По сути, они хотели сфотографироваться и показать эти фотографии простому народу Украины, заявив: «Вот! Вся Греция признает нас, а не Онуфрия!» Таковы они, таков их духовный уровень! К счастью, они не обесчестили наш город и не осквернили наш алтарь храма Андрея Первозванного. Этого не произошло благодаря двум людям: а) нашему Преосвященнейшему Митрополиту, который не дал им разрешения служить литургию, о чем они объявили публично. Лично я желаю и молюсь о том, чтобы Бог послал ему духовные силы, дабы он не поддался и другим подобным нападениям диавола и его служителей. Я уверен, что соответствующее давление будет усиливаться, и не только со стороны раскольников Украины, но и со стороны их покровителей, политиков и высокопоставленных лиц в Церкви. Вторым после Митрополита человеком, который способствовал тому, чтобы не был осквернен святой храм Андрея Первозванного, был простой христианин Спирос Зорбалас. Я должен публично сказать, что с г-ном Зорбаласом мы впервые встретились за 1–2 дня до приезда раскольников, и я изложил ему некоторые свои опасения. Признаю, однако, что я был неправ, и его шаг оказался успешным, потому что он напугал раскольников, и они были вынуждены изменить свою программу и не присутствовали на Божественной литургии в храме Св. Андрея Первозванного! Еще раз подтвердились слова св. пророка Моисея о том, что при помощи Божией может отогнать врага и один, а тем более — два человека: «Как бы мог один преследовать тысячу и двое прогонять тьму, если бы Заступник их не предал их, и Господь не отдал их!» (Втор. 32, 30). Возлюбленные! Думаю, что приближается время, когда нам придется принимать решения, и, возможно, болезненные. Нам не будет никакого оправдания, если мы увидим, как оскверняются алтари копытами мулов (под «мулами» имеется в виду духовное состояние кощунников. Вспомните ужасающее видение св. Антония Великого, которому явились ариане в образе мулов, окружающих Святой Престол скита, запрыгивающих на него и лягающих его. Согласно св. Иоанну Златоусту, еретики мало отличаются от раскольников, потому что и те, и другие уводят души из Церкви к вечной погибели).

http://pravoslavie.ru/129389.html

Блаженный старец отвечал мне: «Имей мне веру, возлюбленный брат мой, что я предпринял столь тяжелые труды, что уже много раз отчаивался в жизни своей, считая себя близким к смерти: ибо я изнемогал от голода и жажды; с самого начала прибытия в пустыню я не имел ничего из пищи и питья, случайно разве только я находил пустынное зелье, которое и было мне пищей; жажду же мою прохлаждала только роса небесная; жар солнечный жег меня днем, ночью же я мерз от холода: тело мое покрывалось каплями дождевыми от росы небесной; чего другого я не претерпел, каких трудов и подвигов не предпринял в этой непроходимой пустыне? Пересказать о всех трудах и подвигах невозможно, да и неудобно оповещать то, что человек должен творить наедине ради любви Божией. Благий же Бог, видя, что я всего себя посвятил постническим подвигам, обрекши себя на голод и жажду, приказал ангелу своему заботиться обо мне и приносить мне ежедневно немного хлеба и воды для укрепления тела моего. Так был питаем я ангелом в продолжение тридцати лет. По истечении же тридцати лет, Бог дал мне более обильное питание, ибо близ пещеры моей я нашел финиковую пальму, имевшую двенадцать ветвей; каждая ветвь отдельно от других приносила плоды свои, – одна в один месяц, другая в другой, до тех пор, пока не оканчивались все двенадцать месяцев. Когда оканчивается один месяц, оканчиваются и плоды на одной ветви; когда наступает другой месяц, начинают вырастать плоды на другой ветви. Кроме того, по повелению Божию, потек близ меня и источник живой воды. И вот уже другие тридцать лет я подвизаюсь с таким богатством, иногда получая хлеб от ангела, иногда же вкушая финиковые плоды с кореньями пустынными, которые, по устроению Божию, кажутся мне более сладкими, нежели мед; воду же я пью из сего источника, благодаря Бога; а более всего я питаюсь и напояюсь в сладость словами Божиими, как и написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф.4:4 ). Брат Пафнутий! Если со всем усердием будешь исполнять волю Божию, то ты получишь от Бога все необходимое; ибо во святом Евангелии сказано: «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В Курске мать архиепископа Онуфрия, которая жила с ним в одном доме, пожелала принять монашеский постриг и была пострижена в монашество с именем Наталия. 23 июля 1935 года власти арестовали архиепископа Онуфрия обвинив в том, что он слишком часто обращался к верующим со словом проповеди, что благословил совершить несколько постригов в монашество, среди которых был совершен постриг и его матери, а также в том, что он оказывал материальную помощь нуждающимся, и в частности освободившимся из заключения священнослужителям. 8 декабря 1935 года началось закрытое заседание суда. Все обвиняемые, как на предварительном следствии, так и в судебном заседании, отказались признать себя виновными. «В предъявленном мне обвинении виновным себя не признаю, – заявил на суде архиепископ, – ...В своих проповедях я говорил о страданиях: я говорил в редакции той, что страдания – удел всякого христианина... Я говорил: христианство есть свет, религия непобедима, имея в виду те мероприятия, которые были в первые века гонения на христианство; в отношении великомученика Димитрия я говорил, что как он говорил правду не боясь царю Максимиану, так и нам следует говорить правду всегда и всем...». 9 декабря суд зачитал приговор: архиепископ Онуфрий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Архиепископ не роптал на несправедливый приговор. «Господь справедлив всегда!.. – писал он. – За что такая скорбь душе нашей? – За неверие, богохульства и кощунства высших, за богоотступничество многих из бывших епископов и иереев – ныне обновленческих и иных раскольников, за равнодушие к святыням и маловерие многих, считающих себя православными!..» В марте 1936 года архиепископ Онуфрий был отправлен этапом на Дальний Восток. В феврале 1938 года против архиепископа Онуфрия и других, находящихся в лагере священно- и церковнослужителей, было начато новое «дело». За десять лет до мученической кончины, находясь в ссылке, владыка Онуфрий писал: «Какой смысл гонений на служителей Христовых – ссылок, тюрем? Все это совершается не без воли Божией.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Спустя четыре месяца в его душе, уже очищенной и горящей пламенной любовью к сладчайшему Иисусу, явилась решимость вступить в давно желанный подвиг пострадать за православную веру и принять мученическую кончину. В это время старец Никифор постриг его в великий ангельский образ с именем Онуфрия, и решено было духовником с другими старцами отправить его на остров Хиос, который блаженный Онуфрий должен избрать поприщем мученических подвигов. И таким образом быв напутствован общими молитвами и благословениями, мужественный воин Христов вместе с иноком Григорием, тем самым, который до этого сопутствовал трем мученикам Христовым – Евфимию, Игнатию и Акакию, – с этим-то любвеобильным Григорием Онуфрий оставил св. Афонскую Гору. Отправились в путь и, будучи управляемы Промыслом Божиим, вскоре благополучно прибыли в Хиос. Здесь они остановились в доме у одного христианина, где в отдельной комнате провели семь дней в посте, бдении и молитве, подкрепляя свою душу частым причащением Св. Христовых Таин. И таким образом вооружившись во всеоружие духовное, Онуфрий решился в грядущую пятницу, как день спасительных страданий Господа нашего Иисуса Христа, выйти на брань против духа злобы и пролить свою кровь за Иисуса Христа. Как бы в подкрепление и утешение блаженного Онуфрия в одну из проведенных в молитве ночей он сел отдохнуть и, будучи в изнеможении, погрузился в легкий и тонкий сон. В это время он видит лик стоящих пред ним архиереев, священников и воинов, которые сказали ему: – Встань и иди к Царю, Который хочет видеть тебя. – Для чего, – спросил их блаженный с робостью, – Царь желает видеть меня и что я за человек, который понадобился ему? Умоляю вас, оставьте меня. – Невозможно, – сказали ему небесные посетители, – вставай и иди за нами. В сопутствии сих светоносных мужей Онуфрий встал и пошел за ними. Потом пришли они в некое открытое и обширное место, которое было все залито необыкновенным светом, где на прекрасном и сияющем как бы от солнечных лучей троне в величии восседал Царь, к Которому блаженный подошел и поклонился до земли. В это время Царь обратился к предстоящим и, указывая рукой на одно светлое место, сказал: «Вот для него готова уже обитель». При сих словах Онуфрия оставил тонкий сон и он проснулся, чувствуя в сердце своем небесную радость. Прославив Бога, утешившего его чудным видением, он усердно просил в молитве своей и святого Василия Великого, так как эта ночь была его памяти, чтобы и он походатайствовал за него у Престола Божия своими благоприятными молитвами. Но каковая же печаль объяла его сердце, когда он в следующую ночь уже не ощущал той небесной радости и вместо оной наступил страх и трепет, и он стал чего-то страшиться. Видя себя в таком состоянии, он со слезами обратился к старцу Григорию:

http://isihazm.ru/?id=1822

5 . Для изучения любого текста важно осознавать, для чего, с какой целью этот текст был написан. Это особенно важно, когда речь идет об автографе такой незаурядной личности, каковым был преподобный Нил Сорский . В СНС входят тексты, не являющиеся сочинениями Нила, за исключением Предисловия и Послесловия. Но СНС не менее важен для исследователей разных направлений, чем другие признанные его труды – «Предание» и Устав, поскольку уже сам факт, что это самый объемный автограф великого книжника, заслуживает пристального внимания, какого бы вопроса исследование не касалось. Вряд ли стоит сомневаться в том, что выборочное изучение одной проблемы, вырванной из общего контекста, как правило, приводит к ошибочным выводам. Наглядный пример этому – галерея псевдо-автографов, приписываемых преподобному Нилу Сорскому , или обвинение его в критицизме на основе отдельных цитат, извлеченных из случайного ряда житий. Но все эти научные погрешности бледнеют на фоне «новых открытий», имеющих место в докторской диссертации К. Окерман Саркисян, которая посвящена исследованию Жития Онуфрия Пустынника. Так, например, в указанной работе есть описание списков Жития Онуфрия Пустынника (группа S), имеющих отношение к СНС. Для того чтобы вообще чтото сказать об этих списках, сгруппированных вокруг автографа Нила Сорского , необходимо знать, как минимум, работы Б. М. Клосса, Г. М. Прохорова, Е. В. Романенко, где речь идет именно об этих рукописях и обсуждается вопрос соотношения автографа Нила Сорского и списков: ГЛМ, РОФ 2354, 14; РГБ: ТСЛ, 684 и Волок. 630; копий Гурия Тушина (и его учеников) – РНБ: Кир. Бел., Кир. Бел., РГБ, ТСЛ, 685, а также ГИМ, Увар. 17 (1054) и ряда других. Но, как видно из списка литературы, о названных работах Г. М. Прохорова и Е. В. Романенко К. Окерман Саркисян представления не имеет, а поэтому и о дискуссии, которая длится уже на протяжении более четверти века, ничего не знает. Статья Б. М. Клосса в этой работе хотя и упоминается, но в совершенно искаженном виде. Так, например, К. Окерман Саркисян утверждает, что группа S «может быть расширена списком Кир. Белоз. 23/1263, указанным Б. М. Клоссом (1974:157158)». Но это совсем не так: вопервых, на указанных страницах работы Б. М. Клосса эта рукопись не упоминается, о ней речь идет на с. 161; вовторых, Б. М. Клосс вообще ничего не говорит о составе этой рукописи; наконец, втретьих, группа S никак не может быть пополнена списком из названной рукописи, поскольку именно сборник РНБ, Кир. Бел., широко известен в агиографии как самая полная из сохранившихся копий автографа Нила Сорского , включающая Жития святых с сентября по январь и никакого Жития Онуфрия там нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

Троице, что она имеет разные три естества или существа, и что Христос сидит на четвертом престоле, соцарствуя св. Троице, что в воплощении Сын Божий сошел во утробу св. Девы не существом, а только благодатию, и что Христос в ад сходил с телом, по воскресении из мертвых. Мысли эти были изложены в грубой обличительной форме в письмах к заключенному вместе с ним диакону Федору. Федор писал на них возобличения 55 . Письма свои Аввакум послал в Керженские скиты старцу Сергию, с припискою: «прими сие вечное евангелие, не мною, но перстом Божиим писанное». Особенным приверженцем этих писем оказался, впрочем, не Сергий, а начальник одного скита, Онуфрий. Онуфрий и его последователи читали эти письма за церковною службою, написали икону Аввакума и начали ей молиться. Большинство же керженцев говорили, что в письмах содержится «зловерие», а не православие, и убеждали Онуфрия отложить их. Таким образом, по поводу Аввакумовых писем возникли горячие споры и произошла взаимная вражда. Керженцы списывались с Москвою; собирались соборы и на Керженце и в Москве; но Онуфрий упорствовал, а последователи его раз, во время собрания выбежали даже с ружьями против своих противников. Один из самых жарких приверженцев Онуфрия, Иерофей, ходил по деревням, по базарам и там читал Аввакумовы письма. Авторитет писем поддерживался тем, что их писал страдалец; вникнуть же в еретическое их содержание приверженцы оных не хотели, а только кричали: «за три разные существа умру; у меня и огнем из души не выжжешь!» «Ежели оставить письма Аввакума, то надо оставить и евангелие». Таким образом, от тех Аввакумовых писем учинялось на Керженце «великое рассечение»; последователей этих писем стали называть онуфриевцами. Но согласие Онуфриевское не могло иметь будущности, так как еретичество писем для большинства было очевидно, и сам Онуфрий при конце жизни дал обещание не держать спорных писем. В 1717 год, по смерти Онуфрия, керженцами был подписан мировой свиток, в котором они отрекались от Аввакумовых писем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

И рыдал я, и плакал я над честным его телом, ибо не успел я приобрести отца, как тут же его и лишился. И сорвал я с себя одежду мою, отодрал подшивку ее и ею прикрыл тело святого, а верхом одежды моей вновь одел тело мое, чтобы не нагим возвратиться мне к братии моей монастырской. И нашел я камень великий, в котором не руками человеческими, но Божиим смотрением, устроено было углубление наподобие гроба: и положил я в том камне с подобающими песнопениями святое тело угодника Божьего. И, собрав множество камня мелкого, покрыл я тем камнем честное тело преподобного. Когда же я стал молиться Богу, чтобы даровал Он мне жить на том месте, и только хотел было пойти в ту пещеру, как в то же мгновенье, на глазах моих, разрушившись, пала пещера и пала с корнем пальма, питавшая святого, и иссяк источник воды ключевой. Когда же увидел я совершившееся, то познал я, что нет благоволения Божьего на то, чтобы жить мне на том месте. И собрался я уходить оттуда; съел я куски хлеба, оставшиеся от вчерашнего дня, выпил и остатки воды в сосуде и, воздев руки к небу и возведя очи, помолился. И увидел я того же мужа, которого видел и прежде, направляясь в пустыню; и тот, укрепив силы мои, пошел вперед предо мною. Исходя же оттуда, скорбел я о кончине святого Онуфрия и о том, что не удостоился дольше видеть его в живых, но скорбь свою растворял я радостью души моей, что сподобился насладиться святою его беседою и благословение от уст его принял. И так двинулся я в путь, благодаря и прославляя Бога. III Четыре дня шел я и дошел до некоей кельи, находящейся вместе с пещерою на высоком плоскогории. Вошел я в нее и, не найдя в ней ничего, посидел немного, размышляя в себе: есть ли в келии этой, куда привел меня Бог, кто-либо из числа живых? И пока помышлял я об этом, вошел некий святой муж, сединами украшенный; вид же его был чуден и благолепен, и был он одет в одежду, сплетенную из пальмовых ветвей. И как только увидел он меня, тотчас же сказал мне: — Не ты ли брат Пафнутий, предавший погребению тело преподобного Онуфрия? И уразумел я, что то было ему откровение от Бога; и припал я к ногам его.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Скачать epub pdf ДОПОЛНЕНИЕ К РЕЧИ АРХИЕПИСКОПА ОНУФРИЯ В ДЕНЬ ЕГО ХИРОТОНИИ ВО ЕПИСКОПА ЕЛИСАВЕТГРАДСКОГО В числе материалов литературного творчества архиепископа Онуфрия мы нашли написанную им в ссылке небольшую статью, которая является как бы дополнением его вдохновенной, прекрасной речи, произнесенной им в час его хиротонии во епископа Елисаветградского, написанной нами в первой части истории его жизни, на стр. 33–39. Приводим полный текст этой статьи: «И никто сам собою не приемлет этой части, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр. 5:4 ). Истину этих слов я познал на себе лично. Сын весьма бедных и не знатных родителей (отец мой был простым лесником в захолустнейшей и притом сплошь польской местности: Новоалександрийского уезда, Люблинской губернии; мать моя – мещанка, была полька-католичка. Отец же – православный, малоросс, из крестьян Подольской губернии), мог ли я когда-либо думать, что буду Епископом!.. И, однако, сие стало! Чрез добрых людей я прошел духовное училище, семинарию и даже Академию! В духовной семинарии мечтал быть врачом, потом учителем, затем, в старших классах, священником, и, наконец, в последнем, 6 классе семинарии, по случаю тяжелой болезни, дал обет принять иночество, что и сделал в Академии, после долгих колебаний! Хиротония моя во епископа (1923 года 22 января по ст. ст.) произошла при чрезвычайно тревожной атмосфере: меня искали, чтобы арестовать. Митрополит Михаил, рукоположивший меня во епископа в Киеве (в Великой Лаврской Церкви) вместе с епископом Дмитрием Свирским – был арестован и услан в ссылку на второй же день после моей хиротонии. И я был арестован через несколько дней, уже в своем городе Елисаветграде. Многое и другое можно было бы сказать из жизни моей в пояснение той истины, что Господь Сам избирает из среды верующих – лиц даже самых убогих и незнатных, что ясно из моего избрания, – для великого служения братии Христовой в чине священнослужителей; когда приходится слышать о жизни и других святителей православных (и знатных, и ученых, и обыкновенных), и на них видеть руку Божию, которая среди шума и разнообразия суетной мирской жизни, незаметно, но непреклонно вела избранного к высокому и светлому жребию святительскому... Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Как подготовиться к Великому посту? Советы Блаженнейшего Митрополита Онуфрия Пост — это особенное время активной борьбы со своими немощами и страстями. 6 февраля, 2015 Пост — это особенное время активной борьбы со своими немощами и страстями. Подходит к концу первая из трёх подготовительных недель к Великому посту. Не успеем оглянуться, как вступим в самый строгий пост, приближающий нас ко Христу — Его страданиям за наши грехи, распятию и воскресению. О том, с какими чувствами вступать в Великий пост — Предстоятель Украинской Православной Церкви порталу «Православная жизнь». — Ваше Блаженство, как правильно подготовиться, с каким чувством следует приступать к посту? — В первую очередь — с вниманием к себе. Пост — это особенное время активной борьбы со своими немощами и страстями. Когда человек не обращает внимания на свое внутреннее состояние, ему кажется, что у него все вроде бы неплохо. А если он войдет внутрь себя, в свою душу, в свою комнату сердечную, то увидит, сколько там недостатков и немощей — тех духовных зверей, которые грызут изнутри. Человек при этом начинает ужасаться, впадать в уныние, но унывать не надо, необходимо бороться с собой. Для этой борьбы Господь даровал нам пост телесный, а также слово Божие, чтение которого исправляет наше мышление, и молитву. Пост приводит телесные силы в гармонию, а молитва связывает душу с Богом. Человек, который связан с Богом, находится как бы под лучом света и видит свои изъяны, а также когда к нему приближается друг, а когда — враг. Если же человек не имеет связи с Богом, то не видит всего этого. Он может что-то ощущать в душе, но не в состоянии разобраться в этих чувствах и становится легкой добычей врага. Хотя порой ему кажется, что у него все хорошо. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-ve...

«Отец, где и откуда причащаешься ты пречистых Таин Христовых?» – спросил некогда св. Пафнутий жившего в пустыни Онуфрия Великого. Онуфрий отвечал: «Ангел Господень приходит ко мне с пречистыми Таинами Христовыми и причащает меня в субботы и Недели. И не ко мне одному приходит Ангел Господень, но и к прочим подвижникам здешней пустыни, не видящим лица человеческого, и причащает их, и наполняет сердца их неизреченным весельем (Воскр. Чт. 1840. 13, стр. 116). И подлинно, не к одному Онуфрию являлся со Св. Дарами Ангел Господень. Отошедши от св. Онуфрия в далечайшую внутренность пустыни, Пафнутий встретил четырех юношей, идущих из пустыни, весьма благовидных, по чреслам опоясанным овечьими кожами. Их лица сияли такою благодатью, что я думал, говорит Пафнутий, не люди это, но Ангелы, сошедшие с небес. Он пробыл у них семь дней и однажды спросил: «Где же вы причащаетесь Божественных Таин пречистого Тела и Крови Христа Спасителя нашего?» Они отвечали: «Для того мы собираемся вместе во дни субботние и недельные, и св. Ангел пресветлый, посылаемый от Бога, приходит к нам и дает нам св. Причащение». Наступила суббота. Юноши сказали мне, продолжает Пафнутий: «Приготовься, возлюбленный брат, ибо ныне придет Ангел Божий и принесет нам Божественное причащение». Еще говорили они, как я ощутил, повествует он, неизреченное благоухание, какого никогда не ощущал, и спросил: откуда оно? «Приближается Ангел Господень с пречистыми Таинами», – отвечали рабы Христовы. Мы все стали на молитву. Свет пречудный осиял нас, и показался Ангел Господень, сходящий с высоты, блистающий, как молния. Я пал ниц от страха; но юноши подняли меня и повелели не бояться. Ангел Божий предстал нам в образе юноши прекрасного, доброты которого невозможно изречь; он держал в руке св. чашу с Божественным причащением. Сперва приступили юноши и причастились, потом приступил и я, грешный и недостойный, со многим трепетом и ужасом, но вместе и с неизреченною радостью, и сподобился причаститься пречистых Таин Христовых от рук Ангеловых. Приобщивши, Ангел преславный благословил нас, и пред нашими очами восшел на небо; мы пали и поклонились Богу, благодаря за толикую благодать Его. Великая радость исполнила сердца наши, и от великой радости я был в восторге и думал, что я не на земли, а на небе (Воскр. Чт. 1840. 20, стр. 181–182).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010