Как светильник содержит свет на своей вершине, так и Крест на своей вершине имел сияющее Солнце правды ( 36, 441 ). Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся около Царя ( 36, 444 ). Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников. Святитель Иоанн Златоуст ( 45, 953 ). «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» ( Гал. 6, 14 ). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин 19, 37 ). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь. Платон, митрополит Московский ( 105, 335–341 ). Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова ( 112, 291 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

тела 23 . Такое же точно требование предъявляет ему и литургия Иоанна Златоуста . Ни та ни другая литургия не упоминают, положим, о лжице; но ее употребление предполагается и вложением частиц в чашу и отсутствием даже малейшего намека на дискос, на который полагался выносимый для приобщения народа св. хлеб. Указание на тот же самый способ приобщения представляет изданное покойным проф. Н. Ф. Красносельцевым «толкование на литургию св. Германа в редакции VIII–X вв.» 24 . Греческая редакция этого толкования, относимая издателем ко времени не позднее IX в. 25 , заканчивается такими словами: «Боговидец Моисей окропил некогда народ кровью козлею и телячею, говоря: вот кровь завета Господня ( Uc. XXIV, 8 ). А Христос Бог дал собственное тело и пролил собственную кровь, и растворил питие нового завета, говоря: сие есть тело мое, ломимое, и кровь моя, изливаемая во оставление грехов, и мы пьем чашу, как тело и кровь» 26 . Последнее выражение «пьем чашу, как тело и кровь» может быть понято только в том смысле, что евхаристическая чаша содержала тело и кровь Христову и верующие приобщались их одновременно. В следующие за IX ст. века практика греческой церкви становится настолько известною, принимает такие широкие размеры, что проникает даже на запад, вызывая здесь то одобрение, то порицание. Из ее защитников известны Эрнульф, епископ рочестерский (1115–1124) 27 , папа Пасхалис II 28 , собор клермонтский (1095, пр. 28) и турский. И наоборот, Бернольд Константский (1100), собор лондонский (1175 пр. 16) и другие порицают ее, как нововведение, не желая ее допущения даже при приобщении больных и детей, на чем настаивали папа Пасхалис II и собор турский. Так же неодобрительно относится к ней и один из несторианских писателей – Иесу-Йаб Низибийский (конец XII и начало XIII в). Перечисляя в I главе IV части своего сочинения «Liber demonstrationis de vera fide» ошибки мельхитов и иаковитов, он относит к числу их напоение жертвы кровию. «Они, замечает Иесу-Йаб, так смешивают евхаристию в чаше, что хлеб оказывается как бы сделанным из вина» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

485-486 488-489 ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений 486-488 ИОАНН XI ВЕКК (30-е гг. XIII в. - 1297), патриарх К-польский (26 мая 1275 - 26 дек. 1282), богослов, один из лидеров движения за унию с Римско-католической Церковью в Византии 489-492 ИОАНН XIII ГЛИКА (ок. 1260 - после 1319), патриарх К-польский (1315 - 1319), визант. гос. деятель, ученый, писатель 492-493 493-496 496-499 ИОАНН II (I) ИМУЛА (Мела; Монах) († 504/5), патриарх Александрийский (с 496), св. Коптской Церкви (пам. копт. 4 пашонса (29 апр.)), противник вероучения Халкидонского Собора ИОАНН III (II) НИКИОТ патриарх Александрийский (505/06 - 516), противник Халкидонского Собора; св. Коптской Церкви (пам. копт. 27 пашонса (22 мая)) 499-500 500-501 ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) 501-505 505-508 ИОАНН II КОДОНАТ патриарх Антиохийский (476-477, 480-481), один из лидеров монофизитской церковной партии в Сирии 508-509 509-510 510-512 ИОАНН II (до 356 - 417), свт. (пам. 19, 20, 29 марта), архиеп. Иерусалимский (с 386 или 387), участник оригенистских и пелагианских споров 512-515 515-517 517-518 518-519 ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 519-520 ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 520-521 ИОАНН IV ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири I], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001) ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072) 521-522 522-523 ИОАНН X (Диасамидзе; † 1700), католикос-патриарх Восточной Грузии (Мцхетский) (1688-1691, 1695-1700)

http://pravenc.ru/vol/xxiii.html

1 В Негоже веровахом – в Которого мы уверовали. 2 Егоже имя паче всякаго имене призываем – Чье имя более всякого имени призываем. 3 Ослабу души и телу – ослабление напряжения, отдых души и тела. 4 От всякаго мечтания, и темныя сласти кроме - от всяких пустых мыслей, мечтаний и темных, нечистых удовольствий. 5 Устави стремление страстей – останови движение, нападение страстей. 6 Угаси разжжения востания телеснаго – угаси огонь страстей, поднимающихся, восстающих в теле, плоти. 7 Даждь нам целомудренне пожити делы и словесы – помоги нам целомудренно провести жизнь и в делах, и в словах. 8 Да добродетельное жительство восприемлюще, обетованных не отпадем благих Твоих – чтобы, начав проводить жизнь добродетельную, не лишились (бы) мы обещанной Тобою благодати (спасения), не отпали от благости Твоей. Молитва 7я, святого Иоанна Златоуста (†407) (24 молитвы, по числу часов дня и ночи) 1 Умом ли или помышлением – или образом мыслей, рассудком (умом), или намерением. 2 Согреших - согрешил. 3 Избави мя всякаго неведения – (см. 1Пет.1:14 ): Не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем. Неведение может означать также грех, совершенный по незнанию, несмысленности. 4 Забвения – забывчивости (в деле спасения). 5 Малодушия - трусости, нерешительности (в исполнении заповедей). 6 Окамененнаго нечувствия – ожесточенного сердца, каменного бесчувствия. 7 Еже помрачи лукавое похотение – которое помрачили похоть, злые, коварные желания (источником которых является лукавый). 8 В книзе животней – в книге жизни. (Ср. Откр.21:27 ): И не войдет в него (Небесный Иерусалим) ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни . 9 Конец благий - добрую, мирную, благую кончину (с покаянием, молитвой, Причастием). 10 Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою – (даже) если я ничего доброго не сделал пред Тобой. 11 Окропи в сердце моем росу благодати Твоея – окропи (иссохшее) мое сердце росой Твоей благодати. 12 Студнаго – постыдного, гнусного.

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-na-...

Если взять общее отличительное свойство святоотеческой герменевтики и экзегетики, то придется определить его в том смысле, что здесь предметы, лица и идеи берутся не столько в их внешнем, метафизическом или историко-эмпирическом определении, сколько в определении динамическом, нравственном. Первая сторона, конечно, остается во всей силе, но мысль толкователей обращается именно ко второй и над ней-то оперирует. “Жертва Исаака есть прообраз креста” по Отцам (см. толкование святителя Иоанна Златоуста на Бытие), но этот прообраз не имеет никакой вероятности, если под крестом разуметь его внешнее очертание как двух перекладин, а не идею искупительных страданий Послушливого даже до смерти. Те же Отцы относят слова окропиши мя иссопом и прочее — к таинству крещения. Это было бы натяжкой, если под крещением разуметь только погружение, и, конечно, латиняне не могут опираться на это изречение в пользу обливания. Но мысль Отцов сохраняет всю силу, если в крещении разуметь втуне даруемую нам благодать отпущения и духовного рождения, ибо контекст 50-го псалма со всей ясностью говорит о ней. Грешник долго не хотел себя считать виноватым в падениях своей греховной природы и даже готов был роптать на нее (ср. 38-й псалом), но вот он исповедует свою покорность беззаконие мое аз знаю , свою виновность именно перед Богом в содеянном зле Тебе единому согреших , и отсюда — справедливость Божественного осуждения и свою безответность Яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти . Вместе с тем молящийся исповедует свое нравственное бессилие, ибо он зачат в беззаконии и рожден во грехах. Кажется, на его долю осталось одно безнадежное отчаяние, но Бог открыл ему нечто “безвестное и тайное”, и вот он с дерзновением умоляет Его о совершенно новом действии над его умершей во грехе душой: окропиши мя иссопом и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся . Не то ли дает благодать крещения умирающему в беззакониях роду человеческому? — Возьмем ли мы различные эпитеты, определяющие в Библии существо Божие или Божией благодати: огонь поедающий, свет, путь, жизнь, или воду утоляющую с неба: все эти подобия имеют значение лишь для того писателя, кто определит воздействие всех этих предметов природы на наше сознание и сравнит с воздействиями Божиими на душу человеческую.

http://pravmir.ru/o-pravilah-tihoniya-i-...

Мы просим Бога послать Духа, чтобы Он действовал в нас. И первое, для чего мы просим эту благодать — это возможность прославлять имя Божие, святить его. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий (Господи, Иисусе Христе, напиши имя раба Твоего, в книге жизни и даруй мне кончину благую). Обращаясь ко Господу Иисусу Христу, мы просим Его написать наше имя в книге жизни. Образ книги жизни Агнца взят из Откровения Иоанна Богослова. Но еще раньше он появился у ветхозаветного пророка Малахии, который пророчествовал о том, что «пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». В книге жизни пишутся имена праведников, тех, кто служит Богу. «И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему» (Мал 3:16–18). Образ книги жизни связан с темой Божьего Суда, на котором откроются все дела людей после их смерти. Поэтому в этой молитве мы просим о даровании благой кончины — в покаянии и мире с Богом и ближними. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое (Господи Боже мой, хотя я и ничего доброго не сделал пред Тобою, но дай мне по благодати Твоей положить доброе начало). Это молитва смиренного сердца, осознающего, что мы ничего не сделали хорошего. Все, что у нас есть, — это не наши заслуги, а Бога. Без Его благодати мы ничего не можем. И мы просим Его о помощи. Это о духовной нищете из заповедей блаженства (Мф 5:3), когда нам не хватает своих сил, мы сами справиться не можем и обращаемся к Богу. Таковых есть Царство Небесное. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея (Господи, окропи сердце мое росою благодати Твоей). Благодать Божия, питающая нашу душу, не всегда пребывает с нами. Свт. Иоанн Златоуст сравнивает ее с росой. Как роса появляется каждое утро, а днем высыхает, так и благодать нужно просить вновь и вновь, чтобы не иссохло сердце.

http://blog.predanie.ru/article/pogovori...

После христосования патриархи вошли в алтарь с прочими служащими, и когда диакон произнес ектению «Помилуй нас Боже» патриарх прочел на престоле Евангелие, назначенное читать в пасхальную заутреню (вып. III, стр. 199) 269 . Затем, выйдя на амвон, он прочел поучение и совершил отпуст. После этого все вошли в алтарь и сняли свои облачения. Мы вышли из церкви при восходе солнца... После третьего часа (т. е. девятого) заблаговестили в Успенском соборе. Наш владыка патриарх отправился в палаты патриарха Никона и пошел вместе с ним к царице для принесения ей поздравления 270 . Они взяли с собою крест и святую воду. Дойдя до дверей царицы, попросили дозволения и вошли. Патриарх Никон прочел молитву «Спаси, Господи, люди Твоя», в которой упоминались имена всех святых вместе с бессребрениками, и молился за царя, царицу, ее сына, дочерей, сестер царя, за весь царствующий дом и состоящих при них; затем он окропил святою водою покои и царицу и дал ей приложиться ко кресту, благословил ее и поцеловал у нее правую руку, окропил ее сына, дочерей царя и сестер царя и благословил их. То же самое сделал и наш владыка патриарх. Затем она пригласила архиереев, стоявших вне (в сенях). Войдя, они земно кланялись ей, целовали ее правую руку и благословляли. То же делали и архимандриты, как об этом рассказал нам после наш учитель. От царицы патриархи пошли в собор, где приложились по обыкновению к местным иконам. Ударили во все колокола к обедне (вып. III, стр. 200). Затем они начали обедню. Для чтения Евангелия архидиакон вышел на амвон, а патриарх стал у престола. Читали поочередно стих за стихом с протяжным распевом. Начал патриарх. По прочтении каждого стиха в семь – восемь или не больше, как в десять слов, ударяли в большой колокол один раз. Вот как это происходило. Пономарь становился у выходных дверей против читающих, держа в руках деревянное било и всякий раз, как он слышал окончание стиха партиархом, ударял в било один раз. Его слышали с колокольни и отвечали также одним ударом в колокол. По прочтении Евангелия звонили во все колокола. То же происходило и при великом выходе... Во время великого выхода дьяконы несли впереди всех серебряную модель города Иерусалима, в средине которой был храм Воскресения и Гроб Господень (вып. III, стр. 202). В конце обедни патриарх вышел на амвон, прочел поучение Иоанна Златоуста и совершил отпуст, держа в правой руке крест...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стихи 16–17. «Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив». Смерть Иисуса Христа не должна смущать никого, так как обычно завещание получает силу только после того, как умрет завещатель. «Сказал это апостол», – замечает блаженный Феодорит Киррский, – «чтобы поражаемых Владычною смертью утешить тем, что при установлении нового завета необходима была смерть, так как по кончине завещающих получают силу завещания». 510 Стих 18. «Почему и первый завет был утвержден не без крови». – «Так как необходимо», – говорит блаженный Феофилакт , – «чтобы смерть предшествовала завету, то поэтому первый завет, утвержден не без крови. Кровь – символ смерти. Но там – кровь агнца, ибо ветхий завет был прообразом; здесь же, когда воссияла истина, Сын Божий плотию умер за нас. Что же значит: «был утвержден?» – то есть стал действительным и утвержденным. Ибо никаким другим образом он не получил бы начала действия, если бы не предшествовало излияние крови». 511 Стихи 19–20. «Ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил, как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог». – «Почему же, скажи мне, окропляется книга завета и народ? Потому», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «что та кровь и все прочее было прообразом честнейшей Крови, которая была прообразована издревле. Почему с иссопом? Потому, что иссоп, как вещество плотное и мягкое, сдерживал кровь. Для чего вода? Она была употреблена в знак очищения водою. Α для чего волна (шерсть)? 512 И она была употреблена для того, чтобы удерживать кровь. Апостол показывает, что здесь вместе были и кровь, и вода, потому что крещение есть образ страдания Христова». 513 Стихи 21–22. «Также окропил кровью и скинию, и все сосуды богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». – «Почему он сказал: почти? Почему сделал такое ограничение? Потому что там не было совершенного очищения и совершенного отпущения грехов, но было полу совершенное и даже гораздо меньшее, а здесь: «сия есть Кровь Моя, говорит Господь, нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:28 ). Где же книга, которая очищала их души? Они сами были книгами нового завета. Где сосуды служебные? Они сами. Где скиния? Опять они сами (ср. 2Кор.6:16 ). Но здесь нет окропления ни волною червленою, ни иссопом. Почему же? Потому, что это очищение было не телесное, но духовное, и эта Кровь духовная. Почему? Потому, что она проистекла не из тела бессловесных (животных), но из тела, устроенного Духом... Там очищалось тело извне, так как очищение было телесное, а здесь – очищение духовное, которое входит в душу и очищает, не только окропляя, но создавая источник в душах наших». 514

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Стихи 16–17. «Ибо где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание действительно после умерших: оно не имеет силы, когда завещатель жив». Смерть Иисуса Христа не должна смущать никого, так как обычно завещание получает силу только тогда, когда умрет завещатель. «Сказал это апостол», замечает блаж. Феодорит Киррский , «чтобы поражаемых Владычнею смертию утешить тем, что при установлении Нового завета необходима была смерть, так как по кончине завещевающих получают силу завещания» 189 . Стих 18. «Почему и первый завет был утвержден не без крови». «Так как необходимо», говорит блаж. Феофилакт, «чтобы смерть предшествовала завету, то поэтому первый завет, утвержден не без крови. Кровь – символ смерти. Но там кровь агнца, ибо ветхий завет был образом; здесь же, когда воссияла истина, Сын Божий плотию умер за нас. Что же значит: «обновлен есть?» то есть, стал действительным и утвержден (по рус. перев. «был утвержден»). Ибо никаким другим образом он не получил бы начала действия, если бы не предшествовало излияние крови» 190 . Стихи 19–20. «Ибо Моисей, произнесши все заповеди по закону пред всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог . «Почему же, скажи мне, окропляется книга завета и народ? Потому», объясняет св. Иоанн Златоуст , «что та кровь и все прочее было прообразом честнейшей Крови, которая была прообразована издревле. Почему с иссопом? Потому, что он, как вещество плотное и мягкое, сдерживал кровь. Для чего вода? Она была употреблена в знак очищения водою. А для чего волна (шерсть) 191 ? И она была употреблена для того, чтобы удерживать кровь. Апостол показывает, что здесь вместе были и кровь и вода, потому что крещение есть образ страдания Христова» 192 . Стихи 21–22. «Также окропил кровью и скинию и все сосуды богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». «Почему он сказал: почти? Почему сделал такое ограничение? Потому что там не было совершенного очищения и совершенного отпущения грехов, но было полусовершенное и даже гораздо меньшее, а здесь – «сия есть Кровь Моя, говорит Господь, нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф. 26:28). Где же книга, которая очищала их души? Они сами были книгами нового завета. Где сосуды служебные? Они сами. Где скиния? Опять они сами (сн. 2Кор. 6:16 ). Но здесь нет окропления ни волною червленою, ни иссопом. Почему же? Потому, что это очищение было не телесное, но духовное, и эта Кровь духовная. Почему? Потому, что она проистекла не из тела бессловесных (животных), но из тела, устроенного Духом... Там очищалось тело отвне, так как очищение было телесное, а здесь – очищение духовное, которое входит в душу и очищает, не только окропляя, но соделываясь источником в душах наших» 193 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Тебя, , создал Бог благообразною для того, чтобы и чрез это возбудить в нас удивление к Себе, а не для того, чтобы Ему мы наносили оскорбление. Не такими воздавай Ему за это дарами, но целомудрием и скромностью. Бог создал тебя благообразною для того, чтобы чрез это умножить для тебя подвиги скромности. Не в одинаковой ведь степени (трудно) сохранять целомудрие той, которая во всех возбуждает любовь к себе, и той, к которой никто не чувствует расположения (свт. Иоанн Златоуст , 54, 649). Подобно тому, как если бы кто стал намазывать грязной тиной золотую статую, так поступают те, которые употребляют притирания (свт. Иоанн Златоуст , 54, 649). Источник. ...Не станем украшать себя, – потому что это лишняя и бесполезная забота; не будем приучать своих мужей к тому, чтобы они любили одну только наружность. Если ты будешь так украшать себя, то он, привыкши к этому, (взирал) на твое лицо, легко может быть прельщен распутством. Напротив, если ты научишь его любить благонравие и скромность, то он не скоро впадет в прелюбодеяние, потому что у блудницы он не найдет этого, но найдет противное тому. Итак, не приучай его прельщаться смехом, ни свободными телодвижениями, чтобы ты чрез это не приготовила яда для самой себя. Учи его находить удовольствие в скромности; а это ты можешь сделать тогда, когда ты скромно будешь держать себя. В самом деле, если ты сама легкомысленна и сладострастна, то как можешь завести с ним благопристойную речь? (свт. Иоанн Златоуст , 54, 651–652). ...И жене досталась немаловажная часть всего вообще управления делами, именно – домашняя; а без нее и гражданские дела никогда не могли бы состояться. Если бы домашние дела находились в расстройстве и беспорядке, то каждый из граждан должен был бы сидеть дома, и дела гражданские находились бы в худом положении. Таким образом и в этих делах она участвует не менее (мужа), и в духовных (свт. Иоанн Златоуст , 54, 832). Источник. ...Вы теперь тело украшаете, а души оскверняете. Но что за приятность в том, что сосуд золотой, если содержащийся в нем напиток смертоносен? Не таковы ли блудницы? Лица их цветут красками, а души погибают. Разве, нарумянивая свое лицо пурпуровой краской, не устраивают они своими перстами подобие того огня, который им угрожает, – тогда как следовало бы им самые сердца свои окропить кровью Иисуса и убелить Его Духом свои души, чтобы цвет души заблистал, как роза в соединении с лилией? (свт. Иоанн Златоуст , 54, 941). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010