1 В Негоже веровахом – в Которого мы уверовали. 2 Егоже имя паче всякаго имене призываем – Чьё имя более всякого имени призываем. 3 Ослабу души и телу – ослабление напряжения, отдых души и тела. 4 От всякаго мечтания, и темныя сласти кроме – от всяких пустых мыслей, призраков, мечтаний и темных, нечистых удовольствий. 5 Устави стремление страстей – останови движение, нападение страстей. 6 Угаси разжжения востания телеснаго – угаси огонь страстей, поднимающихся, восстающих в теле, плоти. 7 Даждь нам целомудренне пожити делы и словесы – помоги нам целомудренно провести жизнь и в делах, и в словах. 8 Да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих – чтобы, начав проводить жизнь добродетельную, не лишились (бы) мы обещанной Тобою благодати (спасения), не отпали от благости Твоей.   Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи) 1. Го€споди, не лиши€ мене€ небе€сных Твои€х благ. 2 . Го€споди, изба€ви мя ве€чных мук. 3 . Го€споди, умо€м ли или€ помышле€нием 1 , сло€вом или€ де€лом согреши€х 2 , прости€ мя. 4. Го€споди, изба€ви мя вся€каго неве€дения 3 , и забве€ния 4 , и малоду€шия 5 , и окамене€ннаго нечу€вствия 6 . 5. Го€споди, изба€ви мя от вся€каго искуше€ния. 6. Го€споди, просвети€ мое€ се€рдце, е€же помрачи€ лука€вое похоте€ние 7 . 7. Го€споди, аз я€ко челове€к согреши€х, Ты же, я€ко Бог щедр, поми€луй мя, ви€дя не€мощь души€ моея€. 8. Го€споди, посли€ благода€ть Твою€ в по€мощь мне, да просла€влю и€мя Твое€ свято€е. 9. Го€споди Иису€се Христе€, напиши€ мя раба€ Твоего€ в кни€зе живо€тней 8 и да€руй ми коне€ц благи€й 9 . 10. Го€споди Бо€же мой, а€ще и ничто€же бла€го сотвори€х пред Тобо€ю 10 , но даждь ми по благода€ти Твое€й положи€ти нача€ло благо€е. 11. Го€споди, окропи€ в се€рдце мое€м ро€су благода€ти Твоея€ 11 . 12. Го€споди небесе€ и земли€, помяни€ мя гре€шнаго раба€ Твоего€, сту€днаго 12 и нечи€стаго, во Ца€рствии Твое€м 13 . Ами€нь. 1. Го€споди, в покая€нии приими€ мя. 2. Го€споди, не оста€ви мене€. 3. Го€споди, не введи€ мене€ в напа€сть 14 .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

6 молитва Господи, Боже наш, в Которого мы веруем и имя Которого больше всякого имени призываем, даруй нам, отходящим ко сну, облегчение душе и телу, сохрани нас от всякого мечтания и от скверного сладострастия; прекрати страстные желания; угаси пламень плотских возбуждений; даруй нам хранить целомудрие в словах и в деле, чтобы, восприняв совершенную жизнь, не лишиться нам обещанных Твоих благ, ибо Ты благословен во веки. Аминь. 7 молитва, св. Иоанна Златоустого Господи, не лиши меня небесных Твоих благ. Господи, избавь меня от вечных мук. Господи, умом или помыслом, словом или делом я согрешил, прости мне. Господи, избавь меня от всякого неведения, забвения, малодушия и окаменелого нечувствия. Господи, избавь меня от всякого искушения. Господи, просвети мое сердце, омраченное лукавыми стремлениями. Господи, я как человек согрешил, Ты же, как Бог щедрый, помилуй меня, видя немощь моей души. Господи, пошли благодать Твою в помощь мне, да прославлю Твое Святое имя. Господи, Иисусе Христе, напиши меня, раба Твоего, в книге жизни и даруй мне благую кончину. Господи Боже мой, если и ничего доброго не сделал я пред Тобою, но дай мне по Твоей благодати положить доброе начало. Господи, окропи сердце мое росою Твоей благодати. Господи неба и земли, вспомни меня, грешного, гнусного и нечистого раба Твоего в Царстве Твоем. Аминь. Господи, прими меня, кающегося. Господи, не оставь меня. Господи, не введи меня в напасть. Господи, дай мне благую мысль. Господи, дай мне слезы, памятование о смерти и умиление. Господи, дай мне расположение к исповеданию грехов моих. Господи, дай мне смирение, целомудрие и послушание. Господи, дай мне терпение, великодушие и кротость. Господи, вкорени благой Твой страх в сердце мое. Господи, сподоби меня любить Тебя от всей души моей и от всего помышления и во всем исполнять волю Твою. Господи, защити меня от злых людей, бесов и страстей и от всего вредного для меня. Господи, делай по Твоему соизволению все, что Ты хочешь, да будет воля Твоя надо мною, грешным, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

9:15. Так как Иисус Христос пришел в мир с лучшею, нерукотворною скиниею, и как Вечный Первосвященник с собственною кровью вошел к престолу Господа за грехи людей, и даровал им вечное примирение с Богом, то ясно, что Он есть Ходатай Нового Завета, чтобы смертью Своею искупить людей от грехов, чего не мог сделать Ветхий Завет и жертвы его, и даровать вечный покой, как обетованное наследие всем уповающим на Него. Но смерть Иисуса Христа, очевидно, смущала многих из более немощных. Если Он умер, говорят, то каким образом Он есть вечный Ходатай за людей, и дает то, что обещал? Святой Павел, устраняя это сомнение, показывает, что именно в силу того, что Он умер, завет Его является твердым, ибо не говорят о завете (завещании) живых (Златоуст). 9:16–17. Ибо всякое завещание получает законную силу только после смерти завещателя. Так и Ветхий Завет утвержден был на крови, прообразе смерти Христовой. 9:18–21. И Ветхий Завет утвержден был кровью. Так, Моисей, пересказав народу все заповеди закона, кровью принесенной жертвы завета, смешанной с водою, иссопом и червленой нитью, окропил книгу закона, скинию, и все сосуды ее, и людей (см. Исх. 24:3–8 ), чтобы очистить их от грехов, и дать право получить наследие по завету (завещанию). Но очевидно, что эта кровь завета не могла сама по себе очистить людей, и даровать им наследие потому, что это была кровь не завещателя. Поэтому она служила только прообразом-символом действительной смерти завещателя, кровь Которого могла действительно даровать людям небесное наследие. 9:22–23. Да и вообще, говорит, в Ветхом Завете почти все очищения по закону требовали жертвы, следовательно, пролития крови, которая была необходимым условием прощения содеянного. Итак, прообразы небесной скинии должны были очищаться жертвами и кровью животных, в небесной же скинии, то есть в Церкви Христовой, люди должны очищаться лучшими тех жертвами. Какими же? Кровию Ходатая Нового Завета, Иисуса Христа. 9:24–25. Архиереи Ветхого Завета входили в рукотворенное Святое Святых, которое было прообразом истинного, небесного святилища, а Христос восшел в самое небо, чтобы ходатайствовать за нас перед лицом Божьим, восшел со Своею Кровью, которою умилостивил Бога Отца, и примирил нас с Ним, а также и с ангелами, ибо и те враждебно относились к нам, как врагам Господа. Но не для того Он восшел на небо, чтобы и в другой раз взойти, принося Себя, как делали первосвященники, входя во Святое Святых каждогодно (в день очищения) с чужою кровью – животных. Жертва Иисуса Христа, как вполне удовлетворяющая правде Божьей, не имеет нужды повторяться, как смерть человека бывает однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

   Многовековой опыт Церкви убеждает в том, что демоны не могут устоять против изображения святого креста и крестного знамения — они для них, как огонь для насекомых. Преп. Никита Скифат говорит на эту тему: «Бесы часто возмущают душевное чувство и отъемлют сон, но мужественная душа одним животворящим изображением Креста и призывом имени Иисуса Христа, с помощью Божией разрушает их призраки и обращает их самих в бегство» (Добротолюбие, т. 2 стр. 118). Подобным образом и св. Иоанн Златоуст объясняет: «Не просто перстами должно изображать Крест, но с сердечным расположением и полной верой. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен и получил смертельную рану. Ведь, если мы с трепетом смотрим на места казни преступников, то представь, как ужасаются демоны, видя оружие, которым Христос разрушил всю силу их и отсек главу змию. Когда при нас Крест, тогда демоны уже не страшны и не опасны» (Беседы на Евангелие, ч. 2, изд. 5, стр. 432—433). С самых древних времен вошло в обычай христианам носить на себе нательный крестик.    Важно еще освятить свою квартиру. Иногда дом, в который мы переселились, может быть осквернен прежними жильцами, если они жили греховно, сквернословили, увлекались буйной музыкой и скверными кинофильмами или занимались оккультизмом. Нередко злые духи селятся в жилищах, где произошло убийство или самоубийство. Чтобы очистить свое жилище, следует окропить его святой водой, прочтя соответствующие молитвы, или еще лучше пригласить священника для освящения квартиры.    Вообще надо помнить, что демонов привлекает грех. Если, согрешив, мы не покаялись от всего сердца, то это дает демонам доступ к нам. Греховное состояние — это как туннель, через который они проникают к нашему подсознанию и влияют на нас. Поэтому, чтобы избавиться от их влияния, следует очистить себя искренним покаянием и исповедью, после чего следует с благоговением причаститься святых Христовых Таин. Тогда, войдя в нас, Господь, как всепопаляющий огонь, истребит всякую скверну и пресечет к нам доступ со стороны темных духов. Хорошо приучить себя регулярно причащаться, хотя бы раз в месяц, тогда мы постоянно будем носить в себе огонь благодати Божией. Христиане первых веков причащались каждое воскресенье.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

§ 86. Самая литургия Преждеосвященных Даров начинается четырьмя следующими одна за другой ектеньями: сугубой, об оглашенных и двумя малыми, теми самыми, которые произносятся в обыкновенной литургии между чтением Евангелия и великим входом . По окончании сих ектений царские врата отверзаются и, вместо херувимской песни, лик поет: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат: се бо входит Царь славы, се жертва тайная, совершенная дориносится. Верою и любовью приступим, да причастницы жизни вечные будем. Аллилуйя». В средине этой песни святые Дары переносятся с жертвенника на престол, причем все предстоящие падают ниц, воздавая тем должное поклонение телу и крови Господней. При этом перенесении Даров обыкновенного поминовения членов Церкви не бывает, так как оно было сделано на той литургии, когда освящались Дары. По великом входе следует тотчас приготовление верующих к причащению, самое причащение, благодарение, запричащение и конец литургии, по порядку литургии Златоустовой 15 . Все же действия, относящиеся к освящению Даров: приготовление верных к совершению таинства Евхаристии, самое совершение таинства и воспоминание при этом членов Церкви на литургии Преждеосвященных Даров совершенно опускаются. Отличительные черты каждой недели святой Четыредесятницы. Каждая неделя святой Четыредесятницы имеет свой особенный характер. Первая неделя отличается от прочих особенною строгостью поста и продолжительностью Богослужения. На повечериях, в первые четыре дня, читается покаянный канон святого Андрея Критского при умилительном пении: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» В пятницу, по заамвонной молитве, на литургии совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо или рис вареный с медом. Торжество сие установлено Церковью по следующему случаю. В 362 г. греческий император Юлиан Отступник, в насмешку над христианами, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на торжище в Антиохии. Но святой великомученик Феодор, сожженный в 306 г. за исповедание Христовой веры, явился в сновидении епископу и открыл ему распоряжение Юлиана, дав совет вместо оскверненной пищи употребить коливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Господи Боже наш, в Негоже веровахом, и Егоже имя паче всякаго имене призываем, даждь нам, ко сну отходящим, ослабу души и телу, и соблюди нас от всякаго мечтания, и темныя сласти кроме; устави стремление страстей, угаси разжжения востания телеснаго. Даждь нам целомудренно пожити делы и словесы; да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. Молитва 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы, по числу часов дня и ночи)   Господи, не лиши мене небесных Твоих благ. Господи, избави мя вечных мук. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия. Господи, избави мя от всякаго искушения. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.   Господи, в покаянии приими мя. Господи, не остави мене. Господи, не введи мене в напасть. Господи, даждь ми мысль благу. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, веси, яко твориши, якоже Ты волиши, да будет воля Твоя и во мне грешнем, яко благословен еси во веки. Аминь. Молитва 8-я, ко Господу нашему Иисусу Христу

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Д. Жордания. Хроники и другие материалы по истории Грузии. т. 2, стр. 32–33)? И вот, когда в политической жизни наступило затишье и с жизненной арены сошел в могилу энергичный патриарх-католикос Мельхиседек, антиохийцы, обратив внимание патриарха 23 Феодора (1034– 1042) на поведение «сеятеля плевелом», некоего «от епископа Иверии», убедили его послать в Иверию эксарха «для истязания о душевных соблазнах», вследствие чего «кир-Феодора различны послания с кувуклисием (Василием Грамматиком) посла в Иверию» с поручением «исправить вся, иж тамо божественных отец и епископ; яж послания (наверно в копиях, во дни Никона черногорца – в 70 годах XI века) обретались в чудотворце святом Симеоне (т.е. в монастыре св. Симеона) у игумена кир-Феодора, посланьями в тогдашнее время бывшее соборному иверийскому кир-Иоанну» (1042–1063), известному у грузин под названием Окропира (Златоуста). Истязатель же этот Василий Грамматикос, как видно, не нашел в Грузии никаких «ересей», кроме одной, которая заключалась в том, что «раз антиохийская церковь отказалась от грузинских «златниц тысящи», то и грузинская церковь не находила возможным пользоваться безвозмездно «судом и властью» антиохийского патриарха и его уполномоченных». Да и что мог обнаружить в Грузии Василий Грамматикос, когда страна эта с первых дней принятия христианства держалась православного учения твердо, свято и нерушимо, храня догматы и истины благочестия как зеницу ока от еретического и иноверного веяния. Правда, грузинская церковь не хотела уже оставаться в зависимости от антиохийского престола и поминать на богослужениях антиохийского патриарха, как главу свою (но не как одного из предстоятелей восточных церквей, которых католикос с этого времени поминал, считая их равночестными и равноправными себе), но во 1-х, в таковом «пестуне» она, как давно пришедшая «в меру возраста Христова» (насколько это возможно для церкви земной), более уже не нуждалась, а во 2-х, если она и пожелала выделиться в самостоятельную единицу, то не по капризу или по какой-либо другой неуважительной причине, а вследствие коварного и край не оскорбительного образа действий антиохийских патриархов – а) Феофилакта, отнесшегося к просьбе грузин о даровании им канонической автокефалии не только пренебрежительно, но явно как бы с насмешкой и тем самым глубоко оскорбившего «святая святых» грузинского народа, его национальное самосознание, и б) Uoahha III , «для спасения души своей» отдавшего иерусалимскому патриарху Оресту, «без ведома и согласия царя и народа» грузинского, те имения, которые были пожертвованы «именно антиохийскому» престолу в благодарность за «крещение» антиохийским «патриархом» Евстафием этого народа и настоящим-то господином которых являлся, собственно говоря, не кир-Иоанн III, а сам грузинский царь со своим народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Законодателем называет Моисея и Евангелист: Закон Моисеом дан бысть ( Ин. 1:17 ), и противополагает его Иисусу Христу, как законодателю истины. Св. Златоуст объясняя слова: Пророка воздвигнет тебе Господь, якоже мене, говорит: «Якоже мене, т. е. как законодателя, ибо один законодатель древний – Моисей, другой законоположник Спаситель, законоположник не для одного народа, но для целой вселенной. На сего Законодателя указывает и Давид ( Псал. 9:21 )» 219 . Прежде получения Закона Моисей постится на горе сорок дней и столько же ночей: Иисус Христос пред вступлением в служение Свое столько же времени проводит в посте и молитве 220 . Моисей приемлет Закон на горе Синае: Иисус Христос также на горе является законодателем ( Мф. 5 ). Закон древний написан на скрижалях каменных: закон благодатный на скрижалях сердца. ( Иер. 31:33 ) Когда Моисей сшел с горы, – лицо его было светло: так слава Божественная являлась во Христе во время Его служения. Моисей, посредник между Богом и народом, изобразил собою ходатая Бога и человеков, Иисуса Христа. ( 1Тим. 11:5 ) Моисей сделан посредником, когда народ, сознавая свои грехи, из страха смерти отрицался беседовать с Богом: Иисус Христос, как совершеннейший праведник, является ходатаем Нового Завета, когда грешный род человеческий не смел приступать к праведному Богу из страха смерти. Моисей утверждает завет между Богом и народом, окропив его кровию животных: ( Исх. 24:8 ) Иисус Христос, испоручник Завета Нового и лучшего, окропляет всех очистительною своею кровию. Моисей, как вестник Завета, передает народу веления Божии и обязывает его исполнять оные, под угрозою смерти: Иисус Христос, Ангел Завета, возвещает людям спасительное учение Божественное и возвещая действует на сердца людей силою любви и кротости. Моисей, как ходатай, являет готовность жертвовать вечною жизнию за спасение преступного народа ( Исх. 32:32 ): Иисус Христос ради спасения рода человеческого жертвует Своею жизнию. Наконец, как Пророк, Моисей предъизобразил в лице своем Пророка Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Затем сделать три земных поклона и обратиться ко Господу с такими словами: «Господи, благодарю Тебя за прошедшую ночь, благослови меня на предстоящий день, благослови меня и этот день и помоги провести его в молитве, в добрых делах и сохрани меня от всех врагов видимых и невидимых». И тут же начинай читать молитву Иисусову. Умывшись и одевшись, встань в святом углу, соберись с мыслями, сосредоточившись, чтобы ничто не отвлекало, и начинай утренние молитвы. Кончив их, прочти главу Евангелия и тут же примись за доброе дело, какое можешь сделать своему ближнему. Пора идти на работу. Тут же надо помолиться перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова святого Иоанна Златоуста : «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», осенить себя крестным знамением, а выйдя из дома, незаметно перекрестить дорогу. По дороге на работу да и за любым делом надо читать молитву Иисусову и Богородице Дево, радуйся... Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде чем готовить пищу, окропим все продукты святой водой, плитку зажжем свечкой от лампады. Тогда и еда нам будет впрок, на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил. Особенно если мы будем готовить, непрестанно читая Иисусову молитву: Господи Иисусе, Сыне Божий, прости меня, грешного. Надо отличать веру от суеверия. Очень многие из нас придают большое значение языческим приметам: когда дорогу перебежала кошка, или женщина с пустым ведром перешла, или вернулась – «к несчастью». Нож упал, вилка – кто-то придет, в ухе зазвенело или паук опустился – к известию. Подковы вешаем – к счастью. К кресту привязываем и носим ладан, мак, чеснок – от колдунов. Переписываем «Святые письма», читаем языческие молитвы, выкатываем яйцом болезни, воск над головой выливаем, выдумываем 12 пятниц и т. п. Все это язычество и не должно касаться православных христиан. О церкви Вне церкви нет и не может быть спасения. Мир, в котором мы живем, – это житейское море.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

И, по мнению св. Епифания Кипрского , здесь разумеется Иисус Христос, «окропивший Собственной кровью тело Своё» (тв. ч. 1, стр. 93; ср. св. Киприана Карфагенского ч. 1, стр. 341: ч. 2, стр. 15). Также и по мнению св. Климента Александрийского , здесь «под образом вина иносказательно говорится о крови Господа». Причём, по его свидетельству, и Тертуллиан под „одеждой” и „одеянием” разумел плоть, а под вином – кровь Его («Педагог» кн. 1,гл. 6, стр. 46). В словах „исперет вином одежду свою” «под одеждою, я думаю, – говорит и св. Иоанн Златоуст , – разумеется тело, которое для совершения удостоил носить Христос. Потом, чтобы в точности показать, что он назвал „вином”, Иаков присовокупляет: „И кровию гроздия одеяние свое”, – ибо наименованием крови означил заклание, и крест, и всё строение тайн» (тв. т. 4, стр. 719: ср. т. 6, стр. 370–372). И по толкованию бл. Феодорита, патриарх Иаков, «предсказывая о страданиях Иисуса Христа, тело Его именует одеждою, а кровь – вином» (тв. т. 1, стр. 98) 84 . Наконец, и по мнению св. Иустина Мученика , слова эти предвозвещали страдание, которое имел Он (Иисус Христос) претерпеть, очищая Своей кровью верующих Ему» («1 Апология» гл. 32, стр. 70; «Разговор с Трифоном иудем» гл. 52 и 54, стр. 227 и 230). А «в словах „кровию гроздия одеяние свое” намекается на то, что имеющий явиться, хотя будет иметь кровь, но не от человеческого семени, а от Божией силы, как кровь виноградной лозы не человек сотворил, но Бог» (ibid). Только св. Ипполит Р. находит, что патриарх Иаков, предрекая о Христе, в словах „исперет вином одежду свою” «разумеет Отчую благодать Св. Духа, снизошедшую на Него при Иордане» (тв. вып. 2, стр. 15). Гл. 49, 12 радостотвóрны óчи егó пáче винá, и белы зýбы егó пáче млекá блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока „Радостотворны очи его паче вина” – «потому что истина помышления Его (Иисуса Христа) светлее чистого вина; „и белы зубы его паче млека” – потому что прекрасно и чисто учение уст Его» (св. Ефрем Сирин, тв. ч. 6, стр. 443).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010