В притворе помещены древние образа Богоматери — «Неопалимыя Купины» и «Живоносный Источник». Стены храма украшены ликами св. угодников новгородских, выше их, на парусах, изображены евангелисты, а в куполе — евангельские события. Живопись, несмотря на сравнительную новизну, значи­тельно попортилась... Мало сохранилось в этом храме старины от прежних дней, все здесь говорит о новых временах да о щедрости почти современных прихожан храма. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916. http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Церковь во имя Успения Божией Матери деревянная, холодная, о 4-х ярусах, построена пирамидально. Она обшита тесом в рустик и окрашена белилами на масле. Длина церкви 10 саж., ширина 4 саж., вышина до креста 12 саж. Из предметов, заслуживающих внимания по древности, стоит указать на храмовую икону Успения, пономарские врата и икону Сошествия св. Духа на апостолов, из коих первая почитается в городе чудотворною. При Успенской деревянной церкви находится каменная колокольня 17 саж. в вышину; построена она в 1795 г. Успенский приход составился из прихожан собственно Успенской церкви, Космодемьянской и Ильинской. В 1792 г. космодемьянские прихожане были приписаны к Ильинской церкви, а прихожане сей церкви в 1831 г. – к Успенской. К Успенской церкви принадлежала церковь св. жен Мироносиц, деревянная, современна Успенской и находилась от нее в 11 саж., в том же Успенском женском монастыре, но когда именно сия церковь построена, неизвестно. Известно только то, что она в 1609 г. немцами была опустошена, как видно из описи г. Старой Руссы, бывшей в 1625 г., и находилась в запустении до 1660 г. В сем году на месте оной построена вновь также деревянная церковь при царе Алексее Михайловиче, с благословения митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария, на сумму от доброхотных дателей и находилась до 1785 г. В 1786 г. построена на место деревянной каменная, теплая, с благословения высокопреосв. Гавриила, иждивением прихожан. В 1843 г. по Высочайше утвержденному в 1839 г. плану и фасаду, с разрешения епархиального начальства, церковь вновь исправлена, возвышена на 2 аршина, с увеличением окон и украшена. В 1840 г., по тому же плану и фасаду, пристроены два теплых придела во имя св. пророка Илии и св. архистратига Михаила тщанием прихожан, особенно бывших ильинских, и при входе устроена паперть. Эти приделы построены в воспоминание древних церквей Ильинской и Михайловской, которые находились на Ильинской улице близ часовни Чудного Креста и 11 июля 1820 г. сгорели. Церковь св. жен Мироносиц с приделами имеет вид крестообразный, вся оштукатурена и окрашена известью. В длину она имеет 14 ½ саж., в ширину 4 , а вышину с крестом 8 ½ саж.

http://sobory.ru/article/?object=48494

Свящ. П. Сокольский В. Пылаев Знаменский A. Пограницкий От корпорации Суздальского Дух. Училища: Прот. М.А. Веселовский В.П. Романов В.В. Левкоев Неизв. От корпорации Сызранского Дух. Училища: Свящ. И.А. Зеленев П.И. Высотский От корпорации Севского Дух. Училища: Иеромонах Алексий С.С. Виноградов От корпорации Угличского Дух. Училища: Д.В. Лавров От корпорации Устюжского Дух. Училища: Д.Д. Покровский От корпорации Шуйского Дух. Училища: М.В. Грамматин М.В. Созонов И. Миловский —55— Д. Единоличные пожертвования, внесённые непосредственно в кассу Братства почётными, пожизненными и действительными членами и членами-соревнователями. 1 Протоиерей И.В. Арсеньев (г. Москва) 100.00 Протоиерей В.Ф. Барбарин (г. Москва) 100.00 (4% лист Дворян. Зем. Банка) Богоявленский Г.К. (Ростов-Яросл.) Епископ Василий, Ректор Имп. Киевской Дух. Академии 100.00 Вищерский М. (г. Саратов) Игуменья Евгения (Моск. Вознес. монастырь Иеромонах Игнатий, помощник библиотек. Моск. Дух. Академии Иеромонах Иоасаф, помощник инспект. Моск. Дух. Академии Канделаки М. (г. Тобольск) Капралов В.М. Священник Касаткин С.В. (г. Москва) Лещинская М.М. (г. Сумы) Протоиерей И.В. Ливанский (г. Орёл) Палладий, Епископ Саратовский 100.00 Плотников А.М., проф. стипендиат Моск. Дух. Академии Причт Моск. Всехсвятского единов. монастыря Священник Н.А. Ремизов (г. Москва) Саввино-Сторожевский монастырь Иеромонах Симон (г. Кременец) Симонов Монастырь (в Москве) —56— 23 Щегольков И.М. (г. Арзамас) V. Денежные средства Братства для вспомоществования студентам Императорской Московской Духовной Академии Приход а) Наличными деньгами 1 Взносы почётных, пожизненных и действительных членов Братства и единовременные пожертвования от различных лиц От Московского Епарх. Свечного Завода 300.00 От Литературного фонда (Петроград) Остатки % с капитала Косташ за 1915 г 135.00 От продажи изданий Братства 1158.76 Возвращённые долги 143.00 Доход с принадлежащих Братству капиталов 3350.06 Остаток от 1914 года 2268.43 9219.97 б) процентными бумагами:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кротко мерцают в ней негасимые лампадочки пред иконами Пресвятой Богородицы и Софии Премудрости Божией. Стоит эта часовенка для поклонения православным христианам, на распутье двух дорог — за город и к месту вечного покоища. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916.   http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Старорусская городская кладбищенская Богословская церковь первоначально была деревянная и построена по случаю отвода на этом месте кладбища 1773 г. усердием старорусских купцов Абрама Махаева и Памфила Сущецкого, а освящена в 1776 г. 8 октября Старорусского Спасского монастыря архимандритом Гервасием и существовала до 1820 г. под заведованием соборных священно-церковно-служителей. В идя ветхость сей церкви, городское общество решилось своим иждивением, вместо деревянной, построить каменную с приделом во имя Живоносного Источника Божией Матери, которая в 1817 г. начала строиться, а в 1820 г. окончена, и в том же году 19 сентября освящена придельная церковь пресвящ. Дамаскином, епископом Старорусским, которая и доселе существует с определением штатного причта в 1820 г. Прежняя деревянная церковь уничтожена, а на месте алтаря оной находится деревянная часовня. Кладбище при Богословской церкви находящееся называется Симоновщина; оно, по народному преданию, называется так потому, что земля была собственностью одного московского купца, соляного промышленника, жившего в Старой Руссе в качестве гостя, по фамилии Симонов, а по смерти его владели оною его потомки. В это время открылся в Старой Руссе ужасный мор, и по Величайшему повелению воспрещено было хоронить умерших при церквах, а велено было отвести за городом кладбище; для сего и отведена по согласию владетелей Симоновщина. На ней тогда старорусский воевода, как начальник города, Корнилий Иванович Колобов устроил две скудельницы, из коих в одной погребались умершие во время морового поветрия, а в другой – безызвестные странники, нищие, наказанные публично за преступления и проч. Потом Симоновщина из рода Симоновых перешла в собственность старорусского купца Абрама Махаева, по родству или по продаже – неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=48499

Пыж, Пыжовы : Федор Васильевич Пыж Хвостов [см. Хвост], XV в.; от него – Пыжовы Пылаев Внук [см. Внук], слуга Рязанского Федорова монастыря, 1582 г. [см. Простой] Пыпа, Пыпины : Иван Пыпа, крестьянин, 1495 г., Новгород; Игнат Алексеев Пыпа, посадский человек, 1635 г., Можайск; Василий Пыпин, крестьянин, 1475 г., Дмитров Пырей, Пырьевы : Пырей Осокин сын Травин [см. Осока, Трава], конец XV в.; от него – Пырьевы Пыркин Федор Семенов, крестьянин, г., Арзамас Пыря , крестьянин, 1545 г., Новгород Пыря, пырка – индюк, кура (вост.) (Даль) Пыск Иван, дьяк ростовского владыки, 1490 г. Пыск – морда Пыстай , крестьянин, 1545 г., Новгород Пыхач, Пыхачевы : Матвей Федорович Пыхачев, середина XV в., Бежецк; Михаил Иванович Пыхачев, 1531 г.; Михей Пыхач, крестьянин, 1564 г., Олонец Пых – пыл, спешка; пыхач – страдающий одышкой, впопыхах, второпях Пыхов Михаил, посадский человек, 1664 г., Устюг; Кали на [см. Калина], 1625 г. Пышка , крестьянин, 1495 г. Новгород Пышнев Алексей, пушкарь, 1585 г., Псков Пьянбугин Яков, послух, середина XV в., Суздаль Пьяница Федор Федорович Вельяминов, XV в. Пьянко Мартемьянов, 1562 г., Шуя; Пьянко Легасов [см. Легасов], царский конюх, 1573 г. Пьяный Иван Иванович Житов [см. Жито], 1524 г.; кн. Григорий Васильевич Мезецкий, середина XVII в. Пядыш ( Пятыш ), крестьянин, 1545 г., Новгород; Иван Пядышев, крестьянин, 1615 г., Соль Камская Пянтеш Федоров, крестьянин, 1564 г., Олонец Пянтин Артюшка, крестьянин, 1564 г., Олонец Пята Федор Федорович Татищев [см. Татище] Пятачев Емельян Яковль, солевар, середина XV в., Соль Галицкая Пятин Гридя [см. Гридя], крестьянин, 1502 г., Кострома; Пятины, вторая половина XVI в. и позже, Мещера Пятка, Пяткин : Пяткин Софрон Степанов, крестьянин, 1504 г., Верея; Корнилий Пятка, холоп, 1603 г., Новгород Пятлин Спиридон, крестьянин, 1624 г., Соль Вычегодская Пятухин Кондрат, посадский человек, 1614 г., Тотьма Пятыгин Василий, холоп, 1603 г., Новгород Пятыка Иван, крестьянин, 1584 г., Арзамас Пятыш см. Пядыш P Рагоза, Рагозины : Иван Терентьевич Рагоза, середина XV в., Дмитров; от него – фамилия митрополичьих слуг Рагозиных; в XVI в. несколько родов других Рагозиных в Новгороде, Коломне и Твери

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не служат зимою в церкви, и она как бы замирает на это время, замолкает до весны колокол, пока ни начнут съезжаться в город больные для лечения на место бывшей обители. Шумно станет там. Оживится тогда цер­ковка. Начнется и в ней служение церковное. Дачники — приезжие теперь главные богомольны ее, несут они и лепту свою на украшение храма. За правым клиросом храма есть образ Богородицы — Целительницы, поставленный в память одного из случаев излечения на минеральных водах. Такова история храмов и целой обители, замененных ныне одною церковью Петропавловскою. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916.   http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Петропавловская церковь первоначально находилась при самом источнике минеральных вод, в конце Петропавловского переулка. Зданием она была деревянная, двухэтажная, вверху – во имя апостолов Петра и Павла, а внизу – архидиакона Стефана. Когда и кем построена – неизвестно; известно только то, что это был храм давний, остаток упраздненного Петропавловского девичья монастыря. Во время описи г. Старой Руссы 1625 г. эта церковь представляется вместе с другими церквами разоренною немцами и литовцами. После того долгое время она оставалась в полуразрушенном состоянии, без причта и священнослужения. Уже в 1710 г. была построена снова также деревянною, одноэтажною, на том же месте, во имя св. апостолов Петра и Павла с приделом преп. Нила Столобенского. Предания разноречивы о последующей судьбе ее, но в них верно одно, что храм деревянный в конце XVII ст. совершенно был истреблен пожаром. Возобновлять было нечего; само место оставалось пустопорожним и в недавнее время оно занято построением зданий для устройства ванн при минеральном соляном источнике. Церковь же во мя св. муч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, с тремя приделами: Покрова Божией Матери, Похвалы Божией Матери и св. апостола Филиппа; когда и кем была построена – неизвестно. В описании г. Старой Руссы 1625 г. она значится находившейся в пусте; имущество ее все было разграблено литовцами в 1609 г., она осталась без возобновления и пришла в совершенное разрушение.

http://sobory.ru/article/?object=36144

Из аналойных образов обращает внимание образ Страстей Христовых прекрасного древнерусского письма, обложенный по краям басмою. Он пожертвован одним из наследников, когда-то славных, тороватых старорусских купцов Сомровых. Но вообще-то, в церкви больше нового недавнего, устроенного иждивением почти современных прихожан. Отрадное впечатление производит она чистотою и свежестью своею, а под праздничный колокольный звон полным-полна на­полняется богомольцами, и тесными кажутся стены церковные. Потому и подумывают прихожане со священниками расши­рить храм. Над входом в церковь подымается колокольня, а на ней  7  колоколов. Самый большой из них 201 пуд 10 фунтов, вылит в 1909 году. Недалеко стоит одноэтажная обширная школа с садом. Она была открыта еще в 1882 году, а в 1886 году кн. Васильчиков устроил для нее обширное двухэтажное здание. Только сгорело в 1894 году это здание, а через два года на страховую сумму школа была выстроена заново. В настоящее время в ней обучается больше полутора сот детей. В. Пылаев " Старая Русса " . - Сергиев Посад Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1916.   http://russa.narod.ru/books/pilaev/005.htm Свято-Духовская церковь находится на так называемой Введенской стороне, на площади, названной по церкви Духовскою и образовавшейся из соединения улиц поперечной Духовской и Бычатинской. Она построена в 1797 г. усердием и иждивением старорусского купца Епифания Кучкова. В 1824 г. из ведомства епархиального, при устройстве военных поселений, церковь перешла в ведомство военное и сделана штабною 20-й гренадерской дивизии. С 1832 г., когда военные поселения преобразовались в округа пахотных солдат, она называлась штабною церковью округов пахотных солдат Старорусского уезда. В 1857 г., по уничтожении округов, перешла в ведомство департамента уделов. В 1826 г. император Николая Павлович соизволил принести в дар церкви серебряное позолоченное блюдо. Генерал-лейтенант фон Фрикен, кроме ходатайства об ее устройстве и денежных приношений, пожертвовал мраморные свечи к местным иконам. Генерал-майоры Макаров и Набоков возобновили ризницу, умножили утварь и пожертвовали несколько ковров. Генерал-лейтенант Филиппович в 1854 г. пожертвовал замечательной работы картину «Исцеление апостолами хромого»; наследники строителя храма Кучковы не перестают и поныне украшать его.

http://sobory.ru/article/?object=48496

Старик нимало не смутился. – И “Новое время”, и ваше “Русское знамя” тоже жидовские газеты. Нет не жидовских газет, государь мой, нет и не может быть. От газет пошли на Руси все беды: смута, бунты. Разврат, безобразие, хамство – все от газет ваших. В старину газет не было – жилось лучше. Я газет не читаю и вам заказываю: не оскверняйте рук ваших погаными листками – дьявольское в них наваждение. Не губите себя, послушайтесь старика». Зачитав эту цитату похолодевшей от удивления, а может быть, и страха студенческой аудитории, Пылаев громко рассмеялся, а потом то ли с осуждением, то ли с одобрением сказал: «Вот каковы славянофилы» – и резко перешел к другому вопросу. Впрочем, Пылаев недолго забавлял нас своими лекциями подобного рода. Довольно скоро старика отправили на пенсию. Но он не унывал, продолжал каламбурить и рассказывать смешные истории. После увольнения у него появилась присказка, понятная читателям советских газет: «“Правды” нет, “Советскую Россию” продали, остался “Труд” за три копейки». Несколько раз мы с Сашей посещали его в маленькой комнате в коммунальной квартире старинного двухэтажного дома прямо напротив Ивановского монастыря. Все его имущество составляли шкафы с книгами, которые он охотно давал нам читать, сопровождая цветистыми комментариями. От него я получил подтверждение еврейского происхождения Ленина, а также всех основных деятелей Октябрьской революции, «которая, – по мнению Пылаева, – создавалась евреями для евреев». Пылаев не мог спокойно слышать, когда при нем называли имя еврейского большевика академика Исаака Израилевича Минца. «Более бездарного и нахального типа я не встречал, – горячился Пылаев. – В наше время он фактически монополизировал русскую историческую науку. Местечковый еврей, в годы Гражданской войны участвовавший в массовых репрессиях русских людей (он был комиссаром, чекистом), скудное образование, никаких данных быть ученым-историком у него не было, при помощи главных еврейских большевиков захватил все ключевые места в советской исторической науке: зав. кафедрой СССР в МГУ и Высшей партийной школе, один из ведущих руководителей Института истории и т.д.»

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/13/...

С помощью своего «исторического оружия» он также стремился устранить все «абсолютные» [Harnack, 1900, i, 11] и «исключительные» [Harnack, 1900, viii, 92] суждения в историческом исследовании. Однако примечательно, что самому ему не удалось избежать опоры на априорные предпосылки. Философ М.А. Пылаев подчеркивает, что Гарнак исходит из целого ряда априорных предпосылок, абсолютных суждений (см.: [Пылаев, 2014, 91]), полагая их в качестве незыблемого основания своих исторических поисков. За данную непоследовательность в историческом исследовании Гарнака критиковали такие исследователи, как О. Пфляйдерер, лидер religionsgeschichtliche schule Э. Трельч и католический теолог А. Луази (см.: [Richards, 1931, 341]). В качестве одной из предпосылок концепции исторического исследования Гарнак выдвигает постулат о противопоставлении керигмы как основополагающего и богооткровенного учения веры и догмата (см.: [Пылаев, 2014, 92]). Признавая в качестве единственной формы откровения Писание, Откровение сверхъестественное, Гарнак также отрицает возможность естественного богопознания, т. е. концепцию естественной теологии, в основе которой лежит идея человеческих возможностей познания Творца. Естественная теология опирается на знания о Боге, приобретаемые человеком посредством естественного откровения, которое Творец дает человеку через рационально-философские рассуждения и созерцание природы, что, конечно же, отличается от знания, полученного путем откровения сверхъестественного. Обращение раннехристианских апологетов к естественнонаучной аргументации было равносильно для Гарнака отказу от керигмы, иными словами, от незыблемой истины Священного Писания, более того, грозило опасностью привнесения метафизических мотивов в христианство. Его отношение было достаточно предвзятым и к концепции естественной религии, под которой он понимал религию, возникающую на основе врожденных, первичных, непроизвольных идей, содержащихся изначально в разуме каждого человека. Под естественную религию он подводил «общую сумму элементарных интуиций и процедур, которые могут быть выявлены во всех религиях» [Harnack, 1900, xv, 168]. И, таким образом, Гарнак считал естественную религию некоей абстракцией (см.: [Harnack, 1900, xv, 168]), не отвечающей требованиям той «критической редукции» [Harnack, 1900, 168], на которую желал опираться.

http://bogoslov.ru/article/6194213

  Давным-давно из вереска Варили горцы пиво, Забористое здорово И сладкое на диво.   В первые студенческие годы учебы в институте я еще поддерживал отношения со старыми друзьями, но постепенно наши дороги разошлись. В институте складывались новые знакомства. В конце третьего курса у меня появился новый друг Саша Матвеев из Сергиева Посада. Наши взгляды на жизнь были близки. Как и я, он много читал, интересовался русской историей. У него был особый покровитель – одинокий, чудаковатый старик-историк Пылаев, рекомендовавший нам равняться на Суворова, которого он считал образцовым русским человеком. Другим его кумиром был издатель «Русского архива» славянофил Петр Иванович Бартенев. В своих лекциях Пылаев старался не упоминать евреев, а если упоминал, то недружелюбно, особенно Троцкого, Зиновьева, Каменева. Из его уст на лекции я однажды услышал слово «жид». Однажды он зачитал отрывок из воспоминаний большевика А.В. Воронского, рассказывавшего о своем знакомстве с Бартеневым. Этот троцкист, комментировал Пылаев, пришел к Бартеневу с желанием продать ему сомнительные книги. Познакомившись с ними, Бартенев отодвинул их от себя. «– Жиды, сударь, жиды! Не могу подписаться, не буду. Не надо мне жидовских книг. Я заметил, что названные мной историки не жиды, евреи же – культурнейшая нация. Старик поднял ладонь, как бы отгораживаясь от меня, с силой перебил: – Жиды-с! О культуре расскажу вам, молодой человек, поучительную историю. Подобно вам, одна дама наслушалась речей о культуре. Куда ни придет, сейчас: культура, культура... Ее и спросили однажды, что такое культура. “Это, – ответила дама, – зверек такой, на крысу похож”. Культуру-то культурнейшая дама с крысой смешала. Обескураженный, я сказал Бартеневу: – У меня есть отзывы газет и журналов о книгах, которые я вам предлагаю. Они все похвальные. Бартенев заерзал на кресле, наклонился ко мне, сжал еще крепче рукою костыль. – Все ваши газеты жидовские. Забыв о цели своего прихода, я промолвил: – Есть разные газеты. Вероятно, вы не считаете жидовскими такие газеты, как “Новое время” или “Русское знамя”.

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/13/...

М-ча, чтобы положить определенную плату в месяц. Ал. М. очень на это смеялся; но на брата очень досадовал за его бесхарактерность, и вообще эта история и поступки невестки возмущали его» 528 Иван Иванович Пылаев – воспитанник Тверской, затем Казанской Духовной Семинарии. От поступления на училищную службу отказался и в 1856 г. посвящен в священники Казанского кафедрального собора. Потом служил при градской больнице. † 1866 г. (Знаменский, – Ист. Казанск. Духовн. Акад. Вып. III, стр. 370; о нем же еще id., стр. 126). Другие Пылаевы, учившиеся в Тверской Семинарии – Федор Иванович (поступил в 1846 г. в Казанскую Дух. Академию из Киевской и иеромонах Паисий, бывший в Казанской Академии бакалавром, экстраординарным и ординарным профессором и инспектором в 1843–1854 г. г. – братья Ивана Ивановича. Они были сыновьями Бежецкого священника и были известны о. Феодору (Бухареву) вероятно как земляки. Подробности о них см. в «Ист. Каз. Дух. Ак.» П. В. Знаменского , по указателю. По-видимому, младшие братья были привязаны друг к другу и находились под влиянием о. Паисия (они из Киевской Академии перевелись в Казанскую, чтобы быть при брате, см. у Знаменского, id., Вып. 3, стр. 126). Это заставляет думать, что они разделяли и пиэтистически-мистическое настроение о Паисия, подававшее даже повод к сплетням о его хлыстовстве (Знаменский, id., Вып. 1, стр. 100–103; ср. Вып. 3. стр. 308). Если так, то тогда устанавливается точка соприкосновения между о. Ив. Ив. Пылаевым и о. Феодором (Бухаревым) и объясняется, почему о. Иван Пылаев «взялся продать некоторые книги» о. Феодора. 529 В. П. – Владимиру Петровичу, родственнику Варвары Васильевны Любимовой (см. [ 11 ]), которого эта последняя собиралась женить на Антонине Ивановне Дубровиной. 530 Валериану Викторовичу Лаврскому (см. [ 1 ]). Т. к. в Варшаву он был переведен лишь в 1866 г., а до тех пор, с 1862 по 1866 г. был в Нижнем Новгороде, то «напишите» – в Нижний, – что подтверждается и дальнейшими словами. Написать ему Антонина Ивановна могла на правах свояченицы, ибо о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010