Афанасий Великий , 1, 215). Слову Божию, истинной Жизни, как неприлично было Самому нанести смерть телу Своему, так несвойственно было избегать смерти, наносимой другими, и не преследовать смерть до истребления... (свт. Афанасий Великий , 1, 219). Источник. ...Господь, прияв смерть как человек, обратил в ничто велеречие мудрых об идолах! Чья смерть изгоняла когда-либо демонов? И чьей смерти боялись когда-либо демоны, как смерти Христовой? Где только произносится имя Спасителево, – изгоняется там всякий демон (свт. Афанасий Великий , 1, 256). Источник. ...Крепость врага сокрушена силою Честнаго Креста Спасителя нашего Иисуса Христа (прп. Ефрем Сирин , 31, 201). ...Христос победил смерть, когда возведен был на Крест (прп. Ефрем Сирин , 37, 308). Источник. Иисус умер для мира, чтобы никто не жил для мира, и находился в теле, прибитом ко Кресту... чтобы никто не держал в роскоши (своего) тела (прп. Ефрем Сирин , 37, 327). Источник. ...Христос заклан, и Кровь Его, окропившая нас, соделала окрыленными, потому что дала нам крыла Святаго Духа невозбранно воспарять в воздухе Божества (прп. Макарий Египетский , 67, 298). ...Если кто-либо из неверных скажет тебе: «Почему распят Христос?» – то скажи ему: «Чтобы распять диавола». Если скажет тебе: «Почему Он был повешен на древе?» – то скажи ему: «Чтобы отозвать назад грех, привзошедший в раю через древо» (свт. Иоанн Златоуст , 45, 896). Источник. Как лев бывает страшен не только тогда, когда бодрствует, но и когда спит, так и Христос был грозен не только до Креста, но и на самом Кресте, и в самой смерти; и тогда Он совершал великие чудеса, помрачая солнце, расторгая камни, потрясая землю, раздирая завесу, устрашая жену Пилата, обличая Иуду... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 17–18). Источник. Как для жаждущих приятна чаша, так для Него распятие на Кресте; поэтому Он и говорил: желанием возжелах сию пасху ясти с вами ( Лк. 22, 15 ), сказав это не без причины, но потому, что после вечери предстоял Ему Крест (свт. Иоанн Златоуст , 46, 21).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В третий раз был такой случай. Был в Антиохии один начальник, державшийся маркионитской ереси и делавший много зла православным. Однажды жена его впала в тяжкий недуг, и никакие лекарства не помогали ей. Видя, что болезнь день ото дня усиливается, муж призвал еретиков-маркионитов в дом свой и просил, чтобы они испросили молитвою здравие его жене. Еретики исполнили просьбу мужа и молились долго и усердно, но жене начальника нисколько не помогли. Тогда последняя сказала мужу: «Слышу я о некотором пресвитере по имени Иоанн, живущем у Флавиана епископа, что он есть истинный ученик Христов и чего не попросит у Бога – Бог всё даёт ему. Прошу тебя, сведи меня к нему, и пусть он помолится о моём исцелении, он многие чудеса творит. Маркионитяне же не помогли мне нисколько, и я думаю, что их вера есть не правая. Если бы вера их была правая, то Бог, конечно, услышал бы их молитву». Муж исполнил просьбу жены и привёл её к православной церкви. Но так как был еретик, и сам не вошёл в церковь , и жену не ввёл. Он оставил жену у дверей церковных и послал сказать Флавиану епископу и святому Златоусту, чтобы они пришли и помолились об исцелении жены его. Флавиан и Златоуст пришли, и первый сказал мужу и жене: «Если вы оставите свою ересь и присоединитесь к Святой Соборной и Апостольской Церкви, то и исцеление от Христа получите». Муж и жена искренне обещались сделать это. Тогда Иоанн велел принести воду и просил Флавиана, чтобы сей знамение крестное сотворил на ней. Епископ воду благословил, а Иоанн окропил по благословении ею больную, и она стала тотчас здорова. И муж и жена приняли православие. Из этих случаев, думаем, братие, что и вы придёте к такому же убеждению, к какому раньше пришли и мы; то есть, что вера больных в силу освящённой воды не тща, и что эта вода подлинно имеет силу «здравие подкрепляющую и болезни отгоняющую». Три раза, как слышали, святой Златоуст окроплял освящённой водой больных, и во всех трёх случаях вода оказала на них благотворное действие. Но если вы с нами согласны, то, конечно, и сами хорошо сделаете, если и во время болезней, да и вообще, чем чаще, тем лучше, в домах своих водоосвящение будете совершать, святою водою с верою окропляться и святую воду с верою вкушать. Ибо когда, по учению Святой Церкви, освящённая вода окропляет нас, тогда она действительно может отогнать от нас все вражьи действия; низвести небесное покровительство на нас и на все места и вещи, ею освящённые; и силу, как и в начале слова слышали, «здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражьи наветы отвращающую, мы возможем получить от Бога» (Нов. Скриж. стр. 461–462). Аминь. 7-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Великим оружием и доспехами против дьявола служит христианам дома святое Евангелие. Иоанн Златоуст говорит, что в дом, где есть Евангелие, дьявол не войдет. «Ибо если внутри дома есть Евангелие, к нему не осмелится приступить дьявол, и тем более к душе, носящей Его в себе, никогда не прикоснется и не оседлает ее ни демон, ни грех» (Беседа 32 на Евангелие от Иоанна). Древние христиане носили на шее маленькое Евангелие как меру предосторожности, особенно это благотворно женщинам и детям, о чем свидетельствует Иоанн Златоуст (Беседы о статуях. 19). Многие и сегодня всегда держат при себе миниатюрное Евангелие. Супругам во избежание порчи полезно исповедоваться перед венчанием, поститься три дня и венчаться после литургии, причастившись Святых Таин, как мы уже об этом говорили подробно в Слове III настоящей книги. Некоторые советуют в качестве защиты использовать повязки со словами тропаря святой Пятидесятницы: «Просвещая их и дождем проливая пламя; от них и мы получили благодать». Однако прежде всего супружеским парам необходимо иметь твердую и непоколебимую веру в Господа, Который разрушит демонские нападения. Если по маловерию некоторых христиан демоны показывают некие необычные явления на некоторых могилах, дома или в других местах, пригласите туда иерея, чтобы он отслужил водосвятный молебен и окропил место, и с помощью Божественной благодати действие демонов рассеется. Это особенно важно, когда христианин начинает строить дом, мельницу или судно. Пусть призовет священника для совершения водосвятного молебна и попросит батюшку прочесть из Требника молитву на основание дома, и только тогда приступайте к закладке фундамента и строительству дома или корабля. Маги лишаются Царства Небесного и ввергаются в ад Короче говоря, братья христиане, воздержитесь от бесовских и колдовских дел, потому что кто занимается чародейством и магией, тот не только в этой жизни подвергается ужасной Божьей каре, страшным запретам Соборов и жестоким казням по императорским указам, о чем уже упоминалось, но и в иной жизни лишается небесных и вечных благ и пребывания в Царстве Небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Впрочем, ты не презришь меня, находящуюся в таком горе, отче святой». Отвечая, Иоанн говорит ей: «О женщина, не от нас зависит дать это тем, кому мы хотим, и не те, кто желает, могут получить, но это дело Божие ( Ин. 6:29 ), согласно тому, как мы научены апостолом. Итак, веруй в Бога от всей души и с покаянием проси Его, и Он даст твоему сыну здоровье. Кроме того, впредь воздержись от прежних твоих грехов и заключи завет со Христом, чтобы отныне проводить жизнь в покаянии; и вообще то, что случилось с твоим сыном, не мучает тебя, поскольку четверо умерли, но ты хочешь и его похоронить твоими грехами и грехами твоего мужа. Ибо Господь учит вас через потерю ваших детей, чтобы вы воздержались от порочных ваших дел, но вы не отказываетесь от них, но, не переставая, совершаете худшее. Итак, если бы вы, наконец, хотя бы сейчас пришли в себя, не только был бы дарован вам сын, но вы удостоились бы и царства небесного». Отвечая ему, женщина и ее муж в великом сокрушении сказали ему: «Веруем в Господа нашего и Бога Иисуса Христа, могущего исцелять всякую немощь, и отныне воздерживаемся от прежних наших дел, делая Бога поручителем в этом». Блаженный, увидев их смирение и быструю перемену к лучшему, взяв воды и освятив ее, сказал: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа по благоприятным молитвам честного отца нашего и епископа да будет вода сия во отражение всякой болезни». И окропил отрока водой три раза, и в тот же час горячка оставила его ( Мф. 8:15 ). И, восстав, он встал на ноги свои здоровым, не имея в себе никакого следа болезни. Итак, родители его, взяв его, вернулись дом свой с великой радостью и великим благомыслием, славя и воспевая Бога за бывшее чудо исцеления. Отец же его, тотчас принеся много золота, положил у ног блаженного Иоанна, говоря: «Приими это, отче, от меня, раба твоего, за спасение сына моего». Он же, отвечая, сказал ему: «Раб Божий не нуждается в них и не просит, ибо не за деньги продается дар Божий людям, но дается по вере. Итак, взяв это, иди отдай их тем, кого ты обидел, а что ты имеешь сверх необходимости, раздай тем, кто нуждается: слепым, хромым, увечным, отныне храня самих себя от того, чтобы не впасть в прежние ваши прегрешения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И так, снова собери в своем доме еще большее число их, чем раньше, и заставь их помолиться о ней, может быть, они послушаются. Не хромай на оба колена ( 3Цар. 18:21 ). Ибо ты не можешь пользоваться славой христианина, принадлежа к ереси маркионитов». Отвечая, супруг ее сказал: «Я с младых ногтей получил это исповедание, родившись в семье, исповедующей эту веру, следуя ей до настоящего времени, полагая, что является благочестивым не отступать от родительской веры. Тем не менее, господин мой, прости мне мое неведение и наставь меня в православной вере». Посмотрев на него внимательно, блаженный Иоанн говорит ему: «Существует путь, ведущий к жизни, а другой – ведущий к погибели, им идут многие люди, считая его хорошим, но он является путем неправды, ведя тех, кто его избрал, на дно ада. Ты находился, как ты сам сказал, в неведении, греша вплоть до нынешнего дня, однако теперь познай истину; соединитесь оба с Богом, чтобы впредь отречься от той ереси, произнеся анафему на Маркиона, на его писания и всех соблазненных и соблазняемых и не обратившихся ото всей души к истине. И Сам Бог, в Которого вы уверовали, явным образом даст ей здоровье одновременно с тем, что вы получаете и жизнь вечную». Женщина, услышав это, с готовностью вскричала, сочетавшись, по слову Иоанна, с Богом, что она никогда не будет иметь общения с маркионитами, но соединится со вселенской Церковью. Это же самое сделал и ее муж, и они, как сам муж, так и жена его, просили их быть ходатаями за них Богу, чтобы Он даровал им оставление грехов. Тогда епископ обратился к блаженному Иоанну с просьбой молиться за нее Господу. Он же приказывает принести воды и, дав епископу, сказал: «Запечатлей это своими руками, отче святой, чтобы именем Господа нашего Иисуса Христа она была ей во исцеление по всесвятым твоим молитвам». Он же, отвечая, сказал ему: «Тебе подобает благодать исцеления». Святой же Иоанн не позволил дать воду женщине, пока ее не благословил епископ. Когда же это действительно произошло, блаженный Иоанн приказал окропить ее ею, говоря: «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа да будет тебе вода сия во исцеление».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

прот. Петр Гнедич. Введение. Характерно, что сам же о. Петр приходит к необходимости этого богословского дифференцирования, когда вынужден возражать на некоторые явно нецерковные идеи противоюридического сочинения проф. В. Несмелова: «Различение прощения вины в грехе и потребления следствий греха является основой правильного понимания искупления» (там же; примечание 333), но не замечает, что это его утверждение прямо противоречит отстаиваемой им теории, где как раз не различаются не только вина и болезнь в грехе, но и само искупление как причина и спасение как следствие. Там же. Гл.I, 3/еп. Сильвестр (Малеванский). Опыт православного догматического богословия. Изд. 3–е. Т. 3. С. 459. свт. Иоанн Златоуст. Толкование на книгу Бытия. Беседа 3, §4. свт. Иоанн Златоуст. О предательстве Иуды. Беседа 2, §4. св. Иустин Философ. Apolog. 11,13; Dialog с Tryph., 85,94,103. свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы. 50:7. блж. Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна. Гл.13. архим. Арсений. Николай Мефонский, епископ XII в., и его сочинения/Христианское чтение. 1883. N° 3/4. С. 327–328/прот. Петр Гнедиц. Гл.VII, 4. Ср.: «Ты даровал в законах некие очищения и чрез окропление иссопом. С этою же целью и нам ныне даруй нечто подобное, так как Ты - тот же Бог. Или, может быть, прикровенно говорит о некоем таинстве. Моисею в Египте повелено было кровь овнюю иссопом воскропить на праги (Исх 12:22), а мы искуплены наиболее честною кровию. Итак, поелику воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега» (свт. Афанасий Великий. Толкование на псалмы. 50:9). Типикон. Гл.48; 49; 50. архим. Арсений. Николай Мефонский, епископ XII в., и его сочинения/Христианское чтение. 1883. N° 3/4. С. 327–328/прот. Петр Гнедиц. Гл.VII, 4.

http://pravoslavie.ru/73158.html

Пс.50:8.   Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Мы знаем грех Давидов, но каковы были подвиги его и труды покаяния — этого мы не знаем; ибо он чрез свое покаяние приобрел у Господа столь великую милость и получил от Него такую благодать, что сподобился от Него и откровения Божественных Тайн и пророческого дара. Истинному покаянию полагаются великие подвиги и труды, чтобы увидеть «безвестная» и «тайная премудрости» Божией. Вот, Ты «истину возлюбил еси» в сердце (моем), и внутрь меня «явил» мне «мудрость» Твою (Димитрий). Пс.50:9.   Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся. «Иссоп» — это ароматическая трава горького вкуса, которую в Ветхом Завете погружали в кровь или в воду и кропили грешников в народе: это служило символом очищения, в прообраз будущего очищения всех кровью истинного Агнца Христа, которая одна только может «омыть» нас от грехов и «паче снега» убелить. «Иссопу» Пророк уподобляет действенность Святаго Духа, как очищающего в нас всякую скверну. Этому окроплению должна предшествовать горечь покаяния, жалость и слезы о грехах (Афанасий, Златоуст). Пс.50:10.   Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Пс.50:11.   Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Снова обращается Давид к исповеданию и ищет прежней близости к Богу. Просит Бога возрадовать «слух» души его вестью о помиловании (Златоуст, Афанасий). Пс.50:12.   Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. «Сердце чистое» есть сердце милующее всякую тварную природу: человека, птиц, животных, пресмыкающихся и... даже демонов. От великой и сильной жалости и от великого терпения умаляется сердце такого человека и не может оно вынести какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью: а потому о безсловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились и были помилованы. Пророк просит «чистоты сердца» в отношении друг к другу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

святитель Иоанн Златоуст «Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников». святитель Иоанн Златоуст «Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния. Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…» святитель Игнатий (Брянчанинов) «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» ( Гал.6:14 ). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» ( Ин.19:37 ). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь».

http://azbyka.ru/krest

Святой Златоуст обращает внимание при этом на другую сторону предмета, именно, что идолопоклонство поддерживалось между прочим прорицателями в исступленном состоянии. Прорицания шли или из людей, в исступлении находившихся, или даже из идолов. Эта дивность влекла к идолам. Святой Златоуст разъясняет намеренно различие этих исступленных прорицаний и истинных пророчеств, чтоб показать, что дары Духа, о коих начинается речь, ничего схожего не имеют с уродливыми дивностями язычества. Он говорит: «В капищах идольских, когда кто бывал одержим нечистым духом и прорицал, то, как бы ведомый и связанный, был увлекаем духом и нисколько не сознавал того, что говорил. Прорицателю свойственно быть в исступлении, терпеть принуждение и насилие, увлекаться и неистовствовать, как бесноватому. А пророк не таков, но он говорит все с трезвою душою и здравым рассудком, зная, что он говорит. Так различай прорицателя исступленника и пророка. Когда кто-нибудь разными волхвованиями и обрядами вводил в человека беса, тогда этот человек начинал прорицать и, прорицая, рвать и терзать себя, не могши выносить насилия беса; наконец начинал кричать: развяжите же, развяжите мне венки, окропите мои ноги чистою водою и изгладьте черты, чтобы я мог идти. Все это и тому подобное, ибо можно бы сказать гораздо более, доказывает и принуждение, с каким бесы удерживаются и служат, и насилие, какое терпят люди, однажды предавшие себя им и лишающиеся в это время здравого смысла. Намекая на все это и тому подобное, Павел сказал: ведомы ведостеся. Так как он говорил к понимавшим дело, то и не излагает всего подробно, дабы не отяготить их, но только напоминает им. Не объясняет он и нашего, то есть того, что касается пророков; ибо коринфянам и это было известно; и между ними были пророки, которые пророчествовали как следовало, с рассудком и совершенною свободою. Они властны были говорить и не говорить, ибо не были принуждаемы, но вместе с честию сохраняли и волю. Вот первое различие между исступленно-прорицателем и пророком».

http://predanie.ru/book/67912-tolkovanie...

Этот же святой Златоуст в Беседе 24 на то же Первое Послание Павла к Коринфянам, на главу 10, говорит: «Чаша благословения, которой благословляем, не есть ли приобщение к Крови Христовой? Очень верно и страшно, – говорит, – что содержимое чаши это то, что истекло из ребра Господа, и того мы причащаемся. Чаша благословения названа так потому, что мы воспеваем Христа, держа ее в руках, изумляемся и удивляемся неизреченному дару, благословляя и саму чашу, за то, что Христос пролил Свою Кровь для избавления нас от заблуждения, и не только пролил. Но и преподал всем нам. Поэтому, если желаешь крови, – говорит, – окропи не идольское капище убийством бессловесных, но Мой жертвенник Моей Кровью». И ниже: «И в Ветхом Завете, когда люди были менее совершенны, Он такую же кровь, которую приносили идолам, благоволил и сам принимать, чтобы отвратить от идолов, и это происходило от Его неизреченной любви. Теперь же Он преподал священнодействие намного страшнее и великолепнее и изменил саму жертву, и вместо заклания бессловесных повелел принести в жертву Его Самого». И ниже: «Преломление хлеба не есть ли приобщение Тела Христова? Приобщаясь, мы соединяемся со Христом. Это делается в Евхаристии; а на Кресте этого не было, но было даже противоположное. Кость Его да не сокрушится ( Ин. 19, 36 ). Чего Он не претерпел на Кресте, то претерпевает в приношении для тебя, и дает преломлять Себя, чтобы исполнить всех. Снова в Беседе 27 на то же Первое Послание Павла к Коринфянам, на 11 главу, святой Златоуст говорит: «Что же означает, когда Он говорит, что эта чаша Нового Завета? Была ведь и чаша Ветхого Завета, чаша излияния крови бессловесных. Для жертвоприношения наполняли чашу и фиал кровью и после жертвоприношения совершали возлияние. Предложив вместо крови бессловесных Свою Кровь, (Господь) напомнил о древнем жертвоприношении, чтобы, слыша это, кто-нибудь не смутился». И ниже: «“Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней». Почему? Потому, что проливает кровь и производит заклание, а не жертву приносит. Как тогда пронзившие (Господа) пронзали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить (кровь Его), так поступает и тот, кто приобщается недостойно, и не получает никакой пользы».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010