Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. М. Ипполитов-Иванов. Фотография. 1-я четв. ХХ в. [наст. фамилия Иванов] Михаил Михайлович (7.11.1859, г. Гатчина Царскосельского у. С.-Петербургской губ.- 28.01.1935, Москва), рус. композитор, дирижер, педагог. Первоначальное муз. образование получил в муз. классах для малолетних певчих при Исаакиевском соборе в С.-Петербурге (1872-1875), где преподавали Г. Ф. Львовский и А. И. Рожнов . В 1882 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию, где учился у Н. А. Римского-Корсакова (композиция), Ю. И. Иогансена (гармония и полифония), И. О. Ферреро (контрабас). В 1879-1880 гг. посещал муз. собрания «Могучей кучки». С 1882 по 1893 г. жил в Тифлисе (с 1936 Тбилиси); возглавил отд-ние РМО и муз. классы (впосл. ставшие консерваторией), где преподавал теорию и историю музыки. Дирижировал симфоническими концертами, с 1884 г.- оперными спектаклями. Вел запись, обработку и исследование груз. народной музыки; в 1884-1889 гг. по поручению еп. Гурийско-Мингрельского свт. Александра (Окропиридзе) И.-И. записал груз. церковное обиходное пение карталино-кахетинского напева с голоса свящ. А. Молодинашвили и братьев В. и П. Карбелашвили (см. изд.: Грузинская народная песня. С. 2; 25-летний юбилей М. М. Ипполитова-Иванова//РМГ. 1908. 3. С. 74). Отмечал влияние «греческих» (семиступенных диатонических) ладов на груз. народную песню и церковное пение, высказал мнение, что «в церковных мелодиях грузин преимущественно встречаются фригийский и дорийский лады», более строгие по характеру (Грузинская народная песня. С. 5; здесь же приведены нотные примеры). Напевы литургии, записанные И.-И., с небольшими изменениями и дополнениями легли в основу издания «Грузинское церковное пение (карталино-кахетинского распева) на литургии св. Иоанна Златоуста, гармонизованное для смешанного хора З. П. Палиевым» (Тифлис, 1909, с авторским предисловием: «Краткие сведения, касающиеся положения грузинского церковного пения в грузинских церквах»). Из обработок груз. распева, выполненных И.-И., была опубликована только Херувимская песнь (ор. 38, 2), хотя в 1920 г. И.-И. писал, что планирует «закончить гармонизацию церковно-грузинского обихода» (Письмо Н. Н. Черепнину//Письма. Статьи. Воспоминания. С. 183-184).

http://pravenc.ru/text/673803.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Грузинская Православная Церковь. Епископат ЗИНОВИЙ (Мажуга Захария Иоакимович, в схиме Серафим; 1896 - 1985), митр. Тетрицкаройский (с 1960) Грузинской Православной Церкви ЗОСИМ КУМУРДОЙСКИЙ свт. (пам. груз. 1 мая) Грузинской Православной Церкви, архиеп. Кумурдойский (приблизительно в 1519-1528) ИЕРЕМИЯ архиеп. Картли (Мцхетский), предстоятель Грузинской Православной Церкви (Мцхетского Католикосата) ИЕРОФЕЙ (Николадзе), нмч. (пам. груз. 14 авг.) Грузинской Православной Церкви - см. в ст. Назарий (Лежава), митр. Кутаисско-Гаенатский ИЕССЕЙ ЦИЛКАНСКИЙ свт. (пам. 7 мая - в Соборе прп. Иоанна Зедазнийского и 12 сир. отцов; 2 дек.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), еп. Цилканский ГПЦ (2-я пол. VI в.), один из 12 сирийских отцов ИЛАРИОН свт. (пам. груз. 5 окт.- в Соборе Кларджетских преподобных отцов и жен) Грузинской Православной Церкви, католикос Картли (Мцхетский) (50-е гг. IX в.) ИЛИЯ II (Гудушаури-Шиолашвили Ираклий Георгиевич; род. 1933), Католикос-Патриарх всей Грузии, архиеп. Мцхетский и Тбилисский (с 23 дек. 1977) ИОАНН (Саакадзе Иосиф Георгиевич) (1660/66 - 1751), еп. Манглисский Восточногрузинского Католикосата, свт. (пам. груз. 28 марта) ИОАНН (Макашвили) [Бодбели; Бодбель-Макаев] (1744-1837), митр. Бодбийско-Сигнахский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь) и Грузинского Экзархата РПЦ ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН IV ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири I], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001) ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072)

http://pravenc.ru/rubrics/121448_3.html

Возведение кафедрального собора в Челябинске станет восстановлением исторической справедливости, — губернатор 20 сентября, 2013. Новостная служба Глава региона одобрил идею возведения главного храма области в честь Рождества Христова, отметив, что таким образом будет восстановлена историческая справедливость. Сооруженный до революции челябинский собор, который был разрушен в советские годы, также назывался Христорождественским. 19 сентября. ПРАВМИР. В Челябинске заложили Христорождественский кафедральный собор. Чин освящения закладного камня совершил митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан, на церемонии присутствовали представители региональных и городских органов власти и общественных движений, духовенство Челябинской епархии, многочисленные верующие. После положенных молитв митрополит Феофан окропил освященной водой закладной камень, а клирик Свято-Симеоновского храма Челябинска игумен Юрий (Пальчиков) возлил на него освященный елей. Затем было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу, правящему архиерею епархии, губернатору, властям, воинству и всем православным христианам, сообщает пресс-служба Челябинской епархии. Губернатор Челябинской области М.В. Юревич сообщил, что принял предложение стать совместно с правящим архиереем Челябинской епархии сопредседателем попечительского совета по строительству собора. Глава региона одобрил идею возведения главного храма области в честь Рождества Христова, отметив, что таким образом будет восстановлена историческая справедливость. Сооруженный до революции челябинский собор, который был разрушен в советские годы, также назывался Христорождественским. «Проект очень интересный, новый храм будет напоминать церкви Санкт-Петербурга, Исаакиевский собор. Хочу поблагодарить митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана: за три года им сделано многое в плане восстановления и строительства храмов. Наша область имеет богатое историческое наследие. Его надо сохранить для будущих поколений. Я уверен, что Челябинск в будущем может стать одним из крупных духовных центров Урала», — сказал губернатор. Он также сообщил, что строительные работы начнутся в октябре.

http://pravmir.ru/vozvedenie-kafedralnog...

По проекту церковь будет вмещать три тысячи прихожан 28 июля. ПРАВМИР. Митрополит Челябинский и Златоустовский Никодим совершил чин основания кафедрального собора Рождества Христова в Челябинске. Торжественный молебен состоялся 27 июля 2016 года. Новый храм возводят в северо-западной части Челябинска, на пересечении Новоградского проспекта с улицей Салавата Юлаева. По проекту церковь будет вмещать три тысячи прихожан, сообщает пресс-служба Челябинской епархии. Собор Рождества Христова Большинству строителей, которые возводят челябинский собор, в день молебна дали выходной. Сейчас выполняется второй этап работ — от отметки до отметки 5,2. Этот этап предполагается закончить к сентябрю. После положенных молитв и прошений митрополит Никодим вложил памятную грамоту в капсулу, а губернатор Борис Дубровский поместил ее в восточную стену кафедрального собора. Затем правящий архиерей окропил место закладки святой водой и возлил на него освященный елей. А глава региона, надев строительные перчатки, помог архипастырю заложить цементом отверстие, в которое была вложена капсула. «Для многих из нас строительство храма Рождества Христова кафедрального собора означает, что здесь действительно устраивается жизнь. Жизнь на основах нравственности и благочестия. Жизнь, когда с любовью относятся к каждому человеку. Через века наши имена забудут, но здесь все равно будут вспоминаться благотворители и благоукрасители этого храма, и наши потомки будут гордиться нашими деяниями», – сказал митрополит Никодим. Губернатор высказал уверенность, что «строительство храма — этот тот редкий случай, когда процесс не менее важен, чем результат. В результате будет великий храм, который станет украшением Челябинска. Но не менее важно то, что мы строим вместе. Храм нас объединил. Объединил в желании прийти к храму, в желании обрести храм. Это для меня очень важно. Здесь в очередной раз можно убедиться, что когда мы одинаково понимаем цель, когда мы двигаемся к этой цели, мы ее достигаем, как достигнем и в этом случае», — сказал глава региона. Борис Александрович поблагодарил всех, кто поддерживает возведение храма, и пожелал им успехов, благополучия, мирного неба над головой, света и добра.

http://pravmir.ru/v-chelyabinske-zalozhe...

Разделы портала «Азбука веры» Добрый день. Мама 2021 году потеряла с разницей в 2 недели мужа и дочь, я- папу и сестру. После похорон стали слышать стук на кухне в одно и тоже время каждый день. Те уже больше года каждый день с 23.30–23.50 мы слышим три-четыре стука. Длится около 10 секунд. Каждый день. И один день летом, была жара и мы оставили форточку открытой, уехали на дачу. К сестре в комнату прилетела птица. Похоже даже жила в комнате, тк весь ковёр был усыпан следами… хочу отметить, что я трезвый человек и понимаю законы физики и скорость распространения звука. Здесь именно физический стук, но соседи его не издают((( слышат его все, кто в данный момент находится в квартире. помогите, пожалуйста, разобраться, что это может быть? Может душа приходит? Сестра очень любила дом, была домоседом. Папа тоже. Но как душа может стучаться??? 4 Ответа Это искушение от бесов. Просто не обращайте внимания и молитесь о помощи Божией Спасибо большое за ответ Души так не приходят, они находятся или в Раю, или в аду. Пригласите священника для освящения квартиры. Возможно, там появился полтергейст, то есть бесы. И старайтесь вести благочестивый образ жизни, чтобы они не вернулись. С уважением, Спасибо большое за ответ Нет, Мария, души умерших не стучатся в дома. Если этот звук имеет не естественное происхождение, а мистическое, то это могут быть только бесовские козни. Пригласите священника домой для освящения. Спасибо большое, обычный стук! Но никто не стучит из соседей, этот стук раздаётся каждый день в одно и тоже время. Думаю бесы. Спасибо за внимание к вопросу, страшно спросить у кого-то, люди думают ку-ку на нервной почве. Но это не так. Как Вы считаете, если самостоятельно читать молитву, крещенской водой окропить, уйдут эти темные силы? Мария, что мешает пригласить священника? Свт. Иоанн Златоуст говорит: Душе, отделившейся от тела, уже невозможно блуждать здесь, потому что праведных души в руке Божией (Прем.Сол.3:1). Если же души праведных в руке Божией, то и души детей, так как они не сделались еще злыми. Да и души грешников тотчас удаляются отсюда. Это видно из притчи о Лазаре и богаче. И в другом месте Христос говорит: сегодня душу твою истяжут от тебе ( Лук. 12:20 ). Да и быть не может, чтобы душа, исшедшая из тела, блуждала здесь. И это вполне сообразно с разумом.

http://azbyka.ru/vopros/stuki-na-kuhne-p...

Чудо крещенской воды      Уже в Ветхом Завете при посвящении левитов использовалась вода как символ нравственного и духовного очищения: И сказал Господь Моисею, говоря: возьми левитов из среды сынов Израилевых и очисти их; а чтобы очистить их, поступи с ними так: окропи их очистительною водою (Чис 8, 5–7). Когда совершилась великая тайна Боговоплощения, явилась спасительная благодать Божия: вода, в которую вошел Спаситель, чтобы принять крещение от святого Иоанна Предтечи, освятилась, стала очистительной не символически, а реально. В память этого евангельского события установлен праздник — Крещение Господне, или Богоявление. Это — один из двенадцати великих православных праздников. Мы празднуем его 6 января по старому стилю (19 января — по новому). Богоявлением праздник называется потому, что в момент крещения произошло явление всей Божественной Троицы. Господь, приняв крещение, освятил водное естество и сделал воды крещения спасительными для нас. В память этого Церковь каждый год служит особый водосвятный молебен накануне Крещения (18 января) и в сам день праздника. Освящение воды происходит в храме, а также, если есть такие условия, на реках, озерах и других источниках вод. Крещенскую воду называют великая агиасма, что означает великая святыня. Вода, освященная в день Богоявления, обладает особой благодатью исцелять духовные и телесные недуги. Крещенская вода много лет не изменяет своих физических свойств, не подвергается порче, не зеленеет, как обычная вода. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года остается неповрежденною и свежею и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников». Каждый православный христианин знает это по опыту. Авторам этой книги знаком человек, который имел у себя дома сосуд с крещенской водой, освященной московским протоиереем Павлом Лепехиным (1880–1960) еще в 50-е годы XX века. Эта вода оставалась прозрачной более тридцати лет и даже не имела осадка.

http://pravoslavie.ru/105270.html

Епископ Выборгский Игнатий совершил чин обновления храма Казанского скита Коневской обители 15 февраля 2021 г. 18:40 12 февраля 2021 года, в день памяти Собора Вселенских учителей и святителей, епископ Выборгский и Приозерский Игнатий в сослужении епископа Рославльского и Десногорского Мелетия совершил чин обновления и Божественную литургию в храме в честь Казанской иконы Божией Матери Казанского скита Коневского Рождество-Богородичного монастыря. Чин обновления был совершен после полной реставрации скита, произведенной в 2020-2021 годах, в ходе которой в храме была создана фресковая роспись, выполнены работы по фасаду, обновлены корпуса. Преосвященным владыкам сослужила братия монастыря во главе с наместником обители архимандритом Александром (Арвой), а также клирики Выборгской и Рославльской епархий. По завершении Литургии архипастыри совершили славление Вселенским учителям и святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому. По окончании богослужения священноархимандрит Коневской обители освятил обновленные скитские корпуса, окропив освященной водой всю территорию скита. Скит Казанской иконы Божией Матери был построен в 1794-1796 годах при строителе Коневского монастыря иеромонахе Адриане, назначенном на эту должность в 1790 г. митрополитом Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым). Отец Адриан, имея склонность к уединенной молитвенной жизни, решил устроить на Коневце скитскую форму монашеской жизни. Получив благословение митрополита Гавриила на создание храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы на месте первого поселения преподобного и явления Пречистой старцу Иоакиму, он в 1794 году начал строительство. Близ Святой горы был устроен небольшой кирпичный завод. За два года был выстроен храм с колокольней и шесть братских келий, образующих сплошную ограду. 13 июня 1796 года храм был освящен. Первым насельником скита стал монах Фаддей (в прошлом — благотворитель обители, помогавший устроить скит, ярославский купец Федор Тулупов), проживший в скиту до 1799 года. Он был похоронен за алтарем скитской церкви.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Пятница первой седмицы Великого поста Пусть никто не будет коварным, пусть никто не питает злобы, пусть никто не питает яда в душе, чтобы не причащаться во осуждение. Святитель Иоанн Златоуст В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю. Освящение колива. Фото: Патриархия.Ru В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо. В конце первой седмицы Великого Поста все члены Церкви Христовой исповедуются и причащаются святых Христовых Таин. Приступающий к Таинству покаяния приходит к священнику, совершающему исповедь у аналоя, и кается в своих грехах. На аналое лежат Крест и Евангелие, символизируя невидимое присутствие Самого Бога, Которому исповедуется человек, тогда как священник является лишь свидетелем при этом Таинстве. Священник, видя чистосердечное раскаяние человека, возлагает конец епитрахили на его приклоненную голову и читает разрешительную молитву, прощая ему грехи от имени Самого Иисуса Христа, и осеняет его крестным знамением. Поцеловав Крест и Евангелие, исповедавшийся принимает благословение от священника на причащение Святых Христовых Таин. Песнопения первой седмицы Великого Поста Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем. «Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».

http://pravoslavie.ru/1612.html

У закладки кафедрального собору 20 вересня 2013 р. 11:08 18 сентября 2013 года митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан совершил чин освящения закладного камня Христорождественского кафедрального собора. На торжествунной церемонии закладки собора присутствовали представители региональных и городских органов власти и общественных движений, духовенство Челябинской епархии , многочисленные верующие. После положенных молитв митрополит Феофан окропил освященной водой закладной камень, а клирик Свято-Симеоновского храма Челябинска игумен Юрий (Пальчиков) возлил на него освященный елей. Затем было возглашено многолетие Святейшему Патриарху Кириллу, правящему архиерею епархии, губернатору, властям, воинству и всем православным христианам, сообщает пресс-служба Челябинской епархии. Выступая перед собравшимися, губернатор Челябинской области М.В. Юревич сообщил, что принял предложение стать совместно с правящим архиереем Челябинской епархии сопредседателем попечительского совета по строительству собора. Глава региона одобрил идею возведения главного храма области в честь Рождества Христова, отметив, что таким образом будет восстановлена историческая справедливость. Сооруженный до революции челябинский собор, который был разрушен в советские годы, также назывался Христорождественским. «Хочу поблагодарить митрополита Челябинского и Златоустовского Феофана: за три года им сделано многое в плане восстановления и строительства храмов. Наша область имеет богатое историческое наследие. Его надо сохранить для будущих поколений. Я уверен, что Челябинск в будущем может стать одним из крупных духовных центров Урала», — сказал М.В. Юревич. Губернатор также сообщил, что внешне новый храм будет напоминать Исаакиевский собор и другие церкви Санкт-Петербурга. Строительные работы начнутся в октябре. Председатель Законодательного собрания Челябинской области В. Мякуш отметил: «Для многих людей будущий собор откроет новые возможности для служения Богу, приобщения к добру. Совместно с религиозными лидерами мы проводим работу ради сохранения стабильности, стремимся к тому, чтобы люди разных национальностей (а их у нас более 130) жили в согласии и добрососедстве. В нашей стране всегда строили храмы всем миром. Мы свято чтим эту традицию. Уверен, что многие бизнесмены и крупные руководители окажут поддержку строительству».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3247481...

В Вербное воскресенье глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты 17 апреля 2022 г. 12:17 17 апреля 2022 года, в праздник Входа Господня в Иерусалим, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Вознесенском кафедральном соборе города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный приходов Южной столицы Казахстана, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» протоиерей Евгений Воробьев; духовник Алма-Атинской епархии архимандрит Иоанн (Сазонов); член Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта  игумен Филипп (Моисеев); руководитель информационного отдела Митрополичьего округа протоиерей Евгений Иванов; иеромонах Викторин (Асеев); заместитель ключаря Вознесенского собора иерей Андрей Шкляр; иеромонах Димитрий (Першин); руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров; старший протодиакон Николай Гриневич; руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин; протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Виталий Быструшкин. Песнопения исполняли хор Митрополичьего округа (регент — Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников, хормейстер — В. Дударева), хор духовенства (регент — диакон Димитрий Савченко) и хор Вознесенского собора (регент — Н. Зубревич). По сугубой ектении митрополит Александр прочитал молитву о восстановлении мира, возносимую во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Евгений Иванов. По отпусте Литургии состоялось славление празднику Входа Господня в Иерусалим. Глава Митрополичьего округа прочитал молитву на освящение ваий и окропил ветви вербы святой водой. На территории храма для собравшегося большого числа верующих вербы окропил святой водой по благословению митрополита Александра ключарь собора, руководитель отдела по связям с общественностью Митрополичьего округа протоиерей Александр Суворов. Телестудия Митрополичьего округа «Семиречье» осуществляла прямую трансляцию Литургии  на YouTube канале . Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010