Игумения или монахиня могут быть указом Патриарха удостоены права ношения наперсного креста и креста с украшениями, к-рое сохраняется за награжденными пожизненно. За особые заслуги игумении могут быть также награждены правом ношения патриаршего креста. Общецерковные награды - это ордена, медали, наградные знаки и благословенные грамоты. Этих наград могут удостаиваться как клирики, так и миряне, а также лица, не принадлежащие к Церкви, ввиду их заслуг перед Церковью. Ордена имеют зап. происхождение. В средневековье в результате крестовых походов на Св. земле появились полувоенные-полумонашеские католич. об-ва с обетом безбрачия для их членов - ордена госпитальеров и тамплиеров, которые послужили прообразом подобных орг-ций в Зап. Европе. Члены этих об-в носили на себе знаки принадлежности к такой орг-ции. Впосл. эти знаки разных степеней стали вручаться монархом гос. и военным деятелям за их заслуги, к-рые делали награждаемых т. о. лиц достойными вступления в тот или иной орден, и подобные награждения утратили связь с обязательным целибатом. Такие награды сохранились и в тех гос-вах, где была проведена Реформация; в протестант. гос-вах, равно как и в католич. странах, вводились также и новые ордена, но по сей день выражение «кавалер ордена» служит напоминанием о происхождении этой награды из рыцарских орденов. Первый орден в России - св. ап. Андрея Первозванного - был учрежден царем Петром I Алексеевичем в 1698 г. До конца существования Российской империи он оставался ее высшим орденом. Заново учрежденный в постсоветский период, этот орден и ныне является высшим среди гос. орденов Российской Федерации. В 1714 г. царь Петр учредил в честь своей супруги Екатерины Алексеевны 2-й орден - св. Екатерины. Им награждались с тех пор жены гос. деятелей и военачальников за их собственные заслуги, но также с учетом заслуг их мужей. Сама Екатерина, став императрицей, учредила в 1725 г. орден св. Александра Невского. В 1769 г. Екатерина II ввела военный орден св. вмч. Георгия в 4 степенях. В 1782 г., в день 20-летнего юбилея своего царствования, Екатерина II учредила орден св. равноап. кн. Владимира - тоже в 4 степенях. Имп. Павел I в 1797 г. причислил орден св. Анны к российским орденам и разделил его на 3 степени. При имп. Николае I Павловиче в 1831 г. в систему российских орденов были введены польск. ордена: Белого Орла, без степеней, и святого Станислава, разделенный на степени, а также орден «Virtuti militare» («За воинскую доблесть»), который просуществовал всего несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2564592.html

В нем говорится о новых адм. должностях (прокторы, педелы), описаны их обязанности. Отдельные статьи посвящены жилищным условиям преподавателей и студентов, их юридическому статусу, одежде, порядку проведения лекций, диспутов и присвоению магистерской степени; упоминаются фак-ты «свободных искусств» (см. Artes liberales ), канонического права и теологии ( Hackett. 1970). Канцлер ун-та избирался действующими преподавателями (regent masters), а не назначался епископом. В 60-х гг. XIII в. у ун-та появилась собственная печать. Первая офиц. версия университетских статутов утверждена 17 марта 1276 г. О К. как об ун-те (studium generale) впервые упоминается в 1290 г. в адресованном гильбертинцам письме папы Римского Николая IV . В 1318 г. этот статус был подтвержден буллой папы Римского Иоанна XXII . В 1401 г. папа Бонифаций IX отменил обязательное папское утверждение кандидатуры избранного канцлера. Окончательно независимость ун-та от епископской власти признал в 1433 г. папа Евгений IV . В ранний период значительное влияние на развитие ун-та оказали монахи нищенствующих орденов (мон-рь францисканцев в К. был основан ок. 1228, доминиканцев - не позднее 1238, кармелитов - в 1247; во 2-й пол. XIII в. в К. появились общины др. нищенствующих орденов). Влияние доминиканцев и францисканцев, особенно заметное на теологическом фак-те, вызывало недовольство секулярных клириков и привело к конфликту между ними (так же как неск. ранее в Париже и Оксфорде). В 1303 г. был издан ряд статутов с целью уменьшить привилегии монахов нищенствующих орденов и поставить их под более строгий контроль руководства ун-та. Представители доминиканцев и францисканцев обратились с протестом в Рим. Через 3 года конфликт удалось уладить путем компромисса, однако трения между монашествующими и секулярными клириками остались ( Moorman. 1952). В XIII в. в К. продолжались конфликты ун-та с горожанами. Неоднократные вооруженные столкновения (1249, 1259-1261) привели к отъезду части преподавателей и студентов в Оксфорд и Нортгемптон (в 1261-1265 там существовал 3-й англ.

http://pravenc.ru/text/1684165.html

Из остальных монашеских орденов Римской Церкви XI-XV веков следует упомянуть разве об ордене августинском, появившемся в половине XIII века и получившем привилегии нищенского ордена. К этому ордену принадлежал впоследствии Лютер. б) Духовно-рыцарские ордена. Кроме орденов монашеских в тесном значении слова, в Западной Церкви в средние века появились еще ордена наполовину монашеские, наполовину мирские. Это так называемые духовно-рыцарские ордена. В появлении их выразилось общее направление западной средневековой жизни, когда Церковь привлекала на служение себе все классы общества, в том числе и рыцарство. Ближайшим поводом к появлению духовно-рыцарских орденов послужили крестовые походы. Первыми духовно-рыцарскими орденами были иоанниты и тамплиеры. Еще задолго до первого крестового похода граждане Амальфи основали (1048 г.) в Иерусалиме странноприимницу святого Иоанна Крестителя для призрения бедных и больных пилигримов; при странноприимнице устроено было и братство. В 1099 году, когда в Иерусалиме крестоносцами основано было христианское королевство, члены этого братства приняли монашеский устав и стали называться братьями странноприимницы святого Иоанна Крестителя или просто иоаннитами. Главную обязанность их составляли гостеприимство и уход за больными. В 1118 году к этим обязанностям присоединилась еще обязанность защищать оружием пилигримов. Последняя обязанность вскоре сделалась главною, и иоанниты исключительно посвятили себя на борьбу с неверными. Образовался, таким образом, духовно-рыцарский орден. Папа Иннокентий II (1130–1143 гг.) утвердил его. Иоанниты разделялись на три класса: рыцарей, священников и служебных братьев; во главе же ордена стоял гроссмейстер. Учреждение ордена со специальной целью вести борьбу с неверными встречено было в Европе с сочувствием, вследствие чего в пользу иоаннитов стали делать большие пожертвования, так что они вскоре сделались богатыми собственниками почти во всех христианских странах. Но вместе с тем иоанниты отстали от прежней строгости нра­вов. По завоевании Иерусалима Саладином (1187 г.) иоанниты переселились в Птолемаиду, а отсюда на остров Кипр, затем на остров Родос (1309 г.), почему стали называться родосскими рыцарями. В 1522 году турки отняли у них Родос, и с тех пор родоссцы скитались по Европе, пока Карл V не отдал им в лен остров Мальту (1530 г.). Отсюда они стали называться мальтийцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому очерк истории развития и успехов Римского католицизма в Соединенных Штатах был бы неполон, если бы в нем не было указано на незаменимые услуги, оказанные его делу монашескими орденами, тем более что эти услуги составляют одну из причин быстрого распространения и современной крепости римско-католической церкви в стране. Первые семена христианства, брошенные на почву Нового Света, были принесены членами монашеских орденов. Уже с первыми экспедициями, какие только начали проникать в пределы теперешней территории Соединенных Штатов, приходили миссионеры из членов монашеских орденов, и спустя только тридцать шесть лет со времени открытия материка римско-католическая церковь имела в них первых своих мучеников. 544 Затем весь период колониальной эпохи, до провозглашения независимости, представляет героическую эпопею миссионерских подвигов различных монашеских орденов и особенно иезуитов, которым специально поручено было просвещение североамериканских индейцев. 545 В тоже время они были главными исполнителями церковных треб в католическом населении. Когда по отношению к католикам господствовали повсюду суровые законодательные меры, совершенно запрещавшие католических священникам вступать на почву большинства колоний, то католическое население во многих из них сохранило свою веру и не погибло среди протестантов благодаря только самоотверженности иезуитов, которые, не взирая на угрожавшие им опасности, проникали повсюду, где только были католики, часто тайно, а иногда и открыто, рискуя поплатиться головой. 546 В продолжение всей колониальной эпохи они являются главными деятелями Римского католицизма в стране, направляют первые шаги церкви и подготовлять её к новой эпохе, которая открылась со времени объявления независимости. Среди всеобщего предубеждения к «папизму» они умели проникать в высшее классы общества, заводили коллегии и на первых же порах имели в них своими воспитанниками детей лучших и даже правящих семейств. 547 Благодаря своему умению приспособляться к обстоятельствам и своему историческому чутью, они первые поняли подготовлявшийся переворот в судьбе страны и успели наилучшим образом воспользоваться им для блага представляемой им церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

Этот верховный первосвященник заклятый противник всех правительств и систем воспитания, которые не находятся под контролем римской церкви. Он сказал, что всякая система воспитания, находящаяся вне контроля церкви, безбожна, – я цитирую его собственные слова в его окружном послании. Таким образом, если Грэс добрый католик, он должен, насколько от него зависит, согласить школьную систему города с велениями папы. Если он добрый католик, он будет обязан поступить так, потому что католическая церковь требует от человека повиновения прежде всего церкви, а потом уже своему государству. А если он не добрый католик, то он недостоин быть мэром Нью-Йорка» 360 . Не смотря на всю свою запальчивость, анти-католическая партия не выдержала, и Грэс был избран мэром Нью-Йорка. Насколько справедливы были опасения касательно дурных последствий этого избрания для существующей школьной системы, теперь еще нельзя сказать положительно. С уверенностью можно только сказать, что католики не преминут извлечь все возможные выгоды в пользу осуществления своих взглядов на воспитание из своего временного положения в качестве господствующей партии в митрополии государства 361 . IV. Система специально-католических школ. Элементарные школы и коллегии. Деятельность мужских и женских монашеских орденов. Католическая школа как антипротестантское агентство. Женские академии и протестантский элемент в них. Общая неудовлетворенность секуляризованною школою и предпочтение частных школ. Особенности последних. Женское образование. Борясь против господствующей системы народных школ, католики в тоже время усердно поддерживают свои специально католические школы, и последние представляют стройную систему католического образования, от приходских элементарных школ до высших коллегий. Эта система, стоящая против принятой системы государственного образования, представляет полное осуществление тех начал, за господство которых борются католики и потому изложение её может служить лучшим показателем того, какой именно школы желают католики. О заведении приходских католических школ, как мы говорили выше, заботились уже первые епископы римско-католической церкви в Соединенных Штатах. Но за неимением ни средств ни учителей, это дело не могло скоро приняться на новой почве. Только когда началась великая эмиграция в Америку различных монашеских орденов, дело школьного образования могло рассчитывать на удачное ведение. Первыми явились на поприще элементарного образования женские ордены – урсулинки, сестры благотворения и инокини посещения. За ними последовали новые труженики – сестры милосердия, братья христианских школ и другие ордены, и все усердно предались школьному делу. В настоящее время, кроме светских учителей, делом обучения в католических школах заняты семь монашеских мужских орденов и тридцать шесть женских. Под их ведением и руководством находятся 2,389 школ с 423,383 учениками 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Из Рима в «Neue Freie Presse» сообщают о папском послании, написанном и разосланном Львом XIII генералам и приорам духовных орденов и учреждений. Тяжелые оскорбления, нанесенные некоторым орденам и другим духовным учреждениям, поразили папу глубокой печалью. Права Церкви нарушены, её деятельности нанесен удар, потому что нападки на духовенство оскорбляют в то же время и Церковь . Папа напоминает, что он испробовал все средства, чтобы удержать нации, виновные в этих недостойных преследованиях, спасти их от тяжелых последствий их собственного безумия. «Но мы напрасно льстили себя надеждой», пишет он дальше, «что наши жалобы будут услышаны». Именно тот народ, который всегда пользовался особенным благоволением и заботливостью папы, принял на днях законы, против которых св. отец еще так недавно его предостерегал. Во имя своих священных обязанностей и по примеру своих знаменитых предшественников, папа торжественно отвергает эти законы, противоречащие евангельским правилам и всем традициям Церкви, её исключительному праву основывать духовные учреждения для своей защиты. Такие законы могут быть внушены только ненавистью к Церкви, а их истинная цель – искоренение в обществе живительного действия учения Христа. Далее папа воздает хвалу добродетелям всех членов орденов, как мужских, так и женских, добродетелям, которые не спасли их, однако, от преследований. Он указывает на множество учреждений, созданных духовными орденами и заслуживших уважение и признательность со стороны общества; в особенности ценит он заслуги тех религиозных обществ, которые всегда повиновались его воле, хотя бы и с опасностью жизни, как это было во время китайских событий прошлого года. Чтобы укрепить мужество духовенства, папа указывает на тот факт, что среди выдающихся личностей последнего столетия было не мало беспристрастных умов, отдававших справедливость деятельности духовных орденов и защищавших неприкосновенность их свободы. Если Господь допускает такие страдания, то только для того, чтобы укрепить мужество духовенства, нередко дремлющее в периоды безмятежного спокойствия. Вот почему папа советует духовенству удвоить рвение в делах веры, молитвы и благотворительности. Пусть оно вспомнит о великих и достойных подражания примерах своих предшественников, переживавших такие же печальные времена. Необходимы люди, исполненные великих добродетелей, обладающие апостольской чистотой сердца, чтобы спасти и привести к стопам Спасителя нынешнее слабое и испорченное поколение. Дай Бог вам быть именно такими людьми! Христианская любовь к ближним предписывает орденскому духовенству хранить твердость духа, чувство собственного достоинства и в то же время кротость и снисхождение. «Вспомните, говорит папа в заключение, великие слова. Vince in bono malum! и повторяйте со Христом: Pater dimitte illis! Уповайте на Бога! Папа за вас, и весь католический мир с вами!»

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Был утвержден расширенный перечень новых ирл. еп-ств, к-рый соответствовал политической конъюнктуре (всего создано 34 диоцеза). Для преобразования старой системы церковной организации было решено не рукополагать нов. епископов в те общины, в к-рых не было предусмотрено кафедр. Кроме того, определенные на Соборе кафедры в Ард-Море и в Мунгарите так и не были организованы. Важной составляющей церковной реформы было распространение мон-рей континентальных орденов, преимущественно цистерцианского (Меллифонт, Балтингласс, Греллехдинах (впосл. Бойл), Ньюри) и августинского (Фернс). Инициаторами основания мон-рей и покровителями новых орденов часто становились правители. Сформировалась конгрегация ирл. бенедиктинских мон-рей в Германии, первым из них стал мон-рь св. Петра (впосл. св. Иакова) в Регенсбурге (основан ок. 1070). В результате реформы XI–XII вв. Церковь в И. установила более тесные отношения с Папским престолом и с Римско-католической Церковью на континенте. Важными результатами стали учреждение системы диоцезов по континентальному образцу и появление мон-рей новых орденов. Меньше известно об организации системы приходов, к-рая, по-видимому, оформлялась медленно. В источниках (напр., в Житии св. Малахии, составленном Бернардом Клервоским) сообщается о сопротивлении части консервативно настроенной церковной иерархии. Недовольство вызывали попытки реформаторов упразднить практику наследственной передачи церковных должностей и укрепить власть епископов за счет традиц. полномочий аббатов и управляющих церковным имуществом. Нек-рые иерархи стремились сохранить элементы прежней структуры церковного управления. Так, провозглашенная в 1158 г. «свобода» общин св. Колумбы в Миде и Лагене под рук. аббата Флатбертаха О Бролхана скорее всего означала их освобождение от юрисдикции местных епископов. Еще в 1203 г. аббат Дайре Амалгад О Фергал при поддержке ряда ирл. епископов совершил набег на мон-рь Иона, протестуя против введения «иноземного» бенедиктинского устава. Лит.: MacNeill E .

http://sedmitza.ru/text/2558585.html

Светлана Морозова . Немые слезы. Книга для тех, кто хочет избавиться от давления и напряжения в семье . – М.: Никея, 2017. – 176 с./Представляет Иван Григорьев //Фома. - – февраль 2018. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »).   Насилие в семье бывает не только физическим. Из книги Светланы Морозовой «Немые слезы» читатель узнает, что можно стать жертвой и эмоционального или экономического насилия. Книга поможет распознать человека, склонного к насилию, на ранней стадии знакомства или определить, что женщина уже стала жертвой тирана.  Отдельная глава посвящена разбору признаков, по которым еще при первом свидании можно услышать          тревожные «звоночки».  Но если отношения уже зашли далеко и заключен          брак? Если выясняется, что для мужа в порядке вещей высмеивать жену  в присутствии родных и знакомых, внушать, ей, что она глупое, ограниченное    существо, допускать женоненавистнические высказывания, контролировать круг ее общения и даже внешний вид? На эти вопросы в книге найдутся ответы. Читатель узнает, что делать женщине в сложной ситуации, от кого ждать помощи, а чьих советов категорически не стоит слушать. Да, «житейской мудрости» в этой книге так же посвящена отдельная глава. Книгу полезно прочитать и мужчинам: тем, чьи дочери, сестры или знакомые уже страдают или, возможно, могут пострадать. В конце книги даны сведения о кризисном центре «Сестры», в который могут обратиться люди, переживающие насилие. Десмонд Сьюард . Монахи войны. История военно-монашеских орденов от возникновения до XVIII века. – М.: Центрполиграф, 2016. – 320 с./Представляет Александр Соловьев //Фома. - – февраль 2018. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Что читать »).   В мировой истории есть периоды, про которые  всем все известно. Массовая культура снабжает нас визуальным  рядом на все случаи жизни, на поверку же эти образы имеют мало общего с действительностью. Орденам монахов-воинов в этом отношении особенно «повезло». Каждый может представить сурового воина в латах, побеждающего арабов с кличем «Deus Vult» - и только. Этот образ-пустышка может наполняться любым содержанием – вплоть до упрекав в сторону современной Церкви, которая якобы должна нести ответственность за преступления - мнимые или действительные – крестоносцев из голливудских блокбастеров. Заслуга представленной книги  в том, что наполняет «монахов войны» вещественностью: в книге описана не только история орденов от начала Крестовых походов до их упадка, но и быт монахов, социальная и политическая роль, которую ордена играли вне войны. На примере орденов хорошо видны механизмы взаимодействия Церкви с     социумом, наглядно демонстрирующие, что Церковь не существует в вакууме,          а также как другие культурные институты, участвовала в политических, экономических, культурных процессах. «Монахов войны» смело можно рекомендовать всем интересующимся историей европейского Средневековья     и западной Церкви.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-178-...

После революции традиционные гербы оказались под запретом. Лишь 23 ноября 1993 года распоряжением мэра Москвы «О восстановлении исторического герба Москвы» столице был возвращен ее древний герб. Итак, снова на гербе святой Георгий. Западная традиция На протяжении средних веков культ святого Георгия утвердился повсеместно. Мученик-воин был объектом всенародного почитания, однако по преимуществу считался покровителем рыцарского сословия. Именно Георгия считали покровителем своих стран и престолов короли Арагона, Англии, Португалии, дожи Генуи и многие другие правители Европы. Сведения о чудесных появлениях святого Георгия во главе крестоносных войск в Святой Земле представили его полководцем всего христианского воинства. Как следствие, ему была приписана эмблема, первоначально относившаяся к Самому Христу – красный крест на белом фоне. Эта композиция была осмыслена как личный герб святого. В Англии и Арагоне пользовались гербовым знаменем святого, как одним из официальных символов страны. До сих пор белое полотнище с красным крестом служит флагом Англии. Отсюда же и красный крест на флаге Британии, знаменитом Юнион Джеке. При Кромвеле герб, приписывавшийся святому Георгию, некоторое время служил официальным гербом Англии. Точно так же красный крест святого Георгия был гербом Генуэзской республики, на флаге и гербе Милана. Во многих государственных, земельных и иных гербах крест святого Георгия появился, как один из элементов. А гербов, в которых «атлет Божий» представлен побеждающим дракона всадником, и вовсе не счесть. Зато весьма редки геральдические изображения пешего Георгия. Георгию, как покровителю рыцарства, были посвящены десятки аристократических орденов и сообществ, включая первый светский рыцарский орден в истории Европы – венгерское Братское рыцарское общество святого Георгия Мученика, а также старейший из сохраняющихся ныне светских рыцарских орденов – английский Благороднейший Орден Подвязки. Знаки этих орденов чаще всего украшались изображениями святого, поражающего змея, и красного креста на белом фоне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Кроме иерархических наград в каждой Поместной Церкви применяются награды для поощрения общественной и внутрицерковной деятельности как членов церковного клира, так и мирян. Эту систему общецерковных наград составляют, в основном, медали и ордена, история которых зародилась также в Византийскую эпоху. Само слово «орден» происходит от латинского «ordo», что переводится как «отряд» или «организация». Есть свидетельства, что со времен святого Константина Великого императоры Восточной Римской империи учреждали кавалерские товарищества или ордены под покровительством святого Георгия. Затем традиция орденского союза долго развивалась исключительно в рамках западного христианства. Там в течение веков военно-монашеские братства или ордены постепенно были заменены светскими рыцарскими орденами, которые возникали под покровительством монархов. Члены каждого ордена собирались по особым дням и надевали украшенную вышитыми крестами и звездой одежду. Внешний вид этих знаков на форменных одеждах орденов отличался друг от друга. Эти орденские знаки к началу XVIII в. приобрели государственное значение: пожалованием такого знака с причислением к тому или иному ордену награждалось служение государству. Тогда же был сформирован стандарт орденских знаков. Каждый орден имел свой статут, т. е. правила пожалования ордена, орденский праздник, обязанности кавалера – как правило, участие в благотворительной деятельности и т. п. Ордена высших степеней включали в себя звезду и крест, а низших степеней – только крест. В числе знаков некоторых орденов были специальные орденские цепи, носимые на груди. Помимо цепей ордена носили на специальной муаровой ленте, надевая ее через правое плечо и образовывая у левого бедра пышный бант, в том месте, где находилась рукоять меча. К этому банту обычно прикреплялся орденский знак в виде креста. Звезду ордена носили на груди. Место размещения звезды определялось орденским статутом. Длина и ширина орденской ленты так же зависела от степени и ранга ордена среди остальных орденов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429628/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010