При каждом прошении певчие, по обыкновению, пели Господи помилуй. Патриарх сказал возглас, совершить отпуст и благословил крестом на все четыре стороны, а архидьякон кадил ему при каждом благословении, возглашая: «Господу помолимся». За тем патриарх, сойдя, приблизился к царю и начал восхвалять и благодарить его, превознося его намерения примерами и хвалами: как Моисей поступил с Фараоном, как Гедеон, Авраам.... и (приводил) другие ветхозаветные истории; (говорил) о Константине, Максимиане и др. – то была речь обдуманная, с мудрыми изречениями, последовательная и длинная. Под конец он выразил много молитвенных благожеланий царю, повторив их не раз, и то же царице, их сыну, сестрам и дочерям царя, восхваляя их поименно. Зачем благословил царя крестом и окропил святой водой, что сделали также наш учитель и сербский архиепископ. Тогда царь с боярами приложился ко всем иконам и возвратился на свое место, а вельможи подошли к патриарху под благословение. Он стал восхвалять и славить их и благословил, говоря: «благодарю Бога за счастье, которое выпало вам на долю и за ваши победы над врагами» и пр. Тут подошел к нему царь и сказал: «довольно тебе, отец наш и владыка, утруждать себя. По истине, Бог даровал нам эту победу над врагами не нашей булавой и мечом, не нашим оружием и решимостью, а вашими великими, святыми молитвами за нас, совершившими то, что произошло, свыше наших ожиданий». Услыхав это, мы изумились силе такой веры и смирения. Тогда патриарх поднес царю позолоченную икону Владычицы и на серебряном блюде хлеб, на котором была прекрасная серебряная солонка с солью, и еще кувшин с вином, при чем, по этому поводу, привел много примеров. Царь, приняв икону, поцеловал ее и передал своим служителям; потом взял крест Константина, главу Златоуста и иконы и передавал их патриарху, как бы говоря: «пусть эти сокровища отселе находятся под твоей охраной». Патриарх, приложившись к ним, передал их архидьякону, и их понесли среди других икон. Вместе с царем стояли четыре царевича, а именно: сыновья сибирского царя справа и слева от него, и сын грузинского (царя), с лицом, блиставшим как солнце, стоял к нему ближе всех; он выезжал к нему на встречу вместе с новокрещенным касимовским царевичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Просто гигиенический, хотя некоторые, от неразумия своего, придают этому какое-то значение. Хорошо ли кропить св. водой продукты, принесенные с рынка, или в этом нет особой необходимости? Обязательно надо перекрестить, хорошо и окропить св. водой. Следует ли при мытье снимать нательный крест или нужно мыться вместе с ним? Крест нательный не советуется снимать, так как можно в это время умереть, могут и околдовать (так как ты не защищен в это время). Чтобы цепочка не жгла тело, надо ее помочить в холодной воде. Если в храме при принятии св. воды или запивки обнаружил в кружке недопитую кем-то св. воду или запивку, то как лучше поступить? Можно вылить, а кто не брезгует – допить. Нашел на дороге чужой крест и не знал, надо ли взять, а если взял, то что с ним делать? Худого ничего нет, можно отдать в храм. Можно ли снимать со свещника чужие свечи, которые догорели не полностью? Без нужды лучше избегать этого. Больше надо разогревать молитву, чем свечами увлекаться. Обязательно ли целовать Чашу после Причастия? Что это означает? Св. Чашу целуют там, где мало причастников, так как это задерживает службу. Целование Чаши означает целование ребра Спасителя (раны Его), из которого истекли кровь и вода. Во время Причастия я, по невниманию, дотронулся до Чаши со Св. Дарами руками. Мне сказали, что это смертный грех. Так ли это? Грех не смертный, но покаяться надо. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что непосвященному нельзя касаться руками священных сосудов. В моей жизни был случай, когда от обычной фотографии иконы совершилось явное чудо. До этого фотография долго находилась в алтаре на престоле. Могла ли благодатная сила сообщиться обычной фотографии? В сказании об Иверской иконе Божией Матери описывается много случаев исцелений и мироточений от фотографий этой иконы. Можно ли воду малого освящения пить в течение дня или только натощак? Воду малого освящения разрешается пить в течение дня, перед кушанием лучше, чем после него. Нельзя св. воду употреблять с пищей. Ею можно окроплять пищу и питие. Крещенскую же воду и св. просфору вкушать только натощак, хотя при нужде и ее можно принять.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

С высоты снисшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей. Животе и воскресение наше, Господи, слава Тебе. Ты снисшел с высоты, Милосердый, принял тридневное погребение, чтоб избавить нас от страданий. Жизнь и воскресение наше, Господи, слава Тебе. Прибавление Из молитв утренних Повседневное исповедание грехов, глаголемое наедине купно (вместе) с утренними молитвами, или особо Исповедаю Теб, Господу Богу моему и Творцу, во Святой Троице единому, славимому и поклоняемому Отцу и Сыну и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время делом, словом, помышлением, зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и всеми моими чувствия, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе, Бога моего и Творца, прогневах, и ближняго моего неоправдовав: о сих жалея, винна себе Тебе, Богу моему, представляю, и имею волю каятися: точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя; предшешая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яко благ и человеколюбец. Из молитв на сон грядущим Молитвы св. Иоанна Златоустог о, по числу часов дня и ночи Господи, не лиши мене небесных твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости ми Господи, избави мя всякаго неведения, и забвения и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней, и даруй ми конец благий. Господи Боже мой, аще и ничто же благо сотворих пред Тобою, но даждь ми, по благодати Твоей, положити начало благое. Господи, окропи в сердцы моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго в царствии Твоем. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

С Иверским мон-рем связана также деятельность свт. Иоанна Хахульского (Окропири, т. е. Златоуста). Во время правления царя Баграта III Куропалата (975-1014) он сначала занимал Болнисскую кафедру, затем подвизался в мон-рях: Хахули, основанном во 2-й пол. X в. царем Давидом Куропалатом, и в Иверском. Там он переводил духовные книги под рук. прп. Евфимия Святогорца. Сын царя Баграта III прп. Василий (Багратиони) подвизался в Хахульской обители и также занимался переводами книг. В Иверском мон-ре на Афоне он составил «Похвалу святому отцу Евфимию». С мон-рем Хахули связана также деятельность прп. Макария Постника († ок. 1034). Католикос-патриарх Мелхиседек I , происходивший из знатной семьи и воспитанный груз. царем Багратом III, возглавлял ГПЦ при Баграте III, Георгии I и Баграте IV и пользовался значительным влиянием при груз. дворе, будучи в то же время близким к визант. двору и поддерживая отношения с визант. императорами Василием II (976-1025), Константином VIII (1025-1028) и Романом III Аргиром (1028-1034). Мелхиседек I часто посещал К-поль: напр., в составе посольства, возглавляемого груз. царицей Мариам (1030), когда обратился к визант. имп. Василию II с просьбой о восстановлении мцхетского патриаршего собора Светицховели, после чего в храме были проведены значительные реставрационные работы. В т. н. Завещании Мелхиседека (отчете о деятельности Мелхиседека в период Патриаршества) католикос-патриарх описывает свои пожертвования мцхетскому собору Светицховели: золотые, серебряные, мозаичные иконы, богослужебную утварь, рукописи, в т. ч. рукопись Жития Андрея Салоса (Юродивого) (Кекел. Н 1345), подаренную католикосу его дядей, «монастыри и села», также он перечисляет пожертвования собору царя Баграта («большой скараманг» - златотканую накидку), «икону из золота, дарованную… Константином, царем греческим… покровы (над царскими вратами), что дарованы… кесарем Василием»; «дарованную… греческим царем Романом ризу златотканую» (Корпус груз. Т. 1. С. 22-28). По просьбе католикоса-патриарха царь Баграт освободил от податей принадлежавшие Светицховели деревни, что было закреплено грамотой. В этом же документе Мелхиседек отмечает, что тбилисский эмир Али освободил Светицховели от уплаты налога на овец, лошадей и вино. Т. о., документ отражает лояльность араб. властей к Грузинской Церкви. Существование между ГПЦ и Тбилисским эмиратом многосторонних торгово-экономических и политических связей подтверждается тем, что Церковь имела в Тбилиси недвижимое имущество (лавки и торговые ряды), о чем упоминает в завещании (1123-1124) Шиомгвимскому мон-рю св. царь Давид IV Строитель ( Силогава. Завещание. 2003. С. 122).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Святого Кирилла Иерусалимского : «не стыдимся исповедывать Распятого; с дерзновением да будет налагаема перстами печать, то есть крест, на челе и на всем: на вкушаемом хлебе, на чашах с питием, на входах и исходах, перед сном, когда ложимся, и когда встаем, бываем в пути и покоимся.. Это – великое предохранение, доставляемое бедным даром, немощным – без труда, потому что от Бога благодать сия, знамение верных, страх демонам. На кресте победил их, властно подверг их позору ( Кол.2:15 ). Как скоро видят крест, воспоминают Распятого; страшатся Сокрушившего главы змиев». 391 Святого Епифания, епископа Кипрского : «женщина клала на себе печать во имя Христово, как христианка... и не возмогла сила чародейства, где имя Христово и печать креста... Иосиф берет бесноватого в дом и, закрыв двери, взял в руку воды, положив на ней крестное знамение, окропил бесноватого, сказав: именем Иисуса Назорея распятого повелеваю тебе, бес, выйди из него, и да будет он здрав... Выздоровевший воздал великую благодарность Иосифу и Богу». 392 Святого Иоанна Иоанна Златоуста : «никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, которыми мы живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но, как венец, будем носить крест Христов... Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, Который, «как овца, веден был на заклание» ( Ис.53:7 ). Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лицо твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. Если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представь, как ужасается диавол, видя оружие, которым Христос разрушил всю его силу и отсек главу змию. Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных». 393 Опровержение возражений

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Семь важнейших импульсов, влияющих на душу: 1) потребность тела; 2) душевные склонности; 3) рассудок, или ум; 4) влияние общества; 5) влияние авторитетов и образов из литературы; 6) побуждение и влияние темных сил; 7) высший разум и побуждения, идущие от Бога через Ангела Хранителя (совесть и благодать). Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью Благодатию вы спасены. Еф 2,8 Господи, поели благодать Твою в помощь мне... Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положите начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Молитвы свт. Иоанна Златоуста на каждый час Благодать есть Бог , ощущаемый в сердце. Паскаль Недостаточность разума и воли человеческой при стремлении ее к добру может быть восполнена содействием благодати Божией, проявляющейся как следствие покаяния и молитвы к Богу. Святой Максим Исповедник говорит: «Человек имеет два крыла: свободу и благодать... Добродетели влагает в нас Бог; Он вкладывает их в сердце человека, а человеку принадлежит «труд и пот». Слабы часто разум и воля человека, не по силам ему бороться с грехом, но чрез начало покаяния, выполнение заповедей и чрез молитву его воля укрепляется благодатью, и тогда он побеждает грех . То же действие производит и молитва за него ближних. Благодать Божия не идет только к тому, кто ее не ищет. Ее нельзя домогаться, но ради нее надо трудиться. (первых же минут побуждения себя на тесный путь – благодать приходит на помощь. «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей». Здесь как бы надо взойти на высоту пяти километров, а у человека силы только на один. Пусть он все же дерзает идти. На все остальные четыре километра его вознесет благодать Божия. Схимонахиня Ардалиона говорит: «При работе над (моим внутренним человеком такая иногда чувствуется немощь, недостаточность всех внешних подвигов, всех своих душевных сил, что не раз я приходила в уныние и некоторое безнадежие... Всею немощью души своей я сознавала, что ни на себя и ни на что свое я не могу надеяться, что ничто мне не поможет в моем несовершенстве. Всем существом я верю, что Господь, один Господь и сила Его благодати может меня спасти, может просветить, очистить и усовершить мою душу. И эта сила будет Его сила, во мне действующая, а не моя, я же и все мое навсегда остается немощным, безжизненным, беспомощным».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Сие творите в Мое воспоминание. Святой Златоуст уже сказал: что тогда на вечери было совершено, то совершается и теперь на вечерях Господних. Тогда не было ничего преимущественного пред теперешними тайными вечерями, и в теперешних тайных вечерях ничего нет недостающего против той. Ибо совершитель Таин тот же Господь, Который и тогда установлял сие таинство. С той минуты сие таинственное воспоминание о Господе продолжается в Церкви среди всех всюду верующих, и не мысленное, а как повторение дела в самом существе его. Стих 25. Такожде и чашу, по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови; сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание. Такожде и чашу, то есть прием, благодарения и благословения тайносовершительного не повторяет, а уже как готовую кровь подает, говоря: сия чаша новый завет есть. Апостол не приводит слов: пийте от нея, ибо это разумелось само собою, а только воспоминает слова, означающие таинственную силу крови: сия чаша новый завет есть в Крови Моей. Моисей, прочитав закон вслух всех израильтян, окропил их кровию жертвенною, и сказал: се кровь завета, который положил Господь с вами (Исх. 24, 8). Смысл ветхозаветного кропления был: не исполнишь закона, своею кровию заплатишь за неисполнение. Смысл чаши нового завета есть, хоть бы мне пришлось всю кровь свою пролить, не отступлю от Тебя и заповедей Твоих, Господи. Как Господь ради нас пролил кровь Свою, так мы должны быть готовы пролить за Него свою. В этом существо нового завета. На наше решение жертвовать жизнию за Господа и веру в Него и заповеди Его, животворящая Кровь Господа нисходит внутрь, как очистительная и освятительная сила. Пиющие ее не страх смерти на себя приемлют, а воодушевлением благодатным исполняются, готовым на все святые дела и все лишения и скорби. Сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание. — Сие творите, то есть совершайте таинство Крови и пейте Мою Кровь, — в Мое воспоминание, в воспоминание крови, Господом пролитой за нас, а вместе и завета, нами в приобщении Крови Его приемлемого. — Елижды аще пиете, всякий раз, как пиете.

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

славы своей, в пристанище обуреваемых, во врачество страстей; молится, чтобы новозаветный жертвенник прославился паче ветхозаветного и проч. 2) После молитвы и обычной великой ектении, над св. трапезою совершается омовение и помазание ея. Омовение престола есть древнее и священное действие. Если обыкновенное чувство приличия требует, чтобы мы и обыкновенную пищу предлагали на столе омытом и чистом, то не более ли обязываемся к омовению св. престола для освящения на нем истинного брашна. Пример очищения храма Божия и алтаря предписан был в ветхом завете ( Лев.16:16:20 ). Св. Златоуст говорит: «губою омываем церковь , да в чистой церкви вся предложится» 728 . Подобно ветхозаветной воде очищения, растворенной жертвенною кровию ( Лев14:4–7 ), или во образ всеосвящающей крови Богочеловека, которая, истекши из пречистого ребра Его вместе с водою, оросила Голгофу – этот первый жертвенник; и в знамение того, что на престоле будет приноситься, по примеру Мелхиседека, вино благовонное по благодати и животворное, престол окропляется и очищается во имя Отца и Сына и Св. Духа, розовою водою, соединенною с красным вином, при словах 50 псалма: окропиши мя иссопом и очищуся, омывши мя паче снега и убелюся 729 и проч. Омытие престола напоминает о таинстве крещения 730 . И как по крещении Прав. Христианин помазуется св. миром: так и по омовении и отертии престол купно с антиминсом крестовидно помазуется св. миром, при возглашении: «вонмем, аллилуия», и при пении псалма 132, внушающего, что храм освящается св. миром и тем утверждается на нем благословение Господа выну и он становится источником дарований духовных 731 . Миропомазание престола и храма употребляется издревле. Сам Бог учредил это действие в ветхом Завете, повелев Моисею освятить елеем помазания алтарь в устроенной им скинии, все принадлежности скинии и самую скинию (Исх. 40 9–10): и Моисей помаза и освяти ю ( Числ.7:1 ). О помазании миром св. престола упоминают св. Дионисий Ареопагит , муж апостольский 732 , и блаженный Августин 733 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Тогда при отсутствии порочных поступков при жизни тела, душа все же будет включена в сферу душ с низменными склонностями. Для победы над грехом вовсе недостаточно просто не грешить. Надо перестать быть грешником. Характерным примером значения скрытых стремлений является святоотеческий рассказ, приведенный в письмах Серафима Святогорца со св. Горы Афонской про девушку, жившую в монастыре. Наружное поведение девушки было безупречным. Она рано умерла. Игумения монастыря, тетушка девушки, не сомневалась, что душа покойной удостоилась Царства Небесного. Но она ошиблась. В видении она увидела племянницу в муках ада. Племянница сообщила ей, что она была осуждена за услаждения нечистыми мечтами. Примечание к главе 5-й Хотя обычно и говорят о " раздвоенности " воли человека, но по существу сложность души гораздо большая. Можно насчитать семь важнейших импульсов, влияющих на души и побуждающих людей к тем или иным мыслям, желаниям и поступкам. Сюда будут относиться: 1) Потребность тела. 2) Душевные склонности. 3) Рассудок или ум. 4) Побуждения и влияния от общества и окружающих лиц. 5) Влияние авторитетов и образов, почерпнутых из литературы. 6) Побуждение и влияние темных сил. 7) Высший разум и побуждения, идущие от Бога через ангела-хранителя (совесть и благодать). Глава 6. Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью Благодатию вы спасены. Еф. 2, 5 Господи, пошли благодать Твою в помощь мне… аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Из молитвы св. Иоанна Златоустого из вечернего правила Благодать есть Бог, ощущаемый в сердце. Паскаль Недостаточность разума и воли человеческой, при ее стремлении к добру может быть восполнена содейством благодати Божией, проявляющейся как следствие покаяния и молитв к Богу. Как говорит св. Максим Исповедник: «Человек имеет два крыла: свободу и благодать… Добродетели влагает в нас Бог; Он вкладывает их в человеческое сердце, а человеку принадлежат " труд и пот " ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Эти дни обретаю особенное утешение, видя около себя двух дорогих святителей 37 . Призывая на Вас и обитель Вашу Божие благословение и испрашивая Ваших св. молитв, остаюсь преданный Вам о Господе и благодарный за духовную и разнообразно оказываемую мне, грешному, помощь митрополит Макарий 23 января 1922 года. При своей болезни (паралич) Угрешский заточник вел, можно сказать, подвижническую жизнь. Вставал обыкновенно в половине пятого, читал утренние молитвы, дневной Апостол, Евангелие, Толкование, синодик, часы 3, 6 и 9-й. Потом садился за работу: писал переводы с алтайского на русский язык из книги Радлова 38 , составлял и пересматривал проповеди , готовил запричастные проповеди и запричастное чтение – и так до семи часов. Тут он прерывал занятия и шел к обедне, за которой усердно молился, внимательно следя по Служебнику и вычитывая все положенные молитвы. Поучение говорил сам. Причащался раз в неделю по воскресеньям, строго готовясь и исповедуясь у духовника. После литургии благословлял и наставлял народ и раздавал святой антидор. В скоромный день пил чай, обычно два стакана, и ел сибирское кушанье «сырянку» из яиц и хлеба, а в постный – пил один чай без закуски. За столом прочитывали ему всегда две-три главы Евангелия по порядку. Подкрепившись, Святитель снова занимался в своем кабинете, выходя иногда в хорошую погоду ненадолго подышать воздухом. Кроме того, утром и вечером он неопустительно совершал по четкам следующие правила. Утром Спасителю – молитву святого Иоанна Златоуста (двенадцать молитв по числу часов дня, десять раз каждую): 1 Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. 2 Господи, избави мя вечных мук. 3 Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. 4 Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. 5 Господи, избави мя от всякаго искушения. 6 Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. 7 Господи, аз яко человек согреших, Ты же, яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. 8 Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. 9 Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий. 10 Господи Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. 11 Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. 12 Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010