(Святоша, Святослав Давидович) († ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии , 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский. Н. был старшим сыном черниговского кн. Давида Святославича (1097-1123). Свои имена - династическое и христианское - Н. унаследовал от деда, киевского кн. Святослава (Николая) Ярославича (1073-1076), крестильное имя которого известно по показаниям Любечского синодика ( Зотов. 1892. С. 24, 33). Эта пара мирского и христ. имен перешла не только к Н., но и к его двоюродному брату Святославу (Николаю) Ольговичу ( Назаренко А. В. Др. Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001. С. 593-594), что свидетельствует о политических амбициях, которые имели относительно своих сыновей Давид и Олег Святославичи ( Литвина, Успенский. 2006. С. 425). Современники не только называли Н. полным именем - Святослав («…пострижеся Святослав сын Давыдов внук Святославль» - ПСРЛ. Т. 1. Стб. 281 (1106/07)), но и использовали его уменьшительную форму - Святоша («Святоша же и Путята прияста град и посадиста посадника Святополча Василя» - Там же. Стб. 272 (1097)). Происхождение антропонима «Святоша» имеет разные объяснения. Предполагают, что он появился после пострижения Н. и был связан с его благочестивой жизнью в Киево-Печерском монастыре (так считал, напр., Н. М. Карамзин ), а затем, уже задним числом, был использован летописцем при описании предшествующих событий. Более вероятно, однако, др. объяснение: Святоша - это гипокористика от имени Святослав («маленький, младший Святослав»), появление которой было вызвано необходимостью отличать молодого княжича от его прославленного деда - основателя черниговской ветви Рюриковичей. Киево-Печерский патерик (КПП) называет святого, за малым исключением, Святошей. Как отмечают А. Ф. Литвина и Ф. Б. Успенский, это имя, к-рое князь «носил с юности, замечательным образом подошло к избранному им монашескому пути» ( Литвина, Успенский. 2006. С. 442).

http://pravenc.ru/text/2692185.html

А.Н. Наумов Г. А. Шебанин. К вопросу о локализации Дороженя Со второй половины 90-х годов XIV в. по 30-е годы XV в. Литовское княжество проводило активную политику по распространению своего влияния на земли верховских княжеств С. 37–42] и территорию водораздельной части правобережья верховьев Дона С. 167–168]. Начало агрессии Литвы при Витовте в данном регионе относится к 1395–1396 гг., когда была разгромлена рязанская земля в ответ на поход Олега Рязанского С. 227]. Однако серьезные потери, понесенные Витовтом при разгроме на реке Ворскле в 1399 г., вероятнее всего, не позволили закрепиться ему в регионе Окско-Донского водораздела. Напротив, Олег Рязанский в 1401 г. «воевал» Смоленск, а в 1402 г. его сын Родослав ходил походом на Брянск С. 231]. В 1406 г. в бассейне Средней Упы – на р. Плаве – происходит одно из событий московско-литовской войны 1406–1408 гг. Здесь было заключено перемирие на год С. 194]. В этом эпизоде на стороне Москвы участвовали воинские силы Золотой Орды, которая проводила в эти годы антилитовскую политику. Ордынское вмешательство в русско-литовскую войну приостановило экспансию Литвы на территорию северо-восточных княжеств С. 90–92] и, в частности, в регионе верхнего, среднего течения Упы и верховьев Дона. Своего апогея внешняя политика великого князя Витовта достигает в последнее десятилетие его жизни – в 20-х годах XV в. В эти годы под сюзеренитет Литвы переходят князья новосильского дома С. 40]. В 1427 г. Витовт совершает поездку в Рязанское и Пронское княжества С. 39], в 1430 г. рязанский князь участвует в Трокском съезде С. 34]. Именно в эти годы заключается рязанско-литовский договор, по которому из рязанской земли были «вынуты» «Тула Берестен, Ретань с Паши, Дорожен, Заколотен Гордеевский» С. 68]. Однако после смерти Витовта потерянные Рязанью земли возвращаются к ней. Во всяком случае, в московско-рязанском договоре 1434 г. за Рязанью, кроме «заокских» владений, остаются «Тула и Берестеи», а также «татарские места», которые отнял или князь великий Олег, или князь великий Федор. Эти же пункты подтверждаются в московско-рязанском договоре 1447 г. С. 143–144].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Закрыть itemscope itemtype="" > Российская глубинка: свидание с Русью 11 и 12 февраля состоятся VII «Калязинские чтения Русского Собрания» 11.02.2020 900 11 февраля в Калязине будет проходить седьмая Межрегиональная научно-практическая конференция «Калязинские чтения», проводимая при участии МОО «Русское Собрание». Тема конференции в этом году - «Российская глубинка: свидание с Русью». В рамках этой темы для обсуждения предложены такие проблемы: - семейные ценности - залог сохранения народа России; - 75-летие Великой Победы. Вклад крестьянства в разгром фашизма; - угроза цифровизации и повсеместного внедрения электронных технологий; - ущербность современных образовательных программ; - состояние русской культуры и искусства (литература, поэзия, кино, театр); - развитие производительного сектора, как фактор сбережения народа, глубинки; - проблемы демографии и катастрофического сокращения численности малых городов и сельских территорий и другие вопросы. В работе конференции примут участие общественные деятели, политики, писатели, ученые, представители духовенства из Москвы , Санкт-Петербурга, Твери, Борисоглеба, Брянской области, Казани, Калуги, Кашина, Кимр, Козельска, Сарова, Ярославля. В Калязин приедут: Степанов Анатолий Дмитриевич - председатель Международной общественной организации «Русское Собрание», главный редактор интернет-портала «Русская народная линия»; Беспалова Татьяна Викторовна, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института наследия им. академика Д.С.Лихачева; Кассин Олег Юрьевич, руководитель межрегиональной общественной организации «Народный собор», другие известные личности. В рамках конференции в Калязине будут организованы тематические встречи с целевыми группами: по проблемам образования – с педагогами и представителями родительского сообщества; по вопросам сохранения и развития русской литературы и культуры встреча пройдет в районной библиотеке; по теме воспитания у молодёжи семейных ценностей и важности памяти о подвиге и славе России состоится встреча гостей с калязинской молодёжью.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/10/ro...

Архив Пн Председатель Отдела внешних церковных связей провел заседание Координационного комитета епархий российско-украинско-белорусского приграничья 21 апреля 2013 г. 15:17 19 апреля 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил Белгородскую епархию . В поездке владыку сопровождали заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов , сотрудник секретариата по межправославным отношениям ОВЦС диакон Феодор Шульга, референт председателя ОВЦС А.А. Ершов. По прибытии в Белгород владыка Иларион возглавил в храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии служение Божественной литургии Преждеосвященных Даров в сослужении митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и епископа Брянского и Севского Александра . В богослужении приняли участие протоиерей Николай Балашов, клирики Белгородской епархии и других приграничных епархий России, Украины и Беларуси. По окончании богослужения состоялось заседание Координационного комитета епархий российско-украинско-белорусского приграничья, учрежденного по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Заседание возглавил председатель Координационного комитета митрополит Волоколамский Иларион. В работе Координационного комитета также приняли участие митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий ; заместитель председателя комитета митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн; архиепископ Черниговский и Новгород-Северский Амвросий ; архиепископ Харьковский и Богодуховский Онуфрий ; епископ Могилевский и Мстиславский Софроний ; епископ Брянский и Севский Александр; епископ Гомельский и Жлобинский Стефан ; епископ Сумской и Ахтырский Евлогий ; епископ Губкинский и Грайворонский Софроний ; заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов; настоятель Преображенского кафедрального собора Белгорода протоиерей Олег Кобец, избранный на заседании секретарем комитета; настоятель Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря игумен Питирим (Плаксин), руководитель отдела по приграничному межъепархиальному сотрудничеству Курской епархии ; секретарь Изюмской епархии  протодиакон Павел Чудак; сотрудник секретариата по межправославным отношениям ОВЦС диакон Феодор Шульга.

http://patriarchia.ru/db/text/2921322.ht...

Завершился организованный Синодальным отделом по благотворительности автопробег в помощь бездомным 2 декабря 2014 г. 16:25 Стартовавший 10 ноября 2014 года в Москве автопробег в помощь бездомным людям, организованный Синодальным отделом по церковной благотворительности и благотворительным фондом «Помощник и покровитель», завершился в Рязани. За 18 дней участники автопробега на специально оборудованном  автобусе совершили остановки в девяти городах Центрального федерального округа. 190 человек, лишенных жилья, получили теплую зимнюю одежду и обувь, горячую пищу и необходимую медицинскую помощь. Цель автопробега — не только подготовить бездомных к зимнему сезону, но и поделиться своим опытом с социальными работниками и волонтерами в регионах, отмечают организаторы проекта. Участники автопробега ехали на специально оборудованном автобусе, который позволяет предоставить нуждающимся социальную помощь прямо на месте. Первая остановка «Надежды» состоялась в Туле. Благотворительная акция проходила на площади перед Всехсвятским кафедральным собором с 16 часов и до позднего вечера. В этот день помощь получили 23 человека. В акции участвовали волонтеры из молодежного движения при Всехсвятском соборе. Сестры милосердия сестричества во имя святых Жен-мироносиц предлагали всем желающим горячую еду и чай. Брянск стал вторым городом, в котором побывали пять специалистов, среди которых врач и социальный работник. Во время акции у Троицкого кафедрального собора в Брянске 29 бездомных получили необходимую помощь, теплую одежду, горячую пищу. 13 ноября участники автопробега посетили комплексный центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства г. Брянска, где пообщались с его руководителем Игорем Антошиным и сотрудниками. Как рассказал глава центра, бездомные могут находиться здесь до трех месяцев в году. Квалифицированные социальные работники и врачи оказывают им медицинскую помощь, помогают в трудоустройстве и восстановлении документов. В Орле участники автопробега почтили память Надежды Монетовой, в честь которой названа акция. В Ахтырском кафедральном соборе председатель епархиального отдела по благотворительности иерей Олег Анохин совершил панихиду по убиенной рабе Божией Надежде.

http://patriarchia.ru/db/text/3860900.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Завершился трехмесячный пеший крестный ход из Севастополя в Смоленск Крестоходцы преодолели 2500 километров, побывав в 15 епархиях 14.08.2015 661 8 августа, к дню празднования памяти Смоленской иконы Божией Матери, в город Смоленск вошел пеший крестный ход из Севастополя, сообщает Патриархия.ru. Путь длиной свыше 2000 километров по территории 15 епархий по большей части прошел вдоль границы с Украино й. Постоянно по Крыму шло около 50 человек, далее количество менялось. В последней епархии маршрута — Смоленской — шло 42 человека. Но, чтобы пройти хотя бы немного (день, два, неделю) к ходу присоединялись люди из соседних регионов. Например, на праздник равноапостольного князя Владимира в поселке Клетня, что на Брянщине, из окрестных районов приехали сотни человек. В общей сложности в крестном ходе с молитвой о мире приняли участие тысячи православных людей — представители разных национальностей, профессий, возрастов. Более половины участников хода — в возрасте старше 50 лет. Схимонахине Серафиме исполнилось 74 года. В начале маршрута духовником был священник Олег Карпеев из Перми, в конце — иеромонах Софроний из Курской митрополии. 9 августа, в канун праздника Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», перед кафедральным собором города Смоленска произошла встреча с крестными ходами, шедшими по Днепру и из Витебска. На службу к Матери Божией пришли также тысячи смолян. После окончания торжеств участники крестного хода постепенно разъезжаются по домам. Напомним , пеший Крестный ход Севастополь-Керчь-Смоленск проходил по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 26 апреля по 8 августа. Протяженность молитвенного шествия, посвященного 70-летию Великой Победы и 1000-летию со дня успения святого равноапостольного Великого Князя Владимира, составиила 2,5 тысячи километров. Крестный ход прошел по маршруту Севастополь-Смоленск в пределах Крымской, Кубанской, Донской, Воронежской, Белгородской, Курской, Брянской и Смоленской митрополий. Крестный ход проходил при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. По просьбе его организатора Андрея Бардижа «Русская народная линия» оказывала информационную поддержку этому уникальному Крестному ходу.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/08/14/za...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных НИКОЛАЙ (Святоша, Святослав Давидович; † ок. 1143), прп. (пам. 14 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших, 20 сент.- в Соборе святых Брянской митрополии, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), Киево-Печерский НИКОН (1352-1426), прп. (пам. 17 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых), 2-й игум. Троице-Сергиева мон-ря (1392, 1398 - 17 нояб. 1426) НИКОН СУХОЙ (2-я пол. XI - 1-я четв. XII в.), прп., Киево-Печерский (пам. 11 дек., 28 сент.- в Соборе Киево-ППечерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых) ОНИСИМ (XIII-XVI вв.?), прп. (пам. 21 июля, 4 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и в Соборе Всех святых, в Малой России просиявших), Киево-Печерский, затворник

http://pravenc.ru/rubrics/123220_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство НЯМЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 26 июня), чудотворный процессионный, запрестольный двусторонний образ (на обороте - вмч. Георгий Победоносец) XIV в., один из древнейших в Румынии «О ТЕБЕ РАДУЕТСЯ» композиция, иллюстрирующая песнопение Октоиха (богородичен седален 8-го ласа в воскресенье на утрене по 2-й кафизме) ОБИХОДНЫЙ ЗВУКОРЯД Обиходный звукоряд, термин древнерусской муз. теории, обозначающий последовательность 12 ступеней, которые объединены в 4 соединенных тетрахорда идентичной интервальной структуры ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЕ (По плоти обрезание Господа, и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа)], праздник, отмечаемый на 8-й день по Рождестве Христовом ОВИНОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, происходящий из Паисиева галичского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы ОДЗУН церковь в одноименном поселке Лорийской обл. Республики Армения, возведенная в 40-х гг. VII в. (ранее датировалась кон. VI в. или 1-й пол. VIII в. «ОДИГИТРИЯ» [Путеводительница], чудотворная икона К-поля; распространенный в многочисленных вариантах иконографический тип, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом на руках ОДОЕВСКИЙ Владимир Фёдорович (1804-1869), князь, писатель, мыслитель, педагог, муз. критик, гос. деятель; тайный советник (1858), гофмейстер (1858) ОЗОЛИН Николай (род. 26.05.1942), протоиерей Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви, богослов, искусствовед, иконописец ОКЛАД декоративное покрытие, как правило из металла, прежде всего драгоценного (золота , серебра), неотъемлемая и значимая часть священного предмета, иконы или др. церковной утвари ОКУНЕВ Николай Львович (1885 - 1949), историк искусства, исследователь монументального искусства и архитектуры Византии, Др. Руси и Балкан XI-XV вв. ОЛЕГ (ЛЕОНТИЙ) РОМАНОВИЧ (кон. 50-х гг. XIII в.- кон. XIII или нач. XIV в. (?)), прп., вел. кн. Черниговский и Брянский (пам. 20 сент., в Соборе святых Брянской митрополии, и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123062_52.html

П.В. Долгоруков Вердеревские В 1371 году выехали из большой орды в Рязань два брата, знатные мурзы: Салхомир и Едуган (от последнего происходят Хитровы). Салхомир принял Святое крещение с именем Иоанна Мирославича. Великий князь Рязанский Олег Иоаннович пожаловал его боярином; выдал за него сестру свою княжну Анастасию, и определил ему в вотчину: Венев, Ростовец, Верхдерев, Михайлово поле в Безпутский стан. отцовский КОЛЕНО I: Мурза Салхомир, во Святом крещении боярин Иоанн Мирославич; женат на княжне Рязанской Анастасие Иоанновне КОЛЕНО II: Григорий Иванович Салхомиров, боярин рязанский КОЛЕНО III: Михайло Григорьевич абутало, боярин рязанский, владетель Венева и Ростовца, родоначальник Крюковых и угасшей фамилии Шишкиных 379 Григорий Григорьевич Вердеревский, владетель Верхдерева, боярин рязанский Иванъ Григорьевич кончея, боярин рязанский, владетель Михайлова поля и Безпутского стана Константин Григорьевич дивный, боярин рязанский КОЛЕНО IV: Василий Григорьевич Вердеревский Григорий Иванович Кончеев, родоначальник Дувановых и Ратаевых, и угасших фамилий: Кончеевых, Базаровых и Пороватых 380 Андрей Ивавович опракса, родоначальник графов и дворян Апраксиных Тимофей Константинович ханык, родоначальник Ханыковых КОЛЕНО V: Григорий Васильевич Вердеревский КОЛЕНО VI: Фёдор больший Григорьевич Василий Григорьевич Григорий Григорьевич нечай Фёдор меньший Григорьеви КОЛЕНО VII: Фёдор Васильевич Павел Васильевич Роман Григорьевич Клементий Григорьевич кушник Гурий Григорьевич КОЛЕНО VIII: Семён Фёдорович Василий Фёдорович Яков Павлович КОЛЕНО IX: Иван Семёнович Никита Семёнович Михайло Васильевич Назарий Яковлевич Мурин Яковлевич Тимофей Яковлевич КОЛЕНО X: Яков Иванович Василий Никитич Григорий Михайлович Исаак Михайлович КОЛЕНО XI: Роман Яковлевич Юрий Васильевич Глеб Васильевич Истома Исаакович КОЛЕНО XII: Яков Романович Роман Григорьевич 18) находился воеводою в Брянске в 1543 году; из братьев его, Клементий Григорьевич был воеводою в Данкове в 1569 году, а Гурий Григорьевич находился осадным воеводою большого полка в украинских войсках в 1581 году; воеводою в Михайлове в 1584 году, в Пронске в 1588 году; в Болхове в 1590 году и в Воронеже в 1591 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Петро-Павловский женский монастырь (Брянск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Петро-Павловский женский монастырь - православная женская обитель в Брянской области. Монастырь был основан в 1275 году. Закрытие монастыря состоялось в 1923 году, передан Церкви только в 2002 г. В настоящее время монастырь действующий, но восстановление древней обители еще не закончено. Содержание История [ править править код ] Преп. Олег Брянский Древнейшую обитель Брянского края – Петро-Павловский монастырь города Брянска – можно сравнить с краеугольным камнем Православной веры на Брянской земле. Монастырь был основан в 1275 году и на протяжении веков почитался верующими, в особенности это было связано с пребыванием в нем Святых мощей его основателя – Преподобного благоверного князя Олега Брянского, который сочетал служение государственного мужа с монашеской аскезой, и удалившись от княжения, заботился о своем народе молитвой и милостыней. При императрице Екатерине II обитель была лишена всех вотчин и угодий, постепенно пришла в упадок и в 1830 году была упразднена. Однако по прошению градского Брянского общества и ходатайству местных купцов Ивана и Козьмы Семыкиных, пожертвовавших средства на восстановление обители, для вдов, девиц и сирот, монастырь был восстановлен как женский на правах общежития. Многое для обители сделали Брянские меценаты братья Могилевцевы. К 1917 году в Петро-Павловской обители было два храма - соборный Введения во храм Пресвятой Богородицы и надвратный Святого пророка Божия Илии, семь каменных с деревянным верхом корпусов (в их числе странноприимный дом и больница) и 30 деревянных флигелей-келлий. Хозяйство было немалым и состояло из фруктового сада, скотного двора, лугов, земельных наделов и лесных угодий. Имелись рукодельня, иконописная и чеканная мастерские, церковно-приходская школа. В обители тогда было около 200 сестер. В июне 1923 года монастырь был закрыт. В Ильинском храме устроили рабочий клуб, затем кинотеатр имени Демьяна Бедного. В середине 70-ых этот храм разрушили, на его месте стоит ныне гостиница «Брянск». Введенский храм был разграблен и занят губернским архивом. Ограда и почти все строения обители, в том числе фонтан, устроенный братьями Могилевцевыми, были разрушены. Сохранилось здание монастырской больницы, которое занимает кожно-венерологический диспансер, и несколько домов-келлий.

http://azbyka.ru/palomnik/Петро-Павловск...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010