А. В. Кузьмин Иконография По сводному иконописному подлиннику XVIII в. О. Р. «подобием надсед, брада доле Власиевы, в схиме, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 60). Иногда указывалось (под 27 июня и 10 нояб.), что в руках он держит церковь, очевидно как напоминание об основанной им брянской обители: «Надсед, брада доле Власиевы, не раздвоилась, в схиме, ризы преподобническия, в руках церковь» (20-е гг. XIX в.- РНБ. Погод. 1931. Л. 62 об.; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 177 об.). К кон. XIX в. имя О. Р. оказалось почти забытым, и до 1893 г. в Петропавловском мон-ре Брянска не было икон с его изображением. Первый за долгие годы образ О. Р. был пожертвован вел. кн. Константином Константиновичем, к-рый в письме от 9 нояб. 1893 г. еп. Орловскому Мисаилу (Крылову) отметил, что, «соорудив икону Преподобного Князя Олега, Брянского чудотворца, Моя Великая Княгиня и Я желали бы поставить ее с неугасимою лампадою в Брянском Петропавловском женском монастыре, в предполагаемом месте упокоения Святых мощей благоверного Князя…» (цит. по: Житие. 2005. С. 8). По просьбе великих князя и княгини икону предполагалось установить 15 нояб., в день рождения их младшего сына Олега, чьим небесным покровителем был О. Р. Икона прибыла в Брянск 14 нояб. 1893 г. В газ. «Брянский вестник» 2 от 11 февр. 1894, разд. «Хроника») приводится описание образа: «Мерою он в длину полтора аршина, а шириною 12 вершков. Икона превосходной кисти. Князь-иеросхимонах изображен в рост, правая рука его у персей, левая слегка приподнята. Образ писан по лазоревому полю с орнаментом в строго византийском стиле. По обеим сторонам главы Преподобного надпись церковнославянскими буквами: справа - «Святый благоверный князь Олег», слева - «Брянский чудотворец». Обе подписи идут вертикально, как употреблялось древле изографами. Нимб вокруг главы святого князя-отшельника наложен золотой, но матовый, и только лишь внешний обод его сделан немного светлее. Лик преподобного строго-иконный, без поздней московской отживки, и чрезвычайно привлекательный. Взор у святого вдумчивый».

http://pravenc.ru/text/2578293.html

Олег Брянский и Игорь Черниговский – это древние святые князья, жившие в XII-XIIIbekax в период Киевской Руси. Князь Олег Брянский во второй половине жизни принял монашество и основал в Брянске Петропавловский монастырь. Игорь Черниговский жил на столетие раньше Олега Брянского. Став ненадолго великим князем в Киеве, он был предан поданными, которые, нарушив присягу, поддержали его врагов. Князя Игоря посадили в холодный «поруб» без окон и дверей. Через какое-то время умирающего вызволили из заточения, полагая, что дни его сочтены, и разрешили перед смертью принять монашеский постриг. Игорь, тем не менее, выжил и со временем поправился, став иноком местного монастыря. Однако одержимый злобой народ не удовлетворился этим наказанием и снова потребовал смерти бывшего князя. Интересно, что племянник и тезка князя-мученика стал героем древнего литературного памятника «Слово о полку Игореве». Еще один его тезка князь Игорь Константинович Романов – сын владельца Осташево – фактически руководил строительством храма-усыпальницы брата. Судьба Игоря Константиновича сложилась столь же трагически, как и судьба древнего князя Игоря Черниговского. В 1918 году он вместе с двумя другими родными братьями, а также великой княгиней Елизаветой Федоровной, был сброшен в шахту в Алапаевске. В Зарубежной православной церкви новый князь-мученик был причислен к лику святых, хотя в Русской церкви среди убитых в Алапаевске канонизировали только Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. Архитектурный облик церкви Олега Брянского достоин отдельного внимания. Как уже было сказано, церковь практически точно повторяет формы древнего храма Ильи Пророка погоста Выбуты в Псковской области. Известно, что великий князь Константин Константинович был большим любителем русской культуры и старался воспитывать своих детей в русских традициях. Вполне возможно, что храм в русском стиле был желанием заказчика, а не решением архитектора. Вообще в начале ХХвека возвращение к формам древних образцов церквей Новгорода, Пскова и Владимира было в моде. Архитектор Мариан Марианович Перетяткович, создавший проект храма, до работы в Осташево возвел в Санкт-Петербурге храм-памятник «Спас-на-Водах», который почти детально повторял знаменитый Дмитриевский собор XII века во Владимире. Наиболее яркой характерной чертой древнего псковского зодчества, которая заметна в церкви Олега Брянского в Осташево, является двухпролетная горизонтальная звонница, в арках которой, правда, сегодня нет колоколов. В верхней части стен храма виден так называемый «бегунец» – незатейливый узор, сложенный из поставленных под углом кирпичей, которым украшали церковные постройки в старину. Вообще храм достаточно строг и скуп на украшения, что соответствовало не только облику древних образцов, но и траурному характеру церкви-усыпальницы.

http://sobory.ru/article/?object=03219

Александра Невского, у свв. Давида и Евфросинии Муромских, у св. Евдокии Московской и др. Кроме них, есть из среды древнерусских князей прославленные Господом лица, которые созидали свое спасение посредством нарочитых многих подвигов в иноческих обителях, каковы например – бывший Черниговский князь преп. Никола Святоша, князь преп. Олег Брянский, преп. княжна Евфросиния Полоцкая, преп. княжна Евфросиния Суздальская и др. Таких лиц в своём перечне мы не ставим. Мы видели, что святые князья и княгини переплелись между собою в близком плотском родстве, так как почти все они вели семейную жизнь. Особенно ясно видна эта связь по крови в благодатном потомстве Владимира Мономаха и Всеволода Большое Гнездо. Очевидно, святые князья и княгини зрели для неба, обильно в сем вспомоществуем друг другом, благодаря близким степеням плотского родства. Так велико значение христиански настроенной семейственной среды! Так велико значение христианского семейного воспитания! Так действенна евангельская закваска, в полноте введенная в семейную жизнь! Смуты удельно – вечевого времени, тягости татарского ига, без сомнения, мало помогали правильному складу духовной жизни и развитию духовных дарований. И, однако, какое за это время мы имеем обилие священных имен! Князья древней Руси по преимуществу были носителями высоких христианских религиозно-нравственных начал. Какое восхитительное зрелище величия духовного и красоты небесной представляют собою эти благодатные отрасли дома святого равноапостольного и великого князя Владимира! Какой из христианских народов может утешаться подобным представительством на небе! Переходим к прославленным от Господа представителям боярского и других высших сословий. Здесь мы видим в сонме святых прежде всего мучеников, – таковы: варяг Феодор с сыном Иоанном (983 г., пам. 12 июля), первый открытый обличитель язычества киевлян, отказавший в выдаче им своего сына для принесения в жертву языческим богам и за то вместе с сыном убитый ими; боярин Феодор (1245 г., пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Анатолий Дмитриевич признался, что он не может согласиться с интерпретацией политической идеологии Панариным. Далее он изложил основные положения своего доклада на первом заседании дискуссионного клуба «Консервативная перспектива», в котором он высказал свое представление об идеологии. В настоящее время идеология действительно вытеснила религиозную веру, и это неизбежный процесс. В наши дни только идеология, опирающаяся на православное сознание, способна объединить общество. И только государство является силой, способной сплотить общество. Позиция, будто бы Русская Православная Церковь должна объединять общество, по сути антиимперская и националистическая. А.Степанов не согласен с трактовкой консерватизма как реконструкции и реставрации. По его мнению, консерватизм есть созидание. Необходимо реабилитировать созидающую роль идеологии. Проректор Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов сказал, что с профессиональной точки зрения ему как политологу-международнику интересна прежде всего книга А.С.Панарина «Искушение глобализмом». Что же касается консервативной идеологии, то она, уверен ученый, поможет России укрепиться под глобальным натиском. Огромное значение Панарина заключается в том, что он один из первых почувствовал остроту глобального контекста, в котором оказалась Россия. В заключение собрания Валерий Николаевич Расторгуев торжественно подарил Юрию Васильевичу Косову фундаментальный труд А.С.Панарина «Православная цивилизация». Второе заседание дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» завершилось чаепитием и оживленным обсуждением животрепещущих проблем. В заседании клуба также приняли участие: доктор философских наук Олег Валерьевич Самылов, доктор исторических наук Андрей Александрович Иванов, кандидат исторических наук Дмитрий Игоревич Стогов, иерей Сергий Чечаничев, член правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александр Павлович Цыбульский, главный редактор журнала «Русское самосознание» Борис Георгиевич Дверницкий, секретарь Санкт-Петербургского отделения международной общественной организации «Русское Собрание», заместитель главного редактора «Русской народной линии» Александр Валентинович Тимофеев и др.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/22/my...

Метафизическая ненависть ко Христу автоматически распространяется на веру и Церковь, государство, исповедующее Православие, его народ и его традиции, его святыни, историю, культуру, национальных героев и т.д.Все эти «гозманы, шендеровичи, познеры, каспаровы, кохи, зибельтруды, ганапольские, собчаки, немцовы-этинзоны ,райкины, сванидзе», «белковские» и т.д. открыто радуются проблемам и неудачам России, поливают грязью Православную церковь и Патриарха, глумятся над святынями ( достаточно вспомнить этот бесовский вой во время принесения в Россию пояса Пресвятой Богородицы, Даров волхвов, креста святого апостола Андрея первозванного), Днем Победы, над «Бессмертным полком», над подвигами наших людей в Великой Отечественной Войне: Зои Космодемьянской, 28-ми панфиловцев, над мужеством и стойкостью блокадного Ленинг рада. Они демонстративно пытаются исказить и очернить отечественную историю, всячески выворачивая наизнанку факты. И наоборот, любые успехи нашего государства, такие как, например, окончание войны в Чечне, блестяще проведенная Олимпиада, достижения за последние годы продовольственной безопасности, в демографической политике, восстановление боеспособности армии и т.д. подвергаются шельмованию, наглой и циничной лжи, инсинуациям, клевете и поруганию. Подробно останавливаться на данной группе людей мы не будем. Кто более подробно хочет ознакомиться с данной проблематикой, может прочитать мою статью «На балу у Воланда или где лежат корни русофобии?»: .Зафиксируем лишь, что корни их русофобии - духовно-нравственные, и лежат они в отвержении их предками воплотившегося Спасителя и Его распятии ими, а Россия, как наследница, хранительница и защитница мирового Православия, всегда будет объектом их ненависти и нападок. Поскольку вся отечественная история неразрывно связана с Православием, когда такие фигуры как князь Владимир, князь Ярослав Мудрый, князь Андрей Боголюбский, князь Александр Невский, князь Даниил Московский, князь Дмитрий Донской, князь Игорь Черниговский, князь Олег Брянский и многие другие благоверные князья непросто являются выдающимися государственными деятелями, но и причислены к лику святых Православной Церкви, то именно эта имперская история и становится объектом нападок для данной группы людей.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/30/...

Московский царь Иван IV Васильевич в отличие от своего польско-литовского визави Станислава II Августа высоко ценил деловые и человеческие качества князя Дмитрия Вишневецкого: за успешные военные действия в Северном Причрноморье ему в удел в 1558 году было пожаловано Белевское княжество, а после смерти князя царь внес имущественный вклад в Свято-Успенский Свенский мужской монастырь под Брянском для вечного поминовения князя. Так что князь Дмитрий прожил бурную и насыщенную жизнь, оставив после себя две биографии – реальную и фольклорно-этнографическую, причем ни одна из них не соответствует потребностям нынешнего киевского политического режима. Олег Кузнецов. Для начала я хотел бы сказать, что в истории любого народа есть очень мало людей, о ком слагали бы легенды или эпические произведения, особенно во времена средневековья: в России счёт таких людей идет на десятки, в других странах – на единицы, но в любом случае эти люди являются цветом народа, из которого они происходят, и столпами его самосознания. Среди этих людей буквально единицы тех, кто смог оставить свой след в истории сразу двух или более государств, особенно в ту эпоху, когда информация не была товаром, а средства массовой информации – четвертой властью и самостоятельной отраслью бизнеса. Князь Дмитрий Вишневецкий относится к числу тех немногих, память о которых осталась в веках против всех жизненных обстоятельств и коллизий, когда просто не было сил и возможностей, да и желания целенаправленно увековечить свое имя в камне или бронзе, но оно сохранилось и прошло сквозь века в слове. Личность князя одинаково актуальна для истории России, Украины и Польши, и сегодня уже нельзя однозначно сказать, в историческом прошлом какой из этих стран он оставил наиболее яркий след. Поэтому я считаю важным говорить о нем в контексте его эпохи и без всякого выпячивания этнического контекста, поскольку в XVI веке русский, польский, белорусский и украинский языки были настолько близки друг к другу, что люди того времени свободно общались между собой в устной речи и при письме, даже несмотря на то, что являлись подданными разных государств.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/21/zawitn...

Политолог, доктор философских наук профессор Сергей Викторович Лебедев предостерегает от превращения дискуссионного клуба «Консервативная перспектива» в общество ревнителей памяти выдающихся консервативных мыслителей. Он убежден, что надо думать о будущем России, а не только изучать наследие классиков консервативной мысли. Философ призвал отдать должное мыслителям 90-х годов XX века и современным теоретикам. Кандидат социологических наук Александр Борисович Бадьянов считает, что обсуждаемая проблема носит социологический характер. Наше общество испытывает кризис. Поэтому необходимо в первую очередь заняться социальным осмыслением происходящего в нашей стране. По мнению члена правления Брянского землячества в Санкт-Петербурге «Пересвет» Александра Павловича Цыбульского, клубу «Консервативная перспектива» не следует ограничиваться дискуссиями. Необходимо, чтобы в итоге обсуждений осуществлялось соответствующее влияние на власть. Детский врач-реаниматолог, исполнительный директор Православного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев предложил клубу выработать некие рецепты для власти, прежде всего в области семейной политики. Выступление общественного деятеля Сергея Александровича Распутняка касалось определения ценностей и целей клуба. В заседании клуба также приняли участие: проректор СЗИУ РАНХиГС, доктор философских наук, профессор Юрий Васильевич Косов, доктор философских наук Олег Валерьевич Самылов, кандидат исторических наук Дмитрий Игоревич Стогов, кандидат технических наук Сергей Юрьевич Петров, иерей Сергий Чечаничев, директор школы имени Царицы-Мученицы Александры Феодоровны, кандидат педагогических наук Наталья Ивановна Пономарева, главный редактор журнала «Конкуренция и рынок» Сергей Леонидович Розанов, общественные деятели Игорь Юрьевич Лилеин, Василий Владимирович Кухарь, преподаватели СЗИУ РАНХиГС. В заключение мероприятия Владимир Александрович Шамахов и Анатолий Дмитриевич Степанов подвели итоги первого заседания дискуссионного клуба «Консервативная перспектива».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/06/01/id...

Это высокая честь и ответственная обязанность. И я не сомневаюсь, что таким соработником в духовном просвещении был и будет наш Союз. В этом зале, где звучало слово Шолохова и Фадеева, Твардовского и Исаковского, Леонова и Довженко, Мустая Карима и Расула Гамзатова, сегодня собрались представители Москвы, Санкт-Петербурга, Псковской, Смоленской, Брянской, Новгородской областей, республик Северного Кавказа, Якутии, Башкирии, Владивостока, Краснодара, Урала и Сибири, из Омска и Иркутска... Глубинные профессионалы: лучший ныне заботник о селе, о сельском жителе Анатолий Кирилин, заступник русской провинции Александр Бобров; Николай Иванов – человек армейской закалки, Афганистана, Чечни, где побывал даже узником темного зиндана, организовавший в Цхинвале и Беслане пленум Союза писателей, высветивший лицо современного терроризма, будь то фундаментальный ислам или «цивилизованный» пронатовский режим, критики Л. Баранова-Гонченко, Владимир Бондаренко, Елена Галимова, Иван Чарота, Нина Ягодинцева, Вячеслав Лютый, редакторы Н. Дорошенко – «Российский писатель», С. Котькало – «Новая книга России», В. Линник – газета «Слово», Ст. Куняев и А. Казинцев – «Наш современник», В. Артёмов – « Москва », Щелоков – журнал «Подъем», М. Ганичева – журналы «О русская земля» и «Роман-журнал XXI век», А. Ребров и В. Ефимовская – журнал «Новая Ладога», И. Голубничий – «Московского литератора», В. Бондаренко и В. Ерофеева «День литературы»… А легендарные журналы «Молодая гвардия», «Сибирь», Сибирские огни», «Алтай», «Север», «Двина», «Русское эхо»… У нас более ста двадцати изданий в регионах, где-то по одному, а то и по два журнала или альманаха, не говоря уже об интернет-ресурсах. Писатели, которые взяли на себя нелегкую общественную ношу, став руководителями различных творческих организаций, сопредседатели нашего Союза: Александр Кердан – председатель Ассоциации писателей Урала и Сибири; Борис Орлов и Владимир Бояринов – руководители писательских организаций двух столиц; И. Переверзин – председатель президиума Литературного фонда России, сопредседатели и секретари нашего Союза Владимир Крупин, Геннадий Иванов, Николай Гребнев (Курск), Владимир Молчанов (Белгород), Игорь Янин, Вадим Терехин (Калуга), Валентина Ерофеева-Тверская (Омск), Александр Дорин (Мордовия), Олег Дорогань (Смоленск), Михаил Карачев (Вологда), Николай Санджиев (Калмыкия), Алексей Береговой (Ростов-на-Дону)...

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/15/sl...

Ю.Е. Букатина. http://pravoslavnaya.academic.ru/3318 Брянский Петропавловский монастырь - один из древнейших в Брянской области. Основание его приходится на 1280-й год. Первые деревянные постройки обители до нашего времени конечно же не сохранились, уцелела лишь церковь Введения, основанная Олегом Брянским, вторым сыном князя Романа Михайловича, одним из крупнейших правителей своего времени и покровителя земли Брянской. Как и повсюду на Руси, Петропавловский монастырь строился не сразу. Веками утверждалась и его экономическая мощь. К середине XVIII века обители принадлежали сёла Городище, Полпино, Дорожово, немалые земельные наделы внутри города. Монастырь имел свои мельницы, сушила, конюшни, кузницы, кожевни. Но указом императрицы Екатерины II в 1764 году все угодья и вотчины у монастыря были отобраны, а сам он упразднён. В 1830 году император Николай I утвердил предложение о переводе штата Петропавловского монастыря в Елец. Однако по ходатайству Брянского городского общества и местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление монастыря для вдов, девиц и сирот, в 1833 году император разрешил восстановить его и разместить в нём монахинь на правах общежития. Позже начались работы по укреплению и дальнейшему строительству обители. В начале ХХ века братья Могилевцевы устроили в нём водопровод. Венцом работ по его прокладке стало возведение колодца-фонтана со скульптурой Самсона. Последней монастырской постройкой стала больница. Во время Первой мировой войны в ней был устроен госпиталь для раненых солдат и офицеров. К 1917 году в обители было два храма, семь каменных корпусов и 30 деревянных флигелей-келий. Однако к концу XIX века имя Олега Романовича оказалось почти забытым. Импульс к его общероссийскому почитанию дал великий князь Константин Константинович. Он не только назвал одного из своих сыновей редким в то время именем Олег, но и пожертвовал Петропавловскому монастырю икону святого благоверного князя Олега Брянского с серебряной позолоченной лампадою и четыре билета по 150 рублей. Проценты с этих билетов поступали на елей для неугасимой лампады перед святым образом.

http://sobory.ru/article/?object=07767

В 1915 г. в с. Осташёве Волоколамского у. в усадьбе вел. кн. Константина Константиновича была возведена церковь-усыпальница погибшего в ходе первой мировой войны его сына, кн. крови императорской Олега Константиновича (1915-1916; архитекторы М. М. Перетяткович, С. М. Дешёвов), получившая посвящение во имя О. Р., прп. Серафима Саровского и блгв. Черниговского кн. Игоря (Георгия) Ольговича . Рака над мощами прп. Олега Брянского в Петропавловском Брянском мон-ре. Фотография. 1902 г. Рака над мощами прп. Олега Брянского в Петропавловском Брянском мон-ре. Фотография. 1902 г. В период пребывания на Брянской кафедре епископа Даниила (Троицкого; с 1934 архиепископ), с авг. 1931 и до нач. 1934 г., были обретены мощи О. Р., которые с целью спасения от поругания тайно перезахоронены под алтарем монастырской ц. Введения во храм Пресв. Богородицы. 10 авг. 1995 г., во время архиерейства Брянского и Севского архиеп. Мелхиседека (Лебедева), мощи О. Р. были вновь обретены, после того как о месте их захоронения сообщила бывш. староста Введенской ц. М. А. Белова. 9 февр. 1996 г. в ц. Покрова Пресв. Богородицы в Брянске освящен крестильный придел во имя О. Р. и прп. Поликарпа Брянского. 5 дек. 2003 г. имя О. Р. включено в Собор Брянских святых, 26 окт. 2009 г. предстоятель УПЦ МП митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) торжественно освятил храм во имя О. Р. в Киеве (ул. Здолбуновская, д. 33а). По его указанию в дар прихожанам храма были преподнесены частица мощей и образ преподобного. 24 июня 2013 г. храм во имя О. Р. освящен в Новосибирске, а его торжественное архиерейское освящение 28 июня совершил митрополит Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов). Из Брянска в этот храм были переданы частица мощей О. Р. и его икона. Церкви во имя О. Р. действуют также в дер. Лужки городского окр. Истра Московской обл. (крестильный храм), в Свято-Успенском мужском монастыре в микрорайоне Удачный г. Красноярска; на Украине - в г. Харькове (освящена в 2008), в Белоруссии - в г. Добруш Гомельской обл. (освящена в 2015). Часовни, освященные во имя О. Р., действуют в г. Пятигорске, дер. Хотенке Козельского р-на Калужской обл., в ст-це Воронежской Усть-Лабинского р-на Краснодарского края, в с. Н. Гумбет Октябрьского р-на Оренбургской обл.

http://pravenc.ru/text/2578293.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010