Изъяснение псалма 74-го. Пс.74:1 .  Начальнику хора. Не погуби. Псалом Асафа. Песнь. «В конец, да не растлиши, псалом песни Асафу». А Симмах перевел: «победный о нетлении псалом Асафу». Поскольку псалом сей содержит в себе предречение о праведном суде Божием, и предвозвещает, как погибель делателям лукавства, так благия воздаяния любителям добродетели, то пророческое слово не без основания повелевает в надписании, не растлевать благочестивых помыслов, но хранить их здравыми и наследовать нетление. И сей псалом изрекается от лица пленников в Вавилоне, дающих обет песнословить Бога, если сподобятся Божией милости. Пс.74:2 .  Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои. Пс.74:3 .  «Когда изберу время, Я произведу суд по правде. «Исповемыся Тебе, Боже, исповемыся Тебе и призовем имя Твое». И из сего явствует, что изрекли сие, не улучив еще возвращения; дают же обет песнословить Бога и возвеличиться досточтимым именем Его. Ибо сказанное: «призовем имя Твое», означает: снова будем именоваться Твоим именем, и наречемся народом Твоим. «Повем вся чудеса Твоя». «Егда прииму время». А Акила и Симмах переводят так: «когда будет собрание»; то есть, когда возвратимся и будем собираться в Твой священный храм, тогда законно станем и Тебя песнословить, и возвещать благодеяния Твои неведущим. Ибо то время дозволит нам сделать сие, а ныне взываем: «како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» ( Пс. 136:4 ). Так пророческое слово, научив, что надлежало говорить пленникам в Вавилоне, показывает, как Бог отвечает на данные обеты и говорит; «Аз правоты возсужду», то есть, по закону воздам справедливость и вам и Вавилонянам. Пс.74:4 .  Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее». «Растаяся земля и вси живущии на ней», потому что Я – Судия целой вселенной и на всех наложу достойныя наказания. «Аз утвердих столпы ея». Я – над всем властелин, как Создатель всего. Ибо Я сотворил и основал землю, как некиими столпами подпирая ее Моими уставами, «повеление положи, и не мимо идет» ( Пс. 148:6 ). Посему, и как судия не хочу наказывать, но предсказываю наказания, чтобы согрешающих угрозою соделать целомудреннейшими, и увещаваю, и советую возненавидеть всякий вид беззакония, позаботиться же о правдивом и скромном образе мыслей. Сему учит и в присовокупляемом:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Монах Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, – говорит Божественный глас ( Мф. 11:28 ), указывая или на тамошнее, или на здешнее упокоение. Но, без сомнения, призывая нас, он увещевает, во-первых, свергнуть с себя бремя многостяжания, передав это нуждающимся, а затем, отринув все множество грехов, происходящих от многостяжания, через благотворение и исповедание притечь к крестоносной жизни монахов. Поэтому вознамерившийся повиноваться Христу и поспешающий к нищетолюбивой и неразвлеченной жизни истинно достоин удивления и ублажения. Но прошу, пусть не делает этого без испытания, пусть не воображает себе жизни удобосносной и спасения без борьбы, а лучше пусть наперед упражняется в благоискусном терпении скорбей телесных и душевных, чтобы, ввергнув себя в неожиданные борения и потом не имея силы противостоять встретившимся испытаниям, опять со стыдом и посмеянием не устремиться назад к тому, от чего бежал, с осуждением души возвращаясь в мир и делаясь для многих соблазном, подавая всем повод заключать о невозможности жить во Христе (5). Ты, любитель небесных уставов, ревнитель ангельского жития, желающий стать соратником святых учеников Христовых, укрепи себя к претерпению скорбей, мужественно приступи к собору монахов и в самом начале своего отречения будь тверд, чтобы не увлекла тебя привязанность к сродникам по плоти, причем укрепляй и себя обменом смертного на бессмертное. А когда самым делом оставляешь собственность свою, будь непреклонен, в несомненной уверенности, что предпосылаешь это на небо, скрывая в недрах убогих и обретая у Бога с великим приращением. Разрывая связь с друзьями и близкими, не будь прискорбен, потому что сопрягаешься со Христом, за тебя распявшимся, а можешь ли представить себе что-либо выше такого дружества? Когда же при Божием содействии победишь врага своего в этой первой борьбе, не бросай себя, подобно какому-нибудь негодному сосуду. Ибо отречением от земных вещей ты украсил уже себя пред Христом. Но с великой заботливостью и обдуманностью постарайся найти мужа, который бы непогрешительно предшествовал тебе в образе жизни, хорошо умел руководить шествующих к Богу, украшен был добродетелями, в собственных делах своих имел свидетельство любви своей к Богу, был сведущ в Божественных Писаниях, не рассеян, не сребролюбив, не озабочен многим, безмолвен, Боголюбив, нищелюбив, не гневлив, не памятозлобен, силен в назидании сближающихся с ним, не тщеславен, не высокомерен, не льстив, не изменчив, ничего не предпочитал Богу. И если найдешь такого, предай ему себя, ни во что вменив и отринув прочь всякую свою волю, чтобы ты оказался подобным чистому сосуду, храня к своей похвале и славе влагаемое в тебя добро. А если оставишь в себе какую-нибудь из прежде бывших в тебе страстей, то и добро, вложенное в тебя, претворив в уксус, будешь изринут вон, как негодный сосуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Образ существования духовно-личного бытия Божия, по учению откровения, бесконечно возвышается перед образом личного бытия как в духе человеческом, так и во всех конечных личных духах. Тогда как всякий ограниченный и конечный дух существует однолично, Дух бесконечный существует в трех лицах. Это не то значит, что духовноличная сущность распадается в Боге на три части или три вида, образующие собой отдельные основы для трех божественных личностей, существующих вне, и отдельно одна от другой, хотя и обладающих одинаковой по существу божественной сущностью. Если бы было так, то тогда существовало бы в Божестве не только три лица, понимаемые как особеннейшие образы существования Его личного бытия, а и три отдельные божественные существа, подобные тем, какие представляют собой человеческие или высшие индивидуальные духи, существующие совершенно отдельно друг от друга, хотя в то же время обладающие одинаковой по своему существу духовной природой, – и это понять для нашего разума было бы не трудно. Но, по ясному изображению откровения, существо Божие безусловно единично и нераздельно. Им, следовательно, не по частям или отрывкам, а всецело, сполна и совершенно одинаково обладают все три божественные лица. Каждое из лиц отличается одно от другого только потому, что оно есть то, а не иное лицо, по сущности же своей, они составляют одно и то же, образуя собой одно и то же божеское существо. Иначе говоря, основа духовно-личного божественного бытия у всех лиц одна и та же, но образ ее выражения и существования в каждом из них отличен и настолько отличен и обособлен, что каждое лицо, вследствие этого рода особенностей, в своем отношении к другому является и сознает себя особым и отдельным лицом. Вот что составляет ту возвышеннейшую и таинственнейшую особенность, которой, по учению откровения, бесконечный Дух бесконечно отличается от всех конечных личных духов. Особенность эта, ясно, такого рода, что наш разум сам собой не может ни подняться к ней, ни обсудить и определить ее надлежащим образом, узнав о ней из откровения. О личном бытии Божием мы можем судить не иначе, как по личному бытию нашего собственного духа, но в нашем ограниченном и одноличном духе нет такого рода ясных и твердых аналогических данных, на основании которых мы могли бы с несомненностью и верностью умозаключать и судить об образе трехличного существования Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Скачать epub pdf ЧЕЛОВЕК И ЖИВОТНОЕ «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествует над рыбами морскими, птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» ( Быт. 1:26 ). В последнее время и вообще в текущее столетие и в предыдущее – очень много говорят и пишут об отношении между человеком и животным. В чем существенная между ними разница? – В образе и подобии Божием у человека. Это – пропасть отделяющая человека от животного, которую никак нельзя заполнить. Об эту истину разбивается все учение дарвинистов. Дарвин писал, что человек произошел от обезьяны. В 1891 году голландский врач Е. Дюбуа нашел на острове Ява остатки ископаемого вида обезьяны (крышка черепа и бедро), которому он дал название питекантропус, и эта обезьяна есть будто бы несомненно предок человека. Немецкий же ученый Бранка предполагал, что этот питекантроп был ублюдок, происшедший от человека (женщины) и обезьяны (самца гиббона) (Душ.чт. 1913 г. 1-я ч. 81 стр.). Но все эти предположения – предположения, а не факты... Замечательно, что нигде: ни в одном писании или печатании, как древнем, так и современном, не зафиксированно ни одного факта происхождения человека от обезьяны или обезьяноподобного существа. Все это – гипотезы. А факты говорят об ином. Сравнивая человека с обезьяной, мы видим, что духовных свойств человека – Образа Божия – у обезьян, и вообще у животных нет. Животные все, в том числе и обезьяны, живут и действуют по инстинктам своей природы, не отступая от нее ни на шаг, в течение всего своего существования. «Птицы, – говорит один ученый, – строят свои гнезда, а пчелы – свои соты и теперь, так же, как они это делали тысячелетия тому назад. Их питание определено природою, а не самоопределением» (Гейзе – Отбитые у науки позиции. «Странник», 1916 г. февраль). У животных нет никакого прогресса, так как нет ума. Правда, указывают примеры, которые говорят, как будто, об уме животных. Но в действительности – это не ум, а инстинкт животного.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Адам I. ЧЕЛОВЕК; ИМЯ СОБСТВЕННОЕ «Человек», или собират. наименование для обознач. понятия «люди/человечество». Знач. слова связано с евр. существительным ⇒ адама и глаголом адэм – «быть красным» (ср. «Едом»). В Быт. 2–5 и у ап. Павла А. употребляется и в знач. имени первого человека: 1) в Быт. 1:26–30 человек, созданный по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина», завершает собой шестидневное сотворение мира. Выражение «образ Божий» относится к человеку во всей его целостности. Человек представляет Бога на земле (как, напр., изваяние царя представляет его самого). Бог создал его, чтобы иметь партнера, к которому Он мог бы обращаться и получать от него ответ. Человек представляет собой образ Божий только как «мужчина и женщина». Это может служить и указанием на то, что социальная роль человека, его способность к общению связаны с его подобием образу Божьему. Мужчина и женщина поставлены здесь на один уровень. В НЗ об «образе» или соотв. об «образе Божием» говорится в связи с Христом, в совершенстве олицетворяющем Собой подобие образу Бога (⇒ Человек , IV,1); 2) в Быт 2 и след. еще раз говорится о создании человека. Бог создал человека (адама) из пахотной земли (адамы) и вдохнул в него дыхание жизни, так что он стал душою живою (т.е. живым существом). По своей природе человек (вне своего духовного назначения, Быт. 2:20 ), подобен животным ( Быт. 2:19 ; Быт. 6:17 ; Екк. 3:18–21 ). Но от всех прочих живых существ его отличает подобие образу Божьему (см. выше) и обусловленное с этим завещанное ему Богом владычество над всем творением ( Быт. 1:28 ; ср. ⇒ Человек ). Как сказано в Быт. 2 , Бог создает женщину подобной А. и из плоти А. и дарует ее ему как дополнение и как спутницу. А. должен был возделывать и хранить Эдемский сад ( Быт. 2:15 ). Все Божье творение, по суждению Господа, было «хорошо весьма» ( Быт. 1:31 ). Но Бог связал человека заповедью не есть от ⇒ дерева познания добра и зла ( Быт 2 и след.). Здесь вступает в действие искушение. Разрушаются доверие и послушание Богу, человек преступает указанный ему предел ( Быт. 3 ; ср. ⇒ Женщина , I и ⇒ Грех , I,B);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал: Иисус Христос - Господь! - во славу Бога Отца. Русский перевод епископа Кассиана: 5 Братья, имейте между собой те же мысли, что и во Христе Иисусе: 6 Который, будучи в образе Божием, не счел для Себя хищением быть равным Богу, 7 но уничижил Себя, приняв образ раба, быв в подобии человеческом и по виду став как человек. 8 Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной. 9 Потому и Бог превознес Его и даровал Ему Имя, которое выше всякого имени, 10 чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено небесных и земных и преисподних, 11 и всякий язык исповедал, что Иисус Христос - Господь, во славу Бога Отца. Во дни, когда Церковь отмечает память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается отрывок из Послания к Филиппийцам святого апостола Павла. Это очень известное место - гимн Иисусу Христу, гимн Боговоплощению и его спасительным следствиям. Бог явился во плоти, как Человек, как один из нас. Вочеловечение Бога было и остается совершенным откровением Бога людям, откровением в Слове Божием. В Слове не просто сказанном и даже не в Слове написанном, но в Слове, воплощенном в величайшей Личности, в Богочеловеке Иисусе из Назарета, родившемся от Девы Марии, жившем среди нас, учившем, страдавшем, распятом, воскресшем и вознесенном к небесному престолу, откуда Он и сошел на землю через Пресвятую Деву. Вот это, повернувшее весь ход мировой истории событие, и отражает один из самых древних церковных гимнов. Гимн делится на две части. В первой из них воспевается Иисус Хрисос как воплощенный Сын Божий, Который во w4бpaзe бж=iu сы1й, то есть премирно существует в Божественной вечности и в Божественном величии, и Который не bocxuщe1hieмъ непщева2 бы1ти ра1венъ бг=у. То есть не почитал для Себя чем-то чуждым то равенство Богу, которое надо было бы достигать праведным или неправедным усилием. Иначе говоря, Он был, есть и остается Богом. «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16), Сын Божий себе2 и3стощи1лъ, зра1къ раба2 npiu1мъ, въ noдo1бiu челове1честемъ бы1въ.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/8/18...

108. В ту же неделю. О пьянстве Братия! Человек считается венцом природы. И действительно, нет ни одной твари на свете лучше, прекраснее, как человек, когда он стремится к добру, о добре думает, добро делает. Но нет несноснее, омерзительнее и злее тоже человека, когда он грешник, особенно нераскаянный, отчаянный. Никакой ангел не может сделать столько добра, как святой человек. Никакой диавол не может сделать столько зла, как человек грешник. Святой муж все Божеские дарования может иметь, грешник-человек, все худые дела, все коварства диавола имеет. Хотите видеть человека, совершенного в образе и подобии Божием, воззрите на Христа, Сына Божия. Хотите видеть человека, потерявшего образ Божий, воззрите на диавола. Но, ей, пьяный и грешный человек ужаснее самого диавола! Не слышали мы, чтобы кто из трезвых хулил или поносил Бога, а из уст пьяного приходилось слышать. А сколько таких, которые позорят и бесчестят ругательными словами отца, мать, братьев, сестер, друзей и приятелей?! Есть дерево, называемое квассия, которое если раздробить в мелкие кусочки и намочить в воде, расслащенной медом, то мухи, отведавши этого сочева, тотчас делаются сонными и погибают. Так человек, напившись этой бесовской, так сказать, крови, водки или вина, смешанного с водкой, делается как бы сонный. Нередко пьяные умирают с водки. Семь тысяч лет думал диавол: чем бы легче, скорее и удобнее губить человеков, и наконец выдумал этот хмель, эту сикеру, эту водку. И вот в том же святом хлебе, в котором Господь указал нам жизнь, диавол нашел для людей смерть, научил из хлеба святого делать водку. Но этого мало: он старается подбить человека напиться под праздник, особенно под великий. И несчастный пьяница, вместо того чтобы приобщиться святых Таин вкусить от Тела и Крови Христовой, напивается до-пьяна до безобразия, делает угодное сатане. Вместо того, чтобы в Божии дни вести себя свято и благочестиво, он строит из себя какого-то комедианта: ходит по улицам пьяный, распевает срамные песни и делает дела диавольские.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Гераклеополь Около Гераклеи был монастырь Пафнутия. Жизнь сего подвижника была так свята, что на него смотрели, как на Ангела Божия. Палладий и Руфин рассказывают об нем, что после продолжительного подвижничества он молил Бога открыть ему, кому бы он из современных по святости был подобен. Ангел явился ему и сказал: ты подобен такому-то флейщику, который живет в городе. Поспешно отправился к нему Пафнутий и спросил его об образе его жизни. Флейщик сказал ему, что он человек грешный, нетвердый и развратный и недавно перестал разбойничать. Но нет ли у тебя добрых дел? – спросил старец. Флейщик разсказал, что когда он был разбойником, то избавил от насилия разбойников одну христианскую девицу и проводил до селения. В другой раз женщине, у которой муж заключен был в тюрьму, а трое детей проданы в рабство за долги, он дал триста златниц для выкупа их. Тогда Пафнутий сказал ему: Бог открыл мне о тебе, что ты нисколько не ниже меня по добрым делам. Посему когда Бог так печется о душе твоей, не оставляй её в небрежении. Флейщик бросил из рук флейту и, променяв благозвучие музыкальной песни на духовное сладкопение, пошел за Пафнутием в пустыню. Три года подвизался он, проводя жизнь в пении псалмов и молитве, и почил о Господе. После новых подвигов Пафнутий услышал голос, что он подобен старшине одного селения. Сей старшина тридцатый год, как разлучился с своею женою, прожив с нею только три года и прижив от нее трех сыновей. Никогда он не оставлял страннолюбия, не отпускал странников с пустыми руками; бедным и удрученным подавал утешение, был нелицеприятен на суде, не восхищал себе чужого, старался примирять враждующих. Во всю жизнь никого не осуждал и не огорчал, воспитывал детей в страхе Божием. Пафнутий его привлек к иноческой жизни. После ему ещё указан был муж совершенный в добродетели – это был купец Александрийский. Все свои прибытки от торговли он раздавал бедным и монахам. Что же, сказал ему Пафнутий, ты не примешь нашего имени? Доколе ты будешь заниматься земною торговлею и не примешься за небесную куплю? Я давно этого желаю, отвечал купец, – и нисколько не отлагая, он отдал сыновьям имение и сам удалился в гору, где скоро и преставился. Немного спустя после него перешел к вечной жизни и Пафнутий 230 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

Искупление Искупление есть дело Святой Троицы. Искупление есть дело благости и любви Божией. Ради искупления Отец Небесный послал Сына. Сын Божий избавил от диавола. Христос искупил человека Своею Кровию. Искупление людей из плена ДИАВОЛА есть радость для АНГЕЛОВ. Искупительные заслуги ХРИСТА выше всех ГРЕХОВ, вместе взятых. Христос пострадал за всех, но некающемуся Его Кровь не помогает. Пребывающим во грехах смерть Христова не приносит пользы (8, с.401–403). Что же случилось с человеком, который пал по наущению диавола? Он погиб бы навеки, если бы Господь по Своей милости не сжалился над ним и не ниспослал бы для его искупления Сына Божия. Притом и добрые Ангелы могли бы отвратить свой взор от падшего человека, если бы не Божие пред­начертание решило спасти его (28, с.435). Подготовка людей к пришествию Спасителя Пришествие обещанного Спасителя и искупление Им человека соверши­лось не сразу. Чтобы подготовить людей к принятию Его, требовались целые тысячелетия. В этот период род человеческий становится объектом особого Промысла Божия (7, с.176). Творец не мог допустить, чтобы Его создание навеки погибло Поскольку смерть, тление, рабство греху и диаволу овладело человеком, то он, по-видимому, должен был навсегда быть удаленным от Лица Божия. Однако это явилось бы недостойным благости, любви и милосердия Божия. Всеблагой Творец не мог допустить, чтобы Его наилучшее создание, причастное Его славе, было навеки отчуждено от Него и находилось в узах вечной смерти. Милосердие и непостижимая благость Божия действовали не по нашим заслугам, но по единой Божией неизреченной любви к Своему созданию (Там же). Что необходимо для спасения Чтобы воспринять Божие обетование о спасении, человеку требовалось внутреннее обновление и прежде всего сознание гибельности своего состояния, из которого естественными силами выйти невозможно (Там же). Люди остро ощущали утрату рая и ожидали Искупителя Очутившись в положении изгнанников и лишившись райской красоты, люди очень остро ощущали эту утрату. Они глубоко сознавали свое паде­ние и с надеждой обращали свой взор к обещанному Искупителю, Который должен возвратить их к древу жизни, даровать им вечное спасение. Человек, хотя и потерял свое отечество, однако в душе его осталось некоторое семя первобытного достоинства, заключающегося в неистребимом до конца, хотя отчасти и поврежденном после падения, образе Божием. Земная жизнь с ее скорбями и бедствиями способствовала внутреннему отрезвлению и пере­рождению человека. Здесь особенно давала о себе знать заложенная в природу человека совесть. Все это, безусловно, направляло мысли людей к ожиданию Избавителя (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Мы должны стать соработниками Сергия Радонежского, — Евгений Савченко на открытии памятника святому в Белгороде 6 августа, 2014. Новостная служба Главная идея памятника – защита земли русской, обращение к миру 6 августа, ПРАВМИР. В Белогороде в день города открыли памятник преподобному Сергию Радонежскому. Монумент посвящен  700-летию со дня рождения святого. «Я желаю всем нам, вглядываясь в памятное изображение преподобного Сергия Радонежского, оживотворяться и обновляться! Собственно для этого памятник и установлен — чтобы среди нашей суеты, озлобленности, разделенности, мы могли бы вспомнить о своем предназначении как образе и подобии Божием»,обратился к присутствующим митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, сообщает пресс-служба Белгородской епархии . В церемонии открытия приняли участие также  губернатор области Евгений Савченко, члены правительства региона, мэр города Сергей Боженов. Евгений Савченко напомнил слова Сергия Радонежского » Любовью и единением мы спасем себя». «Мы, все живущие, должны стать соработниками Сергия Радонежского. Вместе с ним делать все возможное, чтобы в нашей жизни было больше добра, милосердия, справедливости, и тогда станет больше любви и единения», — сказал он. Мэр города отметил, в частности, что памятник Сергию Радонежскому является частью проекта «Музей под открытым небом». Мы стараемся, чтобы каждое такое место, которое мы восстанавливаем, было наполнено смыслом, чтобы оно притягивало людей, учило добру». Как рассказал скульптор Александр Лохтачёв, на изготовление памятника ушло более 1,5 лет. Главная идея – защита земли русской, обращение к миру. На руках у святого голубь – символ мира, символ Святого Духа. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 июля, 2022 7 ноября, 2020 2 октября, 2020

http://pravmir.ru/myi-dolzhnyi-stat-sora...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010