И сотрёт Господь грех с земли, и убелится земля как снег, и расправится как папирус, не имеющая ни пещер, ни гор, ни холмов, ни камней, и станет лице земли от востока до запада [ровным] как стол и белым как снег. И будут выжжены огнём недра земли, и обратятся ко Мне, говоря: целомудренны мы пред Тобой, Господи, и нет в нас греха, как предсказал пророк Давид: окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега ( Пс 50 /51:9). И ещё сказал: всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, и станет всякая кривизна прямой и неровные пути гладкими, и узрит всякая плоть спасение Божие ( Ис. 40:4 ). (16) И ещё спросил: Господи, а что будет потом? И услышал голос, говорящий мне: слушай, праведный Иоанн, тогда очистится вся земля от греха и исполнится вся благоухания, чтобы Мне [Самому] пребывать на земле. Тогда явится великий и священный скипетр 739 среди тысяч ангелов, предшествующих ему, как предсказано: тогда явится знамение Сына человеческого на небе с силою и славою многой ( Мф. 24:30 ). Тогда увидит его делатель неправды 740 со своими служителями, громко вскрикнет; и все нечистые духи устремятся в бегство. Но невидимая сила удержит их, не давая бежать. И заскрежещут зубами своими, говоря ему: где сила твоя? как ты обманул нас! И убежали [мы], и лишились славы, которую имели через Грядущего судить нас и всю природу человеческую. Горе нам, ибо будем извергнуты во тьму внешнюю! ОТКРОВЕНИЕ ПСЕВДО-МЕФОДИЯ В известном византийском апокалипсисе, так называемом «Откровении Мефодия Патарского », вкратце изложена история мира, разделенная на семь периодов-тысячелетий, начиная от сотворения Адама до конца света. При этом последнему тысячелетию посвящена вся вторая половина текста. Хотя это сочинение приписано раннехристианскому апологету Мефодию Патарскому (ум. 310), оно не принадлежит ему. Не является его автором и Константинопольский патриарх Мефодий Исповедник (ум. 846), как это считалось одно время. По мнению современных исследователей, сочинение это было написано в конце VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Иверский мон-рь. Рис. из рукописи Тимофея (Габашвили) «Посещение святых мест». XVIII в. (Ин-т рукописей Корнелия Кекелидзе) Школа продолжала традиции книжных центров Тао-Кларджети, с к-рыми не прерывала связей на протяжении всего периода существования; практически все представители школы (прп. Иоанн Грузин и его сын Евфимий, преподобные Иоанн Торникий, Георгий (Варазваче), Иоанн (Грдзелисдзе), свт. Арсений Ниноцминдский, прп. Иоанн Хахульский, Окропири, диаконы Микаел и Георгий, Закариа (Мирдатисдзе), еп. Закариа Банели и др.) пришли на Афон из Тао-Кларджети. Е. Метревели предполагает, что и мон-рь Ивирон нек-рое время находился во владении Чордванели, рода из Тао, т. к. до 40-х гг. XI в. настоятелями мон-ря назначались представители именно этой фамилии. Преемственность тао-кларджетской традиции отражает антимонофизитская направленность обеих школ, поддержанная связью груз. царя Давида Куропалата с Ивироном, что характеризовало национальную политику ориентированного на Византию царя. Представители афонской школы заложили основу практики к-польского богослужения в Грузии, сменившей антиохийско-иерусалимскую. В 1985-1995 гг. во Франции на франц. языке с участием Метревели было предпринято издание Афонских (Ивиронских) актов, куда вошли юридические и др. документы (Actes d " Iviron. 1985-1995. Т. 1-4). Мн. памятники были опубликованы отдельно: напр., Поучения свт. Василия Кесарийского в переводе прп. Евфимия Святогорца (Ath. Iver. 32, Кекел. H 2251, Jer. 14, XI в.), изданные Ц. Курцикидзе (Тбилиси, 1983), Поучения Зосима (Кекел. А 1104, Ath. Iver. 79, XI в.), древнегруз. переводы Патериков (Кекел. A 35, Ath. Iver. 12, 17), изданные М. Двали (Тбилиси, 1966), и др. Прп. Евфимием Святогорцем с греч. на груз. язык было переведено свыше 160 произведений: это сочинения практически всех визант. писателей начиная с IV в. (святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, преподобные Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Синаит, Иоанн Дамаскин, прмч.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Как скоро Воробьев обложил икону серебряною позолоченною ризою с драгоценными камнями и устроил для нее киот, она помещена была по правую сторону арки, отделяющей трапезу от храма. На лето ее переносили в соборную церковь св. Иоанна Златоуста , но с 1865 года, когда собор сделан теплым, она постоянно находится в резном иконостасе за левым столпом Златоустовской церкви, а в Троицкой оставлена копия с нее в сребропозлащенной ризе, еще в 1848 году снятая по усердию какой-то женщины, исцеленной от расслабления нерв благодатною силою от иконы Знаменской. Из монастырской нарочно заведенной книги, в которую записаны восемь чудесных исцелений, относящихся к 1848 г. (о них доносимо было епархиальному начальству), приводим одно для примера. Майорша Екатерина Александровна Капля объявила о себе 16 августа, что она несколько лет страдала расслаблением нерв, соединенным с биением сердца и болью живота, почти не могла говорить, и опытные врачи отказались пользовать ее, считая болезнь ее неизлечимою. Узнав о чрезвычайно многолюдном стечении богомольцев в Златоустов монастырь, она пожелала отслужить молебен пред чудотворною Богоматернею иконою, и как скоро после молебна приложилась к ней с искренним и глубоким усердием, в туж минуту получила малое облегчение от недуга и начала говорить несколько свободнее. Возвратясь в квартиру с надеждой на Бога и на Пречистую Владычицу, она день ото дня чувствовала себя лучше, наконец достигла такого состояния, как будто никогда не была больна. Все это она подтвердила при своем муже, своеручною подписью. Нам сказывали, что капитанша N несколько лет сряду в известный день приезжала в Златоустов монастырь, с двумя малолетними дочерьми, служила молебен Божией Матери с водосвятием и за обедней приобщала своих малюток. На вопрос казначея: почему она все это строго исполняет в такой, а не в другой день? отвечала: в 1855 году в этот день над своими детьми я увидела особенное действие благодати Божией от иконы Знамения. Мои дочери страдали расслаблением и долго не могли ходить. Врачи, самые лучине, нисколько не помогали. Послышав о чудотворениях, истекающих от иконы Знаменской, с больными (старшей дочери было тогда четыре года, младшей три года от рождения) отправилась я в Златоустов, отслужила водосвятный молебен пред иконою чудотворной и попросила иеромонаха окропить малюток св. водой, а за обедней они приобщились св. Таин. В тот же день, к моему изумлению и несказанной радости, начали они твердо ходить и даже бегать по комнатам (подобное см. Деян. 3:1–10 )! Тогда же за непременный долг себе я положила каждогодно бывать с ними в Златоустовом монастыре, именно в день ознаменованный милостью Преблагословенной Богоматери» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Какие раскольники называются нетовцами ? Те, которые утверждают, что, за отсутствием православного священства, теперь нет ни спасительных таинств, ни общественного богослужения, и не перекрещивают приходящих от православной Церкви, ссылаясь на слова св. Иоанна Златоуста , что кто крестится второй раз, тот вторично Христа распинает (Бес. на 14 посл. ап. Павла, к Евр. беседа 9, стр. 2877). Как они еще называются и почему? Они называются еще «Спасовыми» или «по Спасовой милости», потому что на вопрос: как можно получить спасение, не имея ни таинств, ни общественного богослужения, отвечают: «это один Спас, знает! На Спасову милость полагаемся». Как делятся нетовцы? На а) «глухую нетовщину» или «староспасовцев», которые за совершением крещения и брака обращаются к православным священникам, исповедь совершают пред иконою, вычитывая скитское покаяние, вечерни, утрени и часов по уставу не отправляют, а читают псалтирь и каноны; б) «новоспасовцев, которые дозволяют совершать крещение и брак мирянам и исповедуются пред стариками, совершающими у них богослужение по уставу с пением (отсюда название «нетовщина поющая»); в) «не приемлющих водного крещения», у которых, вместо крещения в воде повивальная бабка нарицает новорожденному имя и, при чтении 50 псалма надевает на него крест; слова этого псалма – «окропиши мя иссопом» будто бы заключают в себе тайнодейственную силу крещения; г) нетовцев отрицанцем, тех последователей поющей нетовщины, которые принимают в свое общество приходящих от православной Церкви чрез отречение от ересей и д) подначальников, тех из последователей поющей и глухой нетовщины, которые принимают в свое общество чрез семипоклонный начал. Какие раскольники называются бабушкиными или самокрещенцами ? Те, которые учат, что, за отсутствием священства, можно крестить лишь самому себя и, действительно, первые проповедники этого учения крестили сами себя, говоря: «крещаюсь аз раб Божий».., – отсюда они и стали называться самокрещенцами. Но так как младенцы сами себя крестить не могут, то обыкновенно их крестит повивальная бабка – отсюда название бабушкины.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Когда процессия достигает места погребения, покойного со всею осторожностью и благочестием опускают в могилу лицом к востоку, к нашей вечной родине, как мы уже писали выше. Лицо его обращено на восток в ожидании «Востока востоков», Судии всех. Мы же, живые, предаем тело покойного земле, выполняя Божию заповедь: «Яко земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3, 19). В то же время мы провозглашаем будущее Воскресение, возлагая на покойного печать Креста или возливая крестообразно масло на его тело. Ибо, будучи тленными, мы все же воскреснем волею Господа нашего Иисуса Христа [ 841 ]. Горсть земли, которую бросает первым иерей, «Земле, з и нувши, приими от тебе созданное», — обозначает распад тела на элементы, из которых оно было создано. Это также яркий и наглядный урок нашей тленности и бренности всего земного. Обычный же елей, возливаемый крестообразно на тело покойного, символизирует священное и праведное борение усопшего — подвижника во Христе, окончившего со всею святостью свою жизнь, который будет почтен как победитель Божественной милостью и «непрестанным божественным светом» [ 842 ]. В наши дни при возливании елея принято читать стихи псалмов, символизирующие отпущение грехов: «Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50, 9). После этого сопровождающие покойного расходятся, размышляя о том, что то же будет и с ними, что и они окончат свой жизненный путь в земле, как замечает святой Симеон Солунский… Итак, ближний наш теперь в земле, телесно, разумеется. Но где же пребывает его бессмертная душа? ИСПЫТАНИЕ ДУШ НА МЫТАРСТВАХ Безмолвное начало Будущей Жизни С погребением тела для нашего умершего собрата все как будто закончилось. Однако же и смерть, и могила суть врата, ведущие в новую жизнь! Разумеется, эта жизнь недоступна неверным, для которых смерть означает конец всего. Когда говоришь этим людям о Вечной Жизни, они спрашивают: «Но откуда вы знаете, что есть жизнь после смерти? Возвращался ли кто оттуда, чтобы рассказать об этом?» На этот вопрос все, кто верует в Живого Бога, Творца мира и человека, все, кто верует в открытую нам боговдохновенную истину Евангелия, отвечают вместе с божественным Златоустом: «Правда, из людей никто не приходил, но Бог, который более всех достоин нашей веры, открыл это» [ 843 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Масленица  сжигание зимнего чучела, блины кто с чем может себе позволить и подготовка к «очистительному периоду поста». Среда и пятница  разгрузочные дни. Храм  место для молитвы за себя, детей, во здравие и за усопших. Родительская суббота  повод навестить могилки родственников и вычесать с них весенний мусор. Пасха  день Воскресения Христова, когда нужно пойти в храм и в веселой весенней свежести окропить разноцветные яички, пасхи и куличи святой водой. Можно разговеться, сойти с вегетарианской диеты, хотя в послании Иоанна Златоуста в прямой трансляции из храма Христа Спасителя мы каждую пасхальную ночь слышим: «Воздержанные и нерадивые, почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, веселитесь ныне. Трапеза обильна  насыщайтесь все; телец велик  никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность, ибо открылось Общее Царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя». Люди продвинутые могут рассказать больше тонкостей, начиная с того, в какие дни уместны земные поклоны, а в какие  поясные, как ставить кому свечку и что такое коленопреклоненные молитвы,  и заканчивая тем, почему монахам исповедовали не только деяния, но и помыслы, и как это делается сейчас. То есть, как говорит Александр (работник московского Свято-Даниловского монастыря, восемь детей), на этом этапе начинается церковная «жизнь по понятиям». Из детского «православного» разговора: «Твоя мама тебе что, покупает жвачку?! Она вообще-то в Бога верит?» Как и многие мои друзья-неофиты, я тоже надевала юбки до полу, осваивала православный «жаргон», кушала постом кашки без масла, строила детей на молитвы в раннюю рань, паломничала бездумно, но с удовольствием, по монастырям. Была удивлена, например, когда в Питере услышала проповедь известного батюшки о том, что миряне должны работать, радоваться жизни и воспитывать детишек, а не бегать от одного святого места к другому. Но, во-первых, необычайная сила почти физически ощущаемой, авансом зачастую даваемой благодати, за которую мы, вполне возможно, принимали душевный подъем этого начального этапа «жизни во Христе», покрывала наши ошибки и нелепости, не давая скатываться в пошлость и позерство. А во-вторых, у нас не было никаких ориентиров, кроме горячего желания вести новый, с нуля, образ жизни  и житий святых. Втретьих, пусть мы и не монахи, в посещении таких мест, как монастыри, можно почувствовать переход из одного времени в другое: из быстрого и нервного  в медленное.

http://azbyka.ru/way/ja-zhiva-tolko-blag...

Мы представили все главные доводы, какие лютеранский пастор Фильгобер приводил в доказательство истинности и действительности своего крещения и незаконности требования от принца Вальдемара нового крещения, по обряду православной Церкви. Посмотрим теперь, что и как отвечали на все эти договоры избранные наши богословы времён Михаила Феодоровича. Неправда, будто в крещении погрузить, облить или окропить всё одно и равносильно. Правда, в крещении действует Дух Святый, – и мы это исповедуем; но Он действует здесь водою, и именно водою, и одною водою, или чрез воду, а не кровию Христовою, или водою и кровию. Кровию Христовою Св. Дух действует в другом таинстве – в таинстве Евхаристии. В обоих этих таинствах действует один и тот же Св. Дух; тем не менее, это два различные таинства, и их нельзя и не должно смешивать. В крещении мы от воды порождаемся и обновляемся Духом Святым; потом, очистившись от греха, питаемся кровию Христовою в Евхаристии. Кто не крестился истинным крещением в три погружения, ... не бывает тому во освящение кровь Христова, еже в причащении тела и крови Его, но в большее осуждение. Кровь Христова окропляет, рекше духовно очищает и освящает нас в таинстве Евхаристии, когда мы с истинною верою причащаемся тела и крови Господа нашего Иисуса Христа; а в крещении точию в воде Св. Дух действует. Поэтому в крещении вода совершенно необходима, без воды крещение в крещение не вменяется. Аще кто не родится от воды и Духа, говорит Спаситель, не может внити в царствие Божие ( Ин.3:5 ). Если кто спросит: что ради прията есть вода в крещении? Вопросим и мы с Златоустом: что ради земля вся в начало создания человека приведеся, яко и земли кроме сотворити возможно бе, всяческому ясно есть? Но тамо имяте от земли тело; зде же ничтоже? По и зде не малу вода вводит потребу. Не крещаху и апостолы о Дусе по всему, кроме воды. По яко нужно и се не излишно. И что, рече, якоже в Деяниях апостол Лука пишет, еда воду может кто возбраните еже не крестите сих, иже Дух Святый прияша, якоже и мы ( Деян.10:47–48 ). Очевидна поэтому ложь лютеран, которые говорят, что и без воды крещение вменяется, понеже зде Господь и апостол Петр без воды не повелевают крестити 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

На кресте победил их, властно подверг их позору ( Кол. 2:15 ). Как скоро видят крест, воспоминают Распятого; страшатся Сокрушившего главы змиевы» 77 . Св. Епифания, еп. Кипрского: «женщина клала на себе печать во имя Христово, как христианка... и не возмогла сила чародейства, где имя Христово и печать креста... Иосиф берет бесноватого в дом, и закрыв двери, взял в руку воды, положив на ней крестное знамение, окропил бесноватого, сказав: именем Иисуса Назорея распятого повелеваю тебе, бес, выйди из него, и да будет он здрав.... Выздоровевший воздал великую благодарность Иосифу и Богу» 78 . Св. Иоанна Златоуста : «никто не стыдись достопоклоняемых знаков нашего спасения, которыми мы живем, и начала всех благ, которыми существуем. Но, как венец, будем носить крест Христов... Потому-то мы со всяким тщанием начертываем его и на домах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и на сердце. Крест есть знамение нашего спасения, общей свободы и милосердия нашего Владыки, Который, «как овца, веден был на заклание» ( Ис. 53:7 ). Потому, когда знаменуешься крестом, то представляй все значение креста, погашай гнев и все прочие страсти... Не просто перстом должно его изображать, но должны этому предшествовать сердечное расположение и полная вера. Если так изобразишь его на лице твоем, то ни один из нечистых духов не сможет приблизиться к тебе, видя тот меч, которым он уязвлен, видя то оружие, от которого получил смертельную рану. Если и мы с трепетом взираем на те места, где казнят преступников, то представ, как ужасается диавол, видя оружие, которым Христос разрушил всю его силу и отсек главу змию. Итак, не стыдись столь великого блага, да не постыдит и тебя Христос, когда придет во славе Своей, и когда это знамение явится пред Ним, сияя светлее самых лучей солнечных» 79 . Опровержение возражений Сектанты говорят: 1) Слово Божие запрещает совершать крестное знамение: Бог «не требует служения рук человеческих» ( Деян. 17:25 ). В указанном месте апостол говорит не о крестном знамении, которого афиняне язычники (стих, 16) не совершали и не знали, а обличает заблуждение их, как идолопоклонников, думавших, что Бог нуждается, подобно человеку, в пище, почему они своим идолам приносили ее сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Осматривая церковь , мы были поражены ее величавой архитектурой: она имеет величественные размеры, и ее высокий купол покоится на четырех колоннах из синего мрамора, из соседних каменоломен; она исполнена величия. Существует мнение, что это – сооружение императора Феодосия Великого. Мы совершили в ней водосвятие, и владыка окропил всех присутствовавших. Утром мы отправились посетить гробницу св. Иоанна Златоуста , с величайшим благоговением и усердием. Гробница находится на дороге, по которой мы прибыли из Омалы в Токат, и другого пути к ней нет. Прежде чем мы, подвигаясь вперед, достигли деревни Команы, нам указали груду камней в поле, подле дороги, в которой, как говорят, был найден саркофаг, заключавший тело святого. В ней постоянно горит светильник, а кругом нее разрушенные основания монастыря, который, должно быть, был большой. Вблизи Команы также находится, подле дороги, огромная скала большой высоты, та самая, которую перенес сюда св. Григорий. В ней вырыто несколько келий, а на вершине изображение этого святого чудотворца, как о том упоминается в его житии и известно всем доселе. Другие говорят, что ее перенес сюда Златоуст. На вершине ее нечто вроде гробницы, куда мы взобрались, так же, как поднимались и к кельям, в которые входили и молились в них. На гробнице лежит старинная греческая книга, которой мы не могли читать, так как она от долгого времени сильно обветшала. Мы были поражены великим удивлением пред таким необыкновенным чудом, как обломок горы, стоящий на поверхности земли. «Дивен Бог во святых своих, и вся хотения Его в них». В Комане показали нам среди виноградника древнее здание с куполом, где, как нам сообщили, была гробница мученика Василиска, поверх которой было положено тело Златоуста; гробница эта посещается и в настоящее время. Из Команы мы прошли в деревню, называемую Бизари, лежащую насупротив Омалы, на вершине холма. Между обеими деревнями пролегает дорога. Все жители Бизари – армяне. В деревне этой находится старинная византийская церковь , на большинстве камней которой имеются кресты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пора идти на работу. Тут тоже надо помолиться: перед тем, как выйти за дверь, произнести такие слова св. Иоанна Златоуста: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Осенить себя крестным знамением и, выйдя из дома, незаметно перекрестить дорогу. По дороге на работу, да и за любым делом, надо читать молитву Иисусову и «Богородице Дево, радуйся…» Если же мы занимаемся домашним хозяйством, прежде чем готовить пищу, окропим все продукты снятой водой, а плиту зажжем свечкой, которую зажжем от лампады. Тогда и еда нам будет не во вред, а на пользу, в укрепление не только телесных, но и душевных сил, особенно если мы будет готовить, непрестанно читая Иисусову молитву. 11. О Церкви Вне Церкви нет и не может быть спасения. Мир, в котором мы живем, – это житейское море, а Церковь – корабль, и кормчий ее – Сам Христос. Есть Церковь Небесная, торжествующая, и земная, воинствующая. Небесную Церковь наполняют все Небесные силы и все святые, а земная Церковь – это верующие люди, праведные и грешные; вместе Церковь Небесная и земная составляют единую Вселенскую Церковь, Глава которой – Господь наш Иисус Христос. Самая сильная молитва для нас, грешных, – это молитва церковная. По молитвам Церкви человек в огне не горит, в воде не тонет, молитва эта со дна моря вынимает, небеса потрясает. Такую же силу имеет молитва матери за своих детей. Некоторые думают: зачем идти в церковь, можно и дома помолиться. Но церковную молитву нельзя сравнить с домашней. В храме один раз скажешь от души: «Господи, помилуй», а дома взамен этого надо прочитать всю Псалтирь. В храме сделаешь один поклон, а дома надо сделать тысячу. Мы должны быть церковными людьми, ходить в церковь каждую субботу вечером, в воскресение и во все праздники. Несчастен тот человек, который пропустил хотя бы одно воскресное богослужение, ибо оно уже никогда не вернется! Апостольское правило говорит: кто не был на богослужении три воскресных дня без уважительной причины, тот невидимо Духом Святым отлучается от Церкви, то есть находится вне ограды спасения и попадает под власть злых духов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010