Архив Пн Сретенская и Минская духовные академии провели IV Международную научно-богословскую конференцию «Бог — человек — мир» 7 марта 2024 г. 17:29 5-6 марта 2024 года Сретенская и Минская духовные академии при участии и поддержке Учебного комитета Русской Православной Церкви, Института философии НАН Беларуси, Института теологии Белорусского государственного университета провели IV Международную научно-богословскую конференцию «Бог — человек — мир». Тема конференции этого года — «Человек в поисках смысла». В конференции приняли участие более 100 человек из России, Белоруссии, Франции и Австрии. На пленарном заседании прозвучали выступления организаторов и модераторов форума: Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина ; доцента кафедры пастырского душепопечения СДА епископа Переславского и Угличского Феоктиста ; доктора богословия профессора, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры протоиерея Максима Козлова ; наместника Сретенского ставропигиального монастыря , и.о. ректора СДА игумена Иоанна (Лудищева) ; кандидата богословия доцента, ректора Минской духовной академии архимандрита Афанасия (Соколова); доцента, директора института философии НАН Беларуси кандидата философских наук А.А. Лазаревича. Затем последовали доклады представителей светских и духовных учебных заведений, посвященные актуальным для Церкви и общества проблемам человека и современных технологий, Церкви и медицины, этики и морали научного прогресса, смысла жизни. В ходе последовавших обсуждений участники выразили единодушие в понимании угроз современного мира. Среди участников форума был председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент . После завершения пленарного заседания начали свою работу тематические секции конференции: Во второй день состоялись три круглых стола. Первый круглый стол, посвященный учению об образе Божием, возглавил протоиерей Вадим Леонов. Для обоснования главного тезиса круглого стола — «Человек — образ Божий»собрались три группы исследователей: представители богословия, гуманитарных и естественных наук. Эксперты по очереди отвечали на вопросы, дискутировали.

http://patriarchia.ru/db/text/6109190.ht...

Главную икону Российской армии встретили в Илиинском соборе Архангельска 19 февраля 2020 г. 16:58 19 февраля 2020 года в Илиинском кафедральном соборе города Архангельска встретили главную икону Вооруженных сил Российской Федерации «Спас Нерукотворный». Молебен перед святыней совершил митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий в сослужении городского духовенства. В Илиинском соборе образ будет находиться до 21 февраля, помолиться перед ним смогут все желающие. После богослужения митрополит Корнилий обратился к молящимся с архипастырским словом: «Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы торжественно встречаем уникальную святыню — икону Нерукотворного образа Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа — главную икону Вооруженных сил Российской Федерации. Это торжественное и памятное событие собрало под сводами Илиинского кафедрального собора духовенство, православное воинство и благочестивую паству града Архангельска, ибо, воистину, встреча святыни сей имеет глубокое духовное и историческое значение для каждого из нас. Издревле воинство Руси именуется христолюбивым, то есть любящим Христа. Это благоговение ко Христу Спасителю, к Пречистой Преблагословенной Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, всем святым, от века Богу угодившим, явилось не по чьему-либо повелению и не по принуждению. Сердце нашего воинства в веках благодарно свидетельствовало об особом покровительстве Божием. Неужели мы не вспомним с благодарностью Господа, укреплявшего наших воевод, князей, полководцев и флотоводцев на защиту Отечества во дни ратного на него нашествия?! Неужели мы позабудем милость Создателя по молитвам святого князя Владимира даровавшего нам Святую Русь, или не почтим благоговением святого князя Александра Невского, Димитрия Донского, православную веру и мужество Александра Суворова, святого праведного воина Феодора Ушакова, неужели сердце наше не припомнит как духовным подвигом и молитвой солдат ковалась священная победа в Великой Отечественной войне?! И даже в наши дни мы видим преемство духовной силы российского воинства в подвигах тех солдат и офицеров, кто стоит на страже безопасности нашего государства и всего мира. Вся эта слава и честь русского воинского и флотского подвига символически соединяется в этом предстоящем пред нами образе.

http://patriarchia.ru/db/text/5594137.ht...

Миссионер по имени «Болезнь» «Хочешь ли быть здоров?» – такой странный вопрос Господь задаёт в Евангелии одному больному человеку (Ин. 5, 6). Причём не обычному больному, а (представьте только!) тридцать восемь лет пролежавшему без сил. Разве может человек не хотеть стать здоровым? Однако не спешите называть вопрос Христа риторическим. 26 марта, 2010 «Хочешь ли быть здоров?» – такой странный вопрос Господь задаёт в Евангелии одному больному человеку (Ин. 5, 6). Причём не обычному больному, а (представьте только!) тридцать восемь лет пролежавшему без сил. Разве может человек не хотеть стать здоровым? Однако не спешите называть вопрос Христа риторическим. Безумие пред Богом «Хочешь ли быть здоров?» – такой странный вопрос Господь задаёт в Евангелии одному больному человеку (Ин. 5, 6). Причём не обычному больному, а (представьте только!) тридцать восемь лет пролежавшему без сил. Разве может человек не хотеть стать здоровым? Однако не спешите называть вопрос Христа риторическим. Сплошь и рядом слышишь о том, что здоровье в жизни самое главное. Эти слова стали настолько привычными, что даже христианам не режут слух, и многие, поднимая рюмочку «за здоровье», добавляют без доли сомнения: «Остальное купим». Конечно, никому не хочется болеть, и, как гласит народная мудрость, «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным». Кажется, это вещи бесспорные и неопровержимые, но не зря апостол Павел писал, что «мудрость мира сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3, 19). Если здоровье действительно – самое главное в человеческой жизни, то зачем Господь Иисус Христос пошёл на распятие и смерть? Ради чего? Да и проповедь апостолов (одиннадцать из которых погибли) была ведь совсем не о здоровом образе жизни и сытом долголетии. Тем не менее, в Евангелии мы читаем, что Господь во время своего земного служения постоянно исцелял больных и немощных, которые толпами следовали за ним, ожидая помощи. Так в чём же смысл наших болезней и зачем нам даётся здоровье? Расплата за грехи Прежде всего необходимо сказать, что болезни – следствие грехопадения. До грехопадения их просто не было и не будет в Царствии Божием: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр. 21, 4). Мы можем видеть косвенное подтверждение сказанному в том, что наши заболевания нередко являются следствием наших страстей. У пьяниц – свои болезни, у курильщиков – свои, у блудников – свои и т.д. Мы завидуем, психуем, недолюбливаем друг друга, объедаемся, злимся, обижаемся и после всего этого умудряемся сетовать, что «Бог здоровья не дал». Мы сами годами уничтожаем свой организм, тысячелетиями – свою планету, немудрено, что при этом получаем в ответ соответствующие проблемы со здоровьем и экологией. Не случайно Господь после одного из исцелений сказал: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).

http://pravmir.ru/missioner-po-imeni-bol...

Митрополит-миротворец К 3-летию интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Онуфрия Сергей Герук Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий «Более 40 лет назад я принес Небесному Владыке монашеские обеты, один из которых – отречение своей воли перед Всесвятой волей Божией. Поэтому избрание меня митрополитом Киевским и всея Украины воспринимаю, как ответственное послушание Матери-Церкви, за которое должен дать ответ на страшном Божием суде», – сказал три года тому назад, 17 августа 2014 года, по окончании Божественной литургии и чина интронизации на площади перед Великим Успенским собором Киево-Печерской лавры новоизбранный 122-й митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий . Символично, что интронизация нового Предстоятеля Украинской Православной Церкви пришлась на Успенский пост, в преддверии великого праздника Преображения Господня, в тяжелейший период жизни Украины, когда на востоке страны разразилась братоубийственная война. Символично также, что на предстоятельский трон Онуфрий взошел в золотистом архиерейском облачении и с посохом своего почившего предшественника, митрополита Владимира (Сабодана; †5.06.14), 22 года управлявшего церковной жизнью Украины, снискавшего уважение даже у недоброжелателей и противников канонического Православия. О почившем иерархе митрополит Онуфрий говорил: Ему присущи простота, приветливость и доступность «Я знал Блаженнейшего Митрополита Владимира еще до того, как он стал Предстоятелем нашей Церкви, с 1973 года. Что делало Блаженнейшего особенным человеком? Его ум – глубокий, аналитический; его человеческие способности, таланты – доброта, отзывчивость, простота. И все это было украшено смирением. Он был талантлив – от Бога талантлив – и всю жизнь развивал в себе заложенные способности. При этом все труды его были сплетены смирением, что и делало его большим, красивым, благородным человеком». …Так и Блаженнейший Онуфрий, унаследовав добродетели своего предшественника, выносит смирение, как главную христианскую добродетель, во главу угла – в постоянных проповедях и в образе своей жизни. Ему также присущи простота, приветливость и доступность. В общении с людьми он напоминает любящего отца, для каждого, кто обращается к нему, будь то простой крестьянин или политик высокого ранга, он одинаково ласков, внимателен и участлив.

http://pravoslavie.ru/105790.html

На Рождественских чтениях Синодальная комиссия по биоэтике провела мероприятия направления «Православная биоэтика» 31 января 2023 г. 19:20 26-27 января 2023 года в рамках XXXI Международных Рождественских образовательных чтений Синодальной комиссией по биоэтике были проведены направления «Православная биоэтика». Работа направления проходила при участии Общества православных врачей России и Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.  26 января в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя прошла конференция «Православная биоэтика: от постановки проблем к поиску решений», которую возглавил председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан . Куратором заседания выступил секретарь Синодальной комиссии по биоэтике протоиерей Александр Абрамов. Открывая конференцию, владыка Силуан обратился к участникам с приветственным словом, в котором обратил внимание на то, что проблемы биоэтики стали частью глобальных вызовов. Указывая на важность церковной биоэтики, он отметил, что светская биоэтика не обладает моделью нравственных решений нарастающих биомедицинских проблем, а поэтому зачастую она не способна дать критическую оценки возникающим коллизиям. В заключении своего доклада епископ Силуан подчеркнул, что технологический прогресс не может и не должен входить в противоречие с понятиями об образе и подобии Божием в человеке. Конференция продолжилась докладом «Биоэтические вызовы в современном обществе» члена Синодальной комиссии по биоэтике, академика РАН А.Г. Чучалина, который по окончании выступления обратился с приветственным словом к епископу Силуану и преподнес в дар Санкт-Петербургской духовной академии икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Тему вызовов для православной биоэтики, содержащихся в современных биомедицинских технологиях, осветил кандидат биологических наук., член Этического комитета Федерального научно-клинического центра физико-химической медицины ФМБА России, член Синодальной комиссии по биоэтике священник Владимир Духович.

http://patriarchia.ru/db/text/6001110.ht...

Образ и подобие Божие (Человек и Ангелы) Из книги архимандрита Киприана (Керна) «Восхождение к Фаворскому свету» , изданной Сретенским монастырем в 2006 г. в серии «Духовное наследие русского зарубежья» . Почти все писатели и учители Церкви коснулись в той или иной мере вопроса о богоподобии человека. Это и понятно, так как учение об образе и подобии Божием есть чисто библейская особенность. Внехристианская антропология не знает ничего об этом и не включает в свою схему человека категории богоподобия. Но среди писателей и учителей церковных одни различают образ от подобия, другие же склонны считать эти выражения синонимами. Кроме того, в древнейшее время усматривали образ Божий в одной какой-то способности человека, тогда как со временем церковные писатели готовы под понятием образа Божия понимать совокупность духовных дарований или способностей, да и вообще в это библейское выражение вкладывали все больший и больший объем содержания. Едва ли не большинство церковных писателей хотели видеть образ Божий в разумности (духовности). Некоторые допускали наряду с духовностью или разумностью еще и свободную волю, как признак образа Божия. Другие усматривают образ Божий в бессмертности, в господственном или начальственном положении человека в мироздании. Образ Божий в человеке понимается также учителями Церкви и как святость, или, точнее, способность к нравственному усовершенствованию. Ряд писателей Церкви усматривали образ Божий в способности творить и производить в разных областях духовной и мирской жизни. Бог Творец отпечатлел на Своем создании и богоподобную способность творчества. У тех же святых отцов находим еще одно объяснение библейских слов «по образу и подобию». Это понимание богоподобия не как образа одного из Лиц Святой Троицы, но всей Живоначальной Троицы. Человек, таким образом, отображает в себе, в своей духовной структуре и жизни, внутритроичную жизнь Божества. Так учили свт. Григорий Нисский, свт. Кирилл Александрийский, блж. Феодорит, Василий, еп. Селевкийский, св. Анастасий Синаит, св. Иоанн Дамаскин и св. патриарх Фотий.

http://pravoslavie.ru/3078.html

Разделы портала «Азбука веры» Православные молитвы Кондак 1 Избранный чудотворче, великий угодниче Христов, врачу благодатный, бесов прогонителю, всем любовию притекающим источаяй милости миро, восхваляем тя любовию, отче Пафнутие, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Икос 1 Ангелов Творец, провидя тя ангелом подражателя во плоти имуща быти, от юна возраста облече тя во ангельский чин. Ты же отшед от мира и облекся во иноческое одеяние, крест на рамо взем, вседушно потекл еси во след Распеншегося нас ради Господа: скорбь и труд возлюбив, прилепился еси Христу любовию и молитвами. Мы же, благодаряще о сем Бога, похвальная восписуем ти: Радуйся, послушателю Господа зовуща: возьмите иго мое на себе; Радуйся подвижниче, подвигом добрым подвизавыйся; Радуйся, избравый путь тесный, ведущий в живот; Радуйся, смирением высоких достигший. Радуйся, кротостью в землю кротких вселивыйся; Радуйся, вечное радование на небеси обретший. Радуйся, заступниче наш, и нас поминаяй пред Богом радующихся о тебе; Радуйся, отче Пафнутие, Боровский чудотворче. Кондак 2 Видяще ближнии и дальнии дивное о Бозе житие твое, дарование исцелений и сбытие проречений твоих, вельми удивляхуся и славяще Бога вопияху: Аллилуиа. Икос 2 Разум твой в Божественная вперив и Божиим светом озарився, дары благодатныя являл еси в себе, яко угль горящий огнем Божественным в тебе, сущая возгревая к любви Божией, такожде и сущих с тобою просвещая. Молися убо о нас, покровителю наш, да ревнуя житию твоему спасем души наша и тебе благоприятно поем: Радуйся, разумением воли Божией и тайн Его озаривыйся; Радуйся, сотворивый вся повеленная Христом; Радуйся, в послушаниях монастырских, яко раб неключимый послуживый; Радуйся, образе Евангельского самоотвержения; Радуйся, яко храм Божий сердце твое бысть; Радуйся, яко обитель твою яко рай возделану имел еси; Радуйся, яко велий во Царствии Божием, яко сотворивый и научивый нареклся еси;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи 15.02.2024 13:11:04 МОСКВА Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю празднования Дня православной молодежи. Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с сугубым торжеством: с праздником Сретения Господня, а также с Днем православной молодежи. Ныне Церковь прославляет принесение Богомладенца Иисуса во Иерусалимский храм и вспоминает Его встречу с праведным Симеоном и пророчицей Анной, в образе которых святые отцы традиционно видят олицетворение всех людей, от начала времен ожидавших прихода в мир Спасителя. В чем духовный смысл этого праздника? Вечный, но во человечестве юный Бог встречается с пресыщенным днями старцем, готовящимся к переходу в Вечность. Встречается, чтобы, как поется в кондаке праздника, руце Симеона благословить, якоже подобаше, предварив . Прежде Своего выхода на служение людям Христос благословляет праведного старца, даруя ему отпущение из жизни временной и обновляя надеждой на чаемое вечное спасение. Вы наверняка слышали выражение, когда о ком-то говорят, что у него «молодая душа». Но разве может душа стареть? Разве на нее распространяются законы физического мира? Да, душа стареет, но этих морщинок не видно глазу. Она дряхлеет тогда, когда теряет вечные смыслы бытия и утрачивает связь с Богом. Тогда человек вне зависимости от возраста чувствует душевную усталость и внутреннюю пустоту, которую не заполнить никакими внешними развлечениями и впечатлениями. Без Бога все юное и по земным меркам молодое становится старым и духовно немощным. И напротив — в Боге человек обретает истинный смысл и волю к жизни, находит свое предназначение и начинает по-настоящему познавать себя. Ветхое земное обновляется лишь юной Небесной вечностью. К такому преображению непреходящему, духовному — к жизни нестареемой — все мы призваны стремиться. Хотел бы пожелать каждому — и особенно нашим молодым братьям и сестрам во Христе — никогда не терять духовной бодрости и дорожить личными отношениями с Господом, поддерживая их поучением в слове Божием, исполнением евангельских заповедей и прежде всего — участием в спасительных Таинствах Церкви.

http://radonezh.ru/2024/02/15/svyateyshi...

Святейший Патриарх Кирилл: Сегодняшний день являет нам присутствие Божественной благодати 19.01.2021 18:47:15 МОСКВА 19 января 2021 года, в праздник Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь: Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день на языке церковного Устава именуется Богоявлением. Это означает, что мы празднуем явление Бога миру, явление Бога роду человеческому. Известно из Священного Писания, что Бог являлся праведникам и в Ветхом Завете; но совершенно особым образом Он является на берегу реки Иордан, открывая этим явлением Новый Завет. Он дает нам вéдение, знание того, что Бог есть Троица. Мы слышим и читаем запечатленные в Евангелии слова, которые раздались в момент Крещения Спасителя: «Ты еси Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:16). Мы видим Спасителя, погружающегося в воды реки Иордан, — второе Лицо Святой Троицы; и Дух Божий в виде голубя — третье Лицо Святой Троицы — присутствует при этом дивном явлении Бога роду человеческому. Совершенно особым образом Бог явил Себя в Сыне Своем. Нашим ограниченным умом трудно представить, как всемогущий Творец Вселенной принял человеческую плоть, стал одним из нас — и плоть человека не знатного, обладающего властью, но лишенного всякой власти. Иисус из Назарета являет Себя как человек в самом низу общественной лестницы, лишенный всякой человеческой поддержки и всякой человеческой силы; и, конечно, в этом — величайший Божий замысел, ведь Господь, несмотря на гонения, муки, страдания и крестную смерть, силой Своего Божества не мог быть побежден ни людьми, ни диаволом. Господь выходит великим победителем из этой миссии спасения, которую осуществил, явившись роду человеческому. Потому что Он — Бог Всемогущий, и именно тогда, явившись на берегу реки Иордан в образе обычного бедного человека, Господь всем нам указывает на то, что любая человеческая сила есть сила относительная. Единственная сила, имеющая абсолютное значение, то есть простирающаяся на все сферы не только человеческой жизни, но и на всё существование Вселенной, есть сила Божия. Но эта Божия сила неслучайно явилась роду человеческому во плоти смиренного, бедного, скромного человека. Это действительно великий знак всем нам; и это явление подтверждает другую истину, запечатленную в слове Божием: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» (Пс. 145:3). Подлинное спасение, то есть обладание полнотой жизни и бессмертия, являет нам только Бог.

http://radonezh.ru/2021/01/19/svyateyshi...

Святитель Герман, епископ Парижский Память 28 мая / 10 июня Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви» , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Святой Герман родился в конце V века в городе Отене. По окончании учебы он удалился к одному из своих родственников, священнику, и вместе с ним 15 лет вел благочестивую жизнь в подвигах, молитве и вознесении псалмов. Слава об угоднике Божием распространилась по округе. Тогда епископ Отенский рукоположил его в священника, а затем назначил аббатом знаменитого монастыря святого Симфориана. Строгость Германа была такова, что иногда вызывала недовольство епископа и стоила ему однажды тюремного заключения. Но двери камеры сами открылись перед ним, давая возможность выйти из темницы, однако святой переступил ее порог лишь когда получил на то разрешение. Около 555 года он был призван королем Хильдебертом на Парижскую кафедру. Но и став епископом, Герман не изменил строгости ни в образе жизни, ни в одежде. До конца дней он оставался монахом и подвижником, стремясь к совершенной ангельской жизни. Святой пекся без устали о спасении своего народа. Его проповеди замечательно подтверждались даром чудотворения, которым Господь в избытке наделил Своего слугу. Молитвой епископ врачевал калек и болящих, исцелял одержимых, которых оставлял потом на несколько дней рядом с собой, молясь о них. Слава о чудотворце распространилась повсеместно. Любой предмет, который благословил или к которому просто прикасался святитель Герман, люди стали отправлять страждущим, а те исцелялись благодатью Божией. Он не уставал раздавать милостыню, тратя на это большую часть средств своей Церкви. Если же их не хватало, епископ обращался за помощью к королю Хильдеберту, который восхищался святым, после того как был им исцелен от тяжелой болезни. Милосердие святителя Германа распространялось на всех – и добрых, и злых. Когда это было в его силах, он отпускал на волю узников и освобождал рабов любой национальности. В его лице парижские христиане видели своего возродившегося покровителя – святого Дионисия (память 9 октября).

http://pravoslavie.ru/54132.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010