Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУННЕР [нем. Brunner] Генрих Эмиль (23.12.1889, Винтертур - 6.04.1966, Цюрих), швейцар. реформатский богослов, один из основателей диалектической теологии (20-е гг. XX в.), с нач. 30-х гг.- сторонник естественной теологии . В 1916-1924 гг. реформатский пастор в кантоне Гларус; в 1924-1955 гг. профессор Цюрихского ун-та, преподавал в ряде богословских учебных заведений США и Японии. Один из издателей ж. «Знаки времени» (Zeichen der Zeit). Испытав, как и мн. др. европ. богословы, после первой мировой войны крах оптимистической веры в прогресс, Б. отрицает всякое богословие, в основании к-рого лежит благочестивое чувство человека. Типичным представителем такого богословия для Б. является Ф. Шлейермахер . В кн. «Мистика и слово» (Die Mystik und das Wort. Tüb., 1924), анализируя совр. ему богословскую ситуацию, Б. противопоставляет веру, основанную на благочестивом опыте человека, и веру, возникшую из слушания Слова Божия. Первая, по Б., является «мистикой», этим словом он обозначает всякую теологию неопротестантизма ; вторую Б. находит в вере апостолов и реформаторов. Задачами богословия, с его т. зр., являются именно актуализация такого богословия, отказ от попыток связать мистическую философию с библейским христианством (Die Mystik und das Wort. S. 10). В кн. «Природа и благодать» (Natur und Gnade: Zum Gespräch mit K. Barth. Tüb., 1934) Б. занимает отличную от К. Барта позицию. Если, по Барту, природа и благодать - абсолютные противоположности и это исключает любую возможность «естественной теологии», то Б. рассматривает их как равные величины и стремится найти истинное соподчинение обеих при сохранении суверенности благодати. Ссылаясь на ап. Павла (Рим 1. 18-20; 2. 14-15) и учение М. Лютера и Ж. Кальвина , Б. развивает учение об откровении Бога в творении, к-рое предшествует откровению примирения во Христе (Natur und Gnade. S. 11 f.). Это представление о естественном откровении отражается на учении Б. о человеке как образе Божием . Для Б. он состоит в том, что отличает человека от остального творения: человек есть субъект, и как таковой он обладает «могуществом слова» (Wortmächtigkeit) и «ответственностью» (Verantwortlichkeit). Даже будучи грешником, человек не перестает быть «тем, с кем может также говорить Сам Бог» (ibid. S. 10). Поэтому в человеческой природе возникает «точка соприкосновения» (Anknüpfungspunkt) для спасительной вести Евангелия. Образ Божий состоит не в к.-л. остатке Божественного подобия, к-рое сохранил человек, но в чисто формальной «возможности обращения» (Ansprechbarkeit). «Могущество слова», к-рым человек обладает и после грехопадения, образует предпосылку для того, чтобы он вообще мог слышать слово Откровения.

http://pravenc.ru/text/153485.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Неллас Панайотис " Кожаные ризы "          Неллас Панайотис " Кожаные ризы "      Неллас Панайотис (1936-1986) - греческий богослов и религиозный мыслитель. Изучал богословие в Афинском университете, после защиты диссертации с 1968 года и до своей смерти преподавал в Афинах. Большая часть исследований П. Нелласа посвящена Николаю Кавасиле - византийскому богослову XIV века, недавно канонизированному Греческой церковью.   Публикуем сокращенный перевод главы из книги П. Нелласа " Zoon Theoumenon " (издана на английском языке под названием " Обожение во Христе. St. Viadimir Seminar! Press. Crestwood. N.Y., 1987).     Часть 1. Введение В начале нашего исследования мы определяли нашу цель как, с одной стороны, раскрытие происхождения, структуры и назначения и в целом – природы человека, а с другой, как попытку показать те основы православного богословия, которые могут сделать его сегодня полезным миру. Сказанное об образе Божием в первой главе освещает первый вопрос; и относится это к естественному состоянию человека. Но исчерпывающего ответа это не дает, поскольку на опыте мы видим, что историческая реальность слишком сильно отличается от той, которая задается сотворением человека по образу Божию. Христианское миросозерцание объясняет это неестественностью состояния, в котором человек оказался после падения и в котором протекает вся человеческая история. Теперь нам предстоит изучить это состояние. Подобно и второй вопрос был частично затронут в первой главе, которая как бы оправдала самое стремление к познанию, совершенству, справедливости, свободе и т.п. как естественную потребность иконичной природы человека. Но и здесь опыт показывает, что человек не достигает желаемого. Христианство не относит это ни к принципиальной невозможности для человека достичь искомого, ни к неправомерности желания, а лишь к тому, что поиск ведется с неправильной точки отсчета и в ошибочном направлении. Неверная исходная позиция – это нежелание признать неестественность своего положения, а неправильное направление – поиск естественного посреди неестественного. Естественное для себя благо человек может обрести, во-первых, в его подлинном источнике и, во-вторых, при максимальном использовании всех сил своего естества.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1075

Скачать epub pdf Содержание О Предании Церкви Сущность и энергии Божии О Боге в Самом Себе Пресвятая Троица и аналогии троичности из тварного мира Объяснение терминов «сущность» («природа», «естество»), «ипостась» («лицо»). Об отношениях Божеских Лиц О творении мира О «распределении» деятельности между Божественными Лицами в деле Творения и Промышления Об ангелах О злых духах Мнение о происхождении человеческих душ Об образе Божием в человеке О значении Ветхого Завета Об Искуплении О Крещении О Церкви О возможности спасения вне Церкви     Рассматриваемое пособие протоиерея Олега Давыденкова представляет собой усовершенствованный вариант предыдущего издания «Догматического Богословия». В результате проделанной работы автору удалось освободиться от ряда богословских ошибок и недостатков, допущенных ранее. К положительным особенностям произведения можно отнести: стройную логику изложения материала (в ряде разделов), ясность и доступность языка, хороший подбор библейских цитат. Между тем, данный труд нельзя назвать безупречным. (P. S. Для удобства восприятия цитаты из книги о. О. Давыденкова выделены бордовым цветом ). В первых же главах произведения, посвященных раскрытию базовых богословских понятий, читатель вынужден сталкиваться с несообразностью в их изложении и раскрытии. Так, давая определения догматам, автор указывает на существование догматов двух «сортов»: догматов в строгом значении и неких иных. Под первыми он понимает лишь те, которые были сформулированы на Вселенских Соборах: « ...В последующие века под догматами стали понимать преимущественно те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских соборах и Вселенскими же соборами утверждались » 1 . При этом он допускает, что догматами могут обозначаться и некоторые иные истины: « От богословских мнений следует отличать некоторые вероучительные истины, признающиеся всей полнотой Православной Церкви, но в строгом смысле слова не являющиеся догматами, поскольку они никогда не обсуждались и не утверждались Вселенскими соборами . Однако некоторые из них имеют значение не меньшее, чем принятые на Соборах догматы . Не обсуждались же они, как правило, по той причине, что относительно этих истин в Церкви никогда не было серьезных разногласий. Примерами таких вероучительных истин могут служить: творение Богом мира «из ничего», тварность и бессмертие человеческой души, богоустановленность церковных таинств. Все это – вероучительные истины, безусловно принимаемые всей полнотой Православной Церкви». « В богословской литературе можно встретить и такие выражения, как “догмат Воскресения”, “догмат Искупления”, “догмат о Церкви”. Это также корректные и вполне допустимые выражения».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

сост. Кристоф Гестрих Эмиль Бруннер (1889–1966) Эмиль Бруннер родился 23 декабря 1889 г. в швейцарском городе Винтертур. Богословское образование он получил на теологических факультетах университетов Цюриха и Берлина. Особое влияние на богословское становление Бруннера оказали Леонард Рагац, Герман Куттер и Адольф фон Гарнак. За учебой последовала защита диссертации на тему «Символическое в религиозном познаний». В 1913 г. Бруннер покидает Швейцарию и становится учителем гимназии в Англии. После прохождения викариата в Цюрихе Эмиль Бруннер служит пастором в швейцарских городах Обсталден и Филъцбах. В период своего пасторского служения он не оставляет и научной работы. В 1922 г. Бруннер защищает докторскую диссертацию и в 1923 г. становится приват-доцентом, а с 1924 г. профессором по кафедрам систематического и практического богословия в Цюрихском университете. Эмиль Бруннер известен прежде всего как один из основателей направления «диалектической теологии» (наряду с Карлом Бартом, Фридрихом Гогартеном и Рудольфом Бультманом). Самостоятельное развитие идей диалектической теологии приводит его к разрыву с Карлом Бартом. Основанием для этого разрыва явилась дискуссия о так называемой естественной теологии. В написанной им в 1934 г. работе «Природа и благодать» Бруннер говорит о человеческой «способности к слову и ответственности» как об образе Божием в человеке, пусть даже только формальном. Этот образ Божий сохраняется у человека и после грехопадения и представляет собой «точку привязки» для Божественной благодати. Карл Барт в своей работе «Нет! Ответ Эмилю Бруннеру» (1934) категорически отвергает подобные представления. Эмиль Бруннер принимал активное участие в экуменическом движении, что принесло ему известность за пределами Германии, главным образом в англоязычной и азиатской среде. В настоящую хрестоматию включена следующая работа: • Brunner Emil Natur und Gnade//«Dialektische Theologie» in Scheidung und Bewährung, 1933–1936. Hg. von W. Fürst. Theologische Bibliothek. Bd. 34. München, 1966. S. 169–207.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Статья посвящена анализу актуальности и перспектив развития богословской антропологии в контексте современного развития как науки, ставящей человека перед все новыми биоэтическими и техногенными проблемами, так и постмодернизма, пересматривающего основополагающие концепты цивилизации. Именно антропология оказывается сегодня той поворотной точкой, от которой зависит определение векторов дальнейшего развития человечества. Авторы детализируют различные аспекты актуальности развития богословия человеческой личности и ее природы, наряду с материей в целом. Предметом анализа в будущем должны стать место понятия «личность» в гносеологии, личное сознание и познание, динамические качества человеческой личности, качественно различные образы существования материи, антропологические аспекты сакраментологии и возможности обогащения современного богословского аппарата в антропологии. Известно, что христианская вера подняла представления о человеке, о его личности и его жизни на невиданную высоту. Язычники даже пытались уличить первых христиан в грехе гордыни именно потому, что сами они привыкли смотреть на человека, лишь как на более или менее развитое социальное животное, в то время как Новый Завет говорит о сопоставимом Творцу совершенстве человека, наполняет новым содержанием еще ветхозаветную идею о человеке как об «образе Божием», возводит понятие «сыновства» человека Богу-Отцу до уровня несравнимого ни с какими иными представлениями человека о самом себе за всю его историю. Однако, в то же время реалии истории христианских народов зачастую состоят в сильнейшем контрасте с высочайшим откровением христианства о человеческих призвании и достоинстве. Христианская антропология в этом смысле будет всегда актуальна не только в плане более подробного раскрытия богословского учения о человеке, но и в своем практическом аспекте – для взращивания в человеке одновременно основательной и трезвой веры как в самого себя, так и в человечество в целом, вопреки всей тяжести действия греха в нашем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«Что ныне за время! Трудное ныне время!», – неоднократно повторял с глубокой грустью приснопамятный светильник земли русской митрополит Московский Филарет. В этих немногих словах заключается весьма точная характеристика и нашего времени. Трудное ныне время для веры и церкви Христовой! Неверие и вольномыслие свободно разгуливает по всем странам образованного мира. Кто не знает, что и среди нашего русского общества находится не мало людей, которые не только отвертываются от церкви, отрицают необходимость богослужения, постов, благочестивых обычаев, не только извращают смысл Евангелия, но которые хотят дать решительную битву вере вообще, напрягают адские усилия к тому, чтобы в конец искоренить ее в сердцах людей. «Долой веру, нет Бога, время религии прошло безвозвратно!», – с лихорадочным рвением кричат и пишут полчища неверующих фанатиков, не справляясь о том, возможно ли это… «Лучшим доказательством этой невозможности, – говорит Э. Навиль, служит уже то множество людей, которое усиливается ниспровергнуть религию» 1 . Те самые, которые с таким остервенением кричат, что религия умирает, самым убедительным языком говорят о том, что они имеют дело вовсе не с умирающим трупом… Иначе, чем объяснить такую напряженность, такие усилия врагов веры в Бога? Ничем иным, как только тем, что вера в Бога слишком живуча в человеке, чтобы можно было искоренить ее в нем. Люди не могут обходиться без религии, и она не есть чье-либо изобретение, случайно навязанное человеку. Ведь никто не назовет изобретением человеческую потребность еды, питья, сна или речи. Религия есть нечто естественное, внутренне необходимое, коренящееся в самом существе человека. Религиозная потребность, искание Бога заключается в духе человека, как образе Божием. Человек есть первая и последняя мысль Бога, решение Его воли, любовь Его сердца. Между Богом и человеком существует самая тесная связь, связь родства, ибо мы божественного рода 2 . Как голос крови скрепляет связь общения между людьми, так и связь родства между нами и Богом влечет нашу душу к Нему, нашему Творцу и Промыслителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Molcha...

§ 38. Отличие человека от прочих живых тварей, как по способу его творения, так и по достоинству его природы (образ и подобие Божие) и назначению Творение человека, по словам книги Бытия, предшествовал Божеский Тропческий совет. «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», говорить Премудрый Творец мира ( Быт.1:26 ). И в то время, когда все другие твари появлялись на земле от одного творческого слова «да будете», происхождение и быт- человека является следствием особого творческого акта, который состоял из двух моментов: прежде всего Сам Господь берет персть земную и из неё образуете тело человека; потом в приготовленное таким образом тело вводите душу, и не простым повелением – да будет, но Сам вдыхает ее дуновением уст Своих. Спустя несколько времени по сотворении человека, Бог даете ему помощницу – жену, образуя её тело, в знамение единства её с мужем, из ребра Его. Имена первых людей были Адам и Ева. Первое напоминаете о происхождении телесного состава человека из земли, второе означаете матерь всех живущих ( Быт.3: 20 ). Из сказания Моисеева об образе творения человека видно, что человек состоит из двух частей. Первая, сотворенная первым действием Божиим, есть органическое тело: эта та часть, которою человек принадлежит земле и миру вещественному. Вторая часть, сотворенная вторым действием Творца, есть душа: ею человек принадлежит к миру духовному. На двухчастный состав человека указывает св. писание и в других местах. Екклезиаст свидетельствует: «возвратится персть в землю, якоже би, и дух возвратится к Богу, Иже даде его» (гл.12:7). И. Христос также говорит: «не убоитеся от убивающих тело, души же не могущих убити» ( Мф.10:28 ). Сотворенный по особенному совету Божию и особенным действием Творца, человек одарен и особенными, чрезвычайными и, ему одному свойственными, совершенствами. Главнейшее и высшее совершенство состоите в образе и подобии Божием, которым наделен человек. Образ Божий состоит, по словам апостола, в правде и преподобии истины ( Евр.4:24 ), или, яснее, образ Божий в человеке состоит в тех душевных свойствах, которыми он отличается от прочих животных, именно: «в разумности, свободе, духовности и бессмертии». При этих свойствах, человек должен постоянно стремиться к той праведности и святости, какие в бесконечной степени принадлежат Богу, Существу высочайшему, и тем самым достигать подобия Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

§ 154. Книги против Евномия, сочинения о Св. Троице и другие догматические сочинения. В сочинении против Евномия после кратких замечаний о Евномии, подробно опровергаются мысли Евномия, предложенные им в новой апологии, объясняется смысл изречений откровенных, которые Евномий приводил в свою защиту, и таким образом утверждается Божество Сына Божия, а частью объясняется и все учение о св. Троице. Превосходны слова его о Св. Духе: «Другой такой же свет, точно также не отличающийся никаким расстоянием времени от рожденного Света, но чрез Него сияющий, причину же личности (υποστασεος) имеющий в первообразном Свете». (1-е Слово). Св. Григорий неутомимо преследует Евномия на каждом шагу и открывает ошибки его с изумительною зоркостью, – и там, где тот совсем не думал быть уличенным, уличает его в грубых заблуждениях. Это сочинение считается лучшим из всех писанных против Евномия. Учение о Св. Троице и особенно о Божестве Св. Духа св. Григорий защищал от современных ему заблуждений многими другими сочинениями 675 . В Слове о Св. Духе он поучает тому, как людям сообщаемо било ведение о Троице. Когда люди омрачены были многобожием: «Господь стал воззывать их от заблуждения к истине постепенно. Тех, которые истомлены долговременным голодом, врачи, принимаясь восстановлять, берут во внимание их слабость, и не вдруг питают их до сытости.... Когда, при слабости душ, происшедшей как бы от голода, люди не были способны принять тайну: то сперва были воззваны законом и пророками от многобожия.... Потом тем, которые приготовлены были законом к полнейшему ведению Божества, открыт Евангелием Единородный Сын, и дана совершенная пища нашего естества, Тот, в котором жизнь, Дух Святый» 676 . Св. Григорий не раз опровергал и учение Аполлинария: его «Антирретик против Аполлинария» – самый внимательный и умный разбор учения Аполлинариева 677 . О творении мира и о первозданном человеке рассуждает св. Григорий: а) в Шестодневе 678 , где решает высокие вопросы о мире, оставленные св. Василием без ответа по их недоступности для народа. В этом превосходном сочинений видно столько же знакомства с древнею философией, сколько оригинальности в философско-богословских мыслях, б) В сочинений против манихеев 679 доказывал он, что Бог не есть виновник зла; в) показывал несостоятельность судьбы пред судом здравого смысла 680 ; г) в сочинений о сотворении человека 681 говорит о достоинстве первосозданного – об образе Божием в человеке, о духовности души и ее силах, о происхождении порчи в природе человеческой и о воскресении. Свида справедливо называет это сочинение произведением чудным по возвышенности и глубине мыслей его. В двух беседах на слова: сотворим человека по образу нашему и по подобию св. Григорий, полагая образ Божий в духовных силах первосозданного, относит подобие Божие к нравственному совершенствованию человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Власть Богатство, власть, знаменитость, роскошь и вся эта толпа, ежедневно умножаемая нашим неразумием, не с нами взошли в жизнь и ни с кем не отходили. Напротив, сказанное в древности праведником в рассуждении всякого человека непременно и имеет силу: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь ( Иов. 1:21 ) (1). Нам повелено соблюдать справедливость и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь; не лихоимствуй, потому что силен; напротив, поскольку есть у тебя преимущества власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь представить доказательство послушания и страха перед Богом, но в том, в чем имеешь силу преступить, и не преступаешь (1). «И пусть владычествует». Не сказано: «Создадим человека по образу Нашему, и пусть они (люди) проявляют свою страсть, желание, скорбь». Не страсти заключены в образе Божием, а разум, владыка страстей. И да владычествуют они над рыбами… ( Быт. 1:26 ). Едва ты был сотворен, как уже сотворен быть владыкой. И да владычествуют... Получив от императора власть на один год, как человек от человека, смертный от смертного, приняв (ее) от неимущего, какую власть души приобретает человек? Ты же получил от Бога (власть), которая не записана на дощечках или листах, обреченных на съедение червям, но (сама) природа несет в себе Божественное слово: да владычествуют, – и в этом все, касающееся человеческой власти. «Пусть владычествуют над рыбами, зверями земными, птицами небесными, скотом, гадами, ползающими по земле». Он не сказал: «Создадим человека по образу и по подобию Нашему, и пусть едят они (люди) от всякого плодового дерева, имеющего на себе плоды». На второе место нужно ставить относящееся к телу, на первое – относящееся к душе. Главное, что тебе предназначено, – это сила власти. Ты человек, существо, которое властвует. Почему же ты порабощаешься страстями? Почему пренебрегаешь своим достоинством и становишься рабом греха? Почему превращаешь себя в достояние диавола? Ты призван быть владыкой твари, но отбрасываешь благородство своей природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Идея о реинкарнации полностью противоречит библейскому учению. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд , так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не [для очищения] греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр.9:27-28). В приведенной цитате подчеркнуты слова, которые как в Ветхом, так и в Новом Завете составляют богословский стержень учения о жизни и смерти человека – однажды умереть. Через все священные книги проходит представление о человеке как образе и подобии Божием, о единственности и неповторимости каждой человеческой индивидуальности. С этим несовместима вера в перевоплощение его в другое человеческое существо. А человек умирает и распадается ; отошел, и где он? (Иов.14:10). Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный (Иов.16:22). Что общего здесь с учением, которое утверждает, что после смерти человек получает новое тело, чтобы прожить еще одну жизнь, когда автор библейской книги говорит о том, что по смерти он отходит в путь невозвратный? Мысль эту многократно высказывает праведный Иов: Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить ? (Иов.14:11-14). Создается впечатление, что современные западные сторонники идеи реинкарнации настолько оторвались от христианских корней, что ни разу не прочитали целиком Библию, а знают только те места, которые их интересуют и в которых тщетно пытаются увидеть подтверждение своей ложной идеи. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; – доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу , Который дал его (Еккл.12:5-7). Совершенно ясная богословская мысль, что человек со смерти сразу же идет в иной мир (в вечный дом), а не в иное тело.

http://pravoslavie.ru/6956.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010