Каждый день после полунощницы преподобный Ферапонт удалялся в глухую лесную чащу и там молился до позднего вечера. Некоторые из братии осуждали его за то, что он не участвует в общих монастырских трудах и общей трапезе. Невольно впадая в злословие, они говорили: «Не молиться он ходит в лес, а спать». Преподобный с кротостью переносил эти нарекания и продолжал свой молитвенный подвиг. Однажды крестьянка Пелагея, собирая в лесу грибы и ягоды, увидела молившегося преподобного Ферапонта. По лицу и рукам его, покрытым комарами и мошками, текла кровь. Преподобный запретил ей рассказывать о виденном. Скончался преподобный в конце XVI века. Перед смертью он призвал к себе в келлию игумена Адриана и братию, простился с ними, попросил причастить его Святых Таин и предрек свою близкую кончину. Он очень просил, чтобы ему, уже умершему, дали Богоявленской святой воды. Когда на третий день рано утром игумен с братиею вошли в келлию, преподобный Ферапонт лежал мертвым в полном монашеском одеянии с покрытым лицом. В келлии горели лампады и свечи, а на крыше сидел голубь, не улетавший три дня. Исполняя волю умершего, игумен поднес ложку святой воды к устам усопшего, и тот проглотил воду. Тело преподобного торжественно погребли в приделе во имя святителя Николая; 40 дней в воздухе стоял тонкий аромат ладана. В летописи монастыря описаны многочисленные исцеления, происходившие у гроба преподобного Ферапонта. Кирилл Зеленок, посадский человек из Галича, Борис из Казани, Борис из Буя, Богдан Карпов, боярский сын Патапий Пылаев получили исцеления по молитвам святого. Однажды преподобный спас суда от гибели при прохождении через пороги. Эти и многие другие факты побудили игумена монастыря соорудить новое надгробие над могилой преподобного. Когда раскопали могилу святого Ферапонта, его мощи нашли нетленными. Была сооружена рака с образом преподобного Ферапонта и установлено постоянное молебное пение у его гробницы. В Службе, составленной в память преподобного, прославляются его кротость, смирение, полное пренебрежение мирской славой, любовь к людям и готовность приходить к ним на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Резной иконостас Георгиевской церкви, на наш взгляд, датируется именно этим временем. В 1852 году был выполнен новый иконостас придела Благовещения, погибший в 1940-е годы. В 1865 году в Георгиевской церкви проводится капитальный ремонт. В 1884 году сооружается новая грандиозная колокольня храма, выполненная в «русском» стиле, о чем сообщает очевидец этого события М.И.Полянский в «Иллюстрированном историко-статистическом очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» (Новгород, 1885). Колокольня была поставлена на мете старой звонницы, построенной после 1740 года. В войну она была разрушена и впоследствии не восстановлена. Ее снимок есть в книге В.Пылаева «Старая Русса», изданной в Сергиевом Посаде в 1916 году. В.Пылаев пишет о капитальном ремонте Георгиевской и Благовещенской церквей, приуроченном к их пятисотлетию. Он начался в 1905 году устройством в Георгиевской церкви печного отопления. В следующем году был перестроен Благовещенский придел (алтарная часть сохранилась в старых формах), расширенный за счет притвора. Через проем западном прясле северной стены Георгиевская церковь стала сообщаться с церковью Благовещения. С запада и севера к зданию были пристроены небольшие помещения. Мы знаем также, что в период до 1910 года в храмах были настелены мозаичные полы, и впервые появилась настенная живопись, которая была выполнена по образцам знаменитых росписей В.М. Васнецова из киевского собора Князя Владимира (собор был освящен в 1896 году). Трудно сказать, насколько достоверно бытовавшее еще недавно в Старой Руссе предание о том, что Георгиевскую церковь расписывали палехские мастера. В те же годы по образцам киевского храма была исполнена живопись церкви Ильи пророка в Сольцах. Не исключено, что солецкий и старорусский храмы были расписаны одной артелью художников. Источник: сайт " Род Белоликовых " Церковь св. великомученика Георгия. Появление (1410 г.) и история храма. Архитектурные особенности. Голосники. Образа и др. священные предметы. Колокольня. Школа имени Ф.

http://sobory.ru/article/?object=00486

В западной стене притвора находятся двери в подцерковье. Там жили одно время колодники, там же хранили вино, как и во всех монастырских подцерковьях. Наконец, по прошению архимандрита Антония, (1842) разрешено было обратить это подцерковье в церковь в честь иконы Старорусской Божией Матери — «в утешение и спасительное заступление от всякия нужды и скорби». (Летопись мона­стыря, 45 стр.) Храмовая икона для новой церкви была спи­сана в Тихвине с подлинной, засвидетельствована архимандритом Илларионом и поставлена здесь в особом киоте под аркою. Над царскими вратами в иконостасе обычного вида был помещен образ Софии Премудрости Божией с новгородскими святителями. В 1892 году храм был переименован в честь преподобного Исидора Пелусюта, так как в честь иконы Божией Матери был выстроен новый величественный собор... За аркою, в северо-восточном углу подцерковья, устроен придел священномученика Антипы (1843). Своды подцерковья поддерживает массивный каменный столб. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Храм Сретения Господня каменный, двухэтажный, теплый, с севера соединяется с Христорождественскою каменною папертью, устроенною в 1835 г. Сретенский храм, как значится в монастырской описи при переписи города Старой Руссы в 1625 г., был деревянный. По летописцу, сооружение каменного храма последовало около 1630 г. При храме с северной стороны, до конца XVIII ст. находились для жительства кельи, которые по ветхости разобраны и от них остался проделанный в стене ход в нижний этаж, освещенный с востока и севера двумя небольшими окнами. Внешний вид Сретенского храма квадратный, с полукруглым выступом алтаря. Храм и алтарь опоясаны красивыми стрельчатыми карнизами. С западной стороны храма примыкает к нему каменное двухэтажное здание неправильного квадрата, бывшее некогда трапезою. Почему храм назывался Сретенским трапезным храмом видно из дел монастырского архива. Трапеза обширнее самого храма и потому выступает северною стеною более сажени. Мера Сретенского храма как в верхнем, так и в нижнем этаже одинакова: длина от горнего места 11 саж. 13 верш., ширина 3 саж. 1 арш. 8 верш.

http://sobory.ru/article/?object=06905

Считая ограничение моих гражданских прав глубоко несправедливым и не соответствующим первоначальному приговору, я обращаюсь к Вам, гражданин Министр, с просьбой, – оказать мне справедливость и, приняв во внимание почти 4,5-годичное 260 сверхсрочное лишение свободы, освободить меня от всяких ограничений и возвратить мне все права свободного гражданина СССР. 18 июля 55 г. Е[пископ] А[фанасий] Сахаров. 261 Письмо 129 Архимандриту Сергию (Голубцову) 18 июля 1955 г., Тутаев Праздник преп. Сергия Приветствую Вас, возлюбленный о Господе отец архимандрит, с праздником и нашего общего Аввы (ибо и я считаю себя послушником его обители, хотя мне не дано даже лишний раз побывать в родной обители), – и с праздником Вашего нарочитого покровителя (как и моего, ибо и я сегодня в 69–й раз справляю свои именины). Молитвы великого Аввы да хранят Вас и да содействуют в Ваших трудах во славу Божию, на благо Святой Церкви, на пользу родной нашей обители и родной нашей Академии. Простите меня, но я хочу еще с одной просьбой обратиться и опять в связи с праздником Всех русских святых. Вы, вероятно, видели в Москве в кабинете Святейшего икону Всех русских святых. Она написана не иконописцем, но, так же как и я, увлекавшимся нашим праздником. Это тоже ученик Александра Петровича 262 – о. Владимир Пылаев. Он в 1933 году написал первую после установления нашего праздника икону. При этом он советовался со мной и руководствовался моими указаниями. Он окончил ее в августе 33–го и ждал моего возвращения из Туруханска. Показав икону мне (она написана на большого размера фанере), он послал ее, тогда еще митрополиту, Сергию. «Первая икона должна быть там, где центр церков[ной] жизни». Не знаю, остается ли теперь сия икона в кабинете Патриарха, но на одной фотографии Патр[иарха] Сергия, сделанной в его кабинете, видна и эта икона. Второй вариант иконы, – написан Марией Николаевной и, конечно, известен Вам. Где он сейчас находится, я не знаю, но я был утешен сообщением, что по восстановлении Лавры первый храм был освящен во имя Всех святых русских и на первом храмовом празднике в качестве праздничной иконы была эта наша икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Пименов С.С . Сакраментология Лютера//Христианское чтение. 2023. С.65–91. Автор статьи предпринимает попытку систематического описания и выявления богословских оснований и внутренней логики решений, принимавшихся Лютером в области сакраментологии. В воззрениях Лютера, по мнению автора статьи, сакраментология является специфическим развертыванием его реформационного учения о праведности Божией, в которой единственным Субъектом спасения является Бог, действующий Словом, одной из форм которого являются таинства. В учении Лютера католический принцип ех opere operato превращается в принцип ex verbo dicto , в результате чего таинство из «исцеляющего природу» превращается в «рождающее веру». Несмотря на всю радикальность позиции Лютера, она несет в себе многие черты католического учения о таинствах и, по словам автора, должна быть понимаема как пограничный вариант католической сакраментологии, что проявляется в полемике Лютера с анабаптистами и Цвингли. Пылаев М. А . Персонализм в теологической антропологии Э. Бруннера и в софиологии прот. Сергия Булгакова//Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2023. Вып. 107. С. 86–96. Статья посвящена сравнительному анализу персоналистского истолкования христианской керигмы в диалектической теологии протестантизма у Э. Бруннера и в софиологическом богословии позднего прот. Сергия Булгакова. Автор отмечает, что персоналистская интерпретация Евангелия становится невозможной без радикальной трансформации античной (платонической и аристотелевской) метафизики. Исследования по богословию дохалкидонских церквей Борисов П. Г . Маланкарская церковь Индии: вопросы юрисдикции, богословие и богослужение//Богословский вестник. 2023. 3 (50). С. 172–186. В статье исследуются особенности богословской мысли, богослужения, юрисдикционной подчиненности и внутренней иерархии Маланкарской церкви Индии, принадлежащей к дохалкидонским монофизитским церквам. Как отмечает автор, после Халкидонского Собора богословская мысль Маланкарской церкви развивалась независимо от других церквей, и вплоть до появления в Индостане европейских миссионеров в конце позднего Средневековья вероучение Маланкарской церкви не испытывало влияния извне из-за географической удаленности региона от основных христианских центров. Особенностью вероучения Маланкарской церкви, по словам автора, является то, что двойственность природы Христа отвергается путем утверждения Его единой богочеловеческой природы, в отличие от классического монофизитства, признающего наличие у Спасителя только одной, божественной, природы. Автор приходит к выводу, что в вопросах взаимодействия с Маланкарской церковью необходимо учитывать ее самоопределение как исключительно индийской церкви, которая является составной частью культурно-религиозного пространства Индии, и для которой важно сохранение духовной и административной самостоятельности. 

http://bogoslov.ru/article/6194745

Таков этот храм — носитель воспоминаний о прошлых годах обительской жизни. Под ним, по древнему обычаю, находится обширное подцерковье. В настоящее время там устроена церковь в честь Казанской Божией Матери. В древности же это подцерковье служило для склада монастырских припасов. Игумен Иосиф сделал там келии для иноков, а с 1763 г. до 1799-го там хранилось ка­зенное вино. Только уже в 1803 году это подвальное помещение, усердием архимандрита Иннокентия, было обращено в церковь во имя преподобных Варлаама Хутынского и Нила Столобенского, а антиминс в нее был взят из упраздненного Кречева монастыря. Через пять лет (1808 г.) церковь эта была переимено­вана в честь иконы Казанской Божией Матери. Четыре массивных столба поддерживают своды храма-подцерковья. Маленький одноярусный иконостас отделяет ал­тарь от храма, а иконы его украшены ценными приношениями доброхотных радетелей о храме, один из коих по­коится под его сводами (Инженер-механик Гавриил Шахардин). Сыро в храме, не долго удерживается живопись на св. образах, а доски истлевают совершенно. Частые поновления мало помогают. Только одна храмовая икона Ка­занской Божией Матери сохраняется во всей целости, несмотря на неблагоприятные условия. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm В 1192 г. игуменом Мартирием была построена церковь одноэтажная, деревянная, которая вскоре сгорела… В 1196 г., будучи в сане архиепископа, Мартирий соорудил вместо сгоревшей деревянной церкви однопрестольную каменную, во имя также Преображения Господня. Эта церковь начата постройкою 21 мая и окончена 31 июля. По истечении более 200 лет и после разорительных литовских набегов, каменная церковь пришла в совершенную ветхость, поэтому Евфимий, архиепископ Новгородский, при вспомогательном содействии старорусских и новгородских граждан выстроил вновь в 1442 г. каменную же церковь, хотя на старом основании, но гораздо выше прежде бывшей, украсил оную иконописью.

http://sobory.ru/article/?object=06903

819 Кузнецова Т. Н. Мунизм: вероучение, религиозная практика и образ жизни последователей Сан Мён Муна. М., 1999. С. 116. 820 Основы Евангелия. Издано «Церковью Иисуса Христа Святых последних дней» в Германии. Б.г. С. 39. 824 Пылаев М. А. Экуменизм и апология протестантизма в феноменологических классификациях религии Р. Отто, Ф. Хайлера, Н. Зёдерблома//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2001. 3. С. 70. 827 Гностики делили людей на три категории: на плотских, душевных и духовных, у богомилов существовало разделение между совершенными и простыми членами и соответственно между высшими тайнами и общими истинами. См.: Иванцов-Платонов А. М., прот., проф. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1. С. 221. 828 Святой Епифаний приводит различные термины, изобретенные гностиками, вроде Кавлавках, Абраксас, Ялдабаот и др., с целью создания атмосферы таинственности для привлечения людей. См.: Ересь XXV//Творения святого Епифания Кипрского . М., Ч. 1. С. 145–146. 829 «Начиная от гностиков и кончая современными оккультистами, секты создают свои искусственные языки», – отмечает дьякон А. Кураев. См.: Кураев А., дьякон. Миссионеры и Церковь //Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. Москва, 7–9 февраля 2000 г. Материалы. М., 2000. С. 354. В качестве примера можно указать на сайентологов, Даниила Андреева, который в кн. «Роза мира» использует придуманные им слова: «уицраор», «затомис»; Гурджиева, который ввел много новых изобретенных им слов, таких как «хан бледзоин» – субстанция, или «тескуано» – телескоп. Ученики Гурджиева считают, что это сделано из желания избежать шаблонного понимания и восприятия слов, которые имеют у читателя ассоциации с обычным употреблением указанных терминов. См.: КетлинРиордан. Гурджиев. 831 Так учителя тантры «неохотно делились своими знаниями, не доверяли их основной массе, относимой к категории пашу («скот») и открывали доступ к знаниям лишь вира – обладателям героической натуры». Поэтому тантрические гуру «практически зашифровали уже написанные на мертвом санскрите тексты так, что без компетентного комментария они оказывались абсолютно недоступными». См.: Ткачева А. А. Наставник-гуру в индуизме//Восток. 1996. С. 89.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Именно Николай Павлович распорядился отремонтировать церковь с сохранением её исторического облика. За дело взялся мастистый архитектор К. А. Тон. Без переборки старинного конструктива всё-таки не обошлось - уж очень сильно было повреждено здание. Пришлось разобрать весь верх - не только барабаны, но и своды с арками и, частично, столпы. Отныне храм получил простую четырёхскатную кровлю вместо сложной криволинейной, характерной для архитектуры XVII века (такие переделки с заменой кровли на упрощённую очень часто практиковались в XIX веке, вне зависимости от того, было здание аварийным или нет). Освятили реконструированную Троицкую церковь в 1860-м. В это же время рядом с ней возвели высокую четырёхъярусную колокольню. Согласно " Иллюстрированному историко-статистическому очерку... " , на звоннице был " вседневный колокол, весом в 60 пудов, который имел следующую надпись: " Лета 1761, месяца сентября, вылит сей колокол в город Старую Руссу, к церкви живоначальныя Троицы, из старой горелой меди, в помин великого пожара 1759 года июня в 29 день " . Далее были полвека процветания. На рубеже XIX-XX столетий при церкви существовала большая приходская школа (после октября 1917 года её преобразовали в начальную). После революции храм оставался действующим лет пятнадцать. В тридцатые годы началась кампания по ликвидации прихода. В 1931-м решена была участь колокольни: " за невозможностью ее использовать под культурно-общественные нужды, разбирается на строительство " . Сам храм - если быть точным, летняя его часть, - в это время использовался под такую " культурную нужду " , как склад зерна. Но службы продолжались до конца 1930-х. Так, в 1929-1937 годах здесь служил иерей, кандидат богословия и краевед Владимир Пылаев, в тридцать седьмом попавший под каток репрессий и растрелянный. Новые испытания принесла Великая Отечественная война. В ходе боевых действий Троицкая церковь получила тяжелейший урон: лишилась глав, крыши, в стенах вновь образовались критические трещины, в барабанах - сквозные пробоины.

http://sobory.ru/article/?object=00485

А. М. Бабаков От корпорации Старорусского Дух. Училища: Пом. Смотрителя свящ. И. Сокольский А. В. Знаменский В. Пылаев М. Никольский И. Желобовский От корпорации Суздальского Дух. Училища: Смотритель свящ. Н. Т. Пом. смотрителя В. Романов В. Левкоев Надзиратель Н. Зверев От корпорации Сызранского Дух. Училища: Смотритель свящ. И. Зеленев М. Ястребцов П. И. Высотский От корпорации Тихвинского Дух. Училища: Иеромонах Иоанн От корпорации Тобольского Дух. Училища: Смотритель З. Поддьяков Д. Остроумов Свящ. А. Киселев Ф. Преображенский От корпорации Томского Дух. Училища: М. Афанасьев Л. Доброхотов Е. Прозоров Иером. Феодосий От корпорации Тывровского Дух. Училища: Н. А. Кочаровский —57— 66. От корпорации Угличского Дух. Училища: Смотритель Д. В. Лавров Пом. Смотрителя Я. И. Чижов От корпорации Усть-Медведицкого Дух. Училища: Законоучитель Усть-Медведицкого реального училища священник Ал. Лазаревский Инспектор классов Усть-Медведевицкого Епархиального женского училища священник И. Поляков Преподаватель училища М. Смирнов Преподаватель Конст. Успенский От корпорации Челябинского Дух. Училища: И. М. Крылов От корпорации Черкасского Дух. Училища: В. К. Креминский И. С. Розов И. В. Петров От корпорации Шуйского Дух. Училища: М. В. Сазонов Учит. Миловский Смотритель М. В. Грамматин Д. Единоличные пожертвования, внесенные непосредственно в кассу Братства почетными, пожизненными и действительными членами и членами-соревнователями В пользу студ.акад. В пользу бывш.воспит. Протоиерей Антонинов А. И. (г. Екатеринбург) Богоявленский Г. К., препод. Ростовск. Дух. Уч. Бойков Н. Я. (г. Минск) Веселовский А. Р., препод. Ишимского Дух. Уч. Свящ. А. П. Вознесенский, благочинный 38-й пехотной дивизии 100 (5% свид. Госуд.внут., з.1914 г.) Изюмов И.Ф. Протоиерей Московской Богородице-Рождественской на Бутырках ц. М. Г. Невский 2000 (в 5% свид. Госуд. Двор. Зем. Банка) Никонов А. М., препод. Данковского Дух. Училища Тихальский В. Г., директор Александровской Учит. Семинарии Яснев П. И., препод. Пензенской Дух. Семинарии

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святые земли Удмуртской Священноисповедник Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский Священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский Священномученик Онисм (Пылаев), епископ Воткинский Священноисповедник Александр Миропольский, протоиерей Святитель Стефан, епископ Великопермский Преподобный Трифон Вятский Подвижник благочестия архиепископ Ювеналий (Килин, в схиме – Иоанн) Подвижник благочестия, архиепископ Алексий (Кузнецов). Населённые пункты [ править править код ] Ижевск Святыни Удмуртии [ править править код ] Животворящий крест (с. Перевозное) [ править править код ] Среди главных святынь Удмуртии, России и всего православного мира – Животворящий крест, расположенный в Успенском женском монастыре в селе Перевозное. Чудотворный крест выловили из р. Кама, в момент, когда он плыл против течения. Со времени его прибытия в монастыре его чудодейственная сила спасала и исцеляла истинных верующих от тяжелых недугов и смертельных болезней, даровала умиротворение и благодать просящим. Более того, благодаря обретенной святыне удалось спасти множество храмов этой земли. Святой источник мучеников Флора и Лавра (Первомайский) [ править править код ] Святой ключ и часовня Святых мучеников Флора и Лавра расположены между селами Киясово и Первомайский, в логу, в 2-х километрах от последнего. Территория охраняется государством и является гидрологическим памятником. По преданию, более века назад, здесь, уже у канувшего в летах, починка Запольского, была обретена икона святых Флора и Лавра. Икона была перенесена крестьянами в местный храм, но потом она чудесным образом на прежнее место воротилась. После этого у источника построили часовню где икону и поставили. Устроили купель, спуск к воде выложили камнем. С конца мая 2015 года возобновились Активные работы по реконструкции и благоустройству Святого Источника во имя Святых Флора и Лавра. Все работы ведутся силами прихожан прихода Архангела Михаила под чутким руководством настоятеля с благословения Его Высокопреосященнейшего Митрополита Ижевского и Удмуртского Викторина. Монастыри Удмуртии [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Удмуртская_Рес...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010