В прусском земском уложении принята весьма искусственная и нестройная истема. Обязательства сгруппированы по отношению к праву собственности. ервую группу составляют договоры, имеющие целью прямое приобретение права обственности; за ними следуют договоры, имеющие в виду приобретение через осредство третьих лиц; наконец, договоры, имеющие целью содержание, охранение обеспечение права собственности. Эта система, не собирая различные виды, апротив того, разбрасывает их; так, напр., договор товарищества относится прусской системе к общей собственности; наем имуществ – к вещным правам; оговор страхования отнесен к торговому праву. Французский кодекс также не представляет правильной и стройной классификации оговоров. В общей системе кодекса обязательства и договоры отнесены к ретьей книге: о различных способах приобретения собственности. Третий итул этой книги содержит в себе общие правила о договорах. В четвертом итуле собраны правила об обязательствах, возникающих без соглашения, з так называемых квази-контрактов (сюда относятся: опека, вступление наследство, управление наследством, общее владение, управление делом ез поручения, уплата по ошибке без долга), и незаконных или предосудительных ействий (delits и quasi-de-lits). Затем в следующих титулах (5–18) содержатся, ез особой системы, обязательства, из договоров возникающие: предбрачный оговор, купля и продажа, мена, наем, товарищество, заем, поклажа и секвестр, оговоры рискованные: игра, заклад и пожизненная рента; поручение, поручительство, ировая сделка, ручной заклад; наконец, обеспечение привилегиями и ипотеками. арение выделено из ряда договоров, а страхование отнесено к коммерческому одексу. В Австрийском кодексе принято совсем особливое разделение прав. В первой асти книги помещены личные права со включением семейственных; вторая асть содержит в себе права на вещи (Sachenrechte) и делится на два отдела. первому отнесены чисто вещные права (dingliche R.), ко второму – договоры обязательства, под названием лично-вещных прав (Persönliche Sachenrechte, .е. права на вещь, имеющие связь с личностью); в этом отделе, после общих ачал и положений, отдельные виды обязательств размещены в следующем порядке: арение, поклажа, ссуда и заем, поручение, мена и продажа, наем имуществ, ичный наем, договор товарищества и соединения имуществ; договоры об имуществе о случаю брака; рискованные договоры и обязательства из незаконных действий. акладное право отнесено к вещным. Затем система довершается третьей частью, которой сбиты довольно нестройно так называемые общие положения о личных вещных правах, между прочим об укреплении, изменении и прекращении прав; юда отнесены правила о поручительстве и отчасти о залоге.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

См. еще особые правила об усыновлении питомцев Спб. и Моск. Воспит. Домов в т. Х ч. 1, Зак. Гр., ст. 156, прим., прил. по римскому праву и по греко-римским законам, вошедшим в Кормчую, из усыновления возникает отношение, подобное родству. По церковным законам, оно служит препятствием к браку до 7-й степени. Это препятствие ныне не принадлежит к числу безусловных, но требует разрешения архиерея (Нев. I, 194, 204). Общие правила усыновления, в законах прибалтийских губерний, взяты из римского права. Усыновление совершается с утверждения суда, коему подведом усыновляемый, или сиротского суда, буде он несовершеннолетен. Усыновляемый приобретает все права кровных детей, но в потомственном дворянстве сообщение прав не дворянину зависит от согласия дворянского общества и от Высочайшего соизволения. От усыновленных отличаются приемыши, взятые на попечение: отношение их свободное и не соединяется с передачей прав (Остз. Гр. Зак. 175–196). Глава пятая. Опека и попечительство § 28. Понятие об опеке. – Отличие его в римском и в новейших законодательствах. – Устройство органов опекунского надзора. – Установление опеки и общие правила опекунского управления Родительская власть, происходящая от кровной связи, объясняется и оправдывается, с одной стороны, чувством естественной любви, с другой, – необходимостью защиты и воспитания. В этом случае сама природа указывает человеку, еще не пришедшему в полный возраст, защитника, покровителя, воспитателя и представителя в лице родителей. Но когда нет ни родителей, ни замены их – усыновителей, тогда общество создает для человека искусственное попечительство, заботится о том, чтобы кто-нибудь принял его на свое попечение. Есть и другая потребность, по отдельному имуществу, которое принадлежит детям: чтобы был представитель их личности по отношению к этому имуществу, так как сами дети еще не способны к юридическим действиям. Эта последняя цель стояла на первом плане в римской опеке. Новейшее понятие об опеке обширнее римского. В него более входит понятие о нравственном и материальном попечении опекуна о питомце, и эта цель опеки стоит на первом плане. Далее, в праве новой Европы развилось понятие о верховной опеке или о верховном надзоре правительства за опекой, о верховном попечительстве и об ответственности опекунов по общественному званию. Опека и попечительство получают публичный характер. В этом отношении понятие об опеке простирается за пределы семейственного права и может быть отнесено к обязательствам. В этой части курса будет речь только об опеке в порядке семейственном.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Скачать epub pdf Правописание согласных. I. Общие правила правописания согласных § 49. Чтобы правильно написать согласную в конце слова или перед другими согласными ( п или б, ф или в, т или д, с или з, к или г, ш или х ), нужно взять другую форму того же слова или подобрать другое слово того же корня, где после согласной оказалась бы гласная, и писать ту согласную, которая пишется перед гласной, например: дуб, дубки (дубы), рукав, рукавчик (рукава), лиф, лифчик (лифы), молотьба (молотить), низкий, низший (низок), высший (высокий), когти (коготь), ложка (ложечка), плошка (плошечка). В ряде случаев для правильного написания согласной можно изменить слово так, чтобы после согласной оказалась не гласная, а согласная р, л, м, н, в, например: штраф – штрафной, зубки – зубной, бегство – беглый, вымок – мокрый. Правописание согласных, которые нельзя проверить путем изменения слова, определяется в словарном порядке, например: общий, футбол, оптом. Примечание. Слово свадьба пишется с буквой д (свадебный), хотя слова того же корня сватать и сват имеют согласный т; лестница, отверстие пишутся с буквой с, несмотря на наличие форм лезу, отверзать. § 50. Правило § 49 относится также к приставкам, например: в ходить (влезать), надколоть (надрубить), обтесать (обрезать), подкинуть (подменить), представить (предоставить), отдать (отучить), сделать (суметь), сбросить. В приставках без-, воз-, вз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез- (через-) перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ пишется с вместо з, например: бесполезный, воспитать, вспахать, искусать, ниспровергнуть, рассыпать, роспись, чересполосица, но: безвкусный, бездарный, вздремнуть, возбудить, избавить и т. п. Пожелание от русской Православной церкви, пока не принятое правительством РФ: Факультативное написание: приставка без- перед глухими к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ может писаться с з , если человек является верующим, и его смущает бес платный, бес полезный, бес денежный и т. д. § 51. Правило § 49 относится к т, д перед с, ц и ч в начале суффиксов, например: детство (дети), блюдце (блюдо), корытце (корыто), молодчик (молодой), попутчик (пути). Буква т перед ч пишется и в тех случаях, когда суффиксы -чик-, -чин-, -чат- и т.п. присоединяются к основе, оканчивающейся на -к, -ц, -ч, причём буквой т заменяется конечная согласная основы, например: кабатчик (кабак), черепитчатый (черепица), крупитчатый (крупица), таблитчатый (таблица), реснитчатый (ресница), картотетчик (картотека), добытчик (добыча).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

2. Важность умственного образования сама собою очевидна, особенно если представить себе такого человека, коего способности или остаются в бездействии по недостатку образования, или, что еще опаснее, посредством превратного образования уклонились от своего прямого пути. Самые упреки, которые часто делают против одностороннего умственного образования, необузданности воображения и т.д., доказывают необходимость образования познавательных способностей, многостороннего и хорошо соображенного с истинным назначением человека. Далее, умственное образование есть обильный источник внутренних удовольствий, условие внешней деятельности и совершенно соответствует премудрым намерениям Творца, ибо оно есть не что иное, как раскрытие тех прекрасных семян, которые Сам Творец насадил в духе человеческом и хочет, чтобы они вырастали, расцветали и приносили плоды. § 52. Общие правила предосторожности 1. Прежде нежели будем рассматривать умственные способности порознь, предложим общие правила, – и, во-первых, правила предосторожности, которые предохраняли бы от всего ослабляющего или разрушающего сии способности. Есть такие примеры, что родители и воспитатели намеренно старались подавлять в дитяти некоторые способности, например, любознательность, воображение и т. п., чтобы тем вернее предохранить их от злоупотребления. Но неправильность таких поступков видна уже из того, что было замечено в § 5. Хотя воспитатель и должен отсекать дикие наросты и лишние отростки, но самого дерева, то есть данных от Бога способностей, он не должен разрушать, а напротив должен питать их и возращать. 2. Чаще ослабляются духовные способности ненамеренно, по неведению, по нерадению, или по каким-нибудь господствующим предрассудкам. Это особенно случается от недостатка правильного возбуждения их, или от чрезмерного напряжения. Как в теле, так и в душе бездействие или неупотребление данных нам сил влечет за собою ослабление их (§ 18). Оставьте, например, без употребления память мальчика – и она останется навсегда слабою: напротив, упражняйте ее надлежащим образом – и она укрепится. Поэтому чрезвычайно вредно, когда или слишком обременяют воспитанника учением, или напротив слишком облегчают обучение, так что оно становится для воспитанника как бы приятною забавою.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Общественное Богослужение. Проповедание слова Божия, читается ли оно или произносится без книги. Вечерю Господню (таинство причащения). Молитву общественную и частную (с семьёй и наедине). Испытание Писаний. Посты, или воздержание. Таковы общие правила вашего общества, которые сам Бог внушил нам и научил содержать нас чрез Свое писанное слово (Библию), служащее для нас единственно достаточным руководителем веры и жизни. Мы уверены, что Бог начертает эти правила в каждом истинно пробужденном сердце. Если же есть некоторые люди, которые недостаточно обращают на них внимания или приучаются действовать против них, то об этом необходимо заявить тем, которые обязаны бодрствовать над этими душами и давать за них отчет; тогда мы укажем таковому его ложный путь, мы помедлим, посмотрим некоторое время. Но если это не послужить к лучшему, то таковой должен от нас уйти. Мы сделали свое! 560 Как видно из содержания изложенных правил, Джон Весли при составлении их имел в виду определить и подвести под строгие рамки всю общественную и частную жизнь своих последователей. Но он не зашел при таком стремлении так далеко, как зашли талмуд евреев или казуистика католицизма. Все дело его пришло к указанию того, что ему желательно было видеть в членах своих общин, и в чем он видел залог действительного нравственного преуспеяния. Он дает большею частью общие предписания, на основании которых каждый в частности член методизма мог создать свой (индивидуальный) нравственный образ. Но если он, говорим, не дошел до крайности талмуда и казуистики, тем не менее он не мог удержаться от того, чтобы не ввести некоторых излишних предписаний, касающихся частных случаев жизни, когда было вполне достаточно сказать в правилах об общем предписании Евангелия, или указать на него. 561 Правила, составленные Весли, представляют попытку раскрыть некоторые истины Евангелия, но попытку неудачную; неполнота раскрытия, смешение духа евангельского закона с внешним выполнением его, кажется, могут быть достаточною характеристикою произведения братьев Весли. Неудивительно, что произведение это потерпело судьбу всякого рода подобных произведений. Для

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

е. добрым, или нравственным, другого рода действия – к прорицаемым, злым, безнравственным. Иначе по мере возбуждений нравственного чувства, возрастает в душе человека и сознание того, какими действиями приятно и какими неприятно возбуждается это чувство, и что, следовательно, подходит под категорию нравящегося, нравственного добра или блага, и что под категорию не нравящегося, нравственного зла; а образование этих понятий и соединение их в суждения и есть образование нравственного закона. То, что первоначально является, как я сказал уже, в форме темного, инстинктивного правила, с течением времени, через общение наше с другими людьми посредством слова, и через сравнение самонаблюдение с наблюдениями других, становится в сознании все более и более ясным, и твердым. Итак, нравственный закон, или правило внутреннего и внешнего поведения человека, есть результат работы мысли над содержанием многократного проявления нравственного чувства и на сколько имеет силы над волей человека, на сколько свидетельства чувства подкрепляют его требования; это суть те же одобрения или порицания, мучения или радости от нравственного чувства, возникавшие при отдельных действиях человека, – только сгруппированные и отвлеченные в общие понятия об этих действиях и выраженные не в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, а под влиянием способности человека заботиться о будущем и о своих будущих предполагаемых действиях, в форме повелительного наклонения, как требования, относящиеся к будущему, как правила жизни вообще. Но если отдельные добрые или злые намерения и действия человека, отмеченные соответственными им движениями нравственного закона, наше логическая сила группирует и, в виду будущего поведения человека, – подводит под общие правила поведения, то и следы движений нашего нравственного чувства не остаются потерянными для этих общих понятий добра и зла, обобщаясь между собой составляют одно общее чувство по отношению к закону вообще, называемое чувством долга или чувством законности, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vop...

Книга Левит Название книги Третья книга Моисеева надписывается в еврейской библии начальным словом своим «Ваийкра», что значит «и воззвал», т. е. и воззвал Бог Моисея из скинии к выслушанию левитских законов. Греческое же название сей книги есть «Λεβυτικον», т. е. ββλιον – «Левитская Книга», – поскольку она содержит свод законов относительно левитского служения ветхозаветных жрецов. Время и место написания Законы и обряды, содержащиеся и книге Левит, открыты Господом Моисею непосредственно после поставления Скинии. Свидения, в различные промежутки времени от половины первого месяца до половины второго месяца, во втором году после исшествия Евреев из Египта. Моисей же, вероятно, записывал сип законы по мере откровения их от Бога. Цель книги Цель книги Левит может быть усматриваема в том, чтобы увековечить для народа иудейского и для его священников законы, которыми определялась жизнь и деятельность того и других; а также начертать в прообразах сени грядущих таин в благодатном царстве великого первосвященника – Христа Иисуса. Обозрение содержания книги, о разделением ее на части по главным предметам содержания По главным предметам содержания, книга Левит разделяется на четыре части с заключением. I. Предварительно излагается чин ветхозаветного богослужения, состоявший в различных жертвах, – это первая богослужебная часть (гл. I–VII). II. После сего описывается учреждение самого жреческого чина, чрез поставление в оный Аарона и сынов его, – это вторая иерархическая часть (гл. VIII–XI.) III. Затем в третьей части излагаются законы, или правила жреческого служения: А. По отношению к народу: аа) правила при очищении различных внешних, или так называемых законных нечистот в народе израильском (отдел обрядовый – гл. XI-XVI). бб) Правила для искоренения различных нравственных нечистот народа (отдел судебный, или юридический – гл. XVII-XX). Б. По отношению к самим священникам: вв) Правила, определяющие качества жрецов и их отношения к святыням сынов израилевых, и к жертвенным животным (отдел канонический – гл. XXI–XXII). IV. В четвертой части начертывается круг годовых праздников ветхозаветных, с присовокуплением правил на некоторые частные случаи жреческой практики (гл. XXIII–XXV). V. Заключение имеет целью возбудить ревность к соблюдению изложенных обрядов и постановлений, и в частности обетов и десятин (гл. XXVI–XXVII). Гл. I–VII. Виды ветхозаветных жертв. Общие и некоторые особенные обряды жертвоприношений. Значение жертв

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Двусмысленное слово справедливо истолковывать в смысле, наиболее соответствующем общему смыслу целого распоряжения и всего акта и намерению завещателя. Для истолкования договоров закон обыкновенно устанавливает некоторые общие правила. Многие расположены применять эти правила и к истолкованию завещаний; но когда положительный закон не предписывает сего применения, его можно дозволять себе лишь с крайней осторожностью, и во всяком случае лишь в виде пособия, а не в силе руководства; ибо правила для истолкования договоров постановлены в виду акта обоюдной воли, существенно несходного с завещанием. В нашей практике особенно опасно применение к завещаниям 1539 ст. 1 ч. Х т., которая и в применении к договорам представляет руководство скудное и двусмысленное. Во всяком случае у нас опаснее, чем где-либо, основывать решение на общих правилах толкования, ибо эти правила, не имеющие у нас твердого и надежного основания ни в законе, ни в судебной практике, в решении суда всегда получают вид произвольно взятых положений. Так, напр., в практике французских и германских судов применяется нередко к завещаниям правило, взятое из закона о договорах (1157 ст. Code N.), что статью двусмысленную надлежит разуметь предпочтительно в том смысле, в коем она может иметь какую-либо действительную силу. Случается, что и у нас, применяя это правило к истолкованию завещаний, разумеют его так: «толкование должно быть направлено к отысканию воли завещателя, могущей быть приведенной в исполнение не в противность законам, ибо следует всегда предполагать, что завещатель, зная закон, желал только законного». Без сомнения, подобное правило было бы крайне стеснительно для суждения, если бы суд поставил его перед собой в руководство: предстояла бы опасность, что в сомнительных случаях, особливо при истолковании распоряжения, обставленного условиями, судья стремился бы натягивать на закон распоряжение завещателя, и ум невольно располагал бы к извращению истинного намерения на тот смысл, в коем оно подходит под законную норму, или к отсечению от воли той обстановки, которая представляется не совсем согласной с законом, но вне коей воля утрачивала бы всю свою цельность и единство с прямым намерением завещателя. Напротив того, дело суда, кажется, состоит в том, чтобы определить прежде всего свободно и без предвзятого мнения, в чем состоит воля и намерение завещателя, а затем уже рассудить, согласна ли воля с законом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

О важности и необходимости для современников Вальсамона этих сведений можно судить на основании собственных слов Вальсамона. Так, в толковании на 53-е пр. Трул. собора, приведя содержание 24-ой новеллы императора Льва Философа, запрещавшей усыновленным вступать в брак с детьми усыновителя, он замечает: «... И держи это в памяти; ибо об этом нигде в другом месте не упоминается, и посему для многих остается это неизвестным...» 448 По этим словам Вальсамона можно заключить, что многие в его время не знали о существовании даже столь важного для брачного права закона. В комментарии Вальсамона мы находим также замечания относительно характера и сферы действия самых церковных правил. Как хороший юрист, он всегда отличает общие нормы от частных и местных правил 449 , законы от проектов закона 450 ; относительно некоторых правил замечает, что они представляют собою лишь дополнение и более подробное объяснение других правил 451 , или являются лишь повторением других правил 452 ; отмечает правила, потерявшие силу 453 ; указывает на исключение из правила 454 ; дает некоторым правилам ограничительное толкование 455 ; другие, наоборот, толкует распространительно 456 . Критических замечаний относительно самых правил в комментарии Вальсамона на Каноническую Синтагму очень немного. А именно, по поводу 14-го правила Сардикийского собора 457 он замечает: «… Я удивляюсь, как отцы не определили, как поступать в том случае, если, например, папа отлучит своего клирика неблагословно, и клирик жалуется на отлучение, но не может обратиться к большему собору и предложить обвинение...» 458 – Относительно 13-го правила св. Василия Вел. 459 , следуя Зонаре 460 , говорит: «... Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует, потому что может случиться, если оно будет принято, что воины, находясь постоянно на войне и убивая неприятелей, никогда не будут причащаться, что невыносимо...» 461 – Наконец, в толковании на 3-е правило Феофила Александрийского (относительно одного пресвитера, обвиняемого в том, что он до рукоположения изнасиловал женщину, отлучившуюся от живого мужа) Вальсамон пишет: «...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

род.п. ед.ч δεδομνου δεδομνης δεδομνου Временные формы глаголов, встречающиеся пятьдесят и более раз в Новом Завете На следующих страницах для глаголов, встречающиеся пятьдесят и более раз в Новом Завете, приведены основные формы, действительно используюшиеся в тексте. Три категории глаголов Что касается заучивания наизксть, то существуют три категории глаголов. – Правильные глаголы. Нет нужды запоминать их временные формы. – Глаголы, претерпевшие обычные изменения. Работая с данным учебником, вы встречали модели образования основ разных времен. Если вы знаете правила, которым подчинены данные изменения, эти глаголы также не нужно заучивать. Все правила, которые нужно знать, перечислении ниже, а изменения объяснены в сносках к соответствующим временным формам. – Глагольные формы, требующие запоминания. Способ запоминания некоторых глагольныъ форм настолько сложен, что легче просто их заучить. Такие формы выделены в списке полужирным шрифтом. Противостаньте искушению заучивать невыделенные формы. Учите правила и запоминайте только необходимый минимум глагольных форм. Если составной глагол содержит основу, которую следует заучить, в списке выделена только простая форма, от которой образован данный глагол. Например, аорист страдательного залога от βλλω (βλθην) выделен, а аорист страдательного залога от κβλλω (ξεβλθην) нет. Зная первую форму, вы должны узнавать и вторую. Правила, которым подчиняется данный список. 1 . Не запоминайте данный список. Если вы полагаетесь на механическое зазубривание, вы, скорее всего, не сможете пользоваться греческим языком в вашем служении. 2 . Временные формы следуют в обычном порядке: настоящее время действительного залога, аорист действительного залога, перфект действительного залога, перфект среднего/страдательного залога, аорист страдательного залога. 3 . Если глагол – простой или составной – не встречается в данном времени в Новом Завете, соответствующая форма не приводится. Вместо ставится прочерк. 4 . Изменения, происходящие в составных глаголах, объясняются, когда приводится соответствующий простой глагол. Например, объяснения для εσρχομαι см. у ρχομαι.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010