Огорошили их еще у входа свои коломенские семинаристы, приехавшие ранее. - А наших всех в класс риторики определяют! И на казенный кошт никого не берут! объявил Ваня Пылаев. - Как же так опешил Василий.— Мы прошли всю риторику… -Прошли то прошли, но тут говорят, что мы до философии не доросли, познаний не хватит уразуметь. - Батюшка. Что же это? – аж побледнел Василий. Отец Михаил отправился в канцелярию. Высокий и худой инспектор иеромонах Мелхиседек сидел за большим столом, заваленным бумагами. Выглядел он строго, глаз почти не поднимал, внимательно выслушивал подходивших послушников и семинаристов, кратко отвечал, успевая при этом подписывать бумаги. Когда же поднял глаза на старшего Дроздова, тот увидел, что взор отца Медхиседека добр и ласков. -Ничем не могу помочь,— отвечал он отцу Михаилу, и видно было, что сам искренне этим огорчен.— Отец ректор указал, что знания вновь прибывающих настолько малы, что не грех им посидеть еще в классе риторики. Беды большой нет. Коли сынок ваш знающ, через год поступит в класс философии. Давайте прошение и документы. Через год… Восемь лет провел Василий в коломенской семинарии и полагал, что достаточно учен, год уже отучился в философском классе, а тут на них смотрят как на полуграмотного деревеньщину. Обидно! И несправедливо! - Отец инспектор,- не сдавался старший Дроздов, — нельзя ли мне самому объяснить отцу Августину наше дело. По справедливости говорю, что сын мой подготовлен отлично — извольте посмотреть аттестат. Латынь знает превосходнейше, это не как отец говорю… Внутри у Василия все сжалось от напряжения. — А греческий? Греческий язык он знает? — мягко спросил инспектор. — Греческого у них еще не было… — Ну что ж тут поделаешь… Да вы не отчаивайтесь, батюшка… Впрочем… Из глаз Василия потекли жаркие слезы. Утер поспешно. — Аттестат действительно отличный,— размышлял вслух отец Мелхиседек.— Я отцу ректору доложу, а там уж уповайте на Господа. И вот они ждали. Отец ректор обедал. Лаврские куранты на колокольне отбивали час за часом. Наступил вечер. Немолодой послушник внес в приемную свечу в фонаре с толстыми стеклами. Наконец распахнулись двери покоев архимандрита, откуда степенно вышли несколько иеромонахов и двое статских. Договаривая что-то свое, они прошли мимо Дроздовых, не заметив ни скромного батюшку в небогатой рясе, ни небольшого росточка худенького юношу. Подождали еще немного. Наконец из приотворенной двери донеслось:

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/

В общем рассмотренное нами сочинение проникнуто любовью к пастырям и величайшим благоговением и их служению. Это сочинение имеет характер весьма ценного научного труда, изложенного сердечным и правильным слогом. Наставления его никогда не будут ниже времени ввиду пастырской опытности его составителей. 2 . В 1851 году была издана новая система Пастырского богословия архимандрита Антония (Амфитеатрова) , ректора Киевской семинарии. Она разделяется на три части. В них содержится учение о пастыре – а) «строителе таинств» ( Еф. 4,11–13 ), – б) проповеднике и учителе и – в) руководителе паствы. В начале первой части излагается догматическое учение о пастырском служении, его Божественном происхождении и о неискоренимом продолжении. Вторая часть трактует о качествах, необходимых кандидату священства, – физических и душевных. Приготовление к священству умственное и нравственное имеет целью утвердить будущего служителя Церкви в истинах веры, благочестии, страхе Божием и приличном поведении в обществе. Признаки призвания к пастырству отмечаются в рассматриваемой книге архимандрита Антония следующие: происхождение из духовного звания, духовное образование, любовь к священству, одобрение кандидата священства местным епископом. Перечислением желательных личных качеств пастыря дома, в гражданском обществе, пред властями церковными и светскими, среди причта своей церкви и прихожан архимандрит Антоний заканчивает свою систему. Последней не достает учения о самом служении пастырском. 3 . Архимандрит Паисий (Пылаев), инспектор Казанской духовной академии, оставил науке два своих рукописных пасторологических труда: «Заметки по Пастырскому богословию», где говорится, главным образом, о пастырском учительстве и духовничестве применительно к человеческим возрастам, состояниям веры, здоровья и в минуту смертной агонии человека, и «О средствах против разного рода грехов и грешников». В этом сочинении намечаются меры парализования грехов и приемы воздействия на грешников в конкретной личности каждого из них. Речь автора не блестящая, но ясная и отчетливая в изложении материала. К сожалению, лекции архимандрита Паисия общего плана не имеют и не систематизированы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

—347— заставляет часто при чтении возвращаться к сказанному раньше и т. д. Но гораздо больше у г. Пылаева положительных сторон. Прежде всего нужно отметить, что автор – искренно верующий, глубоко-убежденный сын Православной Церкви. Это сквозит почти на каждой странице его интересного и глубоко поучительного сочинения. Он с благоговением говорит о подвигах свв. подвижников новгородских, восторгается ими и в них только находит истинное наслаждение. Его введение (стр. 1–41) производит впечатление музыкальной поэтической картины, где автор восторженным языком, можно сказать, языком поэтическим говорит о самом светлом, лучшем в человечестве – свв. подвижниках. Чувствуется, что автор как бы живет в этой высокой среде, оттуда черпает силы и высокое духовное настроение. Он сам новгородец, любит свой старый седой Новгород с его могучими, величавыми храмами, которые своей мощью как бы говорят о духовной мощи своих строителей – тех св. подвижников, о которых автор ведет речь в первой части своего сочинения. И думается, что, если бы г. Пылаев захотел взять темой для сочинения культурно-церковный облик древнего Новгорода и в нем, как главный фактор – деятельность первых христианских его князей и святителей, он дал бы ценный вклад в литературу по истории XI сл. веков. Он хорошо знаком с соответствующими памятниками, родной литературой и новыми открытиями в области древнего Новгорода. Такая археологическая струнка сказалась в г. Пылаеве и при составлении настоящего сочинения, которое по теме относится, конечно, к Аскетике, но по внешней своей стороне к археологии. Хотя темой и не требовались иллюстрации, однако читатель находит их у г. Пылаева в изобилии. Опытный фотограф и рисовальщик, он дал много фотографических снимков с древних соборов монастырей новгородских, акварельных репродукций с орнаментов новгородской св. Софии. Можно составить из этого материала целый ценный альбом, который может иметь научную ценность, потому что автор воспроизводил все это в полном согласии с требованиями археологиче-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С конца апреля изъятие ценностей в губернии пошло полным ходом. Несмотря на предостережения митрополита Арсения, в ходе общей кампании по изъятию церковных ценностей в некоторых местах Новгородской губернии не обошлось без столкновений между отрядами милиции и верующими. Было возбуждено 14 следственных дел о противлении изъятию, по которым привлекалось к ответственности более 150 человек. 11–13 мая в Старой Руссе состоялась выездная сессия губернского ревтрибунала по поводу мартовских беспорядков в ходе изъятии церковных ценностей. Подсудимым священникам приписывалась организация широкого заговора с целью свержения советской власти. На суде звучали обвинения в адрес вызванного на процесс в качестве свидетеля митрополита Арсения в скрытом подстрекательстве к беспорядкам, выразившемся в том, что с его стороны не было дано разъяснений верующим, какие предметы подлежат сдаче. Преосвященный Арсений объяснил, что он не поддерживал каких-либо действий по сопротивлению властям, напротив, в своих воззваниях к пастве призывал избегать какого-либо насилия со стороны верующих. Трое подсудимых были приговорены к расстрелу (впоследствии двое из них – священники В. Пылаев и В. Орлов – были помилованы), остальные получили различные сроки заключения. Трибунал вынес и особое постановление о необходимости привлечения к уголовной ответственности патриарха Тихона (чье послание послужило, по мнению трибуна, основанием для противодействия декрету), митрополита Арсения и викария Новгородской епархии епископа Старорусского Димитрия (Сперовского). Материалы Новгородского ревтрибунала были переданы в Верховный трибунал при ВЦИК для предварительного следствия, который в конце мая вынес решение признать митрополита Арсения виновным в событиях, происшедших в Старой Руссе, и привлечь его к судебной ответственности по делу патриарха Тихона. Во время следствия по делу патриарха Тихона митрополит Арсений почти полгода прожил в Москве на квартире одного из знакомых. 17 февраля 1923 года заместитель начальника VI отделения секретного отдела ГПУ В.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Насколько митрополит Платон заменял Филарету отца, 67 настолько же других родных заменяли ему товарищи по ученической скамье и по службе, а равно и ученики его. Из множества случаев самого искреннего, нежного и дружеского отношения святителя Филарета к лицам такого рода, каковы, – из Лаврского периода, – отношения к симпатичному, но, к сожалению, рано угасшему для жизни ученику семинарии Андрею Петровичу Саксину († 2 марта 1803), 68 также ученикам семинарии и товарищам Филарета Ив. Ив. Пылаеву, 69 Вас. Феод, (в монашестве Гавриилу) Розанову 70 и др., а из учеников, – к Иллариону (в монашестве Иннокентию) Смирнову, 71 Никифору Путилину, 72 Егору (в монашестве Григорию) Постникову, 73 Михаилу (в монашестве Макарию) Глухареву 74 и другим многим, мы возьмем, ради краткости, для примера, только один случай, доселе еще не опубликованный. В 1816 году, когда слава Филарета, в то время еще архимандрита и ректора С.-Петербургской Дух. Академии, гремела уже по всей России, а в Тульской епархии, в захолустье, прозябал на должности приходского священника один из его товарищей по Лаврской семинарии, упомянутый Иван Иванович Пылаев, этот последний вздумал написать Филарету письмо, в котором впрочем, извинялся за свою смелость писания к нему, указывая на разность их положения одного в отношении к другому. Филарет, несмотря на множество разнородных занятий, и дел своих отвечал ему следующим письмом: «Почтенней мой отец! Любезный друг! Письмо Ваше ни в каком случае не было бы мне в тягость, а после столь долгого молчания принесло мне особенное утешение. Теперь уже не время считаться в прошедшем. Вы, может быть, правее меня, потому что менее знали о месте моего, нежели я о месте Вашего, жительства. Что принадлежим к разности состояний, Вы напрасно ищете между нами такого же расстояния, как между Веневом 75 и Петербургом. Вам ясно, что я не считаю нужным сказать. Близости душ, если они одинаково настроены к истинному и чистому общению, ничто не должно препятствовать. Наша давняя дружба (Вы не употребили сего имени, но, надеюсь, не отречетесь от него) связана была не пороком или страстью, но тихою искренностью при единстве упражнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Классификации делались с разных точек зрения, напр., грехов, – по объектам их: а) по заповедям и по классам нравственных правил, которые они нарушают, б) по личным объектам, против которых направляются, – далее, по субъектам, которые грешат, по продолжительности и интенсивности грехов, по их тяжести (грехи простительные, легкие и т. д.), даже по наименованиям, напр., есть грех , царствующий в телеси, следовательно, есть грех и рабствующей. Что еще сказать? – царствующий в телеси, следовательно, есть и царствующей в душе, и, во-первых, в уме, во-вторых, в сердце и т. д.» До такой степени «бледно» читалась Фотием разсматриваемая нами наука, что «некоторые из слушавших его студентов совсем и забыли, что он преподавал им эти важные науки»... 332 Другой профессор – «о. Паисий Пылаев», читавший лекции «после» Фотия до «мая 1854 г.» – «человек недальнего образования и невысоких талантов, со странными взглядами полумистического и полусхоластического характера». Отличительные черты его чтений: стремление к возможно большей «полноте и логически-правильному и, как можно более, сложному и мелкому распределению всего научного материала», находившегося в его распоряжении, «по рубрикам». При всяком удобном случае он отовсюду делал «выписки» и извлечения и затем, запасшись «материалом», свою самостоятельность проявил, кажется, «только» в распределении последнего по соответствующим «рубрикам», клеточкам, «и то не столько при самом преподавании, сколько уже при составлении экзаменских конспектов», которые «могут служить таким же образцом схоластических ухищрений относительно безконечной делимости науки и искусственной разсортировки её делений, как и конспекты о. Фотия Ширевского» 333 . В целях собирания материала для своих чтений, он поручил одному студенту перевести немецкий «курс» Гиршера, что тот и выполнил 334 . – Выбор системы этого «римско-католического» моралиста, написавшего . „Die christliche Moral, als Lehre von der Verwirklichung des göttlichen Reiches in der Menschheit“ (1835–1836, I-III Bd.) 335 , весьма удачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

  Источники и литература  1. Гарнак (2007) — Гарнак А. фон. Миссионерская проповедь и распространение христианства в первые три века/Пер. с нем., вступ. ст. и комм. проф. А.А. Спасского. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2007. 384с. 2. Георгий Флоровский (1993) — Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ/Общ. ред. Ю.П. Сенокосова; Пер. с англ. под ред. Э. В Расшивалова. М.: Издательская группа «Прогресс»; Культура, 1993. 416с. 3. Гэтч (1911) — Гэтч Э. Эллинизм и христианство//Общая история европейской культуры/Под ред. проф. И.М. Гревса, В.Ф. Зелинского, Н.И. Кареева и М.И. Ростовцева. СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1911. T.VI. 4. Дройзен (2011) — Дройзен И.Г. История эллинизма. М.: Киров, 2011. Т.1. 5. Михайлов (2017) — Михайлов П.Б. Концепция эллинизации в истории теологии//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. 2017. Вып.71. С.58–59. 6. Пеликан (2007) — Пеликан Я. Христианская Традиция. История развития вероучения. Т.1: Возникновение кафолической традиции (100–600). М.: Духовная Библиотека, 2007. 399с. 7. Платонов-Кудрявцев (1890) — Платонов-Кудрявцев В.Д. Введение в философию. М.: Тип. М.Г. Волчанинова, 1890. 8. Пылаев (2014) — Пылаев М.А. Docmengeschichte А. фон Гарнака и либерально-теологическая концепция «эллинизации христианства»//Религиоведческие исследования [Researches in Religious Studies]. 2014. (9–10). M., 2014. 9. Флоровский (2000) — Флоровский Г., прот. Святой Григорий Палама и традиция отцов//Флоровский Г., прот. Избранные богословские статьи. М.: Пробел, 2000. 10. Флоровский: Спор о немецком идеализме (2005) — Флоровский Г., прот. Спор о немецком идеализме//Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГА, 2005. 11. Флоровский: Христианство и цивилизация (2005) — Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация//Флоровский Г., прот. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии. СПб.: РХГА, 2005. 12. Флоровский (2009) — Флоровский Г., прот. Пути русского богословия/Отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009.

http://bogoslov.ru/article/6194213

Лит.: Пылаев П. Описание пергаментного Евангелия, хранящегося в музее, состоящем при КДА//ТКДА. 1876. 12. Прил. С. 1-45; Булашев Г. Месяцесловы святых при рукописных богослуж. книгах церк.-археол. музея. К., 1882. С. 22-24; Соболевский А. И. Источники для знакомства с древнекиевским говором//ЖМНП. 1885. Ч. 237. 2. Отд. 2. С. 349-357; Крыжановский Г. Рукописные Евангелия киев. книгохранилищ. К., 1889. С. 3-52; Некрасов А. И. Возникновение моск. искусства. М., 1929. Т. 1. С. 108, 171, 178, 180, 191, 194; он же. Древнерус. изобразительное искусство. М., 1937. С. 189, 192; Запаско Я. П. Орнаментельне оформлення укр. pykonuchoi книги. К., 1960. С. 38-40; он же. Пам " ятки книжкового мистецтва: Укр. рукописна книга. Льbib, 1995. С. 47-48, 231-235. Кат. 37; Слов " яhьcki рукописи XI-XIV ст. у фондах biддiлy pykonucib ЦНБ АНУ: (Огляд, опис, nyблikaцii). К., 1969. С. 30-36. 4; Логвин Г. Н. З глибин: Давня книжкова мihiamюpa XI-XVIII ст. К., 1974. С. 122-124; Попова О. С. Русская книжная миниатюра XI-XV вв.//ДРИ. М., 1983. [Вып. 3:] Рукописная книга. С. 9-74; она же. Византийские и древнерус. миниатюры. М., 2003. С. 281. Ил. 169-170; СКСРК, XI-XIII. C. 295-296. 342; В. Ф. Беларуская khiжhaя гравюра XVI-XVIII ст. Мн., 1984. С. 16-20; он же. Mihiяцюpы Аршанскага Евангелия//Noмhiki старажытна-беларускай культуры. Мн., 1984. С. 10-19; он же. Mihiяцюpa//Гicmopыя беларускаго мастацтва. Мн., 1987. Т. 1. С. 86-97; Пуцко В. Г. О ростовской иконописи XIII-XVI вв.//СРМ. 1998. Вып. 9. С. 75-83; он же. Византийские художники-иллюминаторы славяно-рус. рукописей нач. XIII в.//Там же. 2000. Вып. 10. С. 77-86, здесь 82-83; Smor g-R ó ycka M. Ewangeliarz awryszewski. Kraków, 1999. S. 100-101. Ill. 81-82; Лосева О. В. Русские месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001. С. 92, 107; СКСРК, XIV. Вып. 1. Прил. 1. С. 581. 342; Смирнова Э. С. Иконы Северо-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: (Сер. XIII - сер. XIV в.). М., 2004. С. 122-124, 366-375. Кат. 31. Ил. 63-65; Турилов А. А. К истории ростовского владычного скриптория XIII в.: Старые факты и новые данные//Хризограф. М., 2009. Вып. 3. С. 238-252; Суша А. А. Оршанское Евангелие//Регионы Беларуси: Энцикл. Мн., 2011. Т. 2. Кн. 2. С. 260-261.

http://pravenc.ru/text/2581591.html

Воскресенское. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь /// Объект утрачен Воскресенское. Обновления храма Воскресения. 1822. ФРУКТОВСКИЙ Ипполит Ефим. Приходы и духовенство Новгородской епархии на 1916 г. Село Воскресенское Старорусского уезда Новгородской губернии находилось на реке Порусья в 20 верстах от уездного города Старая Русса. " Село Воскресенско Старорусского уезда на реке Порусья в 20 верстах от уездного города, 22 жилых строения, 106 жителей, церковь, часовня, 2 школы " (из Списка населенных мест Новгородской губернии за 1909 год). В Воскресенском находилась большая церковь, куда по праздникам ходили жители всех окрестных деревень. Существует интересный факт, связанный с историей храма. Известный краевед XIX – ХХ веков Владимир Пылаев в 1916 году в своей книге " Старая Русса " , рассказывая о Спасительском погосте, упоминает Воскресенскую церковь на реке Порусья. Он описывает историю появления иконы образа Спаса Нерукотворного в некоем местечке Спасительский погост на реке Порусья. По легенде, эта икона приплыла в куполе, снесенном во время вихря с Воскресенской церкви. Эта история чудесного спасения иконы описывается и в Новгородских епархиальных ведомостях 6 1896 года.  Сейчас можно с большой долей уверенности предположить, что церковь упомянутая Пылаевым В.А. в своей книге в волостном поселении Воскресенское и есть та самая Воскресенская церковь, где и служил отец Василия Петровича Сперанский Петр Николаевич. Уроженец деревни Великое Село Кузьмин Дмитрий Иванович рассказывает, что бывал в детстве в Воскресенском. Говорили, что это древнее село, было оно и центром волости. Дома начинались практически от самого кладбища, и улица шла вдоль реки. По правую руку, в поле, стояли деревенские деревянные дома, а по левую, по берегу реки, тянулись сады и огороды. Домов было много. На левой стороне, там, где заканчивались сады, на берегу реки, перед низиной стояла каменная церковь с колокольней. А от этого места, через реку был мост и дорога в Великое Село. (Еще одна дорога вела в Ожедово, другая в Книнково, а была еще дорога и в Соколово через лес, мимо трех хуторов). Из статьи в Новгородских епархиальных ведомостях за 1891 год 18 о посещении церквей Старорусского уезда епископом Старорусским Владимиром в 1890 году стало известно, что причт Воскресенской церкви состоял из трех человек: «Священника, Ипполита Фруктовского, 26 лет от роду, поведения отлично хорошего…Дьякона Дмитрия Налючского – старик 70 лет, к занятиям в школе не способен… Псаломщик Петр Сперанский, 46 лет… ведет себя очень хорошо и по службе исправен. Документы чисты…»

http://sobory.ru/article/?object=43792

Старая Русса. Часовня иконы Божией Матери " Утоли моя печали " . /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: " Утоли моя печали " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1909 и 1910. Год утраты:приблизительно 1955 (разобрана) Адрес: Новгородская обл., Старорусский район, г. Старая Русса, по дороге на кладбище, в 394 м к северу от кладбищенской церкви Ап. Иоанна Богослова Изменить описание объекта Кирпичная кубическая часовня, завершённая декоративным пятиглавием, построенная в 1909-1910. Была приписана к церкви Иоанна Богослова. Сломана в 1950-1960-х (по ряду сведений ее стены включены в состав построенного тут магазина). Ядрышников В. А. Архитектура Старой Руссы XII - начала ХХ века. - М.-СПб., 2010, с. 333-335 Часовенка Богородицы «Утоли моя печали»   Недалеко от церкви (Иоанна Богослова - прим. мод.), всего в 185 саженях к северу от нее, на повороте дороги к кладбищу стоит небольшая часовенка в честь Божией Матери «Утоли моя печали». Около ста лет прошло уже, как была построена здесь ча­совенка именитым старорусским купцом Сухановым, и до последних лет стояла она, ветшая с каждым годом. Наконец, собрались симоновские прихожане, поратовал тороватый купец Ложкин (1910), и ветхая часовенка была перестроена заново. Посреди ее стоит почитаемый образ Богоматери с Пречистым Младенцем, а у Него в левой ручке свиток с надписью: «Суд праведен судите, ми­лости и щедроты творите кийждо к брату своему и вдовицы в сироты и пришельцы и убоги не насильствуйте»… Задняя стена часовенки увешана жертвованными образами... Кротко мерцают в ней негасимые лампадочки пред иконами Пресвятой Богородицы и Софии Премудрости Божией. Стоит эта часовенка для поклонения православным христианам, на распутье двух дорог — за город и к месту вечного покоища. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1916.   Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48497

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010