б) И. д. доцента Н.Д. Протасова: «Задачей настоящего сочинения – является обрисовать духовно-нравственный облик... подвижников новгородских, т. е., как бы ввести читателя в духовный мир этих подвижников, указать по возможности все черты жизнедеятельности, какими отличались они в жизни своей, охарак —346— теризовать их возможно полнее, так, чтобы понятны они были для ума и сердца». «Тяжела, трудна задача эта». «Много препятствий встречалось на пути при составлении этого сочинения. Много было разочарований в погоне за материалом, и, как помог Господь, я старался подойти к выполнению своей задачи» (стр. 26, 27:41). Солидный объем – 1086 страниц в четверку крупного шрифта пишущей машины – подтверждает слова автора. Сочинение г. Пылаева состоит из 18 агиографических очерков: Иоаким Корсунянин, Лука Жидята, Стефан, ст. Феодор, Герман, Никита, Нифонт, Аркадий, Илия (Иоанн), Григорий, Мартирий, Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, кн. Анна, кн. Владимир, кн. Мстислав, кн. Феодор. В заключении (стр. 1009–1084) автор суммирует в одно черты духовно-нравственного облика перечисленных новгородских подвижников домонгольского периода. Автор настоящего сочинения правильно определил свою задачу – метод: «надо проникнуть в тайники их (подвижников) внутренние, неведомые никому, нужно жить их чувствами, их мыслями, вместе с ними как бы переносить их труды тяжелые, участвовать с ними во всем подвиге их жизни» (стр. 27). Однако пойти этим методом он не смог, а обратился к обычному историческому методу: на основании изучения летописных и житийных сказаний, штудирования подлежащей литературы составил 18 агиографических очерков, занявших у него 966 страниц, и непропорционально малым заключением – всего 79 страниц – попытался дать характеристику духовно-нравственного облика новгородских подвижников. Так что, строго говоря, г. Пылаев, оставив в стороне свою тему и правильно поставленную (стр. 26–27 задачу, представил нечто иное – жизнеописания 18 новгородских подвижников домонгольского периода. Что же касается собственно ответа на тему, то он уделил ей только 1/13 часть своего большого труда... Но и здесь читатель не найдет ясной, живой, картинной характеристики: сбивчиво, бледно и расплывчато говорит автор в этой главной части своего труда. Есть строки, когда хочется сказать, что напрасно он вытягивает из бывшего у него под руками материала то, чего там нет. Много повторений вредит ясности плана,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иисус Христос – Царь славы. О. Ч. Ж. К. Р. Н. М. Р. Г. Н. М. Л. Р. Б. 3. X. С. У. Г А. Ф. С X. Х. П. В . И. На обороте Креста полууставным письмом вырезана даже история его: «Лета от сотворения мира, 7163 (1655) года, в Старой Русе бысть послание Божие грех ради наших: созданию Божию многим человеком смертоносная язва бысть; тою ж году декабря 6 дня поставили сей крест на сем месте, в Ильинской улице сожители, чтоб Всемилостивый Господь Бог наш утолил тот свой правед­ный гнев смертоносия, а изложили праздновать в предыдущие лета сему образу честному и животворящему кресту Господню, на нем же распят бысть Господь, наш Иисус Христос, сего ж декабря в 22 день на память св. великомученицы Анастасии уоразрешительницы, а второе празднество в третью неделю св. великого поста отныне в предыдущие лета, в честь и благодарение и в славу в Троицы славимому Богу и в поклонение и в велелепие Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь». И до сих пор привлекает к себе эта святыня старорусская богомольцев, особенно по воскресеньям, когда после вечерни в часовенке совершается молебствие, а 1 августа, после окончания самого большого крестного хода, к малень­кой часовенке собираются святыни со всех городских церквей, собирается духовенство с несметными толпами богомольцев и возносят все усердные молитвы пред Спасом, вспоминая Его чудною помощь городу во дни невзгод. Кроме Животворящего Креста обращают на себя внимание находящиеся здесь образа греческого письма. Тут — справа образ Благовещения, а слева образ Тихвинской Божией Матери. Сверху же, над образом Богоматери находится подобие образа Софии Премудрости Бижией. Огнезрачного ангела, кроме Предтечи и Богоматери, окружают святители и подвижники новгородские. Тут же, на южной стене образ святителя Николая древнего письма, окруженный лицевым житием в клеймах. Давно нет древней Ильинской церкви. Почти совсем затихла память о ней. Позабыли, где даже стояла она, а в одном частном саду, выходящем на современную Ильинскую улицу, почему-то в давности огорожено небольшое место, поросшее березками. Это место бывшего Ильинского ал­таря. Мало кто и знает об этом. Только до сих дней всем и каждому напоминает о древней церкви эта неболь­шая часовенка со своим Чудным Крестом, рассказывает она каждому о днях былых минувших, когда светлою полосою вспыхнула народная вера среди невзгод и страданий и поставила чудную святыню на поклонение грядущим поколениям. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916.   http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36139

По временам, по-видимому, было обширно и хозяйство мо­настыря. В 1762 году было два скотных двора — один при монастыре, другой при Редьевском мельничном поселке. А в самой обители не проходило и года, чтобы не было каких-либо перемен или перестроек. То перестраивались храмы, переносились и заново строились монашеские кельи и корпуса, то стены монастырские. Особенно много было сделано при архимандритах Мардарии и Мелетии. До всего хо­зяйства касалась рука заботливых настоятелей. Не говоря уже о храмах, корпусах для братии, — и скотные дворы, и гумна, и сараи, и кладовые, и мостовые — все было поновлено и перестроено в их настоятельство... Правда, и теперь видала обитель бедность и скудость в стенах своих, особенно в прошлом столетии. Но в последние годы она воспрянула духом. Всего 27 лет тому назад в нее был возвращен после долгих стараний, усиленных просьб и ходатайств Чудотворный образ Богоматери, взятый в древние века в Тихвин. И ожил монастырь. Новый величественный храм вырос в нем в честь Богородицы. Отодвинулось вместе с этим все старое, былое, отжитое на задний план; все обращено теперь к новому святилищу с древнею святынею города и всего христианского мира. Монастырь теперь сделан первоклассным (1892 г.), но без назначения ему каких-либо средств на содержание от казны и без предоставления настоятелю его каких-либо преимуществ при Богослужении. Так, переиспытав многое в течение своего восьмивекового существования, монастырь крепко устоял среди всех невзгод и ныне стоит, напоминая о древних временах, обращая взор благочестивого человека к дивной святыне своей, с которою связаны ныне все мысли о нем. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Старорусский второклассный Спасопреображенский мужской монастырь находится на северо-восточной стороне г. Старой Руссы. Название получил от сооружения в нем первого храма во имя Спаса Преображения Господня основателем монастыря и первым игуменом Мартирием, в последствии с 1193 г. архиепископом Новгородским.

http://sobory.ru/article/?object=00838

Обращает на себя внимание еще местный образ Господа Вседержителя по стильному, древнему письму, по взору Спасову открытому, ясному, как бы испытующему с кротостью помышления приходящих к Нему. В притворе церкви стоят образа, собранные, по-видимому, из разных церквей н даже из иконостасов, как например, образ благоразумного разбойника. Тут же небольшой образ св. великомученика Власия в чудесах сравнительно древнего письма, тут же несколько символических картин на полотне позднего происхождения. В алтаре хранится еще напрестольный осьмиконечный сребропозлащенный крест с обычными чеканными изображениями и буквами: К. Т. Н. И. К. А. М. Л. Р. Б. Г. Г. Г. А. На другой стороне креста — надпись: «В лето 7182 (1674) года мая, в 3 день, сотворен сей крест по благословению иверскаго архимандрита Евмения, тщанием соборнаго старца Ионы со всею во Христе с братиею». Тут же находится еще евангелие 1657 года в кованом окладе, и старые оловянные сосуды, напоминающие о бедственных годах в истории церкви. С запада к церковным сеням примыкает небольшая, всего о двух ярусах, деревянная колоколенка, а на ней висят 5 колоколов — один большой в 25 пудов, да 4 зазвонных. Так и стоит ныне эта древняя церковка в мирном, уютном уголке города вдали от шума жизни, как бы ото­шедшая, отставшая от быстротечного времени, от вечных перемен в жизни человеческой. Многие считают ее древнейшею в Старой Руссе. Правда, стены ее говорят о древнем происхождении, но какая из церквей самая древняя, трудно решить, пока какие-нибудь новые открытия не осветят этого вопроса. Одно можно сказать, что она существовала еще до смутного времени, и начало ее теряется в глубине столетий. Было время, когда около нее был большой приход, и много собиралось в нее богомольцев, но теперь все затихло. Зато оживленнее стало около приписных к ней церквей. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Рядом с домом Достоевского на углу Писательского переулка находится небольшое здание кубической формы. Это церковь святого великомученика Мины. Прежде эта часть древнего города, которая так удачно расположилась между Перерытицей и Порусью, носила название Мининский конец, по названию церкви. Ее облик, размеры, форма кирпичей, а также архитектурно-конструктивные особенности и декор позволили историкам предположить, что время постройки церкви - первая половина XV века. У церкви имелось подцерковье, сам храм находился на втором этаже. Апсида была украшена арочками и вертикальными жгутами. Перекрытие было позакомарным, что в те времена было явлением редким на Новгородчине. До сих пор стены держат древнюю кладку из красного ракушечника.

http://sobory.ru/article/?object=00490

37–38]. Иеромонах Паисий (Пылаев), посетивший проездом Болховский монастырь, писал преосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому: «...Бог привел меня в простой день выслушать слово настоятеля здешнего монастыря, исполненное силы и жизни... Отец Макарий говорит так ежедневно и владеет удивительным искусством передавать самые высокие истины простым и общепонятным словом. На него смотрят, как на святого. Он привлек к себе всю окрестность своими беседами: говорил в простой день, а церковь полна народу...» С. 203]. Проповеди угодника Божия производили неизгладимое впечатление. Г. М. Пясецкий писал, что ими он «то потрясал душу грешника до глубокого раскаяния, то возгревал в ожесточенном сердце сладкую Божественную любовь, то возжигал в отчаянном луч надежды. Редкое слово его не отдавалось в слушателях слезами умиления и неудержимым вздохом (нам не раз приходилось слушать отзывы тех, которые издалека приходили в Болховский монастырь и имели случай назидаться пастырским его словом. По их признанию, это слово было так живо и действенно, что и по прошествии десятков лет они всецело проникаются чувствами проповедника и как бы слышат его пред собою)» С. 1108]. Как отмечает Ф. А. Голубинский, архимандрит Макарий «обладал необыкновенным даром слова, речь его была преисполнена назидания, он удивительным образом умел приспосабливаться к состоянию человека; даже малые дети хорошо понимали и долго помнили обращенные к ним слова» 1890. XII. С. 552]. Похожую мысль высказывает преосвященный Макарий (Невский) : «По характеру своей проповеди отец Макарий принадлежал к разряду тех церковных и народных учителей, которые обладают редким даром преподавать учение в такой форме и такого содержания, какие соответствуют месту, времени и степени приемлемости слушателей» С. 6]. Очевидцы отмечают также, что преподобный Макарий обладал удивительной способностью, вступая в разговор, незаметно переводить его в духовное русло. Обаяние его было настолько велико, что присутствовавшие, даже не интересовавшиеся духовными вопросами и не питавшие уважения к духовенству, собирались вокруг него в кружок и слушали с неослабным вниманием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

5 . Иванов Александр – Греч. Нем. Лебедев Александр – Лат. Нем. Лилеев Константин – Греч. Фран. Лобанов Василий – Лат. Фран. Мещерский Константин – Греч. Нем. 10 . Михайловский Григорий – Лат. Нем. Орлов Василий – Лат. Фран. Постников Сергей – Лат. Нем. Сергиевский Николай – Лат. Нем. Синев Николай – Лат. Нем. 15 . Струменский Михаил – Греч. Нем. Четыркин Иван – Греч. Англ. Предметы шестой группы. (Литургику и Церковную археологию, в связи с историей христианского искусства): III курса: 1 . Сахаров Сергей. II курса: 1 . Бойков Николай. 2 . Пылаев Владимир. I курса: Из языков: 1 . Берников Сергей – Греч. Англ. Лобов Гавриил – Греч. Англ. Оглоблин Аркадий – Греч. Нем. Рудич Василий – Лат. Фран. 5 . Тихомиров Александр – Лат. Англ. Определили: Утвердив распределение студентов по группам и классам древних и новых языков, – собственноручные показания их хранить при делах Совета Академии. X. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на представлении Преосвященного Ректора Академии от 9 сентября за 388: «1910 г. Сент. 10. Окончившего —388— курс семинарии Богородицкого разрешается допустить к слушанию академических лекций, а также и Глодовского». Справка : При упомянутом представлении за 388-м Преосвященным Ректором Академии, согласно § 150 устава духовных академий, представлена была на окончательное распоряжение Его Высокопреосвященства переписка по прошениям окончившего курс Тамбовской духовной семинарии Владимира Богородицкого (на имя Его Высокопреосвященства) и окончившего курс Холмской духовной семинарии Афанасия Глодовского (на имя Преосвященного Ректора Академии) – о допущении их к слушанию академических лекций. Определили: Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к исполнению. XI. Сданное Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Сент. 7. В Совет Московской Дух. Академии на заключение» – прошение на имя Его Высокопреосвященства бывшего студента III курса Академии Николая Кронтовского: «По причине болезни, продолжавшейся два года, я не мог явиться в Академию для продолжения своего образования и просил Совет Академии оставить меня еще на год на III курсе. Указом Святейшего Синода, от 17 августа текущего года за 10964, ходатайство Совета Академии об оставлении меня еще на год на III курсе отклонено. По своему особому расположению и склонности к духовному просвещению я не желал бы оставлять духовную школу. Посему честь имею благопочтительнейше просить Ваше Высокопреосвященство, не благоугодно ли будет допустить меня к слушанию академических лекций III курса вольнослушателем, и тем дать мне возможность осуществить мое всегдашнее желание – окончить в Академии высшее богословское образование, доведенное мною уже до половины».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916.   http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm В Старой Руссе, там, где речка Перерытица впадает в Полисть, некогда стоял острог. Его дубовые стены с каменными угловыми башнями - Покровской, Тайницкой, Глухой и Наугольной, - а также с массивными воротами окружали земляные валы. Сохранились данные о том, что там же располагались воеводский дом, съезжая изба и всевозможные служебные постройки - казна, амбар для хранения пороха, лавки, кабак, житницы, а также маленькая церковь, освящённая в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Этот храм стоял рядом с Покровской башней. Известно, что церковь благополучно уцелела после войны со шведами в начале XVII века и долгое время являлась соборным храмом города. Однако шло время. Русса становилась всё многолюднее, а старый небольшой храм приходил в негодность. Наконец, в 1692 году на её месте началось возведение Воскресенского собора. Строительство затеял местный купец Михаил Фёдорович Сомров. Он подвиг прихожан на сбор средств на это богоугодное дело, сам выделил весьма крупную сумму. Благословил затею Сомрова митрополит Новгородский Корнилий. Между прочим, на своём посту митрополит много внимания уделял строительству и восстановлению храмов и монастырей. Так, именно при нём была восстановлена после страшного пожара Зеленецкая обитель. " Тщанием и иждивением " Корнилия там появились каменный пятиглавый Троицкий собор, церковь Благовещения, колокольня. Он окружил обитель оградой с надвратной церковью, построил келейные корпуса. Более того, учитывая, что монастырь со всех сторон окружали болота, владыка понимал, что необходимо проложить к монастырю дорогу. Что и было вскоре реализовано. Именно в возрождённую с такой любовью обитель митрополит потом удалился на покой, где и скончался в 1698 году. В 1696 году строительство Воскресенского собора в Старой Руссе было окончено. Помимо главного придела, в нём имелось ещё два. Один из них был посвящён празднику Покрова Пресвятой Богородицы, второй - Рождеству Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00839

Эту икону особенно чтили мама и я с детства. Постриг я принимал, уже получивши назначение в Полтавскую семинарию. Потом оказалось, что 13-е окт[ября] – праздник Полтавской семинарии, и в 1912 году, когда в Полтав[ской] семинарии в этот день шла праздничная всенощная, – в моей Академии преподаватель Полтавской семинарии менял мирское имя на монашеское. А праздник Иверской 12-го февраля – знаменательный день для «второго сына» моей покойной мамы... 14/27-Х. Сегодня день моей диаконской хиротонии. И тогда это было воскресение. Потом оказалось, что это день именин Полтавского архипастыря Назария 38 , в послушание которому я поступал. 17-го, в среду, годовщина иерейской хиротонии и день ангела о. Андрея. Ближе всех для меня по воспоминаниям об этих днях, когда произошли такие перемены в моей жизни, – Володя Пылаев. Он был почти неразлучен со мной тогда. С ним особенно хотелось бы сегодня поделиться воспоминаниями, дорогими нам обоим... Но где он и жив ли?.. И вообще из присутствовавших тогда на моих торжествах, почти уже никого не найти. Мамы нет, наших добрых посадских квартирохозяев тоже... Только Ганя 39 да тетя Ариша 40 . И о последней не знаю, жива ли она? Не знаю, где преосвященный Феодор и арх[имандрит] Симеон. Последний тоже тогда присутствовал, хотя я и не был близок с ним. Впоследствии он стал моим духовным отцом и вместе духовным сыном. А из друзей моих и товарищей по Академии одних уж нет, а те далече... И сколько младших моих товарищей оставили уже земную юдоль!.. Много ли лет или дней остается и мне странствовать по этой скорбной юдоли?.. Хотелось бы только, чтобы дано было столько времени, сколько хватило бы на обработку и приведение в порядок собранных мной служб, на обработку того, что предполагаю я написать по церковному уставу и по русской агиологии, материал для чего собран был мной часто с большим трудом в течение многих, многих лет, о чем мыслей не оставляю даже и в настоящем моем положении, обдумывая некоторые подробности, разрабатывая планы... Ради этой работы готов я просить и о скидке года, чтобы поскорее взяться за любимое, дорогое дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В настоящее время (1876 г.) священствует о.Тринитатов. Источник: Известия по Казанской Епархии за 1876 г. Домовый храм находился на втором этаже бывшей адмиралтейской конторы, а в то время земской больницы. Алтарь церкви и сам храм вдавались во двор больницы, а не по фасаду здания. Престол в церкви был один. Архиепископ Казанский и Свияжский Григорий (Постников) (1784-I860) поручил освящать церковь ректору Казанской Духовной академии архимандриту Парфению (Попову) (1811 – 1873). Церковь была освящена не позднее марта 1854 г., т.к. с 14 марта архимандрит Парфений был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского. Иконостас, ризница и утварь были приобретены на средства казанского купца-благотворителя, бывшего в то время городским головой Сергеем Евсеевичем Александровым (1792-1870). Он пожертвовал в храм также два серебряных сосуда и ризы. Иконы были написаны в мастерской иконописца из Владимирской губернии Тимофея Терентьевича Гагаева (1836 – 25 октября 1889). Серебряная риза на местной иконе Божией Матери «Неопалимая Купина» была устроена из разных серебряных вещей, пожертвованных во время строительства церкви 7 апреля 1853 года Анной Андреевной Базилевичевой. В киотах за клиросами были поставлены разные иконы небольших размеров, частью купленные, а частью пожертвованные разными лицами. В числе таких икон, в киоте за правым клиросом, помещалась маленькая икона святителя Митрофания Воронежского, чудотворца с мощами этого святителя. Она была пожертвована в эту домовую церковь ктитором церкви Таршиным в 1859 году. Отдельной колокольни при храме не было. Колокола висели около восточной стены храма. Всего их было четыре. Один из них был пожертвован казанским купцом Дмитрием Сосипатровичем Борковым (1802-1860), весил этот колокол 2 пуда и 8 фунтов (35,2 кг). Со дня освящения храма служить в нем стал протоиерей Сергиевской церкви Гавриил Николаевич Спасский (1825 – 31 декабря 1906), который совершал поочередно богослужения в Сергиевской церкви Ложкинской богадельни и во вновь устроенной при больнице Богородицкой церкви. Но первым постоянным священником этой домовой церкви был Иван Иванович Пылаев (1825-1861), кандидат богословия, получивший образование в Казанской Духовной академии. Домовой храм при земской больнице был закрыт в первые годы советской власти. К церкви больницы была приписана каменная часовня-усыпальница для отпевания усопших. Часовня постройки второй половины XVIII века (возможно, архитектор Кафтырев В.И.) с тремя окнами и четырехскатной крышей сохранилась до наших дней и фасадом выходит на улицу Большая Красная. В 1965 году у нее упразднили маковку с крестом. Ныне в ней одно из медицинских подразделений. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=35879

И те и другие - жертва устроителя церкви С.Е. Александрова. Один серебряный ковш пожертвован за упокой рабы Божией Марии, как значится в надписи на самом ковше. 2) Четыре Евангелия, из коих два больших и два малых. Первое Евангелие 1851 г. с верхней доской серебряной вызолоченной. Евангелисты финифтовые, а наугольники и застежки серебряные (заплачено 90 руб.). Второе Евангелие 1857 г.; оно обложено малиновым бархатом. Евангелисты, средник и наугольники серебряные. 3) Два креста напрестольных больших и третий малый - серебряные. 4) Дарохранительница серебряная вызолоченная (в 98 руб.), довольно красивой формы под круглым стеклянным большим колпаком, пожертвованным г.Желтухиным. 5) Из риз - богатые пасхальные ризы белого серебряного глазета с золотыми крестами; а также другие ризы золотого глазета с крестами. И те и другие пожертвованы С.Е. Александровым. Колокольни отдельной нет. Колокола висят близ восточной стены церкви. Всех колоколов 4. Один колокол в 2 пуд. 8 фун. пожертвован казанским купцом Борковым. Библиотека церковная, состоящая из духовных журналов, заведена в недавнее время священником Александром Никифоровичем Тринитатовым. При церкви имеется каменная часовня-усыпальница, куда полагаются умершие до отпевания их. Одной стеной она выходит на Красную улицу. Причт состоит из священника и диакона на вакансии псаломщика. Оба они живут в казенных квартирах с казенным отоплением, при самой больнице. На содержании священнослужителей производится от губернского жалование - священнику 300 руб. и за преподавание Закона Божия в фельдшерской школе губернского земства - 300 руб., всего 600 руб. в год, а диакону 200 руб. в год. Первым священником при церкви был Иоанн Иоаннович Пылаев, кандидат богословия, получивший образование в Казанской духовной академии. Впрочем до его посвящения и определения, исправление священнических обязанностей при больничной церкви поручено было Высокопреосвященнейшим Григорием, архиепископом казанским, священнику Сергиевской церкви, что при богадельне, Гавриилу Спасскому, с тем, чтобы он, до назначения местного священника, совершал богослужение поочередно в Сергиевской и во вновь устроенной при больнице Богородицкой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=35879

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010