У бездуховного общества нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в никуда” 9 декабря, 2008. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Ридигер) Главным соблазном я бы назвал утрату духовных устремлений. Говорить об “обществе потребления” как о великом достижении выгодно прежде всего крупным корпорациям, желающим расширить объем сбыта. Но у бездуховного общества нет будущего: самодовлеющий культ потребления ведет в никуда. Христос Спаситель сказал, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4. 4).   Источник: www.mospat.ru – С начала своего понтификата Бенедикт XVI предупреждает Европу об опасности жизни без Бога и в отрыве от христианских корней. Разделяете ли Вы, Ваше Святейшество, эти опасения? – Судьба Европы неразрывно связана с христианством, ведь европейская культура органично впитала в себя христианские ценности. Сегодня же, имея в списке достижений нашей цивилизации шедевры искусства, научные открытия и технические новации, не будем забывать, что их появление стало возможным благодаря вкладу многих поколений европейцев, исповедовавших христианскую веру. Однако современная европейская цивилизация все чаще обращается к иным, нехристианским авторитетам, и это не может не тревожить. Происходит подмена понятий, из которых выхолащивается первоначальное содержание, а пустая форма заполняется иным смыслом. Например, признание ценности человеческой личности, которая в христианской традиции восходит к представлению об образе Божием и почитанию Личности Богочеловека, вырождается в защиту своеволия, нравственной распущенности и нигилизма. Не случайно современная европейская цивилизация иногда именуется постхристианской. Безбожники своими руками разрушают фундамент, на котором зиждется общеевропейский дом. – Вы думаете, что рост светскости и, следовательно, отвержение религиозности представляет опасность для жизни государства? Такой риск существует в России или больше в Европе? – Считаю, что понятие “светскость” и производные от него: “светское общество”, “светское государство”, “светское образование” – сегодня допускают слишком широкое толкование. При этом отношение к религии в таких светских государствах, как, например, Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Дания, Турция и Израиль, – сильно различается.

http://pravmir.ru/u-bezduxovnogo-obshhes...

Что может врач без Бога? Беседа с православным психиатром и психотерапевтом Дмитрием Авдеевым Александра Боровик Сможет ли светская медицина помочь пациенту с душевными проблемами, или, как говорят, душевнобольному человеку, если не будет опираться на учение Церкви о человеке как образе Божием? Об этом и о многом другом мы беседуем со специалистом в области медицинского попечения о душе, практикующим почти 30 лет православным психотерапевтом и психиатром Дмитрием Авдеевым. Дмитрий Авдеев      – Дмитрий Александрович, какова динамика обращений в период кризиса? Кабинетов православной психотерапии в многомиллионной Москве практически нет – Динамика обращений находится в прямой пропорциональной зависимости от обстановки в обществе: чем последняя напряженнее, тем больше людей обращается за помощью, потому что в первую очередь психика испытывает на себе бремя нестабильности. И у очень многих людей она «слабое место». Где тонко, там и рвется. Страх , малодушие, неуверенность в завтрашнем дне. Вера уходит на второй план. Нужно беречь друг друга, по-доброму друг к другу относиться. Нужно развивать церковно-социальные институты, а кабинетов православной психотерапии в многомиллионной Москве практически нет. Секуляризация возможна в геометрии, в автомобилестроении, но только не в науке о душевной поддержке, потому что это область душепопечения, и православная психотерапия – это мостик в храм. Звонок: «Здравствуйте, я нецерковный. Я вообще некрещеный. Вы принимаете таких?» – «Конечно, принимаю». Я понимаю, что его Господь призывает через скорби. Моя работа очень востребована. Иногда это просто катехизация, объяснение вероучительных истин: «Закон Божий» вместе почитаем, что-то расскажу об иконке, о празднике. Если психиатрия – это в основном биологическая терапия с использованием медикаментов, то психотерапия – лечение словом, душепопечение, душевная поддержка. Ведь люди приходят не за информацией, а за вниманием и сочувствием. Им нужны любовь и искренность. Мощные обороты набирает сейчас наука о зависимостях – «аддиктология» – как раздел психиатрии. Причем зависимости бывают химическими: алкоголизм, наркомания, а бывают – нехимическими. Нехимические зависимости выросли как грибы после дождя. И интернетомания , и зависимость от телевизора – а душе отвратительно, когда она питается суррогатом.

http://pravoslavie.ru/81194.html

В Московской духовной академии состоится богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания» 14 апреля 2010 г. 14:12 На кафедре библеистики Московской духовной академии 15-16 апреля 2010 года пройдет 5-я ежегодная богословская конференция «Экзегетика и герменевтика Священного Писания». Программа конференции  15 апреля I часть Пленарное заседание. Общие вопросы экзегетики. Начало заседания в 9.30 1. Приветствие участникам конференции ректора МДА, профессора архиепископа Верейского Евгения . 2. Юревич Д., прот., СПбДА, МДА. «Эволюция толкования декалога в период Первого и Второго храма». 3. Ириней (Пиковский), иером., МДА. «Составление пособий по «Евангельской истории» в отечественной Библеистике».   II часть Секция «Библейская антропология и современная наука» модератор секции — иерей А. Тимофеев 1. Платон (Игумнов), архим., МДА. «Библейский взгляд на человека». 2. Слободчиков В.И., Москва, Институт педагогических инноваций РАО.   «Антропологические аспекты отечественного  образования». 3. Ковшов М.В., МДА. «Библейское учение об образе и подобии Божием в человеке». 4.  Шеховцова Л.Ф., СПб, Академия постдипломного образования. «Целостность человека в системе антропологических  категорий». 5.  Мумриков О., иер., МДА. «Некоторые аспекты эволюционного религиоведения и психогенетики в контексте библейского богословия». 6.  Зенько Ю.М., СПб, Общество православных психологов. «Проблемное  поле православной  психологии  и антропологии». Обсуждение докладов 14.30-15.20 Перерыв на обед 7.  Михайлов П.Б., ПСТГУ, ИФ РАН. «Интроспекция как метод богопознания». 8.  Серов Д.И., МДА. «Антропологическая перспектива проповеди Спасителя о Царствии Божием».   16 апреля III часть Секция «Библейская археология и экзегетика Священного Писания» модератор секции — прот. Л. Грилихес начало заседания в 9.00 1. Грилихес Л., прот., МДА. «Библейские меры веса» 2. Гольцев Д., прот., МДА «Реконструкция Ветхозаветного храма по «Храмовому свитку»» 3. Тимофеев А., иер., МДА. «Религиозная реформа Езекии и Иосии с точки зрения библейской археологии»

http://patriarchia.ru/db/text/1137534.ht...

В.В.Кипшидзе выступил на научно-практической конференции «Формирование и развитие культуры информационной безопасности субъектов образовательного пространства» Дек 13, 2023 Новости , Событие Москва, 13 декабря. В Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина состоялась V научно-практическая конференция «Формирование и развитие культуры информационной безопасности субъектов образовательного пространства», организованная Российской академией образования (РАО) и РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина при участии членов Общественного совета при Роскомнадзоре. Конференция открылась приветственным словом академика Российской академии образования, доктора экономических наук, профессора, ректора РГУ нефти и газа (НИУ) имени И. М. Губкина В.Г.Мартынова, который также выступил с докладом «Ценностные ориентиры образования периода цифровой трансформации». Далее следовали приветствия президента Российской академии образования, академика Российской академии образования, доктора исторических наук, профессора О.Ю. Васильевой,  академика Российской академии образования, доктора философских наук, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию О.Н. Смолина, академика Российской академии образования, доктора физико-математических наук, профессора, и. о. вице-президента Российской академии образования, академика-секретаря Отделения профессионального образования Российской академии образования М.Н. Стриханова. В открытии конференции принял участие В.В.Кипшидзе. Выступая, он сказал, что «бит» информации – это слово, а представление о том, как слово может быть использовано во зло и во благо, хранят традиционные религии на протяжении тысячелетий. Слово – это оружие, которое массово используется для разрушения представления о человеке как образе Божием. Это может иметь катастрофическое влияния на всю человеческую цивилизацию. На пленарном заседании свои доклады зачитали академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Г.В. Солдатова, доктор педагогических наук, профессор, директор Института математики и информатики Московского педагогического государственного университета, член Общественного совета при Роскомнадзоре С.Д. Каракозов и другие представители научного и делового сообщества.

http://sinfo-mp.ru/v-v-kipshidze-vystupi...

Сретенская духовная академия совместно с Минской духовной академией проводят IV международную научно-богословскую конференцию «Бог–человек–мир» Москва, 22 декабря 2023 г.      5 и 6 марта 2024 года в Сретенской духовной академии пройдет IV международная научно-богословская конференция «Бог–человек–мир», которая в этом году посвящена теме «Человек в поисках смысла». Конференция организуется совместно с Минской духовной академией, Институтом теологии Белорусского государственного университета и Институтом философии НАН Беларуси. К участию в конференции приглашаются церковные и светские ученые, преподаватели духовных академий и семинарий, богословских и светских вузов. Цель конференции – выстроить взаимодействие ученых, богословов и философов в решении актуальных гуманитарных проблем. Направления работы конференции: 1. Человек в поисках Бога: антропологические основания духовной жизни (СДА). 2. Человек в социуме: духовно-нравственные кризисы современного общества (Минск). 3. Человек в поисках ближнего и самого себя: богословские, философские и психологические подходы (СДА). 4. Человек в поисках своего места в мире: естественно-научный дискурс (СДА). 5. Человек в культурно-историческом пространстве: аксиологический дискурс (СДА). 6. Человек и современные технологии: биологические, информационные, когнитивные и др. (СДА). 6 марта, на второй день работы конференции, состоятся специальные дискуссионные мероприятия в формате круглых столов, которые будут посвящены следующим темам: 1. «Учение об образе Божием и его проекции в научные и гуманитарные сферы». Руководитель: прот. Вадим Леонов (СДА). 2. «Русская религиозная философия о человеке». Руководитель: Геннадий Николаевич Самуйлов (СДА). 3. «Христианский теоцентризм и технологии создания антропоморфных существ». Руководитель: иерей Павел Сержантов (СДА). Конференция пройдет в очно-дистанционном формате. Для тех, кто не сможет прибыть, будет предоставлена возможность выступить дистанционно через программу Zoom. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНФЕРЕНЦИИ

http://pravoslavie.ru/157923.html

Об образе и подобии Божием в человеке Св. Церковь учит, – под образом Божиим , нужно разуметь данные Богом человеку силы души: ум, волю, чувство ; а под подобием Божиим нужно разуметь способность человека направлять силы своей души к уподоблению Богу, – совершенствоваться в стремлении к истине и добру. Более подробно можно объяснить так: ОБРА3 БОЖИЙ : находится в свойствах и силах души. Бог есть Дух невидимый, Который все в мире проникает, все оживляет, и в то же время Он есть Существо независимое от мира; душа человека, присутствующая во всем теле и оживляющая тело, хотя и имеет известную зависимость от тела, однако остается существовать и по смерти тела. Бог вечный; душа человека бессмертна. Бог премудрый и всеведущий; душа человека имеет силу познавать настоящее, помнить прошедшее и даже иногда предугадывать будущее. Бог преблагий (т. е. предобрый, премилостивый) – и душа человека способна любить других и жертвовать собою. Бог всемогущий, творец всего сущего; душа человека имеет силу и способность мыслить, творить, создавать, строить и т. п. Но, конечно, существует безмерное различие между Богом и силами души человеческой. Силы Божии безграничны, а силы души человеческой весьма ограничены. Бог есть Существо абсолютно свободное; и душа человека имеет свободу воли. Потому человек может желать, но может и не желать быть подобием Божиим, ибо это зависит от свободного желания самого человека, от его свободной воли . ПОДОБИЕ БОЖИЕ зависит от направления душевных способностей . Оно требует духовной работы человека над собою. Если человек стремится к истине, к добру, – к правде Божией, то он становится подобием Божиим. Если же человек любит только самого себя, лжет, враждует, делает зло, заботится только о земных благах и думает только о теле своем, и не заботится о душе своей, то такой человек перестает быть подобием Божиим (т. е. похожим на Бога – Отца своего Небесного), а делается похожим в своей жизни на животных и может окончательно уподобиться злому духу – диаволу. Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

1 Св. Василий называет Евномия Галатом, может быть, имея в виду слова Апостола (Галат. 3. 1.): «о несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть не покоритися истине? " _ 2 Евдоксий, приемник Македония 3 По всей вероятности, здесь умолчано слово: «Сын», как показывают непосредственно следующие за тем слова. 4 oV en morjh qeou uparcwn ouc arpagmon hghsato to eina qew. oV — который — en — в — morjh — образе — qeou — Бога — uparcwn — пребывая, существуя — ouc не — arpagmon — захватывать от глагола «arpagmoV» акт захвата или захваченная вещь, т.е. не актом захвата или грабежом — hghsato — мыслил — to — артикль — einai — быть — isa равным — qew — Богу. Который, будучи в образе Божием, не счел для Себя хищением быть равным Богу (Перевод епископа Кассиана (Безобразова)). Этот текст можно комментировать двояким образом, но ни в одном из случаев смысл не меняется. 1. В этом тексте речь идет о том, что Сын Божий, будучи равен Богу, не держался (цеплялся, хватался) за это Свое равенство с Богом, а ради спасения людей умалил Себя Самого, согласившись принять образ раба, чтобы уничтожить средостение между Богом и людьми и стать настоящим посредником. 2. «Не почитал воровством быть равным Богу», то есть равенство с Богом не было чем-то украденным, а принадлежало Ему по существу. Например, я могу взять какую-нибудь вещь и не почитать это воровством только в том случае, если эта вещь мне принадлежит. 5 В евр. оригинале в этом стихе употреблено слово y производное от [покупать, приобретать], если бы шла речь о творении, а Сын в данном случае был бы первым творением из ничего, то тогда должен был бы употребляться евр. глагол a [творить] подлежащим к этому глаголу может быть только Бог, а потому это слово имеет значение «творить из ничего». В этом стихе речь идет о рождении, чуть ниже св. Василий объясняет это. 6 В евр. оригинале стоит слово «руах», которое переводится и как «ветер», и как «дух». 7 Василий цитирует по переводу LXX. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

Человеколюбие и долготерпение Божии беспредельны 2 (15) августа (Слово святого Иоанна Милостивого о любви и долготерпении Божием. Прол. Авг. 2) Изумительна высота неба, поразительна глубина моря, бесконечно, необъятно пространство вселенной; но бесконечно изумительнее, поразительнее и необъятнее долготерпение и человеколюбие Божие к нам, грешным. Святый Иоанн Милостивый о сем говорит: «Если бы мы чаще и разумно размышляли о долготерпении Божием к нам, то не смели бы и очей своих возводить на небо, но в смиренном образе всегда ходили бы. Помните, что Господь из небытия в бытие привел нас и взыскал нас даже и после того, как мы согрешили, и Своей кровью искупил нас от смерти вечной. Всю землю и самое небо Он устроил на службу человекам. И ныне согрешающих не истребляет, но долготерпит на них, и милосердие Его удивительно. Он не наказывает и тех, которые многократно Его хулили, и утешает их Своим человеколюбием. Свыше дождь нам посылает. Не наказывает до времени и злодеев, идущих на злые дела, покрывает их до времени и заступает и не отдает их в руки правосудия. И разбойников, плавающих по морю, не потопляет и долготерпит на тех, которые ложно Его Телом и Кровью клянутся, и не предает их в сей жизни никакому злу. Иные на дорогах грабят, но и этих Он не предает зверям на растерзание. И тех, которые идут похищать чужие дома, до времени не предает стерегущим оные людям и псам. Иные сквернят себя блудом и пресыщаются удовольствиями; но Господь долготерпит и на них, ожидая к Себе их обращения. Воистину Он не только не хощет смерти грешника, но и всякую сладость ему подает. Пчела, облетая луга и поля, собирает мед, чтобы усладить им вкус человека. Всякое растение Господь солнцем согревает, чтобы им усладить наши уста и сердца возвеселить. Поэтому устыдимся благого Владыки – Бога, столько благ подающего нам, и покаемся в своих согрешениях и обратимся к Нему, Христу Богу нашему, с добрыми делами». Итак, подлинно, долготерпение и человеколюбие Божие к нам, грешникам, беспредельны, и поэтому тоже подлинно и то, что Господь есть и Отец наш и Он есть Отец всех, не только добрых, но и худых людей, не только верных, но и неверных; потому что велит солнцу Своему сиять для добрых и злых, для праведных и неправедных. Но посмотрим и еще: не на каждом ли шагу в жизни нашей вода бы могла потопить нас, огонь сжечь, земля пожрать, лютый зверь растерзать, но Кто же доселе хранил и хранит нас от всего этого? Конечно, одно лишь долготерпение и человеколюбие Божие. Слава же долготерпению Твоему, Господи, слава человеколюбию Твоему, слава милосердию, слава смотрению Твоему, Человеколюбче! Аминь. Читать далее Источник: Пролог в поучениях : на каждый день года/Сост. прот. Виктор Гурьев. - Почаев : Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. – 688 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

Больные дети В реанимации севастопольского роддома священник окрестил тяжело больных младенцев Отец Александр также освятил отделение новорождённых и отделение физиологии роддома 2, поблагодарил медперсонал за совместную молитву Епископ Карасукский Филипп поздравил больных туберкулезом детей и детей-сирот с Рождеством Владыка поздравил детей с Рождеством, рассказал об этом светлом празднике, о Святках, окропил их святой водой и раздал подарки: не только сладости, но иконочки и календари, чтобы дети не забывали о Боге и молитве. Если бы в нашей стране была возможна паллиативная помощь… Когда позвонила мама, она не знала, как представиться: 'Ну в общем… Вы у нас были… у нас девочка…' Конечно, сразу вспоминаю я по голосу, девочка неполных двух лет. Диагноз — острый лейкоз Об образе Божием в больном и сюрпризах в Вечной Жизни (+Видео) Гораздо чаще в своей жизни мы можем встретить человека, выросшего среди людей, ходящего на двух ногах и обучающегося в университете, у которого человечности осталось гораздо меньше, чем у детей 'маугли'. Это гораздо более страшная проблема. Чулпан Хаматова: Будешь ждать благодарности — сразу же сломаешься Я хочу жить в том мире, который мне нравится. И буду выстраивать его себе по собственным представлениям Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/tag/bolnye-deti/page/6...

Голова з виступив на та генетика: виклики XXI 18 листопада 2021 р. 18:52 18-19 ноября 2021 года в Москве в Международном пресс-центре МИА «Россия сегодня» проходит Всероссийская мультимедийная конференция «Биоэтика и генетика: вызовы XXI века», организованная Российским обществом медицинских генетиков, Ассоциацией медицинских генетиков России, Медико-генетическим центром имени академика Н.П. Бочкова, Российским национальным исследовательским медицинским университетом имени Н.И. Пирогова при поддержке Министерства науки и высшего образования России. Среди обсуждаемых тем — биоэтические вызовы, связанные с генетическими технологиями; общественные ожидания и опасения, вызванные успехами генетики; проблемы редактирования генома; этико-правовые и этико-философские вопросы генно-инженерной деятельности; биобанкинг. В конференции попринимают участие специалисты в области биоэтики и философии, юристы, ведущие медики, исследователи-биологи и генетики, представители исполнительной и законодательной власти, священнослужители. В первый день форума к участникам обратились министр науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фальков, министр здравоохранения России М.А. Мурашко, помощник Президента Российской Федерации А.А. Фурсенко. В состоявшейся дискуссии принял участие председатель Синодальной комиссии по биоэтике , ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан . Владыка Силуан отметил, что те из современных общественных коллизий и опасностей, которые относятся к сфере биоэтики, особенно остры и нередко вызывают социальную поляризацию. Внутри самой Церкви существует большой спектр мнений по различным аспектам современной биоэтической повестки, в том числе и в сфере генетических экспериментов. Не пытаясь предвосхитить результаты научных исследований или поставить их под вопрос, Церковь безусловно руководствуется представлением об образе Божием в человеке, о неотъемлемом достоинстве личности, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть поставлены под удар. В таких обстоятельствах православное богословское свидетельство становится важной частью дискуссии в обществе по проблемам высоких технологий и биомедицины. Позиция Русской Православной Церкви вновь указывает на христианскую антропологию как свидетельство о хрупкости человека и о необходимости его защиты от вмешательств, идущих вразрез с замыслом Творца. В заседании секций конференции также принял участие член Синодальной комиссии по биоэтике священник Владимир Духович. Синодальная комиссия по биоэтике /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5863043...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010