И это был, действительно, человек безупречной честности, прямоты и здравомыслия, почему для нас и имел значение его отзыв об исповеди Амвросия. Сами старообрядцы, повторяю, очень ценили в нем эти качества. Но как только, вследствие этих именно качеств своих, он оставил раскол, убедившись в незаконности австрийского священства, и сделался сыном православной церкви, у тех же старообрядцев, представителем которых на сей раз выступает автор брошюрки, стал негодным человеком, «наглым и бесстыдным». Такова справедливость наших старообрядцев! Притом же свои беспристрастные, невыгодные для раскола и для австрийской иерархии суждения, в том самом роде, как и отзыв об исповеди Амвросия, отец Онуфрий откровенно высказывал и тогда еще, когда сам находился в расколе и когда еще старообрядцы не считали его человеком «наглым и бесстыдным», а напротив, слушали с уважением и полным доверием, как человека разумного и прямого. Об этом свидетельствует В. В. Борисов, видевший его и сдружившийся с ним в Белой-Кринице, когда ездил туда за миром 9 . А если свидетельство В. В. Борисова, как свидетельство лица, тоже оставившего раскол, для сочинителя брошюрки и его читателей не убедительно, то вот подлинные слова самого отца Онуфрия, из документа собственноручно им писанного в январе 1857 года, когда он был еще наместником Белокриницкой митрополии. Ему пришлось отвечать на вопросы о разных «недоуменных» предметах, предложенные Кононом, тогдашним Новозыбковским епископом старообрядцев, и в одном из своих ответов он коснулся обстоятельства, сходного с исповедью Амвросия, именно совершённого над Амвросием чиноприятия, через перемазывание фальшивым миром. Отвечать приходилось о дьяконовцах, которые признают законным совершаемое в великороссийской церкви таинство миропомазания и осуждают белокриницкое общество за принятие Амвросия вторым чином, через новое миропомазание, или, как обыкновенно выражаются старообрядцы, через перемазывание. Канон, зараженный безпоповщинскими понятиями лужковцев, к согласию которых принадлежал, и потому крайне возмущавшийся такими понятиями дьяконовцев о совершаемом в православной церкви таинстве миропомазания, спрашивал именно, каким чином принимать их, если кто из них изъявит желание перейти в австрийское согласие,–и вот что отвечал наместник митрополии епископ Онуфрий своему собрату – епископу Конону:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

По вкушении трапезы той, мы встали и возблагодарили Господа. Между тем день склонялся к вечеру; скоро должна была наступить ночь; став с вечера субботнего на молитву, мы пробыли всю ночь без сна, молясь до утра дня воскресного. Когда наступило утро, я начал усердно просить отцов тех, дозволить мне пробыть вместе с ними до смерти моей. Но они сказали мне: «Нет воли Божией на то, чтобы ты пребывал в сей пустыне вместе с нами; тебе необходимо идти в Египет, дабы ты возвестил христолюбивым братиям обо всем, что ты видел на память о нас и на пользу слушающим». Когда они это сказали, я усердно начал просить их открыть мне имена свои. Но они не восхотели поведать их мне. Я долгое время с большим усердием упрашивал их, но нисколько не успел в своей просьбе: они сказали мне только: «Бог, знающий все, знает и имена наши. Поминай нас, да сподобимся видеть друг друга в горних селениях Божиих. Всячески старайся, возлюбленный, избегать искушений и соблазнов мирских, да не будешь побежден ими; ибо они вовлекли в погибель многих». Выслушав эти слова от тех преподобных отцов, я пал к ногам их и, получив благословение от них, отправился с миром Божиим в путь мой. Те отцы предсказали мне о некоторых событиях, которые действительно и случились. Выйдя оттуда, я шел по направлению внутренней пустыни один день; дойдя до некоей пещеры, при которой был источник живой воды, я сел для отдыха там и любовался красотой того места; ибо место то было весьма красиво; кругом источника того росли многие садовые деревья, обремененные плодами. Немного отдохнув, я встал и походил посреди деревьев тех, удивляясь большому количеству плодов тех и помышляя про себя, – кто же насадил здесь все это. Были же здесь различные плоды деревьев, как-то: финики, цитроны, яблоки большие и красные, смоквы, бросквины и виноградные лозы 3864 , увешанные большими гроздями, росло здесь много и других плодовых деревьев; плоды их были вкуснее меда; от них разливалось великое благоухание, источник же, протекавший там, орошал все те насаждения. Видя все это, я подумал, что это и есть рай Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И подлинно, не к одному Онуфрию являлся со Святыми Дарами Ангел Господень. Отойдя от преподобного Онуфрия еще дальше в пустыню, Пафнутий встретил четырех юношей, идущих из пустыни, весьма благовидных, по чреслам опоясанных овечьими кожами. «Их лица сияли такой благодатью, что я думал, – говорил Пафнутий, – не люди это, но Ангелы, сшедшие с небес». Он пробыл у них семь дней и однажды спросил: «Где же вы причащаетесь Божественных Таин пречистого Тела и Крови Христа Спасителя нашего?» Они отвечали: «Для этого мы собираемся во дни субботние и недельные, и Святой Ангел пресветлый, посылаемый от Бога, приходит к нам и дает нам Святое Причащение». Наступила суббота. «Юноши сказали мне, – продолжает Пафнутий, – приготовься, возлюбленный брат, ибо ныне придет Ангел Божий, и принесет нам Божественное Причащение!» – «Еще говорили они, как я ощутил, – повествует он, – неизреченное благоухание, какого никогда не ощущал, и спросил, откуда оно?» – «Приближается Ангел Господень с пречистыми Таинами», – отвечали рабы Христовы. Мы все стали на молитву. Свет пречудный осиял нас, и показался Ангел Господень, сходящий с высоты, блистающий как молния. Я пал ниц от страха, но юноши подняли меня и повелели не бояться. Ангел Божий предстал нам в образе юноши прекрасного, доброты которого невозможно передать, он держал в руке святую чашу с Божественным Причащением. Сперва приступили юноши и причастились, потом приступил и я, грешный и недостойный, со многим трепетом и ужасом, но вместе и с неизреченной радостью, и сподобился причаститься пречистых Таин Христовых от рук Ангеловых. Приобщив, Ангел преславный благословил нас, и перед нашими очами возшел на небо; мы пали и поклонились Богу, благодаря за толикую благодать Его. Великая радость исполнила сердца наши, и от великой радости я был в восторге, и думал, что я не на земле, а на небе» («Четии Минеи», 12 июня). Можно ли после этого, братие, верить раскольникам беспоповцам, которые и сами погибая без Святых Таин, и вас желают отвлечь от оных, говоря вам, будто святые отцы, жившие в пустынях, жили же без Святого Причащения и спаслись, – значит, можно спастись без него и нам? Сами видите, что лгут они, говоря так, а потому не верьте им и не слушайте их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

к. оказалось в зоне действий морейского контингента османской армии, набранного из правосл. христиан. Бей, возглавлявший морейский отряд, выставил охрану вокруг подворья, а позже содействовал встрече делегации синайских монахов с султаном Селимом. Монахи предъявили султану апокрифическую грамоту Мухаммада о привилегиях мон-ря, на основании к-рой получили фирман о подтверждении всех своих прав и льгот. Если это предание соответствует действительности, то, возможно, сама грамота, приписываемая Мухаммаду, была изготовлена именно в это время. Ни одна из петиций синаитов айюбидского и мамлюкского времени, равно как и указы егип. султанов о привилегиях Е. в. м., не содержит упоминаний о грамоте Мухаммада. Впрочем, аналогичные фирманы османских султанов также ссылаются не на волю Мухаммада, а на положения мусульм. права и указы прежних правителей. Османы гарантировали мон-рю неприкосновенность его имущества на Синае, в Египте и др. местах, беспошлинный провоз монастырских грузов через все порты, беспрепятственный сбор милостыни и невмешательство в монастырские дела. Стена мон-ря вмц. Екатерины, востановленная по приказу Наполеона. Ок. 1800 г. Стена мон-ря вмц. Екатерины, востановленная по приказу Наполеона. Ок. 1800 г. К османскому времени Е. в. м. утратил многие из своих владений, упоминавшихся в булле Григория IX: Фейран, 10 миль красноморского побережья и др. земли. Однако во владении Е. в. м. еще оставались неск. садов в оазисах, прилегающих к мон-рю, и огромная финиковая роща в Эт-Туре. Авторы XVI-XIX вв. упоминают до 10 малых мон-рей, часовен и подворий, разбросанных вокруг Е. в. м. Почти все они были покинуты, за исключением мон-ря Сорока мучеников в долине Леджа. В 1-й пол. XVII в. мон-рь был на какое-то время заброшен, в 1676 г. восстановлен наряду с мон-рями св. Бессребреников и св. Онуфрия, однако наблюдатели нач. XIX в. снова называют мон-рь Сорока мучеников необитаемым ( Порфирий (Успенский). Синайская обитель. 1848. С. 137). Сады, находившиеся в этих подворьях, по большей части арендовали монастырские «рабы» за половину урожая.

http://pravenc.ru/text/ЕКАТЕРИНЫ ...

У живущих же в пустыне нет ничего того. Прилучится ли кому из пустынножителей какая печаль, — кто его утешит? кто в недуге ему поможет и послужит? Наведется ли сатаною брань, — где отыщет он человека, который мог бы изменить течение его мыслей словами убеждения? Во всем и везде он одинок. Пищи ли у него не станет, — откуда он ее возьмет? Возжаждет — и воды нет ему поблизости… О, дитя! в пустыне там предстоит спасающемуся труд несравненно больший, чем нам, живущим в общежитии, и тот, кто вступает в подвиг жития пустынного, того труд выше перед Господом: больше пост, великодушнее терпение в голоде и жажде, в зное полуденном и в холоде ночи. Крепко противится тот браням, невидимым врагом наносимым, все силы свои напрягая на его одоление. Вот какова высота стремления их пройти весь телесный и скорби исполненный путь, ведущий в Царство Небесное! И вот, тех великих трудов ради, посылаемы к ним Богом бывают святые Ангелы: они им и пищу приносят, и воду из камня изводят, и укрепляют их так, что сбываются на них слова Исаии пророка: «Изменится крепость терпящих Господа ради, — окрыляются они, как орлы, в путь пойдут, и не утрудятся». Кто же из них не сподобляется очевидного ангельского видения, тот все же не лишается невидимого их присутствия, соблюдающего пустынника во всех путях его, защищающего его от наветов вражеских, помогают ему Ангели Господни в делании его и молитвы его Богу приносят. А случится кому из пустынников вражья напасть, — возденет он руки свои к Богу; и в тот же час посылается ему свыше помощь, ради чистоты его сердечной, расточаются все его напасти… Ты слышал ли, чадо, что сказано в Писании: «Не оставляет Бог ищущих Его, и не будет забвен нищий, и терпение убогих не погибнет до конца?» И еще: «Воззвали ко Господу в скорби своей, и от бед их избавил Господь?» Воздаст Господь каждому по труду его, подъятому Господа ради, и блажен творящий на земле волю Господню и усердно работающий Ему: и Ангелы, хотя бы невидимо, ему служат и радостью духовною его исполняют, и укрепляют его на всякий час, пока живет он во плоти.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Анапа. Церковь Онуфрия Великого. Церковь. Действует.   Престолы: Онуфрия Великого Год постройки:1830. Адрес: г. Анапа, ул. Соборная, 7 Координаты: 44.895275, 37.309517 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм Святого Онуфрия - это один из самых старых храмов, сохранившихся на Кубани. Исторический памятник 19 века в городе Анапа — двухкупольный Храм Святого Онуфрия. На территории Храма есть трапезная и просфория. В 1828 году, после взятия крепости Анапы, храм был полностью разрушен. Почти полная изоляция от внешнего мира, постоянная угроза нападения горцев, отсутствие питьевой воды подавляли моральный дух его жителей. 3 октября 1830 года Николай I издал Указ об устройстве в крепости Анапа Греко-Российской церкви с иконостасом и прочим и повелел «отпустить из Государственного казначейства 25 тысяч рублей ассигнациями. Церковь наименовать именем того святого, в чей праздник крепость Анапа сдалась нашим войскам». История возникновения храма Появление храма имеет свою предысторию. После длительной осады штурма, 12 нюня (25 по новому стилю) 1828 года 4-х тысячный турецкий гарнизон крепости Анапа капитулировал. Это был день памяти святого Онуфрия Великого. Воины увидели в этом заступничество небесное. Поэтому на руинах крепости позже построили храм в честь святого Онуфрия и с тех пор он считается покровителем Анапы. Одним из первых посетил Храм император Николай I в сентябре 1837 года. Когда 2 января 1878 года Анапа была обстреляна с турецкого корабля, один из снарядов попал в здание храма навылет. Позже это место было отмечено кругом черной краски, напоминая грядущему потомству о поранении святыни. Среди прихожан храма было немало выдающихся личностей: генерал Д.В. Пиленко, городской староста И.Д. Толмазов, основатель курорта В.А. Будзинский, поэтесса Е.Ю. Кузьмина-Караваева. В тяжелые годы революций и Гражданской войны храм оставался духовным оплотом для горожан. В 30-е годы XX века Свято-Онуфриевская церковь была разорена большевиками, были сняты колокола, снесены купола, а само здание передано под краеведческий музей.

http://sobory.ru/article/?object=12250

Имя прп. Онуфрия включено в список Вологодских святых , составленный в 1811 году еп. Вологодским Евгением (Болховитиновым) . Память «преподобнаго Онуфрия, начальника Кастромскаго монастыря в Кадникове уезде Вологодскаго» указана под 12 марта и 12 июня в «Полном месяцеслове» выговского киновиарха Ф. П. Бабушкина. Онуфрий Катромский упомянут под 12 июня в старообрядческом иконописном подлиннике 1830-х годов . Святой канонизирован в составе Собора Вологодских святых . В 1919 году все имущество монастыря, кроме церкви, часовни и одной кельи, было передано коммуне; в келье проживал единственный монах, " заведующий монастырем " . Согласно воспоминаниям очевидца событий К. Смирнова, представители революционной власти искали место погребения прп. Онуфрия, чтобы его вскрыть, но не обнаружили. 26-27 января 1926 года Кадниковская уездная комиссия по ликвидации монастырей приняла решение о закрытии Катромской обители. К 2018 году Никольский храм Катромского монастыря находился в руинированном состоянии. В 2000 году еп. Вологодский и Великоустюжский Максимилиан (Лазаренко) освятил храм во имя Онуфрия Катромского в г. Харовске Вологодской области. Престольный праздник прихода - 12/25 июня, день памяти прп. Онуфрия. Ежегодно летом проходят организованные паломничества к месту подвигов святого, совершаются молебны. Иконография Прп. Онуфрий упоминается без описания внешности под 12 июня в текстах иконописных подлинников с XVIII века. . Ранних его изображений в настоящее время не выявлено. Поясной образ преподобного (в монашеском одеянии, голова покрыта островерхим куколем, в руке свиток, борода длинная окладистая) находится в нижнем ряду на Вологодской иконе Божией Матери, с Вологодскими чудотворцами (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов) из иконостаса придела прп. Кирилла Новоезерского в вологодской церкви во имя блгв. вел. кн. Александра Невского . Две сходной иконографии иконы с поясным образом прп. Онуфрия (храмовая и аналойная, обе - начала XXI в.) находятся в церкви во имя Онуфрия в Харовске .

http://drevo-info.ru/articles/12926.html

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века…». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Непорочны (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 3-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, прп. Онуфрия на 4 и прп. Петра на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия «Отверзу уста моя…». По 3-й песни – кондак и икос прп. Онуфрия, глас 3-й, кондак и икос прп. Петра, глас 2-й; седален прп. Онуфрия, глас 4-й. «Слава» седален прп. Петра, глас 1-й, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 3-й, светилен прп. Онуфрия. «Слава» светилен прп. Петра, «И ныне» Богородичен воскресного ексапостилария. «Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры воскресные, глас 2-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 3-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…». На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобных: «Боже отец наших…». Кондак только воскресный. На Литургии блаженны гласа – 4, прп. Петра, песнь 3-я 4, и прп. Онуфрия, песнь 6-я 4 . По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших…»; кондак прп. Онуфрия. «Слава» – кондак прп. Петра, «И ныне» – кондак воскресный. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобных, глас 4-й: «Боже отец наших…»; кондак воскресный, кондак прп. Онуфрия. «Слава» – кондак прп. Петра, «И ныне» – кондак храма.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Однако еп. Стефан запретил Иоанну Ржаницыну священнослужение на год и отдал его под суд. Молебны и панихиды на могиле Онуфрия также не благословлялись. Несмотря на противодействие архиерея, Иван Никитин поставил небольшую часовню над погребением Онуфрия и гостиницу для паломников. В рапорте от 2 июля 1835 года новый благочинный свящ. Клеоник Яблоков сообщал: «Оная часовня и по сие время не снята, и народ в бесчисленном количестве повсядневно стекается на оное место для богомоления так, что в 12 число истекшего июня, на память преподобнаго Онуфрия Великаго, народу было около 4000...» Священник считал, что уничтожение часовни вызовет у населения сильное возмущение. Крестьянин Никитин, которого вызвали в Вологодскую консисторию для объяснений, рассказал, что он установил часовню после чудесного явления ему свт. Николая Чудотворца и Онуфрия. Кроме того, он представил два списка, в которых были перечислены имена исцелившихся людей с кратким описанием чудес (в одном списке значилось 12 имен, в другом - 18); сам крестьянин был свидетелем 12 исцелений. Указом от 25 сентября 1835 года Синод восстановил в служении свящ. Иоанна Ржаницына, разрешил монахам Семигородной пустыни совершать молебны свт. Николаю и панихиды в память об игум. Онуфрии в часовне, устроенной над погребением подвижника. Упраздненный монастырь был приписан к Семигородной пустыни. В 1867 году часовня, стоявшая на месте сгоревшей Никольской церковью, была преобразована в церковь. В следующем году рядом с ней возвели каменный пятиглавый двухэтажный храм. 28 сентября 1869 года престол из деревянной церкви перенесли в новый храм. Верхний храм был освящен во имя блж. Николая Кочанова и прп. Онуфрия Великого , нижний храм - во имя свт. Николая Чудотворца . Мощи игум. Онуфрия и его преемника, игум. Варлаама, находились под спудом в часовне, с правой стороны от церкви; над погребениями подвижников поставили двойную раку. В монастыре была продолжена запись чудес от мощей Онуфрия Катромского, большая часть которых связана с исцелениями от разных болезней.

http://drevo-info.ru/articles/12926.html

Не менее распространен сюжет встречи П. с прп. Онуфрием в лицевых рукописях. П. изображали целующим стопы святого, как на постраничной миниатюре с композицией, в к-рой П. показан у ног отшельника вместе с охранявшими его 2 львами; это изображение открывает текст Жития прп. Онуфрия в рукописи, принадлежавшей чиновнику Флорентийской республики С. Лукальберти (Б-ка Медичи-Риккарди, Флоренция (Ricc. 1316). Fol. 40v, XIV в.; I manoscritti della R. Biblioteca riccardiana di Firenze/Ed. S. Morpurgo. R., 1900. P. 382). Цикл из 2 миниатюр - отшельничество П. и нахождение им тела прп. Онуфрия - включен в лицевую рукопись «Жития пустынных отцов» работы фламандских мастеров (Paris. fr. 24947. Fol. 166-167, 2-я пол. XIV в.). В арм. лицевой рукописи «Жития пустынных отцов», хранящейся в Иерусалимском Патриархате ААЦ (Jerus. Arm. 285, 1430 г.), на миниатюре на эту тему П., стоящий под пальмой, вглядывается в пустынника прп. Онуфрия, обнаженного, изображенного на фоне пещеры. П. облачен в иноческие одежды, он согбенный старец с короткими волосами и недлинной седой бородой. Подобная композиция носила назидательный характер и была известна также в поствизант. иконописи Греции. Еще одним популярным сюжетом в лицевых европейских рукописях «Жития пустынных отцов» было нахождение П. неизвестного подвижника, скончавшегося в гроте, на месте своего подвига,- иногда в виде заставки-инициала (Paris. fr. 1038. Fol. 83; XIII в.). В Лицевом хронографе (РНБ. F. IV.151. Л. 189, 70-е гг. XVI в.) показано, как П. обрел прп. Онуфрия (Ануфрия) Великого, где П.- старец с короткими седыми волосами и бородой, в коричневых одеждах, с синим опущенным куколем. При подробном иллюстрировании Жития прп. Онуфрия в искусстве рус. позднего средневековья больше внимания уделялось П. На житийной иконе прп. Онуфрия из соловецкого Спасо-Преображенского мон-ря (1-я четв. XVIII в., ГМЗК; Полякова О. А. Шедевры русской иконописи XVI-XIX вв. М., 1999. 47. С. 226-227) весь нижний ряд клейм посвящен П.; показаны не только встречи П. с прп. Онуфрием, его участие в погребении великого пустынника, но и причащение П. ангелами вместе с юными насельниками его обители, которые затем проводили святого «в Египетскую страну». Согласно исследованиям, в основу житийной программы этой иконы была положена история о прп. Онуфрии Великом, включенная свт. Димитрием, митр. Ростовским, в его Четьи-Минеи (ок. 1684-1705).

http://pravenc.ru/text/2579822.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010