Первого марта 2006 года храм был возвращен Православной Церкви. Верующим вернули фактически одни стены. От былого великолепия на тот момент ничего не осталось. Ильинская церковь открыта 2 августа 2006 года. В этот день состоялось первое архиерейское богослужение, которое совершил архиепископ Тульский и Белевский Алексий (ныне – митрополит). Первые богослужения проходили в Казанском и Борисоглебском приделах. В алтаре долго шли восстановительные работы. Проект реставрации храма был выполнен в Московском университете реставрации (руководитель проекта Ольга Васильева). Вскоре был заложен фундамент водосвятной часовни. 2 августа 2009 года храм был увенчан куполом. В июле 2013 г. накануне праздника Всех Святых в Свято-Ильинском храме во время реставрационных работ первого этажа – придела великомученицы Екатерины – были обнаружены останки людей, расстрелянных в советские годы. Сколько всего в этой братской могиле мучеников тех времен, с точностью сказать нельзя, но достоверно известно, что в советские годы в Тульской области было множество пропавших без вести священнослужителей. Современное состояние [ править править код ] За последние четыре года произведены реставрационные работы по всем пределам, благоустроена территория, заменено кровельное покрытие, установлены пластиковые окна, подведена газификация, приобретены иконостасы, живописные иконы, утварь для богослужения, колокола. Описание [ править править код ] В храме пять действующих пределов: пророка Божия Илии, иконы Пресвятой Богородицы Казанской, святых благоверных князей Бориса и Глеба, святой великомученицы Екатерины, священномученика XX века епископа Тульского Онисима. Деятельность прихода [ править править код ] При храме действует воскресная школа для детей. Формируется книжный фонд православной библиотеки. Святые [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Онисим Пылаев, священномученик - 27 февраля Илия Фесвитянин, пророк - (22 апреля (переходящая) – Собор Синайских преподобных; 2 августа)

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Ильински...

он пронес драгоценную для него оловянную ложку, на которой заключенными была выцарапана надпись «Е.Онис.» 22 июня 1928 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Онисима к трем годам заключения в Соловецком концлагере. Перед окончанием срока заключения в лагере 3 января 1931 года Особое Совещание приговорило епископа дополнительно к трем годам ссылки в Северный край. И из Соловков он сразу же был отправлен в Архангельск, где поселился в качестве ссыльного, зарабатывая на жизнь работой в госфотографии. В 1933 году митрополит Сергий назначил епископа Онисима на Тульскую кафедру. Приступив к управлению Тульской епархией, он принимал священников у себя на квартире, ставшей и жилищем его, и епархиальным управлением. Узнав, что где-то в приходе нет священника, епископ сразу же направлял туда кого-либо из священников, чтобы храм не был закрыт; в тех случаях, когда власти не давали ему регистрацию или отбирали ее, требуя, чтобы тот покинул приход, он находил другого священника, лишь бы не допустить закрытия храма. Бывали случаи, когда руководство колхоза, не закрывая храма, ссыпало в него зерно, и тогда епископ благословлял священника совершать богослужения на паперти. 18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Свидетели по его делу, большей частью из числа самого арестованного духовенства, показали, что епископ говорил о тяжелой жизни верующих в заключении и ссылке, призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству, призывал проповедовать. — Следствие располагает данными, что вы во время своего служения в церкви произносили проповеди антисоветского характера. Когда это было и каково содержание этих проповедей? — спросил епископа следователь. — Проповеди я действительно произносил, но они не носили антисоветского характера. — Следствием установлено, что вы концентрировали вокруг себя духовенство, прибывающее из ссылок, разрешали этому духовенству служить в церквях, в то время как эти лица не регистрировались в местных советских органах. Считаете ли вы, что этим нарушили советские законы и создали благоприятную почву для группирования вокруг вас контрреволюционного элемента?

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-onisi...

26 февраля 1925 года они были арестованы и заключены в нижегородскую тюрьму. 28 февраля следователь допросил отца Михаила. — Какая цель ваших собраний? — спросил его следователь. — Исключительно знакомиться с вопросами, затрагиваемыми современным антирелигиозным движением,— ответил священник. — Не возникает ли у вас мысль, что ваши собрания носили организованный нелегальный характер? — Об этом совершенно не думал. Я предполагал, что такие товарищеские беседы не носят характера собраний. 27 марта 1925 года все находящиеся под стражей, и в частности отец Михаил, были освобождены под подписку о невыезде. На следующий день протоиерей Михаил был пострижен в монашество с именем Онисим и хиротонисан во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский). Тем временем Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа к лишению «права проживания в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе, Ростове-на-Дону, означенных губерниях и Нижегородской губернии сроком на три года». Епископ Онисим избрал местом жительства город Воткинск, и 26 апреля 1926 года митрополит Сергий назначил его епископом Воткинским. 30 декабря 1927 года в доме секретаря епископа Онисима был произведен обыск, во время которого было найдено шестнадцать номеров журнала «Вера и жизнь», издававшегося в Латвии. Журналы были присланы по почте служившим в Латвии священником. 27 января 1928 года секретарь епископа был вызван в ОГПУ и арестован. 4 февраля власти арестовали епископа Онисима, и он был заключен в тюрьму в городе Сарапуле и обвинен в «распространении нелегальной литературы контрреволюционного характера». 17 марта следствие было закончено, и следователь в обвинительном заключении написал: «Обнаруженные журналы носят ярко выраженный антисоветский характер, в которых реакционное духовенство задалось целью оклеветать Советский Союз, который якобы, несмотря на изданные законы об отделении Церкви от государства, старается под видом искоренения церковной контрреволюции проводить политику гонения на религию вплоть до полного ее разгрома и в настоящее время создает искусственно группировки в виде обновленческо-синодального течения посредством поголовного участия в этой группировке под видом священников — агентов ОГПУ». Через все годы заключения и ссылок

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-onisi...

Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин Кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Ижевске. Между 1816 и 1823 гг. Архитекторы А. Д. Захаров и С. Е. Дудин После издания Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием и Синодом указа о разделении Воткинской епархии между 5 соседними епархиями в окт. 1927 г. еп. Виктор (Островидов) направил митр. Сергию письмо с критикой «Декларации» 1927 г. и с просьбой не закрывать Воткинскую кафедру. Синод сделал выговор архиерею, затем последовал указ о его назначении епископом Шадринским с правом управления Свердловской епархией, к-рому еп. Виктор не подчинился. 15 дек. на Ижевскую кафедру был назначен еп. сщмч. Онисим (Пылаев) с поручением временного управления Вятской епархией. Еп. Виктор не признал этого назначения, вскоре был запрещен в священнослужении, однако прещениям не подчинился и продолжал управлять приходами Вятской и Ижевской епархий. 22 дек. 1927 г. Глазовское духовное управление признало еп. Виктора своим архиереем, на территории Ижевской епархии приходы викториан действовали также в Ижевске и Воткинске. Решением Синода 11 апр. 1928 г. по «делу о нестроениях в Ленинградской, Ярославской, Воткинской и Воронежской епархиях», в частности, было подтверждено запрещение еп. Виктора. 4 апр. того же года архиерей был арестован в Глазове, приговорен к 3 годам лагеря. В 1929-1937 гг. Глазовская кафедра, по-видимому, не входила в Ижевскую епархию, но существовала самостоятельно. 22 февр. 1929 г. Заместитель Патриаршего местоблюстителя назначил епископом Глазовским, временно управляющим Вятской епархией, Авраамия (Дернова) , 7 янв. 1937 г. возведенного в сан архиепископа. 10 мая 1937 г. архиерей был арестован, после чего Глазовская епархия слилась с Ижевской. В 1930 г. к викторианам присоединился отделившийся от митр. Сергия Ижевский еп. Синезий (Зарубин) . 26 фев. 1930 г. постановлением Синода еп. Синезий был уволен от управления епархией, но продолжал служить в Успенской ц. Ижевска без согласия временно управлявшего тогда Ижевской епархией Нолинского еп. Георгия (Анисимова) . Определением Заместителя Патриаршего местоблюстителя от 4 июня 1930 г. еп. Синезий был запрещен в священнослужении, покаяния не принес, продолжал служить в Успенской и Свято-Троицкой церквах в Ижевске, пользовался любовью правосл. удмуртов. Своим архиереем еп. Синезия признавало ок. 15 приходов Ижевской епархии (а также ок. 80 общин в соседних епархиях). 24 мая 1931 г. епископ был арестован. С кон. 1934 г. викториан окормлял сосланный в Северный край еп. сщмч. Дамаскин (Цедрик) . Массовое закрытие храмов и разгром викторианского движения произошли во 2-й пол. 30-х гг.

http://pravenc.ru/text/293818.html

Владыка часто служил и за каждым богослужением говорил проповеди, призывая к проповеднической деятельности и духовенство, из-за чего иной раз входил с некоторыми священниками в конфликт, так как они отказывались проповедовать, оправдываясь гонениями и тем, что любую проповедь власти могут истолковать превратно. Владыка уговаривал священников по мере возможности не отказываться от проповеди, от просвещения народа словом, так как при отсутствии религиозного образования народ все более погружался во тьму невежества. 18 декабря 1935 года епископ Онисим был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Вместе с ним было арестовано духовенство, служившее как в самой Туле, так и в селах, а также монахи и миряне. Свидетели по его делу, большей частью из самого арестованного духовенства, показали, что епископ говорил о тяжелой жизни верующих в заключении и ссылке и призывал оказывать деятельную помощь заключенному в концлагеря духовенству. «Архиерейские службы, – показал один из священников, – по указанию епископа Онисима совершались в строго монастырском духе, устраивались торжественные соборные службы, на которые привлекалось духовенство из других храмов, даже из других епархий. Каждая служба сопровождалась проповедями, причем проповеди говорились по указанию архиерея. Я лично сам неоднократно говорил епископу Онисиму, что надо прекратить проповеди, но он настаивал, чтобы говорить их. Сам лично он также говорил проповеди. Так, например, в апреле 1935 года Пылаев за вечерним богослужением в церкви Ильи Пророка говорил: “Евреи, как дикие звери, набросились на Христа и кричали “распни, распни Его”, евреи своими дикими криками требовали от Пилата, чтобы он предал Христа смерти. Христос, окровавленный, стоял перед толпой. Кого же вы выберете – Христа или Варавву, куда вы пойдете?” Кроме того, епископ Онисим ежедневно за каждой архиерейской службой поминает по старой монархической форме: “на брани убиенных воинов, за веру и отечество живот свой положивших”» . Священники показали, что епископ служил в домах верующих молебны, а также совершил в храме постриг в монашество.

http://fond.ru/kalendar/235/onisim/

ХХ в. Церковь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (Чесменская) в С.-Петербурге. 1777-1780 гг. Архит. Ю. М. Фельтен. Фотография. 90-е гг. ХХ в. Священнослужители, совершившие в военное время подвиги с опасностью для жизни, награждались наперсным крестом на георгиевской ленте, к-рый вручал император. В 1791 г. за героическое поведение при штурме Измаила был награжден свящ. Полоцкого пехотного полка Трофим Куцынский. Наперсный крест на георгиевской ленте в разное время получили священники Митрофан Сребрянский (впосл. преподобноисп. схиархим. Сергий ), Михаил Пылаев (впосл. сщмч. еп. Онисим ), Григорий Кармазин (впосл. сщмч. еп. Макарий ), священномученики Николай Яхонтов, Сергий Флоринский, Илия Бенеманский, Александр Саульский. Известны случаи награждения полковых священников Г. о. 4-й степени. Первым кавалером стал свящ. 19-го Егерского полка Василий Васильковский, награжденный 17 марта 1813 г. за то, что в сражении при Малоярославце шел с крестом впереди полка, воодушевляя солдат, и был ранен. Свящ. Виктор Кашубский удостоился награды за то, что в 1914 г. добровольно под обстрелом противника исправил обрыв в телефонной линии. 6 июня 1916 г. награждение Г. о. было упорядочено повелением имп. Николая II допускать (каждый раз с соизволения императора) к представлению к ордену военных врачей, военных священников и лиц, не принадлежавших к боевому составу войск, но совершивших военные подвиги. Георгиевский зал Зимнего дворца. Акварель. Худож. К. А. Ухтомский. 1862 г. (ГЭ) Георгиевский зал Зимнего дворца. Акварель. Худож. К. А. Ухтомский. 1862 г. (ГЭ) Панагией на георгиевской ленте были пожалованы во время первой мировой войны Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) (1915) и Кременецкий еп. Дионисий (Валединский) (1916). Церковнослужители могли получать знаки отличия Военного ордена (Георгиевские кресты). Таким знаком был, в частности, награжден во время Отечественной войны 1812 г. пономарь Смирягин, действовавший во главе отряда крестьян и отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.

http://pravenc.ru/text/164505.html

Хотя отдельные священники находились в воинских частях до марта 1918 года, все же рано или поздно всем им пришлось перейти на приходское и на архиерейское служение и пострадать в новом качестве. Так, в период красного террора в 1918 году был расстрелян как заложник настоятель военного Адмиралтейского собора в Санкт-Петербурге священномученик протоиерей Алексий Ставровский. В том же году было убито еще несколько бывших военных пастырей. Это герой русско-японской войны священномученик протоиерей Сергий Флоринский, а также священномученики протоиерей Алексий Сабуров, иерей Николай Пробатов и иерей Стефан Хитров. Преподобномученик Иоасаф (Шахов) Немало новомучеников из бывших военных пастырей пострадало и в годы сталинских репрессий. В 1929 году, например, в Соловецком лагере умер священномученик архиепископ Воронежский Петр (Зверев). В 1937 году погибли священномученики – епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Екатеринбургский Аркадий (Ершов), епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин), протоиерей Василий Ягодин, а также преподобномученик, бывший афонский насельник игумен Гавриил (Владимиров). В 1938 году сонм новомучеников – военных пастырей пополнился еще рядом имен. В этом году богоборцами были убиты священномученики – епископ Белгородский Антоний (Панкеев), иерей Александр Саульский, иерей Илия Бенеманский, иерей Павел Иванов, преподобномученик иеромонах Иоасаф (Шахов). Некоторые бывшие военные пастыри хотя и избежали казни, тем не менее претерпели страдания. К таким исповедникам Православия относится, например, святитель Иона (Покровский), епископ Ханькоусский – ученик оптинских старцев и преподобного Гавриила Седмиозерского. В июне 1917 года будущий архиерей был назначен проповедником во 2-ю армию. После октябрьского переворота иеромонах Иона выехал в Казань, а оттуда в Пермь. Здесь в 1918 году будущий иерарх был арестован безбожниками, жестоко избит и отправлен в Тюмень, где был освобожден войсками 1-й Сибирской стрелковой дивизии. После освобождения иеромонах Иона продолжил служение военного священника, теперь уже в Белой армии. В 1920 году игумен Иона эмигрировал, в 1922 году был рукоположен во епископа. Умерший в 1925 году, епископ Иона был причислен к лику святых Русской Православной Церковью за границей в 1996 году .

http://pravoslavie.ru/44668.html

С люб[овью] Валентин и Любовь. Привет Нине Сергеевне. 14/XI 59 Д. 40. Л. 128–128 об. Подлинник. Автограф. 15. 14 ноября 1959 г. Дорогой Владыка! Сегодня мы с Л[юбовию] Вл[адимировной] были в Загорске, вспомнили и Тебя, и Вл[адыку] Симона, и Н[ину] С[ергеевну] 412 . Вчера проводили Вл[адыку] Симона на поезд. Хотя с трудом, но достали ему хорошее место в вагоне, чтобы он доехал спокойно. В среду мы возвращаемся домой. Большое спасибо за любовь и ласку. Я очень рад, что мы наконец увидались. Желаем тебе всего лучшего, здоровья, покоя душевного. С люб[овью] Валентин и Любовь. Д. 43. Л. 98. Подлинник. Автограф. 403 Протоиерей Владимир Пылаев и архиепископ Онисим (Пылаев) – разные лица. Протоиерей Владимир Пылаев был расстрелян в 1937 г. 407 Онисифор (Пономарев Петр Алексеевич; 1881 – 1966), епископ Калужский и Боровский, впоследствии архиепископ. В 1929 г. был арестован, приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. В 1932 г. выслан в Северный край на три года. В 1935 г. принял монашество. В январе 1936 г. возведен в сан архимандрита. В 1945 г. в Москве хиротонисан во епископа Пинского и Брестского. С октября 1945 г. епископ Калужский и Боровский. С 22 марта 1960 г. на покое по болезни с правом проживания в Одесском Успенском монастыре. В 1964 г. возведен в сан архиепископа. 408 Лысяк Григорий Клементьевич (1885 – 1958), протоиерей. В 1941 – 1945 гг. служил в Георгиевской церкви Калуги. В 1948 г. арестован, приговорен к 10 годам ИТЛ. В 1955 г. освобожден. С 17 декабря 1955 г. служил в Смоленской кладбищенской церкви Ленинграда. С 1 сентября 1957 г. Настоятель Князь-Владимирской церкви пос. Лисий Нос под Ленинградом (см. о нем: Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей. М., 2006). Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Димитрий (Сперовский ; 1897-1903; впосл. епископ), архим. Сергий (Титов; 1903-1911), к-рому удалось сохранить порядок в семинарии в период революции 1905-1907 гг., и архим. Алексий (Симанский). Последний ректор ДС архим. Тихон (Тихомиров; впосл. епископ) активизировал деятельность проповеднического кружка: воспитанники старших классов начали проповедовать и вести беседы в новгородских храмах. По его инициативе в авг. 1916 г. прошел 1-й съезд руководителей духовно-учебных заведений Н. и С. е. Среди преподавателей ДС в XIX - нач. XX в. можно выделить протоиереев П. И. Соловьёва, Д. В. Ловцова, композитора свящ. В. Ф. Старорусского, А. М. Покровского, А. В. Гедевского, И. И. Вольского, В. А. Раевского, В. Н. Финикова, Н. В. Николаевского (их биографии см.: Секретарь. 2014. С. 87-97). Среди выдающихся выпускников ДС того времени - архим. Фотий (Спасский), архиеп. Варлаам (Денисов) , архиеп. Анастасий (Добрадин) , архиеп. Тихон (Никаноров), митр. Сергий (Тихомиров) , митр. Иосиф (Петровых) , еп. сщмч. Пимен (Белоликов) , еп. сщмч. Варсонофий (Лебедев) , еп. сщмч. Онисим (Пылаев) , еп. сщмч. Иона (Лазарев); епископы - борцы с обновленчеством - Иоанникий (Сперанский) , Иосиф (Николаевский-Невский) , Феодор (Яковцевский) ; настоятель Знаменского (1860-1872) и Софийского (1872-1904) соборов в Новгороде прот. В. С. Орнатский; церковные историки - свящ. Г. Д. Краснянский, настоятель Знаменского собора (1872-1911) прот. П. И. Тихомиров, ключарь Софийского собора (1887-1911) и настоятель Знаменского собора (1911-1920) прот. А. И. Конкордин; хранитель Древлехранилища диак. А. В. Никифоровский; проф. прот. П. Ф. Николаевский; историк прот. В. А. Пылаев, писатель, краевед, создатель музея и публичной б-ки в Новгороде свящ. Н. Г. Богословский; проф. Уч-ща правоведения (1865-1869), председатель Учебного комитета при Синоде (1883-1897) прот. А. И. Парвов; профессора СПбДА А. И. Бриллиантов и А. А. Бронзов , академик (1888), вице-президент С.-Петербургской АН (1900-1916) П. В. Никитин; историки-архивисты К.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Подобную информацию об обстоятельствах подписания интервью получили в те месяцы митрополит Евлогий (Георгиевский), канонист С. В. Троицкий и другие эмигранты. Можно только предположить, чего стоило митрополиту Сергию и подчиненному ему духовенству наблюдать за творящимися беззакониями и не иметь возможности громогласно обличить их. Епископ Лука (Войно-Ясенецкий) прибыл в Среднюю Азию из очередной ссылки в разгар уничтожения там православных церквей. Незадолго до его приезда в Ташкенте был разрушен городской собор. Построенный на века, он не поддавался разрушению, и, чтобы уничтожить его, власти использовали артиллерию. Святителю пришлось служить в небольшой церкви преподобного Сергия Радонежского. Но вскоре власти решили разрушить и ее. «Я не мог стерпеть разрушения храма, – писал святитель Лука. – Оставаться жить и переносить ужасы осквернения и разрушения храмов Божиих было для меня совершенно нестерпимым». Епископа в отчаянии посещали мысли поджечь храм и сгореть вместе с ним, чтобы устрашить и вразумить врагов Божиих. Но все сложилось иначе – святитель Лука был арестован, и храм разрушили, пока он находился в тюрьме. Сказать, что интервью, как и другие действия митрополита Сергия, улучшили отношение советской администрации к Церкви, было бы большим преувеличением. Сам заместитель местоблюстителя все-таки рассчитывал на уступки со стороны властей. 19 февраля он обратился к председателю Комиссии по вопросам культов П. Е. Смидовичу, где просил о послаблениях – дать возможность детям духовенства получать образование, избавить Церковь от непомерных налогов и трудовой повинности, непосильной для пожилых пастырей. Также митрополит просил, чтобы при решении вопроса о закрытии церквей решающим было количество верующих людей, а не масса проживающих в этой местности атеистов. Наконец, еще одна просьба состояла в разрешении Московской Патриархии издавать периодический журнал или бюллетень. Послабления со стороны государства были незначительными и временными. Так, Московская Патриархия все же получила разрешение на издание журнала, но его тираж был мизерным. Всего за пять лет – с 1931 по 1935 г. – было издано 24 номера «Журнала Московской Патриархии». Однако в 1935 г. издание журнала остановилось. Митрополиту Сергию удалось на время облегчить положение арестованного духовенства. Например, в 1933 г. к митрополиту обратился с просьбой походатайствовать о сокращении срока архангельской ссылки епископ Онисим (Пылаев). Действительно, архипастырь был освобожден и назначен на Тульскую кафедру. Но такие случаи были редкостью, тем более что в 1935 г. епископ Онисим был вновь арестован с большой группой духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010