и другие были уверены, что высокий уровень богословской образованности необходим для проповеднической миссии в городах. (Стоит упомянуть, что официально доминиканцы именуются Орденом проповедников.) Полученное монахами образование было поставлено на службу миссии орденов. Заслуживает внимания тот факт, что к концу XIII века наиболее оригинальными и творчески продуктивными схоластами (это и Фома Аквинский, и Бонавентура) были члены новых нищенствующих орденов; задолго до начала XIV столетия они стали ведущими представителями схоластики. Понятно, что успех орденов был одновременно и победой всей Западной церкви. И хотя Рим поначалу относился к новым монашеским орденам с опаской и даже предпринял законодательные шаги против их разрастания на Латеранском соборе 1215 года, последующая опека нищенствующих орденов папством была здравой и дальновидной политикой. Разумеется, то же самое следует сказать и о защите и поощрении Римом других монашеских орденов в предшествующем XII веке. Ведь новое монашество стало не чем иным, как «ударными войсками» папства. Трудно представить, как могло бы возобладать новое понимание места папы как верховного понтифика (summus pontifex) Западной церкви без таких проводников папской идеологии и принципов преобразования церкви. Лояльность и надежность этих орденов оказались для папства поистине неоценимыми. 28 Histoire de I’Eglise/Fliche А., Martin V., eds. Vol. 7: L’Eglise au pouvoirdes laiques (888–1057). Paris, 1948 (E. Amann and A. Dumas); хотя трактовка Fliche (cm. прим. 1) давняя, она отнюдь не устарела; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

3) Лента шелковая муаровая, синяя, с двумя золотыми полосами по обеим сторонам, шириной 40 мм, носимая на шее. 4) Звезда ордена носится на правой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 5) Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой синего цвета с двумя золотыми полосами по обеим сторонам. В центре орденской планки расположена миниатюрная серебристая звезда ордена. В центре звезды – золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом белого цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 6) Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена преподобного Андрея Иконописца 2 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.25.5. Знаки ордена третьей степени: 1) Знак ордена представляет собой золотистый клеверный крест с узким выпуклым рантом. Ветви креста покрыты синей эмалью. В центре креста – позолоченный рельефный медальон, окантованный рантом, с поясным изображением преподобного Андрея Иконописца, держащего в руках образ Святой Троицы. По сторонам, над плечами святого, стилизованная надпись: у правого плеча – ПР?П, чуть ниже – ?НДРЕ?Й, у левого – И?КОНОП. (Преподобный Андрей Иконописец). Вокруг медальона – золотистый окантованный пояс, покрытый белой эмалью, с позолоченным стилизованным девизом: К БОЖЕСТВЕННЕЙ КРАСОТЕ УСТРЕМЛЯЯСЯ. Между ветвями креста расположены золотистые гладкие лучи, окантованные выпуклым рантом в виде жгута. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и приспособление для крепления. Материалы: медь, позолота, холодная эмаль. Размер знака ордена: ширина 55 мм, высота 60 мм. 2) Знак ордена носится на правой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/polo...

6)     Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена преподобного Андрея Иконописца 2 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 4.25.5.               Знаки ордена третьей степени: 1)     Знак ордена представляет собой золотистый клеверный крест с узким выпуклым рантом. Ветви креста покрыты синей эмалью. В центре креста - позолоченный рельефный медальон, окантованный рантом, с поясным изображением преподобного Андрея Иконописца, держащего в руках образ Святой Троицы. По сторонам, над плечами святого, стилизованная надпись: у правого плеча - ПРП, чуть ниже - ÂНДРЕЙ, у левого - ИКОНОП. (Преподобный Андрей Иконописец). Вокруг медальона - золотистый окантованный пояс, покрытый белой эмалью, с позолоченным стилизованным девизом: К БОЖЕСТВЕННЕЙ КРАСОТЕ УСТРЕМЛЯЯСЯ. Между ветвями креста расположены золотистые гладкие лучи, окантованные выпуклым рантом в виде жгута. На обратной стороне орден имеет номер, зарегистрированный в Наградной комиссии, и приспособление для крепления. Материалы: медь, позолота, холодная эмаль. Размер знака ордена: ширина 55 мм, высота 60 мм. 2)     Знак ордена носится на правой стороне груди; при наличии других орденов Русской Православной Церкви располагается среди них согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2. 3)     Планка ордена представляет собой прямоугольную металлическую пластину, обтянутую муаровой лентой синего цвета с двумя золотыми полосами по обеим сторонам. В центре орденской планки расположен миниатюрный знак ордена. В центре знака - золотистый медальон, окруженный эмалевым поясом белого цвета. Размеры планки ордена: ширина 29 мм, высота 13 мм. На обратной стороне имеется приспособление для крепления. 4)     Планка ордена может носиться на повседневной одежде и располагается в таких случаях на левой стороне груди. При наличии других орденов Русской Православной Церкви планка ордена преподобного Андрея Иконописца 3 степени располагается согласно перечню орденов, указанному в статье 3.3.2.

http://mitropolia.spb.ru/docs/polozhenie...

Но выражения греческого подлинника передаются автором по-русски неточно: верую во единую соборную и апостольскую церковь . Неисправность этого чтения хотелось бы отнести к опечаткам. – О церкви. Berlin. 1888. Стр. 7. 76 Златоуст в беседе 82 на Матф. Часть III. Спб. 1843. Стр. 416–421. В том же разуме понимает беседу Господа с Петром св. Василий великий . См. его слово о смиренномудрии в Творениях Святых Отцев в русском переводе. Т. VIII. Москва. 1846. Стр. 315. 80 Относящиеся сюда выдержки из святых отцов и цитаты см. у Архимандрита Иннокентия (Новгородова) в «Обличительном Богословии». T. I. Казань. 1859. Стр. 288–299 и Архиепископа Никанора (Бровковича) «Разбор римского учения о видимом (папском) главенстве». Казань. 1871. Стр. 46. 47. 50. 51. 82 Cypr. De unitate Ecclesiae. Cap. IV. Migne. Patrolog. lat. T. IV. Col. 498–500 . Некоторые печатные издания Творений Киприана, сличенные с древнейшими кодексами и манускриптами, не заключают в себе выражений, встречающихся у Миня и воспроизведенных в нашей цитате: unam cathedram constituit: et primatus Petro datur; et una cathedra monstretur. Не только православными и протестантскими богословами, но даже некоторыми католическими учеными выражения эти относятся к разряду позднейших тенденциозных вставок. Но, не смотря на повреждение текста, мысль святого отца ясна. Проповедником папского абсолютизма он не был. 84 Постановл. монашеск. XXII, 5. Правда вселенской церкви о римской и прочих патриарших кафедрах. Спб. 1841. Стр. 20. 87 «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». Т. V. Казань. 1868. Стр. 359. 91 Христианское Чтение. 1846. Ч. 3. Стр. 92. Архимандрит Иннокентий. Обличительное Богословие. Т. I. Казань. 1859. Стр. 304. Примеч. 102 Κοινς μν πατρ. Joannis Antiocheni epist. 1. Migne. Patrolog. gr. Tom. LXXVIL Col. 1453 . «Деяния Вселенских соборов в русском переводе при Казанской Духовной Академии». T. I. Изд. 2. Стр. 173. T. II. Стр. 352. 356. Приведенное выражение употреблено в письме епископа к епископу: потому мы и передаем его по-русски: «общий отец епископов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010